кого по праву можно назвать основателем нейропсихологии в нашей стране
Кого считают основателем нейропсихологии? Александр Лурия
16 июля 1902 года в семье казанского врача родился мальчик, который спустя много лет внес огромный вклад в отечественную психологию и медицину — Александр Романович Лурия. Это ученый с мировым именем, который еще при жизни получил мировое признание. Его труды до сих пор публикуются в разных странах. Лурия — самый цитируемый российский психолог за рубежом.
Еще во время учебы в Казанском университете Александр увлекался психологией. В 1921 году он создал психоаналитическое общество и сообщил об этом Зигмунду Фрейду. В ответ пришло письмо-поздравление, которое молодой ученый хранил много лет. Спустя некоторое время он начнет заниматься новым направлением и станет одним из создателей культурно-исторической теории высших психических функций человека. Но его отец, известный в Казани терапевт, не разделял увлечений сына. Лишь когда тот закончил 1-й Московский медицинский институт в 1937 году, отец успокоился: наконец-то сын занялся серьезным делом.
Сферу научных интересов Александра Лурии можно перечислять очень долго. Результат работы — более 500 научных трудов. Он разработал теорию локализации высших психических функций, принципа динамической локализации психических процессов. Много работ было посвящено нарушениям речи, памяти, роль лобных долей головного мозга. Он работал в сфере детской психологии, дефектологии, психофизиологии, психолингвистики. Им были описаны основные принципы и понятийный аппарат нейропсихологии, которую впоследствии выделили в отдельное научное направление. Методы нейропсихологической диагностики до сих пор используются нейропсихологами и врачами во всем мире. Их так и называют — «луриевские методы», а российскую нейропсихологию — луриевской.
Кроме работ по психологии, ученый совместно с коллегами сделал разработки аппарата, на основе которого впоследствии был создан полиграф (детектор лжи). У него была возможность общаться с подозреваемыми в тяжелых преступлениях при Московской губернской прокуратуре. Он писал о том, что состояние моторной сферы точно отражает нервно-психическое состояние человека. Это позволяло быстрее найти настоящего преступника.
В первые дни Великой Отечественной войны Лурия был назначен руководителем нейрохирургического госпиталя в поселке Кисегач в Челябинской области. Он занимался не только лечением больных, но также проводил научно-исследовательскую работу. В госпитале было много раненых с поражением центральной нервной системы. В результате ранений и травм головы у больных возникали нарушения некоторых психических функций — речи, восприятия, мышления, памяти. Врачами были разработаны основные принципы нейрореабилитации больных с травмами головы. Одним из направлений реабилитации была трудотерапия.
Лурия занимался научно-исследовательской и педагогической деятельностью. С 1945 года и до конца жизни он преподавал в МГУ и других вузах. Научный авторитет Александра Лурия был признан и на международном уровне. Он был почетным членом многих обществ, ассоциаций, почетным доктором университетов в Брюсселе, Лейстере, Люблине, Неймегене, Тампере. Его труды до сих пор признаются и публикуются во многих странах мира.
Режиссер Кристофер Дойли снял фильм «Слова излишни» о человеке с феноменальной памятью. Он говорил о том, что на создание фильма его вдохновила книга Лурии «Маленькая книжка о большой памяти». Однажды к Лурии на прием пришел пациент Шерешевский, который обладал феноменальной памятью. Оказалось, что объем его памяти практически неограничен. Но благодаря чему происходило запоминание? Каждое слово вызывало у него определенный образ, который сохранялся длительное время. Изучая механизмы памяти, ученый сделал еще и другие открытия. Самым поразительным явилось то, что восприятие внешнего мира у этого человека сильно отличалось от обыкновенных людей. Например, Шерешевский говорил Выготскому: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос». Это значит, что у него проявлялся феномен синестезии — явления восприятия, при которых раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, соответствующие другому органу. Подобным образом мир воспринимали и некоторые творческие личности, например, композитор Скрябин.
Дочь ученого, Елена Александровна Лурия, отмечала, что их связывала глубокая привязанность. О своем отце она написала книгу «Мой отец А.Р. Лурия». Он смог оставить после себя научную школу. У него было много учеников, которые продолжают работать в этом направлении. Сейчас в мире большое количество нейропсихологов следует принципам Лурии. Время от времени в России и за рубежом проводятся научные конференции, посвященные Александру Лурии, чье богатое научное наследие актуально и в наши дни.
Александр Романович Лурия — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.
Биографический очерк
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове.
С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
С конца 1944 — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.
Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.
Кого по праву можно назвать основателем нейропсихологии в нашей стране
Инструментарий
Программы обучения
Скоро
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Основатель нейропсихологии Александр Лурия
Патриарх российской психологии Александр Романович Лурия ушёл из жизни 14 августа 1977 года. Достаточно ли мы сегодня знаем об этом выдающемся учёном? Автор фильма «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи» Лев Николаев напомнил о жизненном пути, ярких моментах биографии и открытиях Александра Романовича Лурии: «Это человек, который заложил научные основы детектора лжи. Это человек, который создал целую науку — нейропсихологию. Вы знаете, как его зовут? Вы знаете его труды? В том-то и дело! Человек, который сделал так много великих открытий в самых разных областях, который очень известен в просвещенном мире, в нашей стране, к сожалению, практически неизвестен. Объяснение простое — его жизнь подобна жизни всей нашей отечественной науки. Ее еще можно сравнить с жизнью дерева, которому неоднократно рубили крону, а она отрастала, снова и снова».
Приведем несколько цитат из фильма, отражающих трудности жизненного пути и достижения учёного: «В 1934 году Александр Романович Лурия начинает работать в лаборатории психологии Медико-генетического института. Он увлеченно изучает роль наследственных и внешних факторов в формировании и развитии психических процессов у близнецов, но продолжить эту работу Александру Романовичу не дали — начались гонения на генетику. Над Лурией нависла угроза ареста. И он вдруг круто меняет свою судьбу: экстерном оканчивает с отличием медицинский, блестяще защищает докторскую диссертацию и идет простым врачом-ординатором к Бурденко, в Институт нейрохирургии. За этот неожиданный шаг кто-то из коллег обвинил его в конформизме. Что это было — желание получить недостающие знания о мозге или боязнь ареста?». Вспоминает академик РАО, доктор психологических наук Владимир Петрович Зинченко: «Слава Богу, что его никогда не ссылали в лагерь, не посадили. Он слишком был богат сам, чтобы особенно переживать изгнание из очередного рая, понимаете? Нет, так нет, найду себе применение в другом месте. Его любознательность, плещущий через край талант и работа как бы перекрывали все остальное. В этом смысле он был счастливым человеком».
Автор фильма продолжает: «Александр Романович Лурия начал бесстрашно соединять медицину и психологию. На их стыке и родилась новая наука — нейропсихология. Задача нейропсихолога — не только выяснить, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои наступили во всех остальных психических процессах, но и, опираясь на неповрежденные участки мозга, найти обходной путь для восстановления утраченных функций».
В 1950 году решения Павловской сессии Академии наук и Академии медицинских наук повлекли за собой оргвыводы, что науки психологии не существует. Нет души, а есть одни условные рефлексы. Начались гонения на психологическую науку. Лабораторию нейропсихологии в Институте Бурденко закрыли. Придя домой, Александр Романович плакал. Он отдал нейропсихологии 15 лет. Как много было уже достигнуто! Без его заключения никто из нейрохирургов не решался на операцию, именно нейропсихолог направлял руку хирурга в ту область головного мозга, которая пострадала. Ошибка была равнозначна смерти. Дело его жизни оказалось перечеркнуто.
Международное признание Александр Романович Лурия получил только после смерти Иосифа Сталина. Он смог выезжать за границу. Был избран членом национальных академий наук США, Франции и Британии. В 1958 году Лаборатория нейропсихологии в Институте Бурденко была вновь открыта. «Он ставит новую цель — разработать методы восстановительного обучения после операций: «Наш прежний подход к изучению мозга мы можем охарактеризовать как горизонтальный, то есть, направленный на изучение процессов, протекающих преимущественно на корковом уровне. Новая волна исследований привлекала наше внимание к вертикальным связям между структурами мозга, глубинным и поверхностным»».
Александр Романович Лурия следовал собственным принципам: «В один из летних дней 1968 года на подмосковную дачу известного ученого решительно вошли четыре человека. Хозяин работал в своем кабинете на втором этаже. Жена заподозрила что-то неладное, но попросила гостей подождать, заняла их разговором, из которого стало ясно, что они собирают подписи советских ученых против академика Сахарова. За хозяином послали няню. К всеобщему удивлению, она спустилась вниз одна. Наверху никого не было. Гости, прождав, уехали ни с чем. Позже выяснилось, что, услышав из окна разговор о цели визита, хозяин спустился по балкону со второго этажа и убежал к соседям».
Совместная работа Александра Романовича Лурии с режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела к появлению фильмов о детском счете, внимании, памяти, созданию международной ассоциации научных фильмов.
Александр Романович Лурия был автором более 500 научных трудов на разных языках.
Фильм Льва Николаева «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи», созданный при поддержке Министерства РФ по делам печати и телерадиовещания, 2002 год, телерадиокомпания «Цивилизация»:
В 2017 году в Екатеринбурге прошел «V Международный конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»». На конгрессе обсуждались актуальные вопросы, касающиеся научного вклада Александра Романовича Лурии в различные отрасли и направления психологии: культурно-исторической психологии, нейропсихологии (в том числе, детского возраста, индивидуальных различий), нейрореабилитации, нейрокоррекции трудностей обучения, нейролингвистики, общей, социальной, педагогической, возрастной и инженерной психологии, включая психологию субъекта профессиональной деятельности, психофизиологии, психологии здоровья.
Конгресс получил признание профессионального сообщества и стал победителем Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества».
Президент Международного общества прикладной нейропсихологии, доктор психологических наук, профессор Жанна Марковна Глозман, принимая награду, отметила: «Наверное, не все знают, что Александр Романович Лурия был первым победителем Национального конкурса «Золотая Психея». Он был признан патриархом российской психологии, статуэтка и диплом хранятся в Научно-исследовательском центре детской нейропсихологии имени А.Р. Лурии в Москве. О сегодняшней победе «V Международного конгресса памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»» скажу следующее: члены большого коллектива вложили в конгресс всю душу, все силы. В конгрессе приняли участие представители более 30 стран мира. Для меня лично самой высокой оценкой стала оценка нашей американской коллеги Моники Рассел, которая сказала: «У меня было ощущение, что Александр Романович Лурия сейчас здесь, с нами»».
Концепция Лурии: как работает наш мозг?
А вы замечали, что когда ученый (или группа ученых) пытается создать научное направление, концепцию, которая зиждется на принципах и основах двух дисциплин, то получается нечто качественно новое и интересное? Причем такие идеи обычно значительно опережают свое время. Одним из таких ученых был Александр Романович Лурия, очень удачно попытавшийся создать науку на стыке двух обширных сфер знания – медицины и психологии. Перед тем, как прочитать статью, подумайте, как вы бы определили, что такое нейропсихология? А пока давайте более подробно познакомимся с её отцом и его главной теоретической моделью.
Лурия – неугодный ученый
И тут вы, наверное, подумаете: «Очередной гений, которого не признавали на родине и сослали в Сибирь». Однако нет. Главная причина, по которой этот ученый может признаваться «неугодным», – это то, что если проанализировать факты его жизни, то становится понятно, что идеи Лурии действительно носили прогрессивный характер, опережали советскую действительность, поэтому общество не могло их принять. И все же общество обществу рознь:
Как видно, идеи Лурии приносили большую пользу и восторг не в советских пенатах, а за рубежом.
Что же такое нейропсихология?
Сегодня под нейропсихологией понимают научное направление, стремящееся к пониманию взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга («нейро») и поведением живого существа (психология).
Сам ученый отмечал, что целями нейропсихологии являются понимание того, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои произошли в остальных психических процессах и, опираясь на здоровые участки мозга, как вернуть обходной путь для восстановления утраченной функции.
Чтобы понять смысл нейропсихологии давайте вспомним два примера из практики А. Р. Лурии.
Исследователю довелось работать в условиях Второй мировой войны, и этот опыт в его практике оказался очень продуктивным. Двое раненых, поступивших в нейрохирургический госпиталь в поселке Кисегач Челябинской области, стали объектом наблюдения и лечения врача Лурии.
Первый пациент, Лев Засецкий, получил ранение в голову, а вместе с этим разучился читать и писать, потерял память и способность ориентироваться в пространстве. Доктор решил сделать уклон на непораженных участках мозга, а именно на письме, которое можно было восстановить. Около 3 тысяч листов было исписано Засецким, что помогло вернуть его к нормальной жизни. Бывшему младшему лейтенанту даже отказывали в выдаче первой группы инвалидности.
Соломон Шерешевский – второй пациент, страдавший синдромом выдающейся памяти. Обратный случай, в котором пациент демонстрировал невероятные способности запоминания различного материала. Как следствие, возникновение странных ассоциаций и образов. Возможно, вы знаете людей, которые очень хорошо запоминают любую информацию, причем даже ненужную, что сильно мешает им нормально жить. Доктор посоветовал Шерешевскому разрабатывать свои системы запоминания только необходимой информации, а свою особенность применить в профессии, чему и последовал пациент, который направил свою жизнь в русло нормального и комфортного состояния.
Таким образом, очевидно, что Александр Лурия был выдающимся ученым двадцатого века, разработавшим концепцию в рамках нейропсихологии, которая смогла помочь многим пациентам и не только. Итак, давайте рассмотрим основные моменты концепции Александра Лурии.
На чем зиждется теория Лурии?
Главной концепцией нейропсихического анализа Лурии стало изучение функциональных блоков головного мозга, располагающихся в разных его частях и выполняющих разные функции. В соответствии с концепцией, в структуре мозга выделяется три блока:
Энергетический блок
По-другому этот блок называется блоком регуляции, поддержания тонуса и бодрствования. Энергетический блок обрабатывает информацию интероцептивного характера (не пугайтесь, это страшное слово означает поступление информации из внутренней среды, то есть непосредственно из органов). К примеру, если вы голодны, из желудка в энергетический блок головного мозга поступает сигнал, что нужна еда для дополнительной энергии. Вот вы и идёте на кухню или в кафе, чтобы пополнить запасы системы.
Данный блок называется так, потому что его главная функция заключается в обеспечении примитивных механизмов, связанных с поддержанием организма в тонусе и режиме бодрствования, а также с непроизвольным биохимическим самообеспечением организма.
Четко прослеживается активация организма благодаря работе энергетического блока, соответственно, отсюда идет непосредственная связь внимания, памяти, хранения и переработки любого вида информации.
При поражении энергетического блока в результате физического воздействия (травмы, контузии, серьезного ушиба и прочего) у пациента будут наблюдаться вялость, истощаемость (для легких форм поражения), ухудшение или потеря памяти, внимания, эмоциональная неуравновешенность и т.п.
Операциональный блок
Этот функциональный блок мозга также называют блоком приема, переработки и хранения информации, получаемой извне (то есть экстероцептивной, еще одно страшное словечко). Очевидно, что неким связующим звеном между нами и окружающей средой служат органы чувств. Соответственно, операциональный блок напрямую связан именно с их работой (естественно, верна и обратная зависимость).
Структура расположения отделов, отвечающих за органы чувств, такова:
Соответственно, при повреждении той или иной части головы могут наблюдаться проблемы со зрением, слухом и др. В частности, у школьников возникает проблема с пространственной ориентацией, когда, к примеру, ребенок перескакивает через абзац. Также при повреждении теменной части головы человек, ощупывая какой-то предмет, с трудом понимает, что это. Таким образом, не забывайте, «голова – всему начало». Берегите свою голову.
Получение информации операциональным блоком проходит три этапа, которые именуются информационными полями (или корковыми зонами):
Пока не забыли. Безусловно, необходимо иметь представление о структуре головного мозга, его функциональных центрах, блоках, теориях, описывающих работу самого загадочного и самого удивительного органа. Однако если, помимо всего прочего, вы желаете развивать его работу, помогать ему становиться более прокачанным, то рекомендуем вам пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика», где за 2 месяца вы научитесь принятию эффективных решений, логичным и последовательным рассуждениям в различных жизненных условиях. А мы переходим к третьему блоку Лурии.
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности
Если первый блок носил характер непроизвольно работающей системы, то здесь вся работа осуществляется благодаря четко поставленным замыслам и целям, которые зависят от нашей воли, самоорганизации и саморегуляции.
Данный функциональный блок располагается в лобных долях головного мозга, где также происходит регулирование опорно-двигательной системы. Поэтому при поражении данного участка головного мозга сформированные двигательные навыки страдают, деятельность, основанная на целеполагании, становится инертной, импульсивной. Проще говоря, повреждая блок программирования, расположенный в лобной части, человек рискует потерять плавность своих физических действий, а также разучиться строить планы, выбирать задачи, средства осуществления этих планов, целей и т.д.
Резюмируя вышеописанное, согласно трактовке структуры и функционирования головного мозга Александра Романовича Лурии, существует три блока: энергетический (отвечающий за внутренние процессы, память и внимание), операциональный (отвечающий за органы чувств, связь с внешним миром) и программирования психических процессов (блок целеполагания, мышления, анализа, движения в пространстве). Безусловно, все три блока между собой связаны и, работая только вместе, могут обеспечить нормальное психическое поведение человека. При этом при повреждении какого-либо из блоков неминуемо ухудшается работа других.
И напоследок
Сравните на секунду свой головной мозг и систему, на которой основано функционирование смартфона. Он также нуждается в поддержании полного или частичного заряда (тонус системы для её активации, способности хранить информацию и реагировать на неё). Смартфоны получают импульсы извне, при помощи сенсора и наших пальцев, тем самым обрабатывая запрос из окружающей среды (органы чувств в данном случае: камера, микрофон, динамик, тот же сенсор).
Однако смартфон пока что не обладает живым целеполаганием. Хотя алгоритмы, на которых базируется эта «маленькая светящаяся коробочка», в какой-то степени приближены к обработке информации и составлению планов и целей по её анализу. А как вы думаете, ждут ли нас в будущем по-настоящему умные смартфоны? И как оно далеко, это будущее? Можно ли сказать, что, помимо детектора лжи, главный герой нашего повествования стал еще и далёким прародителем искусственного интеллекта? Ждем ваших ответов в комментариях и, как обычно, …