компенсация расходов командировочных расходов подрядчику

Компенсация расходов командировочных расходов подрядчику

компенсация расходов командировочных расходов подрядчику

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

компенсация расходов командировочных расходов подрядчику

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация заключила договор подряда с физическим лицом. Договор содержит условие о компенсации заказчиком расходов на ГСМ, проезд железнодорожным транспортом и авиабилеты, проживание. Договором также предусмотрена обязанность заказчика выплатить компенсацию за использование личного транспортного средства (определяется фиксированной суммой за километр пробега на основании маршрутного листа) и оплатить расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные, фиксированная сумма за каждый день).
Облагаются ли эти расходы НДФЛ и страховыми взносами?

компенсация расходов командировочных расходов подрядчику

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Денежные средства, выплачиваемые организацией-заказчиком в качестве возмещения фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением им работ по гражданско-правовому договору, не облагаются страховыми взносами.
Выплачиваемые заказчиком физическому лицу суммы, связанные с проживанием вне места жительства, а также компенсация за использование автомобиля подрядчика включаются в базу для начисления страховых взносов на ОПС и ОМС. Страховые взносы от НС и ПЗ необходимо уплачивать с этих сумм только в том случае, если это прямо предусмотрено договором подряда.
Суммы компенсации расходов подрядчика, связанные с выполнением работ по договору гражданско-правового характера, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Страховые взносы

Следует отметить, что при исчислении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должны учитываться любые выплаты, начисленные физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Страховые взносы от НС и ПЗ необходимо уплачивать с вознаграждения по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ только в том случае, если это прямо предусмотрено таким договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Денежные средства, выплачиваемые организацией в качестве возмещения фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением им работ по гражданско-правовому договору, не облагается страховыми взносами на основании подп. 16 п. 1 ст. 422 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Выплачиваемые заказчиком физическому лицу суммы, связанные с проживанием вне места жительства (в фиксированной сумме за каждый день), по нашему мнению, следует включить в базу для начисления страховых взносов, поскольку такие выплаты не являются возмещением фактически произведенных исполнителем и документально подтвержденных расходов. Так, согласно п. 2 ст. 422 НК РФ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников (как в пределах территории РФ, так и за ее пределами) не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные, предусмотренные п. 1 ст. 217 НК РФ. Однако на поездки физического лица во исполнение обязательств, предусмотренных ГПД, заключенным с заказчиком, не распространяются выплата суточных, предусмотренная ст. 168 ТК РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2012 N Ф02-1733/12 по делу N А19-1676/2010). Соответственно, норму п. 2 ст. 422 НК РФ в рассматриваемой ситуации применить нельзя.
Кроме того, считаем, что в базу для начисления страховых взносов также следует включить компенсацию за использование автомобиля подрядчика, поскольку она выплачивается в рамках договора гражданско-правового характера на выполнение работ (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Доходом физических лиц согласно ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц, определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в ст. 217 НК РФ. Компенсации исполнителю расходов, связанных с выполнением работ по договору гражданско-правового характера, в данном перечне отсутствуют. Поэтому суммы компенсации расходов подрядчика подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (смотрите письма Минфина России от 28.09.2020 N 03-04-06/84695, от 26.04.2019 N 03-04-06/31273, от 23.06.2017 N 03-04-06/39766, от 19.11.2008 N 03-04-06-01/344).
Вместе с тем в случае, если расходы на проезд в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, то такой налогоплательщик, в соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ, имеет право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов. Право на получение профессионального вычета можно реализовать посредством подачи письменного заявления налоговому агенту (смотрите также письма Минфина России от 28.12.2012 N 03-04-05/10-1452, от 05.09.2011 N 03-04-05/8-633, УФНС РФ по г. Москве от 14.07.2008 N 28-11/066968)*(1).
Что касается суточных, выплачиваемых подрядчику, они облагаются НДФЛ в полном объеме, поскольку освобождение от НДФЛ применяется только к командировочным расходам, произведенным в пользу сотрудников, которые работают по трудовому договору (смотрите п. 3 ст. 217 НК РФ; письмо Минфина России от 24.02.2016 N 03-04-05/10023 и письмо ФНС России от 11.08.2011 N АС-4-3/13104).
Кроме того, НДФЛ облагается компенсация за использование автомобиля подрядчика, поскольку выплачивается в рамках гражданско-правового договора, и освобождение, предусмотренное п. 1 ст. 217 НК РФ, не применяется (письмо Минфина России от 05.08.2015 N 03-04-06/45204).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Оплата работ по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. НДФЛ с доходов, полученных физлицами (не ИП) по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг);
— Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Расходы на командировки «чужих» работников. Если суммы компенсации не установлены трудовым законодательством

Практика показывает, что нередко помимо оплаты самих работ подрядчики требуют от заказчика возмещать им расходы, понесенные при исполнении договора подряда. Как правило, речь идет о расходах на проезд и проживание работников подрядчика или исполнителя, которые работают на территории заказчика. Законом это не запрещено, но, для того чтобы исключить негативные последствия таких действий для обеих сторон, важно правильно составить договор и определить его цену. В противном случае как заказчик, так и подрядчик могут «пострадать» при налогообложении.

Основные положения

Поэтому если организация как принимающая сторона компенсирует проезд и проживание «чужим» работникам, в том числе иностранных организаций, то данная компенсация является правом этой организации, а не обязанностью.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций является полученная налогоплательщиком прибыль. При этом в целях применения главы 25 НК РФ прибылью признаются для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными являются затраты, подтвержденные документами:

оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы; косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при включении тех или иных затрат в состав расходов в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций решающее значение имеет их экономическая обоснованность, непосредственная взаимосвязь с деятельностью, направленной на получение прибыли, и их документальное подтверждение.

Расходы на командировки своих и «чужих» работников

на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; на наем жилого помещения, при этом подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Отметим, что согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Статьей 56 ТК РФ установлено, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, в командировку могут направляться только работники организации, которые состоят с ней в трудовых отношениях. Это подтверждается также и нормой п. 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.08 г. № 749.

Следовательно, организация не вправе учесть затраты на выплату компенсации расходов по проезду и проживанию «чужих» работников в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций в качестве командировочных расходов. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 16.10.07 г. № 03-03-06/1/723, в котором разъяснено, что в соответствии с положениями ст. 166–168 ТК РФ и ст. 255 НК РФ российская организация вправе возмещать затраты по командировкам только в отношении штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры.

Данный вывод поддерживает и УФНС России по городу Москве в письме от 29.12.08 г. № 19–12/121858, где указано также и на то, что если сотрудники головной иностранной организации не являются работниками российской организации, и расходы на их командировки в Российскую Федерацию непосредственно не связаны с деятельностью российской организации, направленной на получение доходов, то такие расходы не учитываются ею при формировании налогооблагаемой прибыли.

На то, что такие затраты не могут быть учтены, как командировочные расходы, указывают также суды, в частности, в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.01.09 г. № Ф09-10311/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 1.10.07 г. № А05-5368/2006–26 и др. В первом из них отмечено, что затраты налогоплательщика, связанные с проездом и проживанием аудиторов — сотрудников контрагента соответствуют критериям, установленным в п.п. 17, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Во втором разъяснено, что если между организациями заключен договор по оказанию консультационных услуг на территории заказчика, при этом договором предусмотрено, что заказчик обязан компенсировать контрагенту расходы на командировку (проезд, проживание, суточные), и данные расходы фактически произведены, документально подтверждены и экономически обоснованы, то они учитываются заказчиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п.п. 15 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что расходы по проезду и проживанию лиц, не являющихся работниками организации, рассматриваются как обоснованные, если такие расходы предусмотрены договором и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. При этом необходимо учитывать и иные критерии, установленные в п. 1 ст. 252 НК РФ, — экономическую обоснованность и документальное подтверждение. Кроме того, указанные расходы следует рассматривать не в качестве расходов на командировки, а как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), относящиеся к прочим расходам.

Договор подряда

фиксированной, в которой учтены все расходы подрядчика, включая запланированные расходы на командирование работников; плавающей, которая состоит из двух частей: вознаграждения по оплате стоимости работ и компенсационной суммы расходов, определяемой по факту и подтверждаемой документально.

В первом варианте сумма, полученная подрядчиком от заказчика, представляет собой выручку от выполнения работ, при этом подрядчик-плательщик НДС обязан предъявить заказчику сумму НДС, выставив ему соответствующий счет-фактуру. У заказчика, оплатившего работы подрядчика, вся сумма по договору включается в состав затрат, а НДС принимается к вычету в полном объеме.

Недостаток данного варианта состоит в том, что запланированная сумма командировочных расходов, включенная в установленную цену договора, может оказаться значительно меньше фактической, и соответственно подрядчик получит меньший доход, чем ожидал.

Второй вариант более выгодный, так как позволяет подрядчику учесть свои расходы в размере фактических затрат. Поскольку компенсационные выплаты квалифицируются в качестве составляющей цены договора, то как подрядчик, так и заказчик не несут финансовых потерь в отношении ни прибыли, ни НДС.

У подрядчика обе полученные суммы являются доходом, с которого он платит НДС в общем порядке, а заказчик учитывает эти суммы в качестве расходов, при этом он получает вычет по НДС в полном объеме.

Если подрядчик — иностранная организация

С учетом того что российская организация оплачивает иностранной стоимость работ с учетом расходов, связанных с проездом и проживанием сотрудников иностранной организации, российской организации — налоговому агенту в налоговую базу по НДС следует включать все суммы денежных средств, перечисляемых иностранной организации.

Иначе говоря, российская организация как заказчик должна удержать НДС из суммы компенсации иностранной организации — подрядчика.

Если в договоре содержится условие о том, что заказчик компенсирует подрядчику расходы по командированию работников сверх цены договора, то это связано с повышенными рисками для обеих сторон, ведь согласно ст. 41 НК РФ данная сумма не может рассматриваться доходом подрядчика, следовательно, в составе выручки у него будет учтена лишь сумма вознаграждения по договору.

Кроме того, в главе 21 НК РФ нет ответа на вопрос о том, должен ли подрядчик начислять НДС с суммы полученной компенсации.

В то же время, по мнению контролирующих органов, денежные средства, полученные подрядчиком в качестве компенсации своих командировочных расходов, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ облагаются НДС, при этом исчисляется налог исходя из его расчетной ставки (письма Минфина России от 15.08.12 г. № 03-07-11/300, от 22.04.15 г. № 03-07-11/22989).

В случае если подрядчик исчисляет НДС с суммы полученной компенсации, то он вправе воспользоваться вычетом по командировочным расходам.

Несмотря на то что в составе расходов заказчик может учесть всю сумму, заплаченную по договору, у него «теряется» НДС с перечисленной суммы компенсации, так как при получении этой суммы подрядчик оформляет счет-фактуру в одном экземпляре. Следовательно, основание для получения вычета у заказчика отсутствует.

Компенсационные выплаты физическому лицу

Минфин России в письме от 15.09.14 г. № 03-04-06/46030, № 03-04-06/46035 высказал мнение о том, что при оплате организацией за физических лиц, приглашенных для участия в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту их проведения и проживания в этом месте, если такая оплата производится в интересах указанных лиц, последние получают доход в натуральной форме, облагаемый налогом. Организация в этом случае является налоговым агентом.

Однако позднее в письме от 19.11.15 г. № 03-04-06/67038 Минфин России изложил иную точку зрения, согласно которой независимо от того, была ли осуществлена оплата за физическое лицо в его интересах или нет, стоимость проезда к месту проведения мероприятий и проживания в этом месте является его доходом, полученным в натуральной форме, с которого организация должна удержать НДФЛ.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что наиболее выгодным и безопасным с точки зрения налогообложения является вариант, когда в договоре цена формируется из двух составляющих: самого вознаграждения и компенсационной выплаты, определяемой исходя из фактических расходов на основании соответствующих документов. Кроме того, в договоре должен быть предусмотрен порядок определения окончательной цены, в противном случае не исключены претензии со стороны налоговых органов.

Источник

Компенсация расходов командировочных расходов подрядчику

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июня 2020 года N 24882-ИТ/09

[О расходах, связанных с командированием рабочих]

Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение Ассоциации «Национальное объединение строителей» от 20 мая 2020 г. N 09-01-1542/20 и сообщает.

Если перевозка работников осуществляется собственным или арендованным транспортом строительной организации, затраты на проезд в командировочные расходы не включаются, а учитываются в соответствии с пунктом 9.3 Приложения 8 МДС 81-35.2004.

Следует отметить, что при разработке МДС 81-35.2004 действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 которая регламентировала порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В результате внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 1088 изменений предметом регулирования постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 стал порядок возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений.

Особенности порядка направления работников, не являющихся работниками, заключившими трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749.

Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, не являющимися работниками, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работниками территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицами, работающими в органах местного самоуправления, работниками муниципальных учреждений определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

В соответствии с пунктом 2.4 приложения N 9 Методики расходы на командировки рабочих и пусконаладочного персонала, привлекаемых для выполнения строительства, от места, определенного в проектной документации, до территории строительства и обратно учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» ССР стоимости строительства и определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Директор
Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В.Тютьмина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *