когда сложились формы буддийского искусства
Искусство буддизма
Буддизм и его искусство существуют более 2500 лет. Около 600–500 гг. до н. э. индийские мастера начали создавать иконо- графию и символику буддизма, способствуя распространению учения. В течение 600 лет буддийские художники использовали идеи, заимствованные у римских авторов, на которых, в свою очередь, существенно повлияли древнегреческие образцы.
Буддийское искусство
Буддийское искусство иллюстрировало историю Будды и толковало события из опыта духовного учителя и основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы. Религия распространялась из северных районов Индии через Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию.
В раннем буддийском искусстве Будда не был представлен в человеческом облике. Его присутствие обозначалось символически, в виде цветка лотоса, отпечатка стопы, пустого трона или пространства под балдахином. Художники создавали стилизованные плоские изображения. Предполагалось, что, изучая образ, адепты приблизятся к более полному пониманию буддизма или даже сумеют достичь просветления.
Образ Будды
Первые изображения Будды в человеческом облике появились в I веке в области Индии, известной как Гандхара. Тамошнее искусство пребывало под очевидным греческим и римским влиянием, поскольку Будду изображали зачастую с кудрявыми волосами, подобно римскому образу Аполлона. Одет он был в римскую тогу и носил римские украшения. Постепенно, усвоив живой реалистичный повествовательный стиль римского искусства, художники объединили его с символизмом раннего периода, в результате чего родился более индивиду- альный стиль. В других частях Индии художники создавали свои собственные стили и интерпрета- ции образа Будды. Искусство Гандхары оказало влияние на скульптуру Матхуры, города на севере Индии, а далее эти идеи проникли в Китай, Корею и Японию. Мастера Матхуры иначе интерпретировали образ Будды: его тело было округлым, словно переполнен- ным священной энергией (праной), а левое плечо покрывал плащ. В Южной Индии Будду изображали с покрытым правым плечом и с очень серьезным выражением лица — этот стиль характерен для Шри- Ланки.
Постепенно образ Будды стал одним из самых популярных в буддизме; хотя первоначальные аллегорические символы продолжали оставаться важной частью изобразительного искусства, но они перестали быть основными. На всех изображениях выражение лица Будды безмятеж- но, а руки сложены в символическом жесте; волосы завязаны в пучок на макушке, а одежды, все еще напоминавшие древнеримскую тогу, постепенно приобретали более традиционные индийские черты.
Как прочие религиозные искусства, буддийское было инструментом духовного наставления, должно было концентрировать внимание адепта и обучать основам доктрины. Кроме того, буддийское искусство способствовало развитию навыка медитации. Адепт концентрировался на объекте искусства и созерцал его сложную символику. В процессе созерцания буддисты стремились пережить духовное пробуждение.
В течение последующих столетий возникла новая форма буддизма, в которой было уже гораздо больше богов и замысловатых ритуалов. Абсолютно новая группа божеств изображалась в том же стиле, что Будда и его символика. Сначала никаких правил и традиций не существовало, но со временем стали появляться узнаваемые элементы, которые постепенно обрели ключевое значение. Важно, что эти элементы постоянно повторялись и люди узнавали их, поскольку основная идея буддийского искусства состояла в том, чтобы как можно более ясно передать сюжет и его смысл. Когда человек понимает, на что именно он смотрит, это способствует пробуждению и укреплению веры.
Просветленные существа Бодхисаттвы — это просветленные личности, или «мудрецы», которые сами готовы стать Буддой и помогать другим в достижении этой цели. Слово «бодхисаттва» происходит от санскритских «бодхи» (просветление) и «саттва» (существо, сущность). Будда способен к безграничному состраданию и бесконечно мудр, а бодхисаттва в состоянии вынести любые страдания, чтобы помочь другим живым существам. С ранних времен, даже когда все было уже канонизировано, художники привносили собственные интерпретации в образы бодхисаттв. Их изображали юными прекрасными богоподобными созданиями, одетыми в роскошные ткани, в чудесных украшениях, счастливыми и безмятежными, в расслабленных позах.
По мере того как буддизм, а вместе с ним различные художественные стили и интер- претации Будды, распространялись по Азии, из одних культур в другие проникали разнообразные символы. Некоторые аспекты радикально различались, в то время как другие были почти идентичны. Цвет и положение рук — вот два символических элемента, вошедших в художественную традицию различных стран. Глаза символизируют мудрость, цветок лотоса — духовный рост, свастика приносит удачу и процвета- ние, балдахин означает защиту, а «колесо закона» представляет собой учение Будды и путь к просветлению. Цвет также имеет универсальный смысл в буддийском искусстве: пять цветов — белый, желтый, красный, синий и зеленый — сопровождают духовную трансформацию медитирующего адепта, поэтому они присутствуют в искус- стве разных стран. Каждый обладает собственным значением. Синий, к примеру, означает покой и мудрость, белый — знание и учение, зеленый — энергию и действие.
Искусство в буддийской культуре
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играет искусство в буддийской культуре. Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.
В буддизме таким идеалом служит Будда, причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.
В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.
Танкография
Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.
Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.
Выполняется оно обычно на различных видах ткани:
Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.
Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.
Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.
Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.
После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.
Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.
Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.
В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.
Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.
После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.
Архитектура
Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.
Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были ступы. Они являются символом чистой природы ума и просветления.
Как правило, ступы имеют:
Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.
Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.
Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.
Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:
На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.
Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.
В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:
Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать здесь.
Скульптура
Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).
Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.
В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.
Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:
Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.
Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран. Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.
Горловое пение монахов
Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.
Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.
Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.
Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.
С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.
В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:
Игра на музыкальных инструментах
В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:
В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.
Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.
В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.
Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:
Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.
Садовое искусство
Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.
Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.
Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.
Заключение
Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.
Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!
Рекомендуйте наши посты в социальных сетях, и подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!