коллизионное регулирование наследственных отношений в российском праве закреплено в
Коллизионное регулирование наследственных отношений в российском праве закреплено в
член Комиссии по международному сотрудничеству ФНП
нотариус нотариального округа г. Химки Московской области, член Комиссии по международному сотрудничеству ФНП, кандидат юридических наук, доцент МГИМО (У)
Наследование с участием иностранных субъектов основывается исключительно на национальных правовых нормах. С другой стороны, существует тенденция более полного урегулирования наследственных отношений в нормах международного права. Ч. 4 ст. 15 Конституции 1993 года устанавливает приоритет норм международного права по отношению к внутренним источникам права. Большинство норм в области наследования содержится в двусторонних договорах РФ о правовой помощи с иностранными государствами (чуть более 40) или региональных конвенциях, самая известная из которых — Минская от 22.01.1993 и её не ратифицированная РФ Кишинёвская редакция 2002 года. Вместе с тем многие положения их них устарели и требуют изменения и развития. Это касается и двусторонних международных договоров о правовой помощи между Россией и другими странами. В этой связи, необходимо усилить, на мой взгляд, компаративный (сравнительный) аспект исследования наследственного права зарубежных стран, учитывая, что в каждом государстве действует свое наследственное право, определяющее основания, порядок и пределы применения иностранного права на его территории. Важную роль в этом приобретает взаимодействие и сотрудничество нотариусов, занимающихся вопросами наследования и выдачи свидетельств о праве на наследство. В настоящее время, условиях сложной международной обстановки, для России происходит изменение приоритетов и целей такого сотрудничества. На мой взгляд, приоритетной задачей становится унификация законодательства о наследовании, а в некоторых случаях рецепция наследственного права России и стран входящих, прежде всего в Таможенный союз. Это Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения. На мой взгляд, между нашими странами важен единообразный подход, унификация норм о наследовании. Для всех остальных стран, необходимо продолжение развития общих начал построения работы по наследованию с участием иностранных субъектов на основе единых принципов, которые должны выразиться в создании и заключении специальных двусторонних договоров о наследовании, в отличие от договоров о правовой помощи, которые безнадежно устарели. Нотариусы, занимаясь выдачей свидетельств о праве на наследство осуществляют нотариальную деятельность, а не правовую помощь.
Их основными вопросами в области международного наследования должны стать: квалификация, выбор применимого права и применение компетентных норм о наследовании.
Прежде всего, необходимо определить понятия «иностранный субъект» в наследственном правоотношении. Международные договоры РФ не содержат определения «международного наследования«1, поэтому во всех случаях для квалификации данного понятия любой нотариус, в том числе российский должен опираться на национальное право. В России на (ст. 1186, 1187 ГК РФ). Понятие иностранный субъект (ст.1186 ГК) в наследственном правоотношении исходит из факта нахождения наследственного имущества за рубежом, наличия иностранного гражданства у наследодателя, постоянного проживавшего на территории России, факта проживания наследодателя за рубежом при наличии имущества на российской территории. Между тем нахождение наследников, даже имеющих российское гражданство, за границей создает дополнительные проблемы при ведении наследственного дела, связанные с необходимостью уведомления заинтересованных лиц о начатом наследственном процессе и его движении. Иностранное гражданство наследников не оказывает существенного влияния на процедуру наследования, которая осуществляется в соответствии с российским правом. Специальные постановления об исчислении срока для принятия наследства содержатся в договорах о правовой помощи с Болгарией (п.4 ст.39 договора), Венгрией (п. З ст. 44 договора) и Польшей (п. З ст. 46 договора). 2Как предусматривается в этих договорах, в тех случаях, когда наследодатели являлись гражданами соответствующих договаривающихся государств и умерли на территории другого государства, срок для принятия наследства будет исчисляться со дня уведомления дипломатического или консульского представителя о смерти наследодателя. Существенными являются положения международных договоров и конвенций о незамедлительном уведомлении другой договаривающейся стороны, гражданином которой являлся умерший, о смерти наследодателя, и доведении до сведения не только дипломатического или консульского представительства всех данных, которые известны в отношении наследников, отказополучателей, о составе и размере наследства, о наличии или отсутствии завещания, о том какие меры приняты по охране наследства и других сведений, но и нотариусов. Такие нормы предусмотрены двухсторонними договорами о правовой помощи со странами Балтии (например, Эстонией (ст.46), Латвией (ст.46), Литвой (ст.46), но должны лечь в основу двусторонних международных договоров о наследовании.
Важной проблемой является определение компетенции национального правоприменителя. Вопрос о компетенции решается в приоритетном порядке на основании соответствующих правил международного договора РФ с иностранным государством, на территории которого находится наследственное имущество или проживал наследодатель, и только при отсутствии применимых договорных правил — на основании внутренних коллизионных норм.
В международных договорах РФ разрешение вопроса о компетенции по наследственным делам происходит по принципу разделения компетенции для оформления наследственных прав отдельно для движимого и недвижимого имущества. Для оформления наследственных прав на движимое имущество компетентны учреждения государства по месту последнего жительства наследодателя, а в отношении недвижимого имущества компетентны учреждения государства по месту нахождения недвижимости. В частности, такой подход поддерживают Минская конвенция (ст. 48), Кишиневская конвенция (ст. 51), двусторонние соглашения РФ о правовой помощи с Азербайджаном (ст. 45), Болгарией (ст. 35), Ираном (ст. 39), Кыргызстаном (ст. 45), Латвией (ст. 45), Молдовой (ст. 45), Монголии (ст. 41), Чехией и Словакией (ст. 43), Эстонией (ст. 45). Проблемным для нотариусов является отсутствие норм о компетенции по наследственным делам в двусторонних договорах о правовой помощи, заключенных Россией с Алжиром, Грецией, Ираком, Испанией, Йеменом, Кипром, Китаем, Тунисом, Финляндией.
Поэтому важнейшей задачей, на мой взгляд, является развитие взаимоотношений с нотариатами этих стран с целью инициирования возможного заключения двусторонних договоров о наследовании.
Важное специфическое действие в делах компаративном наследовании заключается в выборе права, применимого к наследственным правоотношениям. В России коллизионные нормы направлены в большинстве случаев к применению российского материального права при регулировании наследственных отношений с внешним субъектом (п.1 ст. 1224 ГК РФ, Минская конвенция, большинство двусторонних договоров о правовой помощи). Международным соглашением Российской Федерации с иностранным государством могут быть установлены иные коллизионные правила, которые имеют приоритет по отношению к нормам международного частного права, содержащимся во внутренних источниках, и должны применяться для определения компетентных норм материального права. Таким образом, речь опять идет о договорном режиме определения применимого к наследованию права, что подтверждает мой тезис о продолжении развития двустороннего сотрудничества, с тем, чтобы вопросы коллизионного права, превращались в двусторонних отношениях в нормы материального права.
От правильного ответа на этот вопрос зависит не только определение компетенции соответствующих органов и должностных лиц, но и правильный выбор применимого к наследованию права. Например, международные договоры РФ с иностранными государствами в отличие от некоторых международных конвенций не содержат какой-либо универсальной дефиниции понятия «место жительство». Думается, что и этот вопрос необходимо урегулировать в двусторонних международных договорах о наследовании.
Несколько слов об унификации регулирования выморочного имущества в порядке наследования. Это наиболее актуально в наших взаимоотношениях со странами Прибалтики, Украины, Молдовы. Вопросы правового регулирования выморочного имущества определены в Минской конвенции (ст.46), её Кишиневской редакции (ст.49), в двусторонних договорах с Азербайджаном (ст.43), Болгарией (ст.ЗЗ), Венгрия (ст.38), Вьетнамом (ст.36), Ираном (ст.37), КНДР (ст.37), Кыргызстаном (ст.43), Латвией (ст.43), Литвой (ст.43), Молдовой (ст.43), Монголией (ст.36), Польшей (ст.40), Румынией (ст.38), Эстония (ст.43), Чехия и Словакия (ст.41). В большинстве случаев движимое имущество должно поступать в собственность государства, на территории которого наследодатель имел последнее место жительства, а недвижимое — в собственность государства, на территории которого оно находится. В связи с реституцией и уничтожением недвижимого имущества в результате гражданской войны в Украине, этот вопрос приобретает особую актуальность.
На практике рекомендуется использовать форму завещания, предусмотренных правом страны, которое предположительно будет применимо к самому наследованию. Завещание должно также соответствовать законодательству государства, где находится недвижимость (например, в договорах с Грецией (ст. 22), Кипром (ст. 22), Финляндией (ст. 25). Однако, вопрос этот остается спорным и требует особого решения в двусторонних отношениях по наследованию. Российские нотариусы с удовлетворением бы восприняли ускорение присоединения к информационной системе Европейских государств, связанных с поиском завещаний и их отменой, унификацией форм завещания, учитывая создание собственной информационной системы учета завещаний и их отмены. В нашем случае Россия должна развивать процедуры унификации подходов к удостоверению и формам завещаний, присущей романо-германской системе права.
В заключение, хочу сказать, что, как Россия, так и страны где наследственные дела ведут нотариусы, находятся в орбите романо-германской правовой семьи. Это заставляет задуматься о создании упрощенной системы наследственных отношений между нашими странами, где проживает большое количество русского населения. Казалось бы, восстановление членства РФ в Гаагской конференции по МЧП, произошедшее в 2001 году, давало надежду на то, что некоторые зарекомендовавшие себя на практике международные конвенции могли бы существенно упростить ведение международных наследственных дел в российской юрисдикции привела бы к успешной реализации наследственных прав российских граждан за рубежом, однако на практике указанные конвенции почти не действуют. Сомнение вызывает и реализация специального Регламента по международному наследованию в рамках Европейского Союза, который должен быть принят в 2015 году, учитывая тот факт что нотариусы России практически не участвуют в его создании. Следует отметить недостаточно налаженную систему информирования между государствами по вопросам наследования. Все это заставляет задуматься об активизации двусторонних отношений между нотариатами с целью установления гармоничного правового регулирования наследования и прежде всего по вопросам наследования с иностранным субъектом. Речь, прежде всего, должна идти об упрощении взаимоотношений нотариусов, стран международного нотариата, по ведению наследственных дел с иностранным субъектом. Думается, что нотариусы должны напрямую входить в информационные системы по наследственным делам, осуществлять обмен информацией, минуя административные препоны. Во исполнение резолюции Руководящего Совета МСН, одобренных в ходе заседаний в Брюгге в феврале 2009 года и в Лондоне в июне 2009 года принят Внутренний регламент Международной Нотариальной Сети3, с целью упростить в целом установление контактов между нотариусами, находящимся в разных странах. Эта сеть могла быть более продуктивно использована российскими нотариусами для обеспечения сведений о наследовании с иностранными субъектами.
Наследственные правоотношения в международном частном праве
Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
Наследственное право представляет собой один из институтов гражданского права, под которым понимается совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом прав и обязанностей умершего к другим лицам. Наследование – один из важнейших производных способов перехода права собственности. Между наследственным правом и правом собственности существует тесная связь. Предметом наследственного права может быть только то, что может быть предметом права частной собственности. Право собственности имеет примат по отношению к наследственному праву.
Виды наследования – наследование по завещанию и по закону. Наследование по завещанию является основным видом наследования. Исходное начало наследования по завещанию и в континентальном, и в общем праве – это сочетание двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи. Практически во всех государствах завещание понимается как односторонняя сделка, волевой акт наследодателя. Формы же завещания принципиально различны по законодательству разных государств. Попытки частичной унификации наследственного права были предприняты в Гаагской конвенции о коллизиях законов относительно форм завещательных распоряжений и в Вашингтонской конвенции о форме завещаний 1973 г. Однако наследственное право, как и семейное, в очень большой степени обусловлено национальными традициями и обычаями и потому с большим трудом поддается унификации.
Наследование по закону имеет субсидиарное значение. В основном оно осуществляется: в отсутствии завещания; в случае признания его недействительным; отказа наследника по завещанию от принятия наследства; в случае завещания части имущества. Практически во всех странах существует понятие обязательной доли – ограничение принципа свободы завещания в пользу членов семьи наследодателя. Законодательство разных стран поразному определяет очередность наследования по закону и круг обязательных наследников.
Кроме того, принципиальные различия существуют в наследовании движимого и недвижимого имущества. В праве большинства государств закреплены императивные коллизионные нормы о наследовании недвижимости. Порядок наследования такого имущества определяется правом государства места его нахождения. В наследственном праве имеет место расщепление коллизионной привязки для определения режима имущества в зависимости от его категории. Соответственно, используются различные коллизионные принципы для определения применимого права. При наследовании движимого имущества имеет место кумуляция коллизионных привязок: одновременно применяются личный закон наследодателя, закон места составления акта и закон суда. Определение категории имущества (движимое и недвижимое) производится по нормам национального закона (в основном) или международного договора. Поскольку принадлежность вещей к движимым или недвижимым определяется по-разному, это усугубляет проблемы наследственных правоотношений с иностранным элементом. В настоящее время во многих государствах установлен принцип единства наследственного имущества.
Перечислим коллизионно-правовые проблемы наследственного права: 1) определение круга наследников по закону и по завещанию; 2) система наследственного имущества; 3)требования, предъявляемые к форме завещания; 4) разграничение между наследованием движимого и недвижимого имущества; 5) возможность применения принципа единства наследственной массы; 6) вопросы действительности завещания; 7) определение завещательной дееспособности. Общие и специальные коллизионные привязки – закон места нахождения вещи; закон места нахождения недвижимости; личный закон наследодателя; закон гражданства наследодателя в момент его смерти; закон постоянного последнего местожительства наследодателя; закон места составления завещания. Основное значение имеет личный закон наследодателя.
Коллизионное регулирование наследственных отношений в российском праве закреплено в ст. 1224 Гражданского кодекса, устанавливающей «цепочку» коллизионных норм. Основная коллизионная привязка наследственных отношений – это закон последнего места жительства наследодателя. Для определения правового порядка наследования недвижимости применяется закон места нахождения имущества. При наследовании российской недвижимости, внесенной в государственный реестр РФ, применяется только российское право. Определение завещательной правоспособности лица, формы завещания или акта его отмены производится по праву страны места жительства наследодателя в момент составления завещания. Завещание или акт его отмены признаются действительными с точки зрения формы, если она соответствует требованиям права места составления завещания либо российскому праву.
Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом
Основой регулирования наследственного права в России является разд. V ГК. В российском праве установлен национальный режим для наследников-иностранцев. Эта норма имеет императивный характер и может устранить возникновение коллизионного вопроса. На практике, однако, национальный режим предоставляется в соответствии с положениями международных договоров или при наличии взаимности (если нет международного договора). Из национального режима предусмотрены и определенные изъятия. В сфере наследственных отношений действует принцип материальной взаимности.
Наследственные права иностранцев в России и российских граждан за рубежом главным образом регламентируются в консульских конвенциях и договорах о правовой помощи. Рассмотрим положения двусторонних договоров РФ о правовой помощи в сфере наследственных правоотношений.
1. Граждане одной стороны в области наследства полностью приравниваются к гражданам другой стороны, т. е. за иностранцами признается способность наследовать по закону и завещанию наравне с собственными гражданами; наследственное имущество переходит к наследникам-иностранцам на тех же условиях, которые применяются к собственным гражданам.
2. Налогообложение в области наследования по отношению к иностранцам осуществляется на тех же условиях, которыми пользуются собственные граждане. Наследственные суммы, причитающиеся иностранцам, беспрепятственно переводятся за границу при наличии взаимности.
3. Наследование граждан одной стороны на территории другой допустимо только в отношении тех видов имущества, которые по закону данного государства могут быть объектом наследования для его собственных граждан.
4. Объектом завещательного распоряжения на территории одной стороны гражданами другой стороны может быть все то, что по закону государства пребывания может быть объектом завещательного распоряжения ее собственных граждан.
5. Продление сроков для вступления в наследство по отношению к иностранцам осуществляется в судах одного государства на тех же основаниях, что и для местных граждан (в договорах с отдельными государствами – Польшей, Венгрией, Болгарией – содержатся специальные постановления об исчислении сроков для принятия наследства).
6. В договорах разрешается проблема, в компетенцию органов какого государства входит производство по делу о наследстве. Этот вопрос подлежит коллизионному регулированию на основе специальных привязок: а) при наследовании движимого имущества компетентно учреждение юстиции той страны, где наследодатель имел последнее постоянное местожительство; б) при наследовании недвижимости – учреждение юстиции той страны, где это имущество находится.
7. Установлена возможность раздельной компетенции по отношению к имуществу, находящемуся на территории одного из договаривающихся государств; наследование недвижимости регулируется правом этого государства, а наследование движимых вещей – по закону другого договаривающегося государства, на территории которого постоянно проживал наследодатель или чьим гражданином он являлся на момент смерти.
8. Завещательная правоспособность гражданина определяется по личному закону наследодателя (гражданства или домицилия).
9. Форма завещания определяется правом страны, на территории которой наследодатель имел последнее место жительства.
10. Действительность завещания определяется правом места составления завещания.
11. Завещание признается действительным с точки зрения формы, если она соответствует требованиям: а) права государства, на территории которого завещание составлено; б) права государства, гражданином которого являлся наследодатель в момент смерти; в) права государства, на территории которого наследодатель был домицилирован в момент смерти или в момент составления завещания; г) права государства, на территории которого находится недвижимое имущество, если речь идет о наследовании такого имущества.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. для стран СНГ устанавливает «цепочку» коллизионных норм, регулирующих наследственный статут:
Защита наследственных прав российских граждан за рубежом возложена на консулов и регулируется положениями консульских конвенций. Российские граждане имеют право на получение наследственного имущества, если наследование открывается за рубежом. Право наследования возникает на основе иностранного закона, соответственно, российские граждане признаются наследниками по праву того государства, которое применяется к наследственному статуту.
Право российских граждан выступать наследниками определенной очереди при наследовании по закону и на получение наследственной доли в случае открытия наследства за границей определяется по закону иностранного государства и ни в какой степени не может зависеть от установлений российского законодательства. Российское право не содержит каких-либо ограничений для получения российскими гражданами наследственных сумм из-за границы.
Приведем основные положения консульских конвенций (с Великобританией, КНР, США, Швецией) в сфере наследственного права:
Режим «выморочного имущества» в международном частном праве
Выморочное имущество – это имущество, которое осталось после смерти лица, не оставившего наследников ни по закону, ни по завещанию. Материальное наследственное право практически всех государств в данном случае устанавливает – такое имущество поступает в казну (ст. 1151 Гражданского кодекса). Однако в праве разных государств объяснение права государства на наследование такого имущества принци-пи аль но различно.
1. Концепция перехода выморочного имущества в собственность государства как бесхозяйного имущества (Франция, Австрия, США). Приобретение имущества как бесхозяйного имеет первоначальный, а не производный характер, следовательно, выморочное имущество переходит государству свободным от каких-либо обременений и долгов. Наследственные права государства здесь возникают по «праву оккупации».
2. Концепция перехода выморочного имущества в собственность государства по праву наследования (Российская Федерация, ФРГ, Испания, Швейцария, государства Восточной Европы, страны СНГ и Балтии). Обоснование этой концепции – определение наследования как универсального правопреемства. В данном случае имеет место ответственность государства по долгам наследодателя, поскольку приобретение имущества по праву наследования – это производный способ перехода права собственности.
Различное обоснование права государства на наследование выморочного имущества имеет существенное практическое значение, если такое имущество принадлежит иностранцу:
Практически общепризнанно, что судьба выморочного имущества определяется правом того государства, на чьей территории имущество находится, и зависит от того, какой концепции перехода выморочного имущества придерживается данное государство. Следует также отметить различия правовых режимов при наследовании движимого и недвижимого выморочного имущества. Даже если государство придерживается концепции перехода по праву наследования, недвижимость в любом случае становится собственностью того государства, на чьей территории она находится. Движимые вещи либо передаются государству гражданства умершего, либо поступают в казну государства их места нахождения.
В современных международных гражданских отношениях судьба выморочного имущества, принадлежащего иностранцам, регулируется в двусторонних договорах о правовой помощи. Эти договоры содержат унифицированную материальную норму: выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого являлся наследодатель в момент смерти; выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится. Эта материальная норма, непосредственно разрешающая судьбу выморочного имущества, связана с установленными в договорах коллизионными принципами регулирования наследственных отношений. Наследование движимого имущества подчиняется личному закону наследодателя, а наследование недвижимости – закону места нахождения вещи.
Аналогичная норма содержится и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенной странами СНГ.
Источники регулирования наследственных отношений
Абраменков Михаил Сергеевич, заместитель главного редактора журнала «Наследственное право», кандидат юридических наук.
В статье автор рассматривает вопрос о видах и системе источников правовых норм о наследовании, а также формулирует проблему источников регулирования наследственных отношений в широком смысле.
Статья Л.П. Ануфриевой «Соотношение международного публичного и международного частного права» включена в информационный банк согласно публикации — «Журнал российского права», 2001, N 5.
См.: Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права (сравнительное исследование правовых категорий): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 13 — 14.
Нормы отечественного наследственного права закрепляются в его системно организованных источниках, среди которых можно выделить следующие.
2. Международные договоры Российской Федерации составляют один из компонентов отечественной правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Как указано в ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014), под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.). По общему правилу положения международного договора РФ имеют приоритет над положениями федерального закона, принятого по тому же вопросу, что и международный договор (такой договор ратифицируется в форме федерального закона).
Положения международных соглашений имеют исключительно важное значение, в частности, для регулирования наследственных отношений, связанных с несколькими национальными правовыми системами. Основу международного регулирования таких отношений, безусловно, составляют нормы, закрепленные в договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и торговым делам с участием России — как многосторонние, так и двусторонние. К числу первых следует отнести прежде всего Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее — Конвенция), заключенную в Минске, в редакции Протокола от 28 марта 1997 г., совершенного в Москве. Конвенция применяется в отношении тех дел о международном наследовании, которые затрагивают правопорядки России и иных государств — участников СНГ при отсутствии между ними соответствующего двустороннего договора. Конвенция содержит целостную систему правил, посвященных регламентации наследственных отношений международного характера, и на ее примере мы можем увидеть общую модель регулирования т.н. «международного наследования» в соглашениях о правовой помощи.
Прежде всего, в ее ст. 44 установлен принцип равенства, согласно которому граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны. Компетенция по наследственным делам, в том числе по спорам, возникающим в связи с рассмотрением таких дел, распределяется между компетентными органами государства, на территории которого умерший имел место жительства в момент смерти — в отношении наследования движимого имущества, и того государства, в котором находится недвижимое имущество — в отношении перехода данного имущества по наследству ( ст. 48 Конвенции). Консульские учреждения каждой из Договаривающихся Сторон компетентны представлять (за исключением права на отказ от наследства) без специальной доверенности в учреждениях других Договаривающихся Сторон граждан своего государства, если они отсутствуют или не назначили представителя ( ст. 49 Конвенции).
В отношении права, применимого к наследованию, Конвенция закрепляет два наследственных статута — наследование движимости подчиняется закону страны, на территории которой умерший имел домицилий в момент смерти, недвижимое же имущество наследуется по праву той страны, на территории которой оно расположено ( ст. 45 Конвенции). Специальному регулированию подвергся также вопрос о праве, применимом к форме завещания и завещательной дееспособности: способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления ( ст. 47 Конвенции).
Относительно мер по охране наследственного имущества и управлению им Конвенция содержит следующие положения. Прежде всего, компетентные учреждения стран-участниц принимают в соответствии со своим законодательством меры, необходимые для обеспечения охраны наследства, оставленного на их территориях гражданами других Договаривающихся Сторон, или для управления им. О принятых мерах безотлагательно уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение Договаривающейся Стороны, гражданином которой является наследодатель. Указанное представительство или учреждение может принимать участие в осуществлении этих мер. По ходатайству учреждения юстиции, компетентного вести производство по делу о наследовании, а также дипломатического представительства или консульского учреждения данные меры могут быть изменены, отменены или отложены ( ст. 50 Конвенции).
Не обойден вниманием в Конвенции и вопрос о выморочном имуществе. Согласно ст. 46 рассматриваемого международного соглашения в случае, если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится. Из текста данной нормы видно, что переход безнаследного имущества к государству безоговорочно квалифицируется как наследование. Результат действия указанных положений будет различаться в зависимости от состава наследственной массы.
См.: Абраменков М.С. Проблема выморочного имущества в международных наследственных отношениях // Государство и право. 2010. N 9. С. 96.
Подробно см.: Блинкова Е.В. Система гражданского законодательства : общие и частные вопросы // Юрист. 2005. N 5. С. 11 — 13.
4. Иные правовые акты. В п. 2 ст. 1110 ГК РФ указано, что в случаях, предусмотренных законом, отношения по наследованию могут регламентироваться иными правовыми актами. В их числе необходимо назвать: 1) указы Президента РФ — например, Указ от 16.05.1997 N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»; 2) постановления Правительства РФ — в частности, Постановление от 27.05.2002 N 351 «Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках».
5. Представляется вполне допустимым в современных условиях говорить о том, что в числе юридических регуляторов наследственных отношений в России следует указывать обычай. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В нашем наследственном праве отсылка к обычаю содержится в ст. 1169 ГК РФ, которая указывает, что наследник, проживавший на день открытия наследства совместно с наследодателем, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода (выделено авторами. — М.А.). Судебная практика уже длительное время исходит из того, что спор между наследниками по вопросу о включении имущества в состав таких предметов разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела (в частности, их использования для обычных повседневных бытовых нужд исходя из уровня жизни наследодателя), а также местных обычаев.
Исключительно важная роль в обеспечении правильного и единообразного применения норм наследственного права отводится разъяснениям высших судебных инстанций РФ, содержащимся в актах Конституционного Суда РФ (см., например, Постановление от 13.12.2001 N 16-П), Верховного Суда РФ (см., например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании») и Высшего Арбитражного Суда РФ (см., например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.12.2000 N 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»), хотя они и не относятся к источникам наследственного права в строгом смысле слова, будучи актами интерпретационными (актами толкования права).
В то же время нельзя не отметить, что даже высшие судебные инстанции порой выходят за пределы своих полномочий и на деле становятся творцами новых правовых норм. С одной стороны, само по себе это не всегда плохо — как известно, право «не успевает» за жизнью и правоприменителям волей-неволей приходится восполнять лакуны в регулировании постоянно развивающихся общественных отношений. С другой стороны, нам известны случаи, когда позиция высших судов в вопросе толкования наследственного закона является совершенно неверной.
См., например: Журавлев И.В. Наследственные права иждивенцев : современное регулирование // Наследственное право. 2014. N 2. С. 13.
См.: Блинков О.Е. Российский наследственный закон : новое толкование от Верховного Суда Российской Федерации // Наследственное право. 2012. N 3. С. 4.
Казалось бы, на этом нам следует завершить изложение предмета нашего размышления — мы рассказали о том, какова система источников установленных государством правовых норм, регулирующих наследственные отношения, выстроили их систему и иерархию, даже обратили внимание на некоторые спорные моменты. Но на самом деле не все так просто.
Как известно, гражданское право — это прежде всего пространство свободы целеполагания и определения вектора приложения активности индивидов и коллективов в удовлетворении собственных потребностей. Участники гражданского оборота в значительной мере сами определяют, что и как им следует или не следует делать, реализуя свою свободную волю. Поступая таким образом, они могут сами для себя создавать правила поведения — эти правила не будут по своей природе нормами гражданского права в объективном смысле, но вовсе не признавать за ними регулятивного характера было бы, безусловно, контрпродуктивно. На наш взгляд, индивидуальные акты, посредством которых лицо изъявляет свою волю — единолично ли, совместно ли с иными субъектами — также должны считаться источниками регулирования гражданских отношений. Сказанное в полной мере относится и к отношениям по наследованию.
См. подробнее: Сараев А.Г. Институт условных завещаний в гражданском праве России и зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 63 — 66.
См., в частности: Белов В.А. Гражданское право: Учебник. М.: Юрайт, 2012. Т. 3: Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы. С. 975.
Таким образом, регулирование отношений по наследованию проявляется в двух аспектах. С одной стороны, государство издает общеобязательные для всех правила, эти отношения регламентирующие и закрепляемые в особых внешних формах (источниках наследственного права в объективном смысле). С другой стороны, наследственное преемство регулируется и теми правилами, которые устанавливаются самими субъектами гражданского оборота посредством учинения ими особых индивидуальных актов частной воли — завещаний. И такие акты тоже должны считаться источниками регулирования наследования.
1. Абраменков М.С. Проблема выморочного имущества в международных наследственных отношениях // Государство и право. 2010. N 9. С. 91 — 96.
Статья Л.П. Ануфриевой «Соотношение международного публичного и международного частного права» включена в информационный банк согласно публикации — «Журнал российского права», 2001, N 5.
2. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права (сравнительное исследование правовых категорий): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 56.
3. Белов В.А. Гражданское право: Учебник. М.: Юрайт, 2012. Т. 3. Особенная часть: Абсолютные гражданско-правовые формы. С. 1189.
4. Блинков О.Е. Российский наследственный закон : новое толкование от Верховного Суда Российской Федерации // Наследственное право. 2012. N 3. С. 3 — 4.
5. Блинкова Е.В. Система гражданского законодательства : общие и частные вопросы // Юрист. 2005. N 5. С. 11 — 13.
6. Журавлев И.В. Наследственные права иждивенцев : современное регулирование // Наследственное право. 2014. N 2. С. 12 — 17.
7. Сараев А.Г. Институт условных завещаний в гражданском праве России и зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 200.