когда составляется акт о подключении
Акт об осуществлении технологического присоединения
Акт об осуществлении технического присоединения – это документ, который фиксирует присоединение потребителя к электросетям. Он касается присоединения новых участников к общей сети отдельно взятого района (ТСЖ, участка и пр.).
Документ будет полезен фирмам, которые налаживают доступ пользователей к электроэнергии. Также он пригодится юридическим и физическим лицам, которые желают ускорить процедуру документального подтверждения и фактического исполнения технологического присоединения.
Кем заполняется
Составляется документ от имени сетевой организации, которая фактически осуществляет всю процедуру. В нижней части должна стоять ее подпись и печать. Однако заполнить бумагу может любое заинтересованное в скорейшем оформлении лицо, в том числе будущий пользователь электроэнергии.
Важно! Акт будет недействительным без договора о технологическом присоединении.
Бумага является одним из главных приложений к этому договору. Она свидетельствует о том, что услуги, которые оказываются, были завершены и у подключаемого клиента нет претензий к исполнителю.
Процедура присоединения
Прежде всего, желающий присоединиться должен составить заявку на присоединение. Формы ее предусмотрены разные в зависимости от того, какая мощность нужна и от чьего имени подается заявка: от физического или юридического лица. Потом при получении положительного ответа сторонами заполняется договор. Он может быть типовым, а может формироваться сторонами на условиях взаимно принятых обязательств, не выходящих за рамки закона.
После сдачи работ подписываются этот акт об осуществлении технологического присоединения, акт осмотра действующего прибора учета, а также акт сдачи-приемки услуг. Только так подключение к существующей сети электропитания будет законным и грамотно юридически оформленной.
Есть ли альтернатива
Представленные бланк и образец не являются единственно верным вариантом оформления бумаги. Можно найти акты, в которых прописываются условия присоединения более подробно, включаются таблицы с данными об используемых при подключении приборах и местах подключения.
В них также указывается:
В бланках вы можете найти три варианта оформления этой бумаги. Каждая отдельно взятая организация вправе решать, который из них использовать. Но в большинстве случаев достаточно бывает только минимальных данных, прописанных в представленном образце.
Важный момент! Согласно законодательной базе по этому вопросу в акте должно быть прописано количество подключений.
Если подключение одно, то подойдет существующая форма. Если их несколько, то на каждое указываются необходимые данные: разрешенная мощность, уровень надежности.
При желании можно документ дополнить ссылками на основной договор о технологическом присоединении, но это необязательно, так как бумага и так является его приложением и без него не действительна.
Составные части бумаги
Во-первых, на акте должна быть ссылка о том, приложением к чему он является. Обязательно указывать номер договора и дату его принятия. Потом, вверху листа, располагается наименование самого акта с его номером.
В теле документа обязательно должно быть указано:
В завершении акта ставятся подписи представителей исполнителя и заказчика. При наличии – печати обеих организаций.
Сколько понадобится экземпляров
Акт об осуществлении технологического присоединения составляется минимум в двух экземплярах. Один остается у заказчика, второй – у исполнителя. В самом тексте документа возможно упоминание о том, сколько актов было заполнено. Эта информация обычно расположена в самом нижу, сразу перед подписями сторон.
Законодательные документы по электромонтажным работам
Основные документы, на которые следует ориентироваться при выполнении электромонтажных работ этого типа, – это:
Согласно существующему законодательству в документе непременно должна быть указана максимальная мощность. Если в документах предыдущих форм (АРБП) нет этого параметра, то его переделывают.
Порядок технологического присоединения
Технологическое присоединение до 15 кВт (для бытовых нужд)
1 ШАГ – ПОДАЧА ЗАЯВКИ
Подать заявку на ТП можно самостоятельно или с помощью своего представителя по доверенности:
К заявке необходимо приложить документы:
2 ШАГ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
Для заключения договора заявителю необходимо:
Сетевая организация направляет заявителю в Личный кабинет в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки:
Для заключения договора технологического присоединения в Личном кабинете необходимо нажать «Оплатить» и следовать дальнейшим инструкциям. Дата оплаты выставленного счета – дата вступления договора в силу.
*Обращаем внимание! Срок действия выставленного счета для заключения договора технологического присоединения в Личном кабинете составляет 5 рабочих дней со дня размещения, в случае неоплаты в указанный срок, заявка будет аннулирована.
3 ШАГ – Выполнение работ
На этом этапе необходимо выполнить работы, предусмотренные Техническими условиями. Присоединение первичное? Тогда сетевая организация самостоятельно монтирует и вводит в эксплуатацию прибор учета.
Дальнейшие мероприятия зависят от уровня напряжения в соответствии с поданной заявкой на технологическое присоединение*
В результате выполнения технических условий сетевая организация направит в Личный кабинет акты, подтверждающие технологическое присоединение. Подписывать акты не требуется – процедура присоединения со стороны сетевой организации завершена.
Заявителю необходимо самостоятельно подключить свои энергопринимающие устройства к созданной точке присоединения, руководствуясь размещенной ранее в Личном кабинете инструкцией с перечнем мероприятий для самостоятельного и безопасного осуществления фактического присоединения.
*Более подробно ознакомиться с порядком уведомления заявителей о выполнении технических условий можно самостоятельно (п. 85 Правил технологического присоединения – Постановление Правительства РФ № 861 от27.12.2004
Технологическое присоединение свыше 15 до 150 кВт (для малого и среднего бизнеса)
1 ШАГ – ПОДАЧА ЗАЯВКИ
Подать заявку на ТП можно самостоятельно или с помощью своего представителя по доверенности:
К заявке необходимо приложить документы:
Для заключения договора заявителю необходимо:
Сетевая организация направляет заявителю в Личный кабинет в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки:
Для заключения договора технологического присоединения в Личном кабинете необходимо нажать «Оплатить» и следовать дальнейшим инструкциям. Дата оплаты выставленного счета – дата вступления договора в силу.
*Обращаем внимание! Срок действия выставленного счета для заключения договора технологического присоединения в Личном кабинете составляет 5 рабочих дней со дня размещения, в случае неоплаты в указанный срок, заявка будет аннулирована.
3 ШАГ – Выполнение работ
На этом этапе необходимо выполнить работы, предусмотренные Техническими условиями. Присоединение первичное? Тогда сетевая организация самостоятельно монтирует и вводит в эксплуатацию прибор учета.
Дальнейшие мероприятия зависят от уровня напряжения в соответствии с поданной заявкой на технологическое присоединение*
В результате выполнения технических условий сетевая организация направит в Личный кабинет акты, подтверждающие технологическое присоединение. Подписывать акты не требуется – процедура присоединения со стороны сетевой организации завершена. Заявителю необходимо самостоятельно подключить свои энергопринимающие устройства к созданной точке присоединения, руководствуясь размещенной ранее в Личном кабинете инструкцией с перечнем мероприятий для самостоятельного и безопасного осуществления фактического присоединения.
*Более подробно ознакомиться с порядком уведомления заявителей о выполнении технических условий можно самостоятельно (п. 85 Правил технологического присоединения – Постановление Правительства РФ № 861 от27.12.2004
Технологическое присоединение от 150 кВт до 670 кВт
1 ШАГ – ПОДАЧА ЗАЯВКИ
Подать заявку на ТП можно самостоятельно или с помощью своего представителя по доверенности:
К заявке необходимо приложить документы:
1. план расположения энергопринимающего устройства (План ЭПУ);
2. копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на ЭПУ;
4. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего или получающего документы, случае если заявка подается в АО «Мособлэнерго» представителем заявителя;
5. в случае присоединения ЭПУ, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах – копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом либо согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения;
Сетевая организация в течение 20 рабочих дней подготавливает проект договора ТП и технические условия (ТУ) и направляет заявителю:
Для заключения договора заявителю необходимо:
*Обращаем внимание! В случае не направления Заявителем подписанного Договора ТП в сетевую организацию, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения оферты Договора ТП, поданная заявка аннулируется.
3 ШАГ – Выполнение работ
На этом этапе необходимо:
Сетевая организация выполняет работы до границ земельного участка Заявителя, на котором расположены ЭПУ Заявителя.
Заявитель выполняет мероприятия в границах своего земельного участка, на котором расположены ЭПУ Заявителя, включая установку узла учета на границе разграничения балансовой принадлежности.
Уведомить о выполнении ТУ можно любым из способов:
В течение 10 дней специалисты сетевой организации осуществят согласованный с заявителем выезд на осмотр выполнения Технических условий.
После осмотра (обследования) ЭПУ при отсутствии несоответствия выполнения ТУ подача напряжения на объект производится специалистами организации.
Если при проверке выполнения ТУ выявлены несоответствия, сетевая организация предоставит информацию о выявленных нарушениях и рекомендации по их устранению.
*Более подробно ознакомиться с порядком уведомления заявителей о выполнении технических условий можно самостоятельно (п. 85 Правил технологического присоединения – Постановление Правительства РФ № 861 от27.12.2004
4 ШАГ – Получение актов
Все документы, сопутствующие процессу технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) будут направлены:
*ИНФОРМАЦИЯ для Заявителей! Введение объекта до 670 кВт по III категории надежности в эксплуатацию не требует участия органа федерального государственного энергетического надзора и носит уведомительный характер.
Технологическое присоединение свыше 670 кВт
1 ШАГ – ПОДАЧА ЗАЯВКИ
Подать заявку на ТП можно самостоятельно или с помощью своего представителя по доверенности:
К заявке необходимо приложить документы:
1. план расположения энергопринимающего устройства (План ЭПУ);
2. копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на ЭПУ;
4. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего или получающего документы, случае если заявка подается в АО «Мособлэнерго» представителем заявителя;
5. в случае присоединения ЭПУ, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах – копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом либо согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения;
*ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАЯВИТЕЛЕЙ! Срок рассмотрения заявки может быть увеличен в связи со сложным характером ТП:
Сетевая организация в течение 20 рабочих дней подготавливает проект договора ТП и технические условия (ТУ) и направляет заявителю:
Для заключения договора заявителю необходимо:
*Обращаем внимание! В случае не направления Заявителем подписанного Договора ТП в сетевую организацию, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения оферты Договора ТП, поданная заявка аннулируется.
3 ШАГ – Выполнение работ
На этом этапе необходимо:
Сетевая организация выполняет работы до границ земельного участка Заявителя, на котором расположены ЭПУ Заявителя. Срок осуществления мероприятий по ТП составляет от 1 года в зависимости от выполняемых работ. Срок выполнения мероприятий будет указан в проекте договора ТП.
Заявитель выполняет мероприятия в границах своего земельного участка, на котором расположены ЭПУ Заявителя, включая установку узла учета на границе разграничения балансовой принадлежности.
Уведомить о выполнении ТУ можно любым из способов:
Для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:
а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование, если оборудование подлежит обязательной сертификации и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;
б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной;
в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний; (не требуется для заявителей до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В);
г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки). (не требуется для заявителей до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В).
*Более подробно ознакомиться с порядком уведомления заявителей о выполнении технических условий можно самостоятельно (п. 85 Правил технологического присоединения – Постановление Правительства РФ № 861 от27.12.2004
4 ШАГ – Подача напряжения
На этом этапе Вам необходимо:
Если все работы со стороны заявителя проведены в соответствии с ТУ:
5 ШАГ – Получение актов
После оформления Акт выполнения технических условий ЭПУ Заявителя сетевая организация подготовит и направит в Личный кабинет или для получения очно в в Центрах обслуживания клиентов:
Подписанные Акты необходимо возвратить в сетевую организацию.
Технологическое присоединение. Часть 1. Скучная
Я очень люблю тему технологического присоединения. Вопросы тех.присоединения сложны не только отсутствием единообразия в правовом регулировании тех.присоединения в зависимости от подключаемого ресурса (тепло, вода, газ, электрическая энергия). Сложность также кроется в технических моментах самого процесса.
Это первая часть заметок по теме: немного оторванная от практики. Скажем так, вводная!
Любое новое строительство предполагает присоединение строящегося объекта к системам коммунального обеспечения, а именно подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжение. Не смотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, стоит констатировать наличие ряда проблем, с которыми сталкивается заявитель при осуществлении технологического присоединения.
Основными проблемами в правовом регулировании в РФ в данной области автор рассматривает:
— отсутствие кодифицированных унифицированных правил регулирования вопросов технологического присоединения (в зависимости от регулируемого правоотношения по присоединению в зависимости от подключаемой сети для потребления того или иного ресурса (вода, тепло и т.д) в РФ действуют различные Правила, содержание которой и правовое регулирование различны;
— отсутствие должного регулирования терминологии в указанных Правилах, что свидетельствует о некоторой правовой неопределенности в вопросах правового регулирования;
— нестабильность в определении правовой природы договора технологического присоединения;
— отсутствие должного и понятного регулирования в вопросах возникновения права собственности на созданные объекты сетевого хозяйства при реализации договора технологического присоединения;
— отсутствие проработанных механизмов перераспределение мощности до этапа осуществления технологического присоединения;
— непрозрачные механизмы ценообразования при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному тарифу;
— императивное государственное регулирование вопросов технологического присоединения, позволяющее в недостаточной мере свободу договорного регулирования отношения заявителя и исполнителя под угрозой применения мер административного принуждения к сетевой организации.
ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое и емкой определение технологического присоединения к инфраструктурным сетям, и, следовательно, отсутствует единый термин для договора технологического присоединения и процесса технологического присоединения.
Первым значимым вопросам в данной области является факт различия понятия «присоединения» и «подключения».
Некоторые авторы разводят понятия присоединение и подключение следующим образом.
Например, А. В, Смагин указывает на следующее.
«Правовое регулирование деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства необходимо отличать от правового регулирования деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Деятельность по подключению, в отличие от деятельности по технологическому присоединению, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ»[i].
Исходя из содержания части 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно констатировать, что большинство требований Кодекса, регулирующих деятельность по подключению, не применяется к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. При этом указанный Кодекс содержит прямую отсылку в отношении правового регулирования технологического присоединения к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.
Далее, автор в указанной статье, указывает, что не смотря на схожесть терминологии, правовое регулирование «присоединения» и «подключения» различается. При этом, автор выделяет, что термин «присоединение» применим к электроэнергетике и правовое регулирования в данной области обусловлено исторически сложившейся спецификой технологического присоединения в электроэнергетике.
В качестве аргументов различного правового регулирования «присоединения» и «подключения» приводится функциональная роль, а именно, как отмечает С.М. Корнеев, энергоснабжающая организация не только проверяет уже существующие технические средства, но и наблюдает за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и дает разрешение на их присоединение к своей сети[ii]. С другой стороны, как отмечается в новой судебной практике, на сетевую организацию возлагается обязанность по осуществлению не только собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, включая усиление существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии)[iii].
Вопрос об идентичности понятие технологического присоединения и технологического подключения является открытым.
Какие-то Правила отождествляют данные понятия[iv], а какие-то разводят данные понятия. В частности, Правила № 787 различают понятия точки подключения и точки присоединения. В то время как в других Правилах – это равнозначные понятия[v].
При этом, прослеживая изменения в Правила № 83, начиная с момента их принятия, следует констатировать, что сам законодатель испытывал некоторую неуверенность в вопросе определения распространение действия данных Правил на подключение к тем или иным сетям (в первоначальной редакции 2006 года Правила регулировали отношения в сфере подключения к следующим ресурсам: холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению; далее в редакции 2010 года из сферы регулирования исчезла электрическая энергия; в редакции 2014 года исключен газ, из действующей редакции убрано тепло и горячая вода).
Вместе с тем, отсылки на Градостроительный кодекс РФ, регулирующий вопросы технологического присоединение и в развитие положений которого приняты указанные Правила, имеются в Законе о теплоснабжении.
Подобные операции с внесением изменений в Правила 83 отчасти объясняются поступательным принятием Правил в отношении каждого ресурса. Вместе с тем, вопрос о необходимости принятия таких Правил для каждого ресурса без разработки единых Правил с указанием особенностей относительно каждого ресурса не имеет значимого ответа.
Каждые отраслевые Правила подключения содержат собственные определения.
Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что технологическое присоединение представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, имеющей своим результатом подключение заявителя к системе обеспечения ресурсом.
Анализируя все Правила можно выделить примерно одни и те же стадии заключения и исполнения договора технологического присоединения:
1. Подача заявки на осуществление технологического присоединения физическим или юридическим лицом на технологическое присоединение новых объектов или увеличение объема максимальной присоединяемой мощности.
2. Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией.
3. Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.
4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов
5. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией (комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя).
6. Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата.
7. Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности[vi]
Одним из ключевых признаков всех правоотношений технологического присоединения является высокая роль государства, как регулятора данных правоотношений.
Укрупненно существует два подхода на предмет государственного регулирования деятельности по осуществлению технологического присоединения. Тот или иной подход превалирует в разных странах. Изучение опыта зарубежных стран позволит сделать вывода о важности и пользе государственного регулирования, либо напротив, о губительности излишнего императивного вмешательства.
Первый подход заключается в том, что обеспечение технологического присоединения является обязательной функцией соответствующей сетевой компании. Осуществление технологического присоединения не требует от заявителя совершения каких-либо действий. Более того, в некоторых странах, такое присоединение носит безвозмездный характер. Сегодня такая модель присоединения к электросетям свойственна, например, для рынка Японии.
В соответствии со вторым подходом, технологическое присоединение рассматривается как обязательство заявителя. В Казахстане присоединение к электрическим сетям производится заявителем самостоятельно с разрешения уполномоченной организации[vii].
Российская Федерация идет по пути мирового опыта, в соответствии с которым деятельность по осуществлению технологического присоединения, генерации и передачи ресурса подлежит разделению. В частности, такая же модель по разделению видов деятельности существует во многих странах: Германия, Швеция.
Немаловажной проблемой в правовом регулировании технологического присоединения, является взгляд на правовую природу договора технологического присоединения.
На вопрос правовой природы договора технологического присоединения существует три точки зрения:
Первая точка зрения, которая преобладала ранее: договор технологического присоединения- договор, не поименованный гражданским законодательством и регулируемый специальным отраслевым законодательством.
Данная позиция переживала свой расцвет после изложенной правовой позиции Президиумом ВАС РФ. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10 июля 2012 г. № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 приведена позиция, согласно которой договор технологического присоединения не относится ни к договору подряда, ни к договору возмездного оказания услуг, не является также и смешанным договором, а должен рассматриваться как договор непоименованный в ГК РФ. Так как электроэнергетическим законодательством регламентирована процедура технологического присоединения и определены все существенные условия договора технологического присоединения, по мнению ВАС РФ, данный договор по своей правовой природе является договором технологического присоединения.
Долгое время вопрос о правовой природе указанного договора был дискуссионным.
Учитывая предмет договора технологического присоединения в виде осуществления ряда мероприятий, одной из точек зрения было, что технологическое присоединение необходимо рассматривать как работу, поскольку имеет значение именно процесс присоединения.
Такого мнения, в частности, придерживается О.А. Городов, указывая, что ряд косвенных признаков договора технологического присоединения позволяет рассматривать его как договор подряда[viii].
В Определении Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 суд сделал вывод о том, что договор технологического присоединения по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако, такой узкий взгляд на природу договора технологического присоединения, как договор об оказании услуг, представляется не совсем полным.
Очевидно, что в вышеприведенном Определении, делая вывод о наличии в договоре технологического присоединения признаков договора об оказании услуг, ВС РФ анализировал положения правового института технологического присоединения сквозь призму возможности заявителя в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время с исполнением обязанности по компенсации затрат Исполнителя.
Данный вывод подтверждается не только анализом условий договора технологического присоединения, но также иными позициями ВС РФ, изложенными в его судебных актах, которые не противореча Определению ВС РФ от 25.12.2017 года указывают на то, что природа договора технологического присоединения является, в том числе, подрядной.
Так, в Определении от 19.07.2016 года № 304-ЭС16-10628 ВС РФ указывает на смешанную природу договора, содержащего элементы как договора подряда, так и договора об оказании услуг.
В настоящий момент высшая судебная инстанция позволяет отказаться от договора при условии компенсации затрат сетевой организации.
Интересна позиция зарубежных цивилистов на природу договору технологического присоединения.
Как отмечает С.А. Свирков, «в германской доктрине считается, что “обязательство по осуществлению технологического присоединения является выражением социальной ответственности собственности.[x]
С этой точки зрения, договор технологического присоединения рассматривается как обязанность заявителя, как собственника объекта права, осуществить присоединение последнего к сетям в целях потребления ресурса.
Анализируя все позиции на договор технологического присоединения, с учетом его правовой природы, целей сторон при его заключении, автор склоняется к мнению, что договор технологического присоединения представляет собой договор, обладающий смешанной природой и содержащий в себе элементы договора об оказании услуг и договора подряда, при этом не лишенный правовых институтов, подлежащих регулированию специальными нормами.
[i] А. В. Смагин.Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы/»Энергетика и право», 2013, N 2/
[ii] Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6.
[iii] См.: решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу N ВАС-9742/11
[iv] См., например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
[v] См,, например, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83»
[vi] Выделено: Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах
[vii] Семенович Кристина Сергеевна. Договор технологического присоединения к электрическим сетям. диссертация, стр. 24
[viii] Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.
[ix] «Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (Матиящук С.В.)(«Юстицинформ», 2012)
[x] Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии : монография. М. : Статут, 2013. 479 с..