компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан
Компенсация расходов отдельным категориям граждан
Страница «Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»
Поиск информации о компенсациях расходов
Просмотр общих сведений об отдельной категории граждан
Для просмотра сведений о компенсациях расходов для отдельной категории граждан нажмите на гиперссылку с наименованием категории.
Блок результатов поиска
Страница «Сведения об отдельной категории граждан». Вкладка «Общие сведения»
Для ознакомления с условиями предоставления компенсаций данной категории граждан раскройте одноименный блок.
В блоке Порядок расчета компенсации расходов от фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг содержится информация о порядке расчета компенсаций в табличном виде.
Просмотр истории версий
Страница «Сведения об отдельной категории граждан». Вкладка «История версий»
Нажмите на гиперссылку с номером версии для ознакомления с ней. Выбранная версия откроется в новом окне браузера. Актуальной версией информации о компенсациях для выбранной категории граждан является последняя размещенная версия.
Льготы по оплате ЖКХ
Этот материал обновлен 07.06.2021
Льгота по оплате ЖКХ — это скидка на оплату жилищных и коммунальных услуг. Льготы положены некоторым категориям граждан и бывают федеральными и региональными.
Льготы по оплате ЖКХ и субсидии — не одно и то же. Льгота — это скидка на оплату жилищных и коммунальных услуг, субсидия — компенсация части стоимости ЖКХ. Льгота закрепляется за гражданином на длительное время, например пока младшему ребенку из многодетной семьи не исполнится 16 или 18 лет, или пожизненно — за ветераном, инвалидом войны и другими категориями. А субсидию дают всего на полгода, затем документы на нее необходимо подавать снова.
Что вы узнаете
Нормативная база
Единого документа о льготах по оплате ЖКХ нет, но есть федеральные и региональные нормативы для отдельных категорий граждан. В нормативах прописаны размеры льгот и условия их предоставления.
Региональные нормативы в Москве и Санкт-Петербурге:
Кому предоставляются льготы по оплате ЖКХ
Льготы по оплате ЖКХ предоставляются отдельным категориям граждан.
Федеральные льготы предоставляются:
Региональные льготы могут предоставляться:
Как оформить льготы
Оформить льготы можно в МФЦ, через госуслуги или в отделе социальной защиты населения. Соберите необходимые документы и напишите заявление на месте.
Для оформления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг обратитесь в МФЦ или ближайший к месту проживания или регистрации отдел социальной защиты населения.
Бюджетники оформляют компенсацию по месту работы и получают ее одновременно с выплатой зарплаты за первую половину текущего месяца.
Региональные льготники могут оформить выплату в МФЦ, на портале госуслуг или в отделе социальной службы.
Документы для оформления жилищно-коммунальных льгот
Документы для оформления жилищно-коммунальных льгот различаются в зависимости от оснований предоставления льготы.
Базовые документы — это:
Членам семьи погибших военнослужащих дополнительно понадобятся следующие документы:
Многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами нужно предоставить свидетельства о рождении всех детей или свидетельство о рождении ребенка-инвалида и документ о месте жительства второго родителя, если он живет отдельно или не записан в справке по форме 9.
Если документы на льготу подает законный представитель, понадобится документ, удостоверяющий его личность, или нотариально заверенная копия.
Если заявитель снимает жилье по договору социального найма, то есть у государства, понадобится договор безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Если за услуги ЖКХ есть долги, погасите их до оформления льготы или уже на месте подпишите соглашение о том, что вы оплатите их в такой-то срок.
Список необходимых документов для предоставления региональных льгот есть в местных нормативах или на сайте госуслуг в соответствующем регионе.
Бюджетникам понадобятся трудовой договор и копия паспорта с отметкой о регистрации или документ, подтверждающий место жительства.
Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 № 963PDF, 229 КБ
Размеры льгот по оплате ЖКХ
Федеральные льготы. Герои Социалистического труда, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и члены их семьи, Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семьи полностью не платят за жилье и коммунальные услуги.
Государство компенсирует половину расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт, следующим категориям льготников:
Размер льгот и компенсаций для работников тыла определяет регион. Москва, Санкт-Петербург и большинство регионов компенсируют половину стоимости коммунальных услуг и оплаты жилья, если его снимают у государства.
Педагоги, руководители, заместители руководителей и другие бюджетники имеют право на ежемесячную компенсацию оплаты жилья, отопления и электричества — при условии, что они живут и работают по трудовому договору в селах, деревнях или поселках городского типа.
Размер компенсации — 1200 Р в месяц.
Есть и региональные льготы. Расскажем на примере Москвы и Санкт-Петербурга.
Какие льготы есть в Москве
Ветераны труда и военной службы имеют право на компенсацию половины расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе на вывоз твердых бытовых отходов.
Многодетные семьи имеют право на компенсацию 30% расходов на оплату коммунальных услуг. В этом случае плата за вывоз бытовых отходов на детей не начисляется, а взрослые члены семьи платят на 50% меньше.
Если в семье 10 и более детей, регион компенсирует 50% расходов на коммуналку и оплату жилья, если семья снимает его у государства.
Пенсионеры имеют право на компенсацию половины расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, если их вместе с членами семьи реабилитировали из числа пострадавших от политических репрессий.
Одинокие или пенсионеры старше 80 лет освобождаются от платы за вывоз твердых бытовых отходов.
Скидку на оплату коммунальных услуг и вывоз твердых бытовых отходов в Москве могут получить почетные доноры России или СССР.
Какие льготы есть в Санкт-Петербурге
Многодетные семьи имеют право на компенсацию 30—50% расходов на оплату коммунальных услуг в зависимости от количества несовершеннолетних детей в семье.
Пенсионерам положена компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% при условии работы в Санкт- Петербурге не менее 20 лет и с трудовым стажем не менее 40 лет для женщины и 45 лет для мужчины.
Одиноким пенсионерам старше 70 лет и их неработающим семьям компенсируют 50% расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Если пенсионер старше 80 лет и жилье у него в собственности, ему компенсируют 100% взносов.
Бюджетники в Санкт-Петербурге имеют право на ежемесячную выплату, которая покрывает половину расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Получить компенсацию на оплату ЖКХ в Санкт-Петербурге могут врачи, социальные работники и педагоги, которые работают в государственных учреждениях, расположенных в сельской местности.
Льготы предоставляются на одну квартиру или жилье и по одному основанию.
Статья 160 ЖК РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (действующая редакция)
1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Комментарий к ст. 160 ЖК РФ
1. В комментируемой статье законодатель установил возможность предоставления отдельным категориям граждан компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Так, согласно п. 4 (абз. 2) ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
— коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Отличие компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг от жилищных субсидий заключается прежде всего в том, что субсидии предоставляются гражданам до наступления срока оплаты жилья и коммунальных услуг. Компенсации стоимости жилья и коммунальных услуг выплачиваются гражданам после оплаты ими за свой счет указанных платежей. Кроме того, субсидия подлежит поэтапному погашению гражданином, ее получившим. Компенсации же предоставляются гражданам безвозвратно. Субсидии и компенсации могут не полностью соответствовать стоимости жилья и коммунальных услуг, а покрывать лишь их часть.
2. Компенсации являются особой разновидностью дохода, получаемого гражданами, и в связи с этим при расчете субсидий органы местного самоуправления обязаны учитывать компенсации расходов, предоставляемые на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и включать их в совокупный доход семьи.
3. Условием предоставления компенсации гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг является отсутствие у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.
Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг
И кто может на нее рассчитывать
В 2018 году я получила субсидию на оплату ЖКУ — 16 тысяч рублей за полгода.
Сначала мне показалось, что оформление субсидии — бюрократический ад. Отчасти так и было, но я со всем справилась и решила поделиться своим опытом. В статье я расскажу, что это за субсидия и как она рассчитывается, кто может ее получить и какие для этого нужны документы в 2021 году.
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она работает так: вы платите за ЖКУ как обычно, а государство возвращает вам часть этих денег.
Кто имеет право на субсидию
Субсидия на оплату ЖКУ — федеральная льгота. Рассчитывать на нее может житель любого региона России. Для этого существует несколько оснований.
Право на субсидию имеют:
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она положена тем, кто тратит на ЖКУ больше определенной нормы. Это выглядит так: каждый месяц вы платите за услуги, а потом государство сколько-то вам возвращает.
Право на субсидию есть и у семьи, и у человека, который живет один. Иностранцы имеют право на субсидию, если такое право предусмотрено международными договорами РФ. Например, белорусам и киргизам субсидию могут одобрить, потому что право на нее предусмотрено международными договорами между Россией, Беларусью и Киргизией.
Чтобы претендовать на субсидию, нужно соответствовать следующим требованиям:
Если семья не платила за свет, воду или вывоз мусора, она все равно имеет право на субсидию. Для этого нужно заключить специальное соглашение о погашении долга в отделе жилищных субсидий при подаче заявления.
Нельзя оформить субсидию без постоянной регистрации в той квартире, где вы живете и планируете получать выплату. Если снимаете жилье по договору найма, но не прописаны в нем, получить субсидию не получится.
С каким доходом можно получить субсидию, зависит от региона. Причем право на субсидию скорее зависит не от определенного размера дохода семьи, а от того, какую часть дохода она тратит на оплату коммуналки. Для этого и используется специальное определение — доля допустимых расходов на оплату ЖКУ. Она показывает, сколько процентов своего общего дохода семья тратит на оплату ЖКУ.
В Москве можно получить субсидию, если на оплату коммуналки уходит более 3, 6 или 10% дохода. 3% — если доход на одного члена семьи составляет 801—2000 Р в месяц, 6% — если 2001—2500 Р в месяц, 10% — если 2501 Р в месяц и больше.
Прежде чем одобрить субсидию, власти посчитают, сколько процентов от дохода вы потратили на коммуналку в прошлом месяце. Они возьмут средний доход вашей семьи за полгода и рассчитают долю затрат на ЖКУ. Затем сравнят полученную долю с нормативной, и если ваша доля больше или равна нормативной, власти будут готовы одобрить вам субсидию. В одном из разделов я покажу на примере, как рассчитать размер субсидии.
Какие доходы учитываются при получении субсидий:
Доходы учитывают в натуральной и денежной форме, до вычета налогов.
При расчете дохода семьи учитываются доходы получателя субсидии и членов его семьи: супруга или супруги, родителей или усыновителей несовершеннолетних детей и самих несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных. Доходы учитывают вне зависимости от их раздельного или совместного проживания.
При расчете субсидии не будут считать доходом, например, государственную социальную помощь в виде денег, натуральной помощи или выплаты по страхованию жизни, здоровья или имущества.
Стандарт жилой площади, на который начисляется компенсация. Стандарт жилой площади — это то, сколько квадратных метров жилья должно приходиться на каждого члена семьи. Стандарт устанавливают власти конкретного региона самостоятельно. Если площадь жилья больше принятых в регионе нормативов, в субсидии могут отказать.
В Москве по нормативу на одиноко проживающего гражданина приходится 33 м², на семью из двух человек — 42 м², на семью из трех и более человек — 18 м² на каждого члена семьи.
В Санкт-Петербурге — 36 м² на одиноко проживающего гражданина, 25 м² на каждого члена семьи из двух человек и 20 м² на каждого члена семьи из трех и более человек.
Стандарт жилой площади влияет и на размер субсидий, но он как бы зашит в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг и отдельно не фигурирует.
Еще стандарт жилой площади используется для начисления других компенсаций, например выплат людям с инвалидностью или ветеранам по оплате ЖКУ. В этом случае власти сравнивают реальную площадь жилья с нормативной. Если реальная больше, то начисляют компенсацию по нормативной.
Когда обращаться за субсидиями
Обратиться за субсидиями можно в любое время. Наиболее изменчивое и не зависящее от вас обстоятельство — это доля ваших расходов на ЖКУ. Ее высчитывают за последние полгода к моменту обращения, поэтому постарайтесь обратиться в тот момент, когда она будет самой высокой.
Если в теплое время года — в неотопительный сезон — вы тратите на оплату ЖКУ меньше нормативной доли и не имеете права на субсидию, попробуйте рассчитать долю в отопительный сезон. Как правило, в отопительный сезон стоимость ЖКУ выше, а значит, у вас может появиться право на выплату.
Где оформить субсидию на коммунальные услуги
Оформить субсидию на коммунальные услуги можно в Городском центре жилищных субсидий или в МФЦ. В некоторых регионах подать заявление можно онлайн. Например, в Москве подать заявление можно на сайте мэра, а в Санкт-Петербурге — на местном портале госуслуг.
Как подать заявление на получение субсидии
Заявление на субсидию можно подать лично, онлайн или отправить документы почтой. При этом сделать это может только собственник или наниматель помещения.
Другой член семьи может оформить субсидию по доверенности или за того, кто служит в армии, находится на принудительном лечении или в тюрьме.
Какие документы нужны для оформления субсидии
Для оформления субсидии понадобятся следующие документы:
Чтобы подтвердить доходы, понадобятся различные справки. Например, справка с работы о доходах физического лица по форме предприятия. Справка 2-НДФЛ не подойдет. Обычно отдел субсидий требует справку о доходах за полгода.
Если получаете пособия и другие государственные выплаты, могут понадобиться справки об их размере. Но не спешите за ними бежать. Центр жилищных субсидий может самостоятельно запросить сведения о некоторых выплатах. Поэтому лучше уточните в ЦЖС, какие справки нужно взять в вашем случае, а какие сведения они смогут получить самостоятельно.
Документы для подтверждения отсутствия доходов:
Полный список документов, подтверждающих отсутствие заработной платы для Москвы, можно посмотреть на сайте Городского центра жилищных субсидий.
Документы при личной подаче. Нужно принести оригиналы документов или нотариально заверенные копии и обычные копии — их нужно будет приложить к заявлению.
Документы при подаче онлайн. Понадобятся сканы или фотографии необходимых документов. Будьте готовы к тому, что отдел субсидий может пригласить вас на личную подачу документов. Так было у меня.
Второй раз я подавала заявление на предоставление субсидии через госуслуги. Заполнила заявление, загрузила сканы всех документов. Мне перезвонили из отдела субсидий и попросили принести оригиналы всех документов. Но я не смогла прийти, поскольку работала в те же часы, в которые принимает документы отдел. В итоге в предоставлении субсидии мне отказали.
Как долго идет оформление субсидии на оплату ЖКХ
Оформление субсидии займет не больше получаса. Сотрудник отдела субсидий проверит ваши документы и право на предоставление выплаты, поможет составить заявление и примет его. Решение о субсидии примут в течение 10 рабочих дней.
Как получить субсидию
Если субсидию одобрят, деньги перечислят по тем реквизитам, которые вы указали в заявлении.
Как начисляются субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если вы подали документы с 1 по 15 число, то субсидию вам начислят в этом же месяце. Если с 16 числа, то субсидия придет в следующем месяце.
Выплату начисляют до оплаты коммуналки, то есть в 20-х числах месяца. По закону плату за ЖКУ вносят до 10 числа следующего месяца. Например, плату за апрель нужно внести до 10 мая, а плату за май — до 10 июня.
Срок действия выплат. Субсидию дают на полгода: вы подаете документы один раз и каждый месяц в течение полугода получаете выплату. Если захотите получать субсидию дальше, придется через полгода снова подавать документы.
Во время пандемии власти сняли ограничение по срокам предоставления субсидии — до конца 2020 года выплата продлевалась автоматически. Меру продлили до 1 апреля 2021 года. Это значит, что если вы получаете субсидию и срок ее предоставления истекает до начала апреля, выплату продлят автоматически, без вашего заявления.
Как рассчитывается субсидия на оплату ЖКХ
Субсидия рассчитывается по специальной формуле в зависимости от среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе. Формула следующая:
(Стандарт стоимости ЖКУ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов)
Региональный стандарт стоимости ЖКУ показывает, сколько, по мнению властей, стоит вода, свет, содержание и обслуживание жилого помещения, в котором живет человек или семья.
На один регион обычно несколько стандартов в зависимости от состава, численности семьи и жилищных условий. Если получатель субсидии — собственник жилья, сумма будет одна, если наниматель по договору социального найма — другая. Еще размер выплаты зависит от времени года. Зимой стандарт больше, потому что есть отопление, летом — меньше, потому что отопления нет.
В некоторых регионах существуют калькуляторы, которые рассчитывают размер субсидии для региона или отдельного поселения. Нормативы в них уже указаны. Например, такие калькуляторы разработали для Архангельской области, Арамильского городского округа Свердловской области, Липецка и Севастополя.
Совокупный, или общий, доход семьи обычно считают за последние полгода, если в регионе не утвердили другой срок. Все доходы семьи за полгода просто складывают и получают эту сумму.
К формуле могут добавить специальный поправочный коэффициент. Прежде чем рассчитать субсидию, власти считают среднедушевой доход семьи, сравнивают его со средним прожиточным минимумом семьи и решают, добавлять коэффициент или нет. Если доход семьи ниже прожиточного минимума этой семьи, к формуле добавят коэффициент.
Среднедушевой доход семьи считается так: все доходы семьи за последние полгода складываются и делятся на 6 месяцев. Потом эта сумма делится на количество членов семьи.
Прожиточный минимум — это норматив. Он разный для регионов и групп населения. В Москве он будет один, в Санкт-Петербурге — другой. Прожиточный минимум в регионах удобно смотреть на специальном сайте.
Чтобы определить прожиточный минимум на семью, складывают прожиточные минимумы на каждого члена семьи и делят на количество человек.
Доля допустимых расходов — отношение трат на коммуналку к общему доходу. Она не зависит от дохода семьи и определяется регионом.
Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Разрешая вопрос о законности оспариваемых норм Порядка, суд не усмотрел противоречия их нормам федерального законодательства и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом правомерно учел, что в соответствии с частями 1, 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что поскольку субсидии из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей, в республиканский бюджет Республики Хакасия в 2013, 2014 годах не предоставлялись, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации в лице Минфина России.
В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 01.03.2007 N 129-О-П) закрепленное в части 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, притом что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им, в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 01.03.2007 N 129-О-П) закрепленное в части 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, притом что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им, в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, установив, что действующим Порядком и договором не предусмотрена выплата выпадающих доходов в случае задержки предоставления отчетов на срок свыше 6 месяцев и учреждение, являющееся исполнителем нормативных актов Правительства Москвы не вправе по собственной инициативе изменять условия выплат выпадающих доходов от предоставления гражданам соответствующих льгот, руководствуясь положениями статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП «О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи» (вместе с «Порядком возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством»), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
1. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
в порядке, установленном в статье 160 Жилищного кодекса, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилого помещения, включая оплату минимального взноса на капитальный ремонт, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета. В Порядке взаимоотношений с собственниками помещений целесообразно указать категории соответствующих граждан и условия получения таких компенсаций.
в порядке, установленном в статье 160 Жилищного кодекса, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилого помещения, включая оплату минимального взноса на капитальный ремонт, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета. В Порядке взаимоотношений с собственниками помещений целесообразно указать категории соответствующих граждан и условия получения таких компенсаций.
в порядке, установленном в статье 160 Жилищного кодекса, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилого помещения, включая оплату минимального взноса на капитальный ремонт, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета. В Порядке взаимоотношений с собственниками помещений целесообразно указать категории соответствующих граждан и условия получения таких компенсаций.
Военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации таковыми не являются, в связи с чем их медицинские работники в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании части второй статьи 63 в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации, что не согласуется с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Такое правовое регулирование вступает в противоречие и с предписаниями части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения, включая работающих в военных госпиталях, на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивают их сохранение после указанной даты при возможном, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года N 129-О-П, изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе путем предоставления в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Такое правовое регулирование не согласуется с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и вступает в противоречие с предписаниями части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивают их сохранение после указанной даты при возможном, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года N 129-О-П, изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе путем предоставления в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
«2. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.».
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.