компенсация при чс по закону
Как получить единовременную материальную и финансовую помощь, если вы пострадали в результате чрезвычайной ситуации
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие, зарегистрированные в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны ЧС в данном населенном пункте.
Выплаты из федерального бюджета осуществляются в следующих размерах:
1 млн. рублей (плюс затраты на погребение) на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
Гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда:
Тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека;
Легкий вред – 200 тыс. рублей на человека.
Правом на получение разовой материальной помощи из республиканского бюджета обладают:
Граждане, пострадавшие от ЧС, утратившие имущество первой необходимости в размере не более 10 тыс. рублей на одного человека.
Для получения вышеуказанной помощи из федерального и республиканского бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
1. Заявление гражданина о соответствующей помощи (форма заявления имеется в администрациях района):
а) на получение единовременной материальной помощи
б) на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости;
в) разовой материальной помощи.
2. Документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России);
3. Документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
5. Иные документы по требованию администрации района.
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Порядок и сроки рассмотрения заявления:
Со дня поступления от гражданина заявления, созданная комиссия местной администрацией осуществляет обследование жилого помещения и составляет:
— акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
— акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).
В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в списки на получение материальной и финансовой помощи за счет республиканского или федерального бюджета.
При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявлений (заявления) с указанием причин отказа.
В данном случае гражданин вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковым заявлением о признании их пострадавшими в результате ЧС.
Предоставление помощи гражданам за счет федерального бюджета осуществляется после предоставления соответствующих средств республиканскому бюджету из федерального бюджета.
Какие виды помощи может получить гражданин, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации?
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения
об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации
при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера.
При чрезвычайных ситуациях муниципального характера органы местного самоуправления также вправе оказывать финансовую помощь пострадавшим гражданам.
Размеры и порядок выплат устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера пострадавшие граждане имеют право на получение из федерального бюджета следующих видов финансовой помощи (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928):
а) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;
б) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере
50 тыс. рублей на человека за частично утраченное имущество первой необходимости
и 100 тыс. рублей за полностью утраченное имущество первой необходимости;
в) выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся
на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере
1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред – в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред – в размере
Компенсация при чс по закону
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 31 июля 2020 г. N 06-04-11/01/67237 О предоставлении гражданам денежных выплат в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с предоставлением гражданам денежных выплат в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, и сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфин России не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и практики их применения.
Вместе с тем в пределах компетенции Департамента межбюджетных отношений полагаем возможным отметить следующее.
Кроме того, приказом МЧС России от 29.04.2020 N 275 утвержден порядок подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
По вопросам N 1 и 2.
В соответствии с абзацем двадцатым статьи 6 БК расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 86 БК расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Пункт 5 вышеуказанной статьи определяет, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
В соответствии с Законом N 68-ФЗ и постановлением N 304 в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, ликвидация ее последствий будет являться расходным обязательством муниципального образования.
При этом в случае недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации муниципального характера, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать финансовую помощь бюджетам муниципальных образований в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так в соответствии с пунктом 3.1. Методических рекомендаций субъект Российской Федерации вправе устанавливать собственные критерии и условия предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Субъектом Российской Федерации могут быть установлены также различные условия выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе для предоставления средств местным бюджетам.
При этом рекомендовано установление в качестве одного из условий выделения средств резервного фонда подтверждение недостаточности средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных образований для осуществления непредвиденных расходов при возникновении в них потребности.
Кроме того, в Методических рекомендациях предусмотрен порядок обращения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда, а также требования к его форме и содержанию.
Поскольку ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера, относится к расходным полномочиям муниципальных образований, следовательно, денежные выплаты гражданам могут осуществляться за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципальных образований на ликвидацию чрезвычайной ситуации муниципального характера в случае, если их предоставление согласно абзацу девятому статьи 6 БК предусмотрено муниципальным нормативно-правовым актом.
Местной администрацией должен быть создан соответствующий резервный фонд муниципального образования или определен иной источник за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования, средства которого могут быть использованы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
Также местной администрацией должны быть утверждены правила, устанавливающие порядок использования средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на указанные цели.
В силу пункта 1 статьи 139.1 БК в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
Полагаем, что оказание финансовой помощи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям в случае недостаточности средств в бюджетах соответствующих муниципальных образований на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации муниципального характера не противоречит подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Закона N 68.
Вместе с тем действие подпункта «м» пункта 1 статьи 10 Закона N 68-ФЗ распространяется только на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера, и оказание соответствующей финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 N 1846, от 28.12.2019 N 1928, от 16.10.2019 N 1327 и от 25.06.2020 N 922.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений | Д.С. Хворостухина |
Обзор документа
Рассматривая обращение о предоставлении гражданам выплат в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, Минфин пояснил следующее:
— выплаты гражданам могут осуществляться за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на ликвидацию ЧС муниципального характера, если их предоставление предусмотрено муниципальным нормативно-правовым актом;
— регион может оказать финансовую помощь муниципалитетам при недостаточности средств в их бюджетах на ликвидацию последствий ЧС муниципального характера.
Компенсация при чс по закону
Статья 11.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 320-ФЗ)
2. Программа предусматривает:
б) перечень иных лиц (кроме собственников жилых помещений), которые могут принять участие в программе в качестве страхователей (наниматели жилых помещений, иные граждане, имеющие основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении жилого помещения), их права и обязанности, порядок возмещения ущерба, причиненного застрахованным такими лицами жилым помещениям, в том числе порядок предоставления жилых помещений взамен утраченных;
в) перечень подлежащих страхованию рисков, при наступлении которых предоставляется помощь в возмещении ущерба за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
иные риски, которые субъект Российской Федерации вправе включать в программу (риск повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, риск утраты (гибели) и (или) повреждения жилого помещения в результате иных событий);
г) порядок включения страховщиков в программу и доведения информации о страховщиках, участвующих в программе, до граждан, имеющих намерение заключить договор страхования жилых помещений;
д) срок действия договора страхования жилого помещения, который не может составлять менее одного года;
е) размеры страховых сумм по риску, группе рисков исходя из минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с абзацем вторым подпункта «в» настоящего пункта, размера (доли) участия страховщика в возмещении ущерба в соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 5 настоящей статьи и максимального размера подлежащего возмещению ущерба;
ж) характеристику жилищного фонда (в том числе состояние жилых помещений, их расположение на территории субъекта Российской Федерации, этажность, материал, год постройки), учитываемую при оценке страхового риска и возмещении ущерба;
з) порядок направления страховщиком оферты (предложения заключить договор страхования жилого помещения, содержащего существенные условия такого договора) и ее акцепта (принятия предложения) страхователем, а также предоставления страхователю подписанного страховщиком договора страхования жилого помещения;
и) порядок заключения договора страхования жилого помещения, порядок и способы уплаты страховой премии, доступные для граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации, включая право страхователя на уплату страховой премии в рассрочку;
к) порядок и сроки возмещения ущерба в случае утраты (гибели) или повреждения жилого помещения;
л) основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в программе, с учетом предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и плановый период в случае, если такая поддержка программой определена;
м) иные положения в области организации и реализации мер по возмещению ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан.
3. Методика разработки программ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
4. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать методику расчета страховых тарифов по договору страхования жилых помещений в части минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
5. Возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, осуществляется:
а) в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации:
страховщиком путем выплаты страхового возмещения в размере минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации;
субъектом Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации, а также предоставленных на эти цели субъекту Российской Федерации из федерального бюджета в размере и порядке, определенных Правительством Российской Федерации;
б) в случае наступления иных рисков, предусмотренных программой в соответствии с абзацем третьим подпункта «в» пункта 2 настоящей статьи:
страховщиком в размере (доле) его участия в возмещении ущерба, предусмотренном программой по соответствующему риску, в соответствии с условиями договора страхования жилого помещения;
субъектом Российской Федерации в размере (доле) его участия в возмещении ущерба, установленном в программе, за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации, и (или) иных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок расчета максимального размера ущерба по риску, группе рисков, подлежащего возмещению в рамках программы и включающего страховое возмещение и помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, а также определенной субъектом Российской Федерации в программе характеристики жилищного фонда.
7. Сведения о максимальном размере подлежащего возмещению в рамках программы ущерба по соответствующим рискам должны быть предоставлены страховщиком страхователю вместе с договором страхования жилого помещения.
8. В целях организации возмещения ущерба, причиненного застрахованным в рамках программ жилым помещениям, страховщики и органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют в соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
10. В случае повреждения застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю страховщиком в пределах предусмотренной договором страхования жилого помещения страховой суммы и субъектом Российской Федерации исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба.
11. Порядок и условия проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, методика определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Оказание субъектом Российской Федерации помощи в возмещении ущерба за утраченное (погибшее) или поврежденное жилое помещение не является основанием для отказа страховщика в страховом возмещении по договору страхования жилого помещения или уменьшения размера страхового возмещения.
Режим ЧС из-за коронавируса: сколько и кому заплатит государство
Что такое режимы ЧС и ЧП
При этом введение режима ЧС может предполагать, в том числе (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417):
ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина;
беспрекословное выполнение требований и предписаний временно уполномоченных лиц;
прекращение работы социальных учреждений, банков, предприятий ЖКХ, магазинов и т.д.;
введение комендантского часа (запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность);
обязательную эвакуацию всего либо части населения из зоны ЧС за город либо в другой регион.
Кроме того, при введении режима ЧС граждан могут обязать оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Причем на бесплатной основе.
Отказ от общественных работ в зависимости от конкретных обстоятельств будет расцениваться как административное нарушение либо преступление. Это уж как суд решит.
Если же государство пойдет еще дальше и вместо режима ЧС объявит режим чрезвычайного положения (ЧП), то о конституционных правах можно будет забыть всерьез и надолго. В частности, режим ЧП предполагает (ст. 11 и ст. 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ):
ограничение перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (по карточкам и в ограниченных размерах);
ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
личный досмотр граждан и проверка их документов;
прекращение деятельности органов власти и ОМС.
Простят ли долги по кредитам и услугам ЖКХ
Разговоры о том, что при введении режима ЧС всем простят кредиты и дадут денег, ведутся юридически неграмотными людьми.
Введение режима ЧС не является основанием для прощения задолженности по кредитным договорам и договорам с управляющими компаниями.
Если в договоре прямо не указано (а в нем не указано – проверьте сами), что банк или коммунальщики прощают долг при объявлении режима ЧС, должник должен будет платить по договору, как и прежде, в общем порядке.
Единственное, на что повлияет введение режима ЧС, – так это на то, что должник, скорее всего, потеряет работу (из-за введения запрета на работу предприятий в зоне ЧС) и утратит способность платить по своим долгам. В результате его финансовое положение с учетом пеней и штрафов станет еще хуже.
В свою очередь, государство никогда не принимало и не принимает на себя ответственности за оплату долгов граждан при введении режима ЧС/ЧП.
Это значит, что долг гражданина останется исключительно его собственным долгом. А в случае смерти заемщика его долг еще и перейдет по наследству к детям и внукам.
Будут ли выплачивать деньги при введении режима ЧС
Права граждан, пострадавших от ЧС, определены в статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно данной норме, граждане имеют право:
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на получение бесплатной юридической помощи.
Ни о каких специальных пособиях и выплатах в виде финансовой помощи при введении режима ЧС в законе не говорится. Таких выплат не существует.
Что в итоге
Таким образом, денежные выплаты, социальные пособия и компенсации по случаю введения режима ЧС никому не гарантируются.
Введение режима ЧС не означает, что государство тотчас начнет осуществлять денежные выплаты всем подряд. С чего бы это вдруг? В законодательстве об этом ничего не говорится, и думать, что государство вдруг начнет всем платить при ЧС, по меньшей мере глупо.
Выплаты и компенсации назначаются по факту самой чрезвычайной ситуации, а не введения режима ЧС. То есть никаких пособий при введении режима ЧС может вообще не быть. Государство не брало на себя никаких подобных обязательств.
Отдельного федерального закона, который гарантирует прощение долгов граждан при введении режима ЧС, не существует и никогда не существовало. Не существует и специальных пособий на случай ЧС. Пособия могут выплачиваться, а могут и не выплачиваться. Все зависит от воли властей и наличия в бюджете свободных денежных средств.
При этом выплата социальных пособий и компенсаций пострадавшим от ЧС вообще никак не зависит от введения режима ЧС.
Поэтому все публичные рассуждения на тему того, что правительство специально затягивает введение чрезвычайного режима, чтобы никому не платить, являются не более чем фантазией самих ораторов.