компенсация при авиакатастрофе в россии

Семьям погибших при авиакатастрофе L-410 выплатят по 1 млн руб.

15 сентября будет объявлено в регионе днем траура

Он добавил, что в среду, 15 сентября, в Иркутской области будет объявлен день траура.

Кобзев написал в своем инстаграме, что погибли четыре человека, включая пилота: один житель Иркутска, один Ангарска, двое из поселка Магистрального. В больницу были доставлены 12 человек.

Он отметил, что одна из пассажирок, которой удалось выйти на связь после крушения и благодаря звонкам которой было установлено место авиакатастрофы, покинула больницу после медосмотра. На месте работает психолог.

По информации главы региона, пассажирский самолет L-410 в воскресенье совершил жесткую посадку в 4 км от села Казачинское. Он летел из Иркутска регулярным рейсом. В Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре «Интерфаксу» сообщили, что, по уточненным данным, в результате крушения самолета погибли один член экипажа и трое пассажиров. Ранее сообщалось, что жертвами стали двое членов экипажа и двое пассажиров. В воскресенье представитель авиакомпании «СиЛА» сообщил агентству, что самолет L-410, на борту которого находились 16 человек, упал в ходе повторного захода на посадку.

В оперативном штабе по ликвидации последствий катастрофы считают, что инцидент произошел из-за отказа техники. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации транспорта. Расследовать обстоятельства крушения самолета будут сотрудники центрального аппарата Следственного комитета России, они уже командированы в регион.

Источник

Выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах

В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о судебных разбирательствах в связи с компенсационными выплатами родственникам погибших в авиакатастрофах. Одна из причин этого в том, что размеры таких выплат при катастрофах на рейсах внутри России значительно меньше компенсаций в случаях международных авиарейсов. Косвенное признание несправедливости существующего положения — регулярно принимаемые решения властей разных уровней о дополнительных выплатах родственникам погибших.

Воздушный кодекс РФ и Монреальская конвенция

В современной России страховать в обязательном порядке жизни авиапассажиров стали в начале 1990-х годов. Страховые взносы включили в цены билетов, сумма страховой выплаты для внутрироссийских рейсов ограничивалась 120-кратным размером МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Эта норма входила в число действующих до 2013 г.

В настоящее время в Воздушном кодексе РФ установлено, что авиаперевозчики обязаны страховать жизни, здоровье и багаж авиапассажиров в соответствии с отечественными и зарубежными законодательными нормами. Также подлежат обязательному страхованию жизни и здоровье членов экипажа авиалайнера. В 2017 году Российская федерация присоединилась к принятой в 1999 году Монреальской конвенции, положения которой в РФ действуют лишь для международных авиарейсов.

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

Таким образом, для родственников пассажиров, ставших жертвами авиакатастрофы в РФ законодательно установлены компенсационные выплаты:

Кроме того, нередко федеральными и местными органами власти назначаются к выплате дополнительные суммы. Также возможны выплаты по договорам добровольного страхования жизни, если погибшие заключали такие договоры.

В случае международного рейса общий размер выплат по Монреальской конвенции — около 8-9 млн. рублей. Суммы выплат могут быть значительно больше, если катастрофа случилась за рубежом и применяются международные договоры в соответствии с иностранным законодательством.

В Воздушном кодексе говорится, что перечисленные выше страховые выплаты не освобождают авиаперевозчика от ответственности, если определённый в соответствии с гражданским законодательством вред превышает сумму выплат. Соответственно, этим открывается широкое поле для различных судебных разбирательств.

Страховщики, суды, адвокаты

Страховые компании в первую очередь стремятся к увеличению своей прибыли, то есть, чтобы сумма выплат была поменьше и все взаиморасчёты завершились побыстрее. Этому способствует, например, довольно большой перечень документов, которые компания требует собрать для получения компенсационной выплаты. Многие предпочитают быстро получить сниженную выплату при условии оформления мирового соглашения в суде. Другим при том же условии предлагают дополнительную компенсацию. После подписания мирового соглашения родственники погибшего уже не вправе предъявлять какие-либо дальнейшие претензии авиаперевозчику и его страховой компании.

Опытные адвокаты, представляющие интересы родственников жертв авиакатастроф, советуют им не спешить с заключением мирового соглашения. Ввиду сравнительно небольших сумм, присуждаемых в отечественных судах в качестве возмещения морального ущерба, основной упор при этом делается на возможности привлечения к ответственности иностранных компаний на основе зарубежного законодательства. Например, если разбившийся самолёт был иностранного производства, или ремонтировался с использованием иностранных комплектующих, или проходил техническое обслуживание за рубежом и так далее. При этом есть надежда на взыскание достаточно больших сумм. Конечно, при таком подходе дело может затянуться на многие годы. И хотя срок давности при этом отсутствует, на перспективу многолетнего ожидания с неясным окончательным исходом соглашаются далеко не все.

Несовершенство действующего законодательства

Отмечается, что из-за инфляции реальная стоимость страховой выплаты в 2 млн. рублей за прошедшие после её введения годы уменьшилась примерно в четыре раза.

Несправедливы критерии, в соответствии с которыми производятся выплаты. Например, в случае гибели молодого человека, родственником которого была только его работающая мать, но до пенсии ей оставалось два месяца. На момент гибели сына она работала и не была на его иждивении, соответственно, она не получит компенсационную выплату в связи с потерей кормильца. И через два месяца ее материальное положение значительно ухудшится. Также несовершеннолетние иждивенцы вправе получить компенсацию лишь до 18-лет. Но после 18 лет они еще должны обучиться для получения профессии.

Предлагается равняться на американскую систему. У них берётся годовой доход погибшего и умножается на число лет, которые ему оставались до пенсии. Кроме того необходима индексация в связи с инфляцией. Также рекомендуют производить выплаты родственникам без условия их иждивенчества.

В итоге отмечается, что с увеличением компенсационных выплат возрастут стимулы для авиаперевозчиков к увеличению вложений в обеспечение безопасности полётов.

Источник

Выплаты при смерти в авиакатастрофе

В соответствии со ст. 117 Воздушного кодекса России, авиаперевозчику вменено в обязанность страхование жизни пассажиров, их здоровья, а также сохранности багажа.

Компенсация, подлежащая выплате родственникам каждого погибшего при катастрофе самолёта российских авиакомпаний, состоит из следующих сумм:

Размер компенсационной выплаты при авиакатастрофе, произошедшей за рубежом, формируется по международным договорам, в соответствии с иностранным законодательством, и может быть еще выше.

Кроме того, родственники погибших в авиакатастрофе имеют право оспаривать сумму компенсации в судебном порядке, обращаться за возмещением морального ущерба.

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

Получатели выплат

По действующему Воздушному кодексу, права на получение компенсации в случае авиакатастрофы в первую очередь предоставлены:

Если отсутствуют такие родственники, члены семьи и те, кто имел право на содержание со стороны умершего, то компенсационная выплата предназначается:

Документы, требуемые при оформлении выплаты

Выплата имеющим первоочередное право получения компенсации при авиакатастрофе, обосновывается несколькими документами, а именно:

Супругам, родителям, детям погибшего в авиакатастрофе достаточно предъявить свидетельство о браке или свидетельство о рождении.

К заявлению на компенсацию также прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя. Между всеми, кто имеет право на выплату, её сумма распределяется поровну.

Источник

Цена смерти в полете

компенсация при авиакатастрофе в россии компенсация при авиакатастрофе в россии

Денежную компенсацию за жизнь пассажира авиаперевозчик заплатил его жене. Но прошло время, и в суд обратился взрослый сын погибшего с иском к вдове, заявляя, что у покойного кроме супруги есть еще сын и мать, которые должны получить часть денег от той суммы, что досталась вдове.

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

Саяногорский городской суд Республики Хакасия с требованиями сына согласился и взыскал с вдовы в пользу истца треть от двух миллионов рублей и проценты. Республиканский Верховный суд такое решение поддержал. Вдова, в свою очередь, обратилась в Верховный суд РФ. Там заявили, что есть основания для отмены местных судебных решений.

Потом суд процитировал Гражданский кодекс РФ. Точнее, статью 1102. В ней сказано, что человек, который приобрел или сберег имущество за счет другого человека, обязан ему возвратить «необосновательно приобретенное» или «сбереженное» имущество. В случаях «неправомерного удержания» денег, уклонения от их возврата, какой-либо иной просрочки на удержанную сумму долга начисляются еще и проценты. Размер этих процентов определяется ключевой ставкой Банка России.

Осенью 2014 года в результате крушения вертолета погиб человек. Летом 2016 года решением Абаканского горсуда с авиаперевозчика, которому принадлежал вертолет, были взысканы в пользу вдовы два миллиона рублей и еще миллион рублей моральной компенсации в связи с гибелью супруга. В декабре 2016 года Верховный суд Тувы оставил это решение неизменным.

И еще аргумент. По статье 13 Гражданского процессуального кодекса вступившие в законную силу решения судов являются обязательными для всех без исключения органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории страны. Механизмом защиты прав граждан и организаций от возможной судебной ошибки является право обжалования решения суда.

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, Саяногорский городской суд фактически «указал на нарушения», которые допустил Абаканский городской суд несколько лет назад, когда присуждал вдове компенсацию. А подобные «указания» совершенно недопустимы, сказал Верховный суд. Один городской суд «не наделен полномочиями» отменять вступившие в законную силу решения другого городского суда.

Сын погибшего, считая свои права нарушенными тем, то вдова получила всю компенсацию, не обжаловал это решение еще в 2016 году, когда оно состоялось. А иск, который сын принес в суд спустя годы, фактически был направлен на «преодоление» вступившего в законную силу решения другого суда, что противоречит смыслу действующего гражданского процессуального законодательства.

Категорически не согласился Верховный суд РФ и с выводом местного суда о «недобросовестности» вдовы, которая на процессе, где ей присудили компенсацию, не заявила «об иных лицах, имеющих право».

Верховный суд РФ напомнил коллегам, что права и обязанности граждан, участвующих в деле, прописаны в статье 35 Гражданского процессуального кодекса. И там сказано, что заявление о привлечении «третьих лиц» является для участников процесса правом, а совсем не обязанностью.

То же самое было заявлено на пленуме Верховного суда (№ 11 от 24 июня 2008 года), где речь шла «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».

На пленуме было сказано: «в случае предъявления иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве соистцов без их согласия».

Верховный суд РФ отменил оба решения местных судов и велел пересмотреть это спор еще раз с учетом его разъяснений.

Источник

«Стоимость» жизни авиапассажира

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

компенсация при авиакатастрофе в россии

История вопроса

По статистике сегодня авиация является самым безопасным видом транспорта. Однако, несмотря на это, с самолетами иногда случаются неполадки или чрезвычайные происшествия с трагическим исходом. Каждый раз, когда происходит авиакатастрофа, в стране или отдельной ее части объявляется траур, а родственникам погибших оказывается психологическая и материальная помощь.

Как определяется размер материальной помощи, выплачиваемой в виде компенсации родственникам погибших? В разных странах объем этой помощи различен, но при оценке и назначении ее величины имеются и общие для всех стран принимаемые во внимание факторы.

На сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда назначаемые судами суммы компенсационных выплат при авиакатастрофах не отражают полного объема причиненного вреда, являются несправедливыми и, по сути, необоснованными. Суммы компенсационных выплат при авиакатастрофах в России в 30-60 раз ниже, чем в сопоставимых по уровню экономического развития и даже в развивающихся странах.

Мы давно наблюдаем за ситуацией и складывающейся судебной практикой в этой области, поскольку, с одной стороны, данный вопрос находится в сфере нашей профессиональной деятельности, с другой, он волнует нас как граждан страны.

О методике исследования и его результатах

Некоторое время назад к нам поступило обращение от адвокатов родственников погибших в одной из нашумевших авиакатастроф. В связи с этим обращением была создана рабочая группа, которая на протяжении нескольких месяцев трудилась над разработкой методических рекомендаций по определению стоимости права требования компенсации материального и морального вреда в связи с причинением вреда жизни пассажиров при авиаперевозках (далее – методические рекомендации 1 ). На сегодняшний момент они полностью готовы и с их текстом можно ознакомиться на сайте одного из разработчиков.

В основу исследования были положены изучение и обобщение практики выплат родственникам погибших при авиаперевозках граждан в различных странах, а также сопряженного с данной тематикой российского, зарубежного и международного законодательства. При разработке методологии оценки мы проанализировали более 100 источников информации (диссертации, статьи, публикации, исследования) и предложили возможные способы расчета в форме методических рекомендаций.

По результатам анализа зарубежных публикаций хотелось бы отметить следующее:

Примеры приведены в Табл. 1.

Таблица 1. Примеры выплат в зарубежных странах (по данным открытых источников)

В России размер выплат в 30-60 раз ниже, чем в США и странах Европы (Табл. 2).

Таблица 2. Примеры выплат в РФ (по данным, приведенным в статье Бычковой М. А. 2 )

Год катастрофыОбстоятельства авиакатастрофыСумма компенсации родственникам одного погибшего, руб.
2006Armavia, RNV967. Катастрофа A320 под Сочи640 000
2006«Сибирь», SBI778343 620
2007Utair, UT-471. Катастрофа Ту-134 в Самаре1 950 000
2010«Аэрофлот-Норд», SU821. Катастрофа Boeing 737 в Перми.2 027 000
2010«Аэрофлот-Норд», SU821. Катастрофа Boeing 737 в Перми.

Родственники одного пассажира доказали, что он следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров

16 300 0002011«РусЭйр», ЦГИ-9605 (РЛУ-243). Катастрофа Ту-134 под Петрозаводском3 063 3802011«Як Сервис», AKY 9633. Катастрофа Як-42 под Ярославлем, на борту находился хоккейный клуб «Локомотив» (Ярославль)3 475 0002012Red Wings Airlines, RWZ9268. Катастрофа Ту-204 в аэропорту Внуково3 039 9802013«Ангара», вертолет Ми-8Т. Катастрофа Ми-8 под Преображенкой2 025 0002013«Полярные авиалинии», вертолет Ми-8Т. Катастрофа Ми-8 под Депутатским3 125 000

В методических рекомендациях мы предлагаем в рамках доходного подхода к определению величины материального вреда использовать метод дисконтированной упущенной выгоды, суть которого сводится к расчету по формуле:

Дисконтированная упущенная выгода =
Приведенная стоимость [Среднегодовой доход от трудовой деятельности погибшего (за вычетом НДФЛ) + Экономия в затратах на домашний труд + Дополнительный ненаследуемый доход погибшего – Расходы на личное потребление погибшего] за прогнозируемый период

При построении прогнозов нужно учитывать следующее:

При определении ставки дисконтирования следует учитывать тип денежного потока: реальный или номинальный. При расчете на номинальной основе в качестве ставки дисконтирования рекомендуется использование средневзвешенной процентной ставки по депозитам физических лиц на длительный срок, скорректированной на премию за риск. При расчете на реальной основе в качестве ставки дисконтирования рекомендуется использование средневзвешенной процентной ставки по депозитам физических лиц на длительный срок, скорректированной на инфляцию и премию за риск. Премию за риск предложено рассчитывать по формуле:

компенсация при авиакатастрофе в россии

где q(x) – вероятность смерти в течение одного года лица в возрасте Х (определяется по таблицам смертности, составленным на момент, максимально приближенный к дате оценки).

Кроме доходного подхода авторы предлагают использовать сравнительный подход, в котором впервые предложен к использованию метод оценки размера компенсации на основе ССЖ (VSL).

Стоимость среднестатистической жизни (ССЖ, Value of statistical life, VSL) – это условная расчетная экономическая величина, которая может использоваться для определения размера компенсационных выплат при травмировании и гибели людей на производстве, в авариях и катастрофах, при террористических актах; для разработки мер безопасности; для планирования деятельности правоохранительной системы, здравоохранения, аварийных служб; определения страховых сумм, страховых премий и выплат при страховании жизни и здоровья. Величина ССЖ определяется разными способами, в основном косвенными, выражением готовности платить за увеличение безопасности, выполнять более опасную работу за дополнительное вознаграждение, инвестировать в экологические мероприятия и др. Исследования стоимости среднестатистической жизни проводятся во многих странах, в том числе и в России. 3, 4

В ряде стран различными ведомствами утверждаются нормативные значения ССЖ. (Табл. 3). Нормативные значения ССЖ часто являются ориентиром для суда при определении величины компенсационных выплат.

Анализ данных о выплатах в разных странах показывает, что там, где существуют нормативы стоимости среднестатистической жизни, размер выплат обычно не ниже 60% нормативного значения, а с учетом конкретных обстоятельств выплаты зачастую назначаются на уровне, превышающем норматив в 1,5-2 раза.

Наиболее часто размер компенсационных выплат составляет 95% ССЖ.

Таблица 3. Примеры нормативных значений ССЖ (по данным, приведенным в статье И.Н. Иващенко и К.И. Иващенко 5 )

Сопоставление оценок ССЖ и величины ВВП на душу населения в разных странах показывает, что чем больше в стране показатель ВВП на душу населения, тем выше оценка ССЖ в этой стране.

компенсация при авиакатастрофе в россии

Среднедушевой доход в 2017 г. составил в РФ 31 488 руб. в месяц, доля обязательных платежей и взносов – 11,8%. Соответственно, среднедушевой располагаемый денежный годовой доход равен:

31 488 * (1 – 11,8%) * 12 = 333 268,99

Число умерших (от всех причин) в 2011 г. – 1 891 015 чел. Среднегодовая численность населения в 2016 г. – 146 674 350 чел.

Соответственно, средняя вероятность смерти в течение года равна:

1 891 015 / 146 674 350 = 0,01289

ССЖ = 333 268,99 / 0,01289 = 25 854 848 ≈ 25 855 000 руб.

Отметим, что в России в Финансовом университете при Правительстве РФ с 2015 г. реализуется исследовательский проект, посвященный оценке ССЖ, которая определяется с учетом морального ущерба семьям пострадавших (руководитель исследования – проректор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Алексей Зубец).

Для целей методических рекомендаций формула расчета компенсации морального вреда модифицирована с учетом того обстоятельства, что согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, а эксплуатация воздушного судна является источником повышенной опасности, а также в связи с тем, что вина лица, претендующего на получение компенсации в связи с гибелью пассажира при авиаперевозке (потерпевшего), отсутствует, если не доказано обратное. Модифицированная формула расчета компенсации морального вреда имеет следующий вид:

где D – размер компенсации морального вреда; d – размер компенсации презюмируемого морального вреда, равный 300 МРОТ;

i – коэффициент индивидуальных особенностей потерпевшего, 1

1 Методические рекомендации по определению стоимости права требования компенсации материального и морального вреда в связи с причинением вреда жизни пассажиров при авиаперевозках. URL: http://pgo.ru/about/scientific-activity.html.

2 Бычкова М.А. Состояние и задачи упорядочения выплат компенсаций в связи с потерей жизни // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2014. – № 2. С. 112–113.

3 Valuing Mortality Risk Reductions in Regulatory Analysis of Environmental, Health and Transport Policies: Policy Implications. OECD (2011). URL: http://www.oecd.org/env/tools-evaluation/48279549.pdf.

5 Иващенко И.Н., Иващенко К.И. Стоимостная оценка социального ущерба, вызванного аварией, и безопасность сооружений // Проблемы анализа риска. – 2016. – Т.13. – № 1. С. 12–23.

6 Определение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери). Методические рекомендации: МР № 99/60: Утв. М-вом здравоохранения РФ 20 ноября 1998 г.: Методические рекомендации. – М.: ВЦМК «Защита», 1999. – 45 с.

7 Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование справедливого возмещения “стоимости жизни” в связи с гибелью человека в чрезвычайных ситуациях». Руководитель НИР Зубец А.Н. – М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2015. – 160 с. Регистрационный № НИОКР: 115070810143. URL: http://www.fa.ru/science/index/SiteAssets/Pages/Zubets_Pubs/Life_Value_23.11.2015.pdf.

8 Зубец А.Н., Новиков А.В. Численная оценка стоимости жизни человека в России и в мире // Финансы: теория и практика. – 2018. – Т.22. – № 4. С. 52–75.

9 Стоимость человеческой жизни. Центр стратегических исследований Росгосстраха. URL: https://www.rgs.ru/pr/csr/lifecost/index.wbp.

10 Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда / А.М. Эрделевский. – М.: Р.Валент, 2007. – 272 с.

11 Эрделевский А. Компенсация морального вреда // Хозяйство и право. – 2014. – Приложение к №1. С. 1–48.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *