комитет по правам человека был учрежден

Комитет по правам человека ООН

Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года.

Функции

Комитет оценивает доклады об исполнении Пакта, представляемые странами-участницами, составляет комментарии к Пакту («замечания общего порядка») и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта (кроме статьи 1) странами, ратифицировавшими Первый факультативный протокол к Пакту, соображения, не являющиеся обязательными для выполнения. Члены комитета имеют право высказывать особые мнения, прилагаемые к соображениям.

Литература

Ссылки

комитет по правам человека был учрежден
комитет по правам человека был учрежден
комитет по правам человека был учрежден
комитет по правам человека был учрежден Международные институты и организации по правам человека
Органы ООН
Совет по правам человека ООН • Комитет по правам человека ООН • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам • Комитет по ликвидации расовой дискриминации • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (нем.) • Комитет против пыток • Комитет по правам ребёнка (англ.) • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей • Комитет по правам инвалидов (англ.)
Региональные органы
АфрикаАфриканская комиссия по правам человека и народов (англ.) • Африканский суд по правам человека и народов (англ.)
ЕвропаЕвропейский суд по правам человека • Европейский комитет по предупреждению пыток (англ.) • Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью • Европейский комитет по социальным правам (фр.) • Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств • Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств • Бюро по демократическим институтам и правам человека • Агентство ЕС по правам человека (англ.)
АмерикаМежамериканская комиссия по правам человека • Межамериканский суд по правам человека (англ.)
Международные представители
Верховный комиссар ООН по правам человека • Верховный комиссар ООН по делам беженцев • Комиссар Совета Европы по правам человека • Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам • Специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми • Представитель ОБСЕ по свободе СМИ (англ.)
Ведущие НПО
Международный комитет Красного Креста • Международная амнистия • Human Rights Watch • FIDH
Права человекаМеждународное право прав человека

Полезное

Смотреть что такое «Комитет по правам человека ООН» в других словарях:

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН — договорный орган, образованный в соответствии с ч. IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для наблюдения за выполнением государствами участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств участников… … Юридическая энциклопедия

Комитет по правам человека — ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года. Функции Комитет… … Википедия

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА — договорный орган, образованный в соответствии с ч. IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для наблюдения за выполнением государствами участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств участников… … Энциклопедический словарь экономики и права

Совет по правам человека ООН — Совет по правам человека международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года[1]. Содержание 1… … Википедия

Комиссия по правам человека ООН — Комиссия по правам человека комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, 15 марта 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН[1]. Комиссию составляли не… … Википедия

Латвийский комитет по правам человека — Тип организаци … Википедия

Комитет ООН по правам человека — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в… … Википедия

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека — Лого управления Верховного комиссара ООН по правам человека Управление Верховного комиссара ООН по правам человека агентство Организации Объединённых Наций, которое следит за соблюдением и защитой прав человека, гарантируемых Всео … Википедия

Европейский суд по правам человека — (англ. European Court o … Википедия

Европейский Суд по правам человека — (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и… … Википедия

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Члены

МПГПП устанавливает основные правила членства в Комитете по правам человека. Статья 28 МПГПП гласит, что Комитет состоит из 18 членов от государств-участников МПГПП, «которые должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека», с учетом «полезности участия. некоторых лиц, имеющих юридический опыт «. Также согласно статье 28 члены выступают в личном качестве, а не как представители своих стран. Как указано в статьях 29 и 30 МПГПП, они избираются на собрании государств-участников МПГПП, проводимом в штаб-квартире ООН. Согласно статье 32 они избираются на четырехлетний срок, половина из них избирается каждые два года.

Текущее членство выглядит следующим образом:

Недавние выборы

Встречи и мероприятия

Комитет собирается три раза в год на четырехнедельные сессии (весенняя сессия в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, летняя и осенняя сессии в Отделении ООН в Женеве). Категории его работы, изложенные ниже, включают государственную отчетность, индивидуальные жалобы, общие комментарии и межгосударственные коммуникации.

Государственная отчетность в соответствии с МПГПП

Все государства-участники МПГПП обязаны «представлять отчеты о принятых ими мерах, обеспечивающих реализацию прав, признанных [в МПГПП], и о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав». Комитет по правам человека отвечает за «изучение» и реагирование на отчеты, представленные государствами. Государства-участники должны представить первоначальный отчет в течение одного года с момента вступления в силу МПГПП, а также последующие периодические отчеты по запросу Комитета. Эта система отчетности предусмотрена статьей 40 МПГПП.

Процедура и недавние процедурные изменения

После представления отчета государства представители государства предстают перед Комитетом в Женеве или Нью-Йорке для обсуждения отчета в личном конструктивном диалоге, который обычно транслируется в прямом эфире на веб-телевидении ООН. После этого диалога Комитет составляет и принимает свои заключительные замечания, документ, включающий положительные аспекты, вызывающие озабоченность вопросы, а также предложения и рекомендации. Впоследствии, в рамках своей процедуры последующих действий, Комитет оценивает, были ли определенные рекомендации выполнены в течение одного года.

В июле 2010 года Комитет предложил новую факультативную процедуру отчетности, названную «Список проблем, предшествующих отчетности» (LOIPR) или «Упрощенная процедура отчетности». В соответствии с этой системой, вместо того, чтобы государство представлять полный отчет о выполнении каждой статьи МПГПП, Комитет отправляет государству список проблем, которые необходимо решить, а отчет государства должен отвечать только на вопросы, поднятые в этом списке проблем. Впоследствии Комитет принял упрощенную процедуру отчетности на экспериментальной основе, хотя она остается факультативной альтернативой «обычной» процедуре, т. Е. Представлению полного отчета. На своей 124-й сессии в 2018 году Комитет решил принять упрощенную процедуру отчетности на постоянной основе и призвать все государства перейти на упрощенную отчетность. Он также решил стремиться ограничить количество вопросов в каждом списке проблем до 25. В 2019 году Комитет решил сделать упрощенную процедуру отчетности по умолчанию, изменив выбор государства с согласия на отказ от участия. модель.

В июле 2019 года Комитет решил перейти, начиная с 2020 года, к восьмилетнему «циклу предсказуемой проверки» (PRC), в соответствии с которым он запланировал бы одну проверку для каждого государства-участника (включая те государства, которые не представили отчет). Этот цикл включает пятилетний процесс обзора и трехлетний интервал до начала следующего процесса обзора. Все государства-участники были разделены на 8 групп по 21-22 штатов в каждой, при этом процесс отчетности для каждой группы начинался в разный год.

Участие НПО

НПО и другие организации гражданского общества играют решающую роль в процессе отчетности. Любая НПО, независимо от аккредитации, может представлять Комитету свои собственные отчеты (иногда называемые «теневыми отчетами»), комментировать государственные отчеты и присутствовать на всех сессиях Комитета в качестве наблюдателей. Кроме того, Комитет часто проводит закрытые встречи с заинтересованными НПО в рамках рассмотрения отчета государства.

Ограничения системы отчетности

Другие широко известные проблемы включают отставание в работе Комитета и тяжелое бремя для государств, особенно малых государств.

Индивидуальные жалобы в Комитет

Процедура

Прежде чем рассматривать по существу (существо) отдельного сообщения, Комитет должен убедиться в его приемлемости. Комитет может рассмотреть ряд факторов при определении приемлемости и может прийти к выводу, что для того, чтобы отдельное сообщение было приемлемым, оно должно:

Индивидуальные сообщения, содержащие необходимые элементы prima facie, передаются Специальному докладчику Комитета по новым сообщениям и временным мерам, который решает, следует ли регистрировать дело. На этом этапе дело передается государству-участнику, которому предлагается представить свои замечания в течение шести месяцев в соответствии со статьей 4 Первого Факультативного протокола. После того как государство ответит на жалобу, заявителю предоставляется возможность высказать свое мнение в течение установленного периода времени. Если Комитет приходит к выводу, что нарушение МПГПП имело место, в своей последующей процедуре Комитет предлагает государству предоставить информацию в течение 180 дней о своих шагах по выполнению рекомендаций Комитета. Ответ государства передается заявителю для комментариев. Если государство-участник не принимает надлежащих мер, Комитет продолжает рассмотрение дела. Таким образом, Комитет поддерживает диалог с государством-участником, и дело остается открытым до тех пор, пока не будут приняты удовлетворительные меры.

Комитет рассматривает индивидуальные сообщения на закрытых заседаниях, но его решения («Соображения») и любые последующие меры являются публичными. Учитывая большое количество жалоб, между подачей жалобы и принятием решения Комитетом может пройти несколько лет.

Решения

Все решения Комитета по индивидуальным жалобам доступны в онлайн-сборниках, публикуемых ООН, НПО и академическими источниками.

Общие комментарии

На сегодняшний день Комитет выпустил 36 «Замечаний общего порядка», каждый из которых содержит подробное руководство по отдельным частям МПГПП.

Комитет распространил проект своего следующего, будущего Общего комментария, Замечания общего порядка № 37 по Статье 21 МПГПП, право на мирные собрания, с запросом общественных комментариев по проекту к продленному крайнему сроку 21 февраля 2020 года. Проект подвергся критике за его опора на решения региональных, а не глобальных органов по правам человека.

Последним Замечанием общего порядка Комитета (от 30 октября 2018 г.) был Замечание общего порядка № 36 по Статье 6 МПГПП о праве на жизнь (заменяющее Замечания общего порядка 6 и 14 от 1982 и 1984 годов, соответственно). Из его семидесяти абзацев двадцать посвящены смертной казни в разделе, озаглавленном «Смертная казнь». Один комментатор заявил, что заслуживает внимания его описание того, как право на жизнь применяется в ситуациях вооруженного конфликта, и его заявление о взаимосвязи между международным правом прав человека и международным гуманитарным правом.

В декабре 2014 года Комитет опубликовал Общий комментарий № 35 по статье 9 МПГПП «Свобода и личная неприкосновенность».

В июле 2011 года Комитет ООН по правам человека принял заявление, состоящее из 52 пунктов, Общий комментарий № 34 к Статье 19 МПГПП, касающийся свободы мнений и их выражения. В пункте 48 говорится:

Запрещение проявлений неуважения к религии или другой системе убеждений, включая законы о богохульстве, несовместимы с Пактом, за исключением особых обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 статьи 20 Пакта. Такие запреты также должны соответствовать строгим требованиям пункта 3 статьи 19, а также таких статей, как 2, 5, 17, 18 и 26. Таким образом, например, было бы недопустимо, чтобы любые такие законы допускали дискриминацию в пользу или против одной или определенных религий или систем убеждений, или против их приверженцев по сравнению с другими, или против верующих по сравнению с неверующими. Также недопустимо использование таких запретов для предотвращения или наказания критики религиозных лидеров или комментариев к религиозным доктринам и догматам веры.

Межгосударственные коммуникации

Пакт предусматривает подачу межгосударственных жалоб, «что позволяет одному государству-участнику предъявить обвинение другому в нарушении договора». «[Не] межгосударственный механизм рассмотрения жалоб еще не представлен» (до 2009 г.). Это все еще вопрос юрисдикции, и комитет не может решать, примут ли они такую ​​жалобу или нет.

Источник

КПЧ ООН

Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года.

Функции

Комитет оценивает доклады об исполнении Пакта, представляемые странами-участницами, составляет комментарии к Пакту («замечания общего порядка») и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта странами, ратифицировавшими Первый факультативный протокол к Пакту, соображения, не являющиеся обязательными для выполнения. Члены комитета имеют право высказывать особые мнения, прилагаемые к соображениям.

Внешние ссылки

Международные институты и организации по правам человекаОрганы ООНСовет по правам человека ООН · Комитет по правам человека ООН · Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (нем.) · Комитет по ликвидации расовой дискриминации (нем.) · Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин · Комитет против пыток (нем.) · Комитет по правам ребёнка (англ.) · Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей · Комитет по правам инвалидовРегиональные органыАфрикаАфриканская комиссия по правам человека и народов (англ.) · Африканский суд по правам человека и народов (англ.)ЕвропаЕвропейский суд по правам человека · Европейский комитет по предупреждению пыток (англ.) · Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью · Европейский комитет по социальным правам (фр.) · Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств · Европейский комитет по миграции · Европейский форум цыган и кочевников · Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств · Группа экспертов по противодействию торговле людьми · Бюро демократических институтов и прав человека · Агентство ЕС по правам человека (англ.)АмерикаМежамериканская комиссия по правам человека (англ.) · Межамериканский суд по правам человека (англ.)Международные представителиВерховный комиссар ООН по правам человека · Верховный комиссар ООН по делам беженцев · Комиссар Совета Европы по правам человека · Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам · Специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми · Представитель ОБСЕ по свободе СМИ (англ.)Ведущие НПОМеждународный комитет Красного Креста · Международная амнистия · Human Rights Watch · FIDH

Полезное

Смотреть что такое «КПЧ ООН» в других словарях:

Комитет по правам человека ООН — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на… … Википедия

Комитет ООН по правам человека — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в… … Википедия

Почтовая администрация ООН — Оживление в почтовом отдел … Википедия

Совет по правам человека ООН — Совет по правам человека международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года[1]. Содержание 1… … Википедия

Специальные мероприятия и памятные даты ООН — Международные даты и периоды ООН специальные мероприятия и памятные даты, объявляемые Генеральной Ассамблеей с целью привлечения внимания к проблемам интернационального значения. Существуют международные десятилетия, годы, месяцы, дни. Содержание … Википедия

Совет Безопасности ООН — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности. Зал заседаний Совета Безопасности ООН … Википедия

Генеральный секретарь ООН — Генеральный секретарь ООН … Википедия

Международный суд ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Международный Суд ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия

Штаб-квартира ООН — Координаты: 40°44′58″ с. ш. 73°58′05″ з. д. / 40.749444° с. ш. 73.968056° з. д. … Википедия

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев — логотип УВКБ Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) организация системы ООН, занимающаяся оказанием помощи беженцам. В 1949 году на сессии … Википедия

Источник

Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Общая характеристика международной защиты прав человека

Международные процедуры в области защиты прав человека и охраны частной жизни представляют собой методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений о принятие решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека. Контрольные механизмы представляют собой определённые организационные структуры (международные суды по правам человека, международные организации, включая комитеты, комиссии, рабочие группы, специальных докладчиков). В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры. Лица, входящие в состав того или иного контрольного органа, могут быть представителями государства, однако чаще действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этого органа (судьи, специальные докладчики, эксперты). Международные процедуры в области прав человека и охраны частной жизни по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории:

Всеобщая декларация прав человека, базируется на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, и закрепляет возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным международным конфликтам показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому в международно-правовых документах, принимаемых в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, чётко прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.

Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооружённым конфликтам, показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому начиная с середины 1970-х гг. в международно правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), четко прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.

В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ уже утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно Документу любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы. и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву». Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право «поддерживать связь с международными органами, наделёнными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека».

Наконец, в Документе Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было прямо подчёркнуто, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона носят международный характер. и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». Таким образом, институт международной защиты прав человека был легализован. Функции международной внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят своё законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Международные контрольные органы стали обязательным структурным элементом универсальных конвенций по правам человека, начиная с принятия Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Создаваемые на базе конвенции международные контрольные органы (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка) наделялись правом требовать от государств периодического предоставления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенции, а некоторые из них уполномочивались рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальных жалоб граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.

Региональные конвенции пошли гораздо дальше, предусмотрев учреждение Суда по правам человека, имеющего право рассматривать жалобы государства на государство и индивидуальные жалобы относительно нарушений положений конвенции, причём решение суда является обязательным для государства.

Итак, функционирование механизма международной защиты прав человека направлено на создание дополнительных гарантий их соблюдения государствами.

Однако совершенно очевидно, что эволюция концепции прав человека говорит не о радикальных изменениях содержания Всеобщей декларации, а лишь конкретизирует и углубляет её положения, что свидетельствует об уникальности, жизнеспособности и современности данного документа.

Однако указанная прежняя конституционная норма не воспринята новой Конституцией, которая теперь установила: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17).

Смысл этой статьи прочитывается так: права человека признаются и гарантируются Конституцией, которая закрепляет их согласно общепризнанным нормам международного права.

Процедуры и механизмы защиты прав человека ООН

В 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила право каждого российского гражданина «обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции), т.е. в том числе и в ООН.

Назовём некоторые наиболее важные механизмы Организации объединённых наций.

1. Центральные органы ООН по правам человека.

1.1. Комиссия ООН по правам человека.

1.2. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека.

2. Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений («договорные органы»).

3. Другие процедуры в рамках системы ООН.

4. Специализированные экономические учреждения ООН.

Особое место в системе ООН занимает институт Верховного комиссара по правам человека.

Однако сегодня существует лишь четыре органа ООН, которые могут принимать индивидуальные жалобы при условии, если соответствующее государство-участник ратифицировало соответствующий документ. Это:

Комитет ООН по правам человека

Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.

Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.

Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения. государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации

Этот Комитет, состоящий из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной ассамблеей в 1965 г. и вступила в силу в 1969 г. Комитет занимается рассмотрением периодических докладов представляемых государствами участниками, и издаёт заключения и рекомендации с целью содействия выполнению государствами положений Конвенций.

Отдельные лица или группы лиц, заявляющие, что их права изложенные в Конвенции, нарушаются, могут, как установлено в ст. 1 Конвенции, подать в Комитет петицию. К этому моменту они должны исчерпать все доступные внутренние средства правовой защиты. Возможность подавать индивидуальные сообщения для рассмотрения на закрытых сессиях Комитета появилась, начиная с 1992 г.

Комитет должен рассматривать любые жалобы одного государства участника на другое государство участник о том, что последнее не проводит в жизнь положение Конвенции.

Однако Комитет не может принять сообщение, если оно касается государства, которое, хотя и является участником Конвенции, но не признаёт компетенцию Комитета.

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Ещё в 1946 г. Экономическим и социальным советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Она занималась подготовкой докладов и рекомендаций Совету, которые касаются поощрения прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и учебной областях, а также разработкой рекомендаций и предложений о принятии мер в отношении неотложных проблем в области прав женщин с целью осуществления принципа равноправия женщин и мужчин. В 1972 г. Генеральный секретарь ООН просил Комиссию запросить мнения государств, членов ООН относительно возможного договора о правах женщин. В 1974 г. Комиссия по положению женщин приступила к разработке Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Работе этой Комиссии способствовали итоги Всемирной конференции в рамках Международного года женщин, которая состоялась в 1975 г. в Мехико. На этой конференции был принят новый план действий, в котором отмечалась необходимость уделить первоочередное внимание разработке и принятию Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также эффективным методам её выполнения.

Такая конвенция была принята Генеральной ассамблеей в 1979 г. В 1981 г., после того как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу и был учреждён Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Задачей его является наблюдение за осуществлением положений конвенции государствами участниками. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин излагаются в юридически императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных с точки зрения статуса мужчин и женщин законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, в Конвенции предписывается также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.

10 декабря 1999 г. для подписания был открыт Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Тем самым была предложена процедура для рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин индивидуальных или межгосударственных жалоб, разработка которой была рекомендована Всемирной конференцией по правам человека 1993 г., а также Четвертой Всемирной конференцией женщин в 1995 г.

Государство участник Протокола признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подпадающих под его юрисдикцию лиц или групп лиц или от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством участником какого либо из прав, изложенных в Конвенции.

Комитет ООН против пыток

Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст.17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1984г.

Комитет против пыток состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств участников Конвенции могут проводиться и специальные сессии. В отличии от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС.

Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трёх уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению своих обязательств. Ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст.41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление.

Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток.

Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст.22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер.

Комиссия ООН по правам человека основывает свою деятельность на ст.68 Устава ООН. Она была создана в 1946 г. как одна из шести функциональных комиссий Экономического и социального совета ООН. В настоящее время её членами являются 53 государства. Комиссия действует как политическая структура, и работающие в ней делегации представляют свои государства и отстаивают их политику.

Мандат Комиссии состоит в том, чтобы она занималась всеми проблемами прав человека. Комиссия имеет в своём распоряжении две процедуры реагирования на нарушения прав человека. Одна из них основана на резолюции ЭКОСОС 1235 от 6 июня 1967 г. и носит публичный характер, в то время как другая, исходящая из резолюции ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г., является закрытой.

Процедура 1503 представляет собой общий механизм, посредством которого сообщения о нарушении прав человека выносятся на рассмотрение Комиссии по правам человека. Все меры, предпринимаемые в соответствии с этой процедурой, носят конфиденциальный характер, до тех пор, пока комиссия не представит соответствующий доклад ЭКОСОС ООН.

На основе доклада Комиссии Экономический и социальный совет направляет государствам рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам.

Деятельность Комиссии по правам человека осуществляется в форме сессий, которые проходят ежегодно в Женеве в течение шести недель с начала февраля до середины марта. На сессиях могут присутствовать представители государств, не являющихся членами Комиссии, а также представители специализированных учреждений ООН, национально освободительных движений и неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС. Все эти делегации имеют в Комиссии статус наблюдателя: они могут участвовать в её работе, но не имеют права голоса при принятии решений.

В отличие от Комиссии, Подкомиссия состоит из независимых экспертов. Члены Подкомиссии и их заместители избираются на персональной основе и выполняют свои обязанности свободно, без какого-либо воздействия со стороны государств. Отбор 26 экспертов осуществляется в соответствии с принципом справедливого географического представительства.

Подкомиссия представляет собой исполнительный орган Комиссии и имеет следующие задачи: проводить исследования в свете Всеобщей декларации прав человека, представлять Комиссии рекомендации относительно предотвращения дискриминации и выполнять любые другие поручения, данные ей ЭКОСОС или Комиссией.

Свой вклад в упрочение уважения прав человека вносят специализированные экономические учреждения ООН.

В системе ООН есть довольно много учреждений, занимающихся экономическими проблемами. все специализированные учреждения имеют программы, направленные на цели экономического развития. Они планируют и финансируют деятельность по экономическому развитию в сотрудничестве с правительствами отдельных стран. Остановимся на важнейших. Это Программа развития ООН (ПРООН), Международный банк реконструкции и развития (более известный как Всемирный банк) и Международный валютный фонд (МВФ). Поскольку существует связь между экономической политикой и ситуацией с правами человека, есть и связь между описанными выше механизмами защиты прав человека и деятельностью этих учреждений.

Целью экономических программ, рекомендуемых либо финансируемых этими учреждениями, являются улучшение экономического положения стран и рост благосостояния народов. Эта цель имеет отношение к праву на жизнь, провозглашенному в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, а также права на необходимый жизненный уровень по ст. 25 Декларации. Она затрагивает также право на образование (ст. 26 Декларации), право на труд (ст. 23), право на социальное обеспечение (ст. 22) и право на развитие, которое является модификацией права на самоопределение.

Рассматривая варианты экономической политики, ПРООН, Всемирный банк и МВФ до недавнего времени взаимодействовали только с правительствами и опирались исключительно на экономические соображения. Основные права человека, такие как право на свободу выражения убеждений (ст. 19 Всеобщей декларации), не говоря уже о праве на развитие, всё это время игнорировались.

С началом 1990-х гг. ПРООН использует понятие «гуманитарного развития». Эта концепция предусматривает, помимо всего прочего, наделение людей правом участвовать в принятии решений, затрагивающих их судьбы. С 1989 г. проявляет в своём подходе большую гибкость и Всемирный банк. Эти сдвиги в политике ПРООН и Всемирного банка свидетельствуют о связи между деятельностью этих учреждений и поощрением и уважением прав человека.

Все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека последние 10 лет координирует Верховный комиссар по правам человека.

В 1993 г., более чем через 40 лет после того, как впервые была выдвинута идея назначить Верховного комиссара Организации объединённых наций для рассмотрения вопросов, касающихся прав человека, Всемирная конференция по правам человека, проходившая в 1993 г. в Вене, рекомендовала Генеральной ассамблее, чтобы та в первоочередном порядке начала изучение вопроса об утверждении поста Верховного комиссара в целях поощрения и защиты всех прав человека. Осенью 1993 года Генеральная ассамблея достигла консенсуса по проекту резолюции, предусматривающему учреждение данного поста.

В соответствии с этой резолюцией Верховный комиссар ООН по правам человека в ранге заместителя Генерального секретаря является должностным лицом Организации объединенных наций, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, и действует в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Комиссии по правам человека. Он координирует все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека, соответствующие образовательные программы, предоставляет через секретариат ООН по просьбе государств консультативные услуги, а также техническую и финансовую помощь с целью поддержки мер и программ в области прав человека.

Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной ассамблеей с учетом периодической смены, сроком на четыре года с возможностью его одноразового продления еще на четыре года.

Верховный комиссар должен быть знатоком различных мировых культур, быть специалистом в сфере прав человека, обладать личностной целостностью и высоким моральным авторитетом. Верховный комиссар должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, неизбирательно и эффективно.

Мандат Верховного комиссара был сформулирован так, чтобы механизмы Организации объединенных наций по защите прав человека могли реагировать на новый комплекс проблем, которому уделено большое внимание в Венской декларации и Программе действий. Он распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всём мире, укрепление международного сотрудничества в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека, координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям.

За время деятельности ООН сложились определённые правила приемлемости сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в подробности и специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим самое важное.

Жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *