когда появилась первая школьная форма в мире
История школьной формы: как менялся стиль учеников в разных странах мира
Первой страной в мире, которая ввела школьную форму, принято считать Великобританию. Так, в 1552 году в школе Christ’s Hospital в Лондоне, где учились сироты и дети из малообеспеченных семей, которым не в чем было ходить на занятия, впервые появилась специальная одежда для учащихся. Она была синего цвета: считалось, что этот цвет должен был приучить ребенка к покорности. Однако на самом деле синее сукно в то время стоило дешевле всего. Сейчас это частная элитная школа, главной традицией которой вот уже на протяжении более чем 460 лет является неизменная школьная форма в тюдоровском стиле: длинные синие пальто, у мальчиков с галифе, а у девушек с плиссированными юбками, которые дополняют желтые носки и кожаный ремень.
В настоящее время в английских школах нет единой формы для всех учебных заведений. В самых престижных учреждениях обязательным элементом школьной одежды считается собственный логотип или герб. Британцы предпочитают темные цвета для блейзеров с нагрудной эмблемой школы, которые часто сопровождаются яркими гольфами и галстуками, а иногда шляпами или беретами. В частных заведениях форму нужно покупать в магазине при школе, причем не только костюм в зимнем и летнем вариантах, но и спортивную форму, носки, галстуки, зачастую обувь и даже заколки для волос.
Нет ничего удивительного в том, что все государства, входившие в состав Британской империи, переняли подобную традицию и продолжают хранить ее и в настоящее время, уже обретя независимость от короны. В Индии, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии школьная форма считается обязательной, но каждая школа устанавливает собственные правила для школьников — единого стандарта нет ни в одной из этих стран. В жарких странах ученики обоих полов могут ходить в школу в форменных шортах. В некоторых школах Индии девочки по-прежнему должны одеваться в традиционное сари.
В других европейских странах школьная форма так и не прижилась. Например, во Франции форма в учебных заведениях существовала лишь в 1927 – 1968 годах, в Польше — до 1988 года, а в большинстве европейских стран до сих пор всё ограничивается достаточно строгим стилем.
Всегда в форме: история ученических костюмов
Еще в царские времена чиновники решили: ученикам всех возрастов следует носить одно и то же, ведь дисциплина — основа воспитания. С течением лет все поменялось, взрослые стали обращать внимание на уникальность детей, давать им свободу самовыражения. Сейчас в нашей стране нет единого костюма для учащихся, его вводят по желанию, но сама школьная форма имеет богатую и интересную историю.
От гражданского мундира к «синей говядине»
Идея облачить воспитанников в идентичные костюмы принадлежит Императорскому Царскосельскому лицею. Высокое начальство ее одобрило. В результате было решено создать ученическую форму на манер военного мундира. Гимназисты получили парадную форменную одежду из темно-синего сукна с красными отворотами на рукавах, стоячим воротником и золотым, серебряным шитьем.
В скором будущем элитные учебные заведения Петербурга нарядили своих гимназистов в однобортные синие куртки с красными воротничками и блестящими золочеными пуговицами.
Несмотря на популярность формы, только в 1834 году Николай I утвердил «Положение о гражданских мундирах». Вплоть до революции все студенты, гимназисты и лицеисты обязаны были носить гимнастерки, фуражки, шинели и черные брюки. Зимние шинели в пол оказались очень неудобными, поэтому позже их заменили на пальто, также убрали кепи с широким козырьком из кожи и ввели фуражки гвардейского образца. Создание школьной формы так и не было поставлено на поток, детали комплекта заказывались на деньги родителей и попечителей. Не все могли позволить себе такую роскошь, поэтому бедные семьи ограничивались форменными фуражками.
В течение XIX века покрой, цвет и детали школьных костюмов менялись. С 1870-х мода на темно-зеленое сукно исчезла, мундиры стали темно-синими и вдохновили детей на популярную в то время дразнилку: если гимназист — значит синяя говядина.
Платье для благородной девицы
В царской России скромность считалась украшением женщины, поэтому девочек одевали максимально просто, а воспитывали в строгости. В знаменитом Смольном институте благородных девиц (XVIII век) цвета платьев зависели от возраста: самым юным предназначался кофейный оттенок, институткам постарше — голубой, следом шел серый и, наконец, белоснежный.
Потом стали появляться женские школы и гимназии. Девочки продолжали носить закрытые длинные платья одного тона, но единого регламента не было — все зависело от конкретного учебного заведения.
Закон о гражданской форме для девочек появился в 1896 году. Ученицы ходили в коричневых платьях из шерсти с воротником-стойкой и черных фартуках. В праздничные дни неброский образ мог дополняться фартуком, пелериной и кружевным воротничком белого цвета. Некоторые учреждения позволяли гимназисткам присутствовать на занятиях в клетчатых платьях, хотя коричневый цвет оставался неизменным.
После революции разделение учебных заведений было упразднено. Посещение гимназий, лицеев и училищ означало принадлежность к ненавистному дворянскому сословию. То же касалось и унифицированной школьной формы. Страна переживала тяжелое время, ее охватил голод, поэтому о массовом выпуске ученического костюма не могло идти и речи. Ребята в основном донашивали одежду за старшими.
Косички, красные галстуки и короткие платьица. Какой была советская форма
1940-1950-е годы
Единая для всех школьников форма вернулась в 1949 году. Причем в том виде, в каком ее отменили. Для мальчиков — военные гимнастерки с воротником-стойкой, подпоясанные лакированными ремнями с пряжкой. Для девочек — коричневые платья, черный или праздничный белый фартук, белоснежные воротнички и манжеты. Правда, платьица стали намного короче, появились хлопковые чулки. Конечно, без пионерского галстука садиться за парту было нельзя. Кители, которые возникли в школах 50-х годов, считались роскошью. Часто единственный на весь класс китель переходил из рук в руки. И то, когда кого-нибудь из парней ловили в коридоре школы с требованием одеться по регламенту.
Если девочки теперь должны были заплетать волосы в косы (в идеале — в две), то мальчишек с 1 по 4 класс брили наголо, с 5 класса им разрешалось оставить челку. И только юноши-старшеклассники «ходили как взрослые».
1960-1970-е годы
В начале шестидесятых от идеи облачать детей в подобие военной формы решили отказаться. На смену гимнастеркам, фуражкам и кителям пришли серые костюмы: однобортные шерстяные пиджаки с тремя пуговицами из пластмассы и брюки из ткани в тон. Под пиджак рекомендовалось надевать белую рубашку. Фуражку сменил серый или темно-синий берет. В жаркую погоду допускалось надевать бриджи или шорты. У юных учениц все осталось по-прежнему, единственно хлопчатобумажные чулки заменили гольфами и колготками, а некоторые девушки предпочли расстаться с длинными косами.
Новая мода, которую ввел советский модельер Сергей Бейкер, через десять лет сошла на нет. В 1975 году для ребят ввели темно-синюю полушерстяную форму: брюки и курточку для младших школьников, пиджак-блейзер — для старших. Сбоку на рукаве красовалась нашивка с изображением открытого учебника на фоне восходящего солнца.
Считалось, они олицетворяют собой просвещение, ведь ученье — свет.
В 1977 году революция коснулась и девичьей униформы. Старшеклассницы стали носить синие пиджаки-блейзеры, юбки в складку такого же цвета и белые блузы.
1980-е годы
В 1984 году появился новый регламент: с 8 класса мальчики теперь носили темно-синие костюмы-двойки, а девочки — костюмы-тройки (пиджак, жилет и юбка). Нашивка на рукаве имела тот же стиль, что и у ребят 1-7 классов, только фон стал синим, а солнце заменил атом. На женских пиджаках эмблемы не нашивались. В 1988 году для учениц Ленинграда, Сибири и Крайнего Севера сделали исключение: в холодное время они могли носить брюки синего цвета.
В школах под запрет попадали спортивная обувь и футболки, косметика, украшения, а также модельные прически. Понятно, что желание девушек создать красивый и уникальный образ толкало их на нарушение правил. Но любые вольности могли повлечь за собой неприятные последствия. Некоторые особо строгие преподаватели и завучи при виде украшений и косметики прилюдно требовали снять сережки или смыть помаду с тенями.
От свободы девяностых до наших дней
Обязательную школьную форму отменили, когда СССР распался. Юридически это было закреплено в 1994 году, но уже с 1991 ребята садились за парты, в чем хотели. Пиджаки, юбки и брюки прошлых лет исчезли с прилавков. С начала нулевых униформу носили в основном ученики элитных гимназий и лицеев. В СОШ решение облачать детей в одинаковые костюмы принимали, как правило, родители и классный руководитель.
В сентябре 2013 года начал действовать закон «Об образовании». Каждое учебное заведение теперь может привести одежду своих учащихся к единому стандарту. Конечно, мнение родителей и педагогов здесь играет важную роль, как и требования отдельного региона. Не всех порадовала эта новость. Многие молодые мамы и папы убеждены: одевать всех детей одинаково — значит обезличивать каждого. Люди постарше, наоборот, с теплотой вспоминают советские платьица, фартуки, костюмы и не видят в форме ничего предосудительного.
От гвардейских мундиров — к стильным костюмам: экскурс в историю школьной формы
Прародитель школьной формы
Некоторые исследователи считают первой школьной формой в России костюмы учеников Императорского воспитательного дома в Москве — крупнейшего в стране приюта для сирот, — введённые в конце XVIII века. Обязательной форма была и во многих сиротских школах для детей мещан и крестьян. Свою униформу получили и воспитанницы институтов благородных девиц и других женских закрытых учебных заведений.
Следующий шаг сделал император Александр I в начале XIX века, призвав чиновников унифицировать российское образование. 26 января 1803 года были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения». Они не касались ученической одежды, но большинство отечественных гимназий вскоре ввели костюмы, в основном похожие на студенческую форму университетов. Так, пансионеры при Московском университете носили тёмно-синие мундиры с малиновыми воротниками, а воспитанники Одесской гимназии — однобортные синие мундиры [1].
XIX век: попытки унификации, постоянные нововведения
Общепринятой датой рождения школьной формы считается 27 февраля 1834 года, когда Николай I издал «Указ о гражданских мундирах». Параграф 88 гласил: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир тёмно-зелёного сукна с тёмно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные тёмно-зелёные с околышком по цвету воротника» [2].
Впоследствии официальные фасоны неоднократно менялись: наиболее крупные обновления гимназической формы исследователи моды выделяют в 1855, 1864, 1868, 1871 и 1881 годах. До 1870-х годов доминирующим цветом школьных мундиров был тёмно-зелёный, затем — различные оттенки синего (за это гимназистов уничижительно звали «сизяками» или «синей говядиной»), изредка встречался серый. Изменения также касались кантов и выпушек (цветных вставок), арматуры (металлических значков с аббревиатурой учебного заведения или символами профессий; они обычно крепились на околыше фуражки и воротнике тужурки), пуговиц, поясов и других элементов костюма. Но общий принцип оставался незыблем: форма учащихся, как и чиновников, в значительной степени копировала современные военные мундиры.
Установленные «свыше» образцы чаще всего играли роль парадной формы; будничные костюмы учебные заведения могли определять самостоятельно. Особенно отличались в этом отношении негосударственные училища и гимназии. В качестве примера можно привести рапорт председателя совета Московской практической академии коммерческих наук генерал-губернатору П.А. Тучкову от 13 апреля 1861 года:
«С согласия бывшего попечителя академии графа Закревского, выраженного в предписании от 9 января 1856 года за № 169, установлена для воспитанников академии следующая форма обмундирования: однобортный полукафтан тёмно-зелёного цвета по образцу, назначенному для гражданских чиновников, с гладкими металлическими пуговицами, стоячим откошенным суконным тёмно-зелёного цвета воротником, с красной выпушкой по краям воротника и золотыми петлицами, с выпушкой на обшлагах и карманах, брюки тёмно-зелёные.
Между тем постоянно носить форменную одежду оказывается для воспитанников неудобным, а потому Совет академии входил с представлением в Общество любителей коммерческих знаний об установлении для воспитанников будничной одежды, а именно: для первых трёх классов куртку, для 4-х и 5-х — коротенький сюртук с серыми шароварами, а для воспитанников 6-х, 7-х и 8-х классов обыкновенный двубортный сюртук с чёрными брюками, на что Общество изъявило свое согласие с тем, чтобы означенная одежда для воспитанников была введена постепенно, нынешняя же форма оставлена праздничною.
Донося об этом Вашему Высокопревосходительству, Совет академии на основании п. 51 Устава академии имеет честь испрашивать разрешения Вашего на введение для воспитанников означенной будничной одежды» [3].
Форма как репутация
Гимназическую форму предписывалось носить практически постоянно — по ней учащихся узнавали на парадах, в театре и церкви, на праздничных и торжественных мероприятиях. Это помогало школьным инспекторам следить за поведением детей и подростков, которое должно было соответствовать строгим правилам учебных заведений. Например, многие из них ввели комендантский час, после которого гимназисты не имели права выходить из дома или появляться в общественных местах, зачастую даже в сопровождении взрослых. В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» говорится: «На другой день на большой перемене в класс вошёл наш классный наставник. Он потребовал мой дневник и на кондуитной страничке написал: “Воспитанникам средних учебных заведений воспрещается посещать кафе, хотя бы и с родителями”».
Следили инспекторы и за опрятностью и аккуратностью подопечных. Дисциплинарное наказание могло последовать за любое нарушение — невыглаженные брюки, плохо пришитые пуговицы, грязные ботинки, сдвинутую на затылок фуражку и так далее. Впрочем, строго придерживались правил в основном младшие ученики. Старшие гимназисты, несмотря на возможные последствия, позволяли себе разные вольности: мяли фуражки, ломали козырьки, носили шинели «на плечо» (не вдевая руки в рукава) и даже выводили мелом или чернилами инициалы возлюбленных на гимнастёрках или куртках.
Женское образование развивалось в России медленнее, чем мужское, потому и соответствующие каноны появились гораздо позднее. Некоторые гимназии начали вводить уставные платья в 1880-х годах, но официальное положение о форме для девочек появилось только в 1896 году. Повседневные платья были самого простого покроя — глухие (закрытые), одноцветные, чаще всего коричневые. Шили их из камлота — мягкой шерстяной ткани с добавлением шёлка, в дополнение шёл чёрный шерстяной фартук. В парадной форме одежды его заменяли белым. Кроме того, разрешалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если позволяли средства родителей.
Из воспоминаний гимназисток можно узнать, что школьная форма отличалась по фасону и цвету не только в разных заведениях, но даже в разных классах. Младшие девочки носили тёмно-синие платья, ученицы средних классов (12–14 лет) — цвета морской волны, а выпускницы — коричневого. Общепринятым было лишь требование опрятности: следовало содержать платье в чистоте (особенно белый воротник), не носить его дома и ежедневно разглаживать.
XX век: отмены и повторы
В конце XIX — начале XX века школьная форма получает распространение не только в общеобразовательных, но и в профессиональных (технических) учебных заведениях. Подтверждение находим в циркуляре Министерства народного просвещения 1903 года:
«I. Для учащихся в средних технических училищах установлена следующая форменная одежда.
1) Полупальто (тужурка) чёрного сукна, двубортное, с 12 металлическими золотыми гладкими пуговицами, по шесть на каждом борту, с отложным воротником, плотно застёгивающимся около шеи на крючок, с петлицами из чёрного сукна с пуговицами и с установленными знаками технических училищ, с синим кантом по воротнику, обшлагам рукавов и петлицам. При тужурке обязателен галстук из чёрного сукна, военного образца.
Примечание. Кроме этой одежды, для классных чертёжных занятий вводятся блуза-куртка из чёрного сукна со стоячим воротником и со знаком училища на концах воротника и рабочая форма для мастерских — синяя блуза-рубаха с поясом из ремня.
2) Пальто чёрного сукна с клапанами, с такими же петлицами и кантами на воротнике и обшлагах, как в тужурке.
3) Шаровары из чёрного сукна на выпуск. При летних практических занятиях ученики носят шаровары в сапоги.
4) Фуражка (с козырьком) чёрного сукна с таким же околышем и синими кантами на тулье и околыше.
Примечание. На околыше фуражки помещается позолоченный металлический знак, составленный из циркуля, разводного ключа, молотка и треугольника. Такой же знак меньшего размера нашивается с двух сторон на воротник тужурки и блузы и на петлицы пальто.
В средних технических училищах смешанного типа тужурка полагается лишь ученикам четырёх высших классов (технических).
II. Форменная одежда учащихся в низших технических училищах устанавливается такого же образца, как и для учеников средних технических училищ, с заменою чёрного сукна чёрно-серым, без кантов на воротниках, обшлагах, петлицах и на фуражках» [4].
Уже в начале Первой мировой войны (1914–1918) многие семьи столкнулись с материальными трудностями: денег хватало только на повседневные нужды, и гимназическая форма стала едва ли не предметом роскоши. Вскоре появились циркуляры Министерства народного просвещения и подчинённого ему Московского учебного округа, которые фактически отменяли форменную одежду: «Министерство народного просвещения… признало необходимым подтвердить начальникам учебных заведений, что в виду вздорожания жизни не следует применять стеснительных мер к учащимся, кои по материальным обстоятельствам не могут в точности соблюдать установленную форму одежды.
Ныне, в виду наступления нового учебного года и ещё большего вздорожания всех предметов обихода, напоминая об этом распоряжении, Министерство народного просвещения циркулярным распоряжением от 4 августа сего года за № 5759 просит указать начальству учебных заведений, что учащиеся, как в стенах школы, так и вне оной, могут носить домашнее платье, лишь бы оно было скромное и опрятное.
Об изложенном сообщаю гг. начальникам средних учебных заведений Московского учебного округа для сведения и должного исполнения» [5].
После революции 1917 года школьную форму окончательно отменили в числе прочих «буржуазных пережитков» — вместе с гимназиями. Долгое время советские школьники носили одежду, которую могли обеспечить им родители. Кто-то донашивал форму, доставшуюся от старших братьев и сестёр, но уже без арматуры…
Большевики ввели новые знаки отличия по возрастам: ученики младших классов были октябрятами, средних — пионерами и старших — комсомольцами. Впрочем, новизну можно оспорить: пионеры пришли на смену запрещённым скаутам, даже галстук от них унаследовали, лишь «перекрасив» его в красный цвет. Главным элементом парадной формы стали белая рубашка у мальчиков и блузка у девочек.
Отдельные попытки возродить школьную форму принимались после Великой Отечественной войны. Соответствующее официальное постановление вышло в 1948 году. Но сложная экономическая ситуация ещё несколько лет не позволяла одеть всех школьников единообразно. Многие родители переделывали форму из старой одежды, в том числе из армейского обмундирования, благо покрой остался похожим на военный, как это было и до революции. Мальчиков обязали носить в школу серые гимнастёрки с воротником стойкой, пятью пуговицами и двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательным элементом школьной формы были ремень с пряжкой и фуражка с кожаным козырьком. Скромные наряды советских девочек также базировались на дореволюционных тёмных платьях и фартуках.
Постепенно школьная форма стала принимать гражданский вид. В 1960-х годах мальчики сменили гимнастёрку на пиджак, а фуражку — на берет. В следующее десятилетие первые окончательно утратили военный стиль и превратились в подобие модных тогда синих джинсовых курток. В начале 1980-х годов старшеклассники получили новую разновидность формы: юноши надели синие брючные костюмы, а девушки — тоже синие костюмы-тройки (юбки, жилеты и пиджаки). О востребованности школьной одежды можно судить по отчёту столичного универмага «Детский мир»: «В 1983 году была начата торговля новой школьной формой для девочек — учащихся 8–10-х классов. Продажа её была организована в Демонстрационном зале универмага на площади 500 квадратных метров по приглашениям, ранее розданным по РОНО. Реализована в июле — августе 71 тысяча комплектов. В августе дополнительно был организован салон для первоклассника на 10 рабочих мест по продаже школьной формы для мальчиков и девочек (размеры 30–34), школьно-письменных принадлежностей, ранцев и портфелей, где было продано товаров на сумму 201 тысяча рублей». [6].
Современность: строгость широкого диапазона
Политико-экономический кризис, который привёл к распаду СССР, отразился и на школьной форме. Уже в 1988 году её отменили в ряде учебных заведений — в качестве эксперимента. В 1991–1992 годах остановилось большинство швейных предприятий, производящих форму, и она начала выходить из употребления. Ещё через два года её отменили официально, и каждый ученик получил право одеваться по собственному вкусу и материальным возможностям родителей.
Интересно, что уже в конце 1990-х годов многие школы снова задумались о введении формы, мотивируя это повышением дисциплины. Нормативную базу для этого дал Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он относит установление требований к одежде учащихся к компетенции образовательной организации, если иное не установлено законом или законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно внесённым в закон поправкам с 1 сентября 2013 года школьная форма стала обязательной, но в порядке общего правила: каждое образовательное учреждение само решает, как она должна выглядеть. В большинстве школ это понятие чаще всего подразумевает элегантную, удобную и практичную одежду — то, что ныне называют деловым стилем или дресс-кодом.
Когда появилась первая школьная форма в мире
История появления школьной формы
Можно даже назвать точную дату введения школьной формы в России. Это произошло в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Костюмы, которые предназначались для мальчиков того времени были своеобразным сочетанием военного и штатского мужского платья. Эти костюмы мальчики носили не только во время занятий, но и после них. На протяжении всего времени фасон гимназического и студенческого мундира менялся лишь незначительно.
В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1986 году и появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Выглядел он приблизительно так: шерстяное платье коричневого цвета длиной ниже колена. Это скромное платье было украшено белыми воротничками и манжетами. Из аксессуаров — черный передник. Практически точная копия школьного платья советских времен.
До революции образование могли получать лишь дети из обеспеченных семей. И школьная форма была своеобразным показателем достатка и принадлежности к уважаемому сословию.
С приходом к власти в 1918 года коммунистов, школьная форма была отменена. Она считалась буржуазным излишеством.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук
Наибольшее распространение имеет школьная форма в Англии и в ее бывших колониях. Эта форма является отражением классического делового стиля. Каждое солидное учебное заведение Англии имеет собственный логотип. И этот логотип наносится на школьную форму. В его виде делают значки и эмблемы. Его наносят на галстуки и головные уборы.
Во Франции школьная форма была в ходу с 1927 до 1968 года.