когда выходили на пенсию в советском союзе
Было и стало: как выходили на пенсию в СССР и будут выходить в России
Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. «За» проголосовали 328 депутатов, «против» – 104, один парламентарий воздержался. Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года. Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.
Дальневосточная объединенная редакция (ДОР) продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт СССР (реформа 1956 и 1964 гг.) и Российской Федерации после распада Советского Союза.
История развития пенсионного законодательства в СССР
В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.
Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.
Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.
Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве. Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения. Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», утвердивший индексацию пенсий.
Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика
История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.
Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.
В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.
В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает. В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов. Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы были «национализированы» государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.
По официальным данным Минэкономразвития России, численность населения трудоспособного возраста в стране на 2018 год составляет 82,2 млн человек. Но «трудоспособный» не означает «работающий». Эксперты отмечают, что россияне стали начинать карьеру гораздо позднее – в среднем, после 22 лет, когда, например, получено высшее образование. Как отметил в интервью «Известиям» ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Виктор Мау, «один из важных факторов в пользу повышения пенсионного возраста в России – сокращение периода трудовой жизни: когда вводился нынешний пенсионный возраст, большая часть населения начинала трудовую деятельность примерно на 10 лет раньше».
Пенсионная реформа соседних стран
В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.
Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.
До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.
В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.
Подготовка законопроекта ко второму чтению
Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.
— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».
Более поздний выход на пенсию позволяет отодвинуть появление у многих людей комплексов, связанных с приходом старости, считают психологи. «Удлинение пенсионного возраста дает людям старшего поколения более спокойно работать, хотя, чем больше пенсионеров работает, тем меньше мест для молодежи, и они стремятся вытеснить пожилых людей с рынка труда. С этим надо работать. На государственном уровне прорабатывать более активное, здоровое долголетие, также стоит создать психологическую службу для пожилых людей», — заявила РИА Новости доктор психологических наук Виктория Аршинова.
Также правительство готовит план защиты прав работающих граждан и законопроект о повышении пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до уровня прожиточного минимума. Не менее важно и то, что Госдума одновременно с пенсионным законопроектом ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Тем самым наша страна взяла на себя международные обязательства — обеспечить пенсии на уровне 40% утраченного заработка. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, «вопрос о ратификации Конвенции начал рассматриваться еще в 90-е годы, и, наконец, решение назрело».
Одобрив концепцию пенсионных изменений, парламентарии решили продлить общественное и экспертное обсуждение законопроекта на месяц от запланированных ранее сроков (до 24 сентября), чтобы провести «донастройку» в рамках подготовки ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию.
Дальневосточные парламентарии и профсоюзы предлагают учесть специфику региона и сохранить прежний возраст выхода на пенсию, а также вернуть дальневосточный коэффициент к пенсии дальневосточников.
— Я считаю, не нужно забывать опыт освоения Дальнего Востока в царские времена и во времена СССР, когда людей привлекали сюда льготами, — поделился с ДОР своим мнением председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин. — Может, стоит возраст для выхода на пенсию оставить прежний, а еще платить районный коэффициент 1,6, как во времена СССР? Тогда, глядишь, и молодые люди из западных регионов страны захотят переехать жить и работать на Дальний Восток, а это поможет государству реализовать демографическую программу в регионе.
Напомним, проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» направлен на обеспечение устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Он предполагает увеличение «базового» возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет. Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года.
По состоянию на 1 января 2018 года в Приморье получают пенсию 561 230 пенсионеров, из них 494 481 — получатели страховой пенсии. Средний размер страховой пенсии по старости – 14 063,62 рубля (по государственному пенсионному обеспечению — 9 026,69 рублей).
Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)
Пенсии в СССР: кому, сколько, с какого времени
Начнем с истоков. Тем более что некоторые «знатоки» берутся утверждать: в 1917 году большевики сломали и отменили прекрасную пенсионную систему, якобы существовавшую в Российской империи. Да, в царской России по состоянию на 1914 год имелись определенные категории граждан, которые могли рассчитывать на обеспеченную государством старость, причем даже не при достижении определенного возраста, а при наборе нужного трудового стажа. Однако что это были за категории? Чиновники, офицеры, жандармы – в первую очередь служилый люд. Также пенсию могли заработать учителя, врачи, инженеры и даже рабочие, но исключительно трудившиеся на государственных (казенных) предприятиях и в учреждениях. Всем остальным – как пролетариям, вкалывавших на частника, так и крестьянам (составлявшим до 90% населения страны), не полагалось ничего.
С приходом к власти большевиков все царские выплаты и вправду были упразднены. Понятно, что молодая Страна Советов, едва выкарабкавшаяся из разрушительной Гражданской войны, голодовок и эпидемий, достаточными средствами для создания всеобъемлющей системы социального обеспечения не располагала. Тем не менее, первые шаги в этом направлении стали делаться еще по инициативе Ленина. В 1918 году появились пенсии для бойцов Красной Армии, оставшихся инвалидами, в 1923 их стали получать партийцы с особенно большим стажем и заслугами. У большинства этих людей за спиной были годы тюремных и каторжных отсидок, та же Гражданская… Да и не заживались они на свете – средняя продолжительность жизни мужчин в СССР тогда составляла лет 40-45.
К огромному сожалению, чрезвычайно живуч и распространен миф о том, что пенсии советским людям дал Хрущев. Нет. Первое «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» было принято в стране в 1930 году, то есть при товарище Сталине. Да, выплаты были невелики и давались далеко не всем: изначально их получали бывшие работники ключевых отраслей промышленности: горнорудной, электрической, транспортники. Впоследствии, к 1937 году, пенсионная система была распространена на всех рабочих и служащих. Также, что весьма важно, в 1932 году был установлен единый возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 для женщин. На тот момент это была самая низкая пенсионная планка в мире. В остальных странах пенсию по старости выплачивали людям, достигшим более преклонных лет – если вообще платили.
Сталина обычно ругают за две вещи: слишком низкие суммы социальных выплат (мол, студент получал 130 рублей стипендии, а инвалид 1 группы – всего 65) и за то, что он не позаботился о пенсиях для селян. Внесем ясность: в то время обеспечивать старость своих утративших способность трудиться членов колхозы и сельскохозяйственные артели были обязаны. Но самостоятельно, из собственных фондов, сами устанавливая и размер содержания, и возраст, с которого оно начинало выплачиваться (или выдаваться в натуральном виде). Таким образом стимулировались две вещи: стремление тружеников села к повышению эффективности труда (чтобы старики не голодали) и переход определенной их части на работу в промышленность, остро нуждавшуюся в кадрах. Что до размеров стипендий, то стремительно развивавшейся стране до зарезу нужны были грамотные люди. Отсюда и перекос в пользу студентов и учащихся.
Пенсии колхозникам якобы дал Никита Хрущев. Тут тоже не все так просто и однозначно. Да, закон СССР «О государственных пенсиях» был принят 14 июля 1956 года, то есть в его времена. Однако, что касается тружеников села… Им Никита Сергеевич со свойственной ему «щедростью» отмерил … по 12 рублей каждому, совершенно вне зависимости от трудового стажа и достижений! Вот уж осчастливил так осчастливил. И при этом, не будем забывать, Хрущев фактически лишил тех же селян подсобных хозяйств, за счет которых большинство стариков в деревнях и выживало.
Как бы там ни было, с 1956 года право на государственную пенсию имели все граждане СССР, даже и не наработавшие положенного стажа. Правда, им полагалось минимальное пособие в 35 рублей. Остальные, доработавшие до положенного срока (он остался таким же) и имевшие достаточный стаж (20 лет — женщины, 25 — мужчины) могли рассчитывать на сумму в половину собственной зарплаты за любую трудовую «пятилетку» или последние два года. Но опять-таки не более 120 рублей в месяц. Максимальными были так называемые персональные пенсии, впрочем, и их размер не мог превышать 300 рублей.
Теперь о самом интересном. Никакого Пенсионного фонда в СССР не существовало. Вообще. Денежные средства перечислялись предприятиями и организациями напрямую в государственный бюджет, откуда потом они и выплачивались пенсионерам. Причем эти взносы не вычитались из заработной платы сотрудников, а платились непосредственно из фондов предприятия или организации – в соответствии с количеством трудящихся. В социалистическом государстве всяческие посреднические организации вроде ПФ были попросту никому не нужны, оно само обеспечивало старость собственных граждан.
Были ли советские пенсии маленькими или достаточными для нормальной жизни? Это тема для отдельной и непростой дискуссии. Каждый, кто жил в то время, может попросту обратиться к собственному опыту и тому, что видел и слышал сам. Лично я в своих советских детстве и юности просивших милостыню стариков как-то не припоминаю.
Пенсионный возраст накануне перемен. Часть 4
Госпенсии по старости назначались, но сначала не всем
Конституционные права граждан на пенсионное обеспечение в старости вводились исходя из возможностей и ресурсов социалистической экономики. Как уже отмечалось, первоначально пенсионная система строилась на классовых подходах. Так, в 1937 году пенсию по старости получали около 200 тыс. рабочих и служащих, что составляло менее 1% от общей численности граждан, достигших пенсионного возраста. Спустя 2 года пенсионеров по старости и инвалидности в стране насчитывалось уже 1,8 млн. человек, или примерно 7% от общей численности населения старших возрастов. Медленно, но неуклонно количество получателей пенсий по старости год от года возрастало. В значительной степени на этот процесс повлиял принятый в 1956 году новый пенсионный закон. Общее число пенсионеров в 1957 году составило 18 млн. человек, в 1970 году – уже 40 млн. человек, а в 1977 году было 46 млн. получателей госпенсии в СССР.
При этом значительный прирост пенсионеров по старости произошел после июля 1964 года за счет массового назначения пенсий колхозникам. Постановлением Совмина СССР с 1969 года было разрешено выплачивать пенсию в полном размере, независимо от заработка, пенсионерам, работавшим с согласия колхозов в свободное от сельхозработ время в качестве рабочих и мастеров на предприятиях местной промышленности союзных республик. С середины 1970-х годов были введены льготные пенсионные условия для механизаторов-женщин. Пенсионный возраст для них был снижен до 50 лет при сохранении требований к трудовому стажу.
В рамках единой государственной пенсионной системы выплаты колхозникам периодически повышались. Но делалось это с некоторой задержкой по времени и общий размер колхозной пенсии по-прежнему примерно в 2 раза был меньше, чем у рабочих и служащих. Например, после очередного повышения в 1971 году минимальный размер пенсии по старости у колхозников составил 20 руб., а у рабочих и служащих – в среднем 45 руб. в месяц. Спустя 10 лет эти пропорции практически не изменились. Пенсия по старости составила 28 руб. и 50 руб. в месяц соответственно. А с 1971 года пенсия колхознику назначалась в полном размере при условии отсутствия приусадебного участка вообще либо, в случае наличия такового, если его размеры не превышали 0,15 га (15 соток). Если эти условия не соблюдались, то размер пенсии на 15% уменьшался. Это правило распространялось и на все пенсионные надбавки и доплаты.
Прогрессивные для своего времени пенсионные условия в СССР позволили в 1980-х годах выплачивать пенсии в среднем в размере 60% от заработной платы, а в отдельных случаях даже выше. При этом работники с минимальной зарплатой получали 85% в качестве пенсионной выплаты. В выигрыше оказывались пенсионеры по старости из числа льготников. Со временем в эту категорию стали попадать работники, чей труд явно не был опасен для здоровья. Например, был снижен возраст по старости на 5 лет мужчинам и женщинам (при стаже 25 лет и 20 лет соответственно), работавшим в финансово-кредитных учреждениях минфина СССР, а также в центральных аппаратах угольной промышленности, черной и цветной металлургии.
Постепенно пенсионные правила все больше нормировали назначение пенсий по старости на уравнительных началах. Например, с 1962 года, как отмечает В. Роик, был установлен следующий порядок назначения этого вида пенсий (см. табл.).
Под коэффициентом замещения понимается размер пенсии по старости в процентном отношении к прежде получаемой зарплате. Для сравнения, чтобы понять на каком уровне находится современная пенсионная система РФ: в качестве перспективной задачи намечено через несколько лет достичь 40% уровня замещения утраченного заработка. Эта норма была введена Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году, но нашей страной эта конвенция до сих пор не ратифицирована. Правительство РФ 16 июня этого года приняло постановление о подготовке законопроекта о ратификации. Однако надо иметь в виду, что МОТ в 1967 году приняла еще два документа, которые увеличили до 55% коэффициент замещения. Возможно, позже Россия ратифицирует и эти нормативные документы МОТ.
Жизнь пенсионеров между юбилеями
В период 1959—1989 гг. численность населения СССР увеличилась почти на 80 млн. человек. Иначе говоря, ежегодный средний прирост численности населения составлял около 2,7 млн. человек.
Повышалась и продолжительность жизни. Так, в статистическом сборнике «Страна Советов за 50 лет» приведены данные о том, что средняя продолжительность жизни в СССР в 1965-1966 годах составила 70 лет. Более того, лица, достигшие возраста 60 лет в среднем жили еще 14 лет. Эти показатели были сопоставимы с продолжительностью жизни в таких странах, как Швеция, Норвегия и Нидерланды. Там в то время доживали до 73 лет. Однако в целом советская статистика средней продолжительности жизни в 1970-е – 1980-е годы имела показатели в пределах примерно от 68 до около 70 лет. При этом надо учесть, что это был период, благополучный с точки зрения состояния медицины и «сытый» по обеспеченности продовольствием.
Пенсионные расходы СССР осуществлялись за счет фондов общественного потребления: в 1975 г. они составили 24,4 млрд. руб., а в 1985 г. выросли на 20 млрд. и составили 44,9 млрд. рублей. Рост расходов на пенсии был обусловлен увеличением численности пенсионеров по возрасту (старости): 1975 г. – более 29 млн. человек, 1980 г. – 34 млн., 1985 г. – более 39 млн. человек. В 1988 году из примерно 58,6 млн. пенсионеров в СССР около 43,2 млн. были пенсионерами по возрасту (старости). Иными словами, в этот период времени ежегодно прибавлялось примерно по 1 млн. пенсионеров по возрасту.
В период с 1970-х по 1980-е годы, часто называемых периодом застоя, советская система пенсионного обеспечения и социальной помощи работала без сбоев. Кстати, именно в это время пенсии по старости стали называть пенсиями по возрасту. На наш взгляд, такое название больше соответствует содержанию этого понятия. К тому же возрастная группа старости постоянно изменяется. Поэтому далее оба эти понятия будем указывать как синонимы.
Периодически повышались пенсии, вводились дополнительные льготы пенсионерам. Обычно это делалось в канун октябрьских круглых дат и юбилеев Победы. Безусловно, в первую очередь и вполне заслуженно чествовали инвалидов и ветеранов войны. Позже в ветеранскую категорию включили партизан, участников боевых действий и тружеников тыла. Затем список расширился за счет бывших несовершеннолетних узников немецких концлагерей. В перечень льготников включили членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов войны. Льготная категория тружеников тыла была ограничена после включения в их число граждан до 1931 года рождения. Эти люди, будучи детьми военного времени (до 14 лет включительно), посильно участвовали в уборке урожая в селе, помогали в госпиталях, на заводах и фабриках.
Одновременно повышалась и пенсия по возрасту. Пенсионеры из числа рабочих и служащих получали: в 1975 г. – 62,7 руб., в 1980 г. – 71,6 руб. и в 1985 г. 87,2 рубля в месяц. Хотя и с отставанием, подрастала пенсия и на селе, постепенно снижая пенсионный разрыв между городом и деревней. В те же годы сельские пенсионеры по старости получали 25,1 руб., 35,2 руб. и 47,2 рубля соответственно.
Что же мог купить пенсионер по возрасту в 1985 году, если его пенсия в городе в среднем была 87,2 рубля, а на селе – 47,2 рубля? Продукты были в основном доступны по цене (за кг): мясо – 1 руб. 89 коп., колбаса – 2 руб. 69 коп., рыба – 77 коп., масло животное – 3 руб. 42 коп., сахар — 86 коп., хлеб – 27 коп. Промтовары были в разных ценовых диапазонах: ситец (1 м) стоил 1 руб. 38 коп., шерстяная ткань – 13 руб. 56 коп., зимнее мужское пальто – 140 руб. 70 коп., а женское – 208 руб. 28 коп. А вот на цветной телевизор пенсионеру надо было накопить 643 руб. 99 коп., холодильник стоил почти в 2 раза дешевле – 288 руб. 11 коп. Стиральная машина за 94 руб. 61 коп. и пылесос за 41 руб. 75 коп. были более доступны по цене. Однако сельские пенсионеры гораздо реже могли себе позволить такие дорогие покупки.
Как видим, если в 1975 году разница в пенсиях между рабочими и колхозниками была почти в 2,5 раза, то в спустя 10 лет она отличалась в 1,8 раза. При этом надо иметь в виду, что пенсию по возрасту в размере до 80 рублей получали 41,5% рабочих и служащих, а среди пенсионеров-колхозников 92,8% относилось к этой категории. Однако, дело шло к постепенному выравниванию пенсионных выплат в городе и в селе. С 1 октября 1989 года минимальный размер пенсии по старости был повышен до 70 рублей. Тогда же было принято решение о выплате пенсий колхозникам по закону о госпенсиях на тех же условиях, что и рабочим.
По состоянию на апрель 1987 год 57% пенсионеров по возрасту из рабочих и служащих, а также 64 % пенсионеров-колхозников имели денежные сбережения на поддержание достойного уровня жизни после выхода на пенсию. Пенсии на жизнь не всегда хватало. Пенсионеры по старости, сохранившие трудоспособность, вынуждены были трудиться. Так, в РСФСР в 1971-1973 годах работал каждый пятый пенсионер по старости.
Размышления о повышении пенсионного возраста в СССР
Изменение пенсионного возраста во все времена считалось сложной государственной задачей, поскольку требовало комплексного решения с учетом социально-экономических реалий. Да и само понятие «пенсионный возраст» предполагало дискуссионное обсуждение и всестороннее рассмотрение профессиональными сообществами в разных отраслях деятельности человека. На наш взгляд, требовалось научное обоснование необходимости изменений и пределов возрастных параметров для будущих пенсионеров. Как сегодня представляется, каждый должен был заниматься своим делом. Медики должны изучать биологические и медико-социальные вопросы старости, возрастного состояния здоровья, включая возраст сохранения необходимой трудоспособности. Экономисты — определять производительность труда и границы трудовой активности старших возрастных групп работников. Психологи — выявлять психофизиологические возможности и ограничения для конкретных должностей и профессий, а также причины и последствия возрастных и профессиональных деформаций личности работников предпенсионного и пенсионного возраста. Участвовать в этой работе должны были и другие специалисты: демографы, социологи, социальные работники и иные заинтересованные лица. И лишь после всестороннего изучения должны были формулироваться юридические нормы и границы пенсионного возраста. Затем начиналась работа финансистов по расчету всех денежных параметров по подготовленному законопроекту. Безусловно, во всех случаях нужна была широкая разъяснительная работа с населением и учет конструктивных предложений граждан и общественных организаций. Примерно все это в той или иной степени, но в какой-то иной последовательности делается в современной ситуации в связи с предложенным правительством повышением пенсионного возраста.
Бюджетные расходы на соцобеспечение в СССР росли из года в год. Например, только в период с 1968 по 1978 годы объемы средств на выплаты пенсий работающим пенсионерам значительно выросли. Тогда же впервые заговорили о возможности повышения пенсионного возраста, поскольку свыше 50% пенсионеров по старости продолжали трудиться. Это позволило предположить, что фактические границы трудоспособности человека лежат за пределами законодательно установленных возрастов выхода на пенсию для мужчин и женщин.
В конце 1980-х годов приступили к обсуждению варианта увеличения возраста выхода на пенсию для мужчин – до 65 лет, для женщин – до 57-58 лет. Обосновывалось это, как пишет Г. Дегтярев, «ростом продолжительности жизни, улучшением условий труда, производственной инфраструктуры, положительно влияющих на трудоспособность». Однако правительство СССР сочло, что для этого еще не созданы необходимые условия. Хотя условия в ту пору были неплохие, в том числе и по медицинским показателям. Например, в каждом селе в советское время был фельдшерский пункт, а практически на всех предприятиях были оборудованы медицинские кабинеты, которые осуществляли профилактическую работу и оказывали первую помощь на местах. Особенно важно это было для работников старших возрастов. Медицинские исследования последних лет показывают, что в возрасте 50—59 лет у 36% населения регистрируется 2-3 заболевания, в возрасте 60—69 лет у 40,2% обнаруживается 4-5 заболеваний, имеющих хронический характер и плохо поддающихся лечению. Надо также учитывать, что с возрастом заболеваемость увеличивается. Например, в возрасте 60 лет и старше она примерно в 2 раза выше, чем у людей в возрасте до 40 лет.
Разрушение советской пенсионной системы
В конце 1980-х годов стало укрепляться понимание того, что проводимая в стране перестройка одновременно во всех сферах внутриполитической и социально-экономической жизни ведет к катастрофе. Разрушительные процессы все в большей степени влияли на падение жизненного уровня населения. Самыми социально незащищенными оказались нетрудоспособные пенсионеры, инвалиды и дети.
В начале 1990 года, т. е. еще во времена СССР, был подготовлен законопроект о пенсионной реформе. В нем отмечалось, что многие положения пенсионного законодательства устарели и отстали от реальной жизни. Инфляция обесценила деньги. Снизился коэффициент замещения — средняя пенсия упала с 62% до 46% от средней зарплаты. Предлагалось ввести социальные пенсии для тех граждан, которые в силу разных причин и жизненных ситуаций не смогли накопить установленный трудовой стаж и обеспечить себя трудовой пенсией по старости.
Рассматривались меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию. Для этого предлагалось начислять по 1% прибавки к пенсии за каждый год стажа сверх нормы, но всего не более 75% от прежнего заработка. При этом авторы пенсионного проекта рассчитывали, что в результате продления периода трудовой активности граждан этих возрастных категорий средняя трудовая пенсия по стране вырастет примерно на 40%. Размер минимальной пенсии предлагалось уравнять с минимумом зарплаты и начислять ее не ниже уровня в 70 рублей. Однако реально почти треть ранее назначенных пенсий была ниже 70 рублей. Проектом совершенно не учитывался и тот факт, что потребительский бюджет тех лет стал в 4 раза выше и составлял примерно 280 рублей.
На основе расчетных показателей предполагалось обеспечить индивидуальную прибавку к трудовой пенсии в размере от 5 до 40 рублей. Однако такая прибавка в среднем давала лишь около 12 рублей. Да и рассчитывать на нее мог лишь малый процент от общего числа пенсионеров.
Предлагался и пробный вариант пенсионного накопления. В частности, предусматривалась возможность добровольного пенсионного страхования работника за свой счет. Однако из 140 млн. работающих участие в эксперименте приняли всего лишь 350 тыс. человек. Попытка переложить бюджетные провалы в государственном пенсионном обеспечении на плечи работников показала полную несостоятельность кабинетных теоретиков.
Сохранялись ограничения на выплату пенсий работающим пенсионерам. Полностью пенсию и зарплату выплачивали только работающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, врачам и учителям, работающим в селе, а также отставным военным, работающим учителями по начальной военной подготовке (НВП) в школах.
Пенсионный крах стал неизбежен
Ситуация в стране приближалась к катастрофической отметке. Власть активно искала новые варианты стабилизации социально-экономического падения и снижения покупательной способности пенсий. В середине августа 1990 года было принято совместное постановление Совмина СССР и ВЦСПС «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». Этот документ предписывал к 1 января 1991 года создать Фонд социального страхования СССР, в который перечислять 14% всех поступающих соцвзносов. В середине августа того же года был создан Пенсионный фонд СССР.
В 1990 году был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Он ввел много новшеств, которые на практике не получили применения. Было установлено пенсии по старости именовать пенсиями по возрасту. Размер такой пенсии назначался из расчета 55% заработка. За каждый год сверх установленного стажа (25 лет мужчины и 30 лет женщины) добавлялся 1% от заработка. Возраст выхода на пенсию остался прежним. Минимальный размер пенсии и зарплаты уравняли. Право на трудовую пенсию получили при условии уплаты страховых взносов занятые индивидуальной трудовой деятельностью и священнослужители. Закон подтвердил и уточнил порядок добровольного страхования дополнительных пенсий, введенных ранее.
Союзные республики получили права на снижение возраста выхода на пенсию, введение пенсионных надбавок и льгот. Более того, трудовые коллективы также получили права на выплату пенсионных надбавок за стаж и трудовое участие, доплату работающим пенсионерам и введение досрочных пенсий за вредные условия труда. Было немало и других новшеств, однако этот закон утратил силу с 1 марта 1991 года на основании постановления Верховного Совета РФ от 20 ноября 1990 года.
К весне 1991 года ситуация в стране стала практически неконтролируемой в результате несогласованных с союзными органами действий республиканских и местных органов власти. Спешно принимаемые меры по компенсации потерь населения ввиду резкого повышения рыночных цен и растущей инфляции результата не давали. Вместе со всеми гражданами на глазах нищали пенсионеры.
Совмин, переименованный в Кабинет министров СССР, в середине мая 1991 года принял постановление о дополнительных мерах соцзащиты населения в связи с «реформой розничных цен». Но эти меры касались в основном шахтеров и горняков, которые касками стучали на «горбатом мосту» около здания ВС СССР. Правда, был там пункт и о будущих пенсионерах. Предлагалось организовать индивидуальный учет обязательных страховых взносов от работающих граждан в пенсионный фонд, чтобы потом увеличить им размеры пенсий за счет внесенных средств.
В порядке компенсации роста цен неработающим пенсионерам по возрасту прибавили по 65 обесцененных инфляцией рублей.
Рыночные цены плохо «подчинялись» постановлениям и решениям. Не помог и указ президента СССР М. Горбачева от мая 1991 года «О минимальном потребительском бюджете». Позже это стало «потребительской корзиной». Предписывалось ежегодно пересматривать ее стоимость, а раз в 5 лет – ее состав. Летом того же года появился закон о защите потребителей, а Верховный Совет СССР ввел в действие основы законодательства об индексации доходов населения. Но все эти меры были запоздалыми…
Так печально завершился советский этап государственного пенсионного страхования и обеспечения. Вместе с великой державой разрушилась и десятилетиями успешно работавшая пенсионная система.