компенсация дефекта зрения протекает успешнее
Компенсация дефекта зрения протекает успешнее
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка.
Важным моментом в компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате слепоты. Возможность компенсации дефекта, по словам И.П. Павлова, объясняется тем, что организм обладает несколькими различными способами выполнения одного и того же действия. Система компенсации слепоты складывается из ряда психических процессов и психических образований, возникающих у детей в процессе формирования полноценной личности. Именно формирование полноценной личности слепого и является конечной целью развития системы компенсации. Воспитание ребенка от рождения до 6-8 месяцев
Наблюдения за слепыми детьми раннего и предшкольного возраста, а также анализ соответствующей литературы позволяют выделить 3 стадии компенсации слепоты в раннем предшкольном возрасте.
Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями (пока еще очень обобщенных, генерализованных), позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Данная стадия формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.
Вторая стадия компенсации слепоты у детей связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. В этот период у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей с воспринимаемыми предметами и осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение.
Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений, т.е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет слепому ребенку осуществлять творческую игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте.
Наблюдения за развитием и поведением слепых детей до трехмесячного возраста свидетельствует о том, что по характеру реакции и систем поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления.
Однако выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, т.к. задерживает формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность слепого младенца по отношению к внешнему миру. Отмечается отсутствие интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое.
Как же преодолеть и предупредить меньшую активность слепого малыша?
Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не являются исключением. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, они должны знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям — это важное условие, обеспечивающее их нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке.
Развитие потребности в общении слепого ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеет те же задачи и осуществляется теми же методами и способами, что и у зрячего. Поглаживание, нежный голос, тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты слепым ребенком и вызовут активные ответные реакции.
Необходимо постоянно разговаривать с ребенком: говорить о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком. Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочка», «пить», «купаться» и т.д.
В ранний период развития тесный физический контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Следует постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д.
Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат. Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении перед тем, как его возьмут на руки. Наблюдения показывают, что в первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего.
Отставание возникает позже. У нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться очень быстро. Это происходит в возрасте 5-6 месяцев. У слепого такой контроль осуществляется лишь посредством проприоцептивной чувствительности, т.е. чувствительности мышц и сухожилий.
Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.
Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие. Когда младенец лежит в кроватке, необходимо менять его положение так, чтобы у него не вырабатывалась привычка лежать или на спине, или на животе, или на определенном боку. Дети, которые привыкли лежать на спине, неохотно переворачиваются на живот, когда приходит время учиться ползать. Те, кто привык спать только на животе, когда их хотят обучить ползать и кладут на ковер, думают, что их укладывают спать, и не проявляют активности. Для возбуждения внимания малыша можно придумать различные приспособления и подвешивать их к кроватке так, чтобы малыш мог достать их рукой, коснуться ногой. Если ребенок имеет остаточное зрение, то следует подвешивать к кроватке небольшие легкие светлые и блестящие предметы, издающие звук при касании, колокольчики, погремушки, бусы и т.д.
В кроватку к малышу можно положить хрустящую фольгу так, чтобы ребенок мог доставать ее ножками и слушать производимый им самим шум. Маленькие колокольчики, пришитые к носкам ползунков, делают для слепого малыша приятным простое брыкание. Это необходимо делать еще до того, как ребенок сможет сочетать звуки, которые он слышит, с тем, как он двигает своими ножками. Зрячие дети обращают внимание на свои ноги, видя их движущимися. Слепым и слабовидящим малышам необходимо как можно раньше помочь понять, что у них есть ноги, что они могут ими двигать.
Контроль за движением головы. Родители должны сделать интересными и занимательными для ребенка упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать голову и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят, — это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят. Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головой, двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери или отца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми.
Во время смены пеленок, подгузников родители должны упражнять ребенка в движении, играть с ним. Для этого надо взять его за ручки и поднимать вверх до положения сидя. Выполняя это упражнение, надо говорить: «поднимаемся вверх», «опускаемся вниз». Занятия можно прекратить, когда ребенок сможет самостоятельно сесть. Постепенно ребенок начнет выпрямлять и напрягать ручки, когда его поднимают. Через некоторое время он будет выпрямлять ножки, и его можно будет поднимать на них на несколько секунд.
Начиная с 3 месяцев ребенок должен 2 или 3 раза в день лежать на полу на животе, с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбодрить в держании головки вверх при стремлении подняться на локотках. В это время с ребенком надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащие игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо расположить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками.
Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине. Но насколько больше движений может быть у младенца, если его перевернуть в положение на живот. Лежа на животе, ребенок учится двигаться с помощью ног. Когда малыш устанет, он сам попытается перевернуться на спину, но при этом ему нужно помочь, т.к. при перевертывании ему мешают руки. После первого удачного перевертывания ребенок будет пытаться самостоятельно перевертываться со спины на живот. Свободно переворачиваться с живота на спину он начнет через месяц. Обычно это происходит в 7-8 месяцев.
Сидение. Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как зрячие сверстники пытаются садиться примерно в 6 месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы.
Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое. Когда ребенок держит голову, его можно сажать в угол дивана примерно на полчаса. В это время надо с ним разговаривать, прикасаться к нему, чтобы он чувствовал, что с ним рядом находится кто-то из близких.
В 4 месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец. По мере того как движения ребенка при балансировании станут более свободными и умелыми, можно научить его «езде на отцовской ноге» и т.д.
В 7-8 месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель нужно привязывать его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь и под мышками. Как только он закончит есть, следует снять его со стула, иначе ребенок будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений.
К 8 месяцам ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки и научиться садиться из лежачего положения и ложиться. Стулья, обеспечивающие полную поддержку, хороши, когда малыша сажают за стол. Но в остальное время ему надо давать возможность сидеть на неустойчивом, качающемся коне-качалке или стуле-качалке, на качелях или просто на полу, поощряя его ласковым голосом.
Зрячий ребенок в возрасте около 4 месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки, сводит их вместе.
Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в игры типа «Сорока-сорока», загибать пальчики, поднимать ручки, его пальчиком щекотать ладошку. Ребенка можно научить держать легкую игрушку. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: «Вот она, уточка, ты ее нашел». Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти.
Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки) находятся рядом, — это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание — основные навыки, необходимые для познания окружающего мира.
Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или формой.
Родители должны быть изобретательны в подборе предметов для игр.
Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением.
Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением .
Такие нарушения, например, как слепота и глухота, обусловлены, преимущественно, биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка. Л.С.Выготский заметил: «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями», т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, в то время как первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом случае компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. С точки зрения Павлова компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций. Компенсация дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии – явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. В результате многолетних исследований компенсаторного приспособления слепых и слабовидящих в специальной психологии сложился взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое определение является достаточно емким и охватывает различные формы и уровни компенсаторного приспособления – от безусловнорефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.
Своеобразие развития детей с теми или иными дефектами органов зрения обнаруживается в двух направлениях: с одной стороны, отмечаются отрицательные последствия аномального развития вследствие нарушения зрения; с другой стороны, в ходе обучения и воспитания возникают и развиваются компенсаторные процессы, мобилизуются разнообразные защитные средства, противодействующие нарушенному ходу развития и способствующие нормализации деятельности центральной нервной системы и всего организма. Как известно, человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, которые в обычных условиях полностью не реализуются. В коре больших полушарий мозга человека существует богатая и разветвленная система нервных связей. В процессе обучения и накопления опыта нервные связи подвергаются изменению и становятся более сложными, подвижными и многосторонними. Это расширяет познавательные возможности детей и повышает их обучаемость. Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Компенсаторная перестройка происходит за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. Большое значение при этом имеют накопленные знания, позволяющие восполнять пробелы зрительного восприятия. Повышение зрительных возможностей осуществляется и за счет использования оптических средств коррекции.
В отличии от других видов чувствительности, зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются или в случаи необходимости используются лишь частично. По мере накопления знаний и опыта в процессе обучения возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
«Процессы компенсации у детей с нарушениями в развитии имеют специфические особенности. Дело в том, что у детей многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования. Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценки возможности обучаемости ребенка следует учитывать не только сформировавшиеся функции, но и находящиеся в стадии созревания и становления». Ход развития слабовидящих детей подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место у нормально видящих детей. В связи с этим в принципе сохраняется возрастная периодизация, закономерные соотношения между процессом развития и процессами обучения и воспитания. Процессы компенсации формируются в условиях обучения и зависят от содержания, методов и условий учебной работы, а также от развития самостоятельной активной деятельности детей. В связи с этим обучение, способствующее активизации высших форм познавательной деятельности, имеет важное значение не только для сознательного и глубокого усвоения знаний, но и для компенсации недостатков зрения и разностороннего развития детей. Под влияние обучения появляются новые психические свойства, способствующие ускорению темпов развития ребенка, формируются новые способы овладения знаниями и умениями, что в свою очередь, оказывает влияние на улучшение деятельности зрительной системы.
Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых функций у разных детей протекает не одинаково. Это зависит от многих условий: от содержания, методов обучения, от структуры и состава нарушенных функций, от клинических форм нарушения зрения, течения патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима зрительной нагрузки и др.
В дореволюционной тифлопсихологии при решение вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, большая часть ученых отдавало предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие они исходили из имевшей в то время места классификации, делившей ощущение на высшие (зрительные, слуховые) и низшие (все остальные). Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при
нарушения зрения тифлопсихологи видели в том, выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только деятельностью другого одноименного, т.е. дистантного, рецептора. Выдвижение на первый план слуховых ощущений основывалось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения, и направляло по неверному пути обучения детей с нарушенным зрением, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.
Таким образом, выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично нарушенных зрительных функций. В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие несколько анализаторных систем, причем выделение ведущего анализатора в каждый определенный момент зависит не только от степени и характера нарушения зрительных функций, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед ребенком, от выполняемой деятельности.
Положение о процессе компенсации Л.С. Выготского является более содержательным в рамках нашего исследования. Он придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность. Сущность работы с детьми, имеющими какие-либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключатся в развитии у них более активных и действенных форм детского опыта.
Компенсация дефекта зрения протекает успешнее
| ТОМ 2, СТ. 23 (сс.141-143) // Июнь, 2001 г. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ I. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация Для решения задачи изучения психологии развития незрячих и слабовидящих людей необходимо подробнее остановиться на некоторых психофизиологических аспектах. Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного, т.е. в ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида (7). Изучение психики незрячих и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих следующими особенностями: 1. На общечеловеческие проявления психики слепых и слабовидящих оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения), которые маскируют и зачастую искажают проявления основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма. 2. Сложность изучения психики незрячих и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, попадающих под данное определение, очень разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций. Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять: II. Эмоционально-личностное развитие незрячих и слабовидящих людей На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось представление о слепом человеке, как о глубоко ущербной и неполноценной личности (4). Слепым людям приписывались разнообразные отрицательные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных черт характера и прочие. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушение зрения (8). Таким образом, очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. III. Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграции инвалидов по зрению в общество
|