когда появилось экологическое право

История формирования экологического права России

Несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически отсутствуют полностью. Поэтому следует рассказать об истории экологического права, и как отрасли права и как учебной дисциплины.

Во многих учебниках по экологическому праву история либо не затрагивается вовсе, либо только выделяется периодизация развития экологического законодательства начиная с 1917 г. (издания Декрета «О земле»).

Так, Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:

Другие авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:

Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» и Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Как видим, подчеркивается преимущественное развитие блока природоресурсного законодательства над природоохранительным. Но поскольку вместе на сегодняшний момент их объединяют общим экологическим правом, наверное, целесообразнее говорить об истории экологического права не только как об истории природоохранительного законодательства, но и об истории природоресурсного законодательства, понимая при этом их тесное взаимодействие и влияние друг на друга. Из всего блока природоресурсного законодательства, бесспорно, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. «От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер».

Что же является предметом исторического изучения экологического права? На наш взгляд, историей экологического права должны быть все те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм. Неверным было бы, на наш взгляд, начинать историю экологического права России с первого унифицированного документа об охране природы (1960 г.) или с 1917 г. (Декрета «О земле»), или даже с появления самого термина «экология». И термин, и вышеуказанные акты не появились спонтанно, без причинно-следственной связи с общественным развитием общества, проблемами, с которыми оно сталкивается и пытается разрешить хотя бы в форме обычных правил поведения, выраженных в устной форме. Ведь обычаи тоже являются источниками права в широком смысле.

Приведем пару примеров из Полного Собрания законов Российской Империи. В Манифесте об учреждении министерств (Собрание 1-е, т. 27) закреплено, что министру финансов вверяется Лесной Департамент. Понятно, что указанный департамент обладал определенной компетенцией и сферой деятельности в области леса.

Интересен также текст Указа от 10 апреля 1832 г. Императора Николая I «О правах Башкирцев на принадлежащие им земли в Оренбургском крае» (Собрание 2-е, т. 7). Вот 3 пункта из текста Указа:

«4. Составление подробнейших правил на продажу Башкирских земель предоставить Оренбургскому Военному Губернатору, который оснуетъ ихъ на местных соображениях.

5. Но дабы разрешение сей продажи не могло обратиться во вред Башкирцам, то постановить, чтобы в каждой волости оставалось от 40 до 60 десятин, по усмотрению главного местного Начальства, на душу такой земли, которую общество не имело право продавать.

Если же откроется, что в некоторых волостях вышеуказанного количества десятин на душу не окажется, то всякая продажа или иное отчуждение земли в сих волостях воспрещается.

7. Если в недрах тех земель, продажа коих по силе ст. 5 воспрещается, оказались земли, содержащие богатства рудныя, то не возбранять Башкирцам отдавать и сии земли в временное содержание желающим учреждать горные заводы и фабрики и пользоваться рубкою леса в тех дачах, но не иначе, как с утверждения Военного Губернатора и ведома Горного Начальства».

В комментариях к Лесному кодексу под ред. С.А. Боголюбова отмечается, что «усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в. Лесоохранительный закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство».

Представляется, что вопрос формирования экологического права в России может стать отдельным предметом исследования. А учитывая Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования в России (см.: постановление Государственной Думы РФ от 8 апреля 1998 г. N 2359-II ГД), где отмечена необходимость уделять особое внимание историческому прошлому России с позиций научной истины и патриотического воспитания, а также отсутствие комплексных работ по истории экологического права России, актуальность подобного исследования не должна ставиться под сомнение.

Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Выяснилось, что природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник» (Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО «Профобразование», 2003. С. 147).

Следует отметить, однако, что в соответствии с общероссийским классификатором специальностей научной квалификации в разделе «Юридические науки» отдельно выделяется: природоресурсное право; аграрное право; экологическое право. А в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (с изм. от 5 октября 2002 г.) акты как природоресурсного, так и природоохранного порядка объединены в разделе актов «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды». Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром и т.д. не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях. Дискуссионным, на наш взгляд, также является вопрос о возможности одновременно в одной учебной дисциплине изучать правовой режим объектов окружающей среды как экономического природного ресурса (природоресурсный аспект) и как экологического объекта в целях охраны и сохранения природного баланса в целом.

Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. На наш взгляд, только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.

Источник

История развития экологического права.

когда появилось экологическое право когда появилось экологическое право когда появилось экологическое право когда появилось экологическое право

когда появилось экологическое право

когда появилось экологическое право

Можно определить 4 основных этапа (по новой лекции):

1 этап. С 1917 года по 1968 год.

2 этап. С 1968 года по 1988 год.

3 этап. С 1988 года по 2002 год.

4 этап. С 2002 года по 2015 год.

1. После революции одним из первых декретов появился Декрет о земле 1918 года (наряду с декретом о мире). По своему содержанию это был акт экономического характера, так как на основе этого декрета производилась национализация земли и выведение земли из товарно-денежного оборота.

Впоследствии на начальном этапе появились в 1919 году Декрет о лесах, в 1919 Декрет о недрах земли, в 1922 году Декрет об управлении лечебными местностями, курортами общегосударственного значения, и в 1921 году Декрет об охране памятников природы, садов и парков.

Существовал в начальный период советской власти достаточно разрозненный подход к разработке законодательства.

Некоторую системность внёс первый земельный кодекс РСФСР 1922 года. В законе о введении кодекса в действие говорилось, что земля рассматривается как основной производственный и территориальный базис, как приоритетный объект, используемый человек, и регулирование остальные природных ресурсов исходит исходя из интересов земель. И этот перекос в сознании всё ещё остаётся у всех, хотя его и убрали. Но уберите атмосферный воздух, или деревья – и земля потеряет все свои свойства. Поэтому нельзя говорить, что главная – земля, а остальное как приложение к ней.

Тогда Лесной и Водный кодексы рассматривались как продолжение ЗК РСФСР.

В 1960 году был принят первый закон «Об охране природы», он не особо увязывался с земельным законодательством и природоресурсным законодательством. Значимости в регулировании природоохранных правоотношений не было, это просто в связи с модельным международным законом, во многом декларации.

В этот период развивается земельное право в широком смысле, всё остальное поглощается земельным правом – наряду с ним колхозное право (предшественница аграрного права).

2. Следующей этап начинается с 1968 года, связан с разработкой нового законодательства. На уровне СССР – основы законодательства, у республик – кодексы.

В 1968 году принимаются Основы земельного законодательства СССР. Статья 2 этих Основ говорит, что отныне горные, лесные, водные правоотношения регулируется специальным законодательством и поэтапно впоследствии принимаются соответствующие основы. В 1970 году – Основы водного законодательства. В 1975 году – о недрах. В 1977 году – Основы лесного законодательства. В 1980 году были приняты новаторские законы – в 1980 году закон «Об использовании и охране животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».

В республиках разрабатывались кодексы или подобные законы.

С принятием в 1977 году союзной конституции (и 1978 РСФСР Конституции) – в ней впервые закрепляется обязанность советских граждан беречь природу, что подчёркивало значимость природоохранной деятельности в стране.

В это время становление природоресурсового права – горного, водного… В качестве подотрасли понимается Правовая охрана природы. В учебных заведениях ведётся занятие по дисциплине «Природоресурсное право» и по спецкурсу «правовая охрана природы».

3. Третий этап ознаменован такими моментами:

С 1986 года в стране перестройка, переход к новым рыночным отношениям, ломался прошлый строй и в 1986 году произошла Чернобыльская катастрофа. Это вскрыло, что действующее экологическое законодательство не справляется.

7 января 1988 года принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Это исторически значимое постановление – на основании него начало строиться новое и достаточно прогрессивное экологическое законодательства. Постановление было достаточно критично, отражало недостатки действующего законодательства.

На основании этого постановления в 1988 году был создан специализированный государственный орган (впервые в стране) надведомственного характера, правомочный осуществлять контроль в области охраны природы (охраны окружающей природной среды). Это госкомприроды СССР (государственный комитет СССР по охране природы).

Затем до 1988 года в нашей стране не существовал какой-то научный подход к природоохранной деятельности или научного обоснования хозяйственной деятельности. Поэтому были проблемы – новые санитарные нормы не допускали многое, а ранее предварительных оценок не проводилось.

когда появилось экологическое право

В системе созданного органа – госкомприроды – был создан Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Что заложило основу для совершенствованию экологических отношения в стране, построенную на научной основе.

Впервые в этом Постановлении закреплялась необходимость развития экономических рычагов (метода) воздействия для стимулирования охраны окружающей среды природопользователями.

Было рекомендовано создать в ближайшее время такую процедуру, как государственная экологическая экспертиза. И уже в 1990 году она была создана, а в 1995 году был принят ФЗ «Об экологической экспертизе».

4. Четвертый этап. 2002-настоящее время. Появляется новая редакция ФЗ «об охране окружающей среды». Он заложил новые подходы к реформированию законодательства.

1. В законе появился ряд новых формулировок, имеющих значение для исполнения обязанности в сфере охраны окружающей среды, т.е. ст. 1 была значительно увеличена (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; технологические нормативы; технические нормативы; временно разрешённые выбросы/сбросы; наилучшая доступная технология).

2. Появилась ст. 4.2 «категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Она вступила в действие с 1 января 2015 г. Выделяется 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие:

1) значительное негативное воздействие на окружающую среду;

2) умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

3) негативное воздействие на окружающую среду;

4) минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

3. Установлен новый порядок расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это статьи 16.1-16.5. Вступил в действие с 01.01.2016г. Меняется форма исчисления и сроки внесения платежей. Если раньше плата взималась поквартально, то будет ежегодно до 1 марта.

4. Вводится обязанность хозяйствующих субъектов, отнесённых к объектам второй категории (умеренное негативное воздействие), по представлению деклараций о воздействии на окружающую среду. Допускается её представление раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов. Ответственным органом, принимающим декларации, является Росприроднадзор. Вступает в силу с 01.01.2019г.

5. Организации и предприниматели должны будут осуществлять постановку на учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Вступило в действие с 01.01.2015г. Действует следующее правило: для тех объектов, которые вступили в действие с 01.01.2015г. устанавливается срок постановки на учёт 6 месяцев; для тех объектов, которые вступили в действие до 01.01.2015г. предоставляется право в течение 2 лет предоставляется право для постановки на учёт.

6. Устанавливается обязанность по разработке программы производственного экологического контроля. Ст. 67. Организации и предприниматели, которые ведут деятельность на объектах 1-3 категории должны разрабатывать программы производственного экологического контроля и должны осуществлять такой контроль. Росприроднадзор утверждает требования к содержанию данной программы в форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

7. Вместо лимитов на сбросы/выброс загрязняющих веществ теперь будут применяться временно разрешённые выбросы/сбросы. Вступит в силу с 01.01.2019г.

8. Новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами. Определённы изменения были внесены в ФЗ об отходах производства и потребления. Вступят в действие с 01.01.2019г.

9. Вводится послабление для хозяйствующих субъектов (плательщиков), которые ведут деятельность с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Ступят в силу с 01.01.2019г. В отношении них могут не провозится плановые проверки, они могут быть освобождены от платы за негативное воздействие и т.п.

С 1988 года она выходит из-под влияния природоресурсной отрасли, приобретает название «экологическое право» и в вузах преподаётся соответствующая учебная дисциплина – экологическое право.

Отношение к ней двойственно: некоторые считают что это природоресурсное право, кто-то – что комплексное, где и охрана, и использование природных ресурсов.

Из-за различных точек зрения особенная часть в учебниках по-разному написана.

Источник

История возникновения и развития экологического права

Россия до 1917 г. была страной крестьянской. Издревле крестьяне применяли разумное природопользование, основываясь на различных суевериях, народных приметах, хотя и не было никаких специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию природоохранных отношений.

Существовавшие веками приметы, правила, традиции, которые передавали из поколения в поколенье, обычно строго соблюдались. Так, нельзя было собирать кедровые и лесные орехи, разного рода ягоды (землянику, чернику, бруснику, клюкву и т.п.), мед от диких пчел (бортничество), сеять и убирать урожай, косить травы ранее определенного времени. Например, в подмосковных селениях полагали, что земляника начинает поспевать с 29 июня (9 июля нового стиля). Тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором. По замечаниям поселян, 29 мая (11 июня нового стиля) на день св. Федосия начинает рожь колоситься и т.д.

Наши деды и прадеды, до появления агрономических лунных календарей хорошо знали влияние Луны на земные процессы.

Формирование экологического права прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права»; развитие в рамках природно-ресурсового права и современный период развития – выход за рамки природно-ресурсовых отраслей права.

Первый этап охватил 1917-1968 гг. Это было до принятия Основ законодательства о земле, которые отделили иные природно-ресурсовые отрасли (горное, водное, лесное) от земельного права. Второй этап – период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования природопользования и охраны различных природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.). Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по экологическому праву.

Рассмотрим эти этапы. Первым нормативно-правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя и носил экономический характер, по мнению Б.В. Ерофеева, так как менял систему экономических отношений по землепользованию, но уже создавал основу для отношений экологических, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и определял условия для охраны земель.

По утверждению Б.В. Ерофеева, в первые годы Советской власти была заложена основа эколого-правового регулирования отношений природопользования, хотя она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов.

В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характера. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. в ст. 21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования.

Несмотря на разрозненный, некомплексный подход к правовому регулированию природопользования, как считает Б.В Ерофеев, уже в те годы прослеживались тенденции, которые были направлены:

Вместе с тем в данном некомплексном правотворчестве зарождались основные принципы экологического права: создание приоритетов и рациональное использование природных объектов. Зарождался, например, приоритет земель сельскохозяйственного назначения: в ст.ст. 110 и 111 указанного Декрета были определены условия перевода лесных площадей в земли сельскохозяйственного назначения.

Появились первые элементы регулирования, направленные на оптимальное размещение природных объектов. Так, согласно ст. 112 Декрета «О лесах» местные органы Советской власти при проектировании перевода лесных площадей в фонд сельскохозяйственного пользования в местностях с невысоким процентом лесистости были обязаны обратить в лесные угодья имеющуюся неудобицу в проектируемых размерах.

В 1920-х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере природопользования, учитывающему единую, неделимую взаимосвязь природных объектов. Например, в постановлении ВЦИК от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса» указывалось, что Лесной кодекс, проект которого в это время разрабатывался, следует рассматривать как продолжение Земельного кодекса. В 1920 г. в Узбекской и Туркменской республиках были приняты Земельно-водные кодексы, а в Белорусской ССР – водно-мелиоративный кодекс.

Комплексному подходу в правовом регулировании природопользования способствовало, по мнению Б.В. Ерофеева, и придание статуса единого государственного фонда природным объектам, который постепенно занял прочное место в основных нормативных документах. Так, в ст. 8 Крестьянского наказа, составлявшего основу Декрета «О земле», было сказано, что «вся земля по ее отчуждении поступает в общенародный земельный фонд», в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском Съезде Советов и вошедшей в качестве составной части в Конституцию РСФСР 1918 г., земельный фонд объявлялся всенародным достоянием; в Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» в ст. 1 было закреплено, что «вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом».

Но так как в сфере природопользования правовое регулирование осуществлялось преимущественно с позиций экономических интересов государства и главными предметами внимания были размещение и развитие производительных сил страны по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования являлась земля, и в первую очередь в качестве пространственного базиса, то растительный мир, дикая фауна и иные природные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой она была экономически выгодна государству. Поэтому теории горного, водного, лесного права практически рассматривали как составные части земельного права в широком смысле.

когда появилось экологическое право

Массив природноресурсового законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. включал Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.).

Правда, в начале 1960-х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны в период «развернутого строительства коммунизма» на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Данный нормативный акт основан на принципе пообъектной охраны окружающей природной среды. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов, животного мира, но заметной роли в регулировании охраны природы этот закон не сыграл. Он не содержал эффективных природоохранных мер, механизма обеспечения их выполнения и не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение собственных положений.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде Постановлений Правительства СССР и РСФСР, которые требовали наличие массы ведомственных правил и инструкций. В то время именно правительственные постановления, а не законы определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Таким образом, в сфере правового регулирования природопользования наметился переход от пообъектного регулирования к комплексному.

Позже, 1 декабря 1978 г., было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР – «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природноресурсового законодательства и правительственных постановлений, не давали, однако, ощутимого результата. В конце 1980-х годов ЦК КПСС и Правительство СССР поняли, что основными причинами резкого ухудшения окружающей природной среды являлись:

Это Постановление дало ряд существенных директив. Основные из них сводились к следующему:

Случилось так, что применительно к России эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

Как считает М.М. Бринчук, основным недостатком российского законодательства в предшествующий период помимо существенных пробелов было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм.

Экологическое законодательство РФ в начале 1990-х годов определяется как слаборазвитое. В его системе отсутствовал ряд важнейших законов, принятых, к примеру, в США 20-25 лет назад.

Приоритетной стала задача создания современного экологического законодательства.

На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов:

Такое положение вещей требует разработки новой экологической концепции.

Концепция – от латинского слова «концептио» – понимание – это система, определенный способ понимания, трактовки явлений.

Основные положения новой экологической концепции, с точки зрения Б.В. Ерофеева, должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей, общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды.

Успешное решение экологических проблем в России стало возможным теперь как на федеральном, так и региональном уровне, когда субъектам Федерации предоставляются большие права в плане самостоятельного решения региональных проблем.

Кроме того, основные положения экологической концепции должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Указанные негативные последствия экономического развития ведущих капиталистических стран требуют переоценки и радикального изменения доминирующей в мире экономической модели неустойчивого развития.

Для реализации концепции развития цивилизации третьего тысячелетия необходимо:

Решение любых социально-экономических задач должно подчиняться главной задаче – защите и улучшению окружающей природной среды.

Становится все более очевидным, считает профессор Б.В. Ерофеев, что успех разрабатываемых в области экологической политики государственных программ будет зависеть от того, насколько будут учитываться экологические интересы при принятии хозяйственных и иных решений.

Основными приоритетами являются:

Охрана природы не самоцель, считает профессор В.В. Петров. Она осуществляется постольку, поскольку есть использование природных ресурсов. В то же время использование природных ресурсов является самостоятельным видом хозяйственной деятельности, воздействующим на окружающую природную среду и, следовательно, требующим применения природоохранных мер.

Под активным воздействием хозяйственного развития на современном этапе в сфере охранительных и ресурсовых отношений произошли серьезные изменения.

В области охранительных отношений усилился процесс гуманизации охраны природы, перерастания ее в охрану окружающей человека среды. Если при охране природы защита человека мыслилась в конечном счете в природоохранительной деятельности через охрану соответствующих звеньев экологической цепочки, то сейчас человек, его право на здоровую и благоприятную среду обитания становятся объектами непосредственной защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды, а охрана природных объектов рассматривается как средство достижения этой главной цели.

Изменились и способы регулирования охранительных отношений. Если раньше при охране природы преобладали количественные показатели, так как качество природы обеспечивалось естественным путем, то теперь обеспечение качества окружающей среды, то есть преобразованной человеком естественной среды, должно происходить в условиях целенаправленной деятельности самого человека на основе гармоничного сочетания экономических и экологических интересов общества.

В области использования природных ресурсов развиваются два встречных процесса. Идет экологизация хозяйственного механизма потребителей природных ресурсов, то есть внедрение требований охраны окружающей среды во все звенья хозяйственной деятельности, и экономизация охраны окружающей среды – расширение экономических методов воздействия, повышения материальной заинтересованности предприятий и объединений в проведении мер по охране окружающей природной среды. Возрастает роль приоритета охраны здоровья человека и благополучия населения при принятии хозяйственных решений.

Эти преобразования в содержании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы привели к усилению консолидации охранительных и ресурсовых отношений на базе единого экологического отношения.

Экологическое отношение – это вид общественного отношения, возникшего в области взаимодействия общества и природы с государством, призванным представлять интересы всего общества в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде, и предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по поводу использования и охраны природной среды, оздоровлению и воспроизводству природных ресурсов.

Цель правового регулирования экологических отношений – обеспечение качества окружающей природной среды. Правовые нормы, регулирующие данные отношения, получают название эколого-правовых норм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *