компенсация ндс на материалы при реставрации обоснование
Особенности НДС при реставрации
Осипян В. Ю., аудитор
Освобождение от налогообложения
Сначала разберемся с применением льготы.
Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:
— реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);
— у организации есть соответствующая лицензия;
— работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.
Расскажем о перечисленных условиях подробнее.
КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ОТНОСЯТСЯ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение понятия «памятники истории и культуры, охраняемые государством». Следовательно, в силу статьи 11 главного налогового документа нужно использовать понятия, применяемые в иных отраслях законодательства. В частности, следует обратиться к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно статье 3 данного закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.
В нашей стране ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Их собственникам выдаются специальные паспорта, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 21 закона № 73-ФЗ).
Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176.
Перечень памятников иных категорий утверждается региональным (местным) законодательством.
Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 закона № 73-ФЗ).
Для федеральных объектов разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами.
ЛЬГОТА ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЦЕНЗИИ
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию.
Поэтому строительная компания, проводящая реставрационные работы, для применения льготы по НДС должна иметь соответствующую лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании.
Лицензирование деятельности по реставрации осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (п. 2 Положения).
КАКИЕ РАБОТЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС
Состав «льготных» работ. Освобождаются от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы.
Исключение составляют археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений и некоторые другие (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Разъяснения Минфина. Финансисты неоднократно давали пояснения. Так, в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01 было указано на то, что при определении перечня работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. В статьях 42, 43 этого закона даны соответствующие определения.
Позже (в письме от 18 ноября 2008 г. № 03-07- 07/125) чиновники добавили, что функции по контролю и надзору в области охраны культурного наследия постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 возложены на Росохранкультуру. Туда и следует обращаться для решения вопроса об отнесении конкретных работ к ремонтно-реставрационным.
Отметим, что, согласно формулировке статьи 40 закона № 73-ФЗ, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» включено в состав ремонтно-реставрационных работ. Однако налоговики считают, что эти работы являются самостоятельным видом работ, не отнесенным к ремонту, реставрации или консервации. И на этом основании делают вывод, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не освобождается от НДС.
Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-07-11/136.
Согласимся, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не является ремонтом, реставрацией или консервацией памятника. Но тем не менее относится к ремонтно-реставрационным работам согласно статье 40 закона № 73-ФЗ.
Как поступить? Итак, исходя из вышеизложенного, считаем, что при квалификации работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ.
Поскольку, как было отмечено выше, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом, то, по мнению автора, можно сделать такой вывод. Если общестроительные работы проводятся в рамках ремонтно-реставрационных работ по разрешению уполномоченного органа, то данные работы подлежат льготированию на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данную точку зрения косвенно подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2006 г. по делу № А56-12260/2006.
Если же организация выполняет общестроительные работы на других объектах или эти работы выходят за рамки письменного разрешения уполномоченного органа, то на такие работы льгота по НДС не распространяется.
Оформление документации
Законодательством порядок заключения договоров по облагаемым и не облагаемым НДС работам не регламентируется. Если есть такая возможность, то, разумеется, лучше заключить разные договоры. Это будет удобнее и для учета, и для налогообложения.
Но заключение различных договоров на работы, которые ведутся на одном объекте, может оказаться неудобным в хозяйственной деятельности. Тогда строительной организации придется разработать систему, позволяющую вести раздельный учет, исходя из общих документов.
В СМЕТЕ НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ
При составлении сметной документации необходимо учесть, что даже для выполнения работ, освобожденных от НДС, в сметную стоимость нужно заложить стоимость приобретаемых материалов с учетом налога. Кроме того, если отдельные виды работ планируется выполнять с привлечением субподрядчиков, стоимость таких работ включается в смету также с учетом НДС.
Если этого не сделать, организации придется либо дополнительно согласовывать удорожание работ, либо терпеть убытки.
«РАЗДЕЛЕНИЕ» РАБОТ В ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Подробных разъяснений по поводу отражения НДС в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) «Указания по применению и заполнению форм. » не содержат.
Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 1 ноября 1999 г. № 100
В справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС; отдельной строкой указывается сумма НДС; по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.
При одновременном выполнении на одном и том же объекте по единому договору работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, автор рекомендует составлять на них отдельные акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы).
В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.
Ведение раздельного учета
При выполнении работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, строительная компания должна организовать раздельный учет операций. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 149). Для этого целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам, используемым для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы»,
19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).
Если организация для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобожденных от налогообложения, приобрела материалы (работы, услуги и т. д.) с НДС, то сумму налога она должна учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг и т. д.).
Если заранее неизвестно, для какого из видов деятельности приобретены те или иные стройматериалы, то «входной» НДС, отраженный на счете 19, остается на этом счете до тех пор, пока не определится его судьба. При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, не облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам включается в их стоимость:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 19
— учтен «входной» НДС в стоимости материалов;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
— списана стоимость материалов (с НДС).
При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам принимается к вычету в общем порядке:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— принят к вычету НДС.
Если «входной» НДС разделить невозможно, его распределение производится расчетным путем. При этом суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ. Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения отражается в учетной политике.
Налогообложение работ по созданию копий памятников
Что касается обложения НДС работ по созданию копий памятников истории и культуры, то здесь случай особый.
С одной стороны, в статье 47 закона № 73-ФЗ указано, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.
Поскольку есть прямое указание в налоговом законодательстве, обращение к другим законодательным нормам смысла не имеет. Следовательно, работы по воссозданию (созданию копий) памятников истории и культуры облагаются НДС.
Применение льготы по НДС по объектам культурного наследия
Можем ли применить льготу по такому договору (купли-продажи)?
Добрый день,
На основании пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения НДС освобождаются работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. При этом, под работами (услугами) подразумеваются консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы (услуги), а также, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, спасательные, археологические, полевые работы, в том числе, научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (Письмо ФНС РФ от 07.09.2012 N АС-20-3/970).
Указанная льгота по НДС применяется, если в налоговый орган представлены соответствующие документы: справка об отнесении к объектам культурного наследия, включенным в упомянутый реестр, копия договора на выполнение соответствующих работ.
При заключении договора подряда на выполнение работ по объекту культурного наследия, обычно, составляется смета, в которой перечисляются все виды предстоящих работ и указываются материалы, необходимые для производства этих работ. В этом случае, если подрядчик выполняет работы из материалов, которые самостоятельно приобретает, то он передает заказчику весь комплекс работ и материалы, задействованные при выполнении этих работ. При таком документальном оформлении, не облагается НДС вся стоимость по договору подряда, включая стоимость использованных в соответствии со сметой материалов.
Если материалы передаются (продаются) заказчику по отдельному договору поставки (купли-продажи) материалов на объект культурного наследия, то данный вид хозяйственной операции облагается НДС в обычном порядке по ставке НДС 20%.
Реставрационные работы: применение льготы по НДС
Елин А., генеральный директор, «Академия успешного бизнеса»
Выполняя ремонтно-реставрационные работы, строительная компания может воспользоваться освобождением от уплаты НДС. Какие именно работы считаются реставрационными? Как учитывать суммы налога, предъявленные поставщиками и подрядчиками? Ответить на эти вопросы помогут разъяснения Минфина России.
На какие работы распространяется льгота?
Необходимо сначала разобраться, работы на каких объектах подлежат льготированию и какие именно работы относятся к ремонтно-реставрационным.
ОПРЕДЕЛЯЕМ «ЛЬГОТНЫЕ» ОБЪЕКТЫ
Обратимся к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 объекты историко-культурного значения подразделяются на следующие категории:
— федерального значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России, а также объекты археологического наследия);
— регионального значения;
— местного (муниципального) значения.
Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 (уточнен Указом Президента РФ от 5 мая 1997 г. № 452 и распоряжением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 910-р).
СОСТАВ ЛЬГОТНЫХ РАБОТ
Как разъяснили специалисты Минфина России в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01, при определении перечня работ в данном случае следует руководствоваться опять-таки нормами Закона № 73-ФЗ. В нем даны следующие определения.
Под реставрацией памятника понимают научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 42, 43).
Если производимые компанией работы соответствуют приведенным критериям, значит, их можно отнести к ремонтно-реставрационным.
ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Указанные работы не облагаются НДС лишь в том случае, если у строительной компании имеется лицензия на право осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Это следует из пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ, а также из подпункта 41 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Порядок лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117.
ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ОСВОБОЖДАЮТСЯ.
. работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также охраняемых государством культовых зданий и сооружений, используемых религиозными организациями. Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, речь в данном случае идет о ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работах.
Льгота не распространяется на такие виды работ, как:
— археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений;
— строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений;
— работы по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов;
— контроль над качеством проводимых работ.
Как учесть предъявленный НДС?
Нередко строительная организация, осуществляющая реставрацию, для выполнения отдельных работ, не требующих специальной лицензии, привлекает субподрядчиков. Например, это могут быть работы по замене оконных блоков, выполнению сантехнических работ и т. д. Кроме того, при проведении ремонтно-реставрационных работ компания может приобретать необходимые строительные материалы у поставщиков, которые являются плательщиками НДС и выставляют счета-фактуры с выделенной суммой налога. Как в подобных ситуациях учесть НДС, предъявленный строительной компании поставщиками и подрядчиками?
ОТРАЖАЕМ «ВХОДНОЙ» НАЛОГ В СТОИМОСТИ РАБОТ
Обратимся к статье 170 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает порядок учета налога в составе затрат по производству и реализации. В подпункте 1 пункта 2 записано, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости этих товаров, работ, услуг. Данный порядок распространяется и на НДС, уплаченный на таможне при приобретении импортных строительных материалов.
Таким образом, суммы налога по материалам, а также работам и услугам, приобретенным для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобождаемых от НДС в соответствии подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, отражаются в стоимости таких работ (к вычету не принимаются).
Это нужно учитывать при составлении сметной документации. Так действовать советуют и налоговики (см. письмо УМНС России по г. Москве от 19 мая 2003 г. № 24-11/26519).
Следовательно, в смету ремонтно-реставрационных работ следует закладывать суммы стоимости работ, выполнение которых предполагается поручить субподрядчику, а также стоимость материалов, приобретаемых с НДС, с учетом налога. В противном случае организации придется дополнительно согласовывать удорожание работ либо терпеть убытки.
ПРИМЕР 1
ООО «Мастер» ведет реставрационные работы в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения.
Прежде всего следует организовать раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 149). Если субподрядчик по каждому объекту выставляет отдельные счета, сделать это будет несложно. Но как быть, если компания получила единый счет с выделенной суммой НДС?
Методика распределения сумм «входного» НДС по затратам, приходящимся на облагаемые и не облагаемые налогом операции, приведена в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Из него следует, что суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ.
Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (см. письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104).
Согласно учетной политике ЗАО «РемСтрой» ведет раздельный учет затрат с использованием соответствующих субсчетов. Бухгалтер отразил их в марте 2008 года следующими записями. По объекту № 1:
ДЕБЕТ 20 субсчет «Затраты по операциям, не облагаемым НДС» (аналитический счет «Дворец»)
ДЕБЕТ 20 субсчет «Затраты по операциям, не облагаемым НДС» (аналитический счет «Дворец»)
КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Рассчитаем пропорцию исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки за налоговый период, чтобы определить, какая доля «входного» НДС приходится на каждый объект строительства. Предположим также, что, согласно учетной политике ЗАО «РемСтрой», общестроительные работы распределяются между объектами строительства пропорционально выручке, полученной по каждому объекту за отчетный период.
ДЕБЕТ 20 субсчет «Затраты по операциям, не облагаемым НДС» (аналитический счет «Дворец»)
Компенсация ндс на материалы при реставрации обоснование
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 14 мая 2018 г. N 03-07-11/32094 О применении НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта, Минфин России сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на налогоплательщика в случае, если налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащей налогообложению, в том числе на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога на добавленную стоимость.
При этом пунктом 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что при применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 Кодекса лицо, являющееся налогоплательщиком, вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Одновременно в отношении применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рекомендуем руководствоваться абзацами седьмым-восемнадцатым письма Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933, направленного в адрес Федеральной службы по труду и занятости (копия прилагается).
Обзор документа
Возник вопрос об НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании госконтракта.
В НК РФ прописано, какие работы (услуги), связанные с объектами культурного наследия, не облагаются НДС (освобождаются от него). При этом не предусмотрено право отказаться от освобождения.
Разъяснено, что суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, освобождаемых от НДС по указанному основанию, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
Обязанность уплатить НДС в бюджет возлагается на налогоплательщика, если при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в том числе по указанному основанию, он выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога.
При этом, как пояснил Пленум ВАС РФ (постановление от 30 мая 2014 г. N 33), налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно он обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль (НДФЛ), если сумма НДС, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В отношении применения положений 44-ФЗ рекомендуется руководствоваться ранее данными разъяснениями (письмо Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933).