комитет по правам человека год
КПЧ ООН
Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года.
Функции
Комитет оценивает доклады об исполнении Пакта, представляемые странами-участницами, составляет комментарии к Пакту («замечания общего порядка») и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта странами, ратифицировавшими Первый факультативный протокол к Пакту, соображения, не являющиеся обязательными для выполнения. Члены комитета имеют право высказывать особые мнения, прилагаемые к соображениям.
Внешние ссылки
Международные институты и организации по правам человека
Полезное
Смотреть что такое «КПЧ ООН» в других словарях:
Комитет по правам человека ООН — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на… … Википедия
Комитет ООН по правам человека — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в… … Википедия
Почтовая администрация ООН — Оживление в почтовом отдел … Википедия
Совет по правам человека ООН — Совет по правам человека международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года[1]. Содержание 1… … Википедия
Специальные мероприятия и памятные даты ООН — Международные даты и периоды ООН специальные мероприятия и памятные даты, объявляемые Генеральной Ассамблеей с целью привлечения внимания к проблемам интернационального значения. Существуют международные десятилетия, годы, месяцы, дни. Содержание … Википедия
Совет Безопасности ООН — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности. Зал заседаний Совета Безопасности ООН … Википедия
Генеральный секретарь ООН — Генеральный секретарь ООН … Википедия
Международный суд ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Международный Суд ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия
Штаб-квартира ООН — Координаты: 40°44′58″ с. ш. 73°58′05″ з. д. / 40.749444° с. ш. 73.968056° з. д. … Википедия
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев — логотип УВКБ Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) организация системы ООН, занимающаяся оказанием помощи беженцам. В 1949 году на сессии … Википедия
Комитет по правам человека ООН: статус, структура, компетенция
Комитет по правам человека ООН: статус, структура, компетенция
Комитет по правам человека ООН (КПЧ, CCPR) – один из 10 договорных органов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ,OHCHR). Он учрежден в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в силу в 1976 году). Основные функции – рассмотрение докладов стран-участниц Пакта, надзор за его исполнением, подготовка общих комментариев к нему и рассмотрение жалоб на нарушения этого международного акта.
Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека
Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:
В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.
Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.
Система Пакта включает и два факультативных протокола:
Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.
Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.
Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.
Основные факты о деятельности Комитета по правам человека
Международный комитет по правам человека ООН создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Пакта о гражданских и политических правах.
В состав Комитета входят 18 членов – экспертов, каждый из которых является гражданином одной определенной страны из числа стран-участниц Пакта и избирается на 4-летний срок. Одно государство-участник Пакта вправе выдвинуть одну кандидатуру эксперта в Комитет. Выборы и, соответственно, обновление половины состава Комитета происходят каждые 2 года в ходе ежегодной сессии Генассамблеи ООН путем проведения тайного голосования. Ключевой принцип формирования (выборов) Комитета – справедливое распределение членов по географическому признаку и представленность всех основных правовых систем мира.
Допускается переизбрание кандидата на второй срок. Если член Комитета подает в отставку или умирает, формально должны проводиться дополнительные выборы. Однако сложилась практика замещения выбывшего члена Комитета другим от того же самого государства. Большинство экспертов – в прошлом юристы, имеющие опыт работы в судах или занимавшиеся научной деятельностью.
Члены-комитета, как граждане и представители определенной страны, имеют возможность в пределах полномочий контактировать и взаимодействовать с органами власти своего государства. Однако в процессе осуществления своих обязанностей должны действовать объективно и беспристрастно. Если подается жалоба в отношении определенного государства или представляется доклад определенного государства, его представитель из числа членов Комитета не может участвовать в рассмотрении такого обращения. При наличии сомнений в своей объективности и беспристрастности любой член Комитета вправе заявить самоотвод независимо от характера жалобы и доклада.
В структуру Комитета, помимо непосредственного его членов, входят:
Эти лица избираются членами Комитета на 2 года.
Органом постоянной организационно-административной работы является Секретариат Комитета. Его сотрудники предоставляются в распоряжение Комитета Генеральным секретарем ООН. Офис Секретариата находится в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, Швейцария.
Основной режим деятельности Комитета – предварительное недельное заседание рабочей группы и проведение трехнедельной сессии. Пленарные сессии (заседания) проводятся согласно графику (календарю) ежегодной работы, обычно трижды в год (март-апрель, июнь-июль и октябрь-ноябрь). Как правило, Комитет заседает в Женеве или Нью-Йорке – в Швейцарском Отделении ООН или Центральном аппарате ООН соответственно. Но возможно проведение выездных сессий – по приглашению какого-либо государства и на его территории. Календарь сессий публикуется Комитетом по правам человека ООНна сайтеУправления Верховного комиссара ООН.
Компетенция Комитета по правам человека
Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.
Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.
Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.
Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.
На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.
К тому же, Комитет может оказаться единственной инстанцией, куда можно пожаловаться. Например, если жалобу в ЕСПЧ не приняли или истек срок обращения. Поэтому возможность обращения в Комитет по правам человека никогда не нужно сбрасывать со счетов.
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке
СОДЕРЖАНИЕ
Члены
МПГПП устанавливает основные правила членства в Комитете по правам человека. Статья 28 МПГПП гласит, что Комитет состоит из 18 членов от государств-участников МПГПП, «которые должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека», с учетом «полезности участия. некоторых лиц, имеющих юридический опыт «. Также согласно статье 28 члены выступают в личном качестве, а не как представители своих стран. Как указано в статьях 29 и 30 МПГПП, они избираются на собрании государств-участников МПГПП, проводимом в штаб-квартире ООН. Согласно статье 32 они избираются на четырехлетний срок, половина из них избирается каждые два года.
Текущее членство выглядит следующим образом:
Недавние выборы
Встречи и мероприятия
Комитет собирается три раза в год на четырехнедельные сессии (весенняя сессия в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, летняя и осенняя сессии в Отделении ООН в Женеве). Категории его работы, изложенные ниже, включают государственную отчетность, индивидуальные жалобы, общие комментарии и межгосударственные коммуникации.
Государственная отчетность в соответствии с МПГПП
Все государства-участники МПГПП обязаны «представлять отчеты о принятых ими мерах, обеспечивающих реализацию прав, признанных [в МПГПП], и о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав». Комитет по правам человека отвечает за «изучение» и реагирование на отчеты, представленные государствами. Государства-участники должны представить первоначальный отчет в течение одного года с момента вступления в силу МПГПП, а также последующие периодические отчеты по запросу Комитета. Эта система отчетности предусмотрена статьей 40 МПГПП.
Процедура и недавние процедурные изменения
После представления отчета государства представители государства предстают перед Комитетом в Женеве или Нью-Йорке для обсуждения отчета в личном конструктивном диалоге, который обычно транслируется в прямом эфире на веб-телевидении ООН. После этого диалога Комитет составляет и принимает свои заключительные замечания, документ, включающий положительные аспекты, вызывающие озабоченность вопросы, а также предложения и рекомендации. Впоследствии, в рамках своей процедуры последующих действий, Комитет оценивает, были ли определенные рекомендации выполнены в течение одного года.
В июле 2010 года Комитет предложил новую факультативную процедуру отчетности, названную «Список проблем, предшествующих отчетности» (LOIPR) или «Упрощенная процедура отчетности». В соответствии с этой системой, вместо того, чтобы государство представлять полный отчет о выполнении каждой статьи МПГПП, Комитет отправляет государству список проблем, которые необходимо решить, а отчет государства должен отвечать только на вопросы, поднятые в этом списке проблем. Впоследствии Комитет принял упрощенную процедуру отчетности на экспериментальной основе, хотя она остается факультативной альтернативой «обычной» процедуре, т. Е. Представлению полного отчета. На своей 124-й сессии в 2018 году Комитет решил принять упрощенную процедуру отчетности на постоянной основе и призвать все государства перейти на упрощенную отчетность. Он также решил стремиться ограничить количество вопросов в каждом списке проблем до 25. В 2019 году Комитет решил сделать упрощенную процедуру отчетности по умолчанию, изменив выбор государства с согласия на отказ от участия. модель.
В июле 2019 года Комитет решил перейти, начиная с 2020 года, к восьмилетнему «циклу предсказуемой проверки» (PRC), в соответствии с которым он запланировал бы одну проверку для каждого государства-участника (включая те государства, которые не представили отчет). Этот цикл включает пятилетний процесс обзора и трехлетний интервал до начала следующего процесса обзора. Все государства-участники были разделены на 8 групп по 21-22 штатов в каждой, при этом процесс отчетности для каждой группы начинался в разный год.
Участие НПО
НПО и другие организации гражданского общества играют решающую роль в процессе отчетности. Любая НПО, независимо от аккредитации, может представлять Комитету свои собственные отчеты (иногда называемые «теневыми отчетами»), комментировать государственные отчеты и присутствовать на всех сессиях Комитета в качестве наблюдателей. Кроме того, Комитет часто проводит закрытые встречи с заинтересованными НПО в рамках рассмотрения отчета государства.
Ограничения системы отчетности
Другие широко известные проблемы включают отставание в работе Комитета и тяжелое бремя для государств, особенно малых государств.
Индивидуальные жалобы в Комитет
Процедура
Прежде чем рассматривать по существу (существо) отдельного сообщения, Комитет должен убедиться в его приемлемости. Комитет может рассмотреть ряд факторов при определении приемлемости и может прийти к выводу, что для того, чтобы отдельное сообщение было приемлемым, оно должно:
Индивидуальные сообщения, содержащие необходимые элементы prima facie, передаются Специальному докладчику Комитета по новым сообщениям и временным мерам, который решает, следует ли регистрировать дело. На этом этапе дело передается государству-участнику, которому предлагается представить свои замечания в течение шести месяцев в соответствии со статьей 4 Первого Факультативного протокола. После того как государство ответит на жалобу, заявителю предоставляется возможность высказать свое мнение в течение установленного периода времени. Если Комитет приходит к выводу, что нарушение МПГПП имело место, в своей последующей процедуре Комитет предлагает государству предоставить информацию в течение 180 дней о своих шагах по выполнению рекомендаций Комитета. Ответ государства передается заявителю для комментариев. Если государство-участник не принимает надлежащих мер, Комитет продолжает рассмотрение дела. Таким образом, Комитет поддерживает диалог с государством-участником, и дело остается открытым до тех пор, пока не будут приняты удовлетворительные меры.
Комитет рассматривает индивидуальные сообщения на закрытых заседаниях, но его решения («Соображения») и любые последующие меры являются публичными. Учитывая большое количество жалоб, между подачей жалобы и принятием решения Комитетом может пройти несколько лет.
Решения
Все решения Комитета по индивидуальным жалобам доступны в онлайн-сборниках, публикуемых ООН, НПО и академическими источниками.
Общие комментарии
На сегодняшний день Комитет выпустил 36 «Замечаний общего порядка», каждый из которых содержит подробное руководство по отдельным частям МПГПП.
Комитет распространил проект своего следующего, будущего Общего комментария, Замечания общего порядка № 37 по Статье 21 МПГПП, право на мирные собрания, с запросом общественных комментариев по проекту к продленному крайнему сроку 21 февраля 2020 года. Проект подвергся критике за его опора на решения региональных, а не глобальных органов по правам человека.
Последним Замечанием общего порядка Комитета (от 30 октября 2018 г.) был Замечание общего порядка № 36 по Статье 6 МПГПП о праве на жизнь (заменяющее Замечания общего порядка 6 и 14 от 1982 и 1984 годов, соответственно). Из его семидесяти абзацев двадцать посвящены смертной казни в разделе, озаглавленном «Смертная казнь». Один комментатор заявил, что заслуживает внимания его описание того, как право на жизнь применяется в ситуациях вооруженного конфликта, и его заявление о взаимосвязи между международным правом прав человека и международным гуманитарным правом.
В декабре 2014 года Комитет опубликовал Общий комментарий № 35 по статье 9 МПГПП «Свобода и личная неприкосновенность».
В июле 2011 года Комитет ООН по правам человека принял заявление, состоящее из 52 пунктов, Общий комментарий № 34 к Статье 19 МПГПП, касающийся свободы мнений и их выражения. В пункте 48 говорится:
Запрещение проявлений неуважения к религии или другой системе убеждений, включая законы о богохульстве, несовместимы с Пактом, за исключением особых обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 статьи 20 Пакта. Такие запреты также должны соответствовать строгим требованиям пункта 3 статьи 19, а также таких статей, как 2, 5, 17, 18 и 26. Таким образом, например, было бы недопустимо, чтобы любые такие законы допускали дискриминацию в пользу или против одной или определенных религий или систем убеждений, или против их приверженцев по сравнению с другими, или против верующих по сравнению с неверующими. Также недопустимо использование таких запретов для предотвращения или наказания критики религиозных лидеров или комментариев к религиозным доктринам и догматам веры.
Межгосударственные коммуникации
Пакт предусматривает подачу межгосударственных жалоб, «что позволяет одному государству-участнику предъявить обвинение другому в нарушении договора». «[Не] межгосударственный механизм рассмотрения жалоб еще не представлен» (до 2009 г.). Это все еще вопрос юрисдикции, и комитет не может решать, примут ли они такую жалобу или нет.
Комитет по правам человека ООН
Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах
Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав
Основные задачи:
наблюдение за выполнением государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах;
изучение и рассмотрение докладов об осуществлении соответствующих прав всеми государствами-участниками Пакта;
подготовка «заключительных замечаний», представляющий мнение Комитета о положении дел с осуществлением Пакта в соответствующем государстве-участнике; рассмотрение межгосударственных жалоб;
рассмотрение индивидуальных жалоб, касающихся предполагаемых нарушений Пакта государствами-участниками Протокола в соответствии с первым Факультативным протоколом к Пакту;
публикация толкования содержания правозащитных положений;
толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах, которые служат для государств-участников руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов
Жалобы частных лиц
В соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством — участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте
Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования:
сообщение должно касаться нарушения только тех прав, которые изложены в Пакте;
сообщение должно быть представлено лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта и Факультативного протокола к нему;
в случае, если сообщение направляет лицо, не являющееся жертвой, оно должно привести доказательства того, что оно действует от имени предполагаемой жертвы;
сообщение не должно быть анонимным;
сообщение не подлежит рассмотрению, если тот же самый случай рассматривается в соответствии с другой международной процедурой;
до подачи сообщения в Комитет жертва должна исчерпать все внутренние средства правовой защиты (т. е. ее дело должно быть рассмотрено национальными судами первой и второй инстанции);
это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам
Кроме того, еще до принятия решения о том, является ли сообщение приемлемым или нет, Комитет может запросить у предполагаемой жертвы или соответствующего государства дополнительную информацию или замечания и установить крайний срок их представления. Если на данном этапе государство направляет ответ на полученное сообщение, то лицо, являющееся автором жалобы, получает копию этого ответа для представления своих замечаний
После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет
Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования
Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев
После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы
На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях
Каждая сторона имеет возможность высказывать замечания относительно аргументов другой стороны
Как правило, на решение вопроса о признании сообщения приемлемым или неприемлемым уходит около года. Для последующего рассмотрения существа дела может потребоваться от одного до двух лет в зависимости от степени готовности государств-участников и авторов жалоб сотрудничать в предоставлении любой необходимой Комитету информации
Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами
Например, в ряде случаев Комитет призывал не осуществлять высылку, просил об отсрочке приведения в исполнение смертного приговора или указывал на необходимость неотложного медицинского освидетельствования
Комитет не является судебным органом и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями»
Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека.
Комитет по правам человека (КПЧ) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав, закрепленных Международным пактом о гражданских и политических правах в отношении государств-участников первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах
Процедура подачи и рассмотрения жалоб частными лицами о нарушениях прав человека в Комитет по правам человека, часто задаваемые вопросы и форма жалобы здесь: http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/TBPetitions/Pages/IndividualCommunications.aspx#contact; http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/TBPetitions/Pages/IndividualCommunications.aspx#OPICCPR
Для индивидуальных жалоб (For individual complaints)
Офис жалоб (Petitions Team) Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в Женеве (Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva) 1211 Geneva 10 (Switzerland)
Факс: + 41 22 917 9022 (только для неотложных дел)
Секретариат Комитета по правам человека
Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) — Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR)
Адрес: Palais Wilson — 52, rue des Pâquis CH-1201 CH-1201 Geneva (Switzerland)
Почтовый адрес: ЮНОГ-УВКПЧ (UNOG-OHCHR) CH-1211 Geneva 10 (Швейцария)