компенсационные выплаты в связи с материнством отцовством и детством

Детские пособия

компенсационные выплаты в связи с материнством отцовством и детством
FamVeld / Shutterstock.com

В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий гражданам, имеющим детей:

Все эти пособия освобождены от налогообложения. Они ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции в порядке, установленном федеральным законом, кроме ежемесячного пособия на ребенка, которое индексируется в порядке, установленном субъектом РФ.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Последняя актуализация: 2 июня 2020 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Компенсационные выплаты в связи с материнством отцовством и детством

Статья 3. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения пособий и межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пособие на ребенка;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

(абзац введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ)

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ)

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ)

ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет.

(абзац введен Федеральным законом от 26.05.2021 N 151-ФЗ)

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий, за исключением ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

(часть пятая введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Источник

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция)

19 мая 1995 года N 81-ФЗ

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

26 апреля 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ,

от 18.06.1996 N 76-ФЗ, от 24.11.1996 N 130-ФЗ, от 30.12.1996 N 162-ФЗ,

от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.07.1998 N 134-ФЗ, от 17.07.1999 N 171-ФЗ,

от 10.07.2000 N 93-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 30.05.2001 N 66-ФЗ,

от 30.05.2001 N 67-ФЗ, от 28.12.2001 N 181-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 206-ФЗ, от 22.12.2005 N 178-ФЗ,

от 22.12.2005 N 181-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 25.10.2007 N 233-ФЗ,

от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.03.2011 N 27-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 45-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ,

от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ (ред. 02.07.2013),

от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ,

от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ,

от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ,

от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ,

от 26.05.2021 N 151-ФЗ, от 26.05.2021 N 152-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 22.12.2005 N 180-ФЗ,

от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Источник

Социальные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством

Виды пособий в связи с материнством, отцовством и детством

Обеспечение граждан в денежной форме является одним из основных способов социального обеспечения в связи с материнством, отцовством и детством. В международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.

Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН о правах ребенка обязывают государство оказывать помощь семье с несовершеннолетними детьми в максимальных пределах имеющихся ресурсов. Значение семейных пособий настолько велико, что они установлены Конвенцией МОТ № 102 как один из девяти основных видов социального обеспечения.

Следует отметить, что если раньше подобные пособия были адресованы исключительно женщине-матери, то начиная с конца 70-х годов двадцатого века происходит расширение круга их получателей за счет отцов, а затем и других членов семьи. Как отмечалось на 67-ой сессии Международной конференции труда, «ничего не было сделано, чтобы содействовать активному участию мужчин в семейной жизни. Мужчины могли лишь играть исключительно активную роль в профессиональной, общественной и государственной деятельности, так как только женщины выполняли или должны были выполнять обязанности, связанные с семьей и домашним хозяйством. Подобное разделение труда отрицательно повлияло не только на мужчин, но и на семейную жизнь и общество в целом».

Денежные выплаты, предоставляемые в связи с материнством, отцовством и детством, можно разделить по их целевой (функциональной) направленности на два основных вида, а именно: направленные на оказание помощи гражданам в воспитании и содержании детей (в осуществлении ими своих семейных обязанностей) либо на возмещение лицу заработка, которого он лишился в силу осуществления этих обязанностей.

Выплачивая такие пособия как: по беременности и родам, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи (ребенка), государство замещает гражданину заработок, утраченный в связи с тем, что он исполнял свои семейные обязанности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье, здоровье будущего ребенка и обращаться к врачу на самой ранней стадии беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка и пособие на ребенка предназначены для оказания помощи гражданам в осуществлении ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

На сегодняшний день сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечивать нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди различных категорий семей в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми. Особая роль в решении материальных проблем матерей и отцов с детьми принадлежит социальному обеспечению, в котором одной из наиболее действенных форм социальной защиты являются денежные выплаты в виде многочисленных пособий, а именно:

Несмотря на многообразие перечисленных выше видов пособий и на допускаемую законодательством возможность одновременного получения нескольких из них при наличии соответствующих оснований, проблема гарантированности семьям с детьми достойных условий жизни по-прежнему остается в числе острейших социальных проблем. Поэтому не случайно, ученые, занимающиеся исследованием проблем социального обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства, обосновывают предложение о законодательном закреплении единой целевой системы денежных выплат, в которой следует обозначить целевое назначение каждой из них. Их размер реально должен гарантировать достижение той цели, ради которой предоставляется та или иная выплата.

Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности

Пособие по беременности и родам выплачивается в период отпуска по беременности и родам. Согласно Конвенции МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952 года), ратифицированной Российской Федерацией, отпуск по материнству должен составлять не менее 12 недель.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. За время такого отпуска женщине гарантируется выплата пособия по беременности и родам в порядке обязательного социального страхования.

Круг получателей рассматриваемого пособия достаточно широк и включение в него также и тех женщин, о которых говорилось выше, не подлежавших в период своей деятельности (служебной, учебной) социальному страхованию, продиктовано необходимостью охватить этим видом социального обеспечения в условиях низкого уровня жизни российского населения как можно большее количество женщин..

Согласно Конвенции МОТ «Об охране материнства» сумма пособия по беременности и родам, финансируемого из средств обязательного социального страхования, должна быть не менее двух третей предшествующего заработка женщины. По российскому законодательству пособие по общему правилу выплачивается в размере 100 % среднего заработка женщины, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Пособие по беременности и родам в указанном выше размере устанавливается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, пособие устанавливается в размере стипендии.

По ранее действовавшему законодательству размер пособия по беременности и родам женщинам из числа застрахованных лиц, в отличие от пособий по временной нетрудоспособности, не зависел от продолжительности их трудового стажа и всегда составлял 100% от среднего заработка. С 2007 г. для женщин, имеющих страховой стаж менее шести месяцев, вместо среднего заработка берется во внимание лишь минимальный размер оплаты труда за полный календарный месяц, на основе которого и исчисляется общая сумма данного пособия.

Как видим, размеры пособий по беременности и родам для студентов и женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, настолько малы, что не могут оказать какого-либо влияния на уровень благосостояния семьи.

Назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного либо территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае, если застрахованное лицо в течение 2-х предшествующих лет, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок для исчисления пособия определяется пропорционально продолжительности его рабочего времени.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), назначается и выплачивается в дополнение к пособию по беременности и родам. Подобное пособие не предусмотрено ни нормами международного права, ни зарубежным законодательством. Впервые оно было введено Законом Российской Федерации от 04 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнства и детства». Целевое назначение этого пособия в том, чтобы способствовать своевременной диспансеризации беременных женщин и профилактике осложнений при беременности и родах.

Право на пособие имеют все те категории женщин, которым может быть назначено пособие по беременности и родам, при условии, если они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель. Право на пособие должно быть подтверждено справкой женской консультации либо другой медицинской организацией, поставившей женщину на учет в указанные сроки.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет

Первые годы жизни ребенок нуждаются в индивидуальном уходе. Государство предоставляет родителям такую возможность, закрепляя за ними право на использование частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за время такого отпуска особого вида пособия «по уходу за ребенком», а также предоставления дополнительного неоплачиваемого отпуска до достижения ребенком трех лет.

Право на пособие имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. С 1 января 2007 года круг получателей пособия был расширен: правом на пособие законодатель наделил не только лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, но и не являющихся таковыми. Право на данное пособие имеют:

Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, но не меньше суммы фиксированного размера, полагающегося тем гражданам, которые не подлежат обязательному социальному страхованию. При этом при определении среднего заработка, на основе которого исчисляется размер данного пособия, применяются те же правила, что и при исчислении пособия по беременности и родам (см. параграф второй данной главы).

Лицам из числа военнослужащих и приравненных к ним категорий размер данного пособия также составляет 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Позитивные изменения коснулись лиц, осуществляющих одновременно уход за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет. Ранее это обстоятельство никак не влияло на размер пособия. Сейчас размер пособия по уходу за каждым ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не менее суммированного размера пособия, устанавливаемого в твердой сумме.

Если мать ребенка имеет одновременно право на пособие по уходу за ним и на пособие по безработице, она вправе получать одно из этих пособий, по ее выбору. Равным образом, если женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком, приобретает право на отпуск по беременности и родам, она может выбрать одно из двух полагающихся ей видов пособий.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособия определяются с применением этих коэффициентов.

Иные правила предусмотрены статьей 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данная статья устанавливает более длительный период и повышенный размер пособия по уходу за ребенком гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий. Пособие выдается в двойном размере по сравнению с обычным и до достижения ребенком трех лет.

Размер пособия подсчитывается со дня предоставления отпуска и по день выхода на работу (службы, учебу) либо по день исполнения ребенком полутора лет. Если отпуск предоставляется по частям, размер причитающегося пособия определяется пропорционально количеству тех календарных дней в месяце, которые приходятся на отпуск в данном месяце.

Законодательством допускается разделение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет между несколькими лицами, осуществляющими уход за ребенком, т.е. в зависимости от семейных обстоятельств мать может частично использовать отпуск, а потом его может взять иное лицо, которое будет ухаживать за ребенком.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем увольнения с работы или окончания обучения.

Работникам, занятым на сезонных работах, выплата пособия производится до окончания сезона. При заключении трудового договора о работе в следующем сезоне выплата пособия по уходу за ребенком возобновляется со дня, назначенного для явки на работу.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком

Общие положения обеспечения пособием по временной нетрудоспособности застрахованных уже были рассмотрены выше, в связи с чем остановимся на особенностях его предоставления работнику, освобожденному от работы для ухода за больным ребенком. Данное пособие обеспечивает возможность осуществления ухода за больным ребенком, поскольку возмещает заработок родителю или другому родственнику, осуществляющему уход за ним.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» по сравнению с ранее действовавшим законодательством ввел ряд ограничений, касающихся продолжительности выплаты пособия в случаях ухода за больным ребенком. До вступления в силу данного Закона указанное пособие выплачивалось практически в течение всего периода, в течение которого ребенок, не достигший 14 лет, нуждался в постороннем уходе в связи с заболеванием.

С 1 января 2007 г. стали действовать новые правила определения максимальной продолжительности выплаты пособия за время освобождения работника от работы в связи с уходом за больным ребенком.

Ограничения в выплате подобного пособия предусмотрены не только в российском законодательстве. Так, например, в Германии в случае ухода за заболевшим ребенком в возрасте до 12 лет (если в семье нет никого, кто бы мог осуществлять такой уход) у застрахованного лица возникает право на пособие за 10 рабочих дней (на одного ребенка за один календарный год) и не более 20 дней, если он или она в одиночку воспитывает ребенка1. Однако с учетом того, что уровень и качество жизни в нашей стране существенно отличаются от Германии и средняя заработная плата значительно ниже, указанные выше ограничения, предусмотренные российским законодательством, неблагоприятно сказываются не только на материальном благополучии семей с детьми, но и на здоровье будущего поколения.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается в следующих размерах:

При этом пособие, устанавливаемое в размере 100% от среднего заработка, ограничивается тем максимальным пределом страхуемого заработка, о котором выше уже говорилось.

Единовременные пособия: при рождении ребенка; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; при передаче ребенка на воспитание в семью

Единовременное пособие при рождении ребенка не указано в международных актах о социальном обеспечении. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух детей и более пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. Каких-либо дополнительных условий (факта работы, учебы, военной службы и др.), кроме факта рождения живого ребенка, для приобретения права на данное пособие не требуется. Если ребенок родился мертвым, пособие не выплачивается. Однако право на пособие сохраняется, если ребенок родился живым, но вскоре умер.

При определении права на пособие применяются общие ограничения. Так, пособие не может быть назначено, если ребенок находится на полном государственном обеспечении; если лицо, обращающееся за пособием, лишено родительских прав в отношении данного ребенка.

Пособие назначается одному из родителей или заменяющему их лицу по месту работы (службы, учебы), а если родители не работают (не служат, не учатся), пособие назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства ребёнка.

В случае, если оба родителя работают (служат, учатся), дополнительно представляется справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что такое пособие ему не назначалось.

При обращении за пособием лица, заменяющего родителей (опекуна), к заявлению прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки.

Средства на выплату указанного пособия застрахованным лицам предусмотрены в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, а на выплату лицам, которые не подлежат социальному страхованию, в федеральном бюджете.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, выплачиваемое при усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче ребенка на воспитание в приемную семью, введено с 1 января 2007 года1.Размер данного пособия такой же, как и при рождении ребенка. Если семья усыновляет ребенка-инвалида, ребенка старше 7-ми лет или детей, которые являются родными братьями или сестрами, ей выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей на каждого ребенка.

В России единственным пособием, предоставляемым семьям в течение социального риска, именуемого детством, является пособие на ребенка. В международном праве его аналогом выступают семейные пособия, которые призваны оказать помощь родителям в содержании несовершеннолетних детей. Согласно Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» семейные пособия предоставляются в течение всей продолжительности охватываемого случая, то есть пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Необходимо отметить, что международные правовые нормы в определении категории «ребенок» не согласованы. Так, по Конвенции МОТ № 102 термин «ребенок» означает лицо, не достигшее возраста окончания обязательного школьного образования, либо не достигшее возраста 15 лет. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) определяет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше.

Региональные системы «детских пособий», сложившиеся более, чем за десятилетний период, учитывают демографическую ситуацию в регионе, уровень жизни населения, национальные особенности, финансовые возможности региона, но не гарантируют единого социального стандарта, поскольку на федеральном уровне он не установлен.

В 2016 году в 69 регионах предоставляется ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Из них 53 региона получают софинансирование из федерального бюджета. Размер выплаты установлен на уровне регионального прожиточного минимума ребенка и и в среднем по стране составляет около 9 тыс. руб.

В большинстве субъектов РФ типичным получателем ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося до 18 лет) является семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В то же время в Рекомендации МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» отмечено, что «такие пособия должны выплачиваться, независимо от дохода родителей и представлять собой значительный вклад в сумму расходов по содержанию ребенка, должны позволять делать большие расходы на содержание детей более старшего возраста и должны, как минимум, предоставляться всем детям, в отношении которых не предусмотрена помощь по системе социального страхования». Законодательство зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что далеко не все страны выплачивают детские пособия, руководствуясь принципом адресности. Из 18 стран, входящих в Европейскую зону, дифференциация размера пособия по уходу за ребенком в зависимости от дохода семьи и учет максимального порогового значения доходов применяются только в Дании, Испании и Португалии. Остальные страны предоставляют помощь без учета доходов.2

В некоторых регионах размер пособия дифференцирован в зависимости от количества детей в семье (Республика Чувашия, Рязанская и Ярославская области) или от возраста детей (Ленинградская, Магаданская области, г. Санкт-Петербург, г. Москва).

Очередное изменение Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вновь существенно понижает уровень ранее установленных гарантий, поскольку с 1 января 2016 г. ежемесячный характер «детского пособия» для субъектов РФ становится не обязательным. Новая редакция статьи 16 данного Закона устанавливает, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условие и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Материнский капитал

Право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан РФ независимо от места их жительства:

При определении права названных выше лиц на получение государственного сертификата на материнский капитал не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись их пасынками или падчерицами.

Право женщин, из числа указанных выше, на материнский капитал прекращается в случаях: их смерти, объявления умершими, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал. В Законе названы случаи, когда у женщин, о которых идет речь, право на материнский капитал возникнуть не может (см. п. 3 ст. 3, Закона). При прекращении права женщин на материнский капитал в перечисленных выше случаях оно возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства. Если отец (усыновитель) ребенка, у которого возникло право на материнский капитал, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло данное право, либо совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал, данное право прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев использования средств (части средств) материнского капитала: на уплату первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплату процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору, заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Решение о выдаче либо отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема заявления о его выдаче. Территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата перечислены в ст. 5 Закона. По достижении ребенком совершеннолетия либо по приобретении им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку.

Направления использования средств материнского капитала в полном объеме либо по частям. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям только по направлениям, прямо указанным в Законе. К числу таких направлений относятся:

Распоряжение средствами материнского капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, указанным выше. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением тех же случаев, о которых уже говорилось выше. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в установленном порядке в суд. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган ПФР обеспечивает перевод средств материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, установленные Правительством РФ.

Рассмотрев основные виды социальных выплат, предназначенных для граждан имеющих детей, можно сделать вывод о том, что несмотря на их многообразие, уровень материальной поддержки семей с детьми остается недостаточным для создания реальных условий, гарантирующих достойное проживание и воспитания и достойного проживания семей с детьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *