когда росреестр стал регистрировать право собственности
Когда росреестр стал регистрировать право собственности
Введите то, что Вы ищете
Сроки получения
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:
1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
Заработал новый регламент о сделках с недвижимостью
С 15 декабря заработал новый регламент Росреестра. В нем описано, как проходит регистрация сделок, сколько дней на это нужно, какие документы собирать, куда их нести и почему их могут не принять. Там даже есть требования к офису Росреестра.
Если собираетесь покупать или продавать квартиру, брать ипотеку или регистрировать дом, изучите. Так проще общаться с чиновниками и добиваться своего.
Режим работы
Есть общие рекомендации для всех регионов. Отделения Росреестра должны работать со вторника по субботу. В воскресенье выходной. В понедельник нет приема, но дают консультации.
Технический перерыв максимум 15 минут. Перерывы на обед в разных окнах не могут быть в одно и то же время.
Режим работы должен помогать избавиться от очередей. Для этого будут учитывать даже климатические особенности региона. Уточните график работы в своем городе.
Уведомления
Росреестр будет уведомлять заявителей по электронной почте или смс. Это бесплатно. Когда сделка зарегистрирована или выполнено другое действие, обязательно будет письменное подтверждение, даже если что-то пошло не так. Этот документ может пригодиться в суде или для жалобы. Просто устного отказа быть не должно.
Способ подачи
На бумаге. Заявление или сопроводительные документы можно принести лично или отправить заказным письмом с уведомлением.
Через интернет. Электронные документы нужно заверить квалифицированной подписью. Для этого используют сервисы на официальном сайте Росреестра или на госуслугах. Просто отсканировать документы и прислать по электронной почте нельзя.
Документы
Требования к документам, которые нужно представить в Росреестр, перечислены в статье 21.
Никаких лишних документов и дополнительных экземпляров от вас требовать не могут. Если документ существует в единственном экземпляре — например разрешение на строительство или постановление администрации, — оригинал потом вернут.
Если специалист Росреестра или сотрудник МФЦ требует документ, которого у вас нет, и вы не уверены, что обязаны его представить, уточните, на каком основании. Иногда из-за одной бумажки срывается сделка, а потом оказывается, что такое требование — личная инициатива сотрудника. Пресекайте это, чтобы не потерять время и деньги.
Но если требование законное, его придется исполнять. Например, если по регламенту нужна нотариальная доверенность, обычная не подойдет.
Причина отказа
Другое дело, что сделку могут не зарегистрировать. Этот вопрос решается на другом этапе и в другом кабинете. Тогда могут регистрацию приостановить или вообще отказать. Но чаще всего регистратор звонит заявителю: мол, подвезите вот это. Подвозишь — и всё оформляют.
Если еще на этапе приема документов их не берут, потому что специалисту чего-то не хватило, это незаконно. Или сотрудник в окне приема сомневается, что ваш вариант договора правильный, — это тоже его не касается. Можно идти и жаловаться.
Но если сотрудник предупреждает, что в регистрации сделки могут отказать, потому что не хватает документов, — это не нарушение. Вам могут предложить собрать полный пакет и прийти позже, чтобы не потерять госпошлину. Но если вы все равно хотите подать документы, их примут с пометкой, что вас обо всем предупредили.
Очереди
По регламенту ждать в очереди придется максимум 12 минут. Если записываться на прием через сайт, то срок ожидания составит не больше трех дней.
Сидеть часами, чтобы подать документы, или записываться за две недели не придется. По крайней мере, так по регламенту. На практике, может быть, и получится дольше. На каждый прием есть лимит по времени — 30 минут на объект, но иногда что-то идет не так. Если много участников сделки, время увеличат.
Предварительная запись
На прием по поводу госуслуг можно записаться через сайт, по телефону или при личном посещении. В п. 108 регламента есть список данных, которые нужны для записи.
Здесь есть нюанс: заполнять и диктовать данные нужно не по памяти, а как в документах. Если что-то не совпадет, запись аннулируют и приема не будет.
Офисы возле остановок
В регламенте есть даже требования к местам расположения офисов Росреестра и многофункциональных центров. До ближайшей остановки от них должно быть не больше 10 минут.
По пути должны быть указатели, возле здания — парковка. Внутри — электронная очередь, стулья, стойки, канцелярские принадлежности, администратор для помощи с талонами. В общем, по регламенту — максимальный комфорт.
Проверка документов
Сделку оформляет не тот сотрудник, который принимает документы в окошке. Пытаться с ним договориться, просить не обращать на что-то внимания или сделать что-то не по регламенту незаконно и бесполезно. Пакет документов по сделке попадет другому человеку — регистратору.
Он обязан тщательно проверить документы: все ли они представлены, нет ли в них исправлений, не истек ли срок действия, нужно ли проверить по базам других ведомств. Если нужно — проверяют.
В деле есть информация об обременениях, арестах и ограничениях. Обмануть там никого не получится: правовой экспертизе посвящен большой и подробный раздел регламента.
Почитайте пункты 213—239, если интересно, как это работает.
Выдача документов
Для этого работает отдельное окно или несколько. Документы выдают под расписку. Если отказаться расписываться в получении, по регламенту сотрудник не отдаст документы. Требовать бесполезно — документы отправят почтой.
Кто угодно забрать документы не может — только сам заявитель или его представитель по доверенности.
Можно заранее попросить отправить документы почтой. Если их подавали через интернет с электронной подписью, так же и пришлют.
Ошибки регистратора
Иногда регистраторы ошибаются: указывают не тот адрес, пропускают букву в фамилии или вообще регистрируют квартиру не на того человека. Любую ошибку, даже незначительную, нужно исправлять. Это сделают бесплатно за три или пять рабочих дней.
Иногда ошибки бывают не по вине регистратора, а из-за других ведомств. Тогда исправлять могут дольше — придется набраться терпения. Такое бывает, если часть документов не проходит по базам или в них устаревшие данные. Но никогда нельзя соглашаться с ошибкой, даже если это одна цифра. Это все усложнит при следующих сделках. Получаете документы — проверьте все данные в свидетельствах и справках.
Ответственность сотрудников
Сотрудники Росреестра несут персональную ответственность за качество своей работы. С них спрашивают за сроки, достоверность сведений, правовую экспертизу и соблюдение законов.
Если регистратор незаконно откажется регистрировать сделку, он ответит. Если зарегистрирует сделку, для которой не хватает документов, тоже ответит. Если вам отказали в регистрации сделки, скорее всего, для этого и правда есть основания.
Самих сотрудников проверяют и контролируют. В офисах стоят камеры, каждый прием записывается, некоторые отсматривают в онлайновом режиме. Есть общественный совет, который наблюдает, все ли по закону.
Над обычными сотрудниками стоят их начальники, над местными отделениями — региональные. Над всеми стоит Минэкономразвития. Если что-то не так, есть много мест, куда можно пожаловаться.
Жалобы
Жаловаться можно когда угодно, если есть основания: не соблюден срок, отказали в регистрации сделки, потребовали лишние документы или доплату, не хотят исправлять ошибки. Для жалоб есть правила — они перечислены в пунктах 314—317 регламента.
Кому и как жаловаться, указано в пунктах 318—324 регламента. Этот порядок нужно соблюдать — так больше шансов, что все получится.
Жалобу рассмотрят за две недели или быстрее. В любом случае будет ответ. Решение по жалобе можно оспорить в суде.
Где искать информацию, если что-то непонятно?
В регламенте есть список телефонов и адресов всех отделений Росреестра в регионах. Можно позвонить, написать или сходить туда на консультацию.
Еще есть общая справочная 8 (800) 100-34-34 и официальный портал. В каждом отделении работают консультанты и администраторы. Они отвечают на вопросы и помогают разбираться с документами, пошлинами и талончиками.
Это очень сложно. Лучше заплатить, чтобы все сделали за меня.
На самом деле это не так сложно. В большинстве госуслуг можно разобраться самому. А все непонятное объяснят на месте.
Каждый может сам наложить запрет на сделки со своей квартирой или получить выписку о собственниках объекта. В сложных случаях лучше проконсультироваться с экспертом, но обычную справку или дарственную на детей можно попробовать оформить без посредников.
Купил квартиру больше 20 лет назад, а право собственности зарегистрировал только сейчас
Я приобрел квартиру по договору купли-продажи в июне 1998 года. Договор зарегистрировали в БТИ. В 2020 году решил эту квартиру продать. Для этого пришлось ставить ее на кадастровый учет через риелторов, после чего появилась запись в ЕГРП.
Теперь мне говорят, что раз квартиру поставили на учет как мою собственность в 2020 году, то, чтобы ее продать, мне надо ждать пять лет. Иначе придется платить налог с продажи.
Но ведь я владею квартирой уже 22 года. Разве это не право собственности? Что делать?
В вашем случае налог платить не нужно. Путаница возникает из-за того, что единый государственный реестр и вообще институт общей государственной регистрации прав на недвижимое имущество существовал далеко не всегда. Первый закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 21 июля 1997 года. А вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента начался переходный период в сфере регистрации прав на недвижимость, который завершился только 1 января 2000 года.
Объясню подробнее, как во всем разобраться и какие проблемы могут встретиться, если вы подписывали договор в переходный период.
Договор купли-продажи заключен до 31 января 1998 года
Если попытаться максимально упростить, то в мире существуют две системы учета прав на недвижимость: регистрация документов и регистрация прав — титулов. В системе учета, построенной на регистрации документов, государство регистрирует только сделку, а в реестр недвижимости вносится запись о договоре.
Такая система действовала в России до 1998 года. Тогда в регионах договоры в основном регистрировали органы БТИ. То есть вы подписывали договор, а специально уполномоченные лица ставили условный штампик: «Зарегистрировано». Доказательством, что вы обладаете правом собственности, была только ваша бумага со штампиком. Государство за вашу сделку не отвечало никак, а лишь регистрировало факт ее совершения.
После 1998 года мы перешли на другую систему, основа которой — регистрация права, то есть титула. Регистрируется переход прав от одного лица к другому, и эти записи хранятся все в одном месте — государственном реестре. Запись о зарегистрированном праве в Росреестре — это гарантия наличия прав у продавца. Вы можете запросить в Росреестре сведения из ЕГРП и понять, владеет продавец квартирой или нет. В государствах с другой системой подтвердить это нельзя.
Но это я сильно упростил. На самом деле все намного сложнее. Существует множество классификаций систем, этот вопрос изучается теоретиками права сотни лет, и до сих пор нет единого мнения о том, какая система лучше.
Закон 1998 года установил, что право собственности, которое человек получил до того, как новый закон стал действовать, считается приобретенным без государственной регистрации. А если собственник хочет, он может его подтвердить, зарегистрировав в реестре. Но это необязательно. Если в вашем регионе действовала своя система регистрации договоров, то она тоже признавалась законной, а регистрация в новом реестре прав производилась по желанию.
Так что, если вы купили квартиру до 31 января 1998 года, ваш договор и ваши права признаются возникшими независимо от того, когда они учтены в Росреестре — 22 года назад или только сейчас. Учет только подтверждает наличие ранее возникших прав. Дата, когда вы поставили квартиру на кадастровый учет и ей присвоили регистрационную запись в ЕГРП, на срок владения недвижимостью не влияет. В том числе для целей налогообложения. Когда купили, тогда и стали собственником, и неважно, в какой период вы уведомили Росреестр о наличии своих прав. Платить налог и подавать декларацию не надо.
Когда росреестр стал регистрировать право собственности
Введите то, что Вы ищете
Право собственности на квартиру зарегистрировано в БТИ в 1995 году на основании договора приватизации того же года. Мне сказали, что регистрировать второй раз право в Росреестре не нужно, так как у меня оно уже возникло ранее. Так ли это?
Ответ. Ранее возникшим считается право, которое возникло до 31 января 1998 г., то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Право собственности, возникшее до указанной даты, считается юридически действительным и при отсутствии его госрегистрации. Следовательно, в обязательном порядке регистрировать его не нужно. Однако вы можете зарегистрировать его по своему желанию. Например, если вам нужно подтвердить ваше право на объект недвижимости в настоящее время. При отсутствии регистрации вы не сможете предоставить выписку из ЕГРН, подтверждающую ваше право, так как сведения о регистрации в нем отсутствуют. Однако регистрация ранее возникшего права обязательна в том случае, если вы будете совершать сделку с недвижимостью, права на которую возникли до указанной даты, например, договор купли-продажи или аренды. В этом случае регистрация производится одновременно с госрегистрацией перехода права на объект недвижимости либо с регистрацией сделки. Для этого вам нужно дополнительно заполнить еще одно заявление. Отметим, что вы можете зарегистрировать ранее возникшее право и заблаговременно.
Когда росреестр стал регистрировать право собственности
В преддверии нового закона
о государственной регистрации недвижимости
В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.
На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона – Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).
Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.
Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.
Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.
О Едином государственном реестре недвижимости
Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.
Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.
В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.
Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.
В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.
Сведения о едином недвижимом комплексе
Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.
Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:
– завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;
– объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.
Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.
Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.
Обязанность кадастрового учета
и регистрации прав возложена на Росреестр
Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее – Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет – подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.
Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.
Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.
Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:
– создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
– образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);
– прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
– образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.
Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
– создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;
– прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
– изменение основных характеристик объекта.
В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация – одновременно или раздельно.
Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:
– собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;
– орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.
В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.
Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:
– в бумажном виде – лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
– в форме электронных документов – через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.
Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.
Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.
В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.
В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
– несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
– наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
– отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.
В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:
– если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;
– в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины – пять дней с момента подачи заявления.
Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составит:
– 5 рабочих дней – для кадастрового учета;
– 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;
– 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав.
Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.
Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.
Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).
В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).
Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.
Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:
– три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
– шесть месяцев – по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.
Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.
На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.
Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:
– органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
– Федеральная миграционная служба РФ – информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);
– Федеральная налоговая служба РФ – информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;
– суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта;
– нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.
Компенсация за жилое помещение – единственное пригодное для постоянного проживания – выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.
отдела регистрации прав
на земельные участки и объекты недвижимости