комитет по правам человека создан на основе
Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН): состав, функции, история
Концепция прав человека – одно из главных достижений цивилизации. В ее развитии участвовали лучшие умы человечества от времен Античности до наших дней. Это сложное и комплексное понятие, которое включает в себя право каждого на жизнь и свободу, труд и образование, защиту от пыток и рабства, гарантию свободного выражения своих убеждений.
Сегодня это понятие формализовано в международных договорах и других документах. На его страже стоят многие организации, самая известная из них – Совет ООН по правам человека (СПЧ).
Общая информация
В компетенцию Совета ООН по правам человека входит мониторинг событий и ситуаций, при которых происходит нарушение прав личности, а также помощь странам в данной области. В своей работе Совет тесно сотрудничает с другими структурами ООН и международными организациями.
Состав
В состав СПЧ ООН входит 47 государств, они избираются голосованием членов Генеральной ассамблеи. Существуют региональные квоты. Западная Европа имеет в Совете семь мест, Восточная – восемь, Африка и Тихоокеанский регион – по восемь.
В 2018 году США вышли из Совета ООН по правам человека.
Во время голосования за новых членов принимается во внимание положение с правами человека в конкретной стране, ее международная деятельность в данном направлении.
Члены СПЧ избираются на шесть лет, причем одно государство не может находится в Совете более двух каденций подряд. Таким образом каждый год третья часть участников органа обновляется. Членство может быть приостановлено досрочно, если ГА решит, что страна систематически нарушает права человека.
При органе действует специальный консультативный совет, в состав которого входит 18 экспертов. СПЧ наделен правом формировать рабочие группы по отдельным проблемам, учреждать новые должности, привлекать дополнительных экспертов.
Деятельность
Ежегодно СПЧ проводит не менее трех сессий. Наивысший статус имеет первая, которая проходит в марте. На нее приглашают президентов, премьер-министров, руководителей дипломатических ведомств.
В Совете практикуется проведение специальных заседаний, во время которых рассматривается тот или иной срочный вопрос. Обычно они касаются тревожной ситуации с правами человека какой-то стране.
Внеочередную сессию может инициировать любой член СПЧ, но его должны поддержать минимум треть членов Совета.
Результатом сессий являются резолюции. С момента образования органа их было принято более 1,5 тысячи. Направления работы СПЧ очень разные:
Совет принимает жалобы на нарушения прав человека, которые происходят в любом государстве мира. Они могут быть направлены общественными организациями или гражданами. Уже рассмотрено 14 подобных исков, часть из них касалась постсоветского пространства.
В 2008 году СПЧ взяла на вооружение новую процедуру – периодический обзор. В ее рамках отдельные страны отчитываются о положении с правами человека и делятся планами, направленными на его улучшение.
Единственной темой, которая постоянно обсуждается на СПЧ, является Израиль и его частые конфликты с мусульманскими соседями.
История
Предшественником СПЧ считается Комиссия по правам человека, которая была образована в 1946 году. Она прекратила свою деятельность в 2006 году из-за окончательной утраты доверия и чрезмерной политизации.
Идею создания нового органа по правам человека высказал секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в 2005 году. К этому моменту было очевидно, что Комиссия находится в необратимом кризисе.
Председатель ООН Кофи Аннан первым высказал идею создания СПЧ.
В первый год работы СПЧ были созданы и формализированы основные принципы работы органа.
В том же году появился механизм Универсального периодического обзора, который позволил получать информацию о ситуации с правами человека во всех странах мира. Ежегодные обзоры прекрасно показывают динамику развития данного вопроса в конкретном государстве.
В 2008 году США заявили о выходе из организации. Причиной подобного демарша стала традиционно антиизраильская позиция СПЧ. Правда, после прихода к власти Барака Обамы они пересмотрели свое решение.
В 2018 году американцы опять вышли из Совета. Позже и Тель-Авив приостановил свое членство в СПЧ.
Американский представитель объявил позицию СПЧ по ситуации в Секторе Газа «тенденциозной», а сам Совет – «лицемерной организацией». В этом есть доля истины: с момента создания СПЧ он выпустил более 80 резолюций, осуждающих действия израильтян.
Критика
Главным критиком СПЧ являются американцы. Они высказывают недовольство относительно позиции Совета по ситуации на Ближнем Востоке.
В 2011 году перед очередными выборами международные правозащитные организации заявили, что только 10 стран из предложенных кандидатов не имеют очевидных проблем с правами человека. По мнению ряда экспертов, сегодня тон в организации задают государства, которые сами больше всего нарушают права своих граждан.
Права человека в мире
Система Организации Объединенных Наций по поощрению и защите прав человека состоит из двух главных типов структур: органов, созданных на основе Устава ООН и органов, созданных согласно международным соглашениям и договорам по правам человека.
Совет по правам человека является межправительственным органом в системе ООН, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года.
Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций
Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) является координационным центром деятельности Организации Объединенных Наций в сфере защиты прав человека. Данный комиссариат был основан Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.
Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций
Офис Старшего Советника ООН по правам человека при системе ООН в Российской Федерации поддерживает партнерские отношения с государственными органами федерального и регионального уровня, учреждениями ООН, организациями гражданского общества, в том числе, неправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами и другими учреждениями и организациями, заинтересованными в практической реализации Концептуальных рамок сотрудничества.
Адрес: Россия, 125009 Москва, Леонтьевский пер., 9
Тел./факс: 8 (495) 787-21-03
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев, было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В мандат Агентства входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель Агентства – защита прав и благосостояния беженцев. Основной целью Агентства УВКБ ООН в России является поддержка и дополнение усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также предотвращение и сокращение случаев безгражданства, осуществляемое во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.
Адрес: 125009 Москва, Леонтьевский пер. д.9
Факс: 8 (495) 660-09-04/06
Центр приема беженцев УВКБ ООН:
105254 Москва, Измайловский бульвар, д. 39/41
Тел.: 8 (495) 786-45-68, 786-45-70, 465-64-19, 465-31-01, 465-15-24
Комитет по правам человека ООН: статус, структура, компетенция
Комитет по правам человека ООН: статус, структура, компетенция
Комитет по правам человека ООН (КПЧ, CCPR) – один из 10 договорных органов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ,OHCHR). Он учрежден в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в силу в 1976 году). Основные функции – рассмотрение докладов стран-участниц Пакта, надзор за его исполнением, подготовка общих комментариев к нему и рассмотрение жалоб на нарушения этого международного акта.
Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека
Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:
В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.
Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.
Система Пакта включает и два факультативных протокола:
Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.
Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.
Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.
Основные факты о деятельности Комитета по правам человека
Международный комитет по правам человека ООН создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Пакта о гражданских и политических правах.
В состав Комитета входят 18 членов – экспертов, каждый из которых является гражданином одной определенной страны из числа стран-участниц Пакта и избирается на 4-летний срок. Одно государство-участник Пакта вправе выдвинуть одну кандидатуру эксперта в Комитет. Выборы и, соответственно, обновление половины состава Комитета происходят каждые 2 года в ходе ежегодной сессии Генассамблеи ООН путем проведения тайного голосования. Ключевой принцип формирования (выборов) Комитета – справедливое распределение членов по географическому признаку и представленность всех основных правовых систем мира.
Допускается переизбрание кандидата на второй срок. Если член Комитета подает в отставку или умирает, формально должны проводиться дополнительные выборы. Однако сложилась практика замещения выбывшего члена Комитета другим от того же самого государства. Большинство экспертов – в прошлом юристы, имеющие опыт работы в судах или занимавшиеся научной деятельностью.
Члены-комитета, как граждане и представители определенной страны, имеют возможность в пределах полномочий контактировать и взаимодействовать с органами власти своего государства. Однако в процессе осуществления своих обязанностей должны действовать объективно и беспристрастно. Если подается жалоба в отношении определенного государства или представляется доклад определенного государства, его представитель из числа членов Комитета не может участвовать в рассмотрении такого обращения. При наличии сомнений в своей объективности и беспристрастности любой член Комитета вправе заявить самоотвод независимо от характера жалобы и доклада.
В структуру Комитета, помимо непосредственного его членов, входят:
Эти лица избираются членами Комитета на 2 года.
Органом постоянной организационно-административной работы является Секретариат Комитета. Его сотрудники предоставляются в распоряжение Комитета Генеральным секретарем ООН. Офис Секретариата находится в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, Швейцария.
Основной режим деятельности Комитета – предварительное недельное заседание рабочей группы и проведение трехнедельной сессии. Пленарные сессии (заседания) проводятся согласно графику (календарю) ежегодной работы, обычно трижды в год (март-апрель, июнь-июль и октябрь-ноябрь). Как правило, Комитет заседает в Женеве или Нью-Йорке – в Швейцарском Отделении ООН или Центральном аппарате ООН соответственно. Но возможно проведение выездных сессий – по приглашению какого-либо государства и на его территории. Календарь сессий публикуется Комитетом по правам человека ООНна сайтеУправления Верховного комиссара ООН.
Компетенция Комитета по правам человека
Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.
Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.
Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.
Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.
На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.
К тому же, Комитет может оказаться единственной инстанцией, куда можно пожаловаться. Например, если жалобу в ЕСПЧ не приняли или истек срок обращения. Поэтому возможность обращения в Комитет по правам человека никогда не нужно сбрасывать со счетов.
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке
КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
для наблюдения за выполнением государствами-участниками положений Пакта.
Ежегодно представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН.
Деятельность Комитета финансируется за счет регулярного бюджета ООН.
Полезное
Смотреть что такое «КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:
Комитет по правам человека — ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года. Функции Комитет… … Википедия
КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА — договорный орган, образованный в соответствии с ч. IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для контроля за реализацией государствами участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств участников 20… … Юридический словарь
комитет по правам человека — договорный орган, образованный в соответствии с ч. IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для контроля за реализацией государствами участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств участников 20… … Большой юридический словарь
Комитет по правам человека ООН — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на… … Википедия
КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН — договорный орган, образованный в соответствии с ч. IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для наблюдения за выполнением государствами участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств участников… … Юридическая энциклопедия
Латвийский комитет по правам человека — Тип организаци … Википедия
Новороссийский комитет по правам человека — Автономная некоммерческая организация «Новороссийский комитет по правам человека» правозащитная организация, по оценке МХГ одна из наиболее авторитетных в стране[1]. Директор Мстислав Померанцев. Была создана в г. Новороссийске в 2001 г. Тамарой… … Википедия
Комитет ООН по правам человека — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в… … Википедия
Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
Общая характеристика международной защиты прав человека
Международные процедуры в области защиты прав человека и охраны частной жизни представляют собой методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений о принятие решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека. Контрольные механизмы представляют собой определённые организационные структуры (международные суды по правам человека, международные организации, включая комитеты, комиссии, рабочие группы, специальных докладчиков). В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры. Лица, входящие в состав того или иного контрольного органа, могут быть представителями государства, однако чаще действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этого органа (судьи, специальные докладчики, эксперты). Международные процедуры в области прав человека и охраны частной жизни по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории:
Всеобщая декларация прав человека, базируется на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, и закрепляет возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным международным конфликтам показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому в международно-правовых документах, принимаемых в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, чётко прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.
Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооружённым конфликтам, показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому начиная с середины 1970-х гг. в международно правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), четко прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.
В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ уже утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно Документу любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы. и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву». Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право «поддерживать связь с международными органами, наделёнными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека».
Наконец, в Документе Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было прямо подчёркнуто, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона носят международный характер. и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». Таким образом, институт международной защиты прав человека был легализован. Функции международной внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят своё законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Международные контрольные органы стали обязательным структурным элементом универсальных конвенций по правам человека, начиная с принятия Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Создаваемые на базе конвенции международные контрольные органы (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка) наделялись правом требовать от государств периодического предоставления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенции, а некоторые из них уполномочивались рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальных жалоб граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.
Региональные конвенции пошли гораздо дальше, предусмотрев учреждение Суда по правам человека, имеющего право рассматривать жалобы государства на государство и индивидуальные жалобы относительно нарушений положений конвенции, причём решение суда является обязательным для государства.
Итак, функционирование механизма международной защиты прав человека направлено на создание дополнительных гарантий их соблюдения государствами.
Однако совершенно очевидно, что эволюция концепции прав человека говорит не о радикальных изменениях содержания Всеобщей декларации, а лишь конкретизирует и углубляет её положения, что свидетельствует об уникальности, жизнеспособности и современности данного документа.
Однако указанная прежняя конституционная норма не воспринята новой Конституцией, которая теперь установила: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17).
Смысл этой статьи прочитывается так: права человека признаются и гарантируются Конституцией, которая закрепляет их согласно общепризнанным нормам международного права.
Процедуры и механизмы защиты прав человека ООН
В 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила право каждого российского гражданина «обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции), т.е. в том числе и в ООН.
Назовём некоторые наиболее важные механизмы Организации объединённых наций.
1. Центральные органы ООН по правам человека.
1.1. Комиссия ООН по правам человека.
1.2. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека.
2. Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений («договорные органы»).
3. Другие процедуры в рамках системы ООН.
4. Специализированные экономические учреждения ООН.
Особое место в системе ООН занимает институт Верховного комиссара по правам человека.
Однако сегодня существует лишь четыре органа ООН, которые могут принимать индивидуальные жалобы при условии, если соответствующее государство-участник ратифицировало соответствующий документ. Это:
Комитет ООН по правам человека
Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.
Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.
Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.
Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения. государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».
Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации
Этот Комитет, состоящий из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной ассамблеей в 1965 г. и вступила в силу в 1969 г. Комитет занимается рассмотрением периодических докладов представляемых государствами участниками, и издаёт заключения и рекомендации с целью содействия выполнению государствами положений Конвенций.
Отдельные лица или группы лиц, заявляющие, что их права изложенные в Конвенции, нарушаются, могут, как установлено в ст. 1 Конвенции, подать в Комитет петицию. К этому моменту они должны исчерпать все доступные внутренние средства правовой защиты. Возможность подавать индивидуальные сообщения для рассмотрения на закрытых сессиях Комитета появилась, начиная с 1992 г.
Комитет должен рассматривать любые жалобы одного государства участника на другое государство участник о том, что последнее не проводит в жизнь положение Конвенции.
Однако Комитет не может принять сообщение, если оно касается государства, которое, хотя и является участником Конвенции, но не признаёт компетенцию Комитета.
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Ещё в 1946 г. Экономическим и социальным советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Она занималась подготовкой докладов и рекомендаций Совету, которые касаются поощрения прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и учебной областях, а также разработкой рекомендаций и предложений о принятии мер в отношении неотложных проблем в области прав женщин с целью осуществления принципа равноправия женщин и мужчин. В 1972 г. Генеральный секретарь ООН просил Комиссию запросить мнения государств, членов ООН относительно возможного договора о правах женщин. В 1974 г. Комиссия по положению женщин приступила к разработке Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Работе этой Комиссии способствовали итоги Всемирной конференции в рамках Международного года женщин, которая состоялась в 1975 г. в Мехико. На этой конференции был принят новый план действий, в котором отмечалась необходимость уделить первоочередное внимание разработке и принятию Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также эффективным методам её выполнения.
Такая конвенция была принята Генеральной ассамблеей в 1979 г. В 1981 г., после того как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу и был учреждён Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Задачей его является наблюдение за осуществлением положений конвенции государствами участниками. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин излагаются в юридически императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных с точки зрения статуса мужчин и женщин законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, в Конвенции предписывается также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.
10 декабря 1999 г. для подписания был открыт Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Тем самым была предложена процедура для рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин индивидуальных или межгосударственных жалоб, разработка которой была рекомендована Всемирной конференцией по правам человека 1993 г., а также Четвертой Всемирной конференцией женщин в 1995 г.
Государство участник Протокола признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подпадающих под его юрисдикцию лиц или групп лиц или от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством участником какого либо из прав, изложенных в Конвенции.
Комитет ООН против пыток
Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст.17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1984г.
Комитет против пыток состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств участников Конвенции могут проводиться и специальные сессии. В отличии от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС.
Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трёх уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению своих обязательств. Ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст.41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление.
Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток.
Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст.22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер.
Комиссия ООН по правам человека основывает свою деятельность на ст.68 Устава ООН. Она была создана в 1946 г. как одна из шести функциональных комиссий Экономического и социального совета ООН. В настоящее время её членами являются 53 государства. Комиссия действует как политическая структура, и работающие в ней делегации представляют свои государства и отстаивают их политику.
Мандат Комиссии состоит в том, чтобы она занималась всеми проблемами прав человека. Комиссия имеет в своём распоряжении две процедуры реагирования на нарушения прав человека. Одна из них основана на резолюции ЭКОСОС 1235 от 6 июня 1967 г. и носит публичный характер, в то время как другая, исходящая из резолюции ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г., является закрытой.
Процедура 1503 представляет собой общий механизм, посредством которого сообщения о нарушении прав человека выносятся на рассмотрение Комиссии по правам человека. Все меры, предпринимаемые в соответствии с этой процедурой, носят конфиденциальный характер, до тех пор, пока комиссия не представит соответствующий доклад ЭКОСОС ООН.
На основе доклада Комиссии Экономический и социальный совет направляет государствам рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам.
Деятельность Комиссии по правам человека осуществляется в форме сессий, которые проходят ежегодно в Женеве в течение шести недель с начала февраля до середины марта. На сессиях могут присутствовать представители государств, не являющихся членами Комиссии, а также представители специализированных учреждений ООН, национально освободительных движений и неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС. Все эти делегации имеют в Комиссии статус наблюдателя: они могут участвовать в её работе, но не имеют права голоса при принятии решений.
В отличие от Комиссии, Подкомиссия состоит из независимых экспертов. Члены Подкомиссии и их заместители избираются на персональной основе и выполняют свои обязанности свободно, без какого-либо воздействия со стороны государств. Отбор 26 экспертов осуществляется в соответствии с принципом справедливого географического представительства.
Подкомиссия представляет собой исполнительный орган Комиссии и имеет следующие задачи: проводить исследования в свете Всеобщей декларации прав человека, представлять Комиссии рекомендации относительно предотвращения дискриминации и выполнять любые другие поручения, данные ей ЭКОСОС или Комиссией.
Свой вклад в упрочение уважения прав человека вносят специализированные экономические учреждения ООН.
В системе ООН есть довольно много учреждений, занимающихся экономическими проблемами. все специализированные учреждения имеют программы, направленные на цели экономического развития. Они планируют и финансируют деятельность по экономическому развитию в сотрудничестве с правительствами отдельных стран. Остановимся на важнейших. Это Программа развития ООН (ПРООН), Международный банк реконструкции и развития (более известный как Всемирный банк) и Международный валютный фонд (МВФ). Поскольку существует связь между экономической политикой и ситуацией с правами человека, есть и связь между описанными выше механизмами защиты прав человека и деятельностью этих учреждений.
Целью экономических программ, рекомендуемых либо финансируемых этими учреждениями, являются улучшение экономического положения стран и рост благосостояния народов. Эта цель имеет отношение к праву на жизнь, провозглашенному в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, а также права на необходимый жизненный уровень по ст. 25 Декларации. Она затрагивает также право на образование (ст. 26 Декларации), право на труд (ст. 23), право на социальное обеспечение (ст. 22) и право на развитие, которое является модификацией права на самоопределение.
Рассматривая варианты экономической политики, ПРООН, Всемирный банк и МВФ до недавнего времени взаимодействовали только с правительствами и опирались исключительно на экономические соображения. Основные права человека, такие как право на свободу выражения убеждений (ст. 19 Всеобщей декларации), не говоря уже о праве на развитие, всё это время игнорировались.
С началом 1990-х гг. ПРООН использует понятие «гуманитарного развития». Эта концепция предусматривает, помимо всего прочего, наделение людей правом участвовать в принятии решений, затрагивающих их судьбы. С 1989 г. проявляет в своём подходе большую гибкость и Всемирный банк. Эти сдвиги в политике ПРООН и Всемирного банка свидетельствуют о связи между деятельностью этих учреждений и поощрением и уважением прав человека.
Все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека последние 10 лет координирует Верховный комиссар по правам человека.
В 1993 г., более чем через 40 лет после того, как впервые была выдвинута идея назначить Верховного комиссара Организации объединённых наций для рассмотрения вопросов, касающихся прав человека, Всемирная конференция по правам человека, проходившая в 1993 г. в Вене, рекомендовала Генеральной ассамблее, чтобы та в первоочередном порядке начала изучение вопроса об утверждении поста Верховного комиссара в целях поощрения и защиты всех прав человека. Осенью 1993 года Генеральная ассамблея достигла консенсуса по проекту резолюции, предусматривающему учреждение данного поста.
В соответствии с этой резолюцией Верховный комиссар ООН по правам человека в ранге заместителя Генерального секретаря является должностным лицом Организации объединенных наций, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, и действует в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Комиссии по правам человека. Он координирует все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека, соответствующие образовательные программы, предоставляет через секретариат ООН по просьбе государств консультативные услуги, а также техническую и финансовую помощь с целью поддержки мер и программ в области прав человека.
Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной ассамблеей с учетом периодической смены, сроком на четыре года с возможностью его одноразового продления еще на четыре года.
Верховный комиссар должен быть знатоком различных мировых культур, быть специалистом в сфере прав человека, обладать личностной целостностью и высоким моральным авторитетом. Верховный комиссар должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, неизбирательно и эффективно.
Мандат Верховного комиссара был сформулирован так, чтобы механизмы Организации объединенных наций по защите прав человека могли реагировать на новый комплекс проблем, которому уделено большое внимание в Венской декларации и Программе действий. Он распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всём мире, укрепление международного сотрудничества в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека, координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям.
За время деятельности ООН сложились определённые правила приемлемости сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в подробности и специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим самое важное.
Жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.