когда появилось позитивное право

Что такое позитивное право и зачем оно нужно? Как оно работает?

Содержание:

Позитивное право – это основа любой концепции правового понимания. Существуют три взгляда на данное понятие. Первый рассматривает принцип позитивного права, как тождество стандартных правовых норм и законов. Вторая теория гласит, что существование прав автономное, и не имеет отношения к позитивному праву – законодательству. С точки зрения третьей концепции, позитивное право может возникнуть и начать действовать только в том случае, когда реализуются законы страны.

Что такое позитивное право

Позитивный вид права также называют положительным правом. Его на официальном уровне издает государство, согласно установленному порядку. Каждая норма фиксируется в нормативном или правовом акте. Это могут быть президентские указы, законы, постановления или другие источники правовой информации. Общество называет право положительным, так как это действующее, истинное для граждан страны, общеобязательное постановление. С его помощью теория получает возможность регулировать отношения в социуме. Благодаря таким указам и нормам исполняется законодательство страны, проходят разбирательства по искам, обвинениям и делам защиты.

Естественный процесс реализации положительных прав состоит из двух этапов:

когда появилось позитивное право

Примеры позитивного права и его нарушений в истории

Право, как социальный аспект регулирования общественной жизни, зародилось в период исторического формирования государств. Власти начали разрабатывать свод правил, которые могли бы нормировать отношения между членами общества. Историки выделяют процесс санкционирования.

Государство признает социальные критерии, которые могли возникать в первобытном строе, наделяя их законной силой. В становлении многих стран именно система санкционирования преобладала в процессе формирования правовых основ. Например, образовательная система в мусульманских странах. Все принципы и каноны здесь вырабатывались на базе мусульманской доктрины. Различают:

Рассмотрим пример. Первобытнообщинный строй общества базировался на фактически животных принципах. Например, кровная месть использовалась, как защита членов племени от нападения других особей. Ограничения долгое время отсутствовали. Спустя некоторое время были разработаны первые рамки. Люди стали действовать по принципу талиона. То есть степень мести соответствовала степени вреда, нанесенного врагом. Позже этот принцип заменила композиционная теория. Государство включило выкуп кровного отмщения в законодательство. Сумма выкупа зависела от того, на каком социальном уровне находился убитый или пострадавший человек. Осуществлялась дифференциация выкупа, который получал король или князь. Так совершенствовалось право, постепенно оно достигло нынешнего уровня, сформировалась теория позитивного законодательства.

Источник

Позитивное право

Позитивное право — теория

Позитивное право — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.

Обычно противопоставляется естественному праву (как школе и направлению мысли) как совокупности прав не закрепленных в правовых актах, но присущих каждому человеку и обусловленных его природой.
Сторонники правового позитивизма считают, что правом можно называть только принятые в государстве законы. Это вечный спор о том, чем является право — метафизическим принципом или принятым законом.

Позитивное право обладает следующими основными признаками:

1. Нормативность означает, что право как некая совокупность норм, правил поведения, указывает пределы (рамки) поведения людей. В их основе лежит типичность, сходство в поведении людей, повторяемость социальных и мыслительных процессов. Это правила поведения для неопределённого круга субъектов во всех однотипных повторяющихся случаях, урегулированных той или иной нормой. Характеризует также содержательную сторону права, то есть определяет какими правами, свободами и обязанностями наделяются участники общественных отношений (т.к. право – это правила поведения). Нормы права распространяются на общественные отношения, регулируют их не как индивидуальную ситуацию, а как вид отношения.

2. Обеспеченность возможностью государственного принуждения в следующих формах:

1) Принудительное исполнение обязанности
2) Возмещение причинённого вреда
3) Привлечение к юридической ответственности за правонарушение.

3. Формальная определенность. Право – это единственный, социальный регулятор, имеющий жестко определенную форму своего выражения и фиксации. Т.е. нормы права получают внешнее формальное закрепление в официальных источниках права (НПА, нормативных договорах, правовых обычаях, прецедентах). Официальными будут те источники, которые непосредственно исходят от государства или которые признаются государством в качестве таковых (например, органы местного самоуправления не являются государственными органами, но они наделены правом принимать нормативные правовые акты). Посредством этого право приобретает официальный характер, становится точным, чётким, единообразным, общеизвестным. Через формальную закреплённость оно получает некую структурность.

4. Системность. Право имеет внутреннюю систему, структуру. Оно внутренне согласовано, обеспечивает комплексную регламентацию всех наиболее важных общественных отношений. Системность права объясняется тем, что регулируемые им общественные отношения также взаимосвязаны, взаимообусловлены. Система права строится на основе критерия – регулируемые отношения. Соответственно право делится на отрасли и институты права.

5. Общеобязательность. Означает то, что требования, предписания норм права обязательны для всех субъектов права, т.е. и для граждан, организаций, и для гос. органов, должностных лиц. Требования норм права являются обязательными независимо от желания участников общественных отношений. Общеобязательность обеспечивается принудительной силой государства. Обязательными будут нормы, содержащие не только указание на обязанности или запреты, но и предоставляющие права. И хотя реализация права как определённой социальной возможности, закреплённой в конкретной норме права, зависит от усмотрения правообладателя, но само наличие права у того или иного лица одновременно налагает обязанности на всех остальных лиц как минимум это право не нарушать.

6. Интеллектуально-волевой характер. Означает то, что нормы права создаются в результате интеллектуальной, волевой деятельности людей. Нормы права специально разрабатываются на основе анализа подлежащих регулированию общественных отношений и выработки политики, стратегии их регулирования.

Теоретики правового позитивизма

Истоки правового позитивизма можно обнаружить ещё в Древнем Риме, в котором была создана одна из самых развитых систем римского права. Так как западная Европа во многом наследовала римскую культуру, то и там первоначально возобладал позитивистский подход в юриспруденции.

Однако в эпоху Средневековья активно развивалась доктрина естественного права, согласно которой, в противовес позитивистской, определённый круг правовых норм понимается как некая данность, присущая человеку по факту его рождения. Отсюда проистекало и, например, приветствование многими мыслителями идеи народного восстания против правителя (право на революцию), умаляющего естественные права подданных.

Полемика между позитивизмом и доктриной естественного права в эпоху Средних веков объясняется и господством религиозного мировоззрения, которое предполагало превосходство божественной воли над волей суверена, а естественное право декларировалось как данность людей, определённая Богом.

Положение правового позитивизма в юридической науке изменилось с наступлением Нового времени. После того, как началось активное формирование светского государства и соответствующего ему мировоззрения, основным источником права стал признаваться суверен, а право стало пониматься как волеизъявление конкретного государства с определённым порядком. Такая трансформация мировоззрения предопределила развитие правового позитивизма.

Серьёзный прорыв в своём развитии правовой позитивизм получил в XIX веке, когда вся западная Европа была охвачена волной революций, толчок которым дала ещё Великая французская революция. Это привело к небывалому усилению позиций либеральных, демократических идей. В таких условиях для сохранения целостности государств было необходимо обосновать связь между государством и провозглашёнными правами и свободами людей, поэтому представители позитивистской школы разработали систему аргументов и положений в пользу монопольного права государства на установление законов, частью которых в том числе становились и вновь провозглашённые свободы.

Именно в XIX веке были опубликованы «Лекции о юриспруденции или Философии позитивного права» Дж. Остина, который определял правовые нормы как волеизъявление суверена, то есть государства. Исходя из этого признания правотворчества сферой исключительно государственного ведения, к нормам права начал применяться в большой степени утилитаристский подход, их стали оценивать с точки зрения целесообразности для данного конкретного общества. В связи с этим возникло и напряжение между правовой сферой и пространством действия моральных законов, и дискуссия о разведении морали и права приобрела острый характер.

Однако, есть несколько версий правового позитивизма

Этатистская версия (легизм)

По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Так, в XVI веке Жан Боден, теоретик идеи абсолютной монархии, а в XVII веке Боссюэ, воспевавший власть королей, стали увязывать право с верховной властью монарха, подчиняя последнюю требованию соблюдать «божественные и естественные законы».

В отличие от них, Макиавелли прежде всего утверждал, что государство и право никоим образом не подчинены естественному праву или морали с того момента, когда встаёт вопрос об интересах государства, правитель не должен колебаться в выборе средств, которые впоследствии будут оправданы успехом.

Томас Гоббс увязывал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: в результате общественного договора, предназначенного для обеспечения порядка, люди признают право законодателя за абсолютным монархом, законы которого везде справедливы, поскольку служат общим интересам, даже если они противоречат божественной воле.

Впоследствии идея государственного позитивизма была поддержана в трудах Гегеля. Пытаясь примирить противоречия истории и единообразие разума и нейтрализовать оппозицию реального мира и (идеальной) мысли при помощи диалектики, Гегель стремился отождествить рациональное и реальное, признавал первенствующую роль за государством и объяснял право через осуществившийся факт и через силу, одним словом, он отождествлял право с государством.

Подобно Гегелю, немецкий юрист Рудольф Иеринг видел в государстве единственный источник права; подчёркивая роль принуждения как неотъемлемого свойства правовой нормы, он признавал только позитивное право, внушить почтение к которому может только государство, путём принудительного воздействия.

В современной юриспруденции получила развитие теория правового позитивизма, в основу которой положены принципы правового регулирования в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества, а также разделения и кооперации труда как основы самосохранения и прогресса государства. В России эту концепцию обосновал профессор Сергей Дробышевский.

Позитивное право и социологическая версия

Сторонники социологического позитивизма считают первоосновой права правоотношения. С их точки зрения право — реальный порядок общественных отношений; закон с большей или меньшей адекватностью фиксирует правила, которых люди придерживаются в своих взаимоотношениях, и обретает жизнь, лишь будучи реализован в них. Социологическая версия исследует право как реальное социальное явление, используя при этом методы позитивистской социологии.

Позитивное право и нормативистская версия

Нормативистская версия принципиально отличается от этатисткой использованием понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство при этом рассматривается как производное от правовых норм явление.

Источник

Когда появилось позитивное право

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Место учебы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

Аннотация. Любая концепция правопонимания так или иначе признает наличие позитивного права [1]. Важно заметить, что одни концепции отождествляют право и позитивное право (закон), другие считают, что право существует автономно от закона (позитивного права), третьи — право возникает и действует при реализации закона (позитивного права). В силу особой значимости позитивного права остановимся подробнее на его понятии.

Ключевые слова: право, позитивное право, правовой обычай, правовой позитивизм, санкционирование, истинность.

Само слово «положительное» изначально имеет тот смысл, что именно ϶ᴛᴏ право, данные законы будут действительными, истинными для населения государства; именно они, будучи общеобязательными, в первую очередь регулируют общественные отношения; именно данные законы надлежит «положительно» исполнять; наконец, именно данные законы имеет в виду государство, когда дело касается исков, обвинения или защиты [2].

Истинность здесь понимается в том смысле, что истиной исходя из философских положений может бы только то, что познается через опыт, а записываемые нормы права в законах как раз соответствуют этому критерию, поскольку норму можно использовать для решения конкретных житейских ситуаций, т. е апробировать на практике [5].

Говоря другими словами, позитивное право всегда конкретно, для него неприемлемы абстрактные формулы.

Право положительное еще называют правом государственным, при ϶ᴛᴏм в слово «государственное» вкладывается тот смысл, что субъектом правотворчества будет государство (государственные органы) [3].

При этом нужно иметь в виду, что правовой позитивизм содержит в себе достаточно большое число теорий, объясняющих возникновение права, особенности издания государством норм права и их значение в жизни общества.

В отличие от естественного права теории позитивного права основываются на том, что человек приобретает права не в силу своего рождения, а в связи с изданием государством определенных правовых норм. Есть норма от государства — есть и право на что-либо, нет нормы — нет и права.

Следует иметь в виду, что понятие позитивного права в абсолютном большинстве случаев совпадаете общим понятием права. Говоря другими словами, когда речь идет о праве вообще, мы подразумеваем прежде всего позитивное право [6].

Особенности реализации позитивных прав:

— физические лица обретают позитивные права исключительно с принятием соответствующих правовых норм. Исключая выше сказанное, позитивные права далеко не всегда побудут с рождением человека, как в случае с естественными правами. К примеру, избирательное право побудет у гражданина России только с 18 лет и никак не раньше, а правом на получение пенсии он традиционно может воспользоваться исключительно в пожилом возрасте;

— реализация позитивных прав обусловлена также многими другими факторами, которые указываются в соответствующих нормативно-правовых актах. К примеру, правом на гарантийный ремонт телевизора можно воспользоваться не иначе, как при предъявлении соответствующих гарантийных талонов, выдаваемых магазином в момент покупки; другой магазин не примет заявку на гарантийный ремонт, равно как и в случае, если телевизор приобретен на рынке без оформления каких-либо документов [4].

Позитивных прав огромное количество и в самых разных сферах жизни, при ϶ᴛᴏм они могут касаться как фундаментальных социальных благ (например, избирательного права, права на образование), так и относительно менее значимых (например, права на бесплатный проезд в общественном транспорте, права осужденного на свидание с родственниками и др.).

Основные способы образования позитивного права.

Мы уже ранее отмечали, что основными предпосылками появления права и государства явились потребность в регуляции, упорядочивании и охране общественных отношений, стабильности и правопорядка, необходимость подавления эксплуатируемых классов, организации общественных работ и т. д.

На определенном этапе исторического развития зарождающееся государство начинает формировать право. Формирование (образование) права происходит двумя основными способами: санкционирования и правотворчества [5].

Санкционирование — это утверждение (признание) государством социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Стоит сказать, для некоторых правовых систем санкционирование как способ образования права будет преобладающим. Так, образование права в странах мусульманской правовой системы характеризовалось тем, что государство санкционировало те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной.

Санкционирование как способ образования права осуществляется в двух формах:

прецедентная — судебная или административная деятельность, когда социальные нормы служили основанием для разрешения спора;

правотворческая — включение социальных норм в издаваемые государством законодательные акты.

Приведем пример правотворческой формы санкционирования.

Не стоит забывать, что важным способом образования права являлось правотворчество. С развитием государства, его централизацией и дальнейшим изменением общественной жизни государство начинает само создавать нормы права путем принятия различного рода нормативных актов (конституций, указов, законов, декретов и т. д.).

При таком способе государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных общественных отношений, учреждает соответствующие правовые нормы в наиболее рациональной юридической форме (закон, подзаконный акт). Государство устанавливает нормы права в соответствии с познанными (изменившимися) законами общественного развития.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, что возникновение права имело специфические черты своей реализации в конкретных странах в зависимости от классового расслоения, характера религии, уровня культуры и т. д.

Особенности формирования права на Востоке

В государствах Востока право органично вытекало из норм религии и морали. При этом влияние данных норм на право в различных странах Востока не было одинаковым.

Так, в Древнем Китае было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философско-данныеческих учениях. Среди них важная роль принадлежала конфуцианству — учению, разработанному Конфуцием. В нем утверждалось, что. следуя таким ценностям, как «взаимность» (взаимная забота друг о друге), «золотая середина» (т. е. умеренность во всем, сдержанность), «человеколюбие» («кто искренне стремится любить людей, тот не совершит зла»), человек найдет правильный путь («дао») и будет жить в согласии с собой и с людьми. Суть нравственного учения Конфуция можно выразить словами: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» [4].

Источниками древнеиндийского права являлись религиозные учения. В Древней Индии авторами Законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Стоит заметить, что они составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Законы Ману были основаны на священном писании — Ведах.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что особенностью формирования права на Востоке явилось санкционирование моральных и религиозных норм [1].

Особенности формирования права на Западе.

В отличие от Востока, где в качестве основного способа образования права было санкционирование, т. е. утверждение государством социальных (религиозных, моральных норм, традиций, обычаев) норм в качестве общеобязательных, на Западе используется как санкционирование (в форме административного и судебного прецедентов), так и правотворчество, т. е. разработка, принятие и издание государством, его органами нормативно-правовых актов.

В целом право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю, т. е. такому обычаю, который обеспечен возможностью государственного принуждения, от правовых обычаев к нормативным актам и административным прецедентам. Наибольшего совершенства в регулировании общественных отношений достигло римское право, включавшего в себя нормы естественного права, заимствование из греческого и египетского права, правовые обычаи [5].

Не стоит забывать, что важно будет сказать, что на право также значительное влияние оказывали религия и мораль. Итальянский монах Грациан в XII в. считал, что «основой основ права будет вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам». Стоит обратить внимание, что в западной цивилизации появилась теория естественного права, идеи народного суверенитета, что также оказывало влияние на деятельность государств по созданию норм права [1].

Древнейшие памятники позитивного права

Законы Эшнунны регулировали в основном торговые правила. В частности, указывалось, что продавец товаров должен быть его собственником и в случае сомнений обязан был указывать происхождение вещи — договор или свидетелей. А Законы Липит-Иш- тира были своеобразным судебником — сводом правил, по которым следовало разрешать спорные дела в разных областях жизни. Указанные законы охватывали сравнительно небольшие сферы общественных отношений (в основном имущественных).

В самом начале нынешнего века (I90I г.) во время раскопок руин города Сузы французские археологи нашли черный базальтовый столб с высеченным на нем текстом. Когда его расшифровали, то оказалось, что это как раз и были Законы Хаммурапи — царя могущественного вавилонского государства. Во всех хрестоматиях текст законов опубликован с разбивкой на статьи или параграфы (всего 282), однако нужно иметь в виду, что в самом оригинале нумерации не было, ее осуществили ученые для удобства пользования данным источником права.

Законами строго охраняется частная собственность. Предусмотрена определенная судебная процедура в случае возникновения споров. В тексте законов нет разделения на отрасли права (этот процесс начнется значительно позже, в XVI-XVII вв. н. э.). Здесь вперемешку содержатся нормы уголовного, гражданского, семейного, трудового права, включая процессуальные аспекты. Преобладающее место отведено гражданскому праву, регулирующему имущественные отношения, — эта особенность будет характерна для большинства последующих правовых актов до их поотраслевого разделения [7].

Таким образом, можно констатировать, что древнейшие письменные законы были составлены на Ближнем Востоке, а точнее в Древнем Не стоит забывать, что в Вавилоне, в XX-XVIII вв. до н. э. При этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что в жизни людей юридическая практика началась гораздо раньше, чем принятие указанных законов, что выражалось в разного рода сохранившихся расписках, договорах, обязательствах и т. д., касающихся конкретных случаев. При этом законы как всеобщие правила поведения появились позже в результате определенного обобщения юридической практики [3].

В дальнейшей истории человеческой цивилизации законы заносились на бересту, папирус, а затем на бумагу. При этом конечно же они постоянно совершенствовались. Принимались законы традиционно монархом, поскольку именно монархическая форма правления существовала как в Древнейшее время, так и в Средневековье, вплоть до европейских буржуазных революций. Исключение составляют Древнегреческая и Древнеримская рабовладельческие республики: здесь законы принимались на народных собраниях, в которых участвовало свободное мужское население.

Среди наиболее заметных памятников права, помимо указанных, в Древнее время и раннее Средневековье можно назвать такие, как Законы XII Таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), Законы Ману (Древняя Индия, 11 в. до н. э.), Салическая правда (Франкское государство, рубеж V-VI вв.), Таихо Еро ре (Япония, VIII в.) и др. В данных законах отражаются прежде всего интересы правящих кругов (монарха, его окружения, аристократии).

Постепенно законы приобретают более совершенный вид с позиции законодательной техники: в частности, меньше становится казуальности и, соответственно, возрастает степень обобщенности правовых норм.

В дальнейшем представительные органы занимают доминирующее положение в принятии законов; и наконец, приходит время (после буржуазных революций), когда прерогатива издания законов всецело переходит к представительным органам.

В разных странах процесс перехода законодательных полномочий от монархов к представительным органам власти осуществлялся в целом по сходному историческому сценарию, однако в каждом государстве были свои особенности. В России они заключались в том, что такой переход произошел относительно поздно. В случае если в западноевропейских странах, как указывалось, представительные органы власти возникли еще в период Средневековья, то в нашей стране — исключительно в начале XX в., когда была учреждена Государственная Дума [5].

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что ключевая характеристика позитивного права, заключающаяся в том, что оно официально формируется государством, в Новое время изменяется, и это преобразование касается основного субъекта позитивного правотворчества (законодателя).

Не стоит забывать, что важной вехой исторического развития позитивного права будет разделение его на различные отрасли. В случае если, например, Законы Хаммурапи или Законы XII Таблиц регулировали вперемешку разные сферы общественных отношений, то в Средние века сначала выделяются блоки специализированных норм (например, в Соборном уложении 1649 г. побудут главы специально о суде, о смертной казни, о кормчах и т. д.), а затем издаются и отдельные законы по конкретным вопросам (например, в Германии вопросы уголовного судопроизводства содержала Каролина 1532 г., в нашей стране уголовно-правовые нормы включались в Артикул воинский 1715 г.). В дальнейшем (особенно в XIX в.) право дифференцируется по соответствующим отраслям [7].

Этот процесс дальнейшей специализации и, соответственно, раздробления позитивного права на разные отрасли продолжается, что хорошо видно в современной России, где с каждым годом по нарастающей непрерывно побудут все новые и новые законы и другие нормативно-правовые акты, что дает основание для выделения новых отраслей права.

1. Азми Д. М. Система права и ее строение: методологические подходы и решения. – М.: Юстицинформ, 2014. – С. 61-68.

2. Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: Астрель, 1994. – 147 с.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: Юристь, 1988. – 321 с.

5. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник. В 2 т. Т. 2. – М.: Проспект, 2016. – 395 с.

6. Нерсесянц В. С. Проблемы теории государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Норма-Инфра, 2014. – 335 с.

7. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2016. – 362 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *