компенсации за сносимые гаражи

Определен порядок выплаты денежной компенсации за снос индивидуальных гаражей при реализации программы реновации в столице

компенсации за сносимые гаражи
cubee / Depositphotos.com

Мэр Москвы Сергей Собянин внес дополнения в Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы (постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2018 г. № 346-ПП). Согласно документу, указанное положение будет распространяться также на случаи сноса индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Уточняется, что выплачивать денежную компенсацию будет Московский фонд реновации жилой застройки. А направлять обращение в префектуру о сносе конкретного объекта будет Фонд реновации после получения согласования от Департамента строительства города Москвы.

Напомним, что после получения указанного обращения Префектура составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их. А также:

Затем заключаются соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории, и в срок не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос его бывшему владельцу выплачивается компенсация (п. 7, 9 Положения).

Узнать об особенностях возмещения судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости можно из нашего материала.

Источник

Компенсации за сносимые гаражи

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

от 11 августа 2017 года N 164-ПР

(с изменениями на 29 января 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Утвердить Методику определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража согласно приложению к настоящему приказу.

Исполняющий обязанности руководителя

Департамента экономической политики

и развития города Москвы

Приложение

от 11 августа 2017 года N 164-ПР

Методика определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража

(с изменениями на 29 января 2020 года)

В случае изъятия земельных участков для государственных нужд, исключающего добровольное согласие владельцев сносимых индивидуальных гаражей, применяется порядок, установленный действующим федеральным законодательством.

2. Размер денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража устанавливается в соглашении об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража с учетом положений пункта 3 настоящей Методики.

3. После подписания Соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории, денежная компенсация выплачивается владельцам сносимых индивидуальных гаражей префектурой административного округа в отношении индивидуального гаража однократно и составляет:

3.2. 175000 руб., в случае если материал стен индивидуального гаража имеет иной состав (металлические листы, профилированные листы, сэндвич-панели, дерево и пр.).

4. В случае, если индивидуальный гараж, подлежащий сносу, находится в долевой или совместной собственности, денежная компенсация в связи со сносом индивидуального гаража подлежит выплате соразмерно долям участников долевой собственности, установленным правоустанавливающими документами на такой гараж, или в равных долях, в случае если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников или при совместной собственности.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источник

Компенсация за снос гаража в 2021 году

Подавляющее большинство владельцев транспортных средств для размещения автомобилей используют гаражи, которые могут быть оформлены на правах собственности, аренды, или являться частью гаражного кооператива. В последние годы многие автовладельцы столкнулись с большой проблемой – по предписанию муниципальных властей гараж подлежит сносу в связи с необходимостью застройки. Для возмещения расходов автомобилистам предлагается разовая выплата в виде компенсации. В статье расскажем, как начисляется компенсация за снос гаража в 2021 году, каков ее размер, как получить выплату.

Нормативная база для оформления

Действующее законодательство предоставляет местным властям достаточно широкие возможности регулирования различных правоотношений в конкретном регионе. Данный случай – не исключение. В рамках общественных нужд города и утвержденного плана застройки, муниципальные власти вправе производить снос конструкций, в том числе и гаражей. Взамен снесенному имуществу, собственникам предлагается выплата в виде компенсации. Порядок сноса гаражей, а также механизм назначения компенсации регулируется внутренними законодательными актами региона:

№ п/пНормативный актОписание
1Ст. 279 – 282 ГК РФДанное положение Гражданского кодекса регламентирует порядок изъятия земельного участка в случае, если в этом существует государственная (муниципальная) нужда.
2Закон Санкт-Петербурга №585-115Закон описывает меры обеспечения имущественных прав граждан, которые являются владельцами гаражей в Санкт-Петербурге
3Постановление Правительства Москвы №63-ППСогласно документу, расчет компенсации владельцу снесенного гаража на территории Москвы осуществляется на основании данный, указанный в отчете независимого оценщика.

Порядок предоставления компенсации, ее размер, список необходимых документов и прочие условия оформления выплаты регламентируются нормативными актами региона.

Как рассчитывается сумма компенсации

На законодательном уровне утвержден единый подход к расчету суммы компенсации за снесенный гараж. В рамках порядка при оценке имущества учитываются следующие критерии:

Так как при расчете компенсации используются различные показатели, то в пределах одного города (региона) сумма выплат автовладельцам может существенно отличаться. Расчет суммы выплат отдельно для каждого снесенного гаража осуществляет районный многофункциональный центр по предоставлению муниципальных услуг конкретного региона. Читайте также статью: → «Этапы и порядок получения компенсации за снос дома ».

Размер компенсации в столице и регионах

В связи с тем, что при определении компенсации в учет берется местоположение объекта и его рыночная стоимость, столичным автолюбителям осуществляются выплаты в значительно большем размере, нежели автомобилистам из регионов. Ниже в таблице приведен средний размер выплат за снос гаражей в Москве, Санкт-Петербурге, регионах.

№ п/пГородОписание
1МоскваСобственники гаражей, которые находились на территории Москвы и были снесены, могут получить компенсацию от 100.000 руб. до 1.000.000 руб. Диапазон суммы компенсации достаточно велик. Максимальную сумму выплаты получат собственники монолитных гаражных конструкций с низкой степенью износа, расположенные в центральной части столицы.
2Санкт-ПетербургВыплаты собственникам снесенных гаражей в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Сумма компенсации за металлические гаражи в среднем составляет 20.000 – 30.000 руб., за бетонные и кирпичные – 50.000 – 70.000 руб.
3РегионыТак как вопрос с застройкой городов в регионах стоит не так остро, как в Москве и Санкт-Петербурге, то снос гаражей в городах носит, скорее, единичный характер. Ввиду того, что рыночная стоимость имущества в регионах значительно ниже, чем в столице, размер компенсации за снесенный гараж в регионах, как правило, не превышает 10.000 – 15.000 руб.

Как оформить компенсацию правильно

Для того, чтобы получить компенсацию за снесенный гараж, следуйте нижеприведенному алгоритму.

Шаг 1. Подготовьте документы. Необходимым условием для получения компенсации является наличие права собственности на гараж. Данное право подтверждается договором купли-продажи или справкой ГСК, в случае если Вы являетесь пайщиком гаражного кооператива. Кроме того, Вам понадобятся:

В предоставленных документах обязательно должна содержаться информация, необходимая для расчета компенсации, а именно:

Следует отметить, что большинство регионов берут на себя расходы на переезд гаража. Поэтому если у Вас имеются документы, подтверждающие расходы на демонтаж конструкции, приложите их к общему пакету бумаг.

Шаг 2. Передайте документы в МФЦ. Согласно региональному законодательству, приемом документов и расчетом суммы компенсации занимаются районные многофункциональные центры по предоставлению госуслуг. Документы можно передать как лично, так и через представителя (при наличии доверенности). К требуемым документам необходимо приложить заявление, бланк которого можно получить непосредственно в МЦФ.

Шаг 3. Выплата компенсации. Перечисление компенсаций владельцам снесенных гаражей осуществляется согласно графику, утвержденному на региональному уровне. Выплата производится в безналичной форме на расчетный счет, указанный в заявлении. Как показывает практика, собственник гаража фактически получает возмещение спустя несколько лет после сноса конструкции. К примеру, в Санкт-Петербурге в настоящее время выплачивается компенсация собственником гаражей, снесенных после 2008 г. С полной информацией о сроках выплаты можно ознакомиться на официальных сайтах городских администраций. Читайте также статью: → «Какие льготы и компенсации положены труженикам тыла ».

Почему могут оказать в компенсации

Наиболее распространенная причина отказа в компенсации – отсутствие подтвержденного права собственности на гараж. Если собственником выступает конкретное лицо, то отказать в выплате могут при отсутствии:

Если речь идет о гараже ГСК, то отказ в компенсации может последовать в случае отсутствующего договора аренды между кооперативом и муниципалитетом (зачастую, договор истек по сроку и не был вовремя продлен). Кроме того, выплата не будет согласована в случае отсутствие в предоставленных документах показателей, необходимых для расчета суммы компенсации (вид гаража, год постройки, размещение, т.п.). Поэтому прежде чем обращаться за компенсацией, советуем очень тщательно и скрупулезно подойти к подготовке документов, подтверждающих право на гараж.

Выкуп или компенсация — что выбрать

Если гараж планируется под снос в связи строительством дороги, газопровода, а также в иных государственных или муниципальных целях, возможет выкуп гаражной конструкции по договору купли-продажи. В данном случае участок под гараж изымается (ст. 239 ГК), владельцу направляется уведомление о сносе гаража (за 30 дней до сноса) и предложение передать гараж в собственность муниципалитету за плату.

Если сравнить сумму выкупа гаража с размером компенсации, то они примерно одинаковы. Объясняется это так: в обоих случаях при расчете используются аналогичные критерии (рыночная стоимость, размещение гаража, его тип, степень износа). При согласии собственника, договор купли-продажи заключается в общем порядке. Оплата стоимости гаража производится в соответствии с положениями, утвержденными договором (как правило, в безналичной форме). Читайте также статью: → «Порядок выплаты компенсации пенсионерам на оплату коммунальных услуг ».

Рубрика «Вопрос – ответ»

Вопрос №1. Собственник гаража не согласен с суммой компенсации, рассчитанной МФЦ. Имеет ли он право ее оспорить?

В случае несогласия с компенсацией, рассчитанной МФЦ, за собственником сохраняется право оспорить ее в судебном порядке. В таком случае владельцу необходимо подать исковое заявление и приложить к нему необходимые документы (удостоверение на гараж, право собственности, отчет независимого оценщика, подтверждающий рыночную стоимость гаража, т.п.).

Вопрос №2. Может ли получить возмещение юридическое лицо в случае, если сноса требует гараж, находящийся в собственности компании вместе с земельным участком под ним?

Все зависит от особенностей регионального законодательства. В общем порядке, на основании ГК РФ, гараж не является недвижимым имуществом, поэтому он может быть перенесен. Что касается земельного участка, то в случае его отчуждения в государственных/муниципальных нуждах, стоимость земли может быть возмещена владельцу только по решению судебного органа.

Источник

ВС: Несогласие собственника снесенного гаража с размером компенсации не равнозначно отказу от нее

компенсации за сносимые гаражи

Верховный Суд вынес Определение № 5-КГ19-230, в котором разобрался, можно ли не выплачивать собственнику снесенного гаража компенсацию, если он считает ее размер заниженным.

Татьяна Соколова владела гаражным боксом, который подлежал сносу в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в г. Москве» и постановления Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы».

30 апреля 2015 г. АО «МКЖД» заключило с ООО «РЭМИС групп» договор об оказании услуг технического заказчика по организации сноса объектов гаражного назначения на земельных участках, необходимых для строительства объектов ТПУ на Малом кольце Московской железной дороги. В соответствии с договором «РЭМИС групп» оказывало услуги по организации проведения оценки рыночной стоимости сносимых гаражей, а также услуги по организации работ по подготовке и подписанию соглашений о выплате компенсаций их владельцам.

По результату оценки рыночная стоимость гаражного бокса Татьяны Соколовой составила 176 тыс. руб. Не подписав соглашение об осуществлении компенсационной выплаты на предложенных АО «МКЖД» условиях, женщина обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза» с целью определения рыночной стоимости гаражного бокса, которая согласно отчету компании составила 249 тыс. руб.

Распоряжением префектуры САО г. Москвы от 17 сентября 2015 г. были внесены изменения в распоряжение от 29 июня 2015 г. № 440 «Об утверждении списков владельцев гаражных боксов автостоянки “Сокол-113”». В приложении к распоряжению приведен утвержденный список тех, кто подал заявления о выплате компенсаций за сносимые гаражи, в котором в том числе значилась и Татьяна Соколова. В последующем гараж был снесен.

Женщина уведомила АО «МКЖД» о несогласии с размером компенсации и попросила АО «МКЖД» выплатить ее в размере, определенном в отчете ООО «Глобал – оценка и экспертиза». В ответном письме от 19 сентября 2016 г. общество сообщило, что демонтаж гаражного бокса силами организации не осуществлялся, поскольку Татьяна Соколова не подписала соглашение на осуществление денежной компенсации. При этом «МКЖД» дополнительно указало, что п. 8 Положения о денежной компенсации установлено право префектуры в рамках своей компетенции принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. В свою очередь префектура САО г. Москвы в ответе Татьяне Соколовой от 6 декабря 2016 г. сообщила, что для получения компенсации ей необходимо обратиться именно в АО «МКЖД».

10 января 2017 г. женщина повторно обратилась в «МКЖД», которое повторило информацию о демонтаже гаражного бокса силами префектуры на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.

В сообщении от 4 апреля 2017 г. префектура пояснила Татьяне Соколовой, что от АО «МКЖД» поступила информация о ее отказе от заключения соглашения на осуществление денежной компенсации и просьба о рассмотрении вопроса освобождения территории в порядке, предусмотренном п. 8 Положения о денежной компенсации. В связи с этим Окружной комиссией было принято решение о демонтаже гаражного бокса и разъяснено, что компенсационные мероприятия в таком случае не предусмотрены.

После этого Татьяна Соколова обратилась в Таганский районный суд г. Москвы с иском к АО «МКЖД» о взыскании денежной компенсации. Суд, руководствуясь Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Соколова отказалась от подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты в предложенном ей размере.

Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда указала на то, что выплата компенсации за сносимый гараж возможна лишь в случае подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты. Тогда женщина обратилась в Верховный Суд.

Изучив материалы дела, ВС указал, что в целях реализации Генерального плана г. Москвы, государственных программ г. Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории г. Москвы Правительство Москвы постановлением от 9 марта 2011 г. № 63-ПП утвердило Положение о денежной компенсации.

В соответствии с данным положением после получения от префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей, государственный заказчик, предприятие в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в префектуру (один экземпляр – для владельца гаража). После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос он осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения. Таким образом, указал ВС, данным нормативно-правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории г. Москвы гарантируется выплата денежной компенсации.

Верховный Суд указал, что при рассмотрении дела не оспаривалось, что право Соколовой на снесенный гараж было зарегистрировано в установленном законом порядке, ответчик не указывал на отсутствие правоустанавливающих документов, что в соответствии с п. 8 Положения о денежной компенсации является основанием для отказа в ее выплате. При этом суд не учел, что несогласие собственника с определенным размером денежной компенсации не означает отказ собственника сносимого гаража от ее получения.

ВС заметил, что в обоснование исковых требований и в судебных заседаниях Соколова ссылалась на то, что не согласна с размером компенсации, полагая ее заниженной. «Данным доводам истца судом оценка в нарушение требований ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана, решение суда не содержит суждений относительно оснований заявленного иска», – указал Суд.

Таким образом, высшая инстанция отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд.

В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что данное определение является редким прецедентом в пользу владельцев гаражей, сносимых властями г. Москвы в рамках мероприятий по освобождению территорий, осуществляемых в столице.

По его мнению, принципиальным для Верховного Суда в данном деле было то, что имя владелицы спорного гаража было включено в утвержденный префектурой список владельцев гаражных боксов, попадающих в границы размещения транспортно-пересадочного узла, а в судах нижестоящих инстанций законность прав владелицы гаража не оспаривалась. «В подавляющем большинстве случаев владельцам гаражей, с которыми властям города не удалось найти общий язык, отказывают в выплате какой-либо компенсации со ссылкой на отсутствие у них документов, подтверждающих возникновение права собственности на гараж», – заметил Николай Сапожников. Он посчитал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты.

Старший юрист, руководитель практики Содружества земельных юристов Ксения Сочеева отметила, что в судебной практике нет единого подхода к вопросу компенсации за снос гаража в случае неподписания соответствующего соглашения. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-31556/2015 даже не оспаривается право собственника на компенсацию (при условии отказа от подписания соглашения в предложенной редакции). При этом ее размер устанавливается на основании проведения независимой судебной оценочной экспертизы. «Такая позиция, на мой взгляд, является наиболее корректной и справедливой – так как право собственности на гараж не оспаривалось, собственник имеет право на адекватную компенсацию», – посчитала Ксения Сочеева.

Тем не менее, заметила она, существует иная позиция суда: так как собственник отказался от подписания соглашения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований о компенсации (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. № 33-53800/2019). По мнению юриста, трактовка п. 8 Положения в подобном ключе может привести к злоупотреблениям в части оценки размера компенсации и отсутствию возможностей собственника повлиять на указанную сумму.

«Я считаю, что рассматриваемая позиция Верховного Суда ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража», – резюмировала Ксения Сочеева.

Источник

Компенсация за снос гаража по кадастровой стоимости

компенсации за сносимые гаражи

Что входит в зону риска

Все постройки для хранения автомобилей, снос которых наиболее вероятен, можно разделить на несколько категорий:

Если строения возведены незаконно, то городские власти подают в суд, после чего быстро получают решение о сносе. Владельцев официально уведомляют о том, что они должны снести самовольные постройки. При необходимости работы проводятся в принудительном порядке. Компенсации владельцам в этом случае не полагается.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

При завершении срока временного пользования землёй муниципальный орган самоуправления не продлевает решение о представлении участков на новый срок. Гаражи подлежат сносу автоматически. Причинение ущерба имуществу граждан компенсируются на основании независимой оценки.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Фактически гаражи, не подлежащие сносу, — это строения, расположенные на территории, которая предназначена для размещения строений для хранения автомобилей. В определённый момент может быть изменён план застройки, и участки будут изъяты.

Чтобы узнать судьбу своего гаража, владельцу стоит обратиться в местную администрацию. Там ему нужно запросить план будущей застройки территории и посмотреть, собираются ли власти возводить иные объекты на том месте, где сейчас располагается строение для хранения машины.

Статья 281. Возмещение за изымаемый земельный участок

В 2021 году у каждого муниципального образования есть сайт, где публикуются наиболее важные решения. Собственникам строений для хранения автомобилей рекомендуется регулярно посещать такой информационный ресурс и знакомиться с актуальными новостями.

Вас тут не стояло

Но и при таком порядке находятся обиженные. В том же Восточном округе в марте, когда правительство как раз утверждало новый порядок компенсации, снесли гаражный кооператив на улице Фрязевской. “Чиновница управы “Ивановское” нам сразу заявила: “Никакой компенсации не будет”, – жалуется Надежда Филиппова, чей гараж вместе с 40 соседними попал под разборку. – Якобы эта территория нужна для метростроя под новую ветку Новогиреево – Новокосино”.

Москвичка прислала в редакцию “РГ” копию договора купли-продажи металлического блока в 2003 году, подписанного с ООО “Фобос” (за гараж семья заплатила две тысячи долларов), квитанции об оплате (последняя за январь 2021 года – 850 рублей) и прямо спрашивает: “Почему мы не имеем право на компенсацию? Разве мало требуемого по новому положению договора?”

В префектуре ВАО нам так объясняют отказ: в 1995 году распоряжением префекта “Фобосу” выделили землю под строительство двухэтажного гаражно-технического комплекса. Вместо него появились блоковые боксы, по сути – самострой. Строения не были узаконены.

Руководство кооператива только в 2021 году озаботилось оформлением документов, но договор аренды земли им не продлили. “Отсутствие земельных отношений, – пояснил пресс-секретарь префектуры Андрей Иванов, – главная беда. И виноват в этом “Фобос”, который сделал членов кооператива заложниками своего бездействия.

Между тем, по утверждению Филипповой, на месте их снесенного бокса сейчас установлена чья-то “ракушка”. Выходит, кому-то можно занимать место, а кому-то нет?

К сожалению, в Москве подобных ситуаций может быть немало. Большая часть кооперативов пользовалась участками, отведенными под автостоянки, на условиях срочной аренды. Разорвать этот договор чиновники могли в любой момент, но чаще всего они просто не продлевали его.

Чтобы не было подобных проблем, владельцам гаражей именно сейчас следует проверить, все ли документы в наличии, и если надо – дооформить право собственности. Тем более что в планах городских властей – масштабная дорожная стройка и снос десятков тысяч гаражей.

Недавно руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев еще раз подтвердил благие намерения властей: “Владельцы сносимых гаражей, попадающих в пятно городской застройки, обязательно получат компенсацию”.

Право владельца сносимого гаража (гаражного кооператива, автостоянки) на компенсацию подтверждается любым из следующих документов:

(Из постановления правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2021 года “Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы”).

Сейчас на 4 млн зарегистрированных в Москве легковых автомобилей приходится всего чуть больше 1,1 млн стояночных мест. Московские власти обещают, что уже в этом году число парковочных мест увеличится почти на 500 тысяч, а в течение пяти ближайших лет (по программе транспортного развития столицы) построят новые паркинги на 2 млн машино-мест.

“Горячая линия” стройкомплекса Москвы:

(495) 730-95-51 (по вопросам гаражного строительства).

Законодательные акты

Для того, чтобы уяснить правовые аспекты данного процесса, нужно разобраться с правами гражданина на строение. Собственность гражданина – это гараж. А земельный участок, на котором он расположен, обычно предоставляется в пожизненное владение или аренду. Лишь в некоторых случаях человек имеет право собственности на весь комплекс.

Процедура изъятия земель регламентируется положениями ЗК РФ в статьях 56.2–56.12 и ГК РФ в статьях 279-282.

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков

Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

При необходимости реализации определённых проектов муниципального или федерального значения, гражданин может быть лишён права собственности на землю. За это ему положена денежная компенсация соответствующего размера. Список причин для изъятия содержится в статье 49 ЗК РФ.

Если же земля была предоставлена в аренду, и её срок подошёл к концу, то у гражданина просто прекращается право пользования участком.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Снос конкретного гаража производится, если на местном уровне был утверждён план развития городской территории, в соответствии с которым земля под строением предназначена для строительства иного объекта. Для этого нужно соответствующее решение государственного или муниципального органа.

Налог за гараж

В сущности гараж представляет собой строение, которое подлежит налогообложению как объект недвижимости независимо от его типа.

При постановке на государственный учет в ЕГРН, имущественный налог на гараж подлежит оплате с момента его регистрации, которая совершается службой Росреестра.

Кроме того, также полежит оплате налог на участок земли, на котором находится гараж.

Налог уплачивается каждым владельцем недвижимого имущества независимо от расположения недвижимости и гражданства лица.

Исходя из стоимости гаража, величина налога за него составляет:

Менее 300 000 руб.Макс. ставка 0,1%
300 000 руб. — 500 000 руб.Макс. ставка 0,3%
Более 500 000 руб.Макс. ставка 2,0%

В качестве основания расчета налоговой ставки берется инвентаризационная стоимость гаража.

Согласно действующим нормам данная стоимость указывается в техпаспорте объекта недвижимости после проведения инвентаризации. Налоговая служба ежегодно совершает расчет налога и присылает уведомление о его уплате.

Если ФНС не прислала квитанцию, хозяину гаража следует обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции. После обращения она составляет квитанцию, подлежащую оплате.

Ели владелец сдает гараж в аренду, то он также должен оплачивать налог на доходы физических лиц, составляющем 13% от арендной платы.

Если участок принадлежит гаражному кооперативу, то сумма налога рассчитывается на земельный участок целиком и впоследствии распределяется между членами ГСК.

При продаже гаража у владельца также возникает обязанность уплаты налога от полученного дохода.

Налог равен 13% от определенной сторонами договора купли-продажи цены гаража. Размер установлен указаниями НК РФ.

Уклонение от внесения налога приводит к ответственности, которую несет гражданин согласно нормам налогового законодательства.

Порядок выплаты компенсации

Компенсация выплачивается на основании Соглашения, заключаемого между собственником гаража и инициатором освобождения территории (п. п. 1, 6.3 Положения № 63-ПП).

В целях освобождения территории инициатор освобождения направляет в Префектуру соответствующего административного округа г. Москвы обращение (п. 5 Положения № 63-ПП).

Префектура после получения обращения, а в некоторых случаях — после принятия соответствующего решения и выделения бюджетных ассигнований осуществляет следующие действия (п. п. 6.1.1 — 6.1.3 Положения № 63-ПП):

1. В течение месяца со дня получения обращения обеспечивает, в том числе с использованием средств массовой информации, уведомление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по ее освобождению.

2. В течение 30 рабочих дней со дня уведомления принимает от владельцев гаражей заявления с соответствующими правоподтверждающими документами.

3. В течение пяти рабочих дней с момента истечения срока, отведенного на прием документов, составляет адресный и пофамильный списки владельцев гаражей.

4. Обеспечивает рассмотрение вопроса о сносе индивидуальных гаражей Градостроительно-земельной комиссией г. Москвы.

5. Принимает правовой акт об утверждении списков владельцев гаражей.

6. Подготавливает соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом гаражей и акт об освобождении гаражей под снос, а также обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания инициатору освобождения территории.

В свою очередь инициатор освобождения территории должен подписать указанные соглашения и акты в течение пяти рабочих дней и направить два их экземпляра в Префектуру. Один экземпляр документов предназначен для владельца гаража (п. 7.3 Положения № 63-ПП).

Денежные средства перечисляются на счет владельца гаража после подписания сторонами соглашения акта об освобождении гаража под снос не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта (п. п. 7.4, 9 Положения № 63-ПП).

Если владелец гаража отказался от подписания соглашения, а также если у него нет правоподтверждающих документов на гараж, Префектура и Департамент городского имущества г. Москвы принимают необходимые меры для освобождения территории (п. 8 Положения № 63-ПП).

Обратите внимание! Отказ собственника подписать соглашение по причине несогласия с размером денежной компенсации не означает отказ от ее получения (определение Верховного Суда РФ от 11.02.2020 № 5-КГ 19-230, 2-743/2021).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Постановление правительства москвы от 9 марта 2021 г. n 63-пп “об утверждении положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города москвы

от 9 марта 2021 г. N 63-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ СНОСИМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ГАРАЖЕЙ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

В целях реализации Генерального плана города Москвы, государственных программ города Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории города Москвы Правительство Москвы постановляет:

(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.05.2021 N 227-ПП)

1. Утвердить Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы (далее – Положение) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

2. Установить, что на основании распоряжения Правительства Москвы гражданам – владельцам иных сносимых объектов при освобождении территорий города Москвы в соответствии с пунктами 1.1 – 1.3 Положения осуществляется денежная компенсация в порядке и на условиях, аналогичных порядку и условиям, установленным в Положении.

(п. 2 введен постановлением Правительства Москвы от 25.06.2021 N 403-ПП)

(в ред. постановления Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

к постановлению Правительства

от 9 марта 2021 г. N 63-ПП

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ

СНОСИМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАЖЕЙ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ

ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Действие настоящего Положения определяет порядок осуществления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при:

1.1. Освобождении территорий города Москвы для осуществления строительства за счет средств бюджета города Москвы.

1.2. Освобождении территорий города Москвы за счет средств бюджета города Москвы для последующего выставления на торги земельного участка, прав на земельный участок.

1.3. Освобождении территорий города Москвы для последующего строительства объектов капитального строительства за счет предоставленных государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям, казенным предприятиям) города Москвы в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо при передаче указанным государственным унитарным предприятиям города Москвы в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

(п. 1.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

1.4. Освобождении территорий города Москвы для исполнения обязательств в рамках заключенного в установленном порядке концессионного соглашения.

(п. 1.4 введен постановлением Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

1.5. Освобождении территорий города Москвы в целях строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов.

(п. 1.5 введен постановлением Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

1.6. Освобождении территорий города Москвы для размещения за счет средств бюджета города Москвы плоскостных парковок.

(п. 1.6 введен постановлением Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

1.7. Освобождении территорий города Москвы, за исключением территорий, попадающих в зону строительства объектов железнодорожного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, в целях благоустройства таких территорий за счет средств бюджета города Москвы.

(п. 1.7 введен постановлением Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

1.8. Освобождении территорий города Москвы за счет средств Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2021 г. N 497-ПП “О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве”.

(п. 1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 24.04.2021 N 346-ПП)

(п. 1 в ред. постановления Правительства Москвы от 16.05.2021 N 227-ПП)

1(1). Вопросы компенсации владельцами гаражей, которые в соответствии с законом приобрели соответствующие права на земельные участки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином предусмотренном законодательством порядке.

(п. 1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:

2.1. Индивидуальный гараж (гараж) – объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе.

2.2. Владелец гаража – лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее – правоподтверждающие документы):

– актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

– договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки;

– свидетельством о праве на наследство;

– вступившим в законную силу судебным актом;

– актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

– документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов;

– иными документами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.

2.3. Освобождение территории – мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд.

3. Утратил силу. – Постановление Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП.

4. Выплата денежной компенсации производится:

4.1. Органом исполнительной власти города Москвы или подведомственным ему государственным казенным учреждением города Москвы, определенным в качестве государственного заказчика (далее – Государственный заказчик), в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, после принятия Правительством Москвы решения о строительстве за счет средств бюджета города Москвы на территории, подлежащей освобождению.

4.2. Департаментом городского имущества города Москвы в случаях, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории города Москвы.

4.3. Государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы (далее – Предприятие) в случаях, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения, после предоставления Предприятию в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо после принятия решения о передаче в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

4.4. Концессионером, за исключением случаев, если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории.

В случае если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории, то выплата денежной компенсации производится Департаментом городского имущества города Москвы либо иным органом исполнительной власти города Москвы (подведомственным ему государственным казенным учреждением города Москвы), которому в установленном порядке выделены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по освобождению соответствующей территории ( пункт 1.4 настоящего Положения).

4.5. Заказчиком строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов (далее – Заказчик) в случае, предусмотренном пунктом 1.5 настоящего Положения.

4.6. Государственным заказчиком в случае, предусмотренном пунктом 1.6 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территорий города Москвы для размещения за счет средств бюджета города Москвы плоскостных парковок.

4.7. Префектурой соответствующего административного округа города Москвы (далее – Префектура) в случае, предусмотренном пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об осуществлении компенсации и выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории города Москвы в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета города Москвы, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Не требуется принятия решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы об осуществлении компенсации при освобождении территории города Москвы от расположенных на ней гаражей в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета города Москвы при одновременном соблюдении следующих условий:

– освобождение территории города Москвы в целях благоустройства осуществляется одновременно с освобождением такой территории в случаях, предусмотренных пунктами 1.1 – 1.6 настоящего Положения;

– территория, подлежащая освобождению в целях благоустройства, не превышает 30 процентов территории гаражного комплекса.

4.8. Московским фондом реновации жилой застройки (далее – Фонд реновации) в случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Положения.

(п. 4.8 введен постановлением Правительства Москвы от 24.04.2021 N 346-ПП)

(п. 4 в ред. постановления Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

5. В целях освобождения территории города Москвы в Префектуру направляется обращение для проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения (далее – обращение), инициатором освобождения территории, которым выступают:

5.2. Департамент городского имущества города Москвы после выделения бюджетных ассигнований ( пункт 4.2 настоящего Положения).

5.3. Предприятие после принятия решения, осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4.3 настоящего Положения.

5.4. Концессионер после заключения концессионного соглашения ( пункт 4.4 настоящего Положения).

5.5. Департамент городского имущества города Москвы или иной орган исполнительной власти города Москвы (подведомственное ему государственное казенное учреждение города Москвы), которому в установленном порядке выделены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по освобождению соответствующей территории ( пункт 1.4 настоящего Положения), после заключения концессионного соглашения, предусматривающего обязательство концедента освободить участок территории ( пункт 4.4 настоящего Положения).

5.6. Заказчик после согласования Департаментом строительства города Москвы обращения Заказчика об освобождении территории в случае, предусмотренном пунктом 4.5 настоящего Положения.

5.7. Фонд реновации после согласования Департаментом строительства города Москвы обращения Фонда реновации об освобождении территории в случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Положения.

(п. 5.7 введен постановлением Правительства Москвы от 24.04.2021 N 346-ПП)

(п. 5 в ред. постановления Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

6. Префектура после получения обращения ( пункт 5 настоящего Положения), а в случае, предусмотренном пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия решения и выделения бюджетных ассигнований ( пункт 4.7 настоящего Положения):

6.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их в следующем порядке:

6.1.1. В месячный срок со дня получения обращения ( пункт 5 настоящего Положения) обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведомление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по освобождению территории.

6.1.2. В течение 30 рабочих дней со дня уведомления ( пункт 6.1.1 настоящего Положения) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с соответствующими правоподтверждающими документами.

6.1.3. В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и обеспечивает рассмотрение вопроса о сносе индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

После принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о сносе индивидуальных гаражей согласно представленным спискам Префектура утверждает адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем принятия правового акта.

В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные адресные списки владельцев гаражей осуществляется в порядке, установленном в абзаце втором настоящего пункта.

В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные пофамильные списки владельцев гаражей осуществляется Префектурой.

(п. 6.1.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 11.08.2021 N 544-ПП)

6.2. Утратил силу. – Постановление Правительства Москвы от 11.08.2021 N 544-ПП.

6.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории (далее – соглашение), согласно приложению к настоящему Положению и актов об освобождении гаражей под снос (далее – акт), обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания инициатору освобождения территории ( пункт 5 настоящего Положения).

(п. 6.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 11.08.2021 N 544-ПП)

(п. 6 в ред. постановления Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

7.1 – 7.2. Утратили силу. – Постановление Правительства Москвы от 11.08.2021 N 544-ПП.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.05.2021 N 227-ПП)

(в ред. постановления Правительства Москвы от 03.07.2021 N 405-ПП)

9. Выплата компенсации осуществляется Префектурой в срок не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос.

(п. 9 введен постановлением Правительства Москвы от 11.08.2021 N 544-ПП)

10. Размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

(п. 10 введен постановлением Правительства Москвы от 11.08.2021 N 544-ПП)

ПРИМЕРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ

В СВЯЗИ СО СНОСОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГАРАЖА, РАСПОЛОЖЕННОГО

НА ОСВОБОЖДАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ

(в ред. постановления Правительства Москвы)

г. Москва “___” _______ 20__ г.

____________________, именуемый в дальнейшем “_______________________”,

в лице руководителя ____________________________, действующего на основании

Положения, с одной стороны, __________________ – владелец гаража N _______,

находящегося на автомобильной стоянке ___________, расположенной по адресу:

г. Москва, __________, именуемый в дальнейшем “Владелец”, с другой стороны,

на основании постановления Правительства Москвы от ______________ N ______,

распоряжения _______________________ административного округа города Москвы

от _________ N ________ заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. По настоящему Соглашению Владелец обязуется освободить используемый им гараж N ________, находящийся на автостоянке ___________, расположенной по адресу: г. Москва, __________, от имущества и автотранспортного средства в срок до ________ 20__ г. и подписать соответствующий акт об освобождении гаража под снос, а _____________ – выплатить Владельцу денежную компенсацию.

2. Денежная компенсация составляет _______ рублей ______ копеек (_______ рублей ______ копеек).

3. _____________ обязуется в течение _____ (______) банковских дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос (п. 1) перечислить на счет Владельца денежные средства в размере, указанном в пункте 2 настоящего Соглашения (денежная компенсация).

4. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

5. При исполнении настоящего Соглашения Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

6. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон и один для префектуры ______________ административного округа города Москвы.

7. В случае изменения банковских реквизитов Владелец обязуется сообщить о таком изменении в течение пяти рабочих дней с момента такого изменения.

8. Все разногласия, возникающие из настоящего Соглашения, решаются путем переговоров. В случае недостижения согласия спорные вопросы разрешаются в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке с соблюдением претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора. Ответ на претензию дается в течение 20 дней с момента ее получения в письменной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *