когда разрабатывается декларация пожарной безопасности объекта
Когда разрабатывается декларация пожарной безопасности объекта
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.
3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.
4. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.
5. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Разъяснения по разработке ( заполнению) и регистрации декларации пожарной безопасности
Когда должна быть разработана декларация пожарной безопасности для строящихся объектов?
Декларация пожарной безопасности для строящихся объектов должна быть составлена и направлена в территориальные органы государственного пожарного надзора МЧС России непосредственно перед сдачей объекта защиты в эксплуатацию.
Когда должна быть разработана декларация пожарной безопасности для эксплуатирующихся объектов защиты?
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть представлена в органы государственного пожарного надзора до 1 мая 2010 года.
Может ли быть разработана декларация пожарной безопасности на отдельную часть здания (помещение)?
В соответствии с пунктом 2 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 и зарегистрированного в Минюсте России 23 марта 2009 г. (регистрационный N 13577), декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
Каким образом заполняется III раздел декларации пожарной безопасности?
Данный раздел должен содержать перечень пунктов требований нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.
Требуется ли корректировка декларации пожарной безопасности при изменении функционального назначения объекта защиты?
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 64 Технического регламента декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности, в том числе при изменении функционального назначения объекта защиты.
Кто несет ответственность за полноту декларации пожарной безопасности и достоверность содержащихся в ней сведений?
Положениями статьи 64 Технического регламента установлено, что собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кем и когда проводится проверка правильности заполнения декларации пожарной безопасности, а также достоверности содержащихся в ней сведений?
Проверка наличия декларации пожарной безопасности, а также ее соответствия установленным требованиям может осуществляться только сотрудниками органов государственного пожарного надзора МЧС России исключительно при проведении на объекте мероприятия по надзору.
Является ли отсутствие декларации пожарной безопасности для объектов завершенного строительства основанием для их непринятия в эксплуатацию?
Декларация подаётся собственником объекта (застройщиком; лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, и т.п.) в органы государственного пожарного надзора в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты.
Учитывая это обстоятельство и руководствуясь статьей 55 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», можно сделать вывод, что отсутствие данной декларации не является основанием для отказа введения объекта в эксплуатацию.
В каких случаях требуется независимая оценка риска?
Аудит безопасности задумывался для объектов, не имеющих, если можно так сказать, большой социальной значимости. Дело в том, что мероприятия по контролю пожарной безопасности требуют достаточно больших временных затрат. На инспекторский состав ложится огромнейшая нагрузка. В отдельных регионах России инспектор может попасть на объект раз в пять, а то и в семь лет, выполняя в полном объеме все необходимые процедуры. Для того чтобы как-то снизить эту нагрузку, и был введен аудит безопасности.
Исходя из этого мы считаем, что аудит безопасности должен осуществляться на небольших объектах, не имеющих большой социальной значимости, не предусматривающих массового пребывания людей. На данных объектах независимая оценка может проводиться только по инициативе собственника и только соответствующей аккредитованной организацией, которых на сегодняшний день в России насчитывается более двухсот.
По каким методикам проводится расчет пожарного риска в рамках разработки декларации пожарной безопасности?
На настоящий момент существует две методики определения расчетных величин пожарного риска:
Требуется ли проведение расчета пожарного риска для объектов защиты, выполненных в полном соответствии с требованиями нормативных документов?
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Требуется ли разработка декларации пожарной безопасности для объектов защиты, запроектированных и построенных до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»?
Как было сказано выше, в соответствии с частью 7 статьи 64 Технического регламента, для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу данного Федерального закона, должна быть разработана декларации пожарной безопасности. Данное требование распространяется на объекты защиты, параметры которых на настоящий момент предусматривают проведение государственной экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию.
Кто имеет право разрабатывать декларацию пожарной безопасности, а также проводить расчеты пожарного риска?
В соответствии со статьей 64 Технического регламента, разработка декларации пожарной безопасности на проектируемый объект защиты, в том числе и проведение расчетов по оценке пожарного риска, производится застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, а на существующий объект – собственником или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором.
Требования к декларации пожарной безопасности
Статья 64. Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).
Требования к декларации пожарной безопасности
1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
2. При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.
7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Декларирование в области пожарной безопасности
Информация для организаций по регистрации деклараций пожарной безопасности
Требования к декларации пожарной безопасности изложены в статье 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.
7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляется в отношении:
1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.
1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).
1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения:
В перечне ведется сквозная нумерация.
Допускается ведение перечня в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).
12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.
13. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.
Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода(ов) населенного(ных) пункта(ов) и кода(ов) субъекта(ов) Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.
При расположении объекта защиты на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, или на территории двух и более субъектов Российской Федерации первая часть номера декларации содержит перечень кодов населенных пунктов и субъекта (субъектов) Российской Федерации, располагаемых в номере в колонку, где расположен объект защиты.
Вторая часть номера декларации является буквенным индексом органа МЧС России, в котором зарегистрирована декларация.
Третья часть номера является порядковым номером в перечне деклараций органа МЧС России.
Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.
16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:
представления декларантом недостоверной информации;
изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.
17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:
регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
функциональное назначение объекта защиты;
фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
наличие дополнений к декларации;
информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).
18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.
Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»
Введение
Прежде всего, декларация направлена на то, чтобы собственник сам разобрался, что такое пожарная безопасность объекта и какие требования должны соблюдаться конкретно на его объекте. Чтобы собственник мог самостоятельно оценить, насколько его производство, те технологии, которые применяются, безопасны для персонала и сотрудников, а также для третьих лиц.
В настоящее время вопросам декларирования пожарной безопасности со стороны общественных организаций, бизнес сообщества, собственников объектов защиты проявляется повышенный интерес. В этом направлении МЧС России предприняты все усилия для представления максимальной информационной поддержки по разъяснению требований, предъявляемых к процедуре декларирования и заполнению разделов декларации пожарной безопасности. Такая поддержка проявляется в проведении консультаций в органах ГПН, организации и проведении конференций и семинаров, размещении интервью и интернет-интервью руководителей Министерства и органов ГПН в печатных и сетевых изданиях, организации горячих линий по вопросам технического регулирования и декларирования с использованием различных интернет – ресурсов МЧС России.
Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании.
Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.
Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.
Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только ее несоответствие установленной форме.
Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.
Технический регламент /1/ предусматривает замену многочисленных документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности, на технические регламенты с требованиями к объектам защиты, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования реализации и утилизации. До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Технического регламента.
Статья 6. Технического регламента /1/ устанавливает условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» /2/, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента /1/.
Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Технического регламента разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» /2/, и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу Технического регламента /1/, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента /1/, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены Приказом МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. № 91 /5/.
Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения:
Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.
При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
2. Оценка пожарного риска
Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей.
Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Техническим регламентом.
Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» /3/.
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382) /6/;
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404) /7/;
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
анализа пожарной опасности объекта защиты;
определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Важными параметрами при расчете величины пожарного риска являются расчетное время эвакуации и время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара.
Расчетное время эвакуации людей из помещения определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:
по упрощенной аналитической модели движения людского потока;
по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания;
по имитационно-стохастической модели движения людских потоков.
Для определения времени блокирования путей эвакуации необходимо выбрать модель расчета исходя из следующих предпосылок:
для зданий, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;
для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);
для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;
зонный (зональный) метод:
для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения;
для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);
для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);
для помещений, в которых один из геометрических размеров гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой площади и.т.д.).
3. Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
РАЗДЕЛ I: Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
В данном разделе следует указывать, производился ли расчёт пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Технического регламента /1/объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.
Расчёт пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» /2/, и нормативными документами по пожарной безопасности.
В случае проведения расчёта пожарного риска, в данном разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчёта приложить к Декларации.
Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.
РАЗДЕЛ II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесён ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.).
В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.
РАЗДЕЛ III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
В данном разделе указывается только перечень статей (частей, пунктов) технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» /2/, и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
Требования пожарной безопасности
Проходы, проезды и подъезды к объекту. Источники противопожарного водоснабжения. Противопожарные расстояния
При оценке достаточности проходов, проездов и подъездов к объекту необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта содержатся в главе 22 Технического регламента.
При анализе источников противопожарного водоснабжения и расхода воды на наружное пожаротушение следует руководствоваться требованиями статьях 62 и 68 Технического регламента, а также СП /15/.
При оценке противопожарных расстояний между рассматриваемым объектом и соседними зданиями и сооружениями необходимо руководствоваться требованиями главе 16 Технического регламента и СП /11/.
Кроме того, в данном разделе следует оценить удалённость размещения подразделений пожарной охраны согласно статьи 76 Технического регламента /1/.
Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность
Классы функциональной пожарной опасности зданий являются их классификационной характеристикой и зависят от назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, возможности их пребывания в состоянии сна.
При заполнении данного раздела следует руководствоваться требованиями главы 9 и статьи 87 Технического регламента/1/, а также СП /9/.
Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности
Классификация распространяется на помещения производственного и складского назначения независимо от того, в зданиях какого функционального назначения они расположены.
Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности распространяется на здания производственного и складского назначения.
При проверке правильности отнесения помещений и зданий к той или иной категории следует руководствоваться критериями, изложенными в статье 27 Технического регламента /1/ и СП /18/. При этом следует учитывать необходимость категорирования помещений производственного и складского назначения, расположенных в зданиях иного назначения.
Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций
Огнестойкость, как способность строительных объектов сопротивляться воздействию пожара, является одним из базовых элементов системы противопожарной защиты зданий и сооружений.
Классификация строительных конструкций по огнестойкости приведена в статье 35 Технического регламента /1/.
Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, определены в статье 58 Технического регламента.
Ограничение распространения пожара за пределы очага
Ограничение распространения пожара за пределы очага является одним из эффективных способов обеспечения пожарной безопасности.
Устройство противопожарных преград, устройство противопожарных отсеков и секций, применение устройств защитного отключения, применение средств, предотвращающих или ограничивающих растекание жидкостей при пожаре, применение огнепреграждающих устройств в оборудовании – способы ограничения пожара, применяемые в современных зданиях.
При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо проанализировать требования статьи 88 Технического регламента /1/ к рассматриваемому зданию и оценить соответствие принятых решений этим требованиям, а также требованиям СП /11/.
Пути эвакуации людей при пожаре
Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты. Способы организации путей эвакуации изложены в статье 53 Технического регламента /1/, требования пожарной безопасности – в статье 89 того же закона. Способы устройства путей эвакуации изложены в СП /8/.
Основной задачей при подготовке данного раздела Декларации является сопоставление реального устройства путей эвакуации с требованиями закона.
При этом внимание следует обращать на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяжённость.
Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией
Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией является важным элементом системы противопожарной защиты здания (статья 54 Технического регламента /1/).
Требования пожарной безопасности к этим системам изложены в статье 84 Технического регламента /1/, СП /10/ и СП /12/.
При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо учитывать:
соответствие существующей на объекте системы нормативным требованиям;
осуществление надлежащего технического обслуживания;
ведение журнала технического обслуживания.
Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты
Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.
Требования к этим системам и средствам индивидуальной защиты изложены в статьях 55 и 123 Технического регламента /1/.
Отопление, вентиляция, кондиционирование
Система противодымной защиты является одним из элементов пожарной защиты здания. Требования к системам противодымной защиты и к оборудованию этих систем содержатся в статьях 56 и 138 Технического регламента /1/.
Требования к устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования изложены в СП /14/.
Огнезащита строительных материалов и конструкций
Средства огнезащиты применяются для снижения пожарной опасности строительных материалов и повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
При подготовке данного раздела Декларации необходимо изучить техническую документацию на применённые на объекте средства огнезащиты, визуально оценить состояние огнезащиты, по технической документации проверить сроки сохранения огнезащитной эффективности.
Общие требования к огнезащитным средствам содержатся в Национальных стандартах /19/ и /20/.
Система автоматического пожаротушения
При подготовке данного раздела декларации пожарной безопасности необходимо установить назначение установки пожаротушения: локализация или ликвидация пожара.
В Декларации нужно отметить следующее:
обоснованность выбранного средства тушения;
наличие документации, подтверждающей надлежащую эксплуатацию установки.
Внутренний противопожарный водопровод
Общие требования к оборудованию внутреннего противопожарного водопровода содержатся в статье 86 Технического регламента /1/, требования пожарной безопасности – в СП /17/.
Электрооборудование, используемое на объекте, должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, изложенным в статье 143 Технического регламента /1/, требования пожарной безопасности – в СП /13/.
Первичные средства пожаротушения
Здания всех типов должны быть оснащены огнетушителями. Расчёт необходимо количества огнетушителей определён Правилами противопожарного режима в Российской Федерации /4/, правила выбора, размещения и технического обслуживания – СП /16/.
При подготовке данного раздела необходимо обратить внимание на ведение документации по перезарядке и техническому обслуживанию огнетушителей.
В данном разделе Декларации необходимо отразить состояние дел с организационно-техническими мероприятиями:
обучению мерам пожарной безопасности;
проведению противопожарных инструктажей;
проведению учений по эвакуации;
наличию организационно-распорядительных документов в области обеспечения пожарной безопасности.
При заполнении данного раздела следует учитывать Правила противопожарного режима в Российской Федерации /4/.
4. Перечень законодательных, нормативных правовых и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых необходимо использовать при составлении декларации пожарной безопасности
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
4. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).
5. Приказ МЧС № 91 от 24 февраля 2009 г. «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».
6. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
7. Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
8. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
9. СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
10. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
11. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
12. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
13. СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».
14. СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования».
15. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
16. СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».
17. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».
18. СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».
19. СП 13.13130.2009 «Атомные станции. Требования пожарной безопасности».
20. ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на её основе. Общие требования. Методы испытаний».
21. ГОСТ Р 53295-2009 «Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности».