когда уходили на пенсию в ссср
Пенсионный возраст накануне перемен. Часть 4
Госпенсии по старости назначались, но сначала не всем
Конституционные права граждан на пенсионное обеспечение в старости вводились исходя из возможностей и ресурсов социалистической экономики. Как уже отмечалось, первоначально пенсионная система строилась на классовых подходах. Так, в 1937 году пенсию по старости получали около 200 тыс. рабочих и служащих, что составляло менее 1% от общей численности граждан, достигших пенсионного возраста. Спустя 2 года пенсионеров по старости и инвалидности в стране насчитывалось уже 1,8 млн. человек, или примерно 7% от общей численности населения старших возрастов. Медленно, но неуклонно количество получателей пенсий по старости год от года возрастало. В значительной степени на этот процесс повлиял принятый в 1956 году новый пенсионный закон. Общее число пенсионеров в 1957 году составило 18 млн. человек, в 1970 году – уже 40 млн. человек, а в 1977 году было 46 млн. получателей госпенсии в СССР.
При этом значительный прирост пенсионеров по старости произошел после июля 1964 года за счет массового назначения пенсий колхозникам. Постановлением Совмина СССР с 1969 года было разрешено выплачивать пенсию в полном размере, независимо от заработка, пенсионерам, работавшим с согласия колхозов в свободное от сельхозработ время в качестве рабочих и мастеров на предприятиях местной промышленности союзных республик. С середины 1970-х годов были введены льготные пенсионные условия для механизаторов-женщин. Пенсионный возраст для них был снижен до 50 лет при сохранении требований к трудовому стажу.
В рамках единой государственной пенсионной системы выплаты колхозникам периодически повышались. Но делалось это с некоторой задержкой по времени и общий размер колхозной пенсии по-прежнему примерно в 2 раза был меньше, чем у рабочих и служащих. Например, после очередного повышения в 1971 году минимальный размер пенсии по старости у колхозников составил 20 руб., а у рабочих и служащих – в среднем 45 руб. в месяц. Спустя 10 лет эти пропорции практически не изменились. Пенсия по старости составила 28 руб. и 50 руб. в месяц соответственно. А с 1971 года пенсия колхознику назначалась в полном размере при условии отсутствия приусадебного участка вообще либо, в случае наличия такового, если его размеры не превышали 0,15 га (15 соток). Если эти условия не соблюдались, то размер пенсии на 15% уменьшался. Это правило распространялось и на все пенсионные надбавки и доплаты.
Прогрессивные для своего времени пенсионные условия в СССР позволили в 1980-х годах выплачивать пенсии в среднем в размере 60% от заработной платы, а в отдельных случаях даже выше. При этом работники с минимальной зарплатой получали 85% в качестве пенсионной выплаты. В выигрыше оказывались пенсионеры по старости из числа льготников. Со временем в эту категорию стали попадать работники, чей труд явно не был опасен для здоровья. Например, был снижен возраст по старости на 5 лет мужчинам и женщинам (при стаже 25 лет и 20 лет соответственно), работавшим в финансово-кредитных учреждениях минфина СССР, а также в центральных аппаратах угольной промышленности, черной и цветной металлургии.
Постепенно пенсионные правила все больше нормировали назначение пенсий по старости на уравнительных началах. Например, с 1962 года, как отмечает В. Роик, был установлен следующий порядок назначения этого вида пенсий (см. табл.).
Под коэффициентом замещения понимается размер пенсии по старости в процентном отношении к прежде получаемой зарплате. Для сравнения, чтобы понять на каком уровне находится современная пенсионная система РФ: в качестве перспективной задачи намечено через несколько лет достичь 40% уровня замещения утраченного заработка. Эта норма была введена Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году, но нашей страной эта конвенция до сих пор не ратифицирована. Правительство РФ 16 июня этого года приняло постановление о подготовке законопроекта о ратификации. Однако надо иметь в виду, что МОТ в 1967 году приняла еще два документа, которые увеличили до 55% коэффициент замещения. Возможно, позже Россия ратифицирует и эти нормативные документы МОТ.
Жизнь пенсионеров между юбилеями
В период 1959—1989 гг. численность населения СССР увеличилась почти на 80 млн. человек. Иначе говоря, ежегодный средний прирост численности населения составлял около 2,7 млн. человек.
Повышалась и продолжительность жизни. Так, в статистическом сборнике «Страна Советов за 50 лет» приведены данные о том, что средняя продолжительность жизни в СССР в 1965-1966 годах составила 70 лет. Более того, лица, достигшие возраста 60 лет в среднем жили еще 14 лет. Эти показатели были сопоставимы с продолжительностью жизни в таких странах, как Швеция, Норвегия и Нидерланды. Там в то время доживали до 73 лет. Однако в целом советская статистика средней продолжительности жизни в 1970-е – 1980-е годы имела показатели в пределах примерно от 68 до около 70 лет. При этом надо учесть, что это был период, благополучный с точки зрения состояния медицины и «сытый» по обеспеченности продовольствием.
Пенсионные расходы СССР осуществлялись за счет фондов общественного потребления: в 1975 г. они составили 24,4 млрд. руб., а в 1985 г. выросли на 20 млрд. и составили 44,9 млрд. рублей. Рост расходов на пенсии был обусловлен увеличением численности пенсионеров по возрасту (старости): 1975 г. – более 29 млн. человек, 1980 г. – 34 млн., 1985 г. – более 39 млн. человек. В 1988 году из примерно 58,6 млн. пенсионеров в СССР около 43,2 млн. были пенсионерами по возрасту (старости). Иными словами, в этот период времени ежегодно прибавлялось примерно по 1 млн. пенсионеров по возрасту.
В период с 1970-х по 1980-е годы, часто называемых периодом застоя, советская система пенсионного обеспечения и социальной помощи работала без сбоев. Кстати, именно в это время пенсии по старости стали называть пенсиями по возрасту. На наш взгляд, такое название больше соответствует содержанию этого понятия. К тому же возрастная группа старости постоянно изменяется. Поэтому далее оба эти понятия будем указывать как синонимы.
Периодически повышались пенсии, вводились дополнительные льготы пенсионерам. Обычно это делалось в канун октябрьских круглых дат и юбилеев Победы. Безусловно, в первую очередь и вполне заслуженно чествовали инвалидов и ветеранов войны. Позже в ветеранскую категорию включили партизан, участников боевых действий и тружеников тыла. Затем список расширился за счет бывших несовершеннолетних узников немецких концлагерей. В перечень льготников включили членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов войны. Льготная категория тружеников тыла была ограничена после включения в их число граждан до 1931 года рождения. Эти люди, будучи детьми военного времени (до 14 лет включительно), посильно участвовали в уборке урожая в селе, помогали в госпиталях, на заводах и фабриках.
Одновременно повышалась и пенсия по возрасту. Пенсионеры из числа рабочих и служащих получали: в 1975 г. – 62,7 руб., в 1980 г. – 71,6 руб. и в 1985 г. 87,2 рубля в месяц. Хотя и с отставанием, подрастала пенсия и на селе, постепенно снижая пенсионный разрыв между городом и деревней. В те же годы сельские пенсионеры по старости получали 25,1 руб., 35,2 руб. и 47,2 рубля соответственно.
Что же мог купить пенсионер по возрасту в 1985 году, если его пенсия в городе в среднем была 87,2 рубля, а на селе – 47,2 рубля? Продукты были в основном доступны по цене (за кг): мясо – 1 руб. 89 коп., колбаса – 2 руб. 69 коп., рыба – 77 коп., масло животное – 3 руб. 42 коп., сахар — 86 коп., хлеб – 27 коп. Промтовары были в разных ценовых диапазонах: ситец (1 м) стоил 1 руб. 38 коп., шерстяная ткань – 13 руб. 56 коп., зимнее мужское пальто – 140 руб. 70 коп., а женское – 208 руб. 28 коп. А вот на цветной телевизор пенсионеру надо было накопить 643 руб. 99 коп., холодильник стоил почти в 2 раза дешевле – 288 руб. 11 коп. Стиральная машина за 94 руб. 61 коп. и пылесос за 41 руб. 75 коп. были более доступны по цене. Однако сельские пенсионеры гораздо реже могли себе позволить такие дорогие покупки.
Как видим, если в 1975 году разница в пенсиях между рабочими и колхозниками была почти в 2,5 раза, то в спустя 10 лет она отличалась в 1,8 раза. При этом надо иметь в виду, что пенсию по возрасту в размере до 80 рублей получали 41,5% рабочих и служащих, а среди пенсионеров-колхозников 92,8% относилось к этой категории. Однако, дело шло к постепенному выравниванию пенсионных выплат в городе и в селе. С 1 октября 1989 года минимальный размер пенсии по старости был повышен до 70 рублей. Тогда же было принято решение о выплате пенсий колхозникам по закону о госпенсиях на тех же условиях, что и рабочим.
По состоянию на апрель 1987 год 57% пенсионеров по возрасту из рабочих и служащих, а также 64 % пенсионеров-колхозников имели денежные сбережения на поддержание достойного уровня жизни после выхода на пенсию. Пенсии на жизнь не всегда хватало. Пенсионеры по старости, сохранившие трудоспособность, вынуждены были трудиться. Так, в РСФСР в 1971-1973 годах работал каждый пятый пенсионер по старости.
Размышления о повышении пенсионного возраста в СССР
Изменение пенсионного возраста во все времена считалось сложной государственной задачей, поскольку требовало комплексного решения с учетом социально-экономических реалий. Да и само понятие «пенсионный возраст» предполагало дискуссионное обсуждение и всестороннее рассмотрение профессиональными сообществами в разных отраслях деятельности человека. На наш взгляд, требовалось научное обоснование необходимости изменений и пределов возрастных параметров для будущих пенсионеров. Как сегодня представляется, каждый должен был заниматься своим делом. Медики должны изучать биологические и медико-социальные вопросы старости, возрастного состояния здоровья, включая возраст сохранения необходимой трудоспособности. Экономисты — определять производительность труда и границы трудовой активности старших возрастных групп работников. Психологи — выявлять психофизиологические возможности и ограничения для конкретных должностей и профессий, а также причины и последствия возрастных и профессиональных деформаций личности работников предпенсионного и пенсионного возраста. Участвовать в этой работе должны были и другие специалисты: демографы, социологи, социальные работники и иные заинтересованные лица. И лишь после всестороннего изучения должны были формулироваться юридические нормы и границы пенсионного возраста. Затем начиналась работа финансистов по расчету всех денежных параметров по подготовленному законопроекту. Безусловно, во всех случаях нужна была широкая разъяснительная работа с населением и учет конструктивных предложений граждан и общественных организаций. Примерно все это в той или иной степени, но в какой-то иной последовательности делается в современной ситуации в связи с предложенным правительством повышением пенсионного возраста.
Бюджетные расходы на соцобеспечение в СССР росли из года в год. Например, только в период с 1968 по 1978 годы объемы средств на выплаты пенсий работающим пенсионерам значительно выросли. Тогда же впервые заговорили о возможности повышения пенсионного возраста, поскольку свыше 50% пенсионеров по старости продолжали трудиться. Это позволило предположить, что фактические границы трудоспособности человека лежат за пределами законодательно установленных возрастов выхода на пенсию для мужчин и женщин.
В конце 1980-х годов приступили к обсуждению варианта увеличения возраста выхода на пенсию для мужчин – до 65 лет, для женщин – до 57-58 лет. Обосновывалось это, как пишет Г. Дегтярев, «ростом продолжительности жизни, улучшением условий труда, производственной инфраструктуры, положительно влияющих на трудоспособность». Однако правительство СССР сочло, что для этого еще не созданы необходимые условия. Хотя условия в ту пору были неплохие, в том числе и по медицинским показателям. Например, в каждом селе в советское время был фельдшерский пункт, а практически на всех предприятиях были оборудованы медицинские кабинеты, которые осуществляли профилактическую работу и оказывали первую помощь на местах. Особенно важно это было для работников старших возрастов. Медицинские исследования последних лет показывают, что в возрасте 50—59 лет у 36% населения регистрируется 2-3 заболевания, в возрасте 60—69 лет у 40,2% обнаруживается 4-5 заболеваний, имеющих хронический характер и плохо поддающихся лечению. Надо также учитывать, что с возрастом заболеваемость увеличивается. Например, в возрасте 60 лет и старше она примерно в 2 раза выше, чем у людей в возрасте до 40 лет.
Разрушение советской пенсионной системы
В конце 1980-х годов стало укрепляться понимание того, что проводимая в стране перестройка одновременно во всех сферах внутриполитической и социально-экономической жизни ведет к катастрофе. Разрушительные процессы все в большей степени влияли на падение жизненного уровня населения. Самыми социально незащищенными оказались нетрудоспособные пенсионеры, инвалиды и дети.
В начале 1990 года, т. е. еще во времена СССР, был подготовлен законопроект о пенсионной реформе. В нем отмечалось, что многие положения пенсионного законодательства устарели и отстали от реальной жизни. Инфляция обесценила деньги. Снизился коэффициент замещения — средняя пенсия упала с 62% до 46% от средней зарплаты. Предлагалось ввести социальные пенсии для тех граждан, которые в силу разных причин и жизненных ситуаций не смогли накопить установленный трудовой стаж и обеспечить себя трудовой пенсией по старости.
Рассматривались меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию. Для этого предлагалось начислять по 1% прибавки к пенсии за каждый год стажа сверх нормы, но всего не более 75% от прежнего заработка. При этом авторы пенсионного проекта рассчитывали, что в результате продления периода трудовой активности граждан этих возрастных категорий средняя трудовая пенсия по стране вырастет примерно на 40%. Размер минимальной пенсии предлагалось уравнять с минимумом зарплаты и начислять ее не ниже уровня в 70 рублей. Однако реально почти треть ранее назначенных пенсий была ниже 70 рублей. Проектом совершенно не учитывался и тот факт, что потребительский бюджет тех лет стал в 4 раза выше и составлял примерно 280 рублей.
На основе расчетных показателей предполагалось обеспечить индивидуальную прибавку к трудовой пенсии в размере от 5 до 40 рублей. Однако такая прибавка в среднем давала лишь около 12 рублей. Да и рассчитывать на нее мог лишь малый процент от общего числа пенсионеров.
Предлагался и пробный вариант пенсионного накопления. В частности, предусматривалась возможность добровольного пенсионного страхования работника за свой счет. Однако из 140 млн. работающих участие в эксперименте приняли всего лишь 350 тыс. человек. Попытка переложить бюджетные провалы в государственном пенсионном обеспечении на плечи работников показала полную несостоятельность кабинетных теоретиков.
Сохранялись ограничения на выплату пенсий работающим пенсионерам. Полностью пенсию и зарплату выплачивали только работающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, врачам и учителям, работающим в селе, а также отставным военным, работающим учителями по начальной военной подготовке (НВП) в школах.
Пенсионный крах стал неизбежен
Ситуация в стране приближалась к катастрофической отметке. Власть активно искала новые варианты стабилизации социально-экономического падения и снижения покупательной способности пенсий. В середине августа 1990 года было принято совместное постановление Совмина СССР и ВЦСПС «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». Этот документ предписывал к 1 января 1991 года создать Фонд социального страхования СССР, в который перечислять 14% всех поступающих соцвзносов. В середине августа того же года был создан Пенсионный фонд СССР.
В 1990 году был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Он ввел много новшеств, которые на практике не получили применения. Было установлено пенсии по старости именовать пенсиями по возрасту. Размер такой пенсии назначался из расчета 55% заработка. За каждый год сверх установленного стажа (25 лет мужчины и 30 лет женщины) добавлялся 1% от заработка. Возраст выхода на пенсию остался прежним. Минимальный размер пенсии и зарплаты уравняли. Право на трудовую пенсию получили при условии уплаты страховых взносов занятые индивидуальной трудовой деятельностью и священнослужители. Закон подтвердил и уточнил порядок добровольного страхования дополнительных пенсий, введенных ранее.
Союзные республики получили права на снижение возраста выхода на пенсию, введение пенсионных надбавок и льгот. Более того, трудовые коллективы также получили права на выплату пенсионных надбавок за стаж и трудовое участие, доплату работающим пенсионерам и введение досрочных пенсий за вредные условия труда. Было немало и других новшеств, однако этот закон утратил силу с 1 марта 1991 года на основании постановления Верховного Совета РФ от 20 ноября 1990 года.
К весне 1991 года ситуация в стране стала практически неконтролируемой в результате несогласованных с союзными органами действий республиканских и местных органов власти. Спешно принимаемые меры по компенсации потерь населения ввиду резкого повышения рыночных цен и растущей инфляции результата не давали. Вместе со всеми гражданами на глазах нищали пенсионеры.
Совмин, переименованный в Кабинет министров СССР, в середине мая 1991 года принял постановление о дополнительных мерах соцзащиты населения в связи с «реформой розничных цен». Но эти меры касались в основном шахтеров и горняков, которые касками стучали на «горбатом мосту» около здания ВС СССР. Правда, был там пункт и о будущих пенсионерах. Предлагалось организовать индивидуальный учет обязательных страховых взносов от работающих граждан в пенсионный фонд, чтобы потом увеличить им размеры пенсий за счет внесенных средств.
В порядке компенсации роста цен неработающим пенсионерам по возрасту прибавили по 65 обесцененных инфляцией рублей.
Рыночные цены плохо «подчинялись» постановлениям и решениям. Не помог и указ президента СССР М. Горбачева от мая 1991 года «О минимальном потребительском бюджете». Позже это стало «потребительской корзиной». Предписывалось ежегодно пересматривать ее стоимость, а раз в 5 лет – ее состав. Летом того же года появился закон о защите потребителей, а Верховный Совет СССР ввел в действие основы законодательства об индексации доходов населения. Но все эти меры были запоздалыми…
Так печально завершился советский этап государственного пенсионного страхования и обеспечения. Вместе с великой державой разрушилась и десятилетиями успешно работавшая пенсионная система.
Пенсия в СССР: особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы
14 июля 56-го года – дата возникновения пенсионной системы в Советском Союзе. В это время приняли соответствующий закон. Исходя из него, мужчинам оказывали материальную поддержку с 60 лет, если их стаж составлял 25 лет, а женщинам такое право предоставлялось ранее, в 55 лет, и их стаж должен был составлять 20 лет минимум. Стоит отметить, что для граждан, трудящихся в непростых условиях – к примеру, в районах Крайнего Севера, или для людей, занимающихся общественно важной работой – преподаванием или лечением – допускался более ранний выход на заслуженный отдых. Объемы выплат по пенсии были связаны с заработной платой. В городских условиях гражданам пенсионного возраста выдавали от 70 до 120 рублей.
Наименьшая пенсия в тот период составляла 35 рублей. Это была социальная разновидность выплаты, устанавливаемая для безработных граждан либо тех, кто не успел проработать нужного количества времени.
Вычисления пенсии основывались на средней зарплате, получаемой гражданином за год до ухода на заслуженный отдых. Также могли принимать во внимание его выбор – он мог отдать предпочтение любой пятилетке из десяти лет постоянного труда. За дополнительный трудовой стаж выплачивались дополнительные средства: за 35 лет у мужчин и 30 у женщин, а еще за выполнение трудовых обязанностей в течение 15 лет (непрерывно) предоставляли 10 процентов сверху, а за 25 лет постоянной работы в одном и том же предприятии при стаже в 35 лет предполагалось повышение выплат на 20 процентов.
История пенсии в Советском Союзе
Очень интересен тот факт, что пенсии предоставлялись лишь гражданам, не замеченным в плохих поступках: то есть человек не был привлечен или уволен по статье. Те, у кого были какие-либо проступки, имели право на оформление прошения государству или могли попытаться идеальным выполнением трудовых обязанностей «обелить» свою репутацию. Пенсионные выплаты были недоступны монахам и гражданам, покинувшим страну навсегда.
Кстати! Пенсионных выплат после революции 17-го года практически не было
Как правило, пенсии выдавались гражданам, не замеченным в каких-то проступках
Когда образовался СССР, любые царские пенсии сразу же пропали. Многие советские работники очень долго не могли добиться выплат по старости, поскольку их назначали только некоторым категориям граждан.
Например, в августе 18-го года ввели пенсии для инвалидов Красной армии, в 23-м – для старых большевиков, в 28-м году – для трудящихся на горнорудной и текстильной промышленности.
Кстати! Лишь в 30-м году в Советском Союзе приняли «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», а спустя семь лет пенсионные выплаты предоставлялись любым городским работникам и служащим.
В 1930 году было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию»
1937-й год: стипендия больше пенсии
До 56-го года объемы пенсии в СССР огорчали: для участников Гражданской войны и Красной армии, получивших инвалидность, предоставлялось только 25 рублей; 45 рублей выплачивали при второй группе инвалидности, а 65 – при первой.
Еще пенсия оформлялась для неспособных трудиться членов семьи этих инвалидов, она составляла от 15 до 45 рублей. Отметим, что в 37-м году студентам по стипендии выдавали 130 рублей. Следовательно, бывшие военные получали ничтожно маленькие суммы.
Кстати! Средний возраст мужского населения Советского Союза на период 26-27 годов составлял 40,23 года, а женского – 45,61 год. В 32-м году закон установил пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 – для мужчин.
Данный возраст применим и сейчас, хотя прошло уже довольно много времени. Справедливости ради укажем: на момент 17-го года усредненный возраст мужского населения повысился до 67,5 лет, а женского – до 77,4 лет. Правда, с 2019 года пенсионный возраст постепенно повышается.
Стипендии в СССР были достаточно высокими
Наибольшая сумма пенсии составляла 300 рублей. Хотя цены в магазинах и заработок сотрудников рос, названная цифра вообще не менялась. Большая часть граждан пенсионного возраста получала примерно 60 рублей. Естественно, спокойно жить на такие деньги без помощи со стороны часто не получалось.
1956 год: закон о государственной пенсии
В конечном виде система пенсий в Советском Союзе утвердилась лишь к 56-му году. Это произошло наряду с утверждением закона «О государственных пенсиях», то есть под начальством Никиты Хрущева, который позаботился о проведении пенсионной реформы. Усредненный объем материальной поддержки по старости повысился в два раза, а по инвалидности – в полтора.
Кстати! Считается, что Хрущев обеспечил «пенсии колхозникам». По факту всем участникам колхоза оформили равную пенсию, составляющую 12 рублей в месяц. Если изучить цены, то данная сумма позволила бы купить четыре килограмма докторской колбасы.
Выдержка из Закона СССР «О государственных пенсиях»
В 73-м году пенсии подняли до 20 рублей, а в 87-м году – до 50. Колхозы вполне могли обеспечивать своих пенсионеров дополнительными выплатами, то есть колхозники должны были озаботиться созданием фондов, призванных поддерживать стариков каждый месяц – в форме денег, продуктов либо трудодней. Возраст выхода на пенсию и требуемый стаж работы выставлялся участниками колхоза.
Конечно же, на фоне такого положения дел система, существовавшая при царской России, кажется чем-то сказочным. Персональные пенсионные выплаты были созданы большевиками в 23-м году. В 25-м, 56-м и 77-м годах законные основания корректировались, а объемы персональных пенсий увеличивались. При Советском Союзе было несколько категорий персональных пенсионеров.
Категория граждан Выплаты
Кстати! Стоит отметить, что старикам каждый год платили сумму, составляющую одну или две пенсии в целях улучшения состояния здоровья.В СССР также были персонального, республиканского и местного значения пенсии.
Действительные члены Академии науки СССР могли претендовать на прибавку за имеющееся у них академическое звание объемом 500 рублей каждый месяц, члены-корреспонденты – 400 рублей. Она предоставляется человеку на всю жизнь и добавлялась вначале к заработной плате, а потом и к выплатам по пенсии.
Персональная пенсия для секретаря ЦК КПСС выплачивалась в сумме 300 рублей ежемесячно, у кандидата в члены политбюро ЦК КПСС она была 400 рублей, для членов ЦК КПСС оформляли пенсию в размере 500 рублей. Если гражданин пенсионного возраста был высокопоставленным, за ним оставалось право на государственную дачу и транспорт с персональным водителем.
Первый секретарь обкома, выходя на заслуженный отдых, был обеспечен жилой площадью в столице.
Высокопоставленные граждане получали большую по размеру пенсию
Интересный факт. В 94-году в страну вернулась дочь Иосифа Сталина, Светлана – ей была предоставлена пенсия персонального плана, выделен транспорт с личным шофером, талоны на кремлевское питание. Все это сделали несмотря на то, что у нее не было каких-то достижений перед страной и минимального рабочего стажа.
Наибольшая пенсионная выплата по возрасту составляла максимум 120 рублей.
Кстати! Специфика пенсионного устройства в советское время заключалась в том, что отсутствовал единый централизованный пенсионный фонд. Фирмы отчисляли денежные средства в бюджет, а из этих денег уже оформлялись пенсии. Другое дело – пенсия, выплачиваемая колхознику. За эти выплаты были ответственны колхозные артели, создававшие специализированные фонды для пенсий. В 64-м году наряду с принятием очередного закона относительно пенсии государство взяло на себя ответственность за предоставление пенсии всем категориям людей.
Советский Союз оказал ощутимое влияние на политическую систему нашей страны в современном ее виде. Именно сейчас государство создало пенсионное обеспечение, затрагивающее всех людей. Судьбоносный закон издали 14 июля 56-го года.
Ранее не существовало централизованного пенсионного фонда
Для вычислений пенсии пользовались двумя способами.
1. На выбор будущего пенсионера определялись с пятилеткой, входящей в состав десяти лет постоянного выполнения трудовых обязанностей. Подсчитывалась средняя заработная плата.
2. Во внимание брали оклад гражданина, что был у него за год до момента достижения пенсионного возраста.
Пенсионные выплаты в 80-е годы
В этот период в СССР сильно возросло число граждан пенсионного возраста. Несмотря на это, государство продолжало предоставлять им денежные средства вовремя, учитывая уровень инфляции. Средняя сумма пенсии в те времена составляла около 67 рублей.
Пенсионные выплаты в 85-м году
В это время за счет воздействия инфляции и улучшения уровня жизни, пенсионная выплата в стране стала максимальной, составив 72 рубля. Отметим, что участникам колхоза платили ощутимо меньше денег, чем жителям города – в среднем 47 рублей.
Со временем размер пенсий повышался
За все время существования Советского Союза объемы средней пенсии подверглись значительным коррективам. В основу лег не только уровень инфляции, но и значительный рост уровня жизни населения страны.
В начале 70-х годов средняя сумма пенсионных выплат доходила до 34 рублей, но уже спустя 16 лет число выросло до 76.
Кстати! Вообще, пенсия в те времена, в целом, аналогична тем деньгам, которые получают граждане пенсионного возраста сейчас.
Как мы уже выяснили, наибольшая пенсия при Советском Союзе составила 120 рублей. Ее предоставляли жителям городов, трудящихся в сфере интеллектуальной деятельности: инженеры, врачи, преподаватели. Разумеется, такие деньги выдавались тем, что наработал достаточное количество времени.
Наибольшая пенсия по возрасту в СССР – 120 рублей, однако существовали и разные надбавки
Пенсии в СССР и сейчас
Обычно жители нашей страны спокойно воспринимают идеи начальников, однако идея поздней пенсии их совсем не впечатляет. Число людей, желающих работать до старческого возраста, невелико. Это всего 9% населения. Иными словами, граждане вообще не вдохновлены такой перспективой. И даже пропаганда со стороны медийных личностей не улучшит отношение граждан к нависшему над ними повышением пенсионного возраста.
Как и множество других вещей, систему пенсий мы получили в наследство от Иосифа Сталина. В СССР пенсионных выплаты для промышленных рабочих (и далеко не всех) начали оформлять с момента 32-го года. В то же время выделили возраст выхода на пенсию для мужчин – 60 лет. Но продолжительность жизни в тот момент не доходила и до 50. Советский Союз при Сталине был достаточно молодой страной, поэтому Сталин обещал пенсию работникам коммунистических строек, показывая, что колхозные хозяйства перестали быть актуальными – там пенсионных выплат не было, да и денег не хватало. Если не хотелось работать в колхозе, можно было пойти в армию, а затем – на завод. Отметим, что труд на заводе помимо обеспечения деньгами в старости обещал весомую привилегию в дальнейшем – бронь от призыва в войска, если вдруг в стране наступит военное положение.
Еще в СССР был определен пенсионный возраст: для мужчин – 60 лет, для женщин — 55
Выполнять данные Сталиным обещания относительно пенсий пришлось тем, кто правил страной после него. Лишь к 56-му году у всех работников и служащих страны появилось законодательно подтвержденное право на государственную поддержку в старости – раньше предоставление этих денег было крайне ограничено.
Участникам колхозных хозяйств начали помогать лишь через 10 лет, и пенсии их были крошечными: от 12 до 20 рублей. Важной частью пенсии для колхозников считались деньги, собираемые с самих людей. В редких случаях могли выделяться средства из бюджета. Отметим, что до 71-го года право на пенсию предоставлялось мужчинам возрастом от 65 лет.
У участников колхозных хозяйств пенсии, как правило, были ниже
Сами выплаты по пенсии не радовали своими размерами. Однако к середине 70-х годов руководство страны вынуждено было принять весомое решение политического плана. На пенсию выходили люди, участвовавшие в войне – то поколение, которое ждало к 80-му году прекрасного коммунизма и вообще «радужного будущего». Закономерен был вопрос: как им существовать в старости, если не будет поддержки от государства?
Кстати! Вот данной категории граждан, вернее, определенной его части, стали выплачивать пенсии, аналогичные среднему заработку в 120 рублей.
К 81-му году количество граждан пенсионного возраста составляло 27 миллионов – это 10% от общего числа жителей страны. Однако на данный момент в стране имеется 43 миллиона пенсионеров, и эта цифра продолжает расти. В процентах это больше четверти от всех жителей. Траты ПФ только наполовину компенсируются страховыми взносами – другое относится к бюджетным трансфертам. Если не поднять возраст выхода на пенсию – бюджет будет не способен выплачивать даже те небольшие пенсии, что установлены сейчас – так считает правительство. А вот увеличение пенсионного возраста позволит продолжать выплаты даже в небольших объемах.
Пенсия депутатов от народа
В 89-м году высший орган власти – народные депутаты, проводящие съезды для выяснения важных вопросов, касающихся государства. Последний раз это случалось 5 сентября 91-го года. Эта дата символична тем, что депутаты решили сделать самороспуск. На сегодняшний день большая часть этих депутатов вышла на заслуженный отдых. В Государственной Думе подняли проблему необходимости увеличения пенсии для этой подгруппы людей.
Кстати! Сейчас общее число людей, в прошлом бывших народными депутатами, составляет порядка 285 человек.
Народные депутаты, как считает правительство, должно получать высокие пенсии
Министерство труда и соцзащиты предлагает выставить размер пенсии в 200 тысяч рублей. Причина такого предложения заключается в упразднении персональных пенсионных выплат для названной категории людей, на основании чего депутаты от народа и члены их семей имели право на достойное материальное обеспечение.
Главный закон в Советском Союзе, ответственный за проблемы зачисления пенсий – это закон «О государственных пенсиях», датированный 14 июля 56-го года. В документе рассматриваются нюансы максимального пенсионного возраста, трудового стажа и среднего объема пенсии, а также многое другое.
Большинство данных в законопроекте уже не актуально, но созданная в 56-м году реформа обеспечила граждан пенсионного возраста в то время неплохими деньгами. Уровень инфляции во внимание не брался, поскольку стоимость различных товаров постоянно увеличивалась. Так что реформа подвергалась частым исправлениям.
Кстати! Даже сейчас правительство собирается в корне поменять пенсионную систему, позволить людям самостоятельно влиять на размер собственной пенсии.
Пенсионная реформа в СССР регулярно совершенствовалась
Старики не приветствуются
Люди преклонного возраста уважались советским обществом благодаря сложному и длинному жизненному пути с момента 30-го года. Сразу же в годы после революции старики – зачастую женщины – считались, по словам М. Ромашовой, отсталыми и завязшими в быту людьми, не особо нужными обществу.
Кстати! Историки поясняют: старый человек вызывал ассоциации со скорой смертью. А думать о смерти никому не бывает приятно. Когда-то молодость и старость не считались чем-то естественным, и молодые люди совершенно не задумывались о том, что они и сами когда-то будут пожилыми. Старость никто не уважал.
Как мы уже выяснили, система пенсионных выплат в Советском Союзе приходила в достойный вид очень долго. В 18-м году на основании декрета Совнаркома РСФСР социальные выплаты предоставлялись людям, у которых отсутствует основной заработок или определенная его доля по причине потери возможности выполнять трудовые обязанности или отсутствии работы. Иными словами, здесь говорилось о пособии по безработице или об инвалидной пенсии.
Изначально пенсии были довольно маленькими
В течение 20-х годов медленно начинали появляться и прочие группы людей, которым предоставлялось право на соцвыплаты. К примеру, в 21-м году на увеличение пенсионных выплат могли рассчитывать «престарелые и инвалидные педагоги, имеющие заслуги в деле народного образования». Со временем пенсии появились и для военных, утративших возможность выполнять служебные обязанности в ходе боевых действий, а в 29-м году материальная поддержка «дошла» и до некоторых категорий служащих: работниках горной, металлургической и электрической промышленности, железнодорожного и водного транспорта. Здесь можно столкнуться с уже известными цифрами: материальная поддержка по старости предоставлялась мужчинам с 60 лет, а женщинам – с 55 лет. Трудовой стаж должен был быть 25 и 20 лет соответственно.
Кстати! Огромное влияние на пенсии в Советском Союзе оказала статья двенадцатая «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», закрепленная постановлением Совнаркома в 30-м году. Исходя из названной статьи, сотрудники государственных предприятий имели право на пенсию по старости. Стоит отметить, что, несмотря на преобладание в стране в тот момент аграрной промышленности, участникам колхозных хозяйств пенсию вообще не предоставляли. Однако в 35-м году ситуация изменилась.
Нужно было иметь трудовой стаж в 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин)
Как же происходило пенсионное обеспечение? Для начала скажем, что в тот момент пенсионных фондов не предусматривалось. Этим занималось конкретное предприятие. В колхозных хозяйствах управление после обсуждения учреждало специальный фонд и кассу взаимной помощи.
Важно осознавать, что колхозный бюджет в основном предполагался для того, что нужно здесь и сейчас, поэтому зачастую пожилые граждане колхоза в руках этих денег не держали. Им пенсию платили в «натуральном» виде: зерном, сеном, дровами и тому подобное. Еще такого рода поддержка не считалась обязательной. Поэтому в успешных колхозах старики жили неплохо, а вот в слабых уровень их жизни оставлял желать лучшего.
Пенсии Советского Союза зачастую описываются в двух ключах.
Позитивно: любой гражданин пенсионного возраста в СССР каждый месяц получал поддержку в размере 100-120 рублей.
Негативно: граждане пенсионного возраста при Советском Союзе жили весьма печально: буквально на 15 рублей в месяц. Справедливости ради, скажем, что оба этих мнения справедливы.
Размер пенсии в СССР сейчас оценивается людьми по-разному
Объем пенсии в те времена был связан с зарплатой. Например, если женщина работала уборщицей, то на пенсии ей будет выплачивать порядка 80 рублей. Опытному специалисту платили около 130 рублей. Уважаемый большевик имел право на предоставление ему персональной пенсии Союзного значения, составляющей 300 рублей. Если гражданин не наработал достаточного количества времени, он был вправе получать социальную пенсию – 35 рублей. Эта цифра считается минимальной для СССР. Можно сделать вывод, что усредненная сумма пенсии в СССР доходила приблизительно до сотни рублей.
Гражданам, проживающим в селах, предоставляли пенсионные выплаты на 15% меньше, чем рабочим и служащим. Таким образом, наибольшая сумма – 102 рубля, а наименьшая – 34. Однако у жителей сел были свои привилегии перед городскими жителями. Первые получали деньги по пенсии полностью, независимо от объемов заработка. А для вторых доход не мог превышать определенное число. Если порог был превышен, то пенсия сокращалась на объем разницы.
Пенсия по старости на общих основаниях выставлялась мужскому населению в возрасте от 60 лет, а женскому – от 55 лет. Наработать следовало 25 и 20 лет соответственно.
Конечно, размер пенсии во многом зависел от должности гражданина, его опыта работы
Старческая пенсия оформлялась, если человек не наработал нужного времени, а также:
— он дошел до пенсионного возраста в ходе выполнения трудовых обязанностей;
— он работал в целом как минимум пять лет;
— перед выходом на заслуженный отдых он работал минимум три года;
— он обратился за оформлением пенсии не позднее месячного срока со дня окончания работы. Заметим, что к таким пенсионным выплатам надбавки не положены.
Итак, система выплаты пенсий в СССР во многом схожа с той, что существует сейчас в современной России. Размер выплат во многом зависит от стажа работника, его зарплаты, а за особые заслуги или проживание на Крайнем Севере можно получать различные надбавки и привилегии.
Статью опубликовал: Екатерина Афанасьева
Кстати! Пенсионных выплат после революции 17-го года практически не было
Когда образовался СССР, любые царские пенсии сразу же пропали. Многие советские работники очень долго не могли добиться выплат по старости, поскольку их назначали только некоторым категориям граждан.
Например, в августе 18-го года ввели пенсии для инвалидов Красной армии, в 23-м – для старых большевиков, в 28-м году – для трудящихся на горнорудной и текстильной промышленности.
26 апреля 1919 года был принят
ДЕКРЕТ
ОБ ОТМЕНЕ СТАРЫХ ПЕНСИЙ И О ПЕНСИОННОМ
УДОВЛЕТВОРЕНИИ СТАРЫХ ПЕНСИОНЕРОВ
Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства,
пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных
и прочих касс на основании законоположений, изданных
до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру
в соответствии с положением о государственном 1 обеспечении
трудящихся от 31 октября 1918 г.1 2 и в порядке, предусматриваемом
следующими статьями.
Из положения о государственном обеспечении трудящихся:
Ст. 1-я. Виды обеспечения.
Социальное обеспечение трудящихся распространяется на случаи: а) оказания всех видов врачебной, лекарственной и т. п. помощи и родовспоможения нуждающимся в них лицам; б) временной утраты средств к существованию, вследствие нетрудоспособности, независимо от причины, ее вызвавшей (общие заболевания, увечья и т. п.); в) постоянной утраты (всех или части) средств к существованию, вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; г) утраты средств к существованию, вследствие безработицы, происшедшей не по вине безработного. В задачи Социального Обеспечения входит также и принятие предупредительных мер против заболеваний, увечий и т. п., а равно облегчения их последствий.
Ст. 2-я. Круг лиц, подлежащих обеспечению.
1. Обеспечению подлежат все без исключения лица, источниками существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого.
2. Указанные в абз. 1 лица подлежат обеспечению независимо от характера и длительности работы, а также от того, работают ли они в государственных, национализированных, частных, акционерных, общественных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоятельно.
3. Обеспечению подлежат также граждане иностранных государств, удовлетворяющие изложенным в абз. 1 требованиям.
4. Трудоспособные члены семьи трудящегося, ведущие домашнее хозяйство, подлежат застрахованию на общих основаниях за счет главы семьи.
5. Впредь до введения общественного воспитания детей, обеспечением членов семейств трудящихся ведают существующие органы Социального Обеспечения, на основании особого положения.
6. Обеспечением инвалидов войны ведают существующие органы Социального Обеспечения, на основании особого положения.
Кого же отлучили от государственной помощи?
Пенсии не полагались лицам, занятым «непроизводительным трудом», — духовенству, частным торговцам и т. д., а также бывшим полицейским и жандармам.
Одно могу сказать, в те годы я не видел ни одного пенсионера побирающегося по мусоркам, потому что нечего есть.
Нечитаемый бред, привязка пенсии колхозника к минимальному размеру в 12 рублей это как вообще? Читайте закон, для этого не надо быть гением.
Вот Постановление Совмина СССР от 17.10.1964 N 859 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов» и это редакция 64-го года, в дальнейшем размер минималки изменялся.
Пункт 11.
Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размере 50 процентов с заработка до 50 рублей в месяц и, сверх того, 25 процентов с остального заработка.
Где тут 12-20 рублей? При этом зарплата колхозника была в среднем в 60-70 г. около 80-90 рублей как он мог получить 20? он что не работал вообще? пусть даже 60 получал, это уже 35.
Существовала пенсия по инвалидности для колхозников,там тоже от % заработка.
Новая социальная реклама
Помогать россиянам, которые вышли на пенсию, слишком поздно, считает первый зампредседателя Центробанка Сергей Швецов
Господину Швецову: это вы забрали у пенсионеров (и не только у них) нашу общероссийскую собственность, народное наследство. Надо бы поделиться!?
Я всё посчитал! Пенсий не будет, расходимся
Как посчитать, какой будет страховая пенсия в 2053 году? Важны даже не сами абсолютные цифры. Сколько товаров можно будет купить на страховую пенсию? Можно ли страховой пенсией закрыть все потребности в еде? Сейчас мы тратим на семью порядка 30-35 тыс. ₽ в месяц на питание. Это можно будет закрыть страховой пенсией или её не хватит?
Да, я в курсе про пенсионные баллы и примерно понимаю, как они там превращаются в деньги. Калькулятор баллов мне выдаёт данные порядка 35000₽-45000₽/месяц, если работать прямо до 65 лет или скромные 21000₽-25000₽/месяц, если забить на это дело и несильно работать или не работать в классическом понимании этого слова лет с 40. Наверное, это цифра в сегодняшних деньгах, и она будет поправляться на официальную инфляцию год от года. Пояснения там написаны как для дебилов, про инфляцию ни слова:
Напишите просто, что коэффициенты индексируются на размер инфляции каждый год, мы не идиоты, мы поймём!
Как раз подоспел годовой отчёт ПФР за 2020 год.
Выплата только лишь страховых пенсий составила 7,41 трлн ₽. Сейчас мы цинично забудем о государственных пенсиях, маткапиталах и прочих «разовых» (например, коронавирусных) расходах ПФР, сконцентрировавшись только на этих двух цифрах, подразумевая, что остальное всё спонсирует государство из бюджета.
Так вот, наши с вами страховые взносы покрывают пенсии только на 73,5%. Эту огромную денежную дыру размером почти 2 трлн ₽/год компенсирует бюджет страны. Если «жить по средствам», то получится, что все эти средние размеры пенсий, ростом которых бравирует ПФР, надо умножать на 0,735.
и получать 12900₽/месяц и 7200₽/месяц соответственно. Тогда получится, что мы как единое общество живём по средствам, и фонд сбалансирован. О накопительной части речи даже не идёт. Я ещё раз отмечу, что мои расчёты очень утрированы, мы не считаем многие статьи расходов, только основную.
Это очень простая система: если мы хотим реального роста выплат (с поправкой на инфляцию), то мы можем получить это 4 способами:
1). Повышением взносов. Делаем раза в 1,5 больше нагрузку на зарплату, получаем результат.
2). Поступлениями из бюджета. Но откуда деньги брать? Кого урезать?
3). Ростом реальных доходов работников. Люди зарабатывают больше шекелей и отдают на взносы больше шекелей! Всё просто.
4). Ростом числа делающих взносы по отношению к числу претендующих на пенсии. И это самое интересное, об этом и поговорим.
Как говорят там, наверху, «реформа была сложной, но необходимой». Собственно, на пункт 4 она и ориентирована. Реальные доходы повышать? Пфф, зачем?! Повышаем возраст, меняем баланс между левым столбиком и правым засчёт увеличения делающих взносы и одновременно уменьшения претендующих на выплаты. Спасибо, что не взносами.
Мне стало интересно, а вот до 2048-2053 годов, когда мы с женой будем иметь право на страховые пенсии, станет ли лучше? Как узнать? У меня нет идей, осталась только использовать свои навыки в уже становящейся постоянной рубрике.
Берём сегодняшние данные, и нас интересует отношение сегодняшних трудоспособных к сегодняшним пенсионерам.
Я скачал массив данных с сайта Росстата, где есть данные о населении по годам и по полам. Я знаю, что сейчас пенсионный возраст 56,5 для женщин и 61,5 для мужчин. К 60 и 65 решили идти постепенно, прибавляя по полгода. Пренебрегаю кучей нюансов и просто считаю, а сколько людей 18+ (официально трудоспособным возрастом считается 15+, но кмон, это же всратая статистика) сейчас в стране по отношению к 61,5+/56,5+?
И вот эти 2,33 работяги на одного пенсионера генерят дефицит, обеспечивая лишь 73,5% от потребностей, которые скромные.
Проверяем официальные данные. Видим, что наш расчет неточен на 0,33%, нормально.
Как же нам спрогнозировать отношение трудяг и пенсионеров по старости в 2053 году? Помним название рубрики и не обращаем внимания на методы! Объективности вам никто не обещал. Я взял данные с сайта французского института демографии, который в свою очередь трекает прогнозные данные ООН по демографии.
Их текущие данные на 2021 год очень похожи на данные Росстата:
Проверяю прогнозы на 2035 год и сравниваю их с прогнозами Росстата, цифры тоже бьются:
Так что я просто доверился расчетам и заглянул в 2053 год:
Я построил такую же половозрастную пирамиду в экселе:
Мне пришлось даже «читерить», умножая женщин, родившихся в 2011-2020 годах и мужчин, родившихся в 2015-2020 годах, на коэфициент >1 (как бы учитывать миграцию), чтобы попасть в нужные циферки. Ну и везде по шкале скорее всего есть мигранты, так например до 60 лет в модели доживают 92,2% сегодняшних 28-летних женщин, только с такими высокими коэффициентами мы выходим на 135 млн населения.
Так что же в 2053 году, сработала ли реформа?
Так что получается, чтобы выплачивать в 2 раза большую пенсию в реальном выражении (это всё ещё скромнейшие 35000/месяц), система может:
а) испытывать дефицит ПФР вплоть до 65%, что выглядит нереальным;
б) нагружать бюджет вплоть до 10 трлн ₽ в сегодняшних деньгах. Понятно, что экономика вырастет, но цифры страшные;
в) давить на фонд оплаты труда, тем самым снижая уровень жизни всех работающих, что сомнительно;
г) увеличивать пенсионный возраст и далее;
д) стимулировать какой-то дикий демографический бум в ближайшем будущем (счёт идет на годы);
е) сильнейшими темпами наращивать реальные доходы населения, компенсируя 10-летнюю яму (но как?).
Так что я смотрю на всё это и с грустью записываю в свои долгосрочное финансовое планирование в графу «СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ» 0₽ 00 копеек.
Что делать и как мы до такого докатились?
Можно сколько угодно искать виноватых и предлагать утопию. Но лично я для себя сделал несколько критически важных выводов:
4. За меня либо так же будут платить молодые (и даже ещё больше чем мы), либо не будет платить никто. Так что я сам о себе забочусь.
5. Я формирую свои накопления самостоятельно. О чем и рассказываю здесь. Что делать лично вам? Я не знаю. Я не сраный коуч. Я просто делюсь своим опытом.
P.S.: накопительную замороженную свою я тоже считал. Там 750₽/месяц будет в сегодняшних деньгах. Буду покупать на них какую-нибудь подписку.
Пост из моего скромного Телеграм-канала, где я рассказываю о создании своего личного мини-пенсионного семейного фонда в условиях суровой российской реальности. Так что тег «Моё»
90% россиян не разбираются в пенсионной формуле
Менее 10% россиян разбираются в том, как формируется их будущая пенсия, и знают, что она делится на страховую и накопительную. При этом подавляющее большинство людей — 89% — так или иначе интересуются этой темой. Более половины граждан пытались разобраться в пенсионном вопросе, но заявили, что всё оказалось слишком сложно. Такие данные в ходе опроса (есть у «Известий») получили НПФ Сбербанка и портал «Рамблер». Эксперты не удивлены результатами. Они отметили, что пенсионная формула расчета выплат, которая действует с 2015 года, трудна для понимания. В Минтруде «Известиям» заявили, что рассчитать размер будущей пенсии можно на калькуляторе на сайте Пенсионного фонда России. До конца года его планируют усовершенствовать: добавить подсказки и автоматически «подтягивать» данные. А с 2022 года будет запущено проактивное информирование граждан 45 лет и старше о размере будущих выплат.
Россияне имеют смутное представление о том, как формируется их будущая пенсия. И хотя большинство опрошенных (89%) заявили, что интересуются этим вопросом, только 8% сообщили, что знают всё про накопительную и страховую части, пенсионные «баллы» (так для простоты принято называть индивидуальный пенсионный коэффициент, или ИПК) и прочие нюансы, выяснили НПФ Сбербанка и портал «Рамблер». В опросе приняли участие 3,3 тыс. человек по всей России.
Более половины (51%) респондентов признались, что пытались разобраться в этом вопросе, «но всё оказалось слишком сложно». Чуть менее трети (30%) респондентов рассказали, что слышали о пенсионных баллах и двух частях пенсии, но не поняли, как это работает. Возможно, именно поэтому 11% людей заявили, что вообще не интересуются этой темой.
Не лучше обстоят дела и с пониманием размера своей будущей пенсии. Четверть граждан, как показал опрос, и вовсе на задумываются об этом: 12% утверждают, что надеются только на себя, а 13% считают, что им рано размышлять о будущем заслуженном отдыхе.
Более трети опрошенных (37%) лишь примерно представляют размер выплат, а 17% ориентируются на опыт своих родителей или бабушек и дедушек. Каждый шестой россиянин (15%) хотя бы раз ради интереса рассчитывал размер будущей пенсии на калькуляторе ПФР, а 6% делают такие расчеты регулярно.
Впрочем, даже те, кто имеет хоть какое-то представление о размере будущих выплат, относятся к этому скептически. В ходе опроса 63% россиян признались, что пенсии их не устраивают. Только 3% респондентов считают, что смогут нормально прожить на такие деньги. Поэтому почти каждый пятый (19%) уже начал копить на свое будущее самостоятельно, еще 15% думают начать делать сбережения в ближайшее время.