колесникова звуки и буквы учебно методическое пособие
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я»., Колесникова Е.В., 2009
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я»., Колесникова Е.В., 2009.
Книга является 3-й частью авторской программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». (1-я часть — «Развитие звуковой культуры речи у детей 3—4 лет»; 2-я часть — «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет»; 4-я часть — «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6—7 лет»). Основное назначение этой книги — оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте на 2-м этапе обучения. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, педагогам классов коррекционно-развивающего обучения. Может быть использована родителями при подготовке детей к школе.
ТЕМА Звук и буква А.
Цель.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением — красный квадрат.
Учить определять место звука А в словах.
Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначено — красный квадрат.
Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук (звуки) А. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А.
Учить писать печатную букву А, используя образец.
Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце слова). Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
ИГРА «НАЙДИ И ОБВЕДИ».
Задания детям
Назвать предметы, нарисованные на картинке (чашка, стул, стоп, бант, шапка).
Обвести только те предметы, в названии которых есть звук А (чашка, бант, шапка).
Назвать эти слова, интонационно выделяя ударный звук А (чаашка, баант, шаапка).
Колесникова звуки и буквы учебно методическое пособие
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Ювента, 2007, 96 страниц.
Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Раб.тетр. М: Ювента, 2003
Рабочая тетрадь завершает цикл подготовки к обучению грамоте дошкольников по программе «От звука к букве (из опыта работы)». Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Адресуется педагогам, родителям, психологам, гувернерам.
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет
Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» входит в комплект учебно-наглядных пособий авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты. Издание предназначено как для совместной работы взрослого и ребенка, так и для самостоятельной работы ребенка 5-7 лет, умеющего читать и хорошо ориентирующегося в звуко-буквенной системе родного языка.
Учебно-игровые задания, предложенные в тетради, способствуют закреплению умений ребенка делить слова на слоги, определять ударение в словах, а также давать звуковую характеристику слов и составлять соответствующие схемы, то есть осуществлять простейшее моделирование.
Выполнение заданий в тетради способствует развитию мышления, фонематического восприятия, графических навыков ребенка.
«Звуки и буквы. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет». Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы»
| Демонстрационный материал «Звуки и буквы» предназначен для совместной работы педагога и детей 5—6 лет на занятиях по обучению элементам грамоты. Данный комплект является приложением к пособию «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет» и к рабочим тетрадям «От А до Я» и «Запоминаю буквы». Их совместное использование будет способствовать последовательному усвоению детьми представлений и понятий о звуках и буквах русского алфавита, развитию фонематического восприятия, обучению первоначальным навыкам чтения. Используется в качестве методической поддержки авторской программы «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте», но может применяться педагогами, работающими по другим программам, а также педагогами коррекционно-развивающих классов и логопедами. Звуки и буквы. Демонстрационный материал и учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы». Для детей 5-7 лет. Колесникова Е
Бесплатная доставка заказов от 2000 рублей. Подробнее Нет в наличии в интернет-магазине Показать в розничных магазинах
Звуки и буквы. Демонстрационный материал и учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы». Для детей 5-7 лет. Колесникова Е.В.В комплект входит: учебно-методическое пособие «Звуки и буквы» и демонстрационный материал «Звуки и буквы». Демонстрационный материал «Звуки и буквы» предназначен для совместной работы педагога и детей 5-7 лет на занятиях по обучению элементам грамоты. Данное пособие является приложением к книгам «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте ( на основе программы Е. Колесниковой)МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида г. Саратова. Парциальная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки Срок реализации 2 года. Возраст детей 5-7лет. На основе методики Колесниковой Е. В. (2019 / 2020 учебный год) Цели и задачи Рабочей программы. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. Возрастные и индивидуальные особенности детей. Особенности организации образовательного процесса. 2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности. 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. 2.4.Взаимодействие с семьей. 2.5.Планирование работы с детьми. 3.1.Оформление предметно-пространственной среды. Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении. В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами. Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка. Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища); развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук); формирование графических навыков. 1.2.Цели и задачи Рабочей программы . Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты. Формирование и развитие фонематического слуха Развитие произносительных умений Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией Знакомство со слоговой структурой слова Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения. Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения Расширение словарного запаса детей Формирование и развитие звуко-буквенного анализа Подготовка руки ребёнка к письму Развитие слухового восприятия Развитие графических навыков Развитие мелкой моторики Приобщение детей к художественной литературе Воспитание умения работать Воспитание самостоятельности при выполнении заданий Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. 1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса. Принципы Программы соответствуют принципам ФГОС ДО. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). Принцип наглядности — иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников. Онтогенетический принцип — учет возрастных особенностей обучаемых. Принцип доступности и посильности — реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей. Особенности познавательно-речевого развития дошкольников Детей знакомят со звуками и буквами русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Дети могут выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет детей от механического заучивания слов и букв. 1.5.Особенности организации образовательного процесса. Педагогические условия для эффективного речевого развития детей: Оснащение образовательного пространства группы с учетом требований к предметно-развивающей среде, подборка игр, дидактических материалов, оборудования, технических средств обучения с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития. Правильная речь педагогов. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения: 1.Вырезать букву. 2.Обвести ее пальчиком по контуру. 3.Написать букву по точкам. 4.Закрасить контур буквы. 5.Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква. 6.Написать букву в клетке. 7.Выучить стихотворение про букву. К концу учебного года ребёнок (5-6 лет): — знает буквы русского алфавита; — пишет буквы русского алфавита в клетке; — понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»; — определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце; — различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; — пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат); — умеет записывать слово условными обозначениями, буквами. — соотносит звук и букву: — пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами; — определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком; -проводит звуковой анализ слов; — читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; — правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; — составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его. К концу учебного года ребёнок (6-7 лет): — проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму; — ориентируется в звуко-буквенной системе языка; — понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв; — записывает слова, предложения печатными буквами; — разгадывает ребусы, кроссворды; — читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст; — ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка); — рисует предметы в тетради в линейку. (развитие звуко-буквенного анализа). Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки. Основные этапы и содержание работы закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки интонационное выделение заданного звука в слове графическое обозначение слов – прямоугольник (схема) деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий) понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат определение места звука / буквы в слове обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий) алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове понятия «согласный звук», «слог» и «слияние» гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат чтение слогов с изученными звуками и буквами составление и чтение слов из знакомых букв работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И : гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости : звуковой (фонетический) анализ слова понятие «предложение» и его графическое изображение (схема) переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» переход к чтению несложных текстов Повторение и закрепление пройденного материала.
|