коллективная форма работы на уроке это
Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания
Фотима Туламатова
Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания
Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания
«Любое обучение человека есть нечто иное,
как искусство содействовать, стремление природы
Стремительно летит время, вместе с тем меняется мир, совершенствуется техника, наука, а так же образование и нас, учителей,очень радует, что правительство нашей Республики Казахстан во главе с Президентом Н. А. Назарбаевым принимает конкретные шаги в сторону изменения системы школьного образования через внедрения Программы курсов повышения педагогов общеобразовательных школ, основанной на конструктивистских взглядах на обучение. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение приобретенных знаний в жизни. Критически мыслящий учитель стремится оценить свою педагогическую деятельность,ее результаты, сделать выводы и найти пути усовершенствования своей педагогической практики. Данная Программа позволила изучить теоретические аспекты, на которые можно опереться при выборе стратегий и походов к преподаванию и обучению с целью самосовершенствования и улучшения обучения.
Для нас учителей, окончивших курсы по Обновленной программе системы образования, именно групповая форма работы является приемлемой формой организацией урока, т. к.она изменила функцию учителя: если на традиционном уроке мы передавали знания, в основном,в готовом виде, то при групповой форме работы становимся организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Следуя принципам конструктивистского преподавания, используя новые подходы к обучению,действия учителя сводятся к следующему:
*объяснение цели предстоящей работы;
*формирование учащихся на группы;
*комментарии к заданиям для групп;
*участие в работе групп, с целью побуждения к активному поиску.
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1)Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства,делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно,сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний,если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
4)Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5)При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления- контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться,сотрудничать и решать учебные задачи.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на любых этапах урока создает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Использование разных видов деятельности на своих уроках (обсуждения в группах, использование приемов, способствующих развитию критического мышления, составление кластеров, флипчартов, презентации)облегчает запоминание изучаемого материала. Процесс выполнения заданий в группах осуществляется на основе обмена мнениями, высказыванием суждений. Выработанные в группах решения обсуждаются всем классом. Во время рефлексии ученики подводят итоги своей работы: что понравилось, что получилось, что еще хотели бы узнать,над чем нужно поработать.
Используя групповую форму работы, мы заметили, что при совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах- там им комфортнее, что в классах есть учащиеся, которым по разным причинам тяжело публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем. Но зато в группе они занимают активную позицию, обсуждают наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ученики в такой ситуации чувствуют себя увереннее.
Эффективность групповой работы во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Анализ результатов работы в группах показал, что чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность высказываний и тем чаще в обсуждении звучат свободные высказывания детей. С другой стороны, ученики охотнее и свободнее высказываются, когда учителя нет рядом.
И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. При такой форме менее быстрый ученик получает эмоциональную поддержку группы, добывает знания при взаимодействии с одноклассниками. Хочется отметить и то, что именно групповая форма работы ведет к интеллектуальному и творческому развитию ребенка, заставляет думать критически, проявлять креативность, а учителю дает возможность выявить одаренность и талант у ребенка, развивать его в нужном направлении, при совместном обучении учащихся.
Кроме того, групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснить и постоянно контролировать знания,умения и навыки у ребят всего класса.
На своих уроках я использую разные виды групповой работы. Например игра «Продолжи» можно использовать на уроках по разным предметам. Каждая группа должна составить связанный текс на заданную тему. Текст создается по цепочке, каждый участник составляет одно предложение.
«Лови ошибку» учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них неверны. Нужно найти и доказать ошибочность. Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс.
«Водоворот» используется при закреплении материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые передает на проверку другой группе. Группа получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки, выставляются оценки каждой группе.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы- правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп на своих уроках я использую следующим образом.
№ Способ деления Описание способа
1 Деление детей по их общим интересам Учащиеся находят общие интересы (не менее 3-6) и объединяются в группы.
2 Деление по счету Учитель каждому называет число от 1 до4-6
3 Деление по цвету Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки и т. п. разных цветов
4 Деление по форме Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки и т. п. разных форм: круглые, треугольные, квадратные, овальные, звездчатые.
5 Деление по вкусовым предпочтениям Учащиеся выбирают одну из 4-6 видов конфет, или одну из 4-6 фигурных печенья (буквы, животные)
6 Деление по строчкам песен Дети берут одну строку известной всем песни; ищут друг друга, чтобы составить куплет песни. Можно пропеть каждой группе свою песню.
7 «Сложи мозаику» Учащиеся выбирают один фрагмент фото (картины, рисунка, ищут друг друга, чтобы составить общее.
8 По картинкам, рисункам, фото и…. Учащиеся выбирают одну из 4-6 картинок или рисунков, формул, единиц измерения и т. д
9 По результатам примеров (расчетов). Учащиеся выбирают один из стикеров с примерами (3+7, 2+5, 8+2, 12-2, 4+3, 1+4, 7-2 и т. д.
По одинаковым ответам примеров учащихся идет объединение в группы.
10 Деление по списку Ф. И. учащихся По алфавитному порядку Ф. И. учащихся в школьном журнале.
11 Деление «по цепочке» Учитель выбирает 4-6 учеников (по числу организуемых групп, они в свою очередь выбирают по одному человеку,с кем бы они хотели; выбранные в свою очередь определяют, кого они хотят видеть в своей группе и т. д.
12 По желанию учащихся По личным симпатиям учащихся сами объединяются в группы.
Групповая форма работы позволила осуществлять дифференцированный подход, т. е проводить работу на уроках с одаренными и талантливыми учениками, а также способствует активизации мыслительных процессов, развитию критического мышления, вовлечению всех учащихся в учебную деятельность, развитию речи детей и их познавательных способностей, обогащению словарного запаса. Ученики имеют возможность самостоятельно оценивать свою работу или взаимооценивать друг друга. Я увидела эффективность данного вида работы и ее положительное влияние на успешность учащихся.
Я пришла к мнению, что необходимо создавать такие условия при работе над проблемой, которые способствовали бы вовлечению всех учащихся в совместную деятельность. Так как только в группе ученику придется не только исполнять, но и участвовать в планировании, реализации и обсуждении деятельности.
В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся,я увидела ряд преимуществ:
*Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
*На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
*Приобретаются навыки,необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Таким образом, групповая работа требует от учащегося учитывать большое количество факторов. Он вынужден приспособиться к темпу работы других членов группы, а также правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными группой. Работа в группе развивает у учеников умение учиться друг у друга, ценить и уважать идеи других учеников, также осуществляется диалог «ученик-ученик» и при презентации своих проектов «ученик- аудитория».
Результат апробации показал, что опыт организации групповой формы деятельности помогает на уроке поддержать у детей инициативность, самостоятельность, повышает самооценку, формирует навыки сотрудничества, общения, развивает критическое мышление, учит делать формы работы велик, поэтому, и в дальнейшем, буду использовать и развивать такой вид деятельности на своих уроках.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача- помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
1.«Руководство для учителя». www.cpm.kz
2. Хуторский А. В. «Развитие одаренности школьников» // Научно-методический журнал «стаз», №3- 2006г.
3. Ресурный материал, www.cpm.kz
4. Развивающее обучение и подготовка к школе – iddrive.kz
Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми.
Спортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного.
Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.
Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.
Школа начинающего педагога как эффективная форма повышения профмастерства педагогов ДОУ в условиях в ведения ФГОС Школа начинающего педагога как одно из эффективных форм повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях.
Статья «Повышения качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства педагогов в инновационной» Повышения качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства педагогов в инновационной деятельности. Реализация.
Управление инновационной деятельностью в МБДОУ как средство повышения качества образования Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования.
Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере.
Сообщение на тему «Коллективная форма организации обучения»
«Коллективная форма организации обучения»
учитель сельскохозяйственного труда
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Урок–это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной
работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.
В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и
индивидуальные формы учебной работы.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом: обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально
для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
· класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
· каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Внутри каждой группы происходит коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся учатся сотрудничать друг с другом. Такой вид работы строится на сотрудничестве и
взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
При коллективной работе дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке
или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют поспорить еще и еще раз правило.
В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:
1. наличие у всех ее участников единой цели;
2. разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
3. налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
4. осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
5. культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
6. достигается равенство объективных условий для каждого.
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:
1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;
2. ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам;
3. деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно учит других;
4. основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех;
5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;
6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
7. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.
При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
а) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им
предложить вновь работать вместе);
б) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в
индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
в) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» – звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.
г) Овладение умением учащихся желательно фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью:
Помогал своей группе:
дополняя идеи, ответ других________________________________
поддерживая, подбадривая своих товарищей_____________________
обобщая различные высказывания, мнения______________________
помогал своим товарищам_________________________
Экспериментально доказано, что сотрудничая друг с другом дети осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым. Благодаря групповой работе все учащиеся в течение одного урока могут прокомментировать
выполненное ими задание, быстрее освоить алгоритм.
Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом.
Благодаря коллективной работе ученики умеют:
— формулировать свою точку зрения;
— выяснять точки зрения своих партнеров;
— обнаруживать разницу точек зрения;
— пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:
— обсуждаются разные варианты решений;
— отвергаются ошибочные варианты;
— ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.
На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.
Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, получили весьма убедительный перечень:
— возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;
— на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
— уменьшаются дисциплинарные трудности;
— ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
— возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
— меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
— дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
— сплоченность класса резко возрастает;
— растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
— они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
— дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
— учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по
трудности, уделять больше внимания «слабым»;
— воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных
Рассмотрим несколько приемов организации коллективной работы на примере открытого урока по сельскохозяйственному труду в 12 классе.
На I этапе практической работы деление на бригады было равноценным по составу учеников, все уч-ся выполняли одинаковый вид работы. Более сильные ученики оказывали помощь и поддержку слабым ученикам. Бригадиры контролировали работу членов своей бригады.
На II этапе практической работы деление на бригады происходило в зависимости от индивидуальных возможностей уч-ся: I бригада работала с ножом, разрезая плоды. Учащимся II бригады такой вид деятельности недоступен. Поэтому им было предложено задание: комментировать результаты I этапа (сортировки плодов).
На III этапе учащиеся работали индивидуально, но объединённые единой целью: чем больше семян мы получим, тем больше мы их посеем весной. От эффективности работы будет зависеть ваша будущая заплата.
Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей:
как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как
сделать учение радостным.
Работа учащихся в группах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.
При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная
самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.
Экспериментально доказано, что при коллективной работе учащихся уровень правильности и быстроты выполнения заданий на 16% выше, чем при фронтальной работе.
В развитии самостоятельности при организации групповых занятий большое
значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это
интерес к учению, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои
мысли, суждения, как действует.
Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает
коммутативные связи с участниками учебной деятельности; содействует
стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление
благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учениками и учителем).
Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность
учащихся на уроках.
На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается – двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном
процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия
с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.