коммунизм это форма правления или

Коммунизм

Коммунизм (лат. communis – совместный, общий) – это теоретическая социально-экономическая формация, основанная на всеобщем равенстве, справедливости и совместной (общей) собственности на средства производства. Коммунизм может построить только общество высокоразвитых, ответственных и исключительно сознательных людей, обладающих высочайшими моральными качествами.

Понятие “коммунизм” разными людьми трактуется по-разному. Так, В.И. Ленин утверждал, что коммунизм – это высшая степень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу. А Карл Маркс трактовал коммунизм как положительное выражение упразднения частной собственности.

Социализм – это не коммунизм

Задачу воспитания новых людей решить никогда не удавалось, поэтому на практике коммунистический проект никогда не осуществлялся и возможно, не будет реализован. Многие коммунизмом называют социалистический общественно-экономический уклад. Однако на деле социализм является лишь средством достижения идеальной цели, но никак не коммунизмом.

Лозунг социализма: «от каждого по способности, каждому по труду», совсем не похож на коммунистический: «от каждого по способности, каждому по потребностям».

Если при коммунизме работа — это органическая потребность каждого сознательного гражданина, то социализм предполагает экономическое и даже внеэкономическое принуждение к труду. По-другому распределяются материальные блага. Поэтому социализм – это совсем не коммунизм.

Введение термина «коммунизм»

В политический и научный лексикон термин коммунизм попал из французского языка (а туда из латыни). В 30-е XIX века, словом коммунист французы называли жителей трудовых общин с коллективной собственностью на основные производственные и социально-бытовые фонды. Многие французские обыватели коммунистами называли восставших ткачей Лиона в 1834 году, это придало слову радикальный окрас.

Полноценно термин стал частью политического дискурса в 1840 году в отношении последователей Гракха Бабёфа. Карл Маркс, впервые использовал понятие коммунизм в своих работах в 1842 году. Манифест коммунистической партии определил параметры применения термина, как краеугольного смыслового понятия в теории идеального будущего человечества.

Признаки коммунизма

Коммунизм является высшим уровнем формационного развития человечества и имеет следующие признаки:

полное отсутствие товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, принадлежащие всему обществу;

общество не разделено на антагонистичные классы, как следствие нет эксплуатации человека человеком;

обязательность трудовой деятельности, основанной не на принуждении, а на осознанной необходимости приносить пользу обществу;

произведённые сообща материальные блага распределяются по потребностям каждого члена коммунистического общества;

жизнедеятельность людей во всех сферах жизнедеятельности регулируется общественным самоуправлением.

Каждый гражданин сознательно вносит свой посильный вклад в развитие социальных процессов, ставя общественные интересы, выше личных.

Формы исторического развития коммунизма

Примитивный коммунизм – вид общественных отношений в первобытном обществе, когда добытые продукты и ресурсы распространялись между членами общества ровно в такой доле, которая была необходима для существования.

Военный коммунизм – один из видов насильного введения в общественные отношения элементов коммунизма. Такая государственная политика была актуальная в Советской России времён гражданской войны, а также в некоторых странах-участницах Первой Мировой войны.

Еврокоммунизм – политика современных коммунистических партий Западной Европы, предполагающая введение в общественную жизнь элементов советского социалистического строя, а также пытающихся завоевать власть мирным и демократическим путём.

Анархо-коммунизм – идея общественно-политического устройства, предполагающая полный отказ от государственного централизованного управления, установление социального равенства и всевозможных свобод. Попытки внедрения такой политики наблюдались в действиях Нестора Махно во времена Гражданской войны в России, а также в мероприятиях, проводимых анархо-синдикалистами в годы Гражданской войны в Испании.

История и причины появления теории коммунизма

Коммунистическое учение возникло на основе анализа прогрессивных социально-экономических элементов форм и идей прошедших эпох.

Коммунизм первобытного общества

До появления неравенства в первобытных общностях примитивный коммунизм был единственной формой обеспечения выживания. Археологи относят этот исторический период к каменному веку. Тогда все члены первобытных сообществ имели одинаковый доступ к средствам труда. Следовательно, и распределение полученного сообществом продукта, имел единые для всех основания.

Каждый получал для себя столько благ, сколько общество считало нужным для поддержания его жизнедеятельности. Размер вклада каждого в «общий котёл» не влиял на долю полученного им продукта. Отсутствовала частная собственность, деление на классы (следовательно, и эксплуатация человека человеком), не было и государства. Однако дальнейшее развитие производственной базы привело к появлению неравенства и уходу первобытного коммунизма.

Средневековые коммунистические идеи с христианским подтекстом

Идея справедливости не умерла, а частью перешла в религию. Христианство не призывало к социальному равенству, но создало предпосылки для развития идей о справедливом обществе. Одну из таких идей – философию бедности, можно условно назвать коммунистической. В XIII-XIV веках, часть монашеского ордена францисканцев решительно выступила против возведения частной собственности в абсолют и одновременно против монашеского аскетизма.

Их идеалом была бедность, в ней они видели стимулы к праведности и спасения. При этом францисканцы не имели в виду общее имущество, а сознательный отказ от него, во имя общественного блага. Эти мысли нашли своё выражение в лозунгах радикальных гуситов (таборитов) и восставших под предводительством Т. Мюнцера немецких крестьян. Такие идеи можно назвать коммунистическими, имея в виду их религиозную подоплёку.

Эгалитарный коммунизм XVII-XVIII веков

Английская и Великая Французская буржуазные революции привнесли, светскую концепцию коммунизма. Она основывалась на идее уравнивания (уравнительность – egalitaire) членов общины в правах владения коллективной собственностью. При этом сглаживался конфликт между общественной и индивидуальной собственностью свободных и равноправных общинников.

Теорию светского коммунизма начали разрабатывать Томас Мор и Томазо Кампанелла, продолжили французские просветители XVIII века Этьен Морелли и Габриэль Мабли. Они видели основную проблему общественного развития не в экономике, а в морали и политике. Поэтому их идея коммунизма, базировавшаяся на уравнительности и аскетизме, не была понята в широких массах народа.

Утопическая теория коммунизма

С утверждением капиталистических отношений в Европе появилась идеология рабочего (утопического) социализма, а уже в её контексте был обоснован утопический коммунизм. Теоретики утопического социализма: Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон обосновали свои представления об обществе всеобщей справедливости, о труде, как средстве для приобретения материальных благ и даже морального наслаждения.

Сходство утопического социализма с коммунизмом заканчивалось на признании социалистами-утопистами частной собственности, а так же имущественного расслоения. Обличая капиталистическую эксплуатацию и допуская неравенство, они делали свои коммунистические и социалистические взгляды совершенно утопичными. В России такие идеи были у А. Герцена и Н. Чернышевского.

Научная теория коммунизма

Высокая социально-политическая и революционная активность масс 30-40-х годов XIX века, достижения философской и экономической мысли, подвигли Карла Маркса к научной проработке идеи коммунизма. Источниками для создания грандиозной концепции коммунизма послужили немецкая материалистическая философия (Г. Гегель), английская политэкономия (А. Смит), французский утопический социализм.

Материалистический анализ исторических процессов, вскрытие истинной природы прибавочной стоимости и эксплуатации позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу научно обосновать теорию коммунизма, как самоуправляемых, высокоорганизованных, сознательных и свободных трудящихся. В дальнейшем научный коммунизм стал одним из трёх столпов марксизма-ленинизма, рядом с политэкономией социализма (ПЭС) и марксистско-ленинской философией (МЛФ).

Что можно представить попытками практики коммунизма

Как известно коммунизма, как особой общественно-экономической формации в природе не существовало. Но можно представить попытки воплощения идей марксизма-ленинизма в СССР, как практический коммунизм. Опыт строительства социализма (коммунизма) по марксистко-ленинской модели коммунизма выявил недостатки в социальной, политической, экономической и духовной концепциях коммунизма:

Недооценка роли естественных различий людей в условиях разделения социальных интересов.

Монизм – попытка коммунистов свести к единому началу социальное, политическое, экономическое и духовное многообразие общества.

Противоречие теории общественного самоуправления и практики диктатуры пролетариата.

Подобные моменты характерны для попыток построить коммунизм в СССР, «в отдельно взятой стране». Коммунизм Китая и стран третьего мира имел ещё более ярко выраженные противоречия, доводящие практику до ужасающего абсурда, например коммунистическая диктатура Пол Пота в Кампучии.

Закат коммунистической идеи

В последнем десятилетии XX века, большинство стран, строящих коммунизм во главе с СССР, уступили в конкурентной гонке с капитализмом. Эффективность экономики ведущих западных держав наглядно продемонстрировала многим слабые стороны социализма (как стадии предшествующей коммунизму). Капитализм победил, не разрешив своих внутренних противоречий, сумев обойти неповоротливую политическую систему социализма на тактическом уровне.

Социалистические режимы утратили стимулы к строительству коммунизма в силу перерождения советского общества. Идея коммунизма потеряла привлекательность тогда, когда многие осознали её недостижимость. Признав это истиной, советское общество приняло должным «закат коммунизма» не только дома, но и по всему миру. Однако за закатом всегда приходит рассвет.

Антикоммунизм

Против коммунизма, ещё с момента его оформления как научной теории с разным уровнем эффективности работает антикоммунизм. Симбиоз политических доктрин, идеологий и практических деяний, направленных на борьбу с коммунизмом называют Антикоммунизмом. Целью этого политического течения является дискредитация идеи коммунизма, критика попыток его практической реализации.

Современная практика антикоммунизма имеет чёткую направленность против рудиментарного марксизма-ленинизма. Поэтому само понятие антикоммунизм обозначает не противодействие гипотетической идеологии бесклассового устройства общества. Оно означает борьбу с коммунистической практикой, выраженной в политике коммунистических стран и народных движений.

Современная актуальность

Явные недостатки в практике строительства коммунизма не ликвидировали идею, как негодную к использованию. Осталось несколько стран (КНР, Куба, Вьетнам), которые не отказались от коммунизма, как перспективы своего развития. В настоящее время коммунистические идеи возвращают своё влияние повсеместно.

Не отказавшиеся от своей идеологии старые партии и возникшие недавно левые движения не подвержены соображениям конъюнктуры. Они принимают во внимание общественные настроения, которые складываются в силу решительного наступления капитализма на права и свободы трудящихся. Вековая мечта возвращается в головы угнетённых, и это новый шанс для коммунизма.

Источник

Коммунизм

коммунизм это форма правления или

СимволикаСимволы коммунистического движенияРодственные статьиАнархизм

Содержание

Различные определения коммунизма

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». [17] Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI—XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов фабричном посёлке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провёл ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну «Новая гармония», деятельность которой закончилась неудачей.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Так возник марксизм. Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология её лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

«Научный коммунизм»

Понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „научный коммунизм“ („научный социализм“) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.» [20]

Также название учебного предмета в вузах СССР с 1963 года. [21] Был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской философией» до июня 1990 года. [22]

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем. [источник не указан 1253 дня]

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор». [23]

Исторические формы коммунизма

Примитивный коммунизм

Утопический коммунизм

Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К XVII веку формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, выраженные во взглядах Мелье, Морелли, Бабёфа, Уинстенли. Своего апогея утопический коммунизм достиг в XIX веке в концепциях Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Чернышевского, Иван Ефремов.

Военный коммунизм

Еврокоммунизм

Еврокоммунизм — условное название политики некоторых коммунистических партий Западной Европы (таких, как французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчуждённость партии и властей, по их мнению, существовавших в принявших советскую модель социализма странах. Переход к социализму, по мнению сторонников еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путём. [29] В своём отказе от диктатуры пролетариата еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя еврокоммунисты и не отождествляли себя с ними).

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922—1923 годов. [30]

Левый коммунизм

Левый коммунизм — термин, которым принято обозначать взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые после второго конгресса Коминтерна выступили с критикой ленинизма с левой позиции. Левокоммунистическе группы осуждали политику фронтизма, участие в выборах, «право наций на самоопределение» как форму буржуазного национализма. На данный момент самыми известными левокоммунистическими организациями являются Интернациональное коммунистическое течение, Международная коммунистическая тенденция (бывшее ИБРП) и боргдисткая Международная коммунистическая партия.

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей — которая в марксизме называется социализмом и высшей — так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако, крупная частная собственность при социализме уже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе.

…На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям». [32]

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:

Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, — этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».
С точки зрения буржуазной легко объявить подобное общественное устройство «чистой утопией» и зубоскалить по поводу того, что социалисты обещают каждому право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гражданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пианино и т. п… …»обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» — вроде как бурсаки у Помяловского — портить склады общественного богатства и требовать невозможного. [33]

В произведениях искусства

коммунизм это форма правления или

коммунизм это форма правления или

В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Однако в 1930—1950-е годы это была в основном «фантастика ближнего прицела», описывающая переход к коммунистическому обществу, но не само это общество.

И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своём знаменитом романе «Туманность Андромеды» (по которому был снят и одноимённый фильм). Развитие представлений этого автора о людях коммунистического будущего дано в повести «Сердце Змеи» и романе «Час Быка».

Описание коммунистического общества в фантастике Запада представлено в сериале «Звёздный путь». Коммунистическое общество будущего в своих произведениях описывали Г. Уэллс («Люди как боги», «Машина времени»), У. Ле Гуин («Обделённые»), Т. Старджон («Искусники планеты Ксанаду»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *