компенсация расходов организации на предоставление условий для реализации проекта
Компенсация расходов организации на предоставление условий для реализации проекта
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. N 2129 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическому лицу на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации”
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическому лицу на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2020 г. N 2129
Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета юридическому лицу на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации
на финансовое обеспечение затрат по осуществлению капитальных вложений в находящийся в собственности юридического лица объект инфраструктуры;
на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными капитальными вложениями в находящийся в собственности юридического лица объект инфраструктуры;
на финансовое обеспечение или возмещение затрат юридического лица, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
4. Размер затрат, источником финансового обеспечения или возмещения которых являются субсидии, определяется:
Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Расходы бюджета» при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период).
5. В случае если в целях осуществления капитальных вложений в объект инфраструктуры юридическому лицу ранее предоставлялись средства из федерального бюджета, предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными юридическим лицом капитальными вложениями в указанный объект в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется.
6. Критериями отбора юридических лиц являются:
а) наличие инвестиционного проекта, включенного в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации;
б) обеспечение достижения юридическим лицом результата предоставления субсидий, указанного в пункте 19 настоящих Правил;
в) выполнение юридическим лицом общего плана-графика и детального плана-графика при предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящих Правил;
г) обеспечение юридическим лицом реализации инвестиционного проекта и ввода объекта инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме в установленные сроки без увеличения размера предоставляемых субсидий, в том числе в случае увеличения стоимости объекта инфраструктуры;
д) предоставление юридическим лицом права безвозмездного пользования созданным в результате осуществления капитальных вложений объектом инфраструктуры, предназначенным для общественного пользования, субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на срок осуществления им эксплуатации такого объекта инфраструктуры;
е) осуществление юридическим лицом расходов на содержание созданного в результате осуществления капитальных вложений объекта инфраструктуры в течение всего срока его эксплуатации без предоставления на эти цели средств из федерального бюджета;
ж) обеспечение юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, проведения государственной экспертизы проектной документации объекта инфраструктуры, в том числе проверки достоверности определения его сметной стоимости;
з) соблюдение юридическим лицом при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объекта инфраструктуры за счет средств субсидий, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат, указанных в абзаце третьем пункта 1 настоящих Правил, положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
и) предоставление субсидий на возмещение затрат, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящих Правил, не ранее ввода объекта инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а субсидий на возмещение затрат, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящих Правил, не ранее приемки результатов выполнения работ, предусмотренных договором технологического присоединения, и осуществления оплаты юридическим лицом в полном объеме;
к) согласие юридического лица на осуществление Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.
7. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
а) наименование объекта инфраструктуры, его технические характеристики, сроки строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию;
б) результат предоставления субсидии и значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии;
в) наименование инвестиционного проекта;
г) направления затрат, в целях финансового обеспечения или возмещения которых предоставляется субсидия;
д) общий план-график и детальный план-график;
е) условия предоставления субсидии, указанные в пункте 6 настоящих Правил;
ж) сроки и формы представления юридическим лицом отчетности:
об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
об исполнении общего плана-графика и детального плана-графика;
о достижении результата предоставления субсидии;
з) обязательство юридического лица обеспечить достижение значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, и ответственность юридического лица за его недостижение;
и) обязательство юридического лица по ведению обособленного учета финансовых операций в отношении субсидии;
к) перечень документов, указанных в подпункте «д» пункта 10 настоящих Правил, подтверждающих фактически осуществленные юридическим лицом расходы по направлениям затрат, размер которых определяется в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, а также при необходимости требования к таким документам;
л) обязательство юридического лица и порядок представления в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики информации о выполнении технических и финансово-экономических параметров инвестиционного проекта, заявленных юридическим лицом при прохождении отбора инвестиционных проектов в соответствии с Правилами;
м) согласие юридического лица на осуществление Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и органом государственного финансового контроля проведения проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии;
н) согласие юридического лица на обеспечение доступа представителей Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и (или) органа государственного финансового контроля на территорию, на которой осуществляется строительство (реконструкция) объекта инфраструктуры, реализуется инвестиционный проект, к создаваемому и созданному объекту инфраструктуры, объектам инвестиционного проекта, к информации и документам об использовании субсидии, о создании такого объекта инфраструктуры, о реализации инвестиционного проекта в целях проведения проверок соблюдения юридическим лицом целей, условий и порядка предоставления субсидии;
о) обязательство юридического лица представлять в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики информацию, необходимую для проведения проверок, указанных в подпункте «м» настоящего пункта, по запросу Министерства, содержащему срок и форму представления такой информации;
п) ответственность сторон за нарушение условий соглашения, в том числе обязательство юридического лица по возврату денежных средств в федеральный бюджет в случаях, установленных настоящими Правилами;
р) обязательство юридического лица по согласованию новых условий соглашения или по расторжению соглашения при недостижении согласия в отношении новых условий соглашения в случае уменьшения Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики как получателю бюджетных средств ранее доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 7 настоящих Правил;
с) условия расторжения соглашения, включая возможность одностороннего расторжения соглашения Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения юридическим лицом условий соглашения.
9. Условия, указанные в подпункте «г», абзацах втором и третьем подпункта «ж» и подпункте «и» пункта 8 настоящих Правил, не включаются в соглашение, заключаемое для предоставления субсидий на возмещение затрат, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