командная работа и лидерство учебное пособие
Командная работа и лидерство учебное пособие
Уважаемые выпускники (зима 2022 г.)!
С 22 ноября в блоке «Ваши курсы→Остальное» вам доступен курс « Демоверсия. Государственный экзамен (тестирование) ».
«КАМПУСНАЯ КАРТА» — ОБНОВЛЁННАЯ, ВЫГОДНАЯ, ТВОЯ!
Все преимущества в одной «Кампусной карте»:
Специальные предложения:
Современные сервисы — с тобой 24/7/365:
Возьми от карты максимум!
Подробнее — в разделе «Кампусная карта» на сайте Кредит Урал Банка, во всех отделениях и по круглосуточному телефону Контакт-центра: +7 (3519) 248 933, 544 544.
Круглый стол
6 декабря 2021 г. в 14.00 в ауд. 512
состоится заседание круглого стола «Токсичное влияние Интернета на современный язык» «Internet Toxic Impact on Modern Language»
«Стоп ВИЧ/СПИД»
С 29 ноября по 1 декабря 2021 года пройдет девятая Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД», приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом.
Проект «Стоп ВИЧ/СПИД» стартовал в 2016 году по инициативе Фонда социально-культурных инициатив и реализуется при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Роспотребнадзора, Росмолодежи, Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» и других заинтересованных организаций.
Урок 5. Лидер и работа в команде
В предыдущем уроке была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы.
Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса – умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера.
Содержание:
В настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов.
Основа таких занятий – ролевые игры, обучение в группах. Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.
Как определить роли в команде. Тест на командные роли
Тест, который вы сейчас будете проходить, основан на методике поиска эффективный ролей, которую придумал Рэймонд Мередит Белбин, и является нашей авторской интерпретацией данной методики. Рэймонд Белбин разработал и спродюсировал программу «e-Interplace», которая в настоящее время применяется во многих организациях при составлении рекомендаций по командным ролям.
Для правильной интерпретации ответов следует соблюдать несколько правил во время прохождения теста:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь немного теории.
«Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»
Выбор эпиграфа к данному уроку не случаен, это слова Д. Карнеги (1888-1955 гг.), автора многих произведений по самосовершенствованию, успешному общению, ораторскому искусству. Многие идеи, выдвинутые этим всемирно известным специалистом в области отношений между людьми, остаются актуальными по сегодняшний день. Некоторые советы американского психолога Дейла Карнеги из книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» можно применять как теоретическое пособие для организации эффективной работы команды. Основные из них:
Как видно из вышеперечисленных принципов, эффективная организация работы команды держится на умении налаживать связь с коллективом и мотивации людей.
Лидер и командообразование
Командообразование (от англ. team building) – процесс, направленный на создание и повышение эффективности работы команды.
Какова при этом роль лидера? Ранее мы определили, что лидер необязательно должен обладать харизмой (Б. Гейтс) или заботиться об общем благе (Наполеон). Непременной чертой каждого лидера является наличие последователей. Это умозаключение приводит к пониманию того, что лидер должен стать связующим звеном для команды, обеспечивающим и направляющим успешную работу как группы в целом, так и каждого ее члена.
Современные исследования в данном направлении дают следующие общие методологические рекомендации по налаживанию деятельности команды.
Журнал «Forbes» выделяет пять основных шагов по созданию эффективной команды:
Проект Википедии WikiHow рекомендует руководителю свою методику, построенную на семиступенчатом алгоритме организации сильной команды:
✔ | Подбирайте в команду таких членов, которые мотивированы продемонстрировать свои навыки. Каждый участник группы должен быть уверен в ценности именно своих способностей и своего вклада в рабочий процесс для успешного результата всего проекта. |
✔ | Привлекайте в команду людей с разными знаниями и навыками. Это даст возможность быть готовым к различным сложным ситуациям. |
✔ | Сформулируйте цель для вашей команды и убедитесь, что каждый ее понимает. Так команда будет работать, как слаженный механизм. |
✔ | Определите роль каждого члена команды, соотношение ролей и их значение для команды в целом. Таким образом, каждый будет знать, какую функцию выполняет он и другие в общем деле, нести ответственность за свою часть работы. |
✔ | Все члены команды должны работать открыто перед остальными. Доверие непосредственно влияет на эффективность. |
✔ | Вы должны воспитывать лидера в команде. Человеку, который выделяется среди других компетентностью, мотивацией, можно делегировать часть полномочий, поручить более важные задания. |
✔ | Общаться в частном порядке с каждым членом команды, у которого возникли трудности. Лидер несет полную ответственность за устранение любых помех в работе. |
На этом мы подводим уроку итог.
Дополнительные материалы к данному уроку
Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь же предлагаем пройти экзамен по теоретической части урока.
Лидерство и управление командой
Понятие, сущность и значение лидерства, его роль и место в современном менеджменте. Особенности и описание методов выявления и измерения лидерского потенциала. Факторы роста, которые определяют развитие людей, процесс планирования развития персонала.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.11.2015 |
Размер файла | 163,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Сущность теорий лидерства
В современном менеджменте лидерство характеризуется неоднозначно:
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (и школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах.
2. Методы выявления и измерения лидерского потенциала
Лидер должен получить признание команды. Для того этого необходимо:
· Признание командой профессиональной компетентности и превосходства лидера.
· Полное доверие команды к действиям и решениям лидера, признание его человеческих качеств, убежденность в его честности, порядочности, вера в его искренность и добросовестность.
Если руководитель не смог стать лидером, он будет вынужден применять в своей практике управленческие антипаттерны. Для такого руководителя характерны чрезмерная настороженность, скрытность, неспособность делегировать полномочия. Он исходит из предпосылок индустриальной эпохи Генри Форда: «Работники ленивы, поэтому им необходимы внешние стимулы для работы. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания».
Эффективный лидер обязан обладать следующими компетенциями:
· Видение целей и стратегии их достижения.
· Глубокий анализ проблем и поиск новых возможностей
· Нацеленность на успех, стремление получить наилучшие результаты.
· Способность сочувствия, понимания состояния участников команды.
· Искренность и открытость в общении.
· Навыки в разрешении конфликтов.
· Умение создавать творческую атмосферу и положительный микроклимат.
· Терпимость, умение принимать людей какие они есть, принятие их права на собственное мнение и на ошибку.
· Умение мотивировать правильное профессиональное поведение членов команды.
· Стремление выявлять и реализовывать индивидуальные возможности для профессионального роста каждого.
· Способность активно «обеспечивать», «доставать», «выбивать» и т.д.
Не существует одной лучшей стратегии руководства. В зависимости от готовности участников рабочей группы выполнять задания руководителя, он должен использовать одну из 4-х стратегий :
1. «Директивное управление». Руководитель говорит, указывает, направляет, устанавливает. Жесткое назначение работ, строгий контроль сроков и результатов.
2. «Объяснения». Лидер «продает», объясняет, проясняет, убеждает. Сочетание директивного и коллективного управления. Объяснение своих решений.
3. «Участие». Лидер участвует, поощряет, сотрудничает, проявляет преданность. Приоритетное коллективное принятие решений, обмен идеями, поддержка инициативы подчиненных.
Применение этих стратегий можно проиллюстрировать на примерах (Рисунок 41).
1. Вас назначили руководителем в новый коллектив. Вы еще не получили признания, а дело делать надо. Стратегия: «Директивное управление».
2. Вы были участником команды. Вас назначили руководителем этой команды. Доверие есть, а уверенности в правильности ваших действий нет. Стратегия: «Объяснения».
3. Вас назначили руководителем в новый коллектив. Все знают о ваших прежних сложных и успешных проектах. Все признают ваше превосходство, но доверия к вам нет. Никто не знает, какой ценой были достигнуты ваши победы. Стратегия: «Участие».
4. Между вами и участниками установлено взаимное доверие. Все достаточно мотивированы на успех проекта. Каждый сам себе может быть руководителем. Стратегия: «Делегирование».
Рисунок 41. Ситуационное лидерство.
Основные усилия руководителя, если он стремится получить наивысшую производительность рабочей группы, должны быть направлены на изучение и изменение объекта управления: людей и их взаимодействия. Следовательно, задачу адаптивного управления мы можем разделить на две подзадачи:
1. Обеспечить эффективность каждого участника рабочей группы.
2. Обеспечить эффективные процессы взаимодействия.
Рональд Рейган говорил: «Окружите себя самыми лучшими людьми, которых вы только сможете найти, передайте им в руки власть и не мешайте им».
· Занимает активную позицию, стремится расширить свою ответственность и увеличить личный вклад в общее дело.
· Постоянно приобретет новые профессиональные знания и опыт, выдвигает новые идеи, направленные на повышение эффективности достижения общих целей, добивается распространения своих знаний, опыта и идей среди коллег.
· Получает удовольствие от своей работы, гордится ее результатами и стремится, чтобы эти же чувства испытывали все коллеги.
· Четко осознает свои личные и общие цели, понимает их взаимообусловленность, настойчиво стремится к их достижению.
· Уверен в себе и в своих коллегах, объективно оценивает их достижения и успехи, внимательно относится к их интересам и мнениям, активно ищет взаимовыгодное решение в конфликтах.
· Является оптимистом, при этом твердо знает, что окружающий мир несовершенен; воспринимает каждую новую проблему, как дополнительную возможность подтвердить собственный профессионализм в своих глазах и во мнении коллег.
3. Факторы роста, которые определяют развитие людей
Факторы которые определяют сотрудников с высоким потенциалом на руководящих позициях, которые оправдают все инвестиции в свое развитие. Помимо этого, список факторов пригодится для того, чтобы отобрать кандидатов для последующего продвижения на должности руководителей. Эти качества также выходят на первый план, когда речь заходит о назначении сотрудников на позиции топ-менеджеров, хотя, разумеется, в этом случае немаловажное значение имеют знания и опыт руководителя. Что касается более низких уровней в организации, факторы роста далеко не всегда способствуют повышению результатов деятельности. Мы говорим о качествах, которые являются показателями энергичной деятельности и стабильного роста, но не гарантируют высокой эффективности на начальных этапах карьерного развития.
1)Нестандартное мышление: здесь подразумевается свободное применение концептуального мышления, то есть способность к вычислениям, IQ, плюс, что еще более важно, склонность применять концептуальное мышление в отношении широкого ряда вопросов и проводить неожиданные, но полезные связи. В этой характеристике можно увидеть задатки стратегического мышления, которое необходимо руководителям компаний. Хотя средний уровень развития интеллекта является очевидным требованием для этого фактора роста, очень высокий уровень развития интеллекта не приводит к более высоким результатам. Большое значение играет умение сотрудника выходить за рамки своей роли и находить связи между своей и смежными областями деятельности. В пример можно привести сотрудников, которые размышляют над тем, как повысить производительность всего подразделения или как организовать работу с поставщиками и клиентами. Сюда же относятся студенты, которые могут провести связь между тем, что они выучили по одному предмету и знаниями по другой дисциплине; или представители по продажам, которые находят полезные статьи или озвучивают наблюдения в другой отрасли и подсказывают, какие возможности открывают эти идеи, события или разработки.
(Ключевые вопросы Умеет ли кандидат находить полезные связи между различными понятиями, выходящими за рамки должности, в том числе временными? Может ли кандидат мыслить креативно и находить эффективные решения для масштабных задач и вопросов в более долгосрочном периоде (что обычно характерно для должностей более высокого уровня?)
2)Любопытство и готовность учиться: Естественное любопытство и желание учиться новому и решать сложные задачи может выражаться в том, что сотрудник задает нестандартные вопросы, выражает желание работать над различными ответственными заданиями, даже если они не связаны с продвижением в должности, читает много разнообразной специальной литературы или посещает обучающие курсы. Подобное мышление возможно только при наличии потока информации, которым себя обеспечивает кандидат. Желание учиться новому помогает сотруднику приобретать самый разнообразный опыт на рабочем месте, а также пользоваться возможностями обучения и профподготовки. Если у кандидата были отличные отметки в школе или ВУЗе, это еще не означает, что он обладает этим качеством. То же относится и к нестандартному мышлению.
(Характерно ли для кандидата любопытство и желание учиться, которые выходят за рамки требований к должности? Принимает ли этот кандидат новые задания и роли с готовностью, не боясь пойти на определенный риск?)
(Кандидат внимательно слушает собеседника, задает уточняющие вопросы и не делает поспешных выводов о других людях и их мотивах? Есть ли у этого кандидата мотивация, чтобы стараться понять других людей? Этот кандидат относится к другим людям с уважением и видит чаще их положительные стороны, чем недостатки?)
(Сохраняет ли кандидат уравновешенность в сложных обстоятельствах? Или же он впадает в панику, чем усугубляет ситуацию? В сложной ситуации кандидат ведет себя рационально и учится на своих ошибках? Или впадает в депрессию и винит во всем других? Адекватно ли кандидат воспринимает конструктивную критику? Помогает ли ему критика повысить собственную эффективность? Или он уходит в защиту и делает одни и те же ошибки снова и снова? Кандидат ориентирован на действия, которые выгодны для всей команды в целом? Или он рассматривает каждую задачу под призмой того, насколько она влияет на его личную репутацию и карьеру?)
4. Характеристика потенциала и план развития персонала
Эффективные команды не образуются сами по себе, они кристаллизуются вокруг признанного лидера. Для того чтобы стать лидером, необходимо:
· Признание командой профессиональной компетентности и превосходства лидера.
· Полное доверие команды к действиям и решениям лидера, признание его человеческих качеств, убежденность в его честности, порядочности, вера в его искренность и добросовестность.
4. Маценова Е.Б. Первый среди равных// Менеджмент сегодня. 2011 № 5 с.310-315.
5. Сидова Е.Е. Проектирование лидерства // Методы менеджмента качества. 2012 № 11 с.44-48.
6. Институт проблем предпринимательства. Лидерство как стиль управления современной компанией. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000978
7. Шонин Ю.П., Обрамочкин А.Ф. Роли Российского делового человека: от предпринимателя до лидера // Менеджмент в России и за рубежом. 2012 № 4 с.143-144.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общая характеристика традиционных концепций лидерства: теории качеств и лидерского поведения. Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта. Особенности модели ситуационного лидерства Фидлера. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.
курсовая работа [745,2 K], добавлен 05.02.2011
Природа лидерства, формальный и неформальный менеджмент. Понятие группы в менеджменте. Искусство менеджера, степень лидерства. Качества успешного лидерства. Ценности в менеджменте. Проявление лидерства. Лидер и менеджер. Лидерство-ресурс менеджмента.
реферат [51,1 K], добавлен 12.10.2008
Лидерство как процесс формирования трудового коллектива. Подходы к проблеме лидерства. Характеристика лидерства и руководства. Практическая реализация лидерства. Удачный опыт в применении лидерства на практике. Лидерство в современном мире.
курсовая работа [41,1 K], добавлен 22.01.2004
Понятие, сущность и классификация групп. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Понятие и значение лидерства. Характеристика концепций ситуационного и поведенческого лидерства. Сравнительный анализ руководителя и неформального лидера.
курсовая работа [3,2 M], добавлен 04.05.2011
Природа и определение понятия лидерства. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Концепции атрибутивного и харизматического лидерства. Вознаграждение и принуждение как источники власти. Влияние через способности, умения и другие ресурсы.
курсовая работа [829,2 K], добавлен 08.11.2015