коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

Общедомовой прибор учета. Определение объёма потреблённых КУ

коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

Общедомовой прибор учета, определение которому дает Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг» №307, является техническим средством, предназначенным для измерения объема коммунальных ресурсов, использованных жителями многоквартирных домов.

Общедомовой прибор учёта. Определение объёма КУ

Монтаж оборудования позволяет сократить расходы, связанные с оплатой услуг коммунальных служб, так как жителям многоквартирных построек не придется оплачивать потери ресурсов, которые возникают в магистральных сетях при их транспортировке.

Не менее важным моментом является выявление потребителей «скручивающих» показатели счетчиков. После установки коллективного оборудования осуществлять такие действия становится практически невозможным.

Монтаж коллективных технических средств учета заставил жителей многоквартирных домов более серьезно относиться к утеплению построек. Многие из них всерьез задумываются о необходимости замены окон и дверей, утепления подвалов и чердаков. Массово осуществляется замена осветительных приборов на энергосберегающие.

Установка общедомового оборудования окупается достаточно быстро. После проведения процедуры потребители получают возможность по факту оплачивать использованные ресурсы, а поставщики услуг вынуждены более внимательно относиться к их качеству.

Источник

Приборы учёта

Энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с помощью приборов учёта, а расчёты за потреблённую энергию осуществляются на основании данных приборов учёта.
Эти требования распространяются на объекты, подключённые к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами: электросетям, системам тепло-, водо- и газоснабжения.
Если иное не установлено федеральным или иным нормативным законодательством, то место установки счётчика определяется в месте подключения объекта к системам энергоснабжения.
Требования не распространяются на объекты, мощность потребления электроэнергии которых менее 5 кВт в час, либо максимальный объём потребления природного газа менее 2 куб. м.

К использованию допускаются только приборы утверждённого типа, которые прошли проверку.
Собственник жилого или нежилого помещения берёт обязанности по установке ИПУ на себя, а ввод в эксплуатацию осуществляет исполнитель КУ. Потребитель может подать соответствующую заявку, приложив к ней копию паспорта прибора учёта и копии документов о поверке, если прибор не новый ( п. 81 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Исполнитель обязан рассмотреть такую заявку, установить и согласовать сроки её выполнения. Прибор, который будет введён в эксплуатацию должен соответствовать требованиям, в противном случае, он не будет установлен ( п. 81(4) ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
По результатам работ нужно оформить в 2-х экземплярах акт ввода прибора учёта в эксплуатацию. Перед подписанием акта, представитель исполнителя устанавливает на прибор учёта контрольные пломбы.

Проверки проводятся не реже 1 раза в год, а если приборы установлены в жилых помещениях, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Проверка ИПУ

Если потребитель 2 или более раз не допускает ответственное лицо исполнителя в жилое или нежилое помещение для проверки оборудования и достоверности сведений, которые он предоставляет, то составляют акт об отказе в доступе к прибору учёта. После этого сведения, которые предоставляет потребитель не будут учитываться при расчёте оплаты до того момента, пока проверка не будет проведена и не будет составлен соответствующий акт. Если доступ не будет предоставлен, то при начислении оплаты начинают применять повышающий коэффициент.

Если в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого составлен акт об отказе в доступе, получено заявление о готовности допустить представителя УО в помещение для проверки, УО проводит проверку, составляет акт, который подписывает представитель УО и потребитель. Если потребитель отказывается от подписания акта – его подписывают два незаинтересованных лица. Один акт передаётся потребителю ( п.п. «е» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 )

Если в ходе проверки прибора учёта выясняется, что он исправен, пломбы не нарушены, но сведения ИПУ и сведения, которые предоставлял потребитель, расходятся, необходимо сделать перерасчёт ( п. 61 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

Если во время проверки было обнаружено несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутредомовым инженерным сетям, то составляют акт, а затем доначисляют оплату исходя из мощности несанкционированного подключения, а если её невозможно определить, то согласно нормативу с применением повышающего коэффициента 10 ( п. 62 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

Потребителя необходимо уведомить, что нарушение нужно устранить.

Если несанкционированное подключение обнаружено в нежилом помещении, то объём потреблённых ресурсов определяет РСО.

Потребитель обязан сообщить, если прибор вышел из строя, и отправить исполнителю показания ИПУ на момент поломки. В течении 30 дней необходимо устранить неисправность.

Если потребитель в течение 6 месяцев подряд не предоставляет показания ИПУ, то УО может провести проверку состояния ИПУ и снятие показаний не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока.

Потребителю направляется письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска представителей организации для совершения проверки, а если необходимо – направить повторное извещение ( п.п. «а», «в» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

В согласованные дату и время проводится проверка с составлением актов проверки, которые подписывает представитель УО и потребитель. В случае отказа потребителя от подписания акта, его подписывают также 2 незаинтересованных лица. Один экземпляр акта передаётся потребителю ( п.п. «г» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

Общедомовые приборы учёта (ОДПУ)

Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД ( ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ от 13.08.2006 № 491 ).
В соответствии с п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание ОИ. Это может быть УО на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.
Если ОДПУ вышел из строя, восстановить его работу нужно в течение двух месяцев с момента поломки ( п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ). Источником финансирования будут являться платежи, поступающие от собственников помещений в МКД ( п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ ).

Иногда управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 6464/10 все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены ДУ МКД.
Если прибор не подлежит ремонту, УО составляет акт о невозможности восстановления ОДПУ, а затем проводит ОСС, на повестку которого будет вынесен вопрос о замене прибора. Собственники могут согласиться установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.

Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, УО нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. Сумма, которую вносит каждый собственник определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество и пропорционально количеству принадлежащих ему квадратных метров. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.

Источник

ПРИБОРЫ УЧЕТА ПОТРЕБЛЯЕМЫХ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Одна из центральных базовых задач реализации реформы ЖКХ – учет потребляемых коммунальных ресурсов, переход на оплату за фактическое потребление. Первым шагом в решении этой задачи стала программа Правительства Москвы по установке в каждом жилом доме общедомового прибора учета потребления ресурсов (ОДПУ). Ко второму полугодию 2007 года уже почти во всех жилых домах установлены домовые приборы учета.

Установка общедомовых приборов позволила существенно снизить плату жителям за водопотребление, поскольку:

Вторым шагом в организации оплаты за фактическое потребление воды стала городская программа по установке индивидуальных (квартирных) приборов учета потребления ресурсов (ИПУ). Теперь каждый житель решает сам, будет ли он бездумно лить воду либо будет расходовать ее экономно, но и меньше платить. Анализ результатов расчетов и платежей по показаниям приборов учета показал, что практически до 20% снижается и потребление, и оплата ресурсов.

Правительство Москвы приступило к реализации программы по установке в 2007 – 2009 годах индивидуальных приборов учета за счет бюджетных средств в следующих квартирах:

Следует помнить, что вода поставляется не в каждую отдельную квартиру, а на дом в целом. Только одновременное наличие в доме и общедомовых, и квартирных приборов учета позволяет комплексно решать вопросы контроля качества, снижения фактического потребления воды.

При выборе марки и типа квартирного прибора учета одопотребления необходимо руководствоваться перечнем приборов, рекомендованных для внедрения в жилищном фонде города Москвы;

Установка квартирных приборов учета ресурсов (холодной и горячей воды) позволяет контролировать их потребление.

При отсутствии приборов учета расход воды рассчитывается по норме в Москве – это 384 литра на человека в сутки.

Позволяет оплачивать фактически потребленную горячую и холодную воду в данной квартире.

Потреблять более рационально холодную и горячую воду и снижать энергозатраты в системах водоснабжения.

ПОРЯДОК УСТАНОВКИ КВАРТИРНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА ХОЛОДНОЙ И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ

1. Направить в управляющую организацию (ГУП «ДЕЗ района Замоскворечье», ТСЖ и т.п.) заявление на установку квартирных приборов учета (КПУ) и производство расчетов по их показаниям (приложить копию свидетельства о праве собственности на жилое помещение либо договор найма, выписку из домовой книги).

Источник

Коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

коллективные приборы учета коммунальных ресурсовОбзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 мая 2019 г. № 20402-ОГ/04 Об одинаковой функциональной возможности приборов учета по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение, поступившее письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.04.2019 № 09-1684 (вх. Минстроя России от 06.05.2019 № 18437-ОГ), и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все приборы учета в многоквартирном доме должны иметь одинаковую функциональную возможность по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток.

Необходимо принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
О.А. Олейникова

Обзор документа

Минстрой выпустил очередные разъяснения по начислению платы за содержание и использование общего имущества в многоквартирном доме, в которых указал:

— все приборы учета должны иметь одинаковую функциональную возможность определять объемы потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток.

Отдельно указано, как рассчитать плату, если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления ресурсов.

Источник

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

коллективные приборы учета коммунальных ресурсов

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *