колосов международное космическое право
МЕЖ Д УНАРО Д НИК
Что такое космическое право и для чего оно нужно? Где оно начинается?
Точнее международное космическое право, поскольку именно оно устанавливает правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирует права и обязанности государств и международных межправительственных организаций в области исследования и использования космоса. Существует и национальное космическое право. В его рамках государства предусматривают специальные нормы для обеспечения исполнения своих международных обязательств, регламентируют космическую деятельность национальных субъектов космической деятельности.
Где начинает действовать космическое право?
И международное, и национальное космическое право начинаются там, где заканчивается воздушное. Однако этот вопрос, а именно разграничение воздушного и космического пространств, к сожалению, так и не получил международно-правового закрепления ввиду недостижения консенсуса по нему в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана.
Какую дату можно считать начало появления космического права?
Согласно подходу профессора Юрия Михайловича Колосова, одного из основоположников международного космического права и, к моей большой удаче, моему научному руководителю, международное космическое право (МКП) прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом. Если говорить о доктринальных разработках МКП, они появились в тридцатые годы XX века, пионерами в этой области были советский юрист Евгений Коровин и его чешский коллега Владимир Мандль. Первые международные документы появились после запуска СССР 4 октября 1957 года искусственного спутника Земли.
Принятие в 1967 году Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ознаменовало становление МКП как новой отрасли международного права.
Договор по космосу 1967 года, в котором участвуют более ста государств, сохраняет свое значение и сегодня. Большинство его норм имеют опережающий характер, и в противовес, к сожалению, не всегда профессиональной, но весьма активной критике, я бы отметила, что сложно представить, по какому пути пошло бы развитие международных отношений в этой области без этого договора. Более того, Договор по космосу, хотя и прямо не регулирует частную космическую деятельность, опосредовано обеспечивает стабильность ее развития.
Как космическое право развивалось далее?
В период с 1968 года по 1979 год были приняты еще четыре международных договора: Соглашение о спасании (1968), Конвенция об ответственности (1972), Конвенция о регистрации (1975) и Соглашение о Луне (1979) После принятия последнего из этих международных договоров из-за противоречий между различными группами государств успешная нормотворческая деятельность Комитета в области разработки юридически обязательных актов завершилась. Развитие МКП пошло по пути принятия предметных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, хотя и имеющих рекомендательный характер, но обладающих большим морально-политическим значением. В этот же период космическая деятельность приобрела экономическое значение, были учреждены международные организации спутниковой связи, большинство из которых в дальнейшем были приватизированы. С 80-х годах XX века началось постепенное нарастание тенденций приватизации, коммерциализации и глобализации космической деятельности, соответствующую актуальность приобрели и новые правовые вопросы. На современном этапе развития МКП, начавшемся во второй половине 90-х годов прошлого века, эти тенденции только усилились, увеличилось количество частных субъектов. Если кратко, сегодня мы наблюдаем возможное изменение вектора развития МКП ввиду ряда политических и экономических факторов.
Более того, с начала нового тысячелетия появились предпосылки к становлению международного частного космического права. В связи с этим можно обозначить и цель, как минимум, для неравнодушных международников – не отрицая экономического потенциала космоса, совместными усилиями обеспечить его мирное исследование и использование.
Могут ли быть приватизированными небесные тела? А их ресурсы?
Присвоение небесных тел или их частей запрещено МКП. Принцип неприсвоения распространяется на государства, международные организации, юридические и физические лица. В этом вопросе не может быть разночтений.
Этот принцип, согласно доктринальным оценкам, наряду с другими отраслевыми принципами МКП, закрепленными Договором по космосу, приобрел характер международного обычая. Соответственно, он распространяется и на государства, не участвующие в этом договоре. Более того, он применим к юридическим и физическим лицам. Согласно Договору по космосу, государства несут международную политическую ответственность за обеспечение того, чтобы вся национальная деятельность в космическом пространстве осуществлялась в соответствии с этим договором.
А если на Луне, например, добывать полезные ископаемые, кому они будут принадлежать?
Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования. Договор по космосу не упоминает такие ресурсы, в Соглашении о Луне, предусматривающем правовые основы будущей космической природоресурсной деятельности, участвуют менее двадцати государств. Ни СССР, ни США не подписали это Соглашение по причине признания Луны и других небесных общим наследием человечества.
В отсутствие специального универсального международно-правового режима природных ресурсов небесных сложилось два подхода к толкованию запрета присвоения. Согласно первому, он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности.
Кто несет ответственность за космический мусор?
Обязательство государств избегать вредного загрязнения космоса было установлено Договором по космосу. В развитие этого принципа в 2007 году были приняты Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора. При этом под космическим мусором понимаются все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу нефункциональные антропогенные объекты, включая их элементы и фрагменты.
Ответственность оператора в случае выхода космического аппарата из строя в отсутствие причинения ущерба по смыслу Конвенции об ответственности 1972 года – вопрос, подлежащий регулированию применимым национальным законодательством.
Вторая группа вопросов – ответственность вследствие причинения ущерба космическим мусором. Международную материальную ответственность будет нести запускающее государство или солидарно запускающие государства, принимая во внимание, что понятие «запускающее государство» включает и государство, которое осуществляют или организует запуск, и то, с территории и установок которого осуществлен запуск, то есть их может быть несколько в отношении одного космического объекта. Обычно запускающие государства заключают соглашения о распределении финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Более того, в случае, если ущерб причинен в результате деятельности оператора, государства могут обеспечить возмещение понесенных ими расходов посредством предъявления ему регрессных исков. Часто национальное законодательство предусматривает обязательное страхование ответственности перед третьими лицами или предоставления иных финансовых гарантий в качестве одного из условий для получения лицензии на космическую деятельность.
При этом существует потенциальная проблема – невозможность идентификации нефункциональных космических объектов, вследствие чего не ясен и субъект ответственности, то есть какому государству следует предъявлять претензию о возмещении ущерба.
Какие законы действуют МКС?
Правовая система МКС состоит из нескольких уровней. Во главе – Межправительственное соглашение по МКС, устанавливающее основополагающие принципы сотрудничества, а также требующие закрепления на межгосударственном уровне и, соответственно, подлежащие ратификации обязательства партнеров, как например, взаимный отказ от требований об ответственности, уголовная юрисдикция на станции и другие. Следующий уровень – двусторонние меморандумы о взаимопонимании между НАСА и космическими агентствами остальных государств-партнеров, регулирующие в основном технические аспекты непосредственного взаимодействия и координации при решении как текущих, так и спорных вопросов по проекту МКС. Третьим уровнем системы является «Кодекс поведения экипажа международной космической станции», одобренный в 2000 году Многосторонним советом по координации. Кодекс регламентирует права и обязанности международного экипажа станции, каждый партнер проекта обеспечивает, чтобы направленные им члены экипажа его соблюдали.
Документы всех трех уровней правовых обязательств в отношении МКС имеют двойственный характер: с одной стороны, они содержат прямую отсылку к нормам договоров ООН по космосу, с другой, в них урегулированы разнообразные частно-правовые (имущественные и личные неимущественные) отношения, осложненные иностранным элементом.
Опыт правового регулирования МКС является весьма интересным с точки зрения возможного учета отдельных положений при регулировании аналогичных отношений как в рамках будущих отдельных международных космических проектов, так и в целом в качестве общих принципов и норм применительно к регулированию международной или национальной космической деятельности.
Есть ли отдельное законодательство для частных космических компаний? Возможно ли появление их в России?
Космическая деятельность юридических и физических лиц регулируется национальным законодательством. В США, например, сложилась наиболее развитая система национально-правовых норм, учитывающих коммерческий характер такой деятельности. В России также допускается деятельность частных субъектов, однако сложившаяся система в меньшей степени учитывает ее особенности, но постепенно развивается.
Во главе современной российской системы Федеральный закон «О космической деятельности» 1993 года, ее дополняют ряд нормативных и подзаконных актов, прежде всего, регулирующих вопросы лицензирования, сертификации, экспортного контроля в отношения товаров и технологий двойного назначения, отчасти страхования рисков в этой области, вопросов ответственности.
В последние годы и в России появились частные космические проекты. Существующие сложности в пересмотре национальной системы, ориентированной изначально на государственное участие, постепенно преодолеваются.
Как вы считаете, нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?
Потенциально проблемы могут возникнуть в контексте распространения норм Соглашения о спасании 1968 года на космических туристов. Тем не менее, следует признать, что даже если туристы формально не подпадают под правовой статус космонавтов, чья деятельность имеет профессиональный характер, в случае аварии или бедствия и туристам должна быть оказана необходимая помощь, они должны быть спасены и возвращены соответствующему государству в силу международного обычая и различных кодифицированных актов общего международного права.
Можно упомянуть проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, разработанный в 1990 году юристами России, США и ФРГ, согласно которому любое лицо в космическом пространстве рассматривается как космонавт в смысле ст. V Договора по космосу. Интересен также национально-правовой подход США, согласно которому космические туристы являются «участниками космического полета».
На мой взгляд, с одной стороны, с развитием космического туризма могут стать востребованными и специальные международно-правовые и в большей степени новые национально-правовые нормы. Они могут затронуть отдельные вопросы имущественных и личных неимущественных прав, ответственности, специальных видов страхования, экспортного контроля. С другой стороны, правовую основу всех этих вопросов можно было бы обеспечить в рамках общесистемного правового подхода к коммерческой космической деятельности, необязательно в специальном порядке применительно к отдельному ее виду – космическому туризму.
*Колосов Юрий Михайлович
*Колосов Юрий Михайлович
Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Указ от 10 апреля 1995 г.).
Родился 7 сентября 1934 г., в г. Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.
Окончил 31 июня 1959 г. Московский государственный институт международных отношений МИД СССР.
В 1966 г. завершил соискательство по кафедре международного права Московского государственного института международных отношений МИД СССР, защитив 22 июня 1966 г. диссертацию на тему «Критика реакционных международно-правовых концепций в области международного космического права» под научным руководством проф. А.С.Пирадова.
11 июня 1976 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Международно-правовые проблемы использования космической техники для осуществления массовой информации».
Звание профессора было присвоено 22 января 1982 г. по кафедре международного права Дипломатической fкадемии МИД СССР.
С ноября 1987 г. заведующий кафедрой международного права МГИМО МИД России.
Сфера научной деятельности:
Международное право. Европейское право.
Основные направления научной деятельности – ответственность в международном праве, международное воздушное право, международное право массовой информации, международная защита прав человека, международное космическое право.
Вклад в развитие отраслей международного права:
Разработка основных принципов космического права, разработка основных положений об ответственности государств, разработка принципов международной массовой информации.
В 1990 г. выступил инициатором учреждения «Советского (с 1992 г. – Московского) журнала международного права» и является его главным редактором.
Действительный член Международной академии астронавтики с 1985 г., член Международного института космического права с 1980 г., член Постоянной палаты третейского суда в Гааге с 1990 г., член Академии естественных наук Республики Казахстан.
В 1996 г. присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса.
В 1991-99 г.г. – член Комитета ООН по правам ребенка. С 2002 г. – член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам.
Является председателем диссертационного совета по юридическим наукам при МГИМО МИД России.
Общее число публикаций – более 250, в т.ч. монографий – 5, учебников – 3, учебных пособий – 3.
Некоторые тенденции развития международного космического права: учеб. пособие / Ю.М. Колосов, И.Ю. Штодина – М.: МГИМО-Университет, 2006. – 100 с.
Вклад российской (советской) юриспруденции в становление и развитие международного космического права
Полный текст:
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Список литературы
1. Резолюция ГА ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 года.
2. Резолюция ГА ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года.
