когда россия подписала болонскую декларацию
Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования («Болонская декларация») (Болонья, 19 июня 1999 г.)
Зона Европейского высшего образования
Совместное заявление европейских министров образования
(«Болонская декларация»)
(Болонья, 19 июня 1999 г.)
Благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет процессы, происходящие в Европе, приобрели более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран Европейского союза и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, по общему мнению, мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.
«Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.
Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.
Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.
Многие европейские страны согласились с целями, изложенными в декларации, подписали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образования, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют намерения действовать именно в этом направлении.
Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum», принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов, в части их касающейся, и стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.
Курс был принят в правильном направлении и со значимой целью. Однако достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Чтобы достичь первых материальных результатов, мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер. Встреча 18-ого июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые изо всех наших стран, обеспечила нас очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.
Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям.
— Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
— Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
— Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
— Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования. И, наконец, мы, вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании, будем использовать путь межправительственного сотрудничества. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, и будут активно способствовать успеху нашей попытки.
Убежденные в том, что создание Зоны европейского высшего образования требует постоянной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и выработать новые мероприятия, которые необходимо будет принять.
Министр науки и транспорта
(Австрия)
Генеральный директор
Министерства высшего образования
и исследований французского сообщества
(Бельгия)
Хронология Болонского процесса
1950 год
ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование.
1966 год
Организация Объединенных Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».
1970-е года
Советом министров ЕС принял Резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования.
1986 год Болонья, Италия
Университет Болоньи в процессе подготовки к празднованию 900-летнего юбилея обратился ко всем европейским университетам с призывом принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum
1988 год Болонья, Италия
Принятие Magna Charta Universitatum
11 апреля 1997 года Лиссабон, Португалия
Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе
25 мая 1998 года Париж, Франция
Принятие Совместной декларации министрами образования европейских государств: Великобритании, Германии, Италии и Франции (Сорбоннская декларация)
Март 1999 года Веймар, Германия
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании
Май 1999 года Копенгаген, Дания
19 июня 1999 года Болонья, Италия
Первая встреча министров высшего образования европейских государств и принятие совместной декларации (Болонская декларация)
24-25 ноября 2000 года Лейрия, Португалия
Международный семинар «Системы накопления и перевода кредитов»
8-10 февраля 2001 года Лиссабон, Португалия
Семинар «Аккредитация / Придание законной силы национальным документам об образовании»
14-15 февраля 2001 года Берлин, Германия
Национальный семинар по вопросам Болонского процесса
16-17 февраля 2001 года Хельсинки, Финляндия
Международный семинар «Университетские степени короткого цикла»
1-3 марта 2001 года Упсала, Швеция
Неформальная встреча европейских министров, отвечающих за образование и научные исследования
2-4 марта 2001 года Мальмё, Швеция
Международный семинар «Транснациональное образование»
10 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
Семинар фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса
10-12 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
Семинар студентов Европы «Воплощение в жизнь Болонской декларации»
13-14 марта 2001 года Белград, Югославия
Национальный семинар по проблемам Болонского процесса
22-25 марта 2001 года Гетеборг, Швеция
Принятие Гетеборгской конвенции конференцией Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе
29-30 марта 2001 года Саламанка, Испания
Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа. Саламанская декларация
9 апреля 2001 года Стокгольм, Швеция
Встреча Группы управления в Болонском процессе
21 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
Встреча Совета Ассоциации европейских университетов
26 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
6-8 мая 2001 года Хальмстад, Швеция
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран
10-16 мая 2001 года Братислава, Словакия
Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации национальных союзов студентов в Европе
17 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу
18-19 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча министров высшего образования европейских государств. Пражское коммюнике
Июнь 2001 года Рига, Латвия
8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе»
5-8 декабря 2001 года Тампере, Финляндия
13-я ежегодная конференция EAIE, в большей своей части посвященная Болонскому процессу
1-2 марта 2002 года Брюссель, Бельгия
Болонский процесс: Зона европейского высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных и связанных с ними наук; компетенция выпускников
25-26 марта 2002 года Москва, Россия
Международный семинар «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования»
11-12 апреля 2002 года Лиссабон, Португалия
Международный семинар «Вопросы признания в Болонском процессе»
30-31 мая 2002 года Стокгольм, Швеция
Семинар по анализу достижений целей Болонской Декларации, касающихся совместных дипломов
29-30 ноября 2002 года Копенгаген, Дания
Процесс Брюгге-Копенгаген: укрепление европейского сотрудничества в области высшего образования
2-3 декабря 2002 года Санкт-Петербург, Россия
Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы»
19-20 февраля 2003 года Афины, Греция
Семинар по вопросам реализации Болонского процесса «Исследование социальных составляющих Европейской системы высшего образования».
10-12 марта 2003 года Екатеринбург, Россия
Международная научная конференция «Опыт международного сотрудничества Российских университетов: Болонский процессии концепция модернизации образования
14-15 марта 2003 года Хельсинки, Финляндия
Итоговая конференция Болонского процесса по вопросам ученых степеней магистерского уровня.
27-28 марта 2003 года Копенгаген, Дания
Семинар по Болонскому процессу «Структуры квалификаций в европейском высшем образовании».
11-12 апреля 2003 года Мантуя, Италия
29-31 мая 2003 года Грац, Австрия
Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций
5-7 июня 2003 года Прага, Чехия
Болонский семинар по академическому признанию дипломов и системам кредитов в контексте образования в течение всей жизни.
18-19 сентября 2003 года Берлин, Германия
Третья встреча министров образования европейских государств. Вступление России в Болонский процесс. Берлинское коммюнике
22-23 сентября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
Международная конференция «Международное бизнес-образование и Болонский процесс».
7-12 октября 2003 года Москва, Россия
Первый совместный симпозиум Зальцбургского семинара (Австрия) и Министерства образования РФ «Российские университеты в мировом сообществе: итоги и перспективы вступления в европейское образовательное пространство»
29-30 октября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции»
12 апреля 2004 года Брюссель, Бельгия
Конференция Европейской ассоциации университетов, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике
4-6 октября 2004 года Москва, Россия
Семинар «Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы».
10 декабря 2004 года Варшава, Польша
Семинар «Новые поколения документов и законов по высшему образованию: их цели в контексте Болонского процесса»
14 декабря 2004 года Маастрих, Нидерланды
Маастрихтское коммюнике о приоритетах на будущее.
20 декабря 2004 года Москва, Россия
Коллегия Министерства образования и науки РФ рассмотрела ход реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования.
19-20 мая 2005 года Берген, Норвегия
Конференция министров, ответственных за высшее образование. Принято коммюнике «Европейское пространство высшего образования: добиваясь поставленных целей».
13 апреля 2007 года Лисабонн, Португалия
4 Съезд Европейской ассоциации университетов. Принята Лиссабонская декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей»
18 мая 2007 года Лондон, Великобритания
25 октября 2007 года Москва Россия
Президент РФ подписал Закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования в соответствии с требованиями для государств-участников Болонского процесса.
18-21 марта 2009 года Прага, Чехия
5 Съезд Европейской ассоциации университетов, принята Декларация Ассоциации европейских университетов.
28-29 Апреля 2009 года Левен Бельгия
12 марта 2010 года Будапешт, Венгрия и Вена, Австрия
Конференция европейских министров, ответственных за высшее образование, принята Декларация о Европейском пространстве высшего образования
Сайт создан при финансовой поддержке ЮНЕСКО и банка Santander.
Болонская декларация
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007)и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.
Содержание
Основные цели Болонского процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
Присоединение к Болонскому процессу
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
Участники Болонского процесса
Негативные мнения о Болонском процессе
Примечания
Смотри также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Болонская декларация» в других словарях:
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ — БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. Совместное заявление, подписанное министрами образования стран Европы в г. Болонье 19 июля 1999 г. Декларация провозгласила создание зоны европейского высшего образования и намерение стран, ее подписавших, к продвижению… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Болонская система — Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970 х годов, когда Советом министров ЕС была… … Википедия
Болонский процесс — Логотип Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства вы … Википедия
Европейское пространство высшего образования — Эмблема ЕПВО Европейское пространство высшего образования[1] (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA) единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих … Википедия
Болонское соглашение — Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970 х годов, когда Советом министров ЕС была… … Википедия
Фельсина — Болонья Bologna Герб … Википедия
Бонония — Болонья Bologna Герб … Википедия
Высшее образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Высшее образование (значения). Высшее образование, высшее профессиональное образование верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального… … Википедия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами О. с. являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. О.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. Система государственных образовательных стандартов и создаваемых на их основе программ, а также совокупность их реализующих образовательных учреждений и органов управления такими учреждениями. Система высшего… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Как появилась Болонская система образования
Декларация о высшем образовании в Европе была подписана 19 июня 1999 года, но история Болонского процесса началась немного раньше. В 1970-х совет ЕС принял решение о сотрудничестве в образовательной сфере, однако этого было недостаточно.
В 1998 году 4 министра — французский, итальянский, немецкий и английский сошлись во мнении, что европейское образование нужно унифицировать. Так получится не только расширить академическую мобильность, но и подготавливать выпускников в соответствии с рынком труда. И они подписали Соброннскую декларацию — предшественницу Болонской.
В июне 1999 года цели соглашения, подписанного в Париже, использовали для создания новой Болонской системы образования. Декларацию сразу подписали 29 стран ЕС. Но позже вошло еще 20 стран, включая Россию и ряд бывших республик и СССР.
Год подписания декларации | Страны-участницы Болонской системы |
1999 | Страны ЕС и ЕАСТ |
2001 | Хорватия, Кипр, Лихтенштейн и Турция |
2003 | Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Россия, Сербия и Ватикан |
2005 | Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина |
2007 | Черногория |
2010 | Казахстан |
2015 | Беларусь |
Основной целью Болонского процесса стала стандартизация высшего образования между европейскими странами и установление доверительных отношений между университетами.
Главные положения декларации
Болонский процесс основан на 6 главных принципах, которым должны соответствовать университеты.
Болонская система подразумевает самостоятельность студентов в вопросах обучения. Нужно самим выбирать дисциплины для учебы, расписание занятий и экзаменов, научного руководителя для диплома.
Несмотря на то, что для бакалавриата и магистратуры отведены четкие сроки, их необязательно соблюдать. Кредитная система позволяет приостановить на время учебу, а потом продолжить ее без потери оценок за уже сданные предметы даже в другом университете.
Болонская система в Чехии
Чехия приняла Болонскую систему в 1999 году вместе с остальными европейскими странами. ВУЗы стали формировать новые программы бакалавриата (bakalář), магистратуры(magistr) и докторантуры(doktor), которые соответствуют принятым правилам.
Несмотря на расположение в центре Европы, до подписания декларации в Чехии почти не было студентов-иностранцев. Но после установления новой системы образования и организации обучения на английском число приезжих стало расти.
В 2001 году в стране училось всего 9000 иностранцев, а в 2016 — уже больше 43 000. Именно благодаря Болонской системе чешские университеты стали интересны студентам из-за рубежа: теперь образование не просто недорогое, но и признается во всей Европе.
Чехам Болонская система дала возможность учиться по обмену в других университетах Европы. За последние 20 лет более 100 000 чешских студентов провели 1 семестр в зарубежном ВУЗе.
Внедрение Болонской системы в России
Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году и начался переход на новую систему образования. На тот момент в российских университетах обучение было уже разделено на несколько ступеней, оставалось убрать специалитет и оставить только бакалавриат и магистратуру.
Один из главных недостатков Болонской системы в России — разница в среднем образовании. Учебу на бакалавриате сократили до 4 лет, как и в Европе. Но школьное образование не меняли: российские школьники учатся 11 лет, а не 12, как европейские. Получается, что в России теряют целый год образовательного процесса.
Несмотря на переход на Болонскую систему образования, в российских ВУЗах не используют кредитную систему ECTS. Трудоемкость программы рассчитывают по академическим часам, проведенным в аудитории. Это создает трудности при переходе из одного университета в другой: нужно запрашивать учебную программу в деканате и искать ВУЗ, который засчитает оценку по предмету.
В отличие от европейских стран, в России студенты не так часто едут за рубеж по обмену или для продолжения учебы на магистратуре, хотя такая возможность благодаря Болонской системе у них есть. Это объяснено языковым барьером: большинство не достаточно хорошо знает английский, а тем более европейские языки. Также, влияет нехватка денег и боязнь жить одному в чужой стране.
Стоит обратить внимание на то, что Болонская система касается только образования. Для работы в большинстве стран ЕС все равно нужно подтверждать российский диплом или получать лицензию.
Преимущества учебы по-болонски
Подписание Болонской декларации дало высшему образованию ряд преимуществ. Системе удалось достигнуть поставленных целей, а количество студентов в университетах возросло.
Возможность выбирать предметы для сдачи
В Болонской системе образования нет места ненужным предметам, а только тем, которые соответствуют учебной программе. В университетах нет физкультуры, а физики и математики никогда не будут учить историю и музыку. Более того, студенты сами выбирают часть дисциплин, которые им интересны и подходят для будущей специальности.
Но для некоторых свобода выбора Болонской системы стала большим недостатком. Не все первокурсники точно знают, кем хотят стать после университета, и им трудно выбрать нужные предметы. С другой стороны, можно переоценить свои силы, записаться на очень сложные курсы, а в конце семестра круглыми сутками готовиться к экзаменам. А кто-то, наоборот, выбирает самые легкие предметы только для того, чтобы набрать нужное количество кредитов.
Кредитная система
Одна из главных особенностей Болонской системы образования — учебные кредиты, с помощью которых оценивают трудоемкость каждого предмета. Кредитные баллы копятся и никуда не исчезают после прерывания учебы: их можно использовать для перехода в другой ВУЗ.
Кредитная система оценок в Болонской системе также дала возможность студентам уезжать на учебу заграницу, без боязни потерять полученные оценки. Сданные экзамены в зарубежных университетах засчитывают в домашнем ВУЗе благодаря кредитам.
Академическая мобильность
Болонскому процессу удалось выполнить одну из своих главных целей: расширить академическую мобильность студентов и преподавателей. Европейское пространство образования стало открытым для всех, а кредитная система помогла избежать путаницы в оценках. Теоретически, студенты могут менять университет хоть каждый семестр.
Влияет ли болонская система на качество образования
Не все профессора и исследователи считают, что Болонский процесс положительно сказывается на образовании. Систему часто критикуют за упрощение условий для поступления и окончания университета и сокращение времени учебы.
Для некоторых направлений двухступенчатая система не подходит. Например, стать врачом за 3 года бакалавриата нереально, поэтому на большинстве медицинских факультетов оставили «долгие» магистерские программы на 5-6 лет.
Педагогические факультеты тоже столкнулись с этой проблемой. За 3 года студенты не получают достаточно знаний и навыков, чтобы быть преподавателем, только воспитателем в детском саду или социальным педагогом. Чтобы работать учителем, нужно заканчивать магистратуру. Раньше такой проблемы не было — в педагогических ВУЗах все учились 5 лет и могли сразу работать в школе.
Конечно, объем материала, который сейчас изучают на бакалавриате не сравнить со старой формой образования. Но с другой стороны, студентам дают нужные знания и для начала работы, и для продолжения учебы на магистратуре. И если человек не стремится к науке, он может сразу начать работать.
Лучшей альтернативы Болонскому процессу пока нет и мнений «за» гораздо больше чем «против». Это единственная система, которой удалось упорядочить высшее образование, при этом не навязывать много правил. Положения в декларации написаны в свободной форме и как их реализовывать каждый ВУЗ решает сам.