комитет мэрии по защите прав потребителей вправе
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»
7 февраля 1992 года N 2300-1
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,
от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ,
от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ,
от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ,
от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ,
от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ,
от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 290-ФЗ)
Приложение. Положение о комитете мэрии по защите прав потребителей
Положение
о комитете мэрии по защите прав потребителей
(утв. постановлением мэра г. Новосибирска от 28 ноября 2006 г. N 1208)
1.3. Комитет имеет официальные бланки.
2. Основные задачи комитета
2.1. Осуществление защиты прав потребителей в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Обеспечение проведения единой политики по защите прав потребителей структурными подразделениями мэрии, администрациями районов города Новосибирска.
3. Основные функции комитета
3.1. Обеспечение в пределах компетенции выполнения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на потребительском рынке города.
3.2. Обеспечение приема жителей города и оперативного рассмотрения устных и письменных обращений граждан по вопросам защиты их потребительских прав.
3.3. Консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей.
3.4. Проведение информационно-просветительской работы по защите прав потребителей с потребителями, продавцами (изготовителями, исполнителями) и учащимися образовательных учреждений.
3.5. Осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Госстандартом России, Сибирским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, комиссией по организации проведения мониторинга качества пищевой продукции и продовольственной безопасности, управлением ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии, Новосибирским городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов по вопросам, входящим в компетенцию комитета, общественными объединениями потребителей.
3.6. Извещение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды.
3.7. Обращение в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
3.8. Ведение централизованного учета обращений граждан, подготовка на основе их анализа и обобщения предложений об устранении причин нарушения прав потребителей товаров (работ, услуг).
3.9. Координация деятельности отделов потребительского рынка и защиты прав потребителей администраций районов города Новосибирска по вопросам защиты прав потребителей и оказания им методической помощи.
4.1. Разрабатывать образцы претензий и исковых заявлений, методических рекомендаций, памяток и иных документов по защите прав потребителей.
4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений мэрии, государственных органов и организаций информацию и необходимые материалы для выполнения задач и функций комитета.
4.3. Привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, организации и отдельных специалистов для выполнения задач и функций, возложенных на комитет.
R 5. Организация работы комитета
5.1. Комитет возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности распоряжением мэра по представлению заместителя мэра.
5.2. Председатель комитета:
руководит деятельностью комитета, планирует его работу, обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на комитет;
действует без доверенности от имени комитета, представляет его в государственных органах и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию комитета;
издает приказы, обязательные для исполнения работниками комитета;
в пределах компетенции подписывает документы, направляемые от имени комитета;
согласовывает проекты правовых актов мэра по вопросам, входящим в компетенцию комитета;
разрабатывает должностную инструкцию заместителя председателя комитета;
утверждает должностные инструкции работников комитета, за исключением заместителя председателя комитета;
контролирует исполнение работниками комитета их должностных обязанностей;
обеспечивает соблюдение работниками комитета трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка для работников мэрии;
способствует повышению квалификации работников комитета;
вносит начальнику департамента предложения по кандидатурам для назначения на должность и освобождения от занимаемой должности работников комитета, поощрения и наложения на них дисциплинарного взыскания;
выполняет другие функции, необходимые для обеспечения деятельности комитета.
5.3. Комитет формируется из работников, выполняющих свои функциональные обязанности на основе должностных инструкций. Работники комитета назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом заместителя мэра.
6. Финансирование комитета
Финансирование комитета осуществляется за счет средств бюджета города.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
6.2. Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации
6.2. Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей». В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления самостоятельно формируют в составе местных администраций структуры по защите прав потребителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности на работников других структурных подразделений.
Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей реализуются ими в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Работа структурных подразделений по защите прав потребителей в органах местного самоуправления определяется положением, утверждаемым главой органа местного самоуправления.
Указанное структурное подразделение возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности главой органа местного самоуправления. Последний несет полную ответственность за работу своего подразделения.
Если структура администрации не позволяет иметь самостоятельное подразделение, то работа по защите прав потребителей возлагается на конкретных работников других подразделений местных администраций. В случае, если такое возложение обязанностей невозможно, то в штатном расписании муниципального образования можно предусмотреть должность специального уполномоченного.
Конечно, органы местного самоуправления не могут самостоятельно решать все вопросы по защите прав потребителей, поэтому в своей работе они обязательно сотрудничают с различными организациями, например с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, некоммерческими общественными объединениями потребителей и т. д.
Итак, давайте посмотрим, как осуществляется защита прав потребителей органами местного самоуправления. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей») органы местного самоуправления:
1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;
2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;
4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;
5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Этим же пунктом Методических рекомендаций предусмотрено, что заявления потребителей должны рассматриваться в срок не более месяца. В случаях, когда для рассмотрения заявления необходимы проведение экспертизы, востребование дополнительных материалов и т. д., сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц.
Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозсубъектов.
В случае подтверждения нарушений в соответствии с установленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:
1) разъясняют потребителям их права, помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лично с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказным письмом с уведомлением. У потребителя должна оставаться копия претензии;
2) проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъясняют их обязанности и установленные Законом РФ «О защите прав потребителей» последствия несоблюдения норм настоящего Закона;
3) по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности продукции и услуг;
4) помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действия продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления, а суд вынес решение о взыскании с изготовителя, продавца, исполнителя, нарушившего права потребителя, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются соответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта;
5) обращаются за консультациями в соответствующие органы или передают им на рассмотрение материалы по конкретным нарушениям законодательства о защите прав потребителей (п. 2.2 Методических рекомендаций);
По результатам проверок, проводимых органами местного самоуправления:
1) о товарах (работах, услугах) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещают территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг);
2) продажу товаров (заполнение работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, приостанавливают до предоставления информации или прекращают продажу. Указанные нарушения и сроки его устранения отмечаются в акте проверки. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) возобновляется при условии доведения до потребителя необходимой информации, что подтверждается актом по результатам повторной проверки. В случае непредставления информации и после повторной проверки продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) прекращается; 3) продажу товаров с просроченными сроками годности или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, прекращают. В акте отмечаются выявленные нарушения, информация о которых направляется в соответствующие территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти (п. 3 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей). В завершение обращаем ваше внимание на то, что Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей закреплено, что представители органов местного самоуправления могут привлекаться к участию в работе комиссии по изъятию из продажи недоброкачественной или опасной для потребления и окружающей среды продукции.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Комитет мэрии по защите прав потребителей вправе
Каждый обиженный потребитель, у которого есть претензии к качеству товара или услуги, имеет право обратиться за консультацией в отдел по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай и Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА», а также в территориальные отделы и консультационные пункты Роспотребнадзора в районах.
Однако, учитывая значительное расстояние, разделяющее г. Горно-Алтайск с районными и отсутствие представителей Роспотребнадзора в ряде районов, далеко не у всех жителей Республики Алтай есть возможность обратиться за квалифицированной помощью по вопросам защиты прав потребителей к специалистам Роспотребнадзора.
На региональном уровне 20 апреля 2018 года принято постановление Правительства Республики Алтай № 118 «Об утверждении региональной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2018-2010 годы». Одними из участников Программы являются органы местного самоуправления.
Однако анализ информации, полученной из муниципалитетов, показывает, что работа по защите прав потребителей ими практически не проводится. Если в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай за 2018 год поступило 1188 обращений граждан по защите их прав, опубликовано более 300 материалов в СМИ, то на местном уровне работа проводилась лишь В муниципалитетах работа по защите прав потребителей должным образом не организована. За весь 2018 год указанная работа проводилась только в Майминском районе (рассмотрено 64 обращения потребителей), в г.Горно-Алтайске (9 обращений), в Усть-Коксинском и Чемальском районах. Между тем, отсутствие у граждан возможности получить помощь по вопросам защиты прав потребителей на муниципальном уровне, учитывая отсутствие территориальных подразделений Роспотребнадзора по Республике Алтай в некоторых районах, существенно ограничивает права граждан и негативно сказывается на оценке работы органов власти региона в целом, что недопустимо.
Положительный опыт работы муниципальных администраций в Майминском и Усть-Коксинском районах показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность и грамотность населения в этой сфере, но, самое главное, обеспечивает право каждого гражданина на консультативную помощь со стороны представителей органов власти.
Так, в Усть-Коксинском районе ведется совместная работа Консультационного пункта информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» с сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения.
Специалисты консультационного пункта и сотрудники сельской администрации проводят совместные приемы граждан согласно графику, помогают составить жалобу, претензию и исковое заявление в суд для защиты нарушенных прав потребителей. За время сотрудничества поступило 25 обращений от населения, проведено 20 лекционных занятий для потребителей, распространены среди потребителей памятки и листовки. В Майминской администрации специалист, наделенный полномочиями по защите прав потребителей, помимо рассмотрения обращений активно проводит информирование потребителей об их правах и обязанностях. Положительная практика указанных муниципальных образований вполне может быть использована в качестве примера другими районными администрациями.
Напоминаем потребителям и представителям местного самоуправления, что в соответствии со ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
В силу ст.46 указанного Закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Общественная приемная Роспотребнадзора по Республике Алтай работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по адресу: г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173, телефон: (38822)64241. Кроме этого, проконсультироваться можно в территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Консультационный Центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-36-22.
Номера телефонов в пунктах информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 453 гостей онлайн |