когда сложились формы буддийского искусства

Искусство буддизма

когда сложились формы буддийского искусства

Буддизм и его искусство существуют более 2500 лет. Около 600–500 гг. до н. э. индийские мастера начали создавать иконо- графию и символику буддизма, способствуя распространению учения. В течение 600 лет буддийские художники использовали идеи, заимствованные у римских авторов, на которых, в свою очередь, существенно повлияли древнегреческие образцы.

Буддийское искусство

Буддийское искусство иллюстрировало историю Будды и толковало события из опыта духовного учителя и основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы. Религия распространялась из северных районов Индии через Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию.

В раннем буддийском искусстве Будда не был представлен в человеческом облике. Его присутствие обозначалось символически, в виде цветка лотоса, отпечатка стопы, пустого трона или пространства под балдахином. Художники создавали стилизованные плоские изображения. Предполагалось, что, изучая образ, адепты приблизятся к более полному пониманию буддизма или даже сумеют достичь просветления.

Образ Будды

Первые изображения Будды в человеческом облике появились в I веке в области Индии, известной как Гандхара. Тамошнее искусство пребывало под очевидным греческим и римским влиянием, поскольку Будду изображали зачастую с кудрявыми волосами, подобно римскому образу Аполлона. Одет он был в римскую тогу и носил римские украшения. Постепенно, усвоив живой реалистичный повествовательный стиль римского искусства, художники объединили его с символизмом раннего периода, в результате чего родился более индивиду- альный стиль. В других частях Индии художники создавали свои собственные стили и интерпрета- ции образа Будды. Искусство Гандхары оказало влияние на скульптуру Матхуры, города на севере Индии, а далее эти идеи проникли в Китай, Корею и Японию. Мастера Матхуры иначе интерпретировали образ Будды: его тело было округлым, словно переполнен- ным священной энергией (праной), а левое плечо покрывал плащ. В Южной Индии Будду изображали с покрытым правым плечом и с очень серьезным выражением лица — этот стиль характерен для Шри- Ланки.

Постепенно образ Будды стал одним из самых популярных в буддизме; хотя первоначальные аллегорические символы продолжали оставаться важной частью изобразительного искусства, но они перестали быть основными. На всех изображениях выражение лица Будды безмятеж- но, а руки сложены в символическом жесте; волосы завязаны в пучок на макушке, а одежды, все еще напоминавшие древнеримскую тогу, постепенно приобретали более традиционные индийские черты.

Как прочие религиозные искусства, буддийское было инструментом духовного наставления, должно было концентрировать внимание адепта и обучать основам доктрины. Кроме того, буддийское искусство способствовало развитию навыка медитации. Адепт концентрировался на объекте искусства и созерцал его сложную символику. В процессе созерцания буддисты стремились пережить духовное пробуждение.

В течение последующих столетий возникла новая форма буддизма, в которой было уже гораздо больше богов и замысловатых ритуалов. Абсолютно новая группа божеств изображалась в том же стиле, что Будда и его символика. Сначала никаких правил и традиций не существовало, но со временем стали появляться узнаваемые элементы, которые постепенно обрели ключевое значение. Важно, что эти элементы постоянно повторялись и люди узнавали их, поскольку основная идея буддийского искусства состояла в том, чтобы как можно более ясно передать сюжет и его смысл. Когда человек понимает, на что именно он смотрит, это способствует пробуждению и укреплению веры.

Просветленные существа Бодхисаттвы — это просветленные личности, или «мудрецы», которые сами готовы стать Буддой и помогать другим в достижении этой цели. Слово «бодхисаттва» происходит от санскритских «бодхи» (просветление) и «саттва» (существо, сущность). Будда способен к безграничному состраданию и бесконечно мудр, а бодхисаттва в состоянии вынести любые страдания, чтобы помочь другим живым существам. С ранних времен, даже когда все было уже канонизировано, художники привносили собственные интерпретации в образы бодхисаттв. Их изображали юными прекрасными богоподобными созданиями, одетыми в роскошные ткани, в чудесных украшениях, счастливыми и безмятежными, в расслабленных позах.

По мере того как буддизм, а вместе с ним различные художественные стили и интер- претации Будды, распространялись по Азии, из одних культур в другие проникали разнообразные символы. Некоторые аспекты радикально различались, в то время как другие были почти идентичны. Цвет и положение рук — вот два символических элемента, вошедших в художественную традицию различных стран. Глаза символизируют мудрость, цветок лотоса — духовный рост, свастика приносит удачу и процвета- ние, балдахин означает защиту, а «колесо закона» представляет собой учение Будды и путь к просветлению. Цвет также имеет универсальный смысл в буддийском искусстве: пять цветов — белый, желтый, красный, синий и зеленый — сопровождают духовную трансформацию медитирующего адепта, поэтому они присутствуют в искус- стве разных стран. Каждый обладает собственным значением. Синий, к примеру, означает покой и мудрость, белый — знание и учение, зеленый — энергию и действие.

Источник

Искусство в буддийской культуре

когда сложились формы буддийского искусства

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играет искусство в буддийской культуре. Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.

В буддизме таким идеалом служит Будда, причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.

В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.

Танкография

Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.

Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.

Выполняется оно обычно на различных видах ткани:

Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.

Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.

Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.

когда сложились формы буддийского искусства

Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.

После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.

Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.

Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.

В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.

Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.

когда сложились формы буддийского искусства

После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.

Архитектура

Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.

Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были ступы. Они являются символом чистой природы ума и просветления.

Как правило, ступы имеют:

Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.

Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.

Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.

Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:

На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.

Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.

В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:

когда сложились формы буддийского искусства

Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать здесь.

Скульптура

Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).

Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.

В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.

Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:

Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.

когда сложились формы буддийского искусства

Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран. Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.

Горловое пение монахов

Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.

Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.

Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.

Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.

С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.

когда сложились формы буддийского искусства

В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:

Игра на музыкальных инструментах

В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:

В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.

Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.

В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.

когда сложились формы буддийского искусства

Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:

Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.

Садовое искусство

Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.

Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.

когда сложились формы буддийского искусства

Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.

Заключение

Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.

Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!

Рекомендуйте наши посты в социальных сетях, и подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *