коммуникативные отношения в семье

Коммуникативные отношения в семье

Семейный психолог, психоаналитик Куликова Е.А. коммуникативные отношения в семье

Вирджиния Сатир, основоположница семейного консультирования, предлагает для профилактики семейных конфликтов супругам ясно выражать свои мысли, желания, чувства, не унижая и не подавляя друг друга. Это даст возможность получать необходимую информацию, принимать взаимовыгодное решение, поможет достичь большего взаимопонимания в супружеских отношениях.

Семья, в которой вырос человек, определяет его поведение и установки. Семья — это система, которая стремится к равновесию и для поддержания последнего нередко используется навязывание ролей членам семьи, запреты, нереальные ожидания. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение. Но в каждом человеке присутствуют силы для личностного роста и здоровой активной жизни.

Семья формирует наше мировосприятие: родители, сестры и братья влияют на наш характер и наши действия многие годы. Сложно быть счастливым, не создав свою гармоничную семью.

Как происходит коммуникация в семье?
Как строить общение супругов?

В. Сатир сравнивает общение с зонтом, под которым происходит взаимодействие характеров. Способность человека к формированию доверительных и близких отношений зависит от его общения с окружающими. В процессе общения люди обмениваются информацией, определяют ценность партнера, меняют самооценку.

Ребенок, приходя в этот мир, не знает как взаимодействовать с людьми, он растет и учится, общаясь с родственниками. К школьному возрасту каждый уже владеет многими способами общения, имеет представление об ответной реакции людей и понимает, что разрешено, а что – запрещено. Этими представлениями мы пользуемся всю жизнь. В. Сатир утверждает, что если есть необходимость, то можно поменять тип общения. Она сравнивает человека в процессе коммуникации с кинокамерой. То есть мозг воспринимает не только картинки, но и звуки в процессе общения.

Спокойствие или напряжение в процессе коммуникации зависит от восприятия информации (внешний вид, звук голоса, запах, прикосновение, чувства, мысли) и ее сравнения с прошлым опытом (родители, другие люди, книги, фильмы, ожидания, ценности). Но двое, общаясь, могут только догадываться и фантазировать о том, что чувствует и думает партнер. Эти фантазии и догадки и становятся основой недопонимания и конфликтов. Этот процесс запускается еще до того, как люди начинают обмениваться словами, в доли секунды, соответственно, реакция на партнера по общению бывает не всегда понятна второму.

С кем мы общаемся – с конкретным человеком или представлением о нем?

«Общение – как огромный зонт, под которым скрыто все, что происходит между людьми». Общение важно для каждого человека. Сформированность навыков общения влияет на всю жизнь. С помощью общения возможно варьировать уровень самооценки.

В.Сатир разработала упражнения, которые развивают способности слышать, понимать, видеть и осмыслять информацию, полученную в процессе коммуникации. «Люди способны осуществлять метакоммуникацию как на вербальном, так и на невербальном уровне». Вербальное общение – это слова, невербальное – поза тела, выражение лица, ритм дыхания, мышечный тонус, интонации.

Коммуникация многопланова и незавершима, поэтому получатель информации сам додумывает адресованные ему сообщения своими догадками. Люди интерпретируют то, что видят, и из этого строят свое поведение.

Начинается все с построения зрительного образа партнера, когда вы на него смотрите, и тут разворачивается внутренний монолог ваших ассоциаций, мыслей и чувств. Кого он вам напоминает из вашего прошлого? Ваше тело также будет реагировать либо напряжением, либо расслаблением. Члены семьи связаны друг с другом историей взаимоотношений. Часто какие-то события не проговариваются и остаются негативные чувства. В. Сатир предлагает их проговорить, прояснить и начать все с чистого листа.

К зрительному образу подключается звук: тон, тембр, дыхание, покашливание. Это тоже вызывает чувства и мысли.

Прикосновение – начало знакомства ребенка с миром. Для эмоционально близких отношений прикосновения очень важны и дают надежную информацию о другом человеке. Тактильные ощущения могут выражать восхищение, любовь, нежность, страх, пренебрежение и т.д. Снизить агрессию и улучшить отношения в браке возможно, если уделять больше внимания тактильным контактам, например, объятиям. В. Сатир полагает, что запрет на тактильные контакты основывается на прошлом опыте негативных ранних сексуальных отношений.

Часто встречается, что люди пытаются передать одну информацию, а партнер воспринимает совсем не так, как ожидалось, и при этом испытывает совсем другие чувства. Важно поделиться друг с другом этими переживаниями. Конечно, прошлые обиды к человеку мешают его общению в настоящем, поэтому от старых обид лучше избавиться.

При общении членов семьи В. Сатир рекомендует не превышать дистанцию между супругами при важном разговоре более девяносто сантиметров. Положение в пространстве желательно на одном уровне: оба сидят или оба стоят (чтобы глаза смотрели в глаза). Если один сидит на полу, а второй стоит рядом, то тот, кто сидит на полу, будет испытывать физический дискомфорт и отрицательные чувства. Это поза маленького ребенка в семье. Чем точнее воспринимается информация от партнера, тем лучше отношения между людьми. Но иногда мы домысливаем слова партнера, делаем ошибочные заключения.

Слова являются основополагающим смыслом высказывания. Но слова и смысл не всегда совпадают. Поэтому лучше чаще прояснять и уточнять, о чем именно идет речь и максимально отказываться от обобщений.

Слушая партнера, необходимо учитывать три уровня общения: «звуки голоса говорящего, ваши переживания прошлых и будущих событий, касающиеся обоих, осознание своего права выразить то, что в данный момент чувствуете».

Внимательное слушание партнера предполагает:

В одни и те же слова люди вкладывают разный смысл. Чтобы понять друг друга, необходимо научиться осознавать разные смыслы. Распространенное заблуждение — человек полагает, что партнер знает о нем все и умеет читать мысли. «Люди должны ясно выражать свои мысли, если хотят получить от других и донести другим нужную им информацию». Если один из членов семьи не выражает свои чувства, то тогда растет напряженность во взаимоотношениях. Но именно такие люди и испытывают сильные чувства.

Понимание разных смыслов того, что говорит человек, можно понять, используя описания чувств, а не оценку, это дает возможность выстраивать доверительные, близкие и стабильные отношения.

Общаясь, люди влияют на самооценку и представления друг о друге. Неоднозначное общение влечет за собой построение защит от партнера, а также влияет на наше здоровье и отношения с людьми.

Источник

Изучение семейной коммуникации и взаимодействия в контексте комплексной системы

Изучение семейной коммуникации и взаимодействия в контексте комплексной системы.

Понятие речевой коммуникации в семье.

Системная модель семейного функционирования (В. Биверс): проблемные и патологичные семьи

Модель психопатологии коммуникативных процессов в семье (Д. Хейли, Д. Уикленд, В. Сатир др.)

Семейный подход (Л. Макмастер): система паттернов семейного взаимодействия.

1. Понятие речевой коммуникации в семье.

Назначение межличностного общения и коммуникации в семье всегда сопряжено с таким явлением как психологический контакт (от лат. с ontactus – касание) – это создаваемые условия для передачи информации по каналам связи.

Процесс межличностного общения может быть симметричным или комплиментарным, в зависимости от того, на чем основаны отношения между партнерами на равноправии и сходстве или неравенстве и различии. Данные процессы являются взаимодополняющими.

Структура любого акта общения включает в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны. Где перцептивная сторона представляет собой процесс восприятия людьми друг друга, акцентируя внимание на поведении, настроении, внешних воздействиях окружения и др. Коммуникативная сторона обозначена средствами общения (вербальными и невербальными) и представляет информационно-знаковую, символическую природу. Интерактивная сторона – это форма организации совместной деятельности, где могут присутствовать всевозможные позиции партнёров по общению.

В психологии общения понятие «обратная связь» используется для обозначения сообщения, с помощью которого мы передаем партнеру информацию о том, к каким последствиям привело его поведение. Эффективность социального поведения и речевой коммуникации зависит от получения информации о том, как нас воспринимают другие люди и к каким последствиям приводят наши поступки.

Коммуникационный процесс состоит из трёх составляющих:

общении – это высказывания как единица смысла. Общение, осуществляемое с помощью событие не рассматривается вне еще одной единицы речевого общения – речевой ситуации. Речевая ситуация в семье – это ситуация общения в семье, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимодействия, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями. Речевая ситуация требует от общающихся людей соблюдения определенных правил ведения разговора, и определяет формы его выражения (например: диалог коллег по работе или общение друзей и др.). Речевое взаимодействие в семье – это инструментально-технологическая сторона речевого общения. Где, разговор во многом зависит от попеременного включения в него участников: степень интереса к теме разговора, совпадение или различие мнений по обсуждаемым вопросам и др.. К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует отнести коммуникативное намерение (мотивационную составляющую – что, зачем и почему хочет сказать собеседник), замысел и цель (когнитивную составляющую – о чём: понимание сообщения). Таким образом, знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм поведения формирует социально активную личность. Важно рассматривать развитие речевого общения в диалектном единстве двух его сторон: речевого поведения и речевой деятельности. Речевое поведение – это совокупность речевых поступков, которая представляется в использовании языка в определённых и многообразных жизненных ситуациях. Речевая деятельность – это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания. Таким образом, формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

2. Системная модель семейного функционирования (В. Биверс): проблемные и патологичные семьи

Модель В. Биверса делает больший акцент на способности семьи гибко реагировать и приспосабливаться к меняющимся условиям. В практическом применении модели на первом месте стоит оценка, диагностика и прогнозирование. Оценка проводится относительно следующих критериев: компетентность семьи и семейный стиль. Биверс предлагает две оси оценки: горизонтальная ось обозначает компетентность семьи как способность семьи менять свою структуру, для того, чтобы соответствовать внутренним и внешним требованиям; вертикальная ось обозначает семейный стиль как качество семейных интеракций. Зона здорового функционирования семьи находится между противоположными полюсами: центростремительным и центробежным.

Центростремительный стиль отношений в семье характеризуется коммуникацией, которая сосредоточена на общении членов семьи друг с другом, где отношения в семье важнее отношений за её пределами. Семьи с крайне центростремительным стилем в отношениях отличаются плохими границами и запутанными коммуникациями.

Центробежный стиль отношений в семье отличается стремлением общения с окружающими, особенно в ситуации стресса. В крайней степени проявления центробежного стиля семья не рассматривается её членами в качестве безопасной среды. Для удовлетворения личных потребностей выбираются друзья и знакомые, поскольку члены семьи не особенно лояльны друг другу.

Модель Биверса обозначает, что для адаптации к требованиям возрастного развития семьям необходимо постоянно менять свой стиль. Например, в ситуации с маленькими детьми наиболее адекватным является центростремительный стиль. Когда речь идёт о семье с детьми подростками – стиль должен смениться на центробежный. На основе клинических наблюдений, Биверс обозначает четыре типа проблемных и патологически функционирующих семей: умеренно-центростремительный, умеренно-центробежный, глубоко нарушенный центростремительный и глубоко нарушенный центробежный.

Умеренно-центростремительный тип характеризуется тем, что интерперсональные границы в этих семьях поддерживаются условно. Соперничество за власть может быть явным или скрытым. Один родитель может доминировать и пытаться контролировать поведение других членов семьи. Часто семья обращается к третьим лицам-«рефери» (например, религия), чтобы найти «правых и виноватых». Чувство вины используется для контроля поведения, дети ограничены в своих эмоциональных проявлениях и пытаются обрести чувство идентичности за пределами семьи. Поскольку у них сильная эмоциональная связь с семьёй, то они часто проявляют защиту в виде проекции, обвиняя родителей в жизненных неудачах. У них формируется паттерн невротического поведения.

Умеренно-центробежный тип представляется трудностью решать конфликты через переговоры. Обычно один из родителей доминирует над другим. Родители проявляют непоследовательность воспитательных методов. Семьи данного типа иногда обращаются к независимому эксперту, чтобы выяснить кто прав и кто виноват. Часто члены семьи ищут воспитывающих отношений за пределами семьи.

Глубоко нарушенный центростремительный тип выражается в том, что семья «сражается» с любой индивидуализацией. Для них близость – это когда все члены семьи думают и чувствуют одинаково. Семья избегает конфликтов, или же они существуют в скрытой форме. Сердечность и доверие абсолютно отсутствуют. Ребёнок в этих семьях может страдать шизофренией, пограничным личностным расстройством и др. У него могут быть сиблинги, которые конфликтуют с родителями за право личной автономии.

Глубоко нарушенный центробежный тип семьи с отсутствием всякого согласия. Конфликты не заканчиваются и выражаются в открытой форме. Родителям не хватает навыков эффективного воспитания, поскольку они заняты выяснением отношений. В семье присутствует открытое чувство разъединённости. Дети в данных семьях могут проявлять асоциальное поведение, обусловленное эмоциональной пустотой и яростью, направленной вовне.

3. Модель психопатологии коммуникативных процессов в семье (Д. Хейли, Д. Уикленд, В. Сатир др.)

В середине 20-го столетия, группой американских учёных психологов проводилось исследование коммуникационных процессов в семейном взаимодействии. В результате была создана совершенно новая методология изучения семьи, семейной патологии и психотерапии.

Было отмечено, что ослабление психической патологии у одного члена семьи сопровождается её усилением у других членов семейной системы. Практиками отмечено, что, порой, в процессе консультирования, когда состояние клиента значительно улучшается, начинаются «сбои» у другого члена семьи. Это связано с тем, что психическая патология семьи – это не личностная проблема одного взятого члена семьи. Если семья в режиме патологии функционировала долгие годы, прежде, чем она обратилась за психологической помощью к консультанту, то, можно считать, что патология является гомеостатическим механизмом для поддержания внутреннего баланса семьи. По сути, регуляция патологии проводится процессами передачи информации членами семьи, а это – ключ к пониманию человеческого поведения. Отсюда, правила семейных отношений легко проследить, рассматривая схемы передачи информации в семье. Психопатология семьи развивается тогда, когда схемы коммуникации размыты, правила передачи информации двусмысленны. Такая коммуникация представляется по типу «двойной связи» и предполагает наличие двух несовместимых сообщений, чаще всего одновременно вербальных и невербальных.

Симметричный стиль представлен равноправием, где каждая из сторон может играть роль лидера. Соревнование за лидерство может довести до «перегрева» отношений, например, когда каждый из членов семьи старается, чтобы его слово было последним (значимым) для отношений. Это может привести к «хронической войне», угрозе развода и др. У детей складывается нечёткое мнение касаемо авторитета родителей и формируется недоверие.

Комплиментарный стиль представлен дополняющими отношениями. Семейная психопатология может быть представлена окостенению семейной системы, тормозящей личностный рост её членов. Поскольку, один из супругов постоянно контролирует и доминирует над другими членами семьи. Более слабый супруг позволяет более сильному члену семьи доминировать, чтобы не ставить под угрозу семейную целостность, даже если доминирование осуществляется с проявлением патологических форм поведения. У детей формируется закрытая позиция, вырабатывается навык конформного поведения, проявляется высокая тревожность вследствие постоянного контроля своего поведения. На фоне страха быть наказанным за непослушание.

4. Семейный подход (Л. Макмастер): система паттернов семейного взаимодействия.

Модель Макмастера опирается на оценку семейных отношений по целому ряду параметров. Практическое применение модели предполагает изменение паттернов в нутрии каждого параметра в совокупности. Макмастер выделяет шесть параметров:

Решение проблем. Различия во взглядах на решения проблем являются неизбежными для любой семьи. Неэффективное решение проблем часто отмечается в семьях, которые испытывают длительные трудности.

Коммуникация. Вербальные коммуникации в семье могут быть эффективными с учётом четырёх переменных: 1) инструментальные (способность решать повседневные проблемы); 2) аффективные (способность выражать эмоции); 3) открытые или маскированные (степень искажения информации); 4) прямые или косвенные (чёткость обозначения адресанта при отправлении информационного сообщения).

Роли. Определение конкретных обязанностей членов семьи.

Аффективная реактивность. Эмоциональные реакции варьируют на диапазоне от гнева до проявления нежных чувств. Семьи, порой, не имеют навыка эмоционального самовыражения.

Аффективная вовлечённость. Это степень проявления интереса к личности, интересам и увлечениям других членов семьи.

Контроль поведения. Контроль поведения связан со стандартами и нормами поведения, которые установлены в семье.

Нарушение по одному или более из перечисленных параметров считается дисфункциональным транзактным паттерном, защитными реакциями, снижающими уровень тревоги в семье в ущерб общему функционированию. Например, ребёнок маскирует гнев на родителя через пассивно-агрессивное поведение и «забывает» вымыть посуду за собой, при этом опасаясь гнева авторитарной матери и др. Отсюда, дисфункциональные транзактные паттерны связаны с различными нарушениями в семье и для улучшения семейного функционирования необходимо, изменить эти паттерны. Для каждой конкретной семьи дисфункциональные паттерны могут быть сугубо индивидуальны.

Источник

Нарушения в семейной коммуникации

коммуникативные отношения в семье

Психотерапевты в качестве причин семейных трудностей называют нарушения в семейной коммуникации. Например, Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий говорят о таких «типичных нарушениях» в семье.

«Отклоненные коммуникации » составляют наиболее часто встречающиеся нару­шения общения. Сюда относятся искаженная речевая коммуникация родителей, их склонность к монологам вместо диалогического общения. Родители часто игнорируют зрительный контакт с детьми, что вызывает ответную обиду. Непонимание и злость могут вызвать неожиданные выходы из контакта. Например, общающийся просто забывает о процессе общения, может повернуться спиной к говорящему или без предупреждения начать заниматься своими делами.

«Двойная связь » — такой тип общения возникает, если одновременно идут два сообщения, исключающие друг друга, и каждое из них должно быть воспринято адекватно. Такая коммуникация носит название «парадоксальной» и может быть проиллюстрирована следующим примером: подросток, придя из школы домой, сообщает о каком-то важном для него переживании. Отец, увлекшись последними новостями о государственном перевороте в африканской стране, кивает головой, так и не взглянув в сторону сына. Такая реакция порождает досаду у подростка, нежелание в дальнейшем делиться своими переживаниями.

«Замаскированная коммуникация» описывает способы коммуникации при семейных кон­фликтах и наличии противоречивых мнений. Речь идет о попытке замаскировать нечто происходящее в семье. Один член семьи подтверждает содержание сообщения, но в то же время отвергает интерпретацию автора сообщения. Например, ребенок говорит о своем психологическом неблагополучии. А родители реагируют примерно так: «Как ты можешь так говорить, ведь ты ни в чем не нуждаешься! Ты просто неблагодарный!». Иными словами родители ради спокойствия искажают интерпретацию сообщения, и его информационная роль практически равна нулю.

Различия между дружными и конфликтными семьями

Дружные и конфликтные семьи разделяются по степени кри­тического отношения жен к своим мужьям (Антонова И.). Например, на вопрос: «Как часто Вам приходится указывать Вашему мужу в качестве достойного образца для подражания других женатых мужчин?» 55, 6% замужних женщи­н из конфликтных семей ответили «часто» и «очень часто». В дружных семьях — такой показатель составил 12,6%.

Отдельные признаки нарушенных отношений выделяют Харито­нов А. Н. и Тимченко Г. Н. (2002).

Недостаточная психофизиологическая совместимость супругов (наиболее часто это сексуальная совместимость, отрицательное или искаженное восприятие физической привлекательности супругов).

Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или только супругов) в соответствии с полом, возрастом, ролью в семье. Сюда относятся внутриличностные конфликты, высокий уровень семейной тревоги, психическое напряжение, проявление невротических симптомов.

Преобладание негативных, разрушающих коммуникацию эмоций.

Несовпадение в ценностях супругов, родителей и детей.

Таким образом, трудности коммуникации в семье возникают не сразу. Негативные способы взаимодействия, закрепляясь, становятся все более устойчивыми и разрушительными. Непонимание сначала вызывает обиду, злость, агрессивное поведение, позже может привести к замкнутости в себе, нарастающему отчуждению. Преодоление нарушений в семейной коммуникации требует серьезных усилий каждого ее члена и семейной системы в целом. Первым шагом на пути к семейной гармонии является осознание негативных последствий искаженной коммуникации, внимание к потребностям близких людей.

Источник

Особенности межличностной коммуникации в семье.

Нарушения общения

Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информа- цией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельнос- ти, установления и развития межличностных отношений, познания парт- нера и самопознания [Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987]. Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.

Структура коммуникативного акта включает следующие звенья:

•возникновение потребности и мотивов общения;

•передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче- том задач коммуникации;

•получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуника- ции;

•анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации;

•передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче- том задач коммуникации и т.д.

Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой обра- зов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию. Указанная система включает образы: «Я», «Другой моими глазами», «Я гла- зами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «На- ши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в слу- чае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из них.

В работах Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К. Вац- лавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона выделены условия эффективно-

94 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

гомежличностногообщениявсемье, включающиекакобщиепринципыор- ганизации успешной коммуникации, так и специфические нормы и прави- ла, устанавливаемые применительно к семье:

• высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное об- суждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для воз- можности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;

• необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнт- ность общения;

•согласованность представлений о семейном укладе, общность семей- ных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная це- лостность системы «Мы»;

•точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербаль- ных и невербальных сообщений;

коммуникативные отношения в семье

сенситивность к высказываниям партнера, использование техники ак- тивного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;

•безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие пози- тивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;

• проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партне- ра, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи и при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций;

•формирование семейного языка — определенных, согласованных и лег- ко узнаваемых семейных символов, традиций, норм. Семейный словарь включает особые имена, прозвища, символы значимых событий (годовщины знакомства, первого свидания, объяснения и пр.), шутки, остроты, дразнил- ки, «приколы», семейные рассказы. Существует согласованный язык взгля- дов, мимики, жестов, поз. Семейные реликвии — предметы, связанные с оп- ределенными «знаковыми» событиями семьи, — также выполняют важную функцию стабилизации семейного общения, взаимодействия и формирова- ния семейного самосознания, задающего нормативность жизни семьи.

Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Можно выделить следующие виды нарушений межличностной коммуникации в семье: 1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации; 2) возникновение коммуника- ционных барьеров; 3) манипулирование партнером в процессе коммуника- ции, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн); 4) наруше- ние и искажение передачи чувств (В. Сатир); 5) «отклоненная» коммуникация; 6) парадоксальная коммуникация; 7) «замаскированная» коммуникация — мистификация (Р. Лэнг); 8) борьба за коммуникацион- ный канал.

§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 95

Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа комму- никационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Ти- пы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструк- тирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высме- ивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, поста- новку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997]. Причинами нарушения межлич- ностного общения в семье также выступают перегруженность информацион- ного канала и требование учета системы опосредующих образов, неадекват- ность самих опосредующих образов, личностные особенности супругов.

коммуникативные отношения в семье

Если трудности общения приобретают хронический характер, возника- ет так называемая «коммуникационная проблема» [Эйдемиллер, Юстиц- кис, 1999], связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью спо- соба передачи информации. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, этап заме- щающе-искаженного коммуницирования и поведенчески-коммуникацион- ный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информа- цией, т.е. информацией, передача которой оказывается затруднена, является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием. Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с по- добной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном эта- пе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербаль- ной — поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умо- ляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы. На следующем этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непо- средственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда при- быть сильным, а хочется быть слабым. »). Например, муж, вместо

того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и во-

обще я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо себя чувствую. » Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обна- руживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа раз- валившимся в кресле перед телевизором. Скандал. Наконец, на поведенче- ском этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его делать то, что желает носитель «дефицитной информации». В нашем слу- чае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену все время проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родст- венников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшают-

96 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

ся, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исход- ная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональ- ную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.

«Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоля- ции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт. Блестящей иллюстрацией отклоненной коммуника- ции может стать картина совместного ужина, изображенного на картине В. Ван Гога «Едоки картофеля». Вечер, крестьяне собрались за столом за скудным ужином. Казалось бы, совместная трапеза объединяет, едоки вро- де глядят друг на друга, однако продолжение линии взора легко обнаружи- вает, что на самом деле ни один из них не смотрит на сотрапезника, взгляд каждого из них устремлен в никуда — коммуникация разорвана!

Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по ком- муникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообще- ний, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное

[Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Противоречивое сообщение подкрепляет- ся еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг, вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревоженно спрашивает:

«Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»

«Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто исполь- зуется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противо- речий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объек- тивировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.

Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», ут- вердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит пра- во на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе по- добного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жиз- недеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресур- сы роста и развития. Наиболее перспективным направлением работы с дис- гармоничной семьей признается оптимизация внутрисемейного общения.

Семейное информационное пространство неоднородно как с точки зре- ния его содержания, так и открытости для всех членов семьи. «Семейные тайны», или «скелеты в шкафу», включают информацию о криминальных

§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 97

и этически ненормативных поступках членов семьи, «неестественных» смертях, трагических событиях, психических заболеваниях и других «по- зорных» болезнях; супружеских изменах; некоторых мотивах и обстоя- тельствах заключения брака; конфликтах супругов, актах насилия в семье и пр. Доступ к такой семейной информации наиболее ограничен для детей. Информация о многих событиях семейной жизни и истории оказывается для них закрытой или табуированной до достижения ими определенного возраста. Например, под запретом оказывается интимная жизнь родителей, события, которые могут нанести ущерб репутации родителей и других чле- нов семьи [Разумова, 2001].

Распределение ролей и характер общения определяют формы взаимо- действия и сотрудничества в семье. СВ. Ковалев [1987, 1988] предлагает следующуюклассификациютиповвзаимодействиявсемье:

•сотрудничество — гибкое распределение ролей в зависимости от ста- дии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных осо- бенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные коммуникативные отношения в семье

•паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопо- мощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремит- ся к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;

•соревнование — явно выраженное стремление к первенству на фоне со- хранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной сторо- ны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой — стремление утвердить свое превосходство в чем-либо —’ в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на лю- бовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счет унижения партнера, а достижения реального превосходства;

• конкуренция — желание обойти и «подавить» партнера любыми средст- вами. Превосходство над ним рассматривается как единственный вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное гла- венство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремитель- ные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности;

•антагонизм — дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несо- вместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический всеобъ- емлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоци- ональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.

98 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

Т.М. Мишина [1987] дополняет приведенную классификацию, выделяя такие виды амбивалентных супружеских отношений, характеризующих дисфункциональную семью, как соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Соперничество отличается частыми открытыми столкновения- ми супругов, обусловленными несогласованностью семейных ролей и низ- ким уровнем эффективности функционирования семьи; отношения супру- гов амбивалентны, враждебность соседствует с доброжелательностью. Псевдосотрудничество супругов выглядит как вполне благополучные от- ношения, забота о партнере нередко преподносится в гипертрофированном варианте. Однако реальной помощи и эмоциональной взаимной поддерж- ки в такой семье нет. Изоляция предполагает дистантные отношения су- пругов, в которых внешняя согласованность действий сочетается с эмоци- ональной разобщенностью.

Конфликты в семье

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблем- ными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях проти- воречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Л.А. Петровская [1982] выделила следующие категориальные основа- ния анализа конфликта: структура, динамика, функции, типология. Струк- тура конфликта характеризуется конфликтной ситуацией (участники и объект конфликта) и’ инцидентом (открытое столкновение участников конфликта). В динамике конфликта выделяются этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; осознание этой ситуации как конфликтной; инцидент; разрешение (завершение конфликта); послекон- фликтная ситуация [Анцупов, Шипилов, 1992]. Можно говорить о пози- тивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) функциях кон- фликта. Конструктивная функция состоит в объективировании источника разногласий и противоречий и создании условий для устранения конфлик- та, в профилактике стагнации отношений, стимулировании развития отно- шений и их оптимизации [Донцов, Полозова, 1980].

В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание конфликта не снимает проблемы противоречий в семье, а только усугубля- ет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи. Кон- фликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функцио- нирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфункциональность [Пет- ровская, 1982].

§ 10. Конфликты в семье 99

Конструктивны й конфлик т характеризуется следующими при- знаками:

• проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета ин- тересов всех членов семьи;

коммуникативные отношения в семье
коммуникативные отношения в семье

в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;

• после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

•проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта ре- шения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие) (СВ. Ковалев);

• противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребнос- ти члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются не- удовлетворенными;

•в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливают- ся); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и де- прессии.

Таким образом, конструктивный конфликт — это конфликт, где «нет побежденных и победителей», где выигрывают обе стороны, а деструктив- ный — это «навязывание победителем своей воли побежденному» [Гор- дон, 1997].

В зависимости от динамики различают конфликты актуальные, т.е. ре- ализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определен- ной проблемой, и прогрессирующие, в которых масштаб и интенсивность противостояния участников все более нарастает. Выделяют также привыч- ные конфликты, возникающие по любому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты глубинные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания.

По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении и неявными, скрытыми. Последние пред- ставляют особую опасность, так как приводят к возникновению коммуни- кационной проблемы, когда истинная причина конфликта не является предметом обсуждения и часто даже не осознается.

В основе возникновения конфликта лежат причины, определяющие его зону [Петровская, 1982; Сысенко, 1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Ко- валев, 1987]:

100 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

• неадекватная мотивация брака, когда мотивы вступления в брак лежат вне сферы семейно-брачного союза;

•нарушение ролевой структуры семьи вследствие несогласованности

представлений ее членов о семейном укладе, семейных ценностях; разли- чий представлений о супружеских ролях, ролевых ожиданий; конфликтно- сти роли и ролевой перегрузки (например, трудности совмещения женщи- ной карьерных целей, задач воспитания детей и функций «хозяйки дома»); некомпетентности выполнения роли и в силу этого недостаточного удовле- творения потребностей членов семьи;

коммуникативные отношения в семье

неразрешенность проблемы семейного лидерства в форме борьбы за него обоих супругов, существования непризнанного лидерства и лидерства

за пределами нуклеарной семьи; реализация авторитарно-директивного стиля руководства в форме силового доминирования; неэффективность руководства и управления семьей;

•несогласованность и противоречивость представлений о ценностях, целях и методах воспитания детей;

•дисгармоничность сексуальных отношений, в основе которой в значи- тельном числе случаев лежат более глубокие причины, связанные с нару- шениями и искажениями чувства любви;

•нарушения и искажения чувства любви; переживание его утраты; от- сутствие или дефицит эмоциональной поддержки и взаимопонимания;

•ограничение возможностей личностного роста, включая проблемы роста профессионального и самореализации каждого из членов семьи; низкая степень подтверждения самоценности Я в рамках семейной сис- темы, ущемление личного достоинства, недостаточное уважение партне- рами друг друга;

•осложнение межличностной коммуникации вследствие низкой ком- муникативной компетентности и нарушений социальной перцепции, не- адекватности образа партнера и характера отношений с ним;

•низкий уровень материального благополучия; стесненные жилищные условия; неэффективное планирование и исполнение бюджета; финансо- вые разногласия, связанные с преувеличенными материальными потребно- стями одного из членов семьи, с решением вопроса о вкладе каждого из су- пругов в семейный бюджет;

•низкий уровень кооперации, взаимопомощи и взаимоподдержки в ре- шении хозяйственно-бытовых проблем семьи, разделении домашнего тру- да, уходе за детьми и стариками;

• неэффективная система отношений нуклеарной семьи с расширенной семьей вследствие чрезмерной размытости или жесткости границ; неспо- собность нуклеарной семьи к гибкой реконструкции границ семейной сис- темы, особенно на переходных стадиях ее жизненного цикла;

•неэффективная система взаимодействия между родительской и дет- ской подсистемами, чрезмерная жесткость их границ;

§ 10. Конфликты в семье 101

• ревность, супружеская измена;

• несогласованность супружеских представлений об оптимальном режи- ме проведения досуга, отдыхе, характере отношений и общения с друзьями.

Указанные причины определяют зоны конфликта, которые могут быть соотнесены с основными функциями семьи.

В работе В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой [1985], посвященной супруже- ским конфликтам, исследовались объективно благополучные семьи, т.е. се- мьи с хорошими материальными и жилищными условиями, в которых алко- голизм, аморальное поведение супругов, измены отсутствовали. Оказалось, что наиболее частой причиной конфликтов в таких семьях было нарушение культуры общения, несоблюдение супругами норм повседневной жизни,

коммуникативные отношения в семье

102 Глава 2. Основные характеристики Супружеские отношения

этических норм общения и взаимодействия. На второе место авторы поста- вили низкий уровень удовлетворения потребностей супругов в защите Я- концепции, ущемление личностного достоинства, недостаток уважения, умаление ценности Я. Третье место разделили две сферы супружеских вза- имоотношений — ролевое взаимодействие и информированность о различ- ных сторонах жизни партнера и мире его внутренних переживаний. Кон- фликты в этом случае возникали из-за несогласованности ролевых ожиданий и неудовлетворенности ролевым поведением партнера, неразре- шенности проблемы лидерства и главенства, а также в силу недостатка бли- зости, доверия и взаимопонимания между супругами.

В зависимости от частоты, глубины и характера выраженности кон- фликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. В кризисной семье противоречия интересов и потребностей супругов охватывают все важные сферы жизнедеятельности семьи, партнеры прояв- ляют враждебность и отсутствие конструктивного подхода к разрешению конфликтов. Конфликтная семья характеризуется постоянством столкно- вений интересов, однако усилия партнеров направлены на поиск пути раз- решения конфликтов. Проблемная семья отличается длительным сохране- нием ситуации депривации потребностей членов семьи, что находит отражение в высокой готовности к конфликтам и обострении отношений между супругами. Высокий уровень семейной тревоги, эмоциональная на- пряженность и лабильность, фрустрированность членов семьи характеризу- ют семью невротическую.

Характеристики семейного конфликта включают инициатора (потен- циального инициатора) конфликта, участников конфликта, состав которых может выходить за пределы нуклеарной семьи, способ разрешения (пере- работки) конфликта, динамику его протекания и результаты.

Поведение участников конфликта весьма разнообразно. Дж. Г. Скотт

[1991] выделяет следующие стратегии, различающиеся по степени эффек- тивности разрешения конфликта: доминирование; уход, избегание; уступ- чивость; компромисс; сотрудничество. Доминирование как стратегия ори- ентации лишь на собственные интересы при полном игнорировании интересов партнера изначально обречено на неуспех, так как пренебреже- ние интересами партнера в семье усугубляет ее дисфункциональность. Уход и избегание как отказ от своих интересов в сочетании с неготовнос- тью пойти навстречу интересам партнера приводят к отложенному кон- фликту и преобразованию его в хронический. Уступчивость как отказ от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру — к хронической фрустрации одного из партнеров, несимметричности отношений, дисба- лансу в распределении прав, ответственности, власти, к снижению устой- чивости и стабильности функционирования семьи. Достаточно эффектив- ным способом разрешения конфликтов является компромисс между его участниками, сориентированными на поиск взаимоприемлемого решения

§ 10. Конфликты в семье 103

проблемы путем взаимных уступок. Сотрудничество как поиск решения, в максимальной степени отвечающего интересам обоих партнеров, не только позволяет успешно преодолеть противоречия, но и способствует личност- ному росту участников конфликта, повышает общий уровень их коммуни- кативной компетентности, открывая принципиально новый способ взаи- модействия в конфликтной ситуации.

Проблема содержания и динамики переработки конфликта в семье полу- чила подробное и глубокое освещение в концепции позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана [1993]. Он выделяет четыре основные формы переработки конфликтов: телесную — через ощущение и восприятие; дея- тельностную — через разум и деятельность; социально-коммуникативную — через контакты, использование традиций; и общения — через воображение и интуицию. Эффективную переработку конфликта обеспечивают единство и согласованное взаимодействие всех четырех форм. Тело дает верное отраже- ние ситуации; социальные контакты и традиции — возможность воспользо- ваться мудростью родителей и опытом предшествующих поколений; вообра- жение и интуиция помогают прогнозировать будущее и найти решение; разум и деятельность позволяют воплотить это решение в жизнь. При доми- нировании одной из форм — телесной, деятельностной, сферы воображения или социальной — неизбежно возникает ограниченность возможностей раз- решения конфликта и, как следствие, неэффективность результата.

В случае преимущественной переработки конфликта лишь по одному из «каналов» возникают дисфункциональные нарушения, обнаруживаю- щие себя в определенных симптомах. При доминировании телесных реак- ций наблюдаются нарушения сна (бессонница или повышенная сонли- вость), функций питания (анорексия или булимия — невоздержанность в еде, обжорство), сексуальные нарушения (невоздержанность по типу дон- жуанства, нимфомании или, напротив, отвращение к сексу), а также разно- образныепсихосоматические расстройства.

При неадекватном превалировании активно-деятельностного способа преобразования конфликтной ситуации наблюдаются варианты ухода от ре- альной проблемы. В одном случае уход проявляется в феномене бегства в ра- боту, в профессиональную или же какую-либо другую замещающую дея- тельность — хобби, увлечения, — в другом, наоборот, обнаруживается пассивность, апатия, отказ от деятельности либо ее дезорганизация. Симпто- мами преобладания этой формы переработки конфликта являются направ- ленность на достижение, результат (синдром отличника), боязнь успеха и боязнь неудачи, проблемы самооценки.

Если преобладает социально-коммуникационная форма переработки конфликта, то также могут наблюдаться две противоположные дезадаптив- ные стратегии поведения. Первая сводится к социальной гиперактивности, бегству в общение от реального разрешения проблем. Эта стратегия прояв- ляется в стремлении к чрезмерно тесному интенсивному общению, в эмо-

104 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

циональной зависимости от группы, неосознанном желании реализовать неудовлетворенную потребность в привязанности, высокой социальной тревожности. По сути, это поверхностное псевдообщение, таящее в себе опасность некритического использования традиционных стереотипов раз- решения конфликтов в приложении к собственной ситуации. Вторая стра- тегия представляет собой изоляцию и избегание контактов, уход от обще- ния и, как следствие, лишение себя возможности получить социальную поддержку. Проявлениями этой стратегии являются боязнь контактов, ау- тистические тенденции, предрассудки.

Переработка конфликта посредством воображения, мифотворчества, ис- кусства, фантазии может стать очень эффективным методом, поскольку опи- рается на творческий подход к разрешению конфликта, расширяет возможно- сти рационального поля решений. Однако воображение, оторванное от разума, деятельности, традиций, телесности, уводит человека в мир мечты и иллюзорного разрешения проблемы, что часто влечет за собой лишь усугуб- лениеконфликта.

Н. Пезешкиан выделяет два типа конфликта — базовый и актуальный. Ак- туальный характеризуется актуальной структурой отношений, однако его ге- незис и развитие определяются базовым конфликтом. Чтобы понять проис- хождение и истинные причины актуального конфликта, нужно обратиться к анализу того, как строились отношения в родительской семье каждого из су- пругов. Базовый конфликт, носителем которого является человек, представ- ляет собой как бы кристаллизацию истории рода. Родовой опыт актуализиру- ется человеком в собственной семье и порождает актуальный конфликт. Образующими структурами базового конфликта являются взаимоотношения личности с родителями и сиблингами; взаимоотношения родителей между собой, представляющие образцы супружеского партнерства; взаимоотноше- ния родителей и социального окружения, дающие модели межличностного взаимодействия, на основе которых выстраиваются подобные отношения в собственной семье; мировоззрение родителей, их жизненная философия и от- ношение к религии, оказывающие влияние на личностный выбор идеологии, религии, жизненной философии, общего мировоззрения, который определя- ет семейные ценности и цели; распределение ролей в семье и семейный уклад. Путь к разрешению актуального конфликта в психотерапии лежит через объ- ективирование базового конфликта к выявлению причин и работе с ними в направлении их позитивного переосмысления.

Другим эффективным путем решения конфликтов является модель «се- мейного совета», предлагаемая Т. Гордоном [1997] для разрешения конфлик- тов в детско-родительских отношениях, но потенциально столь же эффектив- ная для разрешения супружеских конфликтов. Центральной идеей модели

«семейного совета» является тезис о том, что в конфликтной ситуации, како- ва бы она ни была, какими бы причинами ни была инициирована, не должно быть «победителей» и «побежденных». Автор считает, что выяснение причин

§ 10. Конфликты в семье 105

возникновения конфликта, выявление его виновника и инициатора не помо- гут разрешить проблему, а лишь усугубят ее. Конструктивный подход, по мнению Гордона, состоит в поиске решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников конфликта независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Незыблемым при этом является правило обязательной при- емлемости способа разрешения конфликта для всей семьи.

В модели «семейного совета» выделяются шесть основных этапов раз- решения проблемы:

• идентификация и определение конфликта как следствия противоречи- вости мотивов и интересов членов семьи (объективирование, вербализация и осознание сути конфликта в процессе обсуждения проблемы всей семьей);

•генерирование и регистрация всех возможных альтернатив разреше- ния проблемы независимо от того, насколько они устраивают участников конфликта. На этом этапе действует правило безоценочного принятия и за- прета на критику любых, даже самых невероятных решений;

• обсуждение и оценка каждой из предложенных на предшествующем эта- пе альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один из участников не согласен. Для оптимизации про

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *