когда в белоруссии выходят на пенсию

Таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Источник

Пенсионным возрастом юридически называется определяемое государством число лет, прожив которое граждане страны конституционно получают право на регулярные выплаты из бюджета республики, именующимися пенсионными пособиями.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

Важно знать, что дата обращения в регулирующее учреждение также определяет дату зачисления на обеспечение государством.

Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 —01.07 —55,501.07 —01.07 —5601.01 —01.07 —56,501.07 —01.07 —5701.01 —01.07 —57,501.07 — и младше01.07 —58

Таблица выхода на персию в РБ, мужчины

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 —01.07 —50,501.07 —01.07 —6101.01 —01.07 —61,501.07 —01.07 —6201.01 —01.07 —62,501.07 — и младше01.07 —63

Когда пора на пенсию?

Пенсионный возраст в мире

Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:

Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

Источник

Пенсия по возрасту: действия работодателя

При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.

Условия назначения пенсии по возрасту

Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :

1) достижение установленного пенсионного возраста;

2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:

страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;

Обратите внимание!
В трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается время нахождения в декретном отпуске в общей сложности не более :
— 9 лет — по 31.12.2020;
— 12 лет — с 01.01.2021.

Требования к возрасту и стажу работника для получения пенсии различаются в зависимости от следующих обстоятельств :

1) идет на пенсию мужчина или женщина. При этом величина страхового стажа одинаковая для работников обоих полов;

2) назначается пенсия:

— на общих основаниях ;

— за работу с особыми условиями труда ;

Год выхода на пенсию

Мужчины

Женщины

Минимальный страховой стаж (лет)

возраст (лет)

период рождения

трудовой стаж (лет)

возраст (лет)

период рождения

трудовой стаж (лет)

Право на пенсию при нехватке

Возраст

Трудовой стаж

Требуемый страховой стаж

Вид пенсии (примечание)

мужчина

женщина

мужчина

женщина

общеустановленный пенсионный — см. таблицу 1

менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1, но минимум 10 лет.

пенсия по возрасту на общих основаниях отдельным категориям граждан

из них 10 лет военной службы в ВС и иных воинских формированиях, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, органах госбезопасности и иных органах

пенсия по возрасту при неполном страховом стаже работы (вводится с 01.01.2021)

менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1

установленный страховой стаж – см. таблицу 1

пенсия по возрасту при неполном стаже работы

Несколько слов о размере пенсии

На заметку
Для определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.

Составление списка работников пенсионного возраста на будущий год

Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность :

административную — в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ;

материальную перед работником за причиненный ему ущерб в виде не полученной работником суммы пенсии по вине работодателя.

Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.

С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:

— общие сведения о работнике: Ф.И.О., дата рождения, должность (профессия) с указанием структурного подразделения;

— сведения, касающиеся назначения пенсии: вид пенсии, основание ее назначения, общий стаж работы, специальный стаж при его наличии.

Обратите внимание!
По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста :
— в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;
— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;
— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.

На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.

Процедура назначения пенсии

Как правило, к моменту получения от работника заявления документы для назначения пенсии уже собраны.

На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .

После поступления заявления работника работодатель должен пошагово выполнить следующие действия:

1) в течение 5 рабочих дней представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии) по работнику за текущий год в районный (городской) отдел ФСЗН ;

2) подготовить на основании собранных документов для назначения пенсии :

либо представление к назначению пенсии работника (далее — представление) по форме, после чего ознакомить с ним работника под подпись;

либо отказ в представлении. Отказ в представлении происходит обычно из-за того, что у работника не хватает трудового или страхового стажа для назначения пенсии. Работодатель обязан письменно сообщить работнику об отказе и его причинах.

Обратите внимание!
В заявлении работника и представлении работодателя нужно указывать, выходит ли работник на пенсию или продолжает работать . Это связано с установленными ограничениями размера исчисляемой пенсии в период работы пенсионера;

когда в белоруссии выходят на пенсию

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).

Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.

Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.

С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.

Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.

Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.

С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.

В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.

Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.

Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.

Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.

Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.

В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.

В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.

Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.

Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.

Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.

Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:

Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно. Однако, с 2017 года в Беларуси проведена пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста..

В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.

Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.

Старение населения стало реальностью для Республики.

По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.

Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.

Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.

С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …

Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждый год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (на 2021 год он составляет 18 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Источник

Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин и женщин

когда в белоруссии выходят на пенсию

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

ГодПенсионный возраст в Белоруссии для женщин, летПенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
201755,560,5
20185661
201956,561,5
20205762
202157,562,5
20225863

Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.

К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.

МВФ о пенсионной системе Белоруссии

Представители Международного валютного фонда (МВФ) высказали свое мнение по поводу возраста выхода на пенсию в Беларуси. Специалисты считают, что правительству не нужно останавливаться в 2022 году на проведенных изменениях, оптимальный пенсионный возраст для страны — 65 лет для всех граждан.

когда в белоруссии выходят на пенсию

В дополнении к повышению возраста выхода на пенсию в РБ предлагаются следующие меры:

МВФ имеет право диктовать свои требования, поскольку является основным кредитором Белоруссии. Условием выдачи займов является возможность влиять на внутреннюю политику государства.

Основными аргументами экспертов за реформирование является большое количество людей пенсионного возраста и недостаток трудоспособного населения. Критичным для экономики и пенсионного фонда является соотношение пенсионеров и работающих, это 1 к 1,5.

МВФ рекомендует рассмотреть руководству страны варианты снижения расходов бюджета на социальное обеспечение, которые составляют 35%.

Льготные категории

Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:

Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.

Трудовой стаж и социальная пенсия

Пенсионная реформа предполагает не только увеличение пенсионного возраста в Беларуси, но и изменение требований к минимальному стажу. В законе заложена программа его роста с 15 до 20 лет к 2025 году каждый год на полгода.

когда в белоруссии выходят на пенсию

Речь идет о страховом стаже, в который включаются следующие периоды жизни гражданина:

Учеба в высших учебных заведениях в расчетный стаж не включается. Установлен порог, после которого стаж перестает учитываться для расчета пенсии — 45 лет у мужчин, 40 у женщин.

Тем граждан, кто не успел отработать нужный стаж, положена выплата по старости — 25% от установленного прожиточного минимума.

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсииРазмер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы100
По инвалидности III группы50
Матерям-героиням100
По потере кормильца100
Детям-сиротам200
По выслуге лет100

Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.

Размер пенсии рассчитывается на основе зарплаты за последние 24 года, но не больше среднего значения, увеличенного в 4 раза. Средний размер пенсионных выплат составляет 438 белорусских рублей, это 13 724 российских рубля.

Таким образом, пенсионная сфера Белоруссии так же, как и российская, проходит этап реформирования. Главная причина этого — увеличение числа пенсионеров и снижение количества работающих граждан, что негативно сказывается на состоянии бюджета и социально-экономическом развитии страны. В РБ ситуация осложняется тем, что правительство вынуждено выполнять требования МВФ из-за задолженности перед ним. Международные эксперты дают понять, что действующего увеличения пенсионного возраста недостаточно, потребуются дальнейшие изменения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *