коммерция или экономика и бухгалтерский учет
Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?
Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.
Бухгалтерский учет в коммерческих и бюджетных учреждениях имеет одну основу и принципы, определенные в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако бюджет — это, можно сказать, отдельное государство, и на практике приходится столкнуться с совершенно другим подходом к работе.
Выделим принципиальные отличия:
Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).
Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.
Для кого предназначен бюджетный учет?
К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):
Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.
Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.
Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные. В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями. При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.
Особенности автономных учреждений (АУ)
Для понимания организации порядка работы АУ необходимо обратиться к Бюджетному кодексу и Закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В числе прочего автономной признается организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) в определенных сферах, в первую очередь социальных, но не только. Например, сюда же относятся СМИ, спорт или занятость населения. Такая организация (это даже понятно из названия) имеет автономность (самостоятельность) в действиях. Может открыть расчетные счета в банках (для некоторых АУ), наряду с лицевыми счетами.
В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.
В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.
Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).
Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)
Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).
Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):
Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.
Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.
Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.
Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.
Казенные учреждения (КУ)
Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).
Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.
Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.
Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:
Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).
Финансирование и госзакупки
Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче. Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе. Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.
Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.
Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.
Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:
Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.
План счетов и кодификация
Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:
Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:
Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.
Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.
Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.
Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.
Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».
Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.
В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.
Отчетность
Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.
Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:
Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.
Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.
Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм.
Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).
Если решились на переход:
Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.
Экономическое VS бухгалтерское: термины, споры и хозяйственная реальность
Модный разговор
Эти показатели нельзя отнести к «традиционным» аналитическим коэффициентам, рассчитываемым на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Но они дополняют их в анализе положения дел фирм и в определенной части основываются на данных финансовой отчетности.
Степень распространения таких показателей в практике оценки состояния компаний делает просто необходимым понимание логики их расчета. При этом определенная размытость алгоритмов их расчета, «трудности перевода», связанные с раскрытием экономического содержания англоязычных понятий в русском языке, требуют внимания при оценке их значений и использовании в практической деятельности.
«Новое слово» или «игра в цифирьки»
Высказываемые суждения о полезности «новомодных» индикаторов как альтернативы традиционным «бухгалтерским» показателям весьма различны. Все они заслуживают внимания и могут быть полезны в конкретной практической ситуации. Так, например, Т.В. Теплова в качестве эпиграфа к одному из параграфов своей книги, который весьма выразительно называется «Блеск и нищета традиционных финансовых показателей» ([1], стр. 106), приводит следующее высказывание авторов книги «Революция в корпоративной отчетности» ([2]): «Сложившаяся модель корпоративной отчетности причиняет вред тем, кому она призвана и должна служить к вящей пользе. От нее страдают и компании, готовящие отчеты, и инвесторы, эти отчеты читающие. Такого не должно быть!» ([2], стр. 13).
Разделяя данную точку зрения, Т.В. Теплова пишет: «ориентация исключительно на финансовые показатели деятельности (динамику величины активов, капитала, прибыли, операционных денежных потоков) может сыграть злую шутку с инвесторами и менеджерами компаний. Анализ многолетней истории взлетов и падений северо-американских и европейских компаний показывает, что традиционные финансовые индикаторы (скажем, выстроенные на базе стандартов бухгалтерского учета) часто отстают с диагностированием проблем» ([1], стр. 106).
Приведем мнение Т.В. Тепловой как одного из самых известных ее отечественных сторонников.
«Бухгалтерская модель» и «модель стоимостная»
Стоимостная модель ориентирована на потребность собственников бизнеса в определенный момент развития „обналичить» вложенные усилия или, как говорят на профессиональном сленге, „откэшить бизнес». Эта модель позволяет все время рассматривать бизнес с позиции его ликвидности на инвестиционном рынке как объект вложений и получения дохода» ([1], стр. 112).
По определению Т.В. Тепловой «стоимостная финансовая модель компании исходит из того, что целевой функцией принятия управленческих решений и критерием их оценки является стоимость бизнеса (value of firm). При этом бизнес рассматривается как функционирующий (going concern), действующий на рынке, и источником создания новой стоимости являются имеющиеся и создаваемые конкурентные преимущества.
Следует обратить внимание на то, что going concern или допущение непрерывности деятельности, является сегодня базовым допущением (концептуальной основой, принципом) формирования финансовой отчетности как по МСФО, так и по РСБУ.
Согласно Концептуальным основам МСФО «финансовая отчетность обычно составляется на основании допущения о том, что организация осуществляет свою деятельность непрерывно и продолжит осуществлять ее в обозримом будущем. Таким образом, принимается допущение, что организация не имеет ни намерения, ни необходимости прекратить свое существование или существенно сократить объем своей деятельности; при наличии такого намерения или необходимости может потребоваться составить финансовую отчетность на другой основе, при этом информация о такой основе должна быть раскрыта» (www.minfin.ru/ru/).
Согласно пункту 5 ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н): «При формировании учетной политики предполагается, что. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности)».
Далее вводится понятие «рыночная стоимость» (market value, MV) как «обобщенный термин, акцентирующий на альтернативный бухгалтерскому (учетному) взгляд на компанию. Стоимость может рассматриваться с позиции оценки выгод владельцев только собственного капитала, тогда возникает термин „акционерная рыночная стоимость». Если учитываются интересы финансовых инефинансовых заинтересованных лиц, то правильнее говорить в терминах стейкхолдерской стоимости. Для обозначения текущей оценки выгод всех финансовых владельцев капитала (собственного и заемного) будем использовать термин „рыночная стоимость компании» (value of firm)» ([1], стр. 118-119).
И вот здесь уже сложно не вспомнить высказывание В.В. Ковалева и Вит.В. Ковалева об определенной степени «искусственности» ([3], стр. 182) обсуждаемых показателей. Конечно, всерьез обсуждать значение терминов «владельцы только собственного капитала», «финансовые и нефинансовые заинтересованные лица», «стейкхолдерская стоимость» весьма затруднительно, так как источником их преимущественно выступает не экономический смысл соответствующих объектов, а специфика «сложностей перевода».
Тренд очевиден
Как пишет Кяран Уолш (Ciaran Walsh), вот уже много лет специалисты пользуются традиционными подходами к оценке стоимости компаний во многом потому, что они широко распространены ([5], стр. 261).
Ключевым аспектом всех приведенных выше рассуждений критиков «традиционного бухгалтерского», если вы заметили, является противопоставление «бухгалтерского» и «экономического». Получается, у единичных хозяйственных фактов, положения дел фирмы в целом, отдельных терминов может быть экономическое, а может быть бухгалтерское значение. И бухгалтерский учет предстает, таким образом, делом каким-то не экономическим, и бухгалтеры, получаются, вроде как, не экономисты.
Вот как определяют эти понятия явные апологеты «бухгалтерского» в экономике В.В. Ковалев и Вит.В. Ковалев.
Такая разная прибыль
Определяя в целом прибыль (profit) как «условный термин, означающий некий доход от операции, требовавшей изначально определенной инвестиции и (или) расхода и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала инвестора по окончании (фактическом или условном) данной операции» ([3], стр. 496), авторы подчеркивают, что «теоретически прибыль может быть определена в контексте трех подходов: академического, предпринимательского и бухгалтерского» ([3], стр. 496).
Это чисто процедурное определение прибыли, основывающееся на методе отражения хозяйственных фактов методами бухгалтерского учета, основывающимися на балансовой модели фирмы. Этой прибыли не существует вне «активов» и отражаемых в пассиве собственных источников средств, величину которых авторы неосторожно называют «капиталом собственников фирмы».
Вместе с тем, как рассказывают студентам на лекциях по курсу «Экономика предприятия», очевидно, что «если из выручки за некоторый период вычесть все затраты, обусловившие ее получение, то останется прибыль предприятия за тот же период» ([6], стр. 6).
Это уже и вовсе близкое бухгалтерской практике определение. Как написано в «регулятиве», то есть в ПБУ или МСФО, так и считай, и получишь прибыль.
Однако считать можно по-разному, и на это обращают наше внимание авторы.
«По сравнению с прибылью экономической уровень субъективности алгоритма исчисления прибыли бухгалтерской существенно ниже. Тем не менее, в зависимости от принятия во внимание ряда факторов значение прибыли в рамках бухгалтерского подхода может быть исчислено по-разному. Действительно, используя тот или иной метод оценки запасов, списываемых на себестоимость продукции, применяя разные методы амортизации, по-разному признавая доходы и затраты, можно получить большее или меньшее значение прибыли» ([3], стр. 499).
Действительно, при всей симпатии авторов к авторитету бухгалтерского учета, картина вырисовывается неприглядная.
Как же определяют это благозвучное понятие наши авторы?
Здесь следует отметить, что тема альтернативных затрат обсуждается практически в любом серьезном учебнике по управленческому учету.
Для управленческого учета — это не новость
Так, например, Алан Апчерч (Alan Upchurch) отмечает, что «альтернативные затраты внутренне присущи большинству ситуаций при принятии решений (их еще называют подразумеваемыми, вмененными). Это означает, что выбор одного варианта действий может лишить возможности выполнить какие-то другие действия, тем самым обусловив потерю выгоды» ([7], стр. 304, подробнее см. стр. 304-317).
Далее, например, Энтони А. Аткинсон (Anthony A. Atkinson), Раджив Д. Банкер (Rajiv D. Banker), Роберт С. Каплан (Robert S. Kaplan) и С. Марк Янг (S. Mark Young) определяют альтернативные затраты как «величину, которая теряется или приносится в жертву, когда ресурс используется с одной целью вместо другой» ([8], стр. 148).
Вопросы, касающиеся содержания понятия «экономическая прибыль» и методов расчета ее величины, широко рассматриваются в учебниках по микроэкономике. И, наверное, именно курс макроэкономики, изучаемый в университетах, формирует у широкого круга экономистов-практиков устойчивое видение бухгалтерской и экономической прибыли как противопоставляемых друг другу понятий.
С тех пор как курс микроэкономики в его преимущественно американском прочтении начал преподаваться в отечественных университетах и изучаться во всевозможных программах по повышению квалификации менеджеров в России, это восприятие соответствующих понятий становится все более характерным для языкового пространства хозяйственной практики нашей страны.
Влияние микроэкономики
А что же на практике?
Следует отметить, что прибыль компании, отражаемая в ее финансовой отчетности, действительно имеет не только экономическое содержание. Ее величина обладает совершенно определенным юридическим значением.
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» определяет как признак коммерческой организации (ст. 50 ГК РФ).
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», относя функцию распределения прибыли к компетенции общего собрания акционеров (п. 11.1 ст. 48), определяет прибыль общества как «источник выплаты дивидендов» (п. 2. ст. 42), устанавливая при этом, что «чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества» (п. 2 ст. 42).
Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества» (п. 1, п. 2 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).
Статья 29 Закона № 14-ФЗ, определяющая ограничения распределения прибыли общества между участниками общества и ограничения выплаты прибыли общества участникам общества, устанавливает, что «по прекращении указанных в настоящем пункте обстоятельств общество обязано выплатить участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято» (п. 2 ст. 29).
Таким образом, гражданское законодательство, относя порядок расчета величины прибыли к области, определяемой бухгалтерскими стандартами, придает этой величине значение суммы средств, могущей быть изъятой из оборота компании путем выплаты дивидендов и иных выплат. Юридические нормы используют выражение «выплатить прибыль». Таким образом, гражданское законодательство фактически ставит знак равенства между оценкой прибыли и соответствующей этой оценке суммой денежных средств.
Следовательно, с гражданско-правовой точки зрения величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности компаний, может быть связана исключительно с хозяйственными фактами, предполагающими действительное движение ее (фирмы) имущества (средств). Эти факты, соответственно, могут увеличивать или уменьшать ту сумму, которую по решению собственников фирмы она может впоследствии выплатить за счет продемонстрированной прибыли.
Что касается налогового законодательства, то здесь мы встречаем чисто процедурную трактовку прибыли, отсылающую нас к действующим нормам налогового учета. Статья 247 НК РФ определяет прибыль компании как «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой» (гл. 25 НК РФ).
Подводя итоги
Итак, заканчивая этот небольшой обзор высказываний относительно экономического содержания данных бухгалтерского учета, хочется еще раз подчеркнуть: отдельное определение «бухгалтерских» и «экономических» категорий отнюдь не означает умаления экономического смысла данных финансовой отчетности фирмы и ее управленческой бухгалтерской отчетности.
Литература: