когда приняли налог на роскошь
Налог на роскошь в 2021 году
В России существует довольно большой список разнообразных налогов. С развитием экономики и согласно актуальной финансовой ситуации это список постоянно корректируется: вносятся поправки в существующие налоги, некоторые налоги упраздняются, а некоторые, наоборот, только внедряются. Так, в 2014 году в нашу налоговую систему был введен так называемый налог на роскошь.
Что такое налог на роскошь?
Данный вид налога тесно связан с транспортным налогом, который всегда уплачивается при покупке автомобиля. База транспортного налога очень специфическая и подразумевает под собой количество лошадиных сил, т.е. мощность автомобиля, плюс налоговая ставка и время владения. Но если вы купили автомобиль, который стоит больше, чем 3 миллиона рублей, то вы должны рассчитать налог на роскошь.
Таким образом, согласно законодательным нормам, те, кто покупает себе дорогие автомобили, должны пополнить казну и уплатить дополнительный налог, который, по сути, представляет собой увеличенный в размерах транспортный налог.
Следовательно, данный вид налога не относится к самостоятельным видам налога, а входит в структуру стандартного транспортного налога.
Порядок расчет и уплаты налога на роскошь
В России величина налога рассчитывается следующим образом: количество лошадиных сил автомобиля умножается на величину транспортного налога, установленную в регионе регистрации транспортного средства, и на повышающий коэффициент.
Вся суть налога на роскошь автомобиля в 2021 году заключается именно в повышающем коэффициенте, который зависит от двух базовых показателей:
В зависимости от сочетания этих двух показателей и формируется повышающий коэффициент:
от 5 до 10 млн. руб.
от 10 до 15 млн. руб.
Очевидно, что все-таки более весомым показателем является именно стоимость автомобиля. Для расчета налоговые органы возьмут стоимость нового автомобиля вашей модели, с учетом года выпуска и количества лошадиных сил (все показатели должны быть идентичными). Поэтому вас не должен удивить тот факт, что стоимость автомобиля для расчете налога может несколько отличаться от фактически уплаченной вами при его покупке.
Это означает, что перед покупкой автомобиля каждый может проверить, попадает под налог на роскошь выбранная им модель или нет.
Сделать это можно, в том числе, благодаря тому, что Министерство промышленности и торговли составляет полный список автомобилей, на которых данный налог распространяется.
Стоит отметить, что он постоянно корректируется (как минимум, 1 раз в год). Связано это с тем, что любые колебания курса рубля приводят к повышению или понижению рублевого эквивалента стоимости автомобиля. Следовательно, какие-то автомобили вносятся в перечень, а какие-то могут быть исключены. До сегодняшнего дня перечень только расширялся.
Полный список автомобилей, попадающих под налог на роскошь 2021, можно найти на официальном сайте Минпромторга. На данный момент в этом перечне уже 708 автомобилей, хотя в 2015 их было меньше больше, чем в три раза.
Кроме этого, каждый производитель автомобилей при покупке, как правило, может подсказать, входит ли ваш автомобиль в перечень, и какой налог вам придется заплатить.
Платит данный налог тот, кто является собственником автомобиля. Если же транспорт разделен на доли, то и налог делится между всеми дольщиками. А если полноправных владельцев несколько, то они сами должны договориться о том, кто будет платить налог.
Применяется налог на роскошь и для новых, и для поддержанных автомобилей. Но от его уплаты (т.е. от повышения транспортного налога) могут быть освобождены следующие группы граждан:
Кроме этого, есть и группы транспортных средств, по которым данный налог не начисляется:
Иных законных способов избежать уплаты данного налога нет (несмотря на очень большой шквал критики после его введения).
Стоит отметить, что введение данного налога во многом стало попыткой законодательной системы уравнять положение разных групп населения (такой налог ввели и для дорогой недвижимости). Безусловно, это стало только первым шагом, и данный законопроект постоянно пересматривается и дорабатывается.
Что такое налог на роскошь и сколько надо платить в 2021 году
Так называемый налог на роскошь касается недвижимости и транспорта. В Налоговом кодексе (НК) РФ обозначена предельная стоимость определенной категории имущества. Лицам, чье имущество стоит дороже указанных в НК РФ значений, при расчете стандартного налога придется учитывать повышающий коэффициент.
В зависимости от вида имущества этот показатель будет разным.
🏠 Недвижимость
Налог распространяется на все недвижимое имущество, оцениваемое в сумму более 300 млн рублей. К нему относятся:
По истечении трех лет с даты начала строительства под налог подпадают и незавершенные объекты, строившиеся для проживания.
С юридической точки зрения, верное название — «повышенный налог на имущество», так как коэффициент используется для расчета налога на имущество. Привести пример расчета сложно, так как процентная ставка зависит от двух строго индивидуальных параметров:
В НК РФ существуют ограничения: налог не должен быть выше 2% от стоимости недвижимости.
🚗 Транспорт
Номинально налог на роскошь распространяется:
При этом распространение ограничено транспортными средствами (ТС), оцененными в сумму 3 млн рублей и выше. На территории РФ наиболее распространенным транспортным средством является автомобиль.
Официальное название — «Повышенный транспортный налог»: как и в случае с недвижимостью, лица, обладающие дорогими ТС, обязаны учитывать повышающий коэффициент при расчете транспортного налога.
Высчитывается он умножением количества лошадиных сил авто на ставку транспортного налога. Если стоимость автомобиля превышает указанные в НК РФ цифры, то в произведение добавляется повышающий коэффициент.
Показатель ставки разнится от региона к региону. Ознакомиться с конкретными значениями можно здесь.
В отличие от недвижимого имущества в налоге на роскошь для ТС предусмотрены льготы. Некоторые слои населения могут быть освобождены от его оплаты, если мощность ТС не превышает 200 л. с. К ним относятся:
💫 Изменения в 2021 году
Изменения коснулись, в первую очередь, автолюбителей. В частности, был расширен список автомобилей, подпадающих под налог — в документе появились модели массовых авто.
Минпромторг регулярно обновляет список автомобилей. Со списком за 2020 год можно ознакомиться на его сайте. Обращайте внимание на комплектацию авто.
Коэффициент для налога на роскошь и порядок его выплаты контролируются п. 2 ст. 362 НК РФ. На этот показатель оказывают влияние следующие параметры:
После достижения авто определенного возраста надобность в повышающем коэффициенте отпадает. О возрасте наглядно — в таблице ниже.
Стоимость ТС | Коэффициент | Возраст авто |
От 3 до 5 млн руб. | 1,1 | До 3 лет |
От 5 до 10 млн руб. | 2 | До 5 лет |
От 10 до 15 млн руб. | 3 | До 10 лет |
Более 15 млн руб. | 3 | До 20 лет |
Ранее коэффициент для ТС стоимостью от 3 до 5 млн рублей понижался со временем использования автомобиля. Согласно последним изменениям, этот пункт недействителен — множитель теперь стабилен (1,1) для всех авто категории младше трех лет.
💰 Как рассчитать налог на роскошь?
Формула выглядит следующим образом:
Например, в 2021 году вы приобрели автомобиль BMW M235i xDrive Gran Coupe. Стоимость на рынке — 3 490 000 рублей, т. е. применяемый повышающий коэффициент — 1,1. Мощность ТС 306 л. с. Ставка транспортного налога в регионе 80 руб./л. с. Расчет выглядит следующим образом:
Для расчета налога на роскошь нужно лишь узнать необходимые параметры для вашего региона и марки автомобиля.
💸 Налог на вклады физических лиц
С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения. Теперь физические лица, имеющие банковские вклады свыше 1 млн рублей, должны будут заплатить налог в размере 13% с доходов, полученных с этих вкладов.
Изменения будут применяться ко вкладам, относящимся к налоговому периоду с 2021 года и далее, то есть первый налог придется заплатить в 2022 году. Поэтому за проценты за 2020 год можно не переживать – их нововведения не коснутся.
Нужно понимать, что налогом облагаются не сами вклады, а полученные по ним проценты (доход). Налог придется заплатить не со всей суммы вкладов, а с суммы процентов и остатков по счету и лишь с той части, которая превышает доход в размере ставки ЦБ РФ с 1 млн рублей.
Рассмотрим на примере. Законодательство устанавливает не облагаемый налогом лимит. Он зависит от действующей ключевой ставки ЦБ РФ на начало года. Пока неизвестно, какой будет ключевая ставка в январе 2021 года, но предположим, что 6%.
Считаем не облагаемый налогом лимит:
Это необлагаемый лимит, то есть налоги нужно заплатить с суммы полученных процентов, превышающих данную сумму.
Пример 1: вклад размером 1 млн рублей под 3,5% годовых.
Доход за год составит:
Пример 2: вклад на 3 млн рублей под 4% годовых.
Доход за год составит:
От полученной суммы отнимаем необлагаемый лимит:
Значит, налогом будут облагаться 90 000 рублей.
Считаем налог, который придется заплатить в итоге:
Подавать декларацию для уплаты налога не придется. Все необходимые сведения ФНС получит от банков, а по окончании календарного года разошлет всем вкладчикам налоговые уведомления.
Налог на роскошь: сколько богатые платят за имущество в России
Министр финансов России Антон Силуанов высказался в программе «Познер» на «Первом канале» о возможности повышения налога на имущество для богатых людей. Позднее в пресс-службе Минфина обратили внимание на ошибку при цитировании министра. «Правительство России уже подняло имущественные налоги и ближайшие шесть лет налоги останутся неизменными», — говорится в комментарии пресс-службы.
Тем не менее разговоры о повышении налоговой нагрузки для богатых ведутся не первый год. Обсуждались разные варианты — от введения акциза на дорогие товары до прогрессивной шкалы НДФЛ. Рассказываем, какие налоги сегодня платят собственники дорогого имущества.
Налог на дорогую недвижимость
В России действует трехуровневая ставка налога на имущество. Его платят все физлица и юрлица, владеющие землей, квартирами, домами, дачами, гаражами, машино-местами и другими капитальными сооружениями и помещениями. Правила исчисления налога в зависимости от кадастровой стоимости (вместо инвентаризационной) вступили в силу с 1 января 2015 года. Ранее налог на покупку дорогих квартир в Москве был одним из самых низких в мире. Согласно исследованию Knight Frank, следом за столицей России шел Париж, за ним — Майами, Монако, Барбадос, Дубай и другие города.
Минфин отнес к предметам роскоши квартиры стоимостью свыше 300 млн руб. и большой площади — свыше 300 кв. м. Такое жилье, а также торговые и офисные объекты облагаются налогом по предельной ставке в 2%. Собственников недорогих столичных квартир стоимостью до 10 млн руб. обложили налогом по ставке 0,1%, от 10 млн до 20 млн руб. — 0,15%, от 20 млн до 50 млн руб. — 0,2%, от 50 млн до 300 млн руб. — 0,3%. Для прочих объектов недвижимости ставка налога не должна превышать 0,5%. Для собственников действуют льготы: для квартир в размере кадастровой стоимости 20 кв. м, 10 кв. м — для комнаты, 50 кв. м — для жилого дома.
Квартир с высокой кадастровой стоимостью (свыше 300 млн руб.) не так много в столице. По оценке Savills, их число в Москве составляет около 2 тыс., рынок ежегодно пополняется еще несколькими десятками. В Подмосковье таких дорогих особняков больше, но их точное количество оценить сложно (приблизительно 2–3 тыс.). К тому же там достаточно много крупных объектов площадью более 1 тыс. кв. м и с большими участками земли.
В Москве некоторым собственникам дорогих апартаментов все же удается уйти от повышенного налога на недвижимость. В столице создан и периодически дополняется реестр апартаментов с льготным режимом налогообложения на имущество физлиц. Всего в перечень включено 16 комплексов с апартаментами, 11 из которых можно отнесли к элитным. Среди них четыре небоскреба в деловом комплексе «Москва-Сити», а также известные клубные проекты.
Если сейчас владельцы апартаментов в зданиях торгово-офисного назначения должны платить 2% от кадастровой стоимости, то ставка налога в зданиях из московского перечня снизится на 1,5%, до 0,5% от кадастровой стоимости объекта.
Зачем массовые иномарки облагают налогом на роскошь
Минпромторг недавно актуализировал перечень автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, которые облагаются так называемым «налогом на роскошь». По сравнению с прошлогодней версией этот список стал более чем на 100 пунктов длиннее и теперь включает 1298 наименований различных моделей и модификаций. Как поясняют в ведомстве, средняя стоимость машины рассчитывается на основе розничных цен на базовые версии определенной модели каждой марки с учетом года выпуска, при этом фактическая цена, указанная в договорах купли-продажи, не учитывается. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля вычисляется по налоговому периоду, за который владелец обязан заплатить, а не по тому, во сколько обходилась машина в год покупки.
Как отмечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян, конкретные перечисленные модели сами по себе продаются в незначительном количестве на российском рынке. Кроме того, в структуре продаж внутри своих брендов (кроме Jeep) они не являются объемообразующими, а, скорее, несут имиджевые функции, повышая статус производителя в глазах потенциальных потребителей. В этой связи спрос на них будет снижаться по причине того, что покупатель, скорее, выберет автомобиль из линейки премиальных немецких или японских брендов, так как налог в любом случае придется платить. Либо же из соображений экономии уйдет к конкурирующему массовому бренду, чьи автомобили не включены в перечень. В большей степени может пострадать Jeep, так как в обновленный список попал практически весь модельный ряд марки.
По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, в целом повышенный налог на дорогие машины не является ключевым в структуре расходов на владение автомобилем. Он имеет в большей степени психологический характер. Правильнее говорить о перетекании спроса: те, для кого «налог на роскошь» является неприемлемым, вынуждены будут выбрать модели или комплектации, которые остались за пределами списка.
Между тем, учитывая предстоящий рост цен из-за обвала рубля, перечень «роскошных автомобилей», очевидно, будет расширятся и дальше, в том числе и за счет массовых иномарок. При этом участники рынка не исключают, что автопроизводители будут сдерживать рост цен на модели стоимостью около 3 млн рублей за счет частичного упрощения комплектаций, в также маркетинговых поддержек.
Как говорит Олег Шамба, с учетом того, что стоимость автомобилей каждый год в среднем увеличивается от 2 до 10% в зависимости от марки, за счет таких факторов как инфляция, рост акцизных и налоговых сборов, волатильности национальной валюты, ежегодного обновления модельного года у производителей, то список автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, будет увеличиваться. Это затронет те модели автомобилей, стоимость которых приближается к отметке в 3 млн рублей.
В свою очередь, Константин Авакян отмечает, что на данный момент нет четкого понимания дальнейшего развития ситуации относительно стоимости национальной валюты, в связи с чем большинство производителей пока выбрали выжидательную позицию в отношении возможной коррекции прайс-листов.
В то же время существует вероятность, что из списка «роскошных машин» могут исчезнуть электромобили. По крайней мере, с такой инициативой выступают депутаты Госдумы, по мнению которых повышенный транспортный налог на «зеленые» машины противоречит стратегии по популяризации электромобилей в нашей стране. Пока же они не пользуются спросом у россиян: по данным «Автостата», в начале 2020 года в России насчитывалось 6,3 тыс. электромобилей, что составляет всего лишь 0,01% от общего парка легковых машин в стране.
ФНС начислила налог на роскошь владельцам автомобилей среднего сегмента
Тысячи автомобилистов начали получать письма из ФНС с требованием уплатить повышенный транспортный налог за прошлогодний период, сообщило издание «Октагон» со ссылкой на свои источники. Повышенный транспортный налог в России начисляется на автомобили не старше трех лет, стоимость которых начинается от 3 млн рублей и выше. Издание подчеркивает, что пострадавшие автомобилисты покупали свои машины по цене намного ниже 3 млн рублей.
Проблема в том, что в 2015-2019 годах большое число моделей и их модификаций стоили меньше 3 млн рублей. Однако на момент начисления в 2019 году налога, цена некоторых из этих машин уже была другой. Причин, по которой стоимость автомобилей растет много: улучшенное оснащение, повышение государством утилизационного сбора и акциза за мощные двигатели, маркетинговая политика автоконцернов,
но самая главная — ослабление курса рубля.
В октябре аналитическое агентство «Автостат» опубликовало исследование, согласно которому средневзвешенная цена нового автомобиля в России за последние шесть лет скакнула на 67% из-за снижения национальной валюты. И этот процесс все еще продолжается.
Слова экспертов иллюстрирует пример внедорожника Mitsubishi Pajero Sport. В 2016 году его базовая цена составляла 2 млн рублей, а максимальная — 2,35 млн рублей. То есть, машина никаким образом не могла считаться роскошной. А в этом году году при продаже Pajero Sport дилеры начнут разговор от 2,6 млн рублей, а уже начиная с третьей комплектации (3,14 млн рублей) машина переходит в разряд роскоши. Это означает, что в будущем году транспортный налог для Pajero Sport рассчитают уже с коэффициентом 1,1.
В Минпромторге исключают возможность включения в число роскошных автомобилей машин, ранее продавшихся ниже планки в 3 млн рублей.
«В случае, если на момент выпуска транспортного средства его рекомендованная розничная цена была ниже установленного Минфином России порога в 3 млн руб., его включение в перечень, подлежащий применению в текущем и последующих налоговых периодах исключено», — заверили «Газету.Ru» в пресс-службе министерства. —
Вместе с тем, Минпромторг России не ставит цель увеличить или уменьшить количество позиций перечня, а лишь объективно отражает ту информацию, которая представлена вышеуказанными организациями (автокомпаниями — «Газета.Ru»)».
В министерстве пояснили, что перечень роскошных автомобилей формируется на основании информации о рекомендованных автопроизводителями (и их представителями) розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии с учетом года выпуска. Установленный Минфином России порог в 3 миллиона рублей, как критерий отнесения автомобилей под категорию роскоши, с 2014 года не пересматривался.
Причиной начисления повышенного налога россиянам могут быть скидки автопроизводителей и стремительный рост цен в течение одного года, полагает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. По его словам, Минпромторг для нижней границы налога на роскошь, куда попадают такие машины, как Ford Explorer, Mazda CX-9, Honda Pilot и т.д., ставит ограничение возраста авто один год.
«Поэтому начислить налог могут за машины подорожавшие до планки в 3 млн рублей только в течение прошлого налогового периода. Очевидно, какие-то машины продавались со скидками, при этом их официальные ценники уже были под высоким налогом. Поэтому и возникло недопонимание у водителей», — считает Ифанов.
В ФНС сообщили, что владельцам таких машин, даже если они приобрели автомобили со скидкой, платить налог на роскошь все равно придется.
«Стоит отметить, для расчета налога используется не цена сделки при продаже автомобиля (рыночная стоимость), а именно информация о средней стоимости соответствующей марки, размещенная в перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей, который публикуется на официальном сайте Минпромторга», — уточнили в пресс-службе ФНС.
Если до ноября налогоплательщик не получил уведомление за прошлогодний период владения машиной и при этом не имеет льгот, то «он может обратиться в любую налоговую инспекцию, уполномоченный МФЦ или направить заявление через личный кабинет налогоплательщика», уточнили в налоговой. Также фискалы напомнили, что транспортный налог нужно оплатить до 1 декабря.