коллективные являются основной формой социального партнерства используемой для достижения соглашений
министерства труда и социального развития Краснодарского края
Коллективный договор как форма социального партнерства
28.09.2020 Обычная важность
В правовом регулировании социального партнерства значительная роль отводится Трудовому кодексу Российской Федерации. Статья 23 ТК РФ определяет социальное партнерство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство – важнейший инструмент, посредством которого работники (их представители) и работодатели (их представители) реализуют свои конституционные полномочия в сфере трудовых отношений.
Вопрос о развитии социального партнерства в муниципальных образованиях постоянно находится на контроле в администрации края.
Основным и наиболее действенным способом выражения социального партнерства в организации (или у индивидуального предпринимателя) является заключение коллективного договора.
Статья 22 Трудового Кодекса Российской Федерации обязывает работодателя (в том числе индивидуального предпринимателя) вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом. Более половины статей Трудового кодекса прямо указывают на закрепление в коллективном договоре различных положений, касающихся конкретного предприятия. Трехстороннее соглашение по регулированию социально – трудовых отношений между администрацией Кавказского района, профсоюзами и работодателями на 2018-2020 годы, устанавливает необходимость заключения коллективного договора в каждой организации независимо от организационно – правовой формы и формы собственности.
Коллективный договор в рыночных условиях – это главный правовой акт, который в комплексе регулирует социально-трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем. Кроме таких обязательных социально-значимых вопросов как оплата труда, режим труда и отдыха работников, обучение и переобучение специалистов, охрана труда работников, он позволяет значительно расширить предоставляемый государством уровень социально-трудовых гарантий, обеспечить работникам безопасные и благоприятные условия труда. Это и повышенный размер минимальной заработной платы, и предоставление работникам дополнительного социального пакета, обучение и повышение квалификации персонала, оказание материальной помощи, приобретение и выдачу за счет собственных средств спецодежды и спецобуви, обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другое.
Следует отметить, что коллективный договор в том числе, защищает интересы и работодателя путем возложения на работников обязанностей по соблюдению требований охраны труда, добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Коллективный договор для работодателя — это инструмент управления налоговой нагрузкой. Государство поощряет организации, заключившие коллективный договор. В соответствии со ст.255, ст.270 гл.25 Налогового кодекса РФ при определении налогооблагаемой базы не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, в виде сумм материальной помощи работникам, на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей и другие социальные выплаты.
Инициатором переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора может выступить любая из сторон – как представители работников (первичная профсоюзная организация или иной представительный орган) так и работодатель (представитель работодателя). Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется в отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «ЦЗН Кавказского района» для уведомительной регистрации.
Законодательство призывает вас, уважаемые работодатели, представители работников больше ориентироваться на социальное партнерство, вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор, который выступает мощным средством регулирования социально-трудовых отношений и способствует мирному урегулированию возникающих споров между работниками и работодателями. Равноправие сторон социального партнерства, выполнение взятых на себя обязательств обеспечивает стабильное как экономическое, так и социальное будущее организации.
Любую консультативную и методическую помощь по трудовому законодательству, в том числе охране труда и процедуре заключения коллективного договора, вы можете получить, обратившись в отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «ЦЗН Кавказского района» по адресу: г. Кропоткин, МКР. 1, д.27, кабинет № 5,7, или по телефону 7-06-99, 3-46-87, 3-46-88.
Материал подготовлен отделом
трудовых отношений, охраны труда и
взаимодействия с работодателями
ГКУ КК «ЦЗН Кавказского района»
Коллективный договор как форма социального партнерства
Социальное партнерство коллективный договор подразумевает как основную форму взаимодействия между работниками и работодателем. Рассмотрим, как оформляют при социальном партнерстве коллективный договор.
Назначение коллективного договора
Среди форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) коллективный договор назван в числе основных документов, составляемых и принимаемых в результате переговоров между работниками и работодателем по вопросам, регулирующим их взаимодействие в сфере трудовых взаимоотношений.
Колдоговор, содержащий дополнительные по отношению к положениям ТК РФ правила взаимодействия между работодателем и работником, не может быть направлен на ухудшение положения работников (ст. 41 ТК РФ), поэтому устанавливает только такие нововведения, которые это положение с согласия работодателя улучшают.
В нем могут отражаться, например, вопросы, касающиеся:
Этот документ обычно единый для 1 работодателя, но возможно его создание:
Оформление колдоговора зависит от волеизъявления сторон и обязательным не является. Большинство организационных моментов, отражаемых в нем, можно решить с помощью системы организационно-распорядительных документов иного характера: положений, приказов.
О роли колдоговора в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
На нашем форуме можно обсудить вопрос, возникший у вас по применению любого нормативного документа в сфере трудового законодательства. Так, в этой ветке можно просмотреть обсуждение: обязателен ли коллективный договор для небольших организаций.
Особенности формирования колдоговора
Все основные характеристики документа (его объем, содержание, форму, наличие приложений) стороны переговоров определяют сами в зависимости от целей создания и круга вопросов, попадающих в него.
Чаще всего в колдоговоре отражаются положения, устанавливающие:
Процедурные вопросы
Разработка колдоговора осуществляется комиссией, составленной из представителей работников и работодателя, в порядке, установленном ими самими (ст. 42 ТК РФ). На этот процесс им отводится не более 3 месяцев (ст. 40 ТК РФ).
Разработка и согласование документа становятся результатом коллективных переговоров, ведущихся членами комиссии по вопросам, которые планируется включить в колдоговор. Если по всем вопросам согласие достигнуто, документ подписывается сторонами переговоров и считается заключенным. Если стороны не пришли к согласию по каким-либо вопросам, он подписывается в согласованной части, а по разногласиям составляется соответствующий протокол.
В дальнейшем эти разногласия сторонам придется урегулировать путем проведения последовательно таких процедур (гл. 61 ТК РФ), как:
Действие заключенного колдоговора распространяется на всех работников соответствующего работодателя (отрасли, подразделения) и продолжается не более 3 лет (ст. 43 ТК РФ). Начинает он действовать либо с даты подписания, либо со дня, специально оговоренного в тексте документа.
По согласованию сторон колдоговор может быть:
Не требуется менять его:
Он сохраняет свое действие на протяжении процедур:
При смене собственника колдоговор действует не более 3 месяцев с даты такого изменения. По истечении этого срока, так же как и по завершении реорганизации, проведенной как слияние, присоединение или разделение, договор может быть:
Подробнее о нюансах замены коллективного договора при смене собственника читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Колдоговор — важная составляющая взаимоотношений между работниками и работодателем. Он позволяет не только упорядочить ряд организационных вопросов, но и предоставить работнику некоторые льготы, гарантии и доплаты, увеличивающие его заинтересованность в работе у работодателя, заключившего с работниками такой договор.
Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерства (действующая редакция)
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Комментарий к ст. 27 ТК РФ
1. Комментируемая статья определяет основные формы социального партнерства в сфере труда.
3. Взаимные консультации проводятся, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (см. коммент. к ст. 35).
Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров вне рамок трехсторонних комиссий, например ст. 21 Закона о занятости предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, которые предусматривают соответствующие мероприятия.
Реализация данной формы социального партнерства предполагает также учет мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при разработке некоторых нормативных актов федерального уровня (см. коммент. к ст. ст. 35, 139, 147 и др.).
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (см. коммент. к ст. ст. 53, 372, 373).
4. Право на участие работников в управлении организацией и его основные формы закреплены в гл. 8 ТК (см. коммент. к ст. ст. 52, 53).
5. Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров также признается одной из форм социального партнерства. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.
6. Статья 27 указывает основные формы социального партнерства, но не содержит их исчерпывающего перечня. Помимо них, в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой, используются: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов; участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами; рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, профессиональных союзов и объединений работодателей.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.
В качестве примера можно привести организацию работы координационного комитета содействия занятости населения г. Москвы, созданного согласно ст. 11 Закона г. Москвы от 11.11.2009 N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» (см. коммент. к ст. 35).
8. По соглашению сторон могут создаваться другие двух- или трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства по отдельным направлениям. Такое положение предусматривается некоторыми региональными законами о социальном партнерстве (например, ст. 8 Закона г. Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве»).
9. Закон о профсоюзах предусматривает право профсоюзов на участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов. Аналогичное право предусмотрено Законом об объединениях работодателей (ст. 13) для объединений работодателей.
10. В качестве формы социального партнерства необходимо выделить и право социальных партнеров передавать свои предложения друг другу или в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления (см. коммент. к ст. 35.1).
Законодательством о профессиональных союзах (Закон о профсоюзах) предусматривается право профессиональных союзов, их объединений выдвигать предложения о разработке, изменении и дополнении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, о принятии законов и других нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они имеют право участвовать в рассмотрении своих предложений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями и их объединениями (ст. 11 Закона о профсоюзах).
Предложения профессиональных союзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 21 Закона о занятости).
Общероссийские или территориальные объединения профсоюзов высказывают свое мнение (которое подлежит учету) о необходимости и масштабах привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 12 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения перенести сроки или временно прекратить реализацию мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах).
Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (ст. 15 Закона о профсоюзах) также может осуществляться в форме внесения предложений.
Коллективные являются основной формой социального партнерства используемой для достижения соглашений
Адрес: город Ярославль, ул. Урицкого, д. 47а, этаж 3, офис 319
Схема проезда
Правовой центр «Гражданин», предлагает квалифицированные юридические услуги в сфере трудового законодательства физическим и юридическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.
Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет регулирования и пять возможных уровней или видов социально-партнерских соглашений выше локального уровня.
Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от сферы регулирования и уровня):
1) генеральное соглашение. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне;
2) межрегиональное соглашение. Устанавливает принципы регулирования на уровне двух и более субъектов Российской Федерации;
3) региональное соглашение. Указывает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации;
4) отраслевое (межотраслевое) соглашение. Устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства;
5) территориальное соглашение. Призвано определить общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на на территории соответствующего муниципального образования города, района или другого административно-территориального образования.
Данный перечень видов соглашений не является исчерпывающим. Законодатель предоставляет возможность заключение и иных видов соглашений. Государство поддерживает социально-партнерские отношения на любом уровне.
Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (в отличие от коллективных договоров), когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти.
Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:
На уровне субъекта(ов) Российской Федерации и административно-территориальных образовании в составе этих субъектов участниками соглашений могут быть:
— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;
— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления.
Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем. Законодатель лишь ориентировочно указал, что это могут быть вопросы:
— условий и охраны труда;
— режима труда и отдыха;
— развития социального партнерства и другие.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонам до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются у федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Действие соглашения
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в у занных консультациях.
Соглашение, так же как и коллективный договор, в течение семи дней со дня подписания должен быть направлен работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление его в силу не зависит от факта данной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Ответственностъ представителей работодателей за невыполнение соглашений и коллективных договоров, а также за нарушение процедуры их заключения, предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях РФ:
— статья 5.33 «Невыполнение соглашения». Санкция — наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.