когда появилось приложение яндекс такси
Кто и когда основал Яндекс Такси
Один из самых популярных агрегаторов в сфере услуг пассажироперевозок — Яндекс Такси. Согласно статистике, он занимает более 50% на рынке Москвы, и активно развивает свой бизнес в регионах России. По прогнозам экспертов, такие темпы развития компания сохранит и в будущем, распространяя свое влияние на территории страны и ближнего зарубежья.
История основания агрегатора
Основатель Яндекс Такси — ООО «Яндекс». Сервис начал свою работу в Москве в 2011 году, под руководством Льва Воложа, старшего сына сооснователя материнской компании Аркадия Воложа, и позиционировался как один из сервисов. На этапе открытия с ним уже сотрудничало более 1000 водителей из 11 таксомоторных предприятий города.
Отличительная черта агрегатора — специализированное мобильное приложение для клиентов. Оно работает на смартфонах с платформами iOS и Android. Оно было запущено на старте работы сервиса. Позже, летом 2012 года, появилась и веб-версия вызова такси.
Комиссия, которую водители отчисляют агрегатору, исходя из суммы заказа, была введена только в 2012. А по прогнозам специалистов объем заказов в следующем, 2013 году должен был составить 60 млн. долларов.
Сервис успешно развивался, и в 2013 году у пассажиров агрегатора появилась возможность использовать безналичный расчет, что существенно повысило лояльность клиентов.
По итогам работы сервиса за 2013 год прибыль составила 68 млн. долларов, а его услугами воспользовались более 3,5 млн. раз.
В 2019 году сменилось руководство компании, и дирекцию возглавил Даниил Шулейко. Год также ознаменовался обновлением приложения для Android и iPhone, после чего стала доступна функция переадресации звонков. Усилилась защита персональных данных. Теперь для контакта с клиентом водителю передавался не номер телефона, а уникальный код. В этом же году было введено обязательное обучение водителей, включающее экзамен на знание стандартов сервиса и региона, в котором предстояло работать.
Важное событие в истории компании произошло в январе 2015 года — компания приобрела «Рос.Такси». Этот сервис стал впоследствии основной платформой для программы Таксометр.
По итогам пятилетней работы в сервисе работало более 30000 водителей из 450 таксопарков.
В 2016 агрегатор начал работу за пределами Российской Федерации. Представительства сервиса были открыты в Казахстане, Украине, Грузии, Армении.
В 2016 году был впервые запущен сервис «Яндекс.Такси для бизнеса» в целях обслуживания корпоративных клиентов.
Летом 2017 года компания презентовала видео о беспилотном автомобиле собственной разработки. Прототипом стал гибридный хэтчбек Toyota Prius.
13 июля 2017 было подписано соглашение с Uber. Дополнительным условием сделки стало вложение в новую инфраструктуру со стороны Яндекса 100 млн. долларов, и 225 млн. долларов — от Убер.
По оценкам экспертов, стоимость компании после подписания этого соглашения возросла до 3,7 млрд. долларов. Яндекс Такси является владельцем 59,3% акций, а Uber, соответственно, 36,6%. Сотрудникам компании принадлежат 4,1% акций.
Дата 25 июля 2017 года ознаменовалась тем, что сервис вышел на рынок Молдавии. В ноябре — купил 100% акций Foodfox, сервиса доставки еды. В декабре для пассажиров агрегатора стал доступен тариф для совместных поездок на такси Комбо.
В начале 2018 года Яндекс Такси появилось и на территории Узбекистана. 16 ноября того же года сервис под новым названием Yango вышел на территорию Израиля и начал работу на территории Гуш-Дан, в частности, в Тель-Авиве.
22 ноября 2019 в приложение для клиентов была добавлена функция вызова сразу нескольких машин. Для этого пассажирам теперь достаточно нажать кнопку «Еще такси» в программе.
Собственники и руководители
Основная доля (более 99%) уставного капитала Яндекс Такси принадлежит частной компании, зарегистрированной в Нидерландах и являющейся одним из ее учредителей. Официальное название — общество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси». Материнской компанией с момента создания сервиса выступает ООО «Яндекс». Агрегатор вписан в ее общую функциональную систему. Так, приложение Таксометр для водителей пользуется такими сервисами поисковика, как Карты и Навигатор.
Должность генерального директора сервиса с 2019 года занимает Даниил Владимирович Шулейко. В 2011 году закончил факультет автоматики и электроники НИЯУ МИФИ. С 2010 года по 2015 работал в Delivery Club — был одним из тех, кто его придумал и создал сервис по доставке еды. С 2015 года перешел на должность директора по маркетингу в сервис Яндекс Такси, а с февраля 2018 занял должность операционного директора компании. Сферой его деятельности было формирование стратегии развития сервиса, рост и развитие. Дополнительно был ответственен за внедрение и развитие новых направлений в работе организации.
Новый генеральный директор агрегатора Яндекс Такси продолжает политику компании:
«Самая большая битва, которую мы ведем, — битва с личным автомобилем. Мы продолжим запускать новые продукты, чтобы личная машина стала не нужна. Мне кажется, что через какое-то количество лет людям совсем запретят водить машины, и это произойдет уже на нашем веку».
Финансовый директор Яндекс Такси сейчас Евгений Сендеров. Он бывший президент Russ Outdoor (оператора наружной рекламы).
Техническим директором фудтех-направления агрегатора стал Александр Константинов. В прошлом занимавший пост технического директора соцсети ВКонтакте. Под его началом объединились сервисы Яндекс.Еда, Яндекс.Шеф и Яндекс.Лавка.
Предыдущий директор Тигран Худавердян, который часто также обозначался как владелец Яндекс Такси, сейчас занимает должность управляющего директора группы компаний Яндекса. Его карьера в Яндекс началась еще в 2006 году: был ответственен за разработку поисковой системы, а также приложения Яндекс.Навигатор и Яндекс.Браузер. В 2014 году занял пост главы Яндекс Такси и под его руководством блок стал активно развиваться. Был одним из создателей программы Таксометр — специализированного ПО для водителей.
Активно продвигает развитие сети в регионах и ближнем зарубежье. Под его началом сервис начал свою работу в 126 крупных городах. К нему на сегодняшний день подключены более 200 000 водителей.
Тигран был инициатором объединения с Uber в России. После подписания соглашения компания начала тестирование объединенной платформы, которая призвана снизить время отклика на заказ и время ожидания машины клиентом, т. к. обновленное приложение позволило водителям брать заказы в непосредственной близости от местоположения пассажира. На данный момент он не только генеральный директор Яндекс Такси, но и возглавляет объединенную компанию.
Контакты руководства Яндекс Такси
На сегодняшний день напрямую обратиться с предложениями к руководителям компании Яндекс Такси можно только во время проведения прямых линий, или оставив свою информацию в форме обратной связи на сайте.
Еще одна возможность — лично посетить открытые лекции в качестве гостя. Их проводит в головном офисе компании не только «хозяин» Яндекс Такси, но и представители топ-менеджмента, а также некоторые специалисты.
Связаться с руководством организации по поводу жалоб или предложений можно, написав электронные письма и направив через yandex.ru/support или через приложение.
Информация, содержащаяся в поступивших обращениях, передается для дальнейшего разбирательства узким специалистам, а при необходимости и руководящему составу.
Адреса центров Яндекс Такси для водителей можно посмотреть на нашей карте.
Яндекс Такси — одна из самых крупных компаний на рынке, которая занимается пассажирскими и негабаритными грузовыми перевозками. Ее таксопарк исчисляется десятками тысяч автомобилей по всей стране. Такая популярность среди водителей объясняется наличием удобной и хорошо отлаженной схемы работы, которая предполагает автоматическое распределение заказов. Регистрация в системе обеспечит вам большое количество заказов, высокие доходы и гибкий график работы.
Кому принадлежит Яндекс Такси
Достижения на рынке транспортных услуг компании-агрегатора «Яндекс.Такси», которой за 8 лет удалось из никому не известного сервиса стать лидером сегмента в Москве и ещё в 300 городах России и мира, давно вызывает повышенный интерес у публики. Причём не меньше, чем технология успеха, привлекает внимание и фигура его вдохновителя — владельца Яндекс Такси, которым считается его генеральный директор. И хотя в мае 2019 г. на этом посту произошли изменения, все главные события последних 5 лет в жизни сервиса связаны с именем Тиграна Худавердяна.
Почему сервис Яндекс Такси так популярен
Яндекс Такси — высокотехнологичный агрегатор, обеспечивающий взаимодействие клиента и транспортной компании. Переведя оказание услуг в интернет-пространство, он совершил революцию в этой области, оптимизировав все процессы деятельности таксопарков от момента заказа автомобиля до способов расчёта за поездку. Установка специализированного приложения на мобильное устройство открывает для клиента доступ ко всему спектру услуг, предоставляемых компанией. Востребованным Яндекс Такси стало благодаря следующим факторам:
Всё это избавляет заказчика от необходимости «висеть» на занятой линии, пытаясь дозвониться диспетчеру, или тратить время на ожидание автомобиля. Появление Яндекс Такси обеспечило высокий уровень обслуживания, скорость и безопасность поездки, её комфорт, экономию нервов и времени.
А объёмы перевозок сделали возможным и снижение стоимости за услуги, что ещё больше способствовало востребованности сервиса.
История создания
Яндекс Такси появился 26 октября 2011 г. в Москве как один из сервисов материнской компании ООО «Яндекс» благодаря реализации замысла одного из сооснователей глобального поисковика Аркадия Воложа. Под руководством его старшего сына Льва Воложа, назначенного на должность генерального директора сервиса, был произведён старт и осуществлён весь начальный организационный период работы агрегатора. При этом первый год сервис предлагал свои услуги бесплатно, а комиссия была введена лишь в 2012 г.
Человек, которому принадлежит заслуга глобального успеха компании, был назначен на должность генерального директора в 2014 г., когда перед сервисом встали задачи по расширению территории обслуживания. Тигран Оганесович Худавердян оказался талантливым хозяином и организатором, распространившим деятельность агрегатора на более 200 городов России, а с 2016 г. выведшим его и на международный уровень.
Он не относился к числу предпринимателей, приходящих на всё готовое с улицы, а вырос в компании «Яндекс», где работал с 2006 г. Родившийся 28 декабря 1981 г. в Ереване, он окончил МГУ им. Ломоносова (физический факультет, кафедра низких температур и сверхпроводимости) в 2004 г. Некоторое время посвятил предпринимательской деятельности, открыл интернет-магазин, написал книгу. Но полностью его таланты раскрылись в компании «Яндекс». Он руководил направлением мобильных и программных продуктов, участвовал в разработке «Яндекс.Браузера» и «Навигатора».
Под его руководством блок «Такси» стал осваивать регионы, была введена программа «Яндекс.Таксометр», появилась услуга переадресации звонков и усилилась защита данных клиента. С этого же времени были введены обязательные экзамены для водителей на знание сервиса и региона, в котором им предстояло работать. За 5 лет обучение (только в Москве) прошли более 30 тыс. таксистов, установлены партнёрские отношения с 450 таксопарками, зона обслуживания охватила 18 стран, включая Израиль, Финляндию, Гану, Кот-Д’Ивуар и 12 бывших республик Советского Союза.
22 мая 2019 г. Тигран Худавердян был повышен до должности управляющего директора всех компаний системы «Яндекс», что открыло новые перспективы для его профессионального и личностного роста.
Кто руководитель Яндекс Такси
Юридическим собственником «Яндекс.Такси» является ООО «Яндекс» — частная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Ей принадлежит 99% уставного капитала. Агрегатор вписан в общую систему материнской компании, в его деятельности активно используются поисковые данные с сервисов «Карты», «Навигатор» и др. Должность генерального директора в СМИ часто совмещается с понятием «владелец», что не соответствует истине. Скорее это ключевая фигура, от которой зависит стратегия развития сервиса и принятие решений по основным направлениям.
Сегодня эту должность занимает Даниил Владимирович Шулейко.
Краткая биография
Даниил Шулейко родился 22 сентября 1988 г. в пос. Большой Камень под Владивостоком. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Москву, где, окончив школу, юноша поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет автоматики и электроники. К моменту окончания учёбы в 2011 г. он уже год работал менеджером по маркетингу в компании Delivery Club, где быстро выдвинулся в число лучших сотрудников. Его активная деятельность была отмечена основателями компании, и в 2014 г. он получил долю в бизнесе.
Когда в 2015 г. Delivery Club была куплена компанией Foodpanda, Даниилу было предложено место в центральном берлинском офисе новых владельцев. Однако в качестве продолжения карьеры он выбрал сотрудничество с «Яндекс», где получил работу директора по маркетингу.
В 2018 г. стал управляющим и операционным директором, а в мае 2019 г. — генеральным директором «Яндекс.Такси». В том же месяце Forbes включил Даниила Шулейко в список «30 до 30» в категории «Управление бизнесом». В его лице руководство компанией продолжило традицию подготовки руководящих кадров внутри собственного коллектива.
Личная жизнь
Если о предшественнике Даниила — Тигране Худавердяне — сообщалось, что он увлечённо занимается фотографией, а также воссоздаёт старинные часы, то о Шулейко подобная информация отсутствует. Он женат, у него есть дочь, но данные о них не афишируются.
Как «Яндекс» сумел стать международным оператором такси за 10 лет — от поиска свободных машин к многофункциональному приложению
Сервису «Яндекс.Такси» исполнилось 10 лет – на рынок он вышел в октябре 2011 года. Вспоминаем, как менялся ландшафт такси и как создавались оптимальные решения для пассажиров и водителей.
Фото: Наталья Мущинкина
26 октября 2011 года можно считать днем рождения сервиса: именно в этот день был запущен в бета-версии сервис по поиску свободных такси в Москве.
В отличие от западных стран, в России на тот момент – кто помнит – от когда-то внушительного советского «легтранса» практически ничего не осталось, и на рынке таксомоторных перевозок более или менее успешно выживали частные таксопарки разного калибра. Со своими телефонными диспетчерскими, с внушительным временем подачи от 40 минут и выше.
Будущее было – и это уже понимали эксперты в начале 2010-х – за совершенно другим такси: эта отрасль должна была стать полноценной составной частью транспортного комплекса мегаполиса. Именно в эту сторону и начал развиваться сервис «Яндекс.Такси».
2013 год – для московской транспортной отрасли во многом рубежный. Это год рождения современной транспортной политики, год пилотного введения платных парковок, год первого этапа интеграции транспортных платежных средств – тогда появилась «Тройка». Для «Яндекс.Такси» 2013 год тоже стал знаковым: появилась возможность оплачивать поездки банковскими картами через приложение.
Согласно планам компании, такси должно было стать не только удобнее, но и дешевле. Этот этап «Яндекс» прошел в 2014 году – тогда по договоренности с таксопарками ввели низкие тарифы за короткие поездки. И там, где раньше таксист, пойманный «с руки» или вызванный по телефону, не хотел ехать дешевле чем за 500 рублей – с агрегатором поездка стала стоить заметно дешевле. Тариф «Эконом» заставил многих, в том числе автомобилистов, задуматься о такси как об альтернативе личному транспорту. В то же время «Яндекс» стал более плотно мониторить заказы водителей такси – появились экзамены на знание города и общение с клиентами. Такси стало не только более доступным, но и более безопасным.
Фото: Наталья Мущинкина
В течение следующих нескольких лет шло спокойное развитие сервисов: совершенствовалось приложение (кто, например, помнит, что в первые годы адрес начала поездки не определялся сразу?), появилось полноценное единое приложение для водителей.
Сервис уже в первые годы вышел за пределы Москвы: центральные области, Санкт-Петербург, затем и остальные регионы. Причем «Яндекс.Такси» отважился появиться там, где всегда была «своя атмосфера» в легковых перевозках – в частности, в 2015 году агрегатор стартовал в Сочи. А в 2016-м уже вышел за рубеж: сервис появляется в Армении, Грузии, Казахстане.
Во второй половине 2010-х годов «Яндекс.Такси» начинает «обрастать» дополнительными сервисами. Такси для корпоративных клиентов и внешних бизнесов, упрощенный въезд водителей на территорию аэропортов, затем – доставка еды и мелких грузов.
В наше время сервис сильно изменился по сравнению с тем, каким он был в начале работы. В 2011 году мало кто мог подумать, что через одно приложение можно будет одновременно заказать до трех автомобилей, что цена будет известна еще до начала поездки, что под новым брендом Yango такси поедут в Финляндии, Израиле и других странах. Сейчас «Яндекс.Такси» превратился в «Яндекс Go», где можно не только вызвать такси, но и арендовать каршеринг или самокат, а также заказать доставку еды. Тем не менее в основе нынешнего логистического сервиса – та же платформа, которую во многом делают те же люди.
Уже сейчас по Москве ездят – правда, пока без пассажиров – беспилотные автомобили «Яндекса». Это значит, что в будущем такой сервис будет привычным – сроки внедрения инноваций сейчас предельно сократились. Готовность к изменениям и постоянные тестирования новых технологичных решений — вот что всегда выделяло и выделяет «Яндекс».
Каким будет такси будущего, пока неясно. Возможны всякие неожиданности, и сама по себе волна агрегаторов, на которой сумел подняться «Яндекс.Такси», – тому подтверждение. Но одно ясно уже сейчас – за десять лет работы этот агрегатор смог создать в Москве инфраструктуру, которой не было до этого. Такси стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни – и это уже навсегда.
Как «Яндекс» изменил рынок такси в Москве The Village разобрался, почему таксопарки не довольны «Яндекс.Такси», но отказаться от сотрудничества уже не могут
Три года назад ночной клуб приходилось покидать в дребезжащем авто неприятного бомбилы, а теперь вызвать такси можно парой кликов на смартфоне — машина приедет за пять минут. Долгие годы таксопарки устанавливали свои тарифы и диктовали правила, но в 2011 году одной из самых консервативных сфер российского бизнеса пришлось резко измениться.
Тогда в России заработало приложение «Яндекс.Такси» — самое популярное из аналогичных на данный момент. По оценкам самого поисковика, каждое пятое легальное такси заказано через приложение «Яндекса».
Пользователи быстро привыкают к хорошему. Скоро интернет накрыла волна критики — пассажиры жаловались, что водители не знают дорогу и опаздывают, машины грязные и не соответствуют заявленному классу. К тому же, на рынок вышли другие сервисы и в первую очередь израильская Gettaxi, они уделяли больше внимания заботе о пассажире.
The Village рассказывает о том, как и почему «Яндекс.Такси» борется с менталитетом представителей самой консервативной индустрии.
Подключение
Арам Аракелян, директор компании City Mobil, крупного московского таксопарка, который осуществляет 10 % всех перевозок по городу, обижен на судьбу. Он выпустил приложение тогда же, когда «Яндекс», но в топе iOS его нет, и в Android — всего 50 тысяч скачиваний против более миллиона у «Яндекса» (тоже в Android). «Как так получается, что вы выбрали тему про „Яндекс“ и GetTaxi? Почему никто не подсказал, что есть Сity Mobil? Наших машин в городе не видно? Что мы не так делаем? Не заказываем статьи, поэтому о нас не пишут?» — вопрошает расстроенный предприниматель.
«Яндекс.Такси» не единственный подобный сервис на российском рынке, но именно он сумел быстро добраться до широкой аудитории.
Первым делом «Яндекс» решил привлечь как можно больше таксопарков и начал договариваться с самыми крупными игроками. В одном из первых интервью руководитель «Яндекс.Такси» Лев Волож объяснял свой подход: «Мы подключали всё больше таксистов, планомерно улучшая условия для таксопарков. Изначально задача была угодить именно им». Алексей Иващенко из компании «Таксик» стал одним из первых партнёров «Яндекса». Он вспоминает, что многие игроки рынка не воспринимали идею агрегатора всерьёз, но от сотрудничества не отказывались — «Яндекс» не брал комиссию с таксопарков, предлагая им обзавестись новыми клиентами бесплатно. Сервису нужно было охватить как можно больше машин, чтобы какая-то всегда была рядом с потенциальным клиентом. За первый год «Яндекс» привлёк больше 10 тысяч водителей, это позволило сократить время подачи авто до 10 минут — небывалый по тем временам показатель.
В то время «Яндекс» настаивал на своей роли посредника, влезать в чужой и непонятный бизнес не было желания. «Мы не оказываем услуг по перевозке пассажиров, мы просто даём возможность найти такси», — говорил Волож. Таксопарки сами должны были обучать водителя и решать все спорные вопросы с клиентом. Ведь именно в их интересах делать так, чтобы пассажир оставался доволен.
По условиям договора, работать с «Яндекс.Такси» может таксопарк, у которого не меньше ста машин, но небольшие компании нашли способ подключиться к системе, они работают через посредников, партнёров «Яндекса». Появились таксопарки, которые специально создавались для работы с сервисом. Компании тянулись к нему, даже когда тот начал брать комиссию в 5 % — некоторым таксопаркам агрегатор приносит до 70 % заказов. «Яндекс» же добился чего хотел: таксисты приезжали в течение 5–10 минут в любой район Москвы.
Первые два года сервис работал со всеми водителями, подходящими по формальным требованиям. За это время интернет заполонили негативные отзывы — люди жаловались на проблемы. Возможно, «Яндекс» ещё долго бы не приступал к активному решению проблемы, если бы вдруг конкурент не начал набирать обороты.
Сервис израильского предпринимателя Шахара Вайсера вышел на российский рынок вслед за «Яндексом» в 2012 году. GetTaxi тоже начал подключать таксопарки к своей системе, но вместе с тем выполнял функции пользовательского сервиса. С водителями начала работать собственная диспетчерская GetTaxi, она же решала проблемы пассажира. Таксопарки здесь полностью обезличены — приложение показывает только данные о водителе, который везёт гостя. В приложении «Яндекса» пользователю приходилось отсматривать цены в десятках таксопарках и выбирать подходящие, а GetTaxi предложил единый тариф. Обаятельный Шахар Вайсер постоянно выступал на конференциях и раздавал интервью. Он предоставлял интернет-экспертам и журналистам бесплатные поездки и всячески привлекал к себе внимание IT-индустрии.
Поиск водителя
«„Яндекс“ не следит за таксопарками. Спрос есть, а водителей нормальных нет. Вот и беда. В Гонконге или Нью-Йорке ты можешь руку поднять, и там тарифы одинаковые. У нас на твою руку подъедут 5 автомобилей с приезжими водителями. „Яндекс.Такси“ — ура, наконец-то технологии победили беспорядок! Так автомобили с приезжими водителями стали такси с приезжими водителями. Остаётся уходить к тем, кто следит за таксопарками», —делился своим разочарованием предприниматель Влад Ситников.
Пока «Яндекс» терпеливо просил менеджера таксопарка тщательно отбирать водителей и проводил короткий курс вежливого общения, GetTaxi по уши влез в пахнущий солидолом, бензином и левыми заработками бизнес. Модель уже была отработана в Израиле и Англии, поэтому в России Шахар Вайсер сразу взял работу таксопарков по контролю качества на себя. Руководитель по маркетингу Алексей Куличевский рассказал The Village, что после теста на знании Москвы отсеиваются 50 % водителей. Дальше проходит тренинг, где водителя учат быть вежливым с клиентом и делать так, чтобы он снова воспользовался приложением. «Наш сервис работает так, что мы окупаем затраты на привлечение клиента только через несколько поездок, а не после первой, потому мы серьёзно вкладываемся в обучение водителя», — говорит он. Если рейтинг водителя ниже 4,4 (по пятибалльной шкале), его отключают от системы. В Лондоне из сотни водителей только двое-трое не проходят собеседование, а в России из десяти берут только двух-трёх.
Таксисты признают, что благодаря усилиям «Яндекса» пользователь стал получать такси быстрее и дешевле. Их претензия в том, что, дав надежду на лучшую жизнь, «Яндекс» использовал таксопарки в своих целях, а потом отвернулся от них
Не удивительно, что «Яндекс» поспешил перенять опыт конкурента. Во-первых, GetTaxi уже набил руку на иностранных рынках и в России, при всех особенностях менталитета, действовал по накатанной. Во-вторых, в кармане Вайсера было больше 50 миллионов долларов инвестиций. В-третьих, GetTaxi не скромничает и озвучивает впечатляющие показатели: темпы роста по количеству заказов — 400 % в год.
После того, как в «Яндексе» появилось больше 200 таксопарков, он перестал бояться гнева таксистов и начал действовать решительно.
Важным нововведением «Яндекса» стало объединение тарифов таксопарков и возможность рассчитать стоимость за поездку. GetTaxi тогда предлагал 299 рублей за 20 минут, в «Яндексе» минимум по-прежнему составлял 400 рублей за полчаса. Таксопарки предпочитают более высокие цены, чтобы окупить время холостого пробега — когда таксист едет к клиенту и ничего не зарабатывает. Но поскольку приложение уже охватило столько машин, что время подачи, а значит, дороги до клиента сократилось до минимума, система требовала изменений.
Весной «Яндекс» сообщил о новой минимальной стоимости: 199 рублей за 10 минут. «Когда мы делаем наши сервисы, мы в первую очередь думаем о счастье пользователей, удобстве и качестве наших продуктов. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы рынок цен такси был прозрачным, понятным и единым для пользователей „Яндекс.Такси“» — так теперь говорят в «Яндексе».
В «Яндексе», как в GetTaxi, для оценки качества существует система рейтинга водителя. Каждый клиент после поездки оценивает таксиста по шкале от 1 до 5. Рейтинг очень важен для получения заказа, который распределяется между водителями после поступления в систему. Сначала он отправляется тем, кто находится рядом и имеет наивысший рейтинг. Если за 30 секунд заказ не принимают, система ищет новые машины и снижает порог рейтинга. Но около 60–65 % заказов забирают в первые полминуты.
С начала 2014 года консервативные таксисты каждый месяц трясутся в ожидании новых изменений. В июне сервис разослал письмо-предупреждение о начале инспекций авто и водителей — теперь специальный человек неожиданно приезжает, чтобы проверить чистоту салона, наличие кресла для ребёнка, багажное отделение и все документы. Кроме того, водители стали проходить экзамены.
Многие партнёры негативно встретили желание компании тестировать водителей. На вопрос, в чём суть претензий, один из них ответил: «Суть в мании величия „Яндекса“: рейтинги, тестирование. Я считаю, что достаточно было бы деления на лицензированное такси и отсев нелицензированного». «Эти молодые люди с дипломами МВА и своим мнением задолбали уже всю Москву», — говорит Павел Габов, глава небольшого таксопарка. Он рассказывает, что «Яндекс» в первое время отдал контроль водителей на аутсорс компании по доставке обедов Room Service.
Таксистам сложно принять новую модель, по которой главный в машине — клиент, которому нужно обеспечить хороший сервис. Сразу три человека пожаловались на возмутительный вопрос, который задают в «Яндексе» на экзамене: «Что делать, если вы резко затормозили, а клиент пролил на себя кофе?» Водители считают, что решать такую проблему должен диспетчер. Но единственный человек, который находится рядом с пассажиром и может быстро помочь и извинится, — сам таксист. «Яндекс» относится к жалобам с пониманием: «Экзамены — это психологически сложно, а некоторым вообще тяжело принять, что отсутствие вежливости может существенно повлиять на доходы. Но если бы мы не проводили экзамены, контроль на линии и переэкзаменовки через месяц, без них и финансовой мотивации ничего бы не менялось».
Таксисты признают, что благодаря усилиям «Яндекса», машина приезжает к клиенту быстрее и стоит дешевле, но чувствуют себя обманутыми. Водителям кажется, что модный сервис, дав надежду на лучшую жизнь, использовал таксопарки в своих целях, а потом отвернулся от них.
Оценка сервиса
В европейских странах традиционные такси борются с молодыми сервисами, лоббируя запретительные законы. В России пользуются другими методами. Самый распространённый — шантаж.
В январе крупнейший таксопарк «Петербургское такси» объявил бойкот «Яндексу», поскольку тот якобы не следовал своим договорённостям. В результате сервис лишился большей части машин в городе. «Яндекс» обвиняли в том, что он начал подключать к своей базе московские фирмы, использующие нелегалов. Сервис парировал: от пассажиров поступало много жалоб, поэтому было необходимо подключить новые таксопарки. Руководитель компании «068», входящей в партнёрство с «Петербургским такси», заявил: «Если „Яндекс“ не изменит свою позицию, вся организация начнёт сотрудничать с другими сервисами или запустит собственное мобильное приложение». Обе компании перестали работать с поисковиком, но на позиции «Яндекса» на рынке Санкт-Петербурга это не повлияло.
После очередных изменений в правилах в Москве появились объявления группы «Стоп нелегал», столичные активисты призывали устроить бойкот и вынудить «Яндекс.Такси» смягчить жёсткие условия. Но выставлять требования поисковику оказалось слишком поздно. «„Яндекс“ продолжает унижать и властвовать — несколько месяцев назад они повысили комиссию для таксопарков. И те продолжают принимать навязанные правила игры. Ещё бы, ведь некоторые парки живут целиком за счёт „Яндекса“», — рассказывает Григорий Успенский.
В 2014 году в России работали десятки приложений по заказу такси, у которых были тысячи и даже сотни тысяч скачиваний, но никто из них даже близко не может подобраться к «Яндексу». У крупнейшего таксопарка и приложения City Mobil в Google Play 50 тысяч скачиваний, у «Таксик» — 10 тысяч против миллиона «Яндекс.Такси». Единственный, кого сейчас «Яндекс» рассматривает как конкурента в крупных городах, — GetTaxi. По словам представителя «Банана–такси», условия обоих систем не позволяют работать друг с другом. «За это таксопарк может получить жёсткие санкции». При этом в «Яндексе» заказов больше, комиссия ниже, а GetTaxi всё чаще ориентируется на корпоративных клиентов, так что молодым таксопаркам работать с первым выгоднее.
Некоторые водители и таксопарки отказывались комментировать сотрудничество с «Яндекс.Такси» — боялись санкций вплоть до отключения. Для многих «Яндекс» стал своеобразной иглой — условия уже не устраивают, а слезть очень сложно. Некоторые понимают: будущее за приложениями, а создать и раскрутить своё под силу не каждому. «С одной стороны, 60 % наших клиентов по-прежнему звонят по телефону и хотят услышать в ответ милый голос, который скажет, что все приедут. С другой, этот возраст скоро уйдёт, а молодёжь предпочитает заказать быстро и через приложение», — признаёт руководитель «Такси-Блюз» и «Эй!Такси» Сергей Булычёв.
Конкуренция за заказы возрастает
в «Яндексе» каждый месяц. Новичкам
и просто молодым таксопаркам получить их всё сложнее
Конкуренция за заказы возрастает в «Яндексе» каждый месяц. Новичкам и просто молодым таксопаркам получить их всё сложнее. Нужно иметь высокий рейтинг, а его, в свою очередь, получить невозможно, когда нет заказов. Получается замкнутый круг, в котором водители разъезжают пару месяцев, а потом отключаются от системы. «В этом всём прослеживается сговор крупных таксопарков с „Яндексом“. „МосТакси“, „Новое жёлтое такси“, „956“. У меня сейчас на линии три машины из тридцати восьми. Ещё за неделю их было десять, ещё за неделю до того пятнадцать», — говорит Владислав Крупнов, руководитель одного из партнёров «Яндекс.Такси».
За год «Яндекс» повысил комиссию практически вдвое. До последних изменений она была самой низкой на рынке: GetTaxi забирал себе 15 %, inTaxi — 10 %, «Яндекс» — 5 %. Теперь комиссия «Яндекса» тоже составляет около 10 %. Хуже всех чувствуют себя водители, до которых доходит стоимость после вычета комиссии «Яндекса», партнёра и таксопарка. Сейчас он работает в среднем за 80 % от заказа.
Есть те, кто верит: все изменения — к лучшему. «Мы работаем год, но уже вошли в 10 крупнейших таксопарков „Яндекс.Такси“. Мы хоть и теряем водителей и водители теряют деньги, но приходит качество. Я думаю, что эти изменения к лучшему, хоть сейчас всем приходится поджать пояски и смотреть, что дальше придумает „Яндекс“», — говорит один из представителей «Банана-Такси».
В 2013 году через «Яндекс.Такси» прошло заказов на 68 миллионов долларов, что превысило запланированные показатели. В «Яндексе» говорят, что, хотя не все таксопарки рады принятым изменениям, потерь в количестве подключаемых партнёров и количестве машин на линии у них нет.
Фотографии: Petr Magera, Antonio Bonanno, j f grossen, Михаил Почуев/ТАСС