8. Состав участников КОСПАС-САРСАТ: https://www.cospas-sarsat.int/ru/about-us/participants
11. Основные направления международного сотрудничества ГЛОНАСС: http://www.spacecorp.ru/directions/glonass/cooperation/
15. О введении в промышленную эксплуатацию системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и создании акционерного общества «ГЛОНАСС» на офиц. сайте Правительства РФ: http://government.ru/docs/16437/
16. INTERSPUTNIK Today/Корпоративный бюллетень МОКС «ИНТЕРСПУТНИК», № 11, 2014 г., C. 5. http://www.intersputnik.com/upload/iblock/621/6217152b6b29afd7c5598392fbfec140.pdf
20. Документ ООН A/AC. 105/C. 2/106, РР. 21-22.
21. СССР вступил в Intelsat/ Журнал «Коммерсант Власть» № 30 от 29 июля 1991 г. http://www.kommersant.ru/doc/260
22. United States Expands Export Sanctions on Russia, Press Statement of the US Department of State, April 28, 2014. http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2014/04/225241.htm
23. Commerce Department Announces Expansion of Export Restrictions on Russia, April 28, 2014. http://www.bis.doc.gov/index.php/component/content/article/9-bis/carousel/666-commerce-department-anounces-expansion-of-export-restrictions-on-russia
24. Заявление Государственного департамента США для прессы: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2014/05/226014.htm
28. Состав стартового комплекса «Морской старт»: http://www.sea-launch.com/ru/launch
29. Состав основных подрядчиков и сферы их ответственности: http://www.sea-launch.com/ru/about/11324
31. Интервью Генерального директора Sea Launch SA С.В. Гугкаева Риановости от 4 февраля 2015 г. : http://ria.ru/interview/20150204/1045831069.html
32. Документ ООН COPUOS/LEGAL/T.760, PP. 5-6.
33. Документ ООН A/AC. 105/C. 2/L. 296/Add. 1, p. 9, P. 2.
Для цитирования:
Колосов Ю.М., Юзбашян М.Р. Вклад российской (советской) юриспруденции в становление и развитие международного космического права. Московский журнал международного права. 2015;(2):12-34. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-2-12-34
For citation:
Kolosov Yu.M., Yuzbashyan M.R. Contribution of Russian (Soviet) Jurisprudence to Formation and Development of International Space Law. Moscow Journal of International Law. 2015;(2):12-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-2-12-34
Юристы вышли в космос
В частности, предлагается поручить профильным вузам (МГУ, РУДН и другим) подготовку необходимого числа специалистов по космическому праву.
Эксперты отмечают, что такие юристы нужны для отповеди и противодействия некоторым коммерсантам, которые уже сейчас пытаются торговать участками на Луне, ее полезными ископаемыми.
Инна Хаванова, доктор юридических наук, и.о. зав. отделом зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ:
Закон Люксембурга исходит из того, что ресурсы, добытые в космосе, могут принадлежать частным компаниям. Причем, собственностью они становятся только в извлеченном состоянии. Закон воспроизвел эту хитрую американскую идею, позволяющую, как, видимо, полагают США, формально «на вираже» обогнуть установленный Договором по космосу запрет на владение небесными телами. Кстати, насколько мне известно, в Люксембурге уже есть представительства американских Deep Space Industries, Planetary Resources, немецкой Blue Horizon и японской Ispace.
Российское законодательство не стоит на месте: ведется большая, непростая законопроектная работа. Например, проблемы использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса в значительной мере были решены Федеральным законом от 07.03.2018 N 46-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности».
Александр Солнцев, заместитель завкафедрой международного права РУДН, член международного института космического права:
Кстати, единственный учебник в России по космическому праву издан на нашей кафедре. Далеко не во всех вузах есть эта дисциплина и важно, чтобы она появилась, так как специалисты уже востребованы, как на национальном, так и на международном уровне. Аспиранты и магистры проходят по этому направлению практику в различных организациях, например, в московской штаб-квартире международной организации Интерспутник, в специальном подразделении МИД.
Александр Родин, руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ:
— В современном мире начинают подниматься вопросы, о которых никто не вспоминал десятилетиями. Несмотря на декларацию 1979 года, где прописано, что никакие небесные тела не могут быть предметом национального суверенитета, уже полным ходом идет обсуждение прав собственности на них. Активно раскручивается тема добычи полезных ископаемых на астероидах. Есть вероятность, что это не просто разговоры, и в это действительно будут вложены серьезные средства. Конечно же, Россия не может стоять в стороне от этой дискуссии. Думаю, что до каких-то серьезных правовых коллизий дойдет очень не скоро. Но, тем не менее, если наша страна претендует на одну из ведущих ролей в освоении космического пространства, мы должны быть готовы к конкуренции в том числе и в космическом правовом поле.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Международное космическое право
Понятие, источники международного космического права
Исследование и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.
Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве.
Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.
Широко применяются двусторонние соглашения о сотрудничестве в космосе. Такие документы Российская Федерация имеет с США, КНР, Мексикой, Францией, Австралией, многими другими странами, а также с Европейским космическим агентством.
До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.
На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. Можно также отметить резолюцию Генеральной Ассамблеи 1982 г. «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания», а также резолюцию 1966 г. «Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран».
Существенное значение для реализации норм международного космического права имеет Закон РФ «О космической деятельности», принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международного сотрудничества.
Правовой режим космического пространства и небесных тел
Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.
Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.
Содержание понятия «общее наследие человечества» в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве «общей вещи» или «общей собственности» человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего «наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.
Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица».
Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, «справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».
Вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством и считается открытым космосом.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.
Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.
К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство — участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства — участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.
Правовой режим космических объектов
Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеками запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.
Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.
Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.
Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.
Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны. Для того чтобы каждое, государство-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г. о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.
Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин «власти, осуществившие запуск» относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям.
Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.
Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.
Основаниями ответственности являются:
Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.
Космические экипажи
Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств — участников Соглашения о Луне и других небесных телах.
Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.
Правовые формы сотрудничества государств в космосе
Согласно ст. IX Договора 1967 г., при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи с должным учетом соответствующих интересов друг друга. В частности, это проявляется в обязанности не допускать потенциально вредных помех деятельности других государств, на равных основаниях рассматривать их просьбы о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов, оказывать возможную помощь космонавтам других государств и т. д. Международными договорами, как двусторонними, так и многосторонними, регламентируются такие конкретные формы сотрудничества, как изучение космического пространства, космическая метеорология, космическая связь, космические биология и медицина. По каждому из направлений сотрудничества создаются смешанные рабочие группы.
В ряде договоров предусматриваются проведение совместных экспериментов, создание станций оптических наблюдений искусственных спутников Земли, осуществление совместных пилотируемых полетов.
Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное государствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принципы сотрудничества: объединение усилий для эффективного исследования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств — участников Содружества; подтверждение необходимости строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных обязательств в области исследования и использования космического пространства; осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств — участников Соглашения; координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.
Генеральная Ассамблея ООН определяет задачи по разработке правовых проблем космоса, одобряет проекты соглашений по космосу, разработанные Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, решает ряд других вопросов.
Существенную роль в развитии международного сотрудничества по космосу играют многие специализированные учреждения ООН. Так, Международный союз электросвязи разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи; вопросами применения искусственных спутников в метеорологии занимается Всемирная метеорологическая организация.
Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним, в частности, относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи «Интерспутник», Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).
ИНМАРСАТ призвана обеспечить космический сегмент, необходимый для улучшения морской связи и содействия тем самым улучшению связи для оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море.
«Интерспутник» координирует усилия государств-членов по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию системы связи через искусственные спутники Земли.
Целями ИНТЕЛСАТ являются коммерческое проектирование, сооружение, эксплуатация и техническое обслуживание глобальной системы международной спутниковой связи.