коллектив и личность проблемы межличностных отношений в классе
Доклад «Межличностные отношения в классе»
«Формирование межличностных отношений в классе».
Исследование межличностных отношений важно на разных этапах развития личности. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в классном коллективе. Проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель: рассмотреть понятие «межличностные отношения», их особенности, понятие «личность». Особенности межличностных отношений в классах.
Правила педагогического совета
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.). В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться, как коллектив, в первый же момент своего существования. Это длительный процесс.
Межличностные отношения – это эмоционально окрашенная связь между людьми. Такие отношения не возникнут в толпе, между случайно собравшимися людьми. В таких ситуациях люди близко не знакомятся, не раскрывают себя как личности.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.
Межличностные отношения в группах по мере их развития изменяются. Замечена такая закономерность: чем ближе группа по уровню своего развития находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего.
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители.
Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность.
Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:
— возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);
— притеснение одними детьми других;
— успешность и не успешность детей;
— в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.
Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.
Существует социально-психологическая структура группы в целом:
Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.
Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу.
Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично.
Важное значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого конкретного ребенка.
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может адаптироваться к группе, просто потому, что он не такой как все.
Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия (метод выбора). Например: Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить.
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы : ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой.
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Важное условие межличностных отношений – понять другого человека.
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности.
Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе.
По методике А.А.Рукавишникова:
Занимаясь проблемой межличностных отношений, И.С Кон утверждал, что на любом уровне межличностных отношений невозможно обойтись без учета свойств самосознания и внутреннего мира.
открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
сотворчество (сотрудничество в творчестве),
успешность (использовать инструмент оценки),
целевая направленность (конкретный результат дела),
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.
Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.
Взаимоотношения в классе. Диагностика и коррекция.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №128»
Взаимоотношения в классе.
Диагностика и коррекция
Учитель начальных классов
Борисова Алина Александровна
Г. Нижний Новгород, 2021 г.
Взаимоотношения в классе.
Взаимоотношения детей на протяжении учебы в школе развиваются и совершенствуются. Придя в первый класс, ребенок во многом оценивается учителем. Похвала или порицание педагога и его оценка принимается детьми как главная характеристика личностных качеств одноклассника.
На следующих этапах обучения изменяются взаимоотношения в коллективе. Контакты с одноклассниками становятся более тесными. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами.
Взрослея, ребенок во взаимоотношениях с одноклассниками переходит на другую ступень, где у каждого ученика есть определенные взгляды, свои интересы и возможность высказывать свое мнение.
Многие дети общаются друг с другом, но есть и исключения. Бывают такие ситуации, что некоторых детей в классе считают изгоями, доходит дело даже издевательств. В силу своего характера, они уступают, приспосабливаются к тому, что им не нравится, закрывают глаза на хамство, потому что им не хочется поднимать лишнего шума.
Но взаимоотношения в классе, в первую очередь, должны быть товарищескими. Это коллектив, где отношения строятся на уважении личного достоинства другого человека, равенства, верности, честности, порядочности, готовности прийти на помощь.
Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, как в неравенстве материальных возможностей (некоторые подростки обладают особо престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, способов их реализации. Иногда эти группы ребят не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости.
Зачастую в тесно сформированных группировках учащихся есть свои лидеры, и ребята этой группы всецело находятся под их влиянием, признают авторитет. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для ученика, который не находится в центре внимания. Хорошо, когда лидер притягивает сверстников по причине возникновения интереса к делу, обсуждению событий и поступков в классе. Возникает взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость.
Причины неприятия ребенка коллективом.
Не любят дети, главным образом, соучеников, относящихся к двум категориям: с глубокой социокультурно – педагогической запущенностью и образцово – показательных, которых им без конца ставят в пример.
Первые сами отталкивают от себя одноклассников грубостью, лживостью, пренебрежительным отношением к одноклассникам и стремлением все вопросы решать дракой. Учителя все время их ругают и утверждают, что класс без этого ребенка «был бы просто замечательный». Дети это слышат и делают надлежащие выводы. Родители опасаются дурного влияния на своего ребенка и запрещают им общаться.
Что же касается вторых, то в изолированном положении виноваты учителя, классные руководители. Действует учитель из лучших побуждений, а результат для ребенка получается негативный. Происходит это потому, что нет чувства меры. Дети очень не любят, когда им без конца приводят кого-либо в пример. В конце концов, получается, что одно упоминание о примерных учениках приводит одноклассников в сильнейшее раздражение. Да и они не всегда бывают такими хорошими, какими видят их взрослые. Дети все замечают и видят необоснованность похвал.
Дом, в котором я живу.
Учащимся класса предлагается построить на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Эта диагностика помогает определить привязанности ребят.
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это…
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…
3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…
4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…
5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…
6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…
7. Ребята, которые мне неприятны, это…
8. Ребята, которых я избегаю, это…
Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку составляющих жизни коллектива (соответствующих блокам характеристик).
Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.
19 – 38 очень низкий
Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива с целью определения дальнейших путей его развития и улучшения вашей жизни. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-бальной шкале, где:
5 – эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;
4 – проявляется часто;
2 – этого у нас нет;
1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана
1. Взаимоотношения в классном коллективе
1.1 Мы доброжелательны друг к другу.
1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в
учебе, повседневной жизни, в организации досуга.
1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями.
1.4 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются.
1.5 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям.
2. Мотивированность классного коллектива
2.1 Мы стремимся получить хорошие знания.
2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность.
2.3 Мы стремимся улучшить окружающую жизнь.
2.4 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе,
выполнение устава школы.
2.5 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья.
3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива
3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью.
3.2 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения.
3.3 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители.
4. Уровень развития ученического самоуправления
4.1 Мы являемся организаторами своей жизни в классе.
4.2 В классе есть органы самоуправления.
4.3 Я знаю, как выполнить свое поручение.
4.4 Мы сами планируем свои дела.
4.5 Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).
4.6 Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.
Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”
Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, ставя соответствующий смайлики:
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.
Диагностическая методика “Анкетирование”
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а. чаще хочется остаться дома
б. бывает по-разному
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
в. пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
б. бывает по-разному
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
9. У тебя много друзей в твоём классе?
10. Тебе нравится твой класс?
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Коррекция взаимоотношений в классе
Необходимость общения школьников со сверстниками.
Трагедия изоляции в классном коллективе – трагедия любого школьника. Именно потребность в общении становится ведущей, а поиски задушевного друга – смыслом жизни. Отсутствие такого друга и плохие взаимоотношения с одноклассниками становятся для школьника непереносимыми. В этом причина почти всех срывов и депрессий.
Поэтому классному руководителю необходимо так организовать отношения в коллективе класса, чтобы у каждого был хотя бы один друг (степень дружбы определят сами дети), а с остальными одноклассниками этого каждого связывали отношения доверия, уважения, если не симпатии.
Правила вербального общения с учениками.
Если учитель, классный руководитель хочет добиться благожелательной атмосферы в классе, ему надо быть очень осторожным со словами.
Во – первых, не надо позволять себе резких высказываний в чей – либо адрес. Дети моментально подхватят неосторожное слово и задразнят одноклассника.
Во – вторых, избегайте шуток, хоть в малейшей степени задевающих личность ученика. Шуткой даже самой невинной можно подорвать престиж ученика в классе и нажить в его лице смертельного врага.
В – третьих, никогда не надо вступать с ребенком в словесные баталии. Из них вы выйдите измотанным и без каких – либо стратегических преимуществ. А ваш оппонент станет героем класса. Лучше мягко прекратить разговор: «Давай обсудим это с тобой чуть позже».
В – четвертых, чего бы вам это ни стоило, не срывайтесь и не кричите, как бы ученики вас не рассердили. Стоит только раз сорваться, выйти из себя, и вы уже не сможете от этого удержаться в дальнейшем. Дети могут специально провоцировать на срыв. С детьми надо держаться спокойно и с достоинством. Детям надо дать понять, что учителя уважают их и считаются с их мнением. Неплохо выработать в классе определенные правила поведения и приучить детей к их соблюдению. В спокойной обстановке и взаимоотношения будут доброжелательнее.
В – пятых, улыбайтесь как можно чаще. Улыбка приносит успех в делах, укрепляет дружбу.
Таким образом, учитель должен создать и поддерживать в классе благоприятные взаимоотношения между учениками. Чтобы дети общались между собой, не было изгоев, чтобы класс был сплочен, и каждый ученик был готов придти другому на помощь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Реферат: «Личность и коллектив: проблемы взаимодействия»
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс творческих работ, посвященный 125-летию дня рождения А.С.Макаренко.
Тема «Личность и коллектив: проблемы взаимодействия»
Выполнила классный руководитель 6 класса
Ничипорчук Наталья Павловна
Тема реферата: «Личность и коллектив: проблемы взаимодействия». Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании личности подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый возрастной период.
От того, как будет складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Важнейшими ее сторонами является две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение к природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу богатство связей общения, определяющую общественную, коллективную силу человека.
Человек может занимать в коллективе различные позиции и иметь высокий или низкий статус. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда на антиобщественные поступки. У такого школьника не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей- потребность в общении, что является причиной формирования целого ряда отрицательных черт личности и особенности поведения.
Цель исследования: рассмотреть систему отношений и предпочтений в коллективе подростков.
Предмет: развитие коллектива в классе подростков.
Объект: изучение отношений в классном коллективе подростков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение литературы по проблеме формирований коллектива подростков.
2. Рассмотреть особенности развития коллектива современных подростков.
3. Проследить за особенностями формирования отношений и предпочтений в классном коллективе подростков.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностного взаимодействия.
1.1.Понятие общения в психолого-педагогической литературе.
Общение, являясь сложным психолого-педагогическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны:
1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.
2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.
3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.
1.2. Развитие коллектива.
Любой коллектив не может быть однородным. В нем всегда образуются различные группировки ребят, связанные общими интересами, симпатиями. И очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Если их взаимоотношения строятся на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию, то это говорит о том, что коллектив формируется правильно, но если группы враждуют между собой, соперничают из-за раздела «зон влияния», отказываются найти общий язык, то тут есть над чем поработать учителю, классному руководителю, социальному педагогу.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
В коллективе может быть много лидеров, тем более, что различные обстоятельства выделяют временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, так как разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер. Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.
С точки зрения масштабности решаемых задач существуют:
— бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
— социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
— политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.
Глава 2. Описание исследования межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе.
2.1 Методы исследования.
В своем исследовании я использовала следующие методы:
Методика «Какой у нас коллектив»
Методика «Закончи предложение»
Инструкция: ответьте на вопросы анкеты фамилиями ваших одноклассников, присутствующих сегодня в классе.
1. Представьте, что Ваш класс в следующем году будут расформировывать. С кем бы ты хотел продолжить учебу? _______________________________________________________
2. Кого из одноклассников ты хотел бы пригласить на свой день рождения? _____________________________________________________________________________
3. С кем из одноклассников ты хотел бы отправиться в многодневный туристический поход? ______________________________________________________________________
Методика «Какой у нас коллектив»
Инструкция: Выберите и подчеркните описание классного коллектива, которое подходит к вашему классу: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус» «Горящий факел» (Приложение № 1)
Методика «Закончи предложение»
— Мне нравится, что в моем классе принято ________________________________________
— Мне хотелось бы, чтобы в моем классе __________________________________________
— Наш класс известен в школе тем, что ____________________________________________
— Мои родители считают, что наш класс ___________________________________________
Инструкция: Ответьте на вопрос и подчеркните ответ.
— В нашем классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых? ДА НЕТ
— Наш классный коллектив активен и полон энергии? ДА НЕТ
— В нашем классном коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения? ДА НЕТ
— В нашем классе с уважением относятся к мнению друг друга? ДА НЕТ
— Наш коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах? ДА НЕТ
2.2 Результаты исследования.
Социометрия, проведенная в классе, выявила, что в исследуемом 6-м классе большинство детей имеет благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. (Приложение № 4)
Проанализировав результаты социометрии, видно, что в классном коллективе нет отвергнутых подростков. Присутствуют два лидера: № 3 и № 11. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым подростком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Результаты методики «Какой у нас коллектив», подростки считают, что наш классный коллектив подходит под описание:
По мнению одноклассников наш классный коллектив подходит под описание: в штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, — организаторы, актив.
Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
По мнению ребят (методика «Закончи предложение»), наш класс известен в школе тем, что он сильный в учебе; мне нравится, что в моем классе принято гостеприимство.
Результат анкеты: (Приложение № 3)
В нашем классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых? ДА – 72 %, НЕТ – 28 %.
— Наш классный коллектив активен и полон энергии? ДА – 73 %, НЕТ – 27 %.
— В нашем классном коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения? ДА – 89 %; НЕТ – 11 %.
— Наш коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах? ДА – 28 %; НЕТ – 72 %
В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы коллектива, казалось бы, потеряли актуальность. Но не так давно, когда стало ясно, что без коллективной идеи, особенно в школе, не обойтись. Хотим мы этого или нет, но коллектив имеет большой потенциал. Именно через классный коллектив детьми присваиваются общественные ценности. И чем больше детский коллектив будет ориентирован на общественно полезную деятельность, на общечеловеческие ценности, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.
В моем исследовании рассматривалась с теоретических позиций структура, закономерности функционирования и развития коллектива. Уделялось внимание развитию отношений и предпочтений в классе. Предпочтения выражают избирательность выбора, отношения основаны на «значимости, связывающей человека с другим человеком или группой лиц» и являются показателем ценностных ориентаций личности. Иными словами, кто привлекателен для подростка, тот и влияет на формирование у него ценностных ориентаций. Таким образом, одноклассники влияют на развитие друг друга.
В коллективе складывается особенное отношение к совместной деятельности и глубокие межличностные отношения. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей.
Существует положение, согласно которому статус подростка в системе личных взаимоотношений является серьезной предпосылкой формирования его личности.
Список используемой литературы.
1. Ананьев Ю.П. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: педагогика, 1989
2. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – 3-е изд.
3. Кон И.С. Социология личности. М.: политиздат.
4. Немов Р.С. Путь к коллективу, книга для родителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 2001
5.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Знание, 1991
6.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: Вако, 2005
Методика «Какой у нас коллектив»
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как пес чинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким.в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, — организаторы, актив.
Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Здесь видно проявление активности всплесками, да и то не у всех.
Алый парус — это символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу, Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарномуДанко, жаром своего сердца дорогу другим.
Результаты методики «Какой у нас коллектив»
В нашем классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых? ДА – 72 %, НЕТ – 28 %.
Наш классный коллектив активен и полон энергии? ДА – 73 %, НЕТ – 27 %.
В нашем классном коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения? ДА – 89 %; НЕТ – 11 %.
Наш коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах? ДА – 25 %; НЕТ – 72 %