когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Все, что нужно знать о жилищной субсидии военнослужащим в 2021 году: условия, сумма, процедура

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Субсидия на приобретение жилья

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ. То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека. Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил № 76:

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).

Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.

Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи. Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Источник

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

— Расчет жилищной субсидии (калькулятор) : Тыц
— Памятка выпускнику высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Тыц
— Истребование Жилищной субсидии в судебном порядке: Тыц
— Примерный образец заявления о перечислении жилищной субсидии Тыц
— Вариант доверенности от членов семьи: Тыц

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Приказ Минстроя России от 24.12.2020 N 852/пр
«О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2021 года»
Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2020 N 61878.

Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года установлен в размере 49 173 рублей

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Знак писал(а): Приказ Минстроя России от 24.12.2020 N 852/пр
«О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2021 года»
Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2020 N 61878.

Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года установлен в размере 49 173 рублей

Источник

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

— Расчет жилищной субсидии (калькулятор) : Тыц
— Памятка выпускнику высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Тыц
— Истребование Жилищной субсидии в судебном порядке: Тыц
— Примерный образец заявления о перечислении жилищной субсидии Тыц
— Вариант доверенности от членов семьи: Тыц

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Здравствуйте коллеги и не очень. Может подскажите юриста или сами тут с усами.
Ситуация вроде простая и обыденная, но..
1. Года два назад встал в очередь на субсидию. Один
2. Год назад женился, родился ребенок.
теперь надо менять пакет документов для субсидии и тут нюансы.
1. у жены квартира в ипотеке, ипотека еще не погашена. площадь 38м
приобретена ею еще до брака со мной.

Получается что 18*2 =36. То есть жильем жена и ребенок обеспечены и мне даже 2 метра останется.
Как это обойти?
В договор найма служ. жилья жена пока она не включена, сейчас требуют менять договор по срокам. Включение или не включение что то даст?

не претендую на получение субсидии на жену. Но получить на двоих с ребенком хотелось бы.
1. Развод что то решит? ухудшение и ждать 5 лет?
2. Срочно гасить ипотеку, продавать и снова 5 лет ждать?
3. Брачный договор в котором прописано что никто кроме нее (жены) на эту квартиру права не имеет, что то поменяет?

Живём в служебном жилье, по месту службы.
Квартира жены в том же городе.
Ребёнок прописан как и я в служебке.
В квартире жены не жил и прописан не был. Она прописана там.

Заранее всем спасибо, кто хоть чем то поможет или ткнет в место где это расписано.

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Отправлено спустя 4 минуты 41 секунду:

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Здравствуйте коллеги и не очень. Может подскажите юриста или сами тут с усами.
Ситуация вроде простая и обыденная, но..
1. Года два назад встал в очередь на субсидию. Один
2. Год назад женился, родился ребенок.
теперь надо менять пакет документов для субсидии и тут нюансы.
1. у жены квартира в ипотеке, ипотека еще не погашена. площадь 38м
приобретена ею еще до брака со мной.

Получается что 18*2 =36. То есть жильем жена и ребенок обеспечены и мне даже 2 метра останется.
Как это обойти?
В договор найма служ. жилья жена пока она не включена, сейчас требуют менять договор по срокам. Включение или не включение что то даст?

не претендую на получение субсидии на жену. Но получить на двоих с ребенком хотелось бы.
1. Развод что то решит? ухудшение и ждать 5 лет?
2. Срочно гасить ипотеку, продавать и снова 5 лет ждать?
3. Брачный договор в котором прописано что никто кроме нее (жены) на эту квартиру права не имеет, что то поменяет?

Живём в служебном жилье, по месту службы.
Квартира жены в том же городе.
Ребёнок прописан как и я в служебке.
В квартире жены не жил и прописан не был. Она прописана там.

Заранее всем спасибо, кто хоть чем то поможет или ткнет в место где это расписано.

Источник

Комитет ГД по обороне утвердил заключение по бюджету на 2022-2024 гг.

Состоялось заседание Комитета Государственной Думы по обороне, по итогам которого Комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении законопроект о федеральном бюджете 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.

Как заявил председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов, в ближайшее время Государственной Думе предстоит рассмотреть главный финансовый документ страны – федеральный бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг., цель которого сбалансированность и эффективность.

Андрей Картаполов: «Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. Это – гарантия безопасности нашего государства. Мы утвердили на заседании Комитета заключение на бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. Разделом «Национальная оборона» предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2022 году составят 3 510 419,6 млн. рублей, в 2023 году – 3 557 223,3 млн. рублей и в 2024 году – 3 811 777,5 млн. рублей. При этом доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2022 и 2023 годах по сравнению с 2021 годом (14,4%) увеличится и составит в 2022 году – 14,8%, в 2023 году – 14,5% и 15,2% в 2024 году.

При этом на ядерно-оружейный комплекс предусмотрено на 2022–2023 гг. порядка 49 млрд.руб. ежегодно (увеличение на 7,1%, на 6% по сравнению с ранее утвержденными объемами ФЗ №385-ФЗ), на 2024 г.- около 56 млрд.руб. (увеличение на 14 % относительно 2023 г.).

На Государственную программу РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» в части «Национальной обороны» бюджетом на 2022-2024 гг. предусмотрено по 6 млрд.руб. ежегодно.

На Федеральный проект «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» в части «Национальной обороны» бюджетом на 2022-2024 гг. предусмотрено порядка 5 млрд.руб. ежегодно.

Наряду с общими подходами к формированию законопроекта на изменение расходов по разделу «Национальная оборона» (в 2022-2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло увеличение бюджетных ассигнований:

на увеличение численности офицеров и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в 2022 году на 28 443,0 млн. рублей, в 2023 году на 44 405,7 млн. рублей, в 2024 году на 1 794,3 млн. рублей и другое.

Анализ структуры расходов раздела «Национальная оборона» проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорций в расходах по подразделам».

Глава Комитета отметил, что основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации». Открытая его часть предусматривает в 2022 году в сумме 1 067,3 млрд. рублей, в 2023 году в сумме 1 110,6 млрд. рублей и 1 143,7 млрд. рублей в 2024 году.

Он также обратил внимание на то, что законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября на прогнозный уровень инфляции оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2022 году на 4,0%, в 2023 году на 4,0% и в 2024 году на 4,0%. Комитет по обороне поддерживает данное решение Правительства Российской Федерации.

Кроме того, он добавил, что законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих в связи с полным восстановлением указанных бюджетных ассигнований, а также ростом численности участников накопительно-ипотечной системы в 2022 году на 19 377,8 млн. рублей, в 2023 году на 25 775,6 млн. рублей.

Председатель Комитета по обороне рассказал, что законопроектом предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе:

на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 210,3 млн. рублей, в 2023-2024 годах в объеме 1 082,0 млн. рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом № 385-ФЗ;

на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 2 000,0 млн. рублей, в 2023-2024 годах в объеме 1 800,0 млн. рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом № 385-ФЗ;

на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 984,1 млн. рублей. Бюджетные ассигнования Законом № 385-ФЗ не были предусмотрены;

на осуществление первичного воинского учета органами местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 3 319,9 млн. рублей, в 2023 году в объеме 3 431,0 млн. рублей, в 2024 году в объеме 3 550,7 млн. рублей. За счет субвенций планируется осуществить финансирование переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Более того, законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в 2022 году на 427 209,4 млн. рублей, в 2023 году на 529 125,4 млн. рублей и в 2024 году на 57 995,0 млн. рублей.

Источник

Когда выплатят субсидии военнослужащим 2021 на 2 полугодие

Утверждена на заседании президиума

Ленинградского окружного военного суда

от 1 февраля 2019 г.

об обобщении практики Ленинградского окружного военного суда и

подведомственных ему гарнизонных военных судов по вопросам, возникающим при применении норм КАС РФ и ГПК РФ, регулирующим порядок отказа в принятии, возвращении, оставлении исков без движения.

Важнейшей составляющей концепции развития процессуального законодательства является разрешение проблемы граждан на доступ к правосудию, справедливого судебного разбирательства, открытости правосудия, упрощения судебных процедур, совершенствования системы обжалования судебных постановлений, исполнения судебных решений, развития примирительных процедур.

Доступность к правосудию обеспечивается путем гарантированной законом возможности для заинтересованных лиц инициировать судебный процесс (статьи 131, 132 ГПК РФ; статьи 124, 125 КАС РФ) и получить судебную защиту посредством вынесения законного и обоснованного судебного акта (статья 195 ГПК РФ; статья 176 КАС РФ).

За анализируемый период судьями гарнизонных военных судов в основном соблюдались требования процессуального закона при принятии исков к производству.

Однако в отдельных случаях судьи при осуществлении прав граждан на доступ к правосудию не всегда выносили законные и обоснованные судебные акты.

Так, Ленинградским окружным военным судом за анализируемый период в апелляционном порядке было рассмотрено 37 материалов по частным жалобам истцов на определения судей гарнизонных военных судов об отказе в принятии иска (статья 134 ГПК РФ; статья 128 КАС РФ), о возвращении иска (статья 135 ГПК РФ; статья 129 КАС РФ) об оставлении иска без движения (статья 136 ГПК РФ; статья 130 КАС РФ), из них 5 определений было отменено.

Поэтому необходимо обратить внимание на существо допущенных судьями ошибок на стадии принятия исков к производству суда (статья 133 ГПК РФ; статья 127 КАС РФ), выявленных, в том числе, и в ходе осуществления окружным военным судом проверок деятельности гарнизонных военных судов.

Отказ в принятии искового заявления (административного искового заявления).

На стадии принятия исковых заявлений к производству суда судами не всегда правильно уяснялся предмет спорных правоотношений, что по ряду дел повлекло принятие ошибочных судебных постановлений.

Определением судьи Выборгского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2017 г. отказано в принятии административного искового заявления П. об оспаривании действий руководителя Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека), связанных с неполным начислением денежных средств на его именной накопительный счет.

Судья пришел к выводу о том, что требования П. вытекают из спора о вещном праве, а поэтому должны рассматриваться по правилам искового производства. Одновременно судья в определении разъяснил, что в соответствии со статьей 28 ГПК РФ Пахомову необходимо обратиться в суд по месту нахождения Росвоенипотеки.

Суд апелляционной инстанции определение судьи отменил и направил административное исковое заявление П. в тот же суд для решения вопроса о принятии его к производству, указав в апелляционном определении следующее.

Вопреки указанию в определении судьи, требования П. не относятся к вещному праву, т.е. праву владения, пользования и распоряжения имуществом (денежными средствами).

В силу статьи 218 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», указанные требования непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, а поэтому они должны рассматриваться в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Указанное определение судья мотивировал тем, что, поскольку С. в своем исковом заявлении сослался на статьи 249, 254, 255, 258 ГПК РФ, то оно считается поданным в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с главой 25 подраздела III ГПК РФ.

Между тем с 15 сентября 2015 г. подраздел III ГПК РФ о производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений (главы 23, 24 и 25), утратил силу, и с этой же даты вступил в силу КАС РФ.

Таким образом, исковое заявление, вытекающее из публичных правоотношений, не считается поданным в порядке гражданского судопроизводства. При этом в силу статьи 1 КАС РФ и пунктов 1 – 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 38 вид судопроизводства определяется не указанием в заявлении тех или иных норм процессуального закона, а характером правоотношений, вытекающих из существа заявленных требований.

Поэтому отказ в принятии искового заявления С. представляется неправильным.

Судам следует подходить к оценке содержания поданных исков не формально, а исходя из тех правоотношений, которые фактически оспариваются военнослужащими. Так, если исковое заявление отвечает всем требованиям, предъявляемым статьями 125 и 126 КАС РФ к административным искам, однако в его наименовании отсутствует слово «административный», данное формальное нарушение не является основанием для отказа в принятии его к производству суда.

Суд вправе принять такой иск к своему производству в соответствии с положениями КАС РФ, о чем указать в соответствующем определении. При несогласии стороны с видом судопроизводства, в котором рассмотрен иск, доводы относительно этого могут быть включены в апелляционную жалобу на принятое по делу решение, что препятствием для разрешения дела судом первой инстанции не является.

В случае, если в поданном административном исковом заявлении одновременно содержатся требования искового характера (о компенсации морального вреда, возмещении убытков и т.д.), они подлежат принятию к производству суда и совместному рассмотрению в административном судопроизводстве. Разделять такие требования либо предлагать административному истцу обратиться с имущественными требованиями в порядке гражданского судопроизводства, а с возникающими из публичных правоотношений – в порядке административного судопроизводства, представляется нецелесообразным.

Решением суда от 12 июля 2018 года в удовлетворении требований о взыскании с ответчика убытков истцу было отказано. В то же время суд в отдельном определении предложил ему обратиться с требованиями, касающимися нарушения права на получение компенсационной выплаты, в порядке административного судопроизводства.

В результате, судом производное требование рассмотрено по существу до разрешения основного требования, по которому решение принято не было. Причем, отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков был мотивирован судом как раз отсутствием решения о признании незаконным действия командования по реализации права И. на получение компенсации.

Представляется, что оба заявленных И. требования подлежали рассмотрению в одном деле, поскольку были взаимосвязаны между собой, так как основаны на нарушении одного и того же права.

Возвращение иска (административного иска).

Определением судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 г. было возвращено в связи с неподсудностью военному суду исковое заявление командира войсковой части 03213 к уволенному с военной службы Т.

Между тем мотивы такого решения, изложенные в определении, вызывают сомнение в его обоснованности.

Как следует из описательной части определения, командир войсковой части обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с иском о взыскании с Т. материального ущерба, причиненного государству.

Приводя положения статьи 47 Конституции Российской Федерации, статьи 25 ГПК РФ и статьи 7 Федерального Конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», а также то обстоятельство, что Тищенко является адвокатом, а не военнослужащим, судья сделал вывод о том, что возможность рассмотрения военными судами гражданских дел по искам воинских частей к гражданским лицам (не военнослужащим), действующим законодательством не предусмотрена.

В то же время согласно разъяснениям, имеющимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», подсудны военным судам.

Таким образом, настоящее дело подсудно военным судам и подлежало рассмотрению в соответствии с правилами подсудности, установленными ГПК РФ, гарнизонным военным судом по месту жительства ответчика.

Приведенное разъяснение касается всех гражданских дел о привлечении к материальной или гражданско-правовой ответственности граждан, уволенных с военной службы, по обязательствам вследствие причинения ущерба, неосновательного обогащения и т.д., возникших во время и в связи с прохождением военной службы.

Другого рода недостаток имел место при вынесении определения о возвращении искового заявления Г. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» в связи с его неподсудностью военным судам.

В названном судебном постановлении судья Петрозаводского гарнизонного военного суда не принял решение о возврате истцу уплаченной им государственной пошлины, как этого требует подпункт 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оставление искового заявления (административного искового заявления) без движения.

Судам необходимо обратить внимание, что положения статей 131, 132 ГПК РФ и статей 125, 126 КАС РФ, устанавливающих требования к содержанию исковых заявлений (административных исковых заявлений) и приложенных к ним документов, не следует применять излишне формально.

Основанием для оставления исковых заявлений (административных исковых заявлений) без движения могут являться такие нарушения приведенных правил, которые с учетом характера спорных отношений препятствуют принятию их к производству суда и возбуждению гражданского (административного) дела.

В то же время в случаях, когда в исковом заявлении не указаны второстепенные для рассмотрения дела или общеизвестные сведения, либо необходимые сведения приведены неполно, однако этот недостаток можно восполнить на основании приложенных к заявлению документов либо на иных стадиях судопроизводства, такие формальные недочеты основанием для оставления исков без движения являться не должны.

Оставляя определением от 16 января 2018 года без движения административный иск Г. об оспаривании решения ФКУ «Управление финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», связанного с отказом в возмещении командировочных расходов, судья Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда указал, что административный истец не привел местонахождение (адрес) административного ответчика.

Однако данные сведения касались учреждения, постоянно участвующего в рассматриваемых гарнизонным военным судом делах и расположенного в непосредственной близости от него. Следовательно, оставление без движения иска по данному формальному поводу при отсутствии иных нарушений представляется нецелесообразным.

Данный вывод согласуется с правилами составления служебных документов. Так, например, пунктом 3.3.4 Инструкции по делопроизводству в военных судах, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 октября 2014 года № 219, предусмотрено, что адрес не проставляется на документах, направляемых постоянным корреспондентам.

Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ ЕРЦ) обратилось в военный суд с исковым заявлением, в котором просило взыскать с Ф. в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченные ей денежные средства.

Определением судьи Псковского гарнизонного военного суда от 27 июня 2017 г. данное исковое заявление оставлено без движения. Истцу предложено представить в суд документальные сведения, подтверждающие регистрацию или фактическое проживание ответчика Ф. по указанному в иске адресу.

Окружной военный суд по частной жалобе представителя истца определение суда отменил и направил иск в суд первой инстанции для совершения действий, предусмотренных статьей 133 ГПК РФ.

При этом суд апелляционной инстанции указал, что согласно части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Частью 1 статьи 4 ГПК РФ предусмотрено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Требования к такому заявлению отдельно предусмотрены ГПК РФ применительно для каждого вида производства.

Так, требования к форме и содержанию искового заявления определены статьей 131 ГПК РФ, пункт 3 части 2 которой определяет, что в исковом заявлении должны быть указаны наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения.

Приведенное положение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 сентября 2015 г. № 2036-О, направлено на индивидуализацию требований истца, которые в противном случае носили бы безадресный характер, что сделало бы невозможным их рассмотрение судом, а также на обеспечение реализации права ответчика на осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).

В данном случае истец обратился в гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором в качестве ответчика указал физическое лицо, проживающее по последнему известному истцу адресу. В силу части 1 статьи 29 ГПК РФ такой объем сведений является достаточным для вывода о выполнении истцом требований пункта 3 части 2 статьи 131 ГПК РФ.

Таким образом, основания для оставления искового заявления без движения по приведенному в обжалуемом определении мотиву отсутствовали.

Более того, адресованное истцу предложение по представлению в суд документальных сведений, подтверждающих регистрацию или фактическое проживание Ф. по указанному в исковом заявлении адресу, не основано на нормах процессуального законодательства.

По некоторым делам приведенные судьями в определениях основания для оставления исковых заявлений без движения не соответствовали содержанию исков и приложенных к ним доказательств.

Определением судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2017 г. был оставлен без движения административный иск К., предъявленный к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» по вопросу защиты своих прав, как ветерана боевых действий.

Одним из оснований оставления иска без движения, указанных в определении, явилось то обстоятельство, что К. не приложена квитанция об уплате госпошлины.

Между тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ветераны боевых действий, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым, в частности, судами общей юрисдикции.

Несмотря на то, что К. к административному иску была приложена копия удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающая наличие соответствующей льготы, судья вышеуказанные требования налогового законодательства не применил.

Определением судьи Петрозаводского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 г. в связи с несоответствием требованиям пунктам 5, 6 части 2 статьи 131 ГПК РФ было оставлено без движения исковое заявление войсковой части 13140 о взыскании с Р. стоимости не возвращенного вещевого имущества. В частности, судья указал на отсутствие расчета взыскиваемой денежной суммы и доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований на указанную сумму.

Между тем, оснований для принятия такого решения не имелось, поскольку к исковому заявлению была приложена справка – расчет размера задолженности по вещевому имуществу, карточка учета материальных средств личного пользования и аттестат, которые обосновывали цену иска и заявленные требования.

Одной из причин оставления судьей Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда без движения административного искового заявления об оспаривании военнослужащим Х. действий воинской части в качестве налогового агента по излишнему удержанию с него налога на доходы физических лиц за период с 6 августа 2013 г. по 4 сентября 2014 г. указано то, что в исковом заявлении не приведены сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась (пункт 7 части 2 статьи 125 КАС РФ).

Однако в силу статей 24, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговых правоотношениях, которые являлись предметом спора, для налогового агента (воинской части) вышестоящим контролирующим органом, который, в том числе, правомочен решать вопросы правильности исчисления и возврата излишне уплаченного налога, являются налоговые органы.

Х. в иске сообщил, что обращался в районную налоговую инспекцию по спорному вопросу и получил отказ в форме решения, копию которого приложил к иску. Следовательно, данная причина оставления иска без движения представляется не основанной на процессуальном законе и материалах дела.

Другого рода ошибки оставления исковых заявлений без движения касаются недостатков, выявление и исправление которых относится не к стадии принятия исковых заявлений (административных исков) к производству суда, а к иным стадиям судебного разбирательства. То есть, иски возможно было принять к производству суда, а недостатки устранить на последующих стадиях судопроизводства.

Г. обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании приказа командира войсковой части 49719 от 28 августа 2017 года № 320 об увольнении с военной службы.

Оставляя определением от 6 февраля 2018 года исковое заявление без движения, судья указал, что оспариваемый приказ издан командующим Западным военным округом, а потому административному истцу в уточненном исковом заявлении надлежит указать в качестве административного ответчика другое должностное лицо и его местонахождение.

Между тем в соответствии с частью 1 статьи 43 КАС РФ суд может привлечь к участию в деле надлежащего административного ответчика и без согласия административного истца, а указание в административном иске ненадлежащего ответчика не является основанием для оставления его без движения.

В данном случае установление должностного лица, издавшего приказ об увольнении истца, и, как следствие, надлежащего ответчика относится к стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

В предъявленном административном исковом заявлении А. оспаривал приказ командира войсковой части от 17 декабря 2016 г. № 443 о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а также решение аттестационной комиссии войсковой части от 20 декабря 2016 г. об отказе в назначении на высшую воинскую должность.

Определением судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 г. данное заявление было оставлено без движения. Указанное определение судья мотивировал тем, что А. в качестве административного ответчика не указал аттестационную комиссию войсковой части, что не позволяет суду установить круг лиц, привлекаемых к делу, а также юридически значимые обстоятельства.

Судья предложил административному истцу представить уточненное исковое заявление, в котором указать, какие конкретно решения, действия (бездействие) войсковой части и ее командира нарушают его права, законные интересы и которые необходимо признать незаконными; предъявляет ли он требования к аттестационной комиссии войсковой части.

Однако указанные сведения содержались в административном иске, а поэтому как определение об оставлении его без движения, так и последующее определение от 25 апреля 2017 г. о возвращении этого иска на основании пункта 7 части 1 статьи 129 КАС РФ лицу, его подавшему, вызывают сомнения в обоснованности.

В то же время в силу статьи 41, пункта 1 части 2, пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ вопросы привлечения к участию в деле соответчиков и уточнения исковых требований относятся к стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

В определении от 27 декабря 2017 года об оставлении без движения искового заявления Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Е. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, судья Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенные в постановлении от 8 октября 1998 года № 13/14, указал, что в настоящем деле проценты за пользование чужими денежными средствами взысканию не подлежат, то есть фактически предрешил исход дела до рассмотрения его по существу.

Не во всех случаях правильно решается судами вопрос о возвращении исков (административных исков), ранее оставленных без движения.

Определением судьи Выборгского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2017 г. возвращено административное исковое заявление Ч.

Рассмотрев частную жалобу истца, окружной военный суд отменил определение судьи и направил административное исковое заявление Ч. в суд первой инстанции для выполнения требований статей 127 и 128 КАС РФ, указав следующее.

Ч. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, помимо требований, в принятии которых судьей отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, он оспаривал составленный в отношении него отзыв от 07 сентября 2017 г. и решение аттестационной комиссии войсковой части 6716 от 7 сентября 2017 г.

Определением судьи от 13 ноября 2017 г. административное исковое заявление Ч. в этой части оставлено без движения. Истцу предложено указать сведения о должностном лице, составившем оспариваемый отзыв, а также указать, какие права истца нарушены этим документом.

Во исполнение указанного определения 5 декабря 2017 г. Ч. направил в суд уточненное исковое заявление.

Судья, придя к выводу о том, что недостатки, перечисленные в определении об оставлении административного искового заявления без движения, истцом устранены не были, возвратил иск на основании пункта 7 части 1 статьи 129 КАС РФ.

Однако, как видно из материалов по частной жалобе, уточненное административное исковое заявление Ч., поданное во исполнение определения судьи от 13 ноября 2017 г., в целом отвечало требованиям пунктов 4 и 5 части 2 статьи 125 КАС РФ.

В иске указано, какие конкретно приведенные в отзыве сведения не соответствуют действительности, чем нарушаются права административного истца, а также по каким основаниям он полагает незаконным решение аттестационной комиссии. Кроме того, составивший оспариваемый отзыв начальник учебного центра батальона обеспечения учебного процесса войсковой части 6716, указан Ч. в качестве административного ответчика.

Таким образом, препятствий для принятия к производству и рассмотрению поданного административным истцом уточненного иска не имелось.

Определением судьи Псковского гарнизонного военного суда от 21 марта 2018 г. был оставлен без движения иск Т. Истцу в срок до 30 марта 2018 г. было предложено представить уточненные исковые заявления.

30 марта 2018 г. истцом был сдан в организацию почтовой связи уточненный иск, который поступил в суд 4 апреля 2018 г. К этому времени определением судьи от 2 апреля 2018 г. иск был возвращен по мотиву того, что в установленный срок указанные в определении судьи недостатки не были устранены. В последующем, после поступления в суд уточненного иска, какого-либо движения он не получил и был подшит в наряд суда.

Представляются, что приведенные действия судьи не основаны на законе и нарушают право на доступ к правосудию.

Согласно части 3 статьи 108 ГПК РФ процессуальное действие, для которого установлен срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня срока, в том числе путем сдачи документов в организацию почтовой связи.

Так как указания судьи были выполнены истцом в установленный срок, судья обязан был оценить возможность принятия его к производству суда, в том числе и после вынесения определения о возвращении иска.

В приведенных условиях названное определение препятствием для принятия иска к производству суда не являлось, поскольку было принято в связи с иными основаниями, связанными с невыполнением указаний судьи в установленный срок.

Однако после того, как стало известно о своевременном совершении истцом предписанных ему судом процессуальных действий, суд обязан был отреагировать на них и либо принять иск к своему производству (статья 133 ГПК РФ), либо возвратить в связи с тем, что указания судьи выполнены не в полном объеме (статья 136 ГПК РФ).

В судебной практике гарнизонных военных судов имеют место случаи, когда иски оставляются без движения по основаниям, для которых предусмотрены иные процессуальные решения.

М. обратилась в гарнизонный военный суд с исковым заявлением в порядке ГПК РФ, в котором просила:

— признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также ее право на получение жилья по избранному месту жительства.

Представляется, что в данном случае судья в силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ обязан был отказать в принятии искового заявления, поскольку оно не подлежит разрешению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, разъяснив М., что данные требования должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Судебная коллегия по административным делам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *