компенсационные выплаты педагогам в детском саду
Перечень и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера сотрудникам
Перечень и размеры выплат
компенсационного и стимулирующего характера сотрудникам МБДОУ
общеразвивающего вида г. Владивостока»
За работу в ночное время
35% тарифной ставки
г. Владивостока №1680
За работу в выходные и праздничные дни
Оплата производится в двойном размере, ст. 153ТК РФ
За совмещение профессий (должностей),
выполнение обязанностей временно
отсутствующего работника без освобождения от
своей основной работы, расширению зоны
обслуживания, увеличение объема работ в пределах рабочего времени.
В пределах штатного расписания.
Повышение ставок заработной платы (окладов) за работу с вредными условиями труда:
• старшая медицинская сестра
• рабочий по ремонту и стирке белья и спецодежды
г. Владивостока №1680
Всем сртрудникам МБДОУ производится доплата:
— за качественную и своевременную подготовку ДОУ к новому учебному году;
— за активное участие в ремонтных работах;
— за отсутствие замечаний со стороны администрации и контролирующих служб;
— к профессиональному празднику и праздничным датам;
— за выполнение работ, не входящих в круг основных должностных обязанностей;
— за активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений для детей.
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
Заместителю заведующей по АХЧ, ЗАВХОЗУ
— за результативность энергосберегающих мероприятий ДОУ;
— за качественный контроль обеспечения санитарно-эпидемиологического режима в ДОУ;
— за систематическую помощь по подготовке детей к выходу на прогулку;
-за оказание помощи на пищеблоке в сложном меню, при отсутствии постоянных работников
протокол общего собрания
— постановление администрации г.Владивостока №549
Старшей медицинской сестре
— за качественный контроль обеспечения санитарно-эпидемиологического режима в ДОУ;
— за систематическую помощь по подготовке детей к выходу на прогулку;
— за организацию и систематическое выполнение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
Сторожам, дворникам, рабочему по обслуживанию здания:
— за уборку снега и льда, покос травы на территории ДОУ;
— за сортировку и подготовку к транспортировке бытовых отходов;
— за выполнение срочных работ, обеспечивающих безопасность пребывания детей в ДОУ.
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
Поварам, кухонному рабочему:
— за систематическое соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил на закрепленном участке;
— за качественное вкусное приготовление пищи;
— за напряженность в работе;
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
Рабочий по стирке и ремонту белья и спецодежды:
— за систематическое соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил на закрепленном участке;
— за систематическую помощь по подготовке детей к выходу на прогулку;
-за оказание помощи на пищеблоке в сложном меню, при отсутствии постоянных работников.
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
— за систематическое соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил на закрепленном участке;
— за оказание помощи на пищеблоке в сложном меню, при отсутствии постоянных работников;
— за систематическую работу по подготовке детей к выходу на прогулку, помощь другим группам;
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
— за увеличение объёма работ;
— за систематическую помощь по подготовке детей к выходу на прогулку;
протокол общего собрания
г. Владивостока №549
Воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, преподавателю изодеятельности:
— за дополнительную нагрузку, интенсивность и особую напряженность труда (работающим с 7.00 до 19.00);
— за проведение открытых занятий
-для педагогов города, слушателей курсов ПИППКРО;
— ведение кружковой работы с детьми в нерабочее время, без оплаты;
— высокие показатели функционирования одного места в группе, снижение заболеваемости детей
— за организацию и систематическое выполнение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
— до 50% в пределах фонда заработной платы, постановление администрации г. Владивостока, №1680
протокол общего собрания
— постановление администрации г. Владивостока №549
Всем сотрудникам МБДОУ производится доплата:
— в связи с юбилеем со дня рождения (50;55;60;65;70;75 лет);
— в связи со смертью близких родственников
— в размере месячного оклада
протокол общего собрания
Заведующий МБДОУ «Детский сад №12» __________ Т.Г.Даниш
МБДОУ «Детский сад №12» ________________ Н.Д. Писаревская
От чего зависит зарплата воспитателя и как зарабатывать больше?
Быть воспитателем — не значит всегда получать низкую зарплату. Рассмотрим, сколько зарабатывают педагоги в дошкольных учреждениях России, как рассчитывают зарплату воспитателя детского сада и что можно сделать, чтобы повысить свой заработок.
Зарплата воспитателей в России: данные статистики
По данным Росстата, средняя зарплата педагогов дошкольных учреждений в России в первом полугодии 2020 года составляла 36 042 руб., что существенно ниже средней зарплаты по стране (49 600 руб.).
В статистике учитываются начисления заработной платы всего педагогического состав детских учреждений — от младших воспитателей до руководителей. На руки большинство воспитателей получает меньшие суммы.
Разброс зарплат даже в одном городе бывает довольно велик. От чего зависит зарплата воспитателя? От принадлежности ДОО (частное или муниципальное учреждение), от занимаемой должности (младший воспитатель, воспитатель, старший воспитатель) и от многих других факторов, речь о которых пойдет в следующем разделе.
Мы собрали данные с рекрутинговых сайтов Яндекс.Работа, hh.ru и SuperJob и составили таблицу заработной платы разных категорий воспитателей в некоторых регионах и крупных городах России. Перед косой чертой — заработная плата в государственных детских садах, после — в частных дошкольных учреждениях.
Должность и заработная плата, тыс. руб. в месяц
Младший воспитатель / помощник воспитателя
Оклад младшего воспитателя или помощника воспитателя обычно минимален. Это объясняется тем, что такая должность меньше связана с педагогической деятельностью и не требует наличия специального образования. Часто младшими воспитателями работают пенсионеры и молодые мамы, которые хотят устроить своих детей в ДОО.
Квалификация: Помощник воспитателя
Подходит для старта в профессии
Квалификация: Младший воспитатель
Подходит для старта в профессии
Ставка старшего воспитателя выше — это связано и с большим объемом требуемых знаний, и со стажем работы, и с более высокой ответственностью. Задача такого специалиста — помогать руководителю детского сада, координировать всю образовательно-воспитательную работу учреждения, помогать молодым специалистам, проводить педсоветы.
В целом больше зарабатывают воспитатели в частных детских садах, развивающих центрах, в садах компенсирующего вида, работающие в ночную смену. На рынке труда ценятся педагоги с дополнительными навыками: знающие иностранный язык, владеющие альтернативными методиками образования и воспитания — оплата их труда может достигать 120–130 тыс. руб. в месяц.
Из каких частей состоит зарплата воспитателя
Заработок воспитателя складывается из базового оклада, повышающих коэффициентов, компенсационных и стимулирующих выплат. Разберем подробнее, от чего зависит размер зарплаты воспитателя.
Вид коэффициента
Размер коэффициента
За квалификацию
За образование
За звание
За государственные награды
За стаж работы
За статус детского сада
За образцовое соблюдение всех образовательных стандартов
За превосходные результаты по одному или нескольких направлениям
За работу с особыми детьми
Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы
Группы детей с туберкулезом
Персональный повышающий коэффициент (ППК)
Для высококвалифицированных работников
Все коэффициенты, кроме персонального, устанавливаются либо федеральными, либо региональными нормативными актами. ППК определяется руководством ДОО.
Квалификация: Старший воспитатель
Подходит для действующих специалистов
Компенсационные выплаты
Такие выплаты призваны компенсировать работникам неудобства, связанные с условиями выполнения должностных обязанностей. К выплатам компенсационного характера относятся следующие надбавки:
Вид надбавки
Размер надбавки
Северный или районный коэффициент
За работу в ночные смены
За работу с особыми детьми
За работу в оздоровительных ДОО
За вредные или опасные для здоровья условия
За дополнительную работу, выходящую за рамки должностных обязанностей
За совмещение должностей
За сверхурочную работу
до 200 % либо предоставление дополнительного времени отдыха
Стимулирующие выплаты
Задача стимулирующих выплат — поощрение воспитателей за активность, инициативу и качество занятий с детьми, за выслугу лет. Премии выплачиваются также за дополнительную деятельность, такую как проведение концертов и других мероприятий, участие в конкурсах. С целью повышения мотивации и удержания кадров стимулирующие могут устанавливаться и для молодых специалистов на срок до трех лет.
Вознаграждения могут выплачиваться ежемесячно в виде процента от оклада или единовременно (за конкретное достижение), в виде 13-й зарплаты или квартальной премии.
Размер стимулирующих выплат для воспитателя рассчитывается по карте самооценки, где учитывается посещаемость в группе, динамика уровня развития детей, результаты участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях, самообразование педагога, благоустройство группы и детского сада, работа с родителями, качество и своевременность оформления документации.
Стимулирующая доля определяется руководителем детского учреждения и обычно составляет 30–40 % от фонда оплаты труда.
Как воспитателю зарабатывать больше
Исходя из вышеперечисленного, у воспитателя есть возможность повысить свою заработную плату уже в первые годы работы.
Самый простой и удобный способ повысить квалификацию и освоить новые технологии и методики — окончить дистанционные* курсы. Удаленный формат позволяет сочетать учебу с работой: вам не придется отпрашиваться или брать отпуск для обучения.
АНО «НИИДПО» предлагает большой выбор дистанционных* программ повышения квалификации для воспитателей. После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение установленного образца, которое примут и при трудоустройстве (в том числе в государственной организации), и при прохождении аттестации. Учитесь, осваивайте новые технологии и методики, получайте надбавки и увеличивайте свой заработок!
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Компенсационные выплаты педагогам в детском саду
Педагоги кроме оклада получают и другие выплаты — компенсационные и стимулирующие. Разбираемся из чего состоят компенсационные выплаты, от чего зависят и как их получить.
Что такое компенсационные выплаты?
Это доплата за труд в условиях, которые отличаются от обычных. Педагоги в школе получают оплату за ставку, компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата за ставку зависит от количества уроков в месяц, стимулирующие выплаты — от эффективности педагога. Компенсационные выплаты зависят, сколько и и в каких условиях работает педагог, должны быть прописаны в трудовом договоре или допсоглашении к нему. В федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат: организация сама должна составить положение об оплате труда и включить в него все или некоторые виды выплат или установить их сама.
Какие бывают компенсационные выплаты?
Список выплат отличается в каждом регионе. Рассмотрим на примере Пермского края, где список зафиксирован в «Положении о системе оплаты труда», созданном Министерством образования. В этом списке такие выплаты.
Выплаты за вредные и опасные условия труда. У педагогов не настолько вредный труд, как у шахтеров, но некоторые привилегии есть и у них. Доплачивают учителям информатики, учителям технологии за работу в некоторых видах мастерских, также выплата полагается за работу с классами, в которых больше 25 человек.
Выплаты за работу в особых климатических условиях. Эти надбавки платят не в каждом регионе РФ, а только в районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом. Считают ее так: умножают сумму оплаты труда на коээфициент (в Пермском крае 1,2). Полный список коэффициентов представлен в таблице.
Выплаты за выполнение сверхурочных работ. Сверхурочной работой считается весь труд сверх установленной месячной нагрузки. Первые два часа работы должны оплатить в полуторном размере, остальные — в двойном. То если педагог работает в неделю 36 часов, а его заставляют работать 40, то он получит 36+2*1,5+2*2. Педагог отказаться от оплаты и попросить лишний выходной день.
Если педагог работает ночью, например, дежурит в летнем лагере, то ему должны доплатить за каждый час не меньше 35 процентов.
Оплата работы в выходные дни оплачивается не меньше, чем в двойном размере.
Конкретные размеры всех этих доплат должны устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата за выполнение работ различной квалификации и совмещение должностей. У учителя есть своя должность и оклад, у заместителя директора — свои. Но иногда заместитель директора числится учителем и получает доплату за совмещение должностей. Размер оплаты зависит от договоренностей сторон. Согласны должны быть не только работник и работодатель, но и профсоюз или комиссия по охране труда.
Если педагог замещает другого, находящегося в длительном отпуске (творческом, по уходу за ребенком), то он также получает доплату. Ее размер и срок замещения оговариваются всеми сторонами. Идеально, если они заключат дополнительное соглашение к трудовому договору.
Иные выплаты компенсационного характера. Педагоги могут получать доплаты за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими, предметными или цикловыми комиссиями. Размеры этих доплат определяются организацией — можно установить абсолютное значение или процентное. Например, определить доплату за классное руководство в 1500 рублей или 10 процентов от оклада.
Также педагоги могут получать доплаты за работу в сельской местности, с слишком малыми группами учеников, за работу с учениками-иностранцами и так далее.
Как получить компенсационные выплаты?
Во-первых, нужно внимательно читать трудовой договор и допсоглашение к нему. Если вам на словах предложили классное руководство, а в договоре оно не прописано, запросите локальный акт о системе оплаты труда. Возможно, выплаты за классное руководство считаются стимулирующими, хотя это запрещено.
Если вы выполняете работу и не получаете за нее оплату, обращайтесь в администрацию. Если администрация не идет на контакт, подключайте профсоюз, далее — министерство образования и прокуратуру.
Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?
Автор: Манохова С.В., редактор журнала
В редакцию журнала нередко поступают вопросы о том, какие гарантии положены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), положены ли им дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавки к заработной плате (если да, то в каком размере), а также влияет ли на факт предоставления гарантий количество таких детей в группе.
Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?
Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ[1]: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].
Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании). Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки. Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:
обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;
обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
обучающийся с умственной отсталостью;
обучающийся с расстройствами аутистического спектра;
обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.
Норма часов педагогической работы
Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.
В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?
По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.
В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?
Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.
Продолжительность очередного отпуска.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Оплата труда воспитателей.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район)
Порядок установления компенсационных выплат
Нормативный документ
Евпатория (Республика Крым)
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:
– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);
– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)
*С полным текстом положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования г. Челябинска, можно ознакомиться на сайте Комитета по делам образования г. Челябинска: «Экономика образования» – «Руководителю» – «Система оплаты труда» (http://chel-edu.ru/docs/?id=1756).
Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.
При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).
Обратите внимание, что в нормативных актах отдельных субъектов РФ могут быть установлены критерии для назначения компенсационных выплат воспитателям (например, выплата осуществляется при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ), в актах других субъектов такие критерии не предусмотрены. Соответственно, каждый работодатель вправе установить их самостоятельно. Если в локальном нормативном акте учреждения содержится лишь общая формулировка (например, «за педагогическую работу в группах комбинированного вида устанавливается надбавка в размере…»), по нашему мнению, надбавка должна выплачиваться независимо от количества таких детей в группе.
Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.
Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.
Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами. Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
[2] Деятельность ПМПК регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
[3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.