количественный учет основных средств в бюджетных учреждениях
Групповой учет однотипных объектов основных средств
В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» групповой учет однотипных объектов основных средств (ОС) возможен только для объектов ОС стоимостью до 20 000 (с 01.01.2011 до 40 000) рублей, по которым амортизация начисляется в размере 100 % стоимости при вводе в эксплуатацию, либо стоимостью до 3 000 рублей, списываемых с учета в момент ввода в эксплуатацию. При этом у всех объектов ОС в группе цена должна быть одинаковая. Если объекты ОС поступают разными партиями, то цена однотипных объектов в разных партиях будет разной, а это не позволит проводить операции по движению таких ОС по единой цене в группе. Поэтому на каждую партию вновь поступивших объектов ОС необходимо вводить свою карточку группового учета в справочник Основные средства.
Для партии объектов ОС стоимостью от 3 000 до 20 000 (с 01.01.2011 до 40 000) рублей, по которым амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию, стоимость которых не может быть изменена в процессе эксплуатации, можно открыть одну карточку группового учета, но при этом необходимо ввести инвентарные номера для каждого объекта однотипных ОС (см. рис. 1).
Если в элементе справочника Основные средства включен флажок Групповой учет, то для вновь введенного элемента можно сразу же создать нужное количество инвентарных номеров.
Инвентарный номер, автоматически сформированный программой, можно исправить вручную, если его структура вам не подходит.
Для каждого инвентарного номера в документах по вводу остатков и принятию ОС к учету должна быть своя строка: если необходимо иметь информацию о каждом инвентарном номере отдельно, то надо ее сначала ввести. В документе Ввод остатков ОС и НМА для каждого инвентарного номера необходимо заполнить его состояние (Принято к учету, Введено в эксплуатацию). Для объектов ОС, находящихся на момент внедрения программы в эксплуатации, необходимо указать сумму накопленной амортизации.
Если объект ОС не введен в эксплуатацию, то сумма его амортизации равна 0 и может быть не заполнена, как и дата ввода в эксплуатацию. Остальные реквизиты надо заполнить.
Если в документе по вводу остатков вы переключили способ ввода и редактирования данных на Редактирование в строке, то сначала включите видимость всех реквизитов в строке с помощью пункта Настройка списка контекстного меню, вызываемого щелчком правой клавиши мыши по спецификации документа. Для каждого инвентарного номера заполните все запрашиваемые реквизиты.
Для ОС, списываемых с учета в момент ввода в эксплуатацию, инвентарные номера можно не вводить, списывать можно сразу нужное их количество, но цена всех объектов ОС в группе должна быть одинаковой.
Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО «МегаФон», ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)
специально для ГАРАНТ.РУ
С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.
Основные средства с низкой стоимостью
В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.
На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.
Согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.
Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.
Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.
Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.
Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.
И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.
Хотите лучше разбираться в
стандартах бухгалтерского учета?
Взгляните по-новому на финансовое образование
и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом»
Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.
Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. «Групповая единица учета основных средств» (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд «Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:
Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.
В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.
Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.
В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.
Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.
Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.
Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.
Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств
Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.
В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.
И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс. Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.
Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее
Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.
Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.
В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.
Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:
Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.
Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств. Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения. И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Номер разряда счета
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 — за счет средств бюджета
101 —основные средства
1 —недвижимое имущество
8 — прочие основные средства
310 — увеличение стоимости ОС
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы»
Создание объекта ОС собственными силами
Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения»
Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество»
Ввод в эксплуатацию построенного здания
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств»
Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»
Прочие безвозмездные поступления ОС
О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Амортизация ОС
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Учет выбытия ОС
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))
Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»
Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.
Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)
Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Итоги
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.