коммерческий акт о повреждении груза образец
Акт о повреждении груза — Как составить в 2021 года
Акт о повреждении груза – письменное закрепление факта порчи и дефекта транспортируемых материальных ценностей. Документ может использоваться как внутри одной организации, так и между различными компаниями. Формируется сразу после получения груза.
Стоит напомнить: начиная с 2013 года, использование большинства унифицированных бланков не является обязательным. Конечно, никто не запрещает использовать привычную форму. Однако это сугубо личное мнение каждой организации. Другими словами, руководитель компании вправе самостоятельно выбирать способ оформления. Разрешается даже составлять акт в свободном стиле на бумаге формата А4.
Как правильно составить акт о повреждении груза
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.
Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).
Образец акта о повреждении груза
Акт довольно прост и понятен с точки зрения его структуры и содержания.
В самом его начале следует указать:
Затем по порядку идет несколько пунктов, которые обязательны к заполнению. Сюда надо вписать следующие данные:
Если к акту прилагаются какие-то дополнительные подтверждающие бумаги – их наличие обязательно нужно обозначить в документе.
В завершение акт подписывает всеми присутствовавшими при его составлении лицами.
Как зафиксировать повреждение груза
Можно сказать, применение данного акта не имеет ограничений. Документ может оформляться в различных сферах. К наиболее популярным из них относятся:
Как правило, между отправителем и получателем составляется договор. Также это может быть и другая нормативная документация. Кроме всего прочего, здесь указывается информация о том, каким именно способом будет осуществляться транспортировка. Благодаря этому возможные риски сводятся к минимуму. Логично предположить, если перевозчик нарушит ранее оговоренные правила транспортировки, это может привести к повреждению груза.
Особое внимание уделяется хрупким предметам, которые легко разбиваются. Перевозчик обязательно должен придерживаться определенных рекомендаций.
Если получатель обнаруживает, что груз поврежден, он имеет право зафиксировать этот факт при помощи специального акта. Для этого специалисты необходимой квалификации проводят проверку. Учитывая характеристики повреждений, можно определить, на какой именно стадии перевозки груз получил деформацию. Все подробности данного расследования отображаются в акте. Затем ответственные лица делают вывод, предъявляя претензии. Обычно в документе прописывается сумма убытка, который должен быть возмещен перевозчиком.
Срок подачи претензии
Законодательством определяются конкретные сроки, в течение которых получатель груза имеет право предъявить претензию. По истечению этого периода получатель вряд ли сможет рассчитывать на компенсацию.
Срок подачи претензии зависит от вида транспорта, расстояния перевозки, характеристик повреждения. Для каждого конкретного случая этот срок определяется индивидуально:
После того, как компания-виновник получила претензию в письменном виде, на ее рассмотрение у нее имеется один месяц. Этот период начинается с того момента, как претензия была получена. Если виновный в течение этого срока дал отказ или вообще проигнорировал претензию, получатель имеет право обратиться в суд. Естественно, акт о повреждении груза будет здесь рассматриваться в первую очередь.
Чем подкрепить документ
Если есть возможность, к акту нужно приложить какие-либо дополнительные доказательства о порче груза:
Информацию об этих свидетельствах нужно обязательно внести в акт. В дальнейшем они могут помочь объективно установить причину повреждения груза и ответственную сторону.
Кто должен фиксировать порчу груза, комиссия
Для удостоверения факта порчи груза и оформления соответствующего акта в компании нужно оперативно создать особую комиссию. В нее должны войти работники нескольких подразделений предприятия, которые имеют достаточную профессиональную подготовку и квалификацию для того, чтобы удостоверить повреждения товара (например, инженер, технолог, специалист по сбыту, юрист и бухгалтер).
Количество участников комиссии – не меньше двух человек, при этом среди них надо выделить председателя и рядовых членов. Председатель будет нести максимальную ответственность за проверку груза и содержание акта.
Акт о повреждении груза – образец, бланк 2021 года
Деятельность многих компаний подразумевает транспортировку различных материальных ценностей. При этом обязательно должен быть ответственный за сохранность такого груза. Это могут быть не только сотрудники предприятия-поставщика, но и работники специальных экспедиторских компаний. Иногда возникают неприятные ситуации, когда в процессе транспортировки груз получает определенные повреждения. Бывает так, что они становятся причиной того, что перевозимый груз невозможно использовать по назначению. Естественно, в этом виновным считается перевозчик. Но нельзя просто так признать его виновным и требовать компенсации. Сначала факт порчи материальных ценностей необходимо зафиксировать при помощи специального акта.
Форма
Стоит напомнить, начиная с 2013 года, использование большинства унифицированных бланков не является обязательным. Конечно, никто не запрещает использовать привычную форму. Однако это сугубо личное мнение каждой организации. Другими словами, руководитель компании вправе самостоятельно выбирать способ оформления. Разрешается даже составлять акт в свободном стиле на бумаге формата А4. Хотя многие компании разрабатывают и утверждают свои собственные бланки. В них имеются все важные графы, которые остается лишь заполнить соответствующими сведениями.
Как зафиксировать повреждение груза
Можно сказать, применение данного акта не имеет ограничений. Документ может оформляться в различных сферах. К наиболее популярным из них относятся:
Как правило, между отправителем и получателем составляется договор. Также это может быть и другая нормативная документация. Кроме всего прочего, здесь указывается информация о том, каким именно способом будет осуществляться транспортировка. Благодаря этому возможные риски сводятся к минимуму. Логично предположить, если перевозчик нарушит ранее оговоренные правила транспортировки, это может привести к повреждению груза. Особое внимание уделяется хрупким предметам, которые легко разбиваются. Перевозчик обязательно должен придерживаться определенных рекомендаций.
Если получатель обнаруживает, что груз поврежден, он имеет право зафиксировать этот факт при помощи специального акта. Для этого специалисты необходимой квалификации проводят проверку. Учитывая характеристики повреждений, можно определить, на какой именно стадии перевозки груз получил деформацию. Все подробности данного расследования отображаются в акте. Затем ответственные лица делают вывод, предъявляя претензии. Обычно в документе прописывается сумма убытка, который должен быть возмещен перевозчиком.
(Видео: «Ответственность перевозчика за груз. Презумпция виновность перевозчика.»)
Кто должен фиксировать порчу груза, комиссия
Вовсе не обязательно, чтобы груз повредился в процессе транспортировки. Нельзя исключать ситуацию, когда он изначально был в таком состоянии. Например, это может быть производственный брак. Нередко груз получает повреждения в процессе погрузки. Именно поэтому в данной ситуации необходимо тщательно разобраться. Это позволит определить виновного. Таким образом, на основании этого документа получатель сможет выдвигать претензии.
Чтобы проверка была проведена максимально правильно, ее должны проводить несколько человек. Для этого руководитель компании издает приказ, которым назначает членов специальной комиссии. Обычно в нее входят сотрудники различных подразделений. Естественно, специалисты должны обладать необходимой квалификацией и опытом, что позволит провести объективное расследование. Сюда могут входить инженер, бухгалтер, специалист по сбыту, технолог. Также обязательно назначается председатель комиссии, на котором будет лежать ответственность за проведение данного мероприятия.
Непосредственно осмотр груза осуществляется после того, как он будет доставлен в место назначения. На складе члены комиссии проводят не только визуальный осмотр. Если имеется упаковка, она вскрывается. Характеристики повреждения груза фиксируются в акте. Не нужно забывать об обязательном условии проведения проверки – она выполняется в присутствии перевозчика. Это необходимо для того, чтобы экспедитор лично убедился, что груз имеет указанные повреждения.
Срок подачи претензии
Законодательством определяются конкретные сроки, в течение которых получатель груза имеет право предъявить претензию. По истечению этого периода получатель вряд ли сможет рассчитывать на компенсацию. Срок подачи претензии зависит от вида транспорта, расстояния перевозки, характеристик повреждения. Для каждого конкретного случая этот срок определяется индивидуально:
После того, как компания-виновник получила претензию в письменном виде, на ее рассмотрение у нее имеется один месяц. Этот период начинается с того момента, как претензия была получена. Если виновный в течение этого срока дал отказ или вообще проигнорировал претензию, получатель имеет право обратиться в суд. Естественно, акт о повреждении груза будет здесь рассматриваться в первую очередь.
Как составить акт о повреждении груза в 2021 году?
Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных сторон. Если здесь имеется поставщик, перевозчик и получатель, документ должен иметь три копии. Все имеющиеся повреждения должны быть описаны максимально подробно. При этом нужно постараться избежать преувеличений. Ведь в том случае, если виновный не согласится с указанной информацией, он сможет обжаловать данную претензию. Нужно понимать, если дело дойдет до судебного разбирательства, этот акт будет важным аргументом.
На усмотрение членов комиссии к акту могут быть приложены различные дополнения. Например, это могут быть фото- и видеоматериалы. Если имеются очевидцы, можно взять с них письменные показания. Информация о таких дополнениях должна быть отображена в акте.
Содержание акта
Шапка должна содержать название акта и его номер. Также здесь указывается город и дата оформления. После этого идет основная часть, которая является максимально содержательной:
Конечно, количество пунктов может быть увеличено. Здесь все зависит от конкретной ситуации. Завершающая часть документа предназначена для проставления автографов с расшифровками. Акт подписывают все ответственные лица.
Перевозчик доставил поврежденный груз. Составляем акт о несохранности груза правильно
Неправильно составленный акт о несохранности груза лишает добросовестного заказчика права на возмещение убытков. Разберемся, как составить акт правильно.
При приемке груза к перевозке перевозчик обязан проверить его количество и качество, наличие транспортных документов. Если в них при приемке не внесли уточнений (оговорок), груз считается принятым в надлежащем состоянии и указанном количестве. Дальше ответственность за целостность и сохранность несет перевозчик, если иное не предусматривает договор.
То же происходит при приемке груза грузополучателем после перевозки. Если в транспортных документах после приемки не ставится отметка о несохранности груза, он считается принятым в надлежащем состоянии.
Важно отметить, что грузополучателю недостаточно самостоятельно сделать отметку о повреждении груза в ТТН, CMR-накладной. При наличии недостатков или разногласий, связанных с несохранностью груза при автоперевозке, представители обеих сторон — грузополучателя и перевозчика должны составить и подписать акт о несохранности или о разногласиях. Он составляется в двух экземплярах по форме согласно приложению 8 к Правилам автоперевозок грузов. Первый экземпляр акта передается автоперевозчику вместе с ТТН или CMR-накладной, второй — заказчику перевозки. Факт составления акта отражается в ТТН, CMR-накладной. Указанное требование закрепляет п. 102 Правил автоперевозок грузов.
Согласно п. 86 и 87 Правил автоперевозок грузов автоперевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить экспертов, чтобы установить размер или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также чтобы определить сумму, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автоперевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.
Акт о несохранности груза нельзя путать с актом приемки по количеству и качеству, который составляется, когда груз принимается по договору купли-продажи. Тогда стороны руководствуются Положением о приемке товара по количеству и качеству. При договоре перевозки при приемке груза необходимо руководствоваться Правилами автоперевозок грузов.
Акт — важное доказательство несохранности перевозки груза. Благодаря ему в дальнейшем с перевозчика можно взыскать причиненные убытки. Но следует помнить, что в акте следует указать:
— точное количество поврежденного груза;
— наличие доступа к грузу в поврежденных местах;
— состояние пломбы на контейнере, кузове, грузовых местах;
— причину несохранной автоперевозки.
Иначе взыскать все причиненные убытки будет проблематично.
Если сохранность груза зависит от температурного режима, рекомендуется при приемке измерять температуру в транспортном средстве с ее фиксацией в акте или в ТТН. Также в акте целесообразно указать все иные обстоятельства перевозки груза, в том числе простои, особенности такелажа, упаковки и т.д.
Только так заказчик и грузополучатель смогут обезопасить себя и потребовать возмещения убытков.
Пример из судебной практики
Заказчик международной перевозки обратился в суд с иском о взыскании с перевозчика убытков, причиненных повреждением груза. Истец ссылался на несоблюдение существенных условий перевозки груза (температурного режима), что привело к изменению сортности пиломатериалов и уменьшению их стоимости. Факт наличия недостатков подтверждала отметка в CMR-накладной и информация грузополучателя. В спецификации и CMR-накладной отметки сделало неустановленное лицо, а не водитель.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец документально не подтвердил размера убытков и достоверно не доказал причинения перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.
При приемке груза у грузополучателя не возникло претензий к количеству, весу и объему. На момент приемки температура в транспортном средстве не измерялась. Акт об обнаружении порчи груза, подписанный водителем перевозчика, не составлялся. Имевшаяся в CMR-накладной запись не позволяла установить точное количество поврежденного груза и правомерность отметки, сделанной полномочным представителем грузополучателя. Размер и объем причиненных убытков истец определил в одностороннем порядке на основании информации грузополучателя без участия перевозчика и приглашения представителя торгово-промышленной палаты, как это предусматривал договор (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.08.2020 по делу N 120-3/2019/37А/787К).
Вот так неправильно составленный акт не дал заказчику возможности получить возмещение убытков.
На практике еще бывают случаи, когда после подписания акта вторая сторона всячески старается уйти от ответственности. Например, утверждает, что акт не подписывала, подпись подделана, после подписания в акте появились новые пункты. Чтобы избежать этого, можно предусмотреть еще в договоре, что в случае обнаружения недостатков акт будет составляться с участием третьей независимой стороны. Такой подход позволит исключить риски.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Коммерческий акт о повреждении груза образец
В соответствии со статьями 3 и 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 3 декабря 2000 г. N 2ЦЗ «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте» (зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2001 г. № 2608)
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом МПС России
от 18 июня 2003 г. № 45
(в ред. приказа Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
I. Общие положения
(в ред. приказа Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1 к настоящим Правилам), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в настоящих Правилах.
(в ред. приказа Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
1.2. Перечень лиц представителей перевозчика, уполномоченных составлять и подписывать акты при перевозках грузов железнодорожным транспортом, устанавливается перевозчиком.
1.3. При перевозках грузов в прямом международном сообщении применяются формы акта общей формы, коммерческого акта, акта вскрытия вагона, контейнера, предусмотренные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении.
II. Правила составления коммерческого акта
2.1. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
2.2. Коммерческий акт составляется:
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем подпункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих суток.
2.3. Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.
2.4. В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата качества или удостоверения о качестве, заверенная на основании подлинного документа печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика.
В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).
В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.
2.5. При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью, и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции (далее станция) отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.
Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.
2.6. Коммерческий акт, составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке путем впечатывания на бланке формы ГУ-22 или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.
Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:
Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции отправления или на попутной станции распределяются следующим образом:
О составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи, с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается по требованию грузополучателя.
2.7. При перевозках грузов с использованием накладной в электронном виде коммерческий акт может составляться в электронном виде. Порядок хранения и направление коммерческого акта, составленного в электронном виде, определяется перевозчиком в соответствии с договором об обмене данными и документами в электронном виде. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.
2.8. В случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.
Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.
Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта составленного на попутной станции отметку следующего содержания: «При проверке груза выданного «__»_____г. разницы против настоящего акта не оказалось».
В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции и данных проверки груза на станции назначения, составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначения грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции не выдается, кроме коммерческого акта, составленного на попутной станции, из которого усматривается ответственность грузоотправителя.
Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик на станции назначения обязан выдать грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного перевозчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на попутной станции, хранится в делах перевозчика.
2.9. В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе «Е» коммерческого акта.
2.10. Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель (по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке груза, и перевозчик.
Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.
В случае проверки массы тары вагона представителем перевозчика, не участвовавшим при взвешивании массы вагона с грузом, в разделе «Д» коммерческого акта указываются фамилии представителей перевозчика, участвовавших во взвешивании массы вагона с грузом и проверке массы тары вагона. При этом, коммерческий акт подписывается уполномоченным представителем перевозчика, участвующим в проверке массы тары вагона.
При выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика.
При выгрузке вагонов перевозчиком на места общего пользования в склады и на площадки станций, в случае, когда выдача груза производится после выгрузки, коммерческий акт подписывается только уполномоченным представителем перевозчика.
В случае выдачи груза со склада или площадки станции при наличии несоответствия данных, имеющихся в коммерческом акте составленном при выгрузке груза из вагона, перевозчиком составляется новый коммерческий акт.
2.12. По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.
2.13. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение одних суток со дня получения заявления.
Представители перевозчика и грузополучателя, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузополучателя вправе изложить в нем особое мнение.
2.14. Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, не прибывшего по основной накладной, то при прибытии этого груза по досылочному документу перевозчик при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе «Ж» должен сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, на которой оформлена досылка, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как не прибывшей, грузополучатель должен вернуть перевозчику коммерческий акт для хранения в его делах.
2.15. В случае, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
III. Правила составления акта общей формы
3.1. Акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляются на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:
3.2. Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров.
3.2.1. При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:
О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
При составлении акта общей формы в пути следования в случае, последующего взимания с грузоотправителя штрафа за искажение в накладной наименования груза, особых отметок, сведений о грузах, акт общей формы составляется перевозчиком в трех экземплярах. Третий экземпляр акта общей формы прикладывается к коммерческому акту и вместе с документом, по которому производится взыскание штрафа, направляется в адрес грузоотправителя.
3.2.2. При составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта:
3.2.3. При направлении материалов в органы внутренних дел по случаям хищения грузов вместе с коммерческим актом перевозчиком прикладываются копии актов общей формы, составленные по данной отправке.
3.2.4. В случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа «подпись», перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом, ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением».
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа, или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения, перевозчиком в строке акта общей формы «подпись» делается отметка «От подписи отказался». При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: «Настоящий акт был предъявлен на подпись» грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц «в присутствии перевозчика» с указанием фамилий, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае, грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
(пп. 3.2.5. введен приказом Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
3.3. При перевозке груза с использованием электронной накладной акт общей формы, который должен прилагаться к перевозочному документу, составляется в электронном виде.
3.4. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Если по договору перевозчика с грузоотправителем предусмотрена подача под погрузку средствами грузоотправителя неочищенных порожних вагонов, контейнеров, с открытыми люками, дверями, с неснятыми приспособлениями для крепления грузов, то в случае подачи таких вагонов, контейнеров под погрузку перевозчиком составляется акт общей формы. В акте общей формы указывается, что вагоны, контейнеры поданы под погрузку с согласия грузоотправителя, перечисляются номера вагонов, контейнеров, а также номер договора и дата его подписания.
Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.
При составлении акта общей формы в пути следования в случаях обнаружения вагонов, контейнеров с неисправным состоянием ЗПУ, наличием признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера, а также с неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, в акте общей формы перевозчиком указываются сведения: об обнаруженных неисправностях, о результатах проверки грузов, о состоянии кузова вагона, контейнера, ЗПУ, закруток, запоров на дверях и люках, а также о состоянии погрузки грузов, с указанием полноты загрузки вагона, равномерности поверхности грузов, числа ярусов в дверном пространстве и другие обстоятельства, вследствие которых вагон, контейнер, направляется на комиссионную проверку.
В актах общей формы указываются также способ устранения возможности доступа к грузу, сведения о ЗПУ наложенных на вагон, контейнер, автотракторную технику.
Если вагон поступил на станцию с неисправным ЗПУ, наличием признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера, уже оформленные актом общей формы на предыдущей станции и состояние вагона (груза) по сравнению с описанием в ранее составленном акте не изменилось, то новый акт общей формы повторно не составляется.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания:
3.5. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями, либо уполномоченными ими лицами, акт общей формы может подписываться также и лицом, сопровождающим и охраняющим груз.
Допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, подписывается составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей уполномоченных представителей перевозчика, передавших сведения, удостоверяющие обстоятельства составления акта общей формы.
Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.
При составлении акта общей формы в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
(абзац введен приказом Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
До составления акта общей формы перевозчик направляет владельцу собственного порожнего вагона или иному полномочному лицу уведомление об обнаруженной технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования. Владелец собственного порожнего вагона или иное полномочное лицо обязан направить своего представителя для участия в осмотре собственного порожнего вагона и составлении акта общей формы в течение 48 часов с даты получения уведомления. В случае, если в течение 48 часов представитель владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица не явился, акт общей формы с записью о неприбытии владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица составляется перевозчиком самостоятельно.
(абзац введен приказом Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
Срок доставки такого вагона удлиняется на время от момента уведомления перевозчиком владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица до момента составления акта общей формы.
(абзац введен приказом Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
При несогласии с содержанием акта общей формы уполномоченный представитель владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением». Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. Один экземпляр акта передается владельцу собственного порожнего вагона или иному полномочному лицу.
(абзац введен приказом Минтранса РФ от 03.10.2011 № 258)
IV. Правила составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера
4.1. В случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, контейнера, кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона, контейнера (приложение N 3 к настоящим Правилам).
Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется перевозчиком не менее чем в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта;
4.2. Акт о техническом состоянии вагона, контейнера должен составляться в день обнаружения неисправности вагона, контейнера, либо не позднее дня составления коммерческого акта.
При указании в акте о техническом состоянии вагона, контейнера причин неисправности вагона, контейнера обязательно указывается характер неисправности и ее происхождение.
V. Правила составления акта вскрытия вагона, контейнера, контрейлера, прицепа, полуприцепа, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля и проверок
5.2. При перевозке импортных и экспортных грузов в пути следования акт вскрытия вагона, контейнера составляется перевозчиком в четырех экземплярах:
5.3. В случае составления перевозчиком акта вскрытия вагона, контейнера в накладной в графе «Отметки перевозчика» и на оборотной стороне дорожной ведомости в свободном поле вносится отметка о составлении акта вскрытия вагона, контейнера, с указанием номера и даты его составления. Отметка заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
5.4. В акте вскрытия вагона, контейнера указываются сведения о ЗПУ, пломбах снятых и наложенных после контроля и проверки с вагона, контейнера, в том числе: кто устанавливал ЗПУ, пломбы (таможенный либо другой орган государственного контроля), а также контрольные знаки и тип ЗПУ.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, а также представителями органов государственного контроля, производившими вскрытие вагона, контейнера.
5.5. При перевозке груза с оформлением электронной накладной составляется электронный акт вскрытия вагона, контейнера.
VI. Правила составления акта о повреждении вагона
6.1. Акт о повреждении вагона (приложение N 5 к настоящим Правилам) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки ЗПУ, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона При сходе с рельсов колесной пары вагона акт о повреждении вагона составляется во всех случаях, в том числе и при отсутствии повреждений вагона.
6.2. Акт о повреждении вагона составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении вагона.
При повреждении вагонов рефрижераторной секции, АРВ-Э или их специального оборудования, акт о повреждении вагона составляется при участии руководителя обслуживающей бригады рефрижераторной секции, АРВ-Э.
6.3. Акт о повреждении вагона подписывается не менее чем двумя уполномоченными представителями перевозчика, участвующими в его составлении и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, другими юридическими или физическими лицами виновным в повреждении вагона.
6.4. В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц от подписания акта о повреждении вагона составляется акт общей формы в соответствии с разделом III настоящих Правил.
При составлении перевозчиком акта о повреждении вагона:
При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э шестой экземпляр акта вручается руководителю обслуживающей бригады рефрижераторной секции, АРВ-Э.
6.6. Акт о повреждении вагона в пути следования составляется без участия представителя грузоотправителя, грузополучателя, других юридических или физических лиц на один экземпляр меньше, чем предусмотрено пунктом 6.5 настоящих Правил.
При повреждении вагонов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам составляется дополнительный экземпляр акта о повреждении вагона, который выдается им по их требованию.
6.7. В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона.
Если вагон поврежден при столкновении, сходе или крушении, то в акте о повреждении вагона в строке «Дополнительные данные» указывается: величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта.
6.8. В случаях повреждения вагона при столкновениях, сходах и крушениях, когда вагон при восстановительных работах получил дополнительные повреждения, составляется приложение к акту о повреждении вагона.
В приложении указывается перечень повреждений и вызвавшие их обстоятельства. Приложение к акту о повреждении вагона составляется и в том случае, если при его составлении установлено, что вагон имеет коррозионность рамы, конструктивные и другие недостатки по износу в таком объеме и размерах, что вагон подлежит исключению из инвентаря.
Приложение к акту о повреждении вагона подписывается уполномоченными представителями перевозчика.
При отправлении вагона в ремонт на завод (депо) в акте о повреждении вагона указывается наименование завода (депо) и дата составления сопроводительного листка на пересылку неисправного вагона в ремонт формы ВУ-26М.
6.9. Если поврежденный вагон отремонтирован грузоотправителем, грузополучателем, то во всех экземплярах акта о повреждении вагона перевозчиком (представителем вагонного депо), принявшим вагон после ремонта, делается отметка о его приемке с указанием: даты, времени, порядкового номера записи в книге учета вагонов поврежденных и отремонтированных предприятиями формы ВУ-16 и заверяется его подписью.
VII. Правила составления акта о повреждении контейнера
7.1. Акт о повреждении контейнера (приложение N 6 к настоящим Правилам) составляется во всех случаях повреждения контейнера, в том числе при повреждении запорных устройств контейнера или устройств для постановки ЗПУ, подлежащего капитальному, плановому, текущему ремонту или исключению контейнера из инвентаря.
7.2. Акт о повреждении контейнера составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщеного пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении контейнера.
Акт о повреждении контейнера подписывается лицами, участвующими в его составлении.
В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении контейнера, от подписания акта о повреждении контейнера составляется акт общей формы в соответствии с разделом III настоящих Правил.
7.3. Акт о повреждении контейнера составляется отдельно на каждый контейнер в трех экземплярах.
При составлении акта о повреждении контейнера:
В случае повреждения контейнера, принадлежащего грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам, составляется дополнительный четвертый экземпляр акта о повреждении контейнера, который выдается по их требованию.
7.4. В акте о повреждении контейнера указываются причины и перечень повреждений контейнера, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных частей и восстановления контейнера.
VIII. Правила составления акта о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции
Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции подписывается уполномоченными представителями перевозчика. На оборотной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, указывается количество часов, в течение которых цистерна (бункерный полувагон) находилась под сливом. Причем в указанный срок включается только время, затраченное на удаление остатков груза без учета времени на пропарку и промывку цистерн (бункерных полувагонов).
IX. Правила составления акта экспертизы
9.1. В соответствии со статьей 42 Устава при необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.
9.2. Акт экспертизы (приложение N 8 к настоящим Правилам) составляется для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба в день проведения экспертизы в порядке, предусмотренном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
9.3. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.
9.4. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.
9.5. Акт экспертизы подписывается: экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы по инициативе перевозчика или по требованию грузополучателя; перевозчиком и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.
При составлении акта экспертизы перевозчиком в коммерческом акте в разделе «Е» делается отметка, с указанием номера и даты его составления.