коммерческие банки не имеют право осуществлять тест
Банковское право. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Банком может быть выдан беспроцентный кредит.
нет, не может
да, может
2. Лицо, помещающее деньги в банк под проценты
кредитор
клиент
гарант
депонент
заемщик
3. Банк вправе открывать филиалы за границей при наличии …
генеральной лицензии
лицензии
расширенной лицензии
4. Формы осуществления Банком России своих нормотворческих полномочий
положения
постановления
инструкции
указы
5. Основанием для отзыва лицензии является осуществление Банком банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России.
да, является
нет, не является
6. Банковская деятельность без регистрации и без лицензии на территории Российской Федерации …
запрещена
разрешена
7. Банковский вклад может быть открыт в пользу третьих лиц.
нет, не может
да, может
8. Виды деятельности, которыми запрещено заниматься банкам
производственная, торговая и страховая деятельность
производственная, страховая деятельность
производственная деятельность
9. В настоящее время коммерческий банк в России может создаваться как …
акционерное общество
общество с ограниченной ответственностью
общество с дополнительной ответственностью
дочернее общество
10. Банковская тайна – это тайна о …
видах операций банка
счетах его клиентов и движении средств по ним
счетах его корреспондентов
11. Специальное разрешение, на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции
лицензия
договор
полис
контракт
доверенность
12. Ложное высказывание
Так как Банк России является кредитором в последней инстанции, то заемщики Банка России, в том числе коммерческие банки не могут обжаловать решения Банка России в высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Банк России осуществляет функции надзора за деятельностью банков, за соблюдением ими экономических нормативов, контролирует правильное применение законодательства России о банках.
Как орган управления кредитной системой РФ Банк России, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
Бюджетное законодательство запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий.
Депозитные банки специализируются на осуществлении долгосрочных кредитных операциях.
13. Банковского права – это …
самостоятельная отрасль права
подотрасль финансового права
14. Публично-правовой метод в юридической литературе – метод …
императивный
субординации
авторитарный
15. Внутрибанковский аудит не может являться частью …
системы внутреннего контроля
внешнего аудита
внутреннего аудита
16. Обязательным аудиторским проверкам банки подвергаются …
ежемесячно
ежеквартально
ежегодно
только инициативно
17. К валютным ценностям в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» не относятся …
иностранная валюта
внешние ценные бумаги
золотые слитки
18. Нормативные акты ЦБ РФ являются источником банковского права.
нет, не являются
являются, если они не противоречат действующему законодательству
да, являются
19. Предмет банковского права
банковская деятельность
банковские операции
банковские сделки
20. Главная функция банковского чека
кредитная
платежная
сохранная
21. В соответствии с ГК РФ банковская гарантия …
не обеспечивает надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром
не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное
не определяет вознаграждение гаранту от принципала
22. Самостоятельное коммерческое юридическое лицо может открыть в банке …
расчетный счет
текущий счет
счет для осуществления совместной деятельности
23. Договор банковского счета может быть расторгнут Банком в одностороннем порядке.
да может, если данное условие предусмотрено в договоре;
нет, не может договор банковского счета может быть расторгнут только судом по требованию Банка.
24. К объектам, по поводу которых возникают банковские правоотношения, не относятся …
деньги
валюта
ювелирные изделия
золото в слитках
ценные бумаги
25. Основание, по которому Банк России вправе отказать кредитной организации в государственной регистрации
несоответствие кандидатов на руководящие должности предъявляемым к ним квалификационным требованиям
несоответствие поданных документов требованиям федеральных законов
не полная оплата уставного капитала
26. Банк является …
кредитором, заемщиком и поставщиком товаров
кредитором, заемщиком и посредником между кредитором и заемщиком
должником, заемщиком и поставщиком товаров
производителем; потребителем и посредником
должником и производителем
27. Небанковские кредитные организации
кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции
организации, не имеющие право осуществлять банковские операции
28. Классификация банковских правоотношений в зависимости от содержания
имущественные
неимущественные
организационные
неимущественные
правовые
неорганизационные
29. Предоставление кредита является … операцией Банка.
активной
пассивной
30. Банк России является …
главным банком Москвы
вторым главным банком России после Сбербанка
филиалом Мирового банка
главным банком Российской Федерации
31. Истинное высказывание
банки — это такие кредитные организации, которые не имеют исключительного права в совокупности осуществлять следующие операции: привлекать вклады; размещать вклады; открывать и вести банковские счета
кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции
коммерческие банки занимаются эмиссией банкнот государственного образца
иностранный банк признается таковым на территории России в случае, если он зарегистрирован на территории России
источниками банковского права являются только нормативные акты субъектов Российской федерации
32. Банк должен предоставить информацию по банковскому вкладу физического лица по запросу налоговой инспекции.
да, должен
нет, не должен
33. Банковская система Российской Федерации является …
одноуровневой
двухуровневой
трехуровневой
четырехуровневой
пятиуровневой
34. Банк обязан перечислять со счета клиента денежные средства не позже … за днем поступления в Банк соответствующего платежного документа.
двух дней, следующих
дня, следующего
недели, следующей
35. Особенность правового статуса Банка России.
Банк России – является юридическим лицом, он совершает гражданско-правовые сделки, он наделен полномочиями по управлению денежно- кредитной системой РФ, надзорными функциями за деятельностью банков;
Банк России не является юридическим лицом, он наделен полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, надзорными функциями за деятельностью банков.
36. Банковской операцией является выдача …
банковских гарантий
денежных средств
37. Если в кредитном договоре не указан срок возврата суммы полученного кредита, то …
кредитный договор является недействительным
сумма кредита по кредитному договору должна быть возвращена в течение 30 дней со дня предъявления Банком требования, если иное не предусмотрено договором
сумма кредита по кредитному договору должна быть возвращена в течение 10 дней со дня предъявления Банком требования, если иное не предусмотрено договором
38. Гражданско-правовой метод может именоваться как метод …
диспозитивного регулирования
координации
автономии
39. При формировании уставного капитала коммерческого банка могут быть использованы бюджетные средства субъекта Федерации.
не могут
могут
могут с разрешения соответствующих органов исполнительной власти
могут на основании законодательного акта субъекта РФ
40. Банк России осуществляет свои расходы за счет …
собственных доходов
заёмов
финансирования из федерального бюджета
Коммерческие банки не имеют право осуществлять тест
Компания, которая оказывает финансовые услуги: например, открывает вклады, выдает кредиты, помогает бизнесу выпускать ценные бумаги
Банк — это компания, которая занимается операциями с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами. Он оказывает финансовые услуги государству, физическим и юридическим лицам.
Рассказываем, какие банки бывают, чем они занимаются и на чем зарабатывают.
Что делают банки
Банки делают три вещи: хранят деньги, дают их в долг и проводят платежи. Они зарабатывают на комиссиях, процентах и обслуживании.
Вклады. Организации, предприниматели и физлица могут сдать деньги в банк на хранение. Вклад помогает обеспечить безопасность денег и заработать проценты, которые могут частично или полностью покрыть обесценивание средств — инфляцию.
Когда вкладчик приносит деньги, банк переводит определенный процент на специальный счет в Центральном банке: там деньги хранят до тех пор, пока клиент не решит их забрать. Остальную сумму банк пускает в оборот и зарабатывает на ней. Например, выдает кредит другому клиенту. Отсюда берутся проценты по вкладу: банк делится с вкладчиком частью прибыли, которую получил за то время, пока использовал его деньги.
Деньги со вклада можно забрать в любой момент, если в договоре не прописаны другие условия. Но банку это невыгодно: он успел заработать меньше, чем рассчитывал. Поэтому процент, который получит клиент, будет маленьким.
Кредиты. У банка можно взять деньги в долг под проценты и постепенно возвращать. Это может сделать даже государство, но не у любого банка. Если деньги не вернуть, назначат штрафы и запретят выезд за границу.
Платежи. Банки предоставляют возможность совершать денежные переводы. Они позволяют моментально оплатить товар или услугу, уплатить налог или отправить деньги близким. Банк использует цифровые деньги и следит, чтобы платеж прошел быстро и безопасно. Если возникнет проблема, он возьмет риски на себя.
Виды банков
В России двухуровневая банковская система: первый уровень — Центральный банк, второй — коммерческие банки. У каждого свои функции.
Центральный банк. Банк России — главная кредитная структура государства. Он помогает власти разрабатывать меры сдерживания инфляции, но остается независимым: правительство не отвечает по обязательствам Центробанка, а Центробанк — по обязательствам правительства.
Банк России может выдавать кредиты другим государствам, а населению — нет. Вот что он делает внутри страны:
В кризисной ситуации Центробанк может кредитовать коммерческие банки.
Коммерческий банк. Это частный банк, который оказывает услуги физическим и юридическим лицам: размещает денежные средства на вклады, выдает кредиты, обслуживает счета, обменивает валюту и консультирует по финансовым вопросам.
Коммерческие банки бывают государственными, муниципальными и частными — форма собственности зависит от того, кто создал организацию и владеет ее акциями.
Чтобы банк мог работать, он должен получить лицензию Центробанка. Есть два вида лицензии: базовая и универсальная.
В базовой лицензии есть ограничения: например, нельзя обслуживать иностранных клиентов и открывать филиалы за рубежом. Минимальный уставный капитал при базовой лицензии — 300 млн рублей.
Универсальная лицензия позволяет совершать все виды банковских операций, в том числе и международные. Минимальный уставный капитал при такой лицензии — 1 млрд рублей.
Банки могут быть специализированными и универсальными. Специализированные банки выбирают одно направление. Выделяют три вида таких банков:
Иногда выделяют еще один вид — банк потребительского кредита. Такие банки берут кредит в другой организации и из этой суммы предлагают клиентам-физлицам рассрочку на короткий или средний срок. Например, на покупку кофемашины для дома.
Универсальные банки работают со всеми направлениями.
Операции коммерческих банков
Коммерческие банки могут выполнять несколько видов операций.
Депозитные. Банки размещают вклады, обслуживают счета клиентов, начисляют проценты и обеспечивают возврат средств.
Кредитные. Банки предоставляют кредиты, зачисляют заемные средства на счет, принимают платежи по договору, реструктуризируют кредиты.
Обслуживание счетов. Банки обслуживают клиентские счета, проводят безналичные и наличные расчеты, выводят, зачисляют, переводят средства, исполняют платежные поручения.
Обслуживание карт. Банки проводят операции, связанные с использованием банковской карты: выпускают и перевыпускают карту, проводят платежи и зачисления.
Валютные операции. Банки продают и покупают иностранную валюту, конвертируют ее по запросу клиентов.
Денежные переводы. По поручению клиентов банки переводят деньги на счета других граждан или юридических лиц.
Правовые формы банков
Есть два вида банков по правовой форме: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учредителями таких банков могут быть компании и физлица. Количество участников общества ограничено: их не может быть больше 50.
Чтобы открыть ООО, участники делают вклад в уставный капитал — деньгами, ценными бумагами или имуществом. Чем больше вклад, тем больше доля участника в компании и тем большую часть прибыли он получит. Минимальный размер доли — 10 000 ₽. Если участник захочет выйти из состава держателей капитала, он может потребовать выплатить сумму доли согласно уставу банка.
Акционерное общество (АО). Выделяют НАО (АО) и ПАО — непубличные и публичные акционерные общества. Капитал таких банков делят между собой акционеры: чем больше акций у держателя, тем больше у него прав.
Основные различия между непубличным и публичным акционерным обществом:
Что такое веб-банкинг
Это форма дистанционного обслуживания клиентов. Чтобы получить услугу, физлицу или юрлицу достаточно установить официальное мобильное приложение и зарегистрироваться в личном кабинете.
Обычно в приложении или личном кабинете есть дополнительные услуги:
Веб-банкинг нужен, чтобы клиент мог видеть состояние счетов, легко управлять ими и получать услуги без похода в отделение или звонка оператору.
Банковская тайна
Закон и профессиональная этика обязывают сотрудников соблюдать банковскую тайну — не разглашать персональную информацию о клиентах, счетах, вкладах и операциях.
Раскрыть банковскую тайну можно по запросу суда, антимонопольного комитета, арбитражного управляющего, налоговых или следственных органов, страховых компаний при наступлении страхового случая. Еще банки обязаны информировать Росфинмониторинг обо всех переводах частных лиц на разовую сумму более 100 000 ₽, компаний — от 600 000 ₽.
В других случаях за разглашение конфиденциальных сведений закон предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.
РАЗДЕЛ 1. Основы организации деятельности банков
Цель — раскрыть содержание и особенности организации деятельности современного коммерческого банка, роль и порядок формирования собственного капитала банка.
Введение. Роль банковской системы в экономике страны
Банковская система в любой стране — это основа основ экономики. От развития национальной банковской системы зависят темпы экономического роста, а следовательно, экономическая безопасность страны, ее статус на международной арене. В настоящее время институционально банковская система России соответствует рыночному типу хозяйствования в ней, т. е. является двухуровневой. На первом уровне находится главный, эмиссионный банк страны — Центральный банк РФ, а на втором уровне — все другие кредитные организации, которые непосредственно заняты банковским обслуживанием хозяйствующих субъектов и населения, выполняя для них широкий круг банковских операций и сделок. На начало 2006 г. их насчитывалось 1 253. В основном это небольшие банки универсального типа, с капиталом ниже 5 млн евро. На их долю приходится более 50 % общего числа действующих банков. Современная банковская система России представляет собой один из самых динамично развивающихся секторов экономики. За последние 5 лет (2001— 2005 гг.) российские банки показывают достаточно высокие темпы роста, которые опережают темпы роста ВВП в 4— 5 раз. Активы банковской системы к ВВП увеличились с 35 % в 2001 г. до 45 % в 2005 г., отношение кредитов нефинансовым предприятиям к ВВП — с 13 % в 2001 г. — до 20 % за 2005 г., средств привлеченных от физических лиц — с 7,5 % в 2001г. до 12 % в 2005 г. Собственный капитал банков по сравнению с 2001 г. увеличился на 34 %, составив
6 % к ВВП. Рентабельность банковского капитала по отношению к активам составила в 2005 г. 24 %, т. е. была выше, чем в ряде отраслей хозяйства. Идет активное внедрение банками новых банковских технологий, новых видов кредитования (ипотечного, потребительского), международных форм финансовой отчетности, новых финансовых инструментов и т. д. Вместе с тем российский банковский сектор отстает в своем развитии от развитых стран: по объему капитализации, размерам активов, по количеству банковских офисов на 10 тыс. человек, по объему инвестиций в реальный сектор экономики и т. д. Но самое главное в том, что он в недостаточной степени удовлетворяет потребности экономики своей страны. Необходимо, чтобы банковская система развивалась более быстрыми темпами, чем это было в период 2001—2005 гг. С этой целью Правительством РФ совместно с Банком России в 2005 г. была принята Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2008 г. Она направлена на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствование банковского регулирования и надзора, усиление защиты интересов вкладчиков и кредиторов, обеспечение устойчивости банковского сектора. Ассоциация российских банков (АРБ) посчитала целесообразным определять развитие банковского сектора на более длительную перспективу. Поэтому АРБ, совместно с представителями 10 региональных банковских ассоциаций и территориальных учреждений Банка России, 60 коммерческих банков, а также представителями экономических ведомств и центрального аппарата ЦБ РФ была разработана и одобрена на 17 съезде АРБ (апрель 2006 г.) Программа «Национальная банковская система 2010-2020 гг. ». Этот документ представляет собой программу «банкизации» всей страны, т. е. создания разветвленной банковской инфраструктуры, географически и по отраслям пронизывающей всю территорию страны банковскими отделениями, предоставляющими широкий спектр финансовых услуг. «Банкизация» — это условия для долгосрочного кредитования, для насыщения экономики инвестиционными и кредитными ресурсами, доступными как хозяйствующим субъектам, так и гражданам по всей территории страны.
Знакомство с этими документами дает представление о путях достижения поставленных в них целей, направленных в конечном счете на создание мощной банковской системы, способной вывести Россию в число ведущих держав мира.
Тема 1. Коммерческий банк — основное звено банковской системы России
Цель — раскрыть структуру современной банковской системы России, охарактеризовать ее основные элементы и показать взаимосвязи между ними.
Основные задачи:
Оглавление
1.1. Структура банковской системы Российской Федерации
Современная банковская система Российской Федерации создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Прежняя банковская система включала в себя Государственный банк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) и Банк для внешней торговли (Внешторгбанк).
В этих законах даны определения банковской системы, кредитных организаций и банков, определены цели и задачи деятельности Центрального банка, банков и небанковских кредитных организаций, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций, их финансового оздоровления и банкротства и т. п.
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций Центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк Российской Федерации как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т. п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, по созданию резервов и др. В отличие от этой системы, для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один государственный банк выполнял функции и денежно-кредитного регулирования, и кредитования народного хозяйства. При одноуровневой банковской системе Госбанк СССР определял объем и структуру денежной массы в обращении, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям и организациям различных отраслей, предоставлял эти кредиты и контролировал своевременность их возврата.
Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универсальные функциональные возможности, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции, как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам выполняемых ими операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность консервации неэффективной структуры банковского продуктового ряда, компенсируя низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других. Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между банком и его клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в банках универсального типа. Однако в настоящее время признано, что универсальный характер банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в Российской Федерации является получение прибыли. Во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации, например кооперативные банки, которые не преследуют цели получения прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, также не ставящие своей главной целью получение прибыли. В Российской Федерации Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.
Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
Банк России является Центральным банком Российской Федерации. Его уставный капитал в размере 3 млрд р. и иное имущество находятся в федеральной собственности. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Он выполняет функции денежно—кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора и одновременно является расчетным центром банковской системы.
Кредитная организация — это юридическое лицо, т. е. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы. Согласно закону «О банках и банковской деятельности» в Российской Федерации возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации.
Обратите внимание на то, что российское законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней только такие организации, которые имеют лицензию Банка России. Фактически в настоящее время в Российской Федерации существует две разновидности кредитных организаций:
1) кредитные организации, входящие в банковскую систему и имеющие лицензию Банка России, которые исходя из содержания их деятельности можно назвать банками с ограниченным кругом операций;
2) кредитные организации, не входящие в банковскую систему (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, а также компании потребительского кредитования, факторинговые, лизинговые фирмы и т. п.), которые иногда называют парабанковскими (околобанковскими, похожими на банковские) кредитными организациями. Они осуществляют свою деятельность, не получая лицензии Банка России.
Для каждого типа небанковских кредитных организаций Банк России установил перечень допустимых операций, которые они могут совершать (См. положения Банка России от 08. 09. 1997 г. «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» и 21. 09. 2001 г. «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» № 153-П).
Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение — обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг; проведение расчетов по пластиковым картам; инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции купли-продажи иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами.
Расчетные небанковские кредитные организации представляют отчетность и регулируются Банком России как банки, учет всех своих операций они также осуществляют как банковские кредитные организации.
Небанковским депозитно-кредитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом. Банк России осуществляет надзор за деятельностью этих кредитных организаций, устанавливает для них обязательные экономические нормативы и требования по созданию резервов и ограничению рисков.
Небанковские кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. В настоящее время в Российской Федерации функционируют две небанковские кредитные организации инкассации. В 2006 г. в Российской Федерации функционировали 47 небанковских кредитных организаций.
Банк согласно российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2) размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные.
Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности. Добровольная специализация в рамках универсального статуса предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители. Но независимо от выбранного направления деятельности и занимаемой ниши на рынке банковских услуг все банки подчиняются единым нормам банковского законодательства, Банк России предъявляет к ним одинаковые требования и устанавливает единые нормативы, регулирующие их деятельность.
По принадлежности капитала все действующие в Российской Федерации банки можно разделить на три группы:
1) банки, основанные на частной собственности (их собственниками являются негосударственные предприятия и частные лица);
2) банки с государственным участием;
3) банки с участием иностранного капитала.
В группе частных банков можно выделить банки, контролируемые одним собственником или группой связанных собственников, и банки с диверсифицированной структурой собственности. Для первых характерна устойчиво высокая доля в кредитном портфеле крупных кредитов, приходящихся на одного заемщика, значительная часть кредитов предоставляется заемщикам, связанным с банком-кредитором. Банки второй подгруппы ориентированы на обслуживание широких групп рыночных клиентов, отличаются диверсифицированной структурой услуг и активной маркетинговой политикой. В зависимости от размера частные банки подразделяются на крупные, средние и малые банки.
Банки с государственным участием — это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По оценке Банка России, группа банков, контролируемых государством, в 2006 г. насчитывала 32 банка, доля этих банков в совокупных активах банковского сектора на 1 января 2006 г. составляла 40,7 %, а доля в совокупном капитале — 33,8 %. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления своим имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не относящихся к числу органов исполнительной власти — Банка России и Российского фонда Федерального имущества (РФФИ).
Банк России в настоящее время владеет контрольным пакетом акций крупнейшего российского банка Сберегательного банка Российской Федерации. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка развития, и Росэксимбанка. В 18 кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешторгбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшим банком, контролируемым исполнительными органами субъекта Федерации, является Банк Москвы. Группа банков с государственным участием занимает заметную долю банковского рынка, в нее входят два самых крупных банка страны — Сбербанк и Внешторгбанк.
Сберегательный банк Российской Федерации занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности — капиталу, банковским активам, вложениям в государственные ценные бумаги и др. На его долю приходится около 18 % совокупного капитала российских банков и почти 30 % всех банковских активов, более 70 % вложений российских банков в государственные ценные бумаги и 20 % предоставленных межбанковских кредитов. По количеству филиалов он сравним с крупнейшими банками Европы (на 1 января 2006 г. их было 1 009 ). Сбербанк России доминирует на рынке вкладов населения, несмотря на постепенное снижение, его доля в общем объеме привлекаемых банковским сектором депозитов и других средств физических лиц составляет более 50 % (на 1 января 2006 г. — 54,4% ). Сбербанк является универсальным как по кругу клиентуры, так и по характеру выполняемых операций. Банк России как основной собственник его капитала не считает актуальными преобразование структуры собственности, разукрупнение и изменение сложившихся к настоящему времени направлений деятельности. В условиях, когда не устранены предпосылки возникновения системных банковских трудностей, продажа принадлежащих Банку России акций этого крупнейшего банка, равно как и создание на его базе нескольких самостоятельных банков, может отрицательно сказаться на доверии к банковскому сектору.
Банк внешней торговли (Внешторгбанк) России был создан в 1990 г. и в настоящее время входит в число ведущих банков страны. Он занимает второе место после Сбербанка по сумме активов и собственных средств. Доля Внешторгбанка в совокупном капитале банков составляет 6 %, в совокупных активах банковской системы также 6 %. Клиентами Внешторгбанка являются крупнейшие предприятия и организации ведущих отраслей экономики: металлургии, машиностроения, нефтехимии, ВПК, внешней торговли и др. Кроме того, банк предоставляет комплекс специализированных услуг более чем 250 российским банкам по проведению платежей, валютным операциям, сделкам с ценными бумагами и т. п.
В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, банки с государственным участием выполняют стабилизирующую роль, обеспечивая поддержание доверия к банковской системе и кредитование реального сектора в условиях неопределенности и высоких финансовых рисков. Но для эффективного выполнения банками с государственным участием своей стабилизирующей роли государство должно четко обозначить цели и приоритеты своего участия в банковской системе. До сих пор реальной остается опасность использования ресурсов государственных банков в политических целях и в интересах отдельных финансовых групп. Для предотвращения этой опасности необходимо обеспечить надежную систему контроля за банками с государственным участием, которая не допускала бы масштабных злоупотреблений и стимулировала их эффективную работу.
В настоящее время основная проблема российских банков с государственным участием — отсутствие определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой государственной экономической политики. Кроме того, не созданы четкие процедуры контроля деятельности банков с государственным участием со стороны самого государства, а также эффективности работы представителей государства в их органах управления. Создание государственных банков целесообразно для реализации программ инфраструктурного или отраслевого характера, которые нуждаются в целенаправленной поддержке государства.
Банки с иностранным участием — это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т. е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 1 января 2006 г. в России действовало 136 кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, из них 51 находилась под контролем иностранного капитала. При этом в 41 кредитной организации 100% уставного капитала принадлежало нерезидентам, и в 10 кредитных организациях доля иностранного капитала превышала 50 %. Доля участия нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организациях на 1 января 2006 г. составляла 11,5 % (на 1 января 2005 г. — 6,19 %). В течение 2005 года сумма долей (акций) нерезидентов в уставных капиталах действующих кредитных организаций увеличилась на 210,4 %.
Основными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:
1) кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной местонахождения иностранного банка и Российской Федерацией;
2) банковское обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке;
3) предоставление комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и организациям;
4) финансовое посредничество между иностранными и российскими финансовыми рынками.
В последние годы изменилась стратегия банков с иностранным участием на российском рынке. Если на начальном этапе вхождения на рынок они были нацелены, главным образом, на сопровождение своих глобальных клиентов, работающих в России, то сейчас они активно развивают свою деятельность практически на всех сегментах банковского рынка. Активизировалось их участие на рынке потребительского кредитования. Доля кредитов на потребительские нужды в кредитном портфеле этой группы банков достигла в 2004 г. 14,5 %. Расширилась деятельность банков с иностранными инвестициями и на рынке ценных бумаг, доля вложений в ценные бумаги в активах этих банков составляет 15,7 %. Около 96 % объема приобретенных ценных бумаг приходится на долговые обязательства государства, российских банков и корпораций.
Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как правило, являются дочерними банками известных иностранных банков. Дочерние банки наряду с остатками на расчетных и текущих счетах клиентов широко используют для формирования своих ресурсов кредиты материнских банков, в последнее время происходит увеличение доли депозитов физических лиц в структуре их пассивов. Они могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках.
Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки приносят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса, квалифицированный менеджмент. Забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. Поэтому приток иностранного капитала с солидной репутацией рассматривается Банком России и Правительством Российской Федерации в качестве потенциально важного фактора развития банковского сектора страны, способствующего формированию конкурентного рынка банковских услуг. В среднесрочной перспективе не предусматривается вводить дополнительные ограничения для участия иностранного капитала в банковском секторе. В то же время следует учитывать, что активизация деятельности на российском рынке тех иностранных банков, за которыми стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную угрозу стабильности банковской системы. В связи с этим в настоящее время действует разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковский сектор России, согласно которому кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и на отчуждение своих акций в пользу нерезидентов.
Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Предоставление преимущественно крупных кредитов приводит к росту рисков концентрации кредитных вложений. Так, отношение крупных кредитных рисков к капиталу (норматив Н7) банков за последние четыре года возросло с 216 % до 239 %, крупные кредиты составляют 51,3 % кредитного портфеля российских банков. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим банковским законодательством.
Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций. Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и на ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением этих правил совместно с Министерством по антимонопольной политике Российской Федерации.
Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие в качестве цели извлечение прибыли. Цель их деятельности — защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В Российской Федерации крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ), которая объединяет 75 % банков и филиалов банков России. На банки — члены АРБ приходится более 90 % банковского рынка страны по капиталу, активам, вкладам населения, размерам филиальной сети и другим важнейшим экономическим показателям. Ассоциация российских банков представляет позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России, защищает их интересы, оказывает разнообразные услуги, принимает непосредственное участие в решении возникающих у них проблем.
Второй крупной ассоциацией федерального уровня является Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия»), которая объединяет 350 членов. Доля банков-членов этой ассоциации в 2005 г. составляла: во вкладах граждан — 48,8 %, в выданных кредитах — 46,2 %, в активах — 44,5 %, в собственном капитале — 42,3 %.
Наряду с Ассоциациями федерального уровня в Российской Федерации создаются и действуют территориальные банковские союзы (ассоциации), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с Ассоциацией российских банков и с Ассоциацией «Россия». Ассоциации организуют обучение банковских специалистов в различных регионах России, используя для этого региональные учебно-деловые центры и опорные пункты. Она активно развивает контакты с международными и национальными банковскими и предпринимательскими ассоциациями, финансовыми и внешнеторговыми организациями. Информационные возможности ассоциаций позволяют предоставлять подробную и качественную информацию своим членам при поиске ими банков-партнеров, при выборе аудиторских фирм, при расширении международного сотрудничества.
Тенденции развития банковской системы России определяются усилением конкуренции со стороны иностранного банковского капитала и со стороны российских специализированных финансовых организаций небанковского типа и парабанковских организаций. Валютная либерализация облегчает доступ иностранных банков на российский рынок и расширяет возможности трансграничного оказания банковских услуг иностранными финансовыми организациями российским клиентам. Укрепление финансового рынка и снижение темпов инфляции расширили поле деятельности разнообразных финансовых и кредитных организаций, которые все активнее заполняют рыночные ниши, предлагая клиентам качественные и конкурентные услуги. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг и фактор «давления издержек», связанный с активным внедрением новых информационных технологий, определяют развитие следующих тенденций в российском банковском секторе.
Во-первых, опережающими темпами развиваются крупные универсальные банки, занимающие ведущие позиции в банковском секторе, в том числе крупнейшие банки с государственным участием. Эти банки активно развивают свои филиальные сети, осваивают новые продукты и новые направления деятельности, прежде всего сегменты инвестиционных и розничных банковских услуг.
Во-вторых, растет участие иностранного капитала в банковской системе России как за счет роста капитала действующих банков с иностранными инвестициями, так и за счет приобретения иностранными инвесторами устойчивых, развивающихся российских банков.
В-третьих, средние и малые банки отказываются от универсальной стратегии и выбирают стратегию специализации на определенных клиентских и продуктовых сегментах.
В-четвертых, слабые в финансовом отношении и плохо управляемые банки выбывают с рынка банковских услуг, превращаются в филиалы крупных, устойчивых банков.
В-пятых, опережающими темпами растут объемы кредитования клиентов, увеличиваются сроки кредитов, что ведет к накоплению кредитных рисков и требует совершенствования систем риск-менеджмента в банках.
Вопросы для самопроверки
1.2. Принципы деятельности и функции коммерческого банка
Банки являются особым типом финансовых посредников, перераспределяющих капиталы между их поставщиками и потребителями. Они характеризуются следующими существенными признаками.
Во-первых, как и всякие финансовые посредники, они осуществляют двойной обмен долговыми обязательствами: банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), осуществляющих посредничество на финансовом рынке, не прибегая к выпуску собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки формируют ресурсы на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам обязательств — вкладов (депозитов). Двойной обмен обязательствами характерен для всех видов финансовых посредников, но только банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников — банков, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от изменения стоимости их активов. В отличие от банков, другие финансовые посредники (инвестиционные компании, паевые фонды и т. п.) все риски, связанные с изменением стоимости их активов распределяют среди своих акционеров.
В-третьих, банки, как депозитные финансовые посредники, имеют высокий уровень «финансового рычага», т. е. доли заемных средств в структуре пассивов. Банки формируют ресурсы для своих операций главным образом за счет заемных средств. Собственный капитал, как правило, не превышает 10-20 % их баланса, что делает их уязвимыми к воздействию внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью.
В-четвертых, банки обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета и эмитировать безналичные платежные средства (так называемые «банковские деньги»), на этой основе они обеспечивают функционирование платежной системы. Поскольку в современной экономике безналичные «банковские деньги» являются основным средством платежа, а также важным компонентом предложения денег, то коммерческие банки через текущие счета и депозитно-ссудную эмиссию связывают центральный банк с миллионами «пользователей» денег.
Отмеченные особенности банков наиболее рельефно проявляются в выполняемых ими функциях. Осуществляя посредничество между заемщиками и кредиторами, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам, экономических агентов — в этом заключается брокерская (посредническая) функция банков. Основой способности банков выполнять посредническую функцию является информация. Особенность посреднической функции банков заключается в том, что она не-отделима от других его функций, в силу чего накопление информации происходит постоянно, параллельно с выполнением этих функций, и эта информация носит наиболее достоверный и разносторонний характер. Кроме того, накопленная банками информация может использоваться многократно. Многократность использования информации проявляется, например, в том, что банк в процессе предоставления кредита изучает состояние заемщика и полученная таким образом информация может быть использована им при последующих отношениях с этим заемщиком.
Брокерская (посредническая) функция реализуется банками путем инициирования кредита, организации эмиссии, посредничества в предложении ценных бумаг на рынке, доверительного управления, а также путем оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга, отбора и сертифицирования (например, присвоения кредитного рейтинга заемщикам). При этом банк, выступая в роли информационного брокера, получает вознаграждение в виде комиссионных за совершение операции.
Наряду с посреднической, важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов, содержание которой заключается в том, что банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за счет привлеченных средств кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики. Как правило, банки обладают активами, срочность которых превышает сроки исполнения их собственных обязательств, т. е. финансовых требований клиентов; размеры отдельных активов превышают размеры отдельных обязательств; ликвидность финансовых требований клиентов выше ликвидности активов банка, а степень риска банковских активов выше, чем степень риска его обязательств. Таким образом, финансовые требования владельцев свободных ресурсов в случае, если они действуют через банк, становятся более ликвидными, меньшими по размеру, более краткосрочными и менее рискованными. Следовательно, банки облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании, к финансовым ресурсам, и стимулируют держателей свободных капиталов к инвестированию.
Но отмеченное различие качественных характеристик активов и пассивов баланса банка означает, что банк берет на себя часть риска поставщика финансовых ресурсов. В связи с этим у банка возникает задача управления этим риском, что составляет предмет банковского менеджмента. Трансформационная функция составляет традиционную основу банковского бизнеса, банки исторически возникли как определенный тип финансовых посредников, финансируемых главным образом за счет ликвидных депозитов и предоставляющих экономическим агентам неликвидные кредиты. К операциям, связанным с функцией качественной трансформации активов, относят мониторинг заемщика, участие в управлении, гарантирование, создание ликвидности и трансформация требований.
Таким образом, банк одновременно осуществляет две основные функции — брокерскую (посредническую) и функцию качественной трансформации активов — и, исходя из экономической ситуации, управляет своими рисками. При этом он сводит поставщиков и потребителей финансовых ресурсов и тем самым поддерживает эффективность экономической системы в целом. Поскольку функции собственно посредничества и трансформации активов на практике неотделимы друг от друга, их часто объединяют в единую функцию — посредничества в кредите и инвестировании.
Специфической функцией банков, которая отражает исключительную роль банков в рыночной экономике, является функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах. Банки открывают своим клиентам текущие счета, на которые зачисляют поступившие в их адрес денежные средства и с которых производят их перечисления по поручению клиентов. Используя возможности депозитно-ссудной эмиссии, банки создают необходимые экономике безналичные платежные средства, которые являются существенным компонентом национальной денежной массы. Таким образом, банки обеспечивают функционирование платежной системы. Но тенденция универсализации ведет к тому, что современные платежные системы могут функционировать при минимальном участии банков, современные информационные технологии вызвали к жизни институты, способные предоставлять клиентам платежные услуги без их участия.
С посредничеством в платежах тесно связана такая важная функция банков, как передача экономике импульсов денежно-кредитной политики Центрального банка. В условиях обращения не разменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики Центрального банка. Центральный банк пытается стабилизировать экономику посредством контроля над предложением денег. В условиях развития инфляции он сдерживает рост денежной массы и поднимает процентные ставки по своим операциям с коммерческими банками. Ограничение роста предложения денег сокращает возможность коммерческих банков получать межбанковские кредиты, так как они тоже становятся дороже, это, в свою очередь, ограничивает объем кредитования реального сектора и оказывает повышающее воздействие на процентные ставки по кредитам. Таким образом, коммерческие банки осуществляют передачу импульсов денежно-кредитной политики Центрального банка экономике в целом.
История развития банковского посредничества показывает, что выполнять названные функции могут разнообразные кредитные организации и учреждения: государственные, кооперативные, взаимно-сберегательные и др. Все они так или иначе осуществляют посредничество в кредите и инвестировании, посредничество в платежах, взаимодействуют с центральным банком. В условиях развитой рыночной экономики преимущественной формой организации банковского посредничества стал коммерческий банк, деятельность которого базируется на определенных принципах, закрепленных в национальном банковском законодательстве.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли банк должен добиваться также и согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения.
Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у банка высокодоходных направлений их размещения, поскольку в противном случае у него возникнут убытки от основной деятельности. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т. п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделять источникам формирования соответствующих пассивов.
В пределах имеющихся у банка ресурсов он свободен в проведении своих активных операций, т. е. объем его активных операций не должен ограничиваться административными методами. Административные ограничения могут иметь только разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая безраздельную экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений государственных специализированных банков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя, поэтому акционеры банка должны быть готовы к тому, что в случае банкротства они потеряют все вложенные в него капиталы.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка с клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности и платежеспособности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка, органично вытекающий из всех предыдущих, заключается в том, что регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказы и распоряжения относительно направлений и условий размещения и привлечения ресурсов.
Основная цель коммерческого банка заключается в том, чтобы получить прибыль от инвестирования средств вкладчиков посредством принятия на себя такой доли риска, которая не поставит под угрозу его способность отвечать по своим обязательствам. Эта задача может оказаться невыполнимой в трех случаях: когда объем кредитов, которые не могут быть возвращены банку, превышает максимально возможную абсорбируемую банком величину (кредитный риск); когда вкладчики в массовом порядке изымают свои вклады (риск ликвидности) и когда процентные ставки неожиданно начинают растути (риск процентной ставки). Эффективное управление этими тремя видами банковских рисков и составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Проблема управления рисками существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках.
Проблема управления риском и необходимость более эффективного использования капитала в условиях жесткой конкуренции ведет к усилению концентрации в банковском секторе посредством слияний банков. Международная интеграция и глобализация финансовых рынков сокращает степень различия между банковскими системами разных стран, а очевидные преимущества финансовой конгломерации ведут к либерализации законодательства, регламентирующего весь спектр банковской деятельности. Понятие «банк» все более теряет свою историческую определенность, крупные банки превращаются в универсальные финансовые организации, «финансовые супермаркеты».
Вопросы для самопроверки
1) Назовите существенные признаки банка и его отличия от других типов финансовых посредников.
2) Раскройте содержание основных функций, которые выполняют банки.
3) Почему коммерческий банк является преимущественной формой организации банковского посредничества в современной экономике?
4) В чем состоит основная цель деятельности коммерческого банка?
5) Каковы тенденции развития банковской деятельности и чем они определяются?
1.3. Организационно-правовые формы банков, порядок их открытия и государственной регистрации
В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью, и акционерные банки.
Банк в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) — это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более пятидесяти. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.
Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен Уставом банка. Действительная стоимость доли выбывающего участника определяется на основании данных бухгалтерской отчетности банка за этот год и выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов банка и размером его уставного капитала. Если суммы разницы окажется недостаточно для выплаты этой доли, банк обязан уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Если по Уставу доля не может быть отчуждена третьим лицам, а другие участники банка от ее приобретения отказываются, банк обязан выплатить участнику действительную стоимость его доли, либо выдать в натуре имущество, соответствующее этой стоимости. Такое положение содержит в себе потенциальную угрозу финансовой устойчивости банка, поскольку выплата участнику действительной стоимости его доли приводит к уменьшению имеющегося у банка собственного капитала и как следствие — к нарастанию риска неплатежеспособности.
Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, составляют примерно 36 % от общего числа действующих в Российской Федерации банков.
Акционерный банк — это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку.
Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Акционерный банк может быть открытым (ОАО) или закрытым акционерным (ЗАО) обществом, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.
Акционеры банка — открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.
Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка — закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течение 1 года должен преобразоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.
В Российской Федерации акционерная форма является преобладающей при создании банков, акционерные банки составляют примерно 64 % от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО — 26 %, в форме ОАО — 38 %. Новые возможности для диверсификации структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества).
Мировой опыт показывает, что форма общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредитных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные банки, кооперативные банки и другие. В СССР до кредитной реформы 1930 — 1932 гг. существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах общества с дополнительной ответственностью. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.
Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС). Для того чтобы иметь право заниматься банковской деятельностью, банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций.
Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности — важнейшая составная часть системы банковского регулирования во всех рыночных странах. Посредством регистрации и лицензирования регулируется допуск различных организаций к операциям на финансовом рынке. Особенно жесткие требования предъявляются к тем организациям, которые выходят на кредитный рынок, т. е. к банкам. Практически во всех странах требуется особая регистрация создаваемого банка и получение разрешения на его открытие (лицензии).
Цель лицензирования — не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:
во-первых, правомочность учредителей банка на его создание (правомочность «выхода на рынок»);
во-вторых, наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка;
в-третьих, квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.
В Российской Федерации требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка). Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Юридическое лицо—учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.
С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера, создаваемых кредитных организаций.
В Российской Федерации решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, он же выдает лицензии на осуществление банковских операций. Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ от 14. 01. 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Лицензия является основанием для проведения кредитной организацией, зарегистрированной в качестве юридического лица, банковской деятельности. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать уставным капиталом в размере, установленном Банком России, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявляемые к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России.
В настоящее время в Российской Федерации вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:
1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.
С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым; выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования Банка России; не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России к сотрудникам банка; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.
Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
3) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
4) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней;
5) генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.
Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России. Генеральная лицензия и лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. При этом выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предшествует принятие банка в систему страхования вкладов физических лиц в соответствии с условиями, предусмотренными Федеральным законом от 23. 12. 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При реорганизации кредитных организаций с созданием новой кредитной организации (кредитных организаций) Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» происходит в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
3) установления фактов недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
6) неисполнения требований Федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока ее деятельности, установленного законом, имеются основания для ее назначения.
С 2001 г. на основании поправок к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» Банку России в рамках его надзорных полномочий вменено в обязанность отзывать лицензии тех кредитных организаций, финансовое состояние которых создает угрозу интересам их кредиторов и вкладчиков. Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях:
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %;
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату ее регистрации;
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный законодательством, требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств;
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ, установленного Федеральным законом.
Решение об отзыве лицензии принимает Комитет банковского надзора Банка России на основании ходатайств территориальных учреждений Банка России, а также структурных подразделений Банка России и оформляется Приказом Центрального банка Российской Федерации. Сообщение об отзыве лицензии публикуется в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия решения об этом. С момента издания приказа об отзыве лицензии кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией.
В случае прекращения деятельности кредитной организации по добровольному решению ее участников, Банк России принимает решение об аннулировании лицензии.
Ликвидация кредитной организации. Кредитная организация может быть ликвидирована добровольно (на основании решения ее учредителей) либо принудительно (по инициативе банка России).
Добровольная ликвидация производится на основании решения учредителей о ликвидации банка. Оно может иметь место, когда учредители отказываются продолжать банковский бизнес, а также при отзыве лицензии по основаниям, не связанным с ее неудовлетворительным финансовым положением и неисполнением обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Ликвидация банка происходит по единогласному решению его участников (если он был создан в форме общества с ограниченной ответственностью) или на основании решения общего собрания акционеров (если банк является акционерным обществом).
При добровольной ликвидации банка участники назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), согласовывают ее состав с территориальным учреждением Центрального банка РФ, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.
В состав ликвидационной комиссии должны входить участники кредитной организации, а также могут быть включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица. Работники Центрального банка РФ не могут являться членами ликвидационной комиссии банка (за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации).
Если участники банка в месячный срок после отзыва лицензии не примут такого решения, то Банк России на основании ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» обязан обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, т. е. осуществить принудительную ликвидацию данной кредитной организации.
Принудительная ликвидация кредитной организации может проводиться как при отсутствии у нее признаков несостоятельности (банкротства), так и при наличии у нее таких признаков, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Если к моменту отзыва лицензии у банка отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства), то Банк России в течение 30 дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного банка и предоставить суду кандидатуру ликвидатора. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, если не будет доказано наличие у нее признаков банкротства на момент отзыва лицензии. С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации банка органы его управления, включая ликвидационную комиссию, избранную решением собрания учредителей (участников), отстраняются от выполнения функций по управлению делами, в том числе по распоряжению его имуществом. В трехдневный срок они должны передать ликвидатору бухгалтерскую и иную документацию, материальные ценности, печати и штампы банка. Сведения о финансовом состоянии банка перестают быть конфиденциальными, снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению его имуществом, запрещается наложение новых арестов на имущество и ограничений по распоряжению им. Все требования к банку могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе его ликвидации.
Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России» не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения.
В объявлении указывается почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации. Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов и уведомляет их о результатах рассмотрения в срок, не превышающий месяца со дня получения требования. Требования кредиторов учитываются ликвидатором при составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидатор составляет промежуточный и окончательный ликвидационный балансы. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидатором после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка, перечень предъявленных требований, а также результаты их рассмотрения. Не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов, ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов, на котором должен быть рассмотрен промежуточный ликвидационный баланс. После рассмотрения собранием кредиторов промежуточный баланс согласовывается с Банком России и, начиная со дня его согласования, происходит удовлетворение требований кредитов. Если имеющихся у кредитной организации денежных средств недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации с публичных торгов.
Ликвидатор также представляет в Банк России ликвидационный баланс, который составляется по окончании ликвидации. Отчет о результатах ликвидации с приложением ликвидационного баланса заслушивается и утверждается на собрании кредиторов. Срок ликвидации банка не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о его ликвидации, но по обоснованному ходатайству ликвидатора он может быть продлен. Ликвидация завершается вынесением арбитражным судом определения о завершении ликвидации.
Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что стоимость имущества ликвидируемого банка недостаточна для удовлетворения всех требований его кредиторов, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании банка банкротом. С таким же заявлением в арбитражный суд должен обратиться и Банк России в случае, если к моменту отзыва лицензии у банка имеются признаки несостоятельности (банкротства) или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной после отзыва лицензии. При наличии у кредитной организации признаков банкротства ее ликвидация производится в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления перечисленных лиц, если имеются установленные законом признаки банкротства. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве банка применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не используется. При введении процедуры наблюдения к банку применяются меры финансового оздоровления.
В случае осуществления конкурсного производства конкурсный управляющий публикует в местной печати по месту расположения банка объявление о решении арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. В течение 70 дней после этого объявления он публикует объявление о предварительных выплатах банка кредиторам первой очереди с указанием порядка и условий этих выплат. Он обязан вести реестр требований кредиторов первой очереди для осуществления им предварительных выплат. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее третьего рабочего дня со дня опубликования первого объявления о порядке и об условиях выплат этой группе кредиторов и осуществляются в течение трех месяцев. На осуществление кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70 % денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации-банкрота. При недостаточности средств для удовлетворения этих требований в полном объеме средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов и в срок, не превышающий 6 месяцев со дня открытия конкурсного производства, — промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты их рассмотрения, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс представляются в Банк России.
Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ее ликвидации.
Федеральным законом от 20. 08. 2004 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»» полномочия конкурсного управляющего возложены на Агентство по страхованию вкладов. Основная цель изменений в системе управления конкурсным производством — ускорение процедуры банкротства, обеспечение прозрачности и эффективности деятельности конкурсного управляющего.