коммунизм и другие формы правления

Социализм, коммунизм и религия

Что такое коммунизм?
Коммунизм – это философская идея об идеальном экономическом и общественном обустройстве государства, где процветает равенство и справедливость. Это идея создания общества, в котором люди будут обеспечены всем необходимым, независимо от их возможностей. В идеале при коммунистическом строе, не должно было быть бедного и богатого класса, а все ресурсы страны должны равномерно распределятся между всеми гражданами поровну. В данной схеме, отсутствует частная собственность как таковая, а все люди трудятся для создания общего блага.

С одной стороны, коммунизм – это такое замечательное, совершенное общество, где все равны, все бесплатно и люди трудятся для создания общего блага. Девиз жизни граждан: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Но с другой стороны, откуда возьмутся люди, чтобы создать такое идеальное общество? Что будет, если людям сказать: «Работай, как хочешь и бери сколько надо»? Очевидно, что большинство не будет работать вообще, а взять захотят всё и экономика рухнет.

Коммунизм Фрейд называл заблуждением, поскольку политическая система не может изменить человеческую природу. Если исключить материальное неравенство, оно просто появится в каком-то другом месте, например в сексуальных взаимоотношениях.

Кто придумал коммунизм?
Карл Маркс, прусский социолог, философ, экономист и журналист, считается отцом коммунизма. В сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом, Маркс опубликовал; «Коммунистический манифест»(1848 год). Согласно Марксу, утопическое общество будет достигнуто только тогда, когда, будет существовать единое «без-гражданское» и бесклассовое общество. Он даже описал три этапа действий для достижения такого состояния.

Во-первых, необходима революция для свержения существующего режима и полного искоренения старой системы.

Во-вторых, должен диктатор придти к власти и действовать как единый орган по всем вопросам, включая личные дела общественности. Тогда диктатор будет отвечать за то, чтобы заставить всех следовать идеалам коммунизма.

Последним этапом было бы достижение утопического государства (хотя этот этап так и не был достигнут). В результате чего, было бы достигнуто высшее равенство, и все охотно делились бы своим богатством и благами с другими в обществе?

Идея коммунизма базируется на христианском учении.
Интересно порассуждать, что побудило Маркса начать разрабатывать идею коммунизма? Еще Платон рассматривал пять возможных форм государства и нашел, что четыре из них, воплощенные в современных ему государствах, явно порочны: в них царят разделение, вражда, раздор, своеволие, стремление к обогащению. Пятая форма государственного устройства – это придуманное самим Платоном совершенное государство, основной характеристикой которого является справедливость. В наилучшем государстве, говорит Платон, «все общее». Но в этом государстве население подразделяется на три социальные группы: философов; стражей или воинов; ремесленников и земледельцев.

А идея коммунизма Маркса может осуществиться только в бесклассовом обществе. И эта идея базируется на христианском учении. Для Энгельса теория раннего христианства и теория марксизма были тождественны, большое значение он придавал общинам первых христиан, в которых к слову сказать, царили «коммунистические» отношения.

Фридрих Энгельс «К Истории первоначального христианства».
В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям».

Царство Божее внутри нас.
Создавая свою теорию, Маркс не учел, что первые христиане, создававшие общины с обобществленным имуществом, были преданы Христу, стремились по собственной воле жить по Его заповедям и имели на себе действие Святого Духа. Такие общины просуществовали недолго. Почему? Потому что надо иметь Царствие Небесное, прежде всего, внутри нас (Лк. 17:21). Это состояние нашего духа, сердца, ума.
Если бы Царствие Божие было внутри людей, в виде простых принципов и правил, то оно было бы и снаружи.

В христианских общинах отношения строились на любви к ближнему, а если у людей личные интересы превыше всего и поступки идут в ущерб другим, то возникает зло, конфликты, споры, несправедливость. В таких условиях христианская община не выживет.

Сложно построить государство со справедливым обществом.
Теория же марксизма по переходу от капитализма к коммунизму призывает создать разумное, справедливое общество путем классовой борьбы, путем диктата идеи, путем террора, путем уничтожения несогласных. «Гладко было на бумаге…» Но когда после захвата власти в 1917 году в России приступили к осуществлению данной идеи, быстро поняли, что с помощью революций несложно сбросить власть, которая народу не нравится. Сложно построить государство с разумным, справедливым обществом.

Ленин признал свою ошибку, что дав людям равные возможности для развития, этим только нельзя покончить с безнравственностью. Он посчитал, что учение Христа как нельзя лучше подходит для создания методики перевоспитания народных масс. Были разработаны механизмы образования масс, которые в последствии вошли в Моральный кодекс строителя коммунизма и атрибутику социализма – все это есть не что иное, как калька с христианства.

Идеологи коммунизма все-таки рассчитывали, что со временем при социалистическом строе будет создана экономическая база для коммунизма и народ достигнет достаточно высокого духовного уровня. Но на практике оказалось иначе. Полного равенства не получилось, и это очевидно. Полностью отменить частную собственность даже не пытались. Принцип оплаты по труду тоже куда-то испарился. Воцарилась система оплаты, которую в народе называли «уравниловка». С постройкой «экономической базы для коммунизма» тоже затянулось.

Источник

Государственный капитализм и коммунизм

ASM в ответ на мою статью о Лукашенко и отношении к нему белорусских коммунистов решил обратиться к вопросам общетеоретического характера, а именно к вопросу «что есть социализм?»:

ASM, критикуя определение социализма «как коммунизма», приводит в пример классификацию «социализмов» в «Манифесте Коммунистической Партии». Дескать, классики марксизма отделяли социализм от коммунизма, рассматривая социализм лишь как совокупность мер по «социализации», «облагораживанию» капитализма. И именно потому, что социализм есть всего-лишь «функция развитой капиталистической общественно-экономической формации»[7], Ленин (якобы) определял социализм как государственный капитализм. Действительно, в период написания «Манифеста» Маркс и Энгельс рассматривали «социализм» и «коммунизм» как два разных течения, и как коммунисты, отмежевывались от всех «социалистов» и «социализмов» вместе взятых. Вот что писал в 1888 году Энгельс об их с Марксом позиции по отношению к «социалистам»:

Однако, ASM забывает, что в более поздний период творчества Маркса и Энгельса их терминология поменялась. Слияние «социалистов»-лассальянцев с «коммунистами»-эйзенахцами в единую партию привело к переименованию «коммунизма» в «социализм». С 1870х годов, Маркс и Энгельс начинают употреблять слово социализм как синоним коммунизма, коммунистического (или «коллективистского») общества. Например, в письме Отто Бенигку Энгельс пишет: «так называемое «социалистическое общество» не яв­ляется, по моему мнению, какой-то раз навсегда данной вещью, а как и всякий другой общественный строй его следует рассматривать как подверженное постоянным изменениям и преобразованиям. Решающее его отличие от нынешнего строя состоит, конечно, в организации производства на основе общей собственности сначала отдельной нации на все средства производства»[9]. Правда, они не употребляют слово социализм в «первой фазы коммунизма», однако само деление коммунистического (социалистического) общества на низшую и высшую фазу у них присутствует. Позднее, это определение социализма «как коммунизма» перекочевало от Маркса и Энгельса к Ленину, который закрепил это слово для определения такого коммунистического общества, в котором предметы потребления распределяются не по потребности, а пропорционально трудовому вкладу отдельного работника в совокупный труд общества. При социализме будет ликвидировано разделение общество на классы путем «превращения всех граждан в работников и служащих одного крупного «синдиката», именно: всего государства, и полное подчинение всей работы всего этого синдиката государству действительно демократическому, государству Советов рабочих и солдатских депутатов», общество станет «одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы»[10].

«коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность. Беря отношение частной собственности в его всеобщности, коммунизм в его первой форме является лишь обобщением и завершением этого отношения. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал — как признанная всеобщность и сила всего общества. Таким образом, первое положительное упразднение частной собственности, грубый коммунизм, есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности»[15].

«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это всё же остаётся царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своём базисе. Сокращение рабочего дня — основное условие»[19].

[1] А. Гачикус. Мирсаид Султан-Галиев, «социалистический» империализм и современность http://proza.ru/2013/08/20/608

[2] К. Маркс. Критика Готской программы http://www.marxists.org/russkij/marx/1875/gotha.htm

[3] Ф. Энгельс. Принципы коммунизма http://www.agitclub.ru/front/mar/manifest2.htm

[4] А. Мичурин. О капитализме с социализмом замолвим слово http://left.ru/2013/5/michurin223.phtml

[5] В. Ленин. ПСС, Т.36, с. 257 http://libelli.ru/z/13/bd36.zip

[6] В. Ленин. Социализм и крестьянство http://libelli.ru/works/11-4.htm

[7] А. Мичурин. О капитализме с социализмом замолвим слово http://left.ru/2013/5/michurin223.phtml

[8] К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии
[9] Ф. Энгельс. Письмо Отто Бенигку в Бреславль, 1890 г.
[10] В. Ленин. Государство и революция http://www.marxists.org/russkij/lenin/works/lenin007.htm

[11] М. Бакунин. Избранные сочинения, т.4, с. 238-239 http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0230.shtml

[12] А. Тарасов. Мало читать Маркса. Его надо еще ПОНИМАТЬ http://scepsis.net/library/id_962.html

[13] В. Паульман. Танцы вокруг парового котла http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/text_0690.shtml

[14] P. Chattopadhyay. Economic content of socialism in Lenin; is it the same as in Marx?
[15] К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года http://www.marxists.org/russkij/marx/1844/manuscr/7.htm

[17] Б. Вышеславцев. Парадоксы коммунизма http://www.odinblago.ru/path/3/7/

[18] К. Маркс. Капитал, т.1
[19] К. Маркс. Капитал, т.3

Источник

17 самых популярных форм правления в человеческой истории

коммунизм и другие формы правления

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.

коммунизм и другие формы правления

3. Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]

5. Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.

коммунизм и другие формы правления

В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

коммунизм и другие формы правления

9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

коммунизм и другие формы правления

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

11. Монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.

коммунизм и другие формы правления

13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

коммунизм и другие формы правления

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.

коммунизм и другие формы правления

17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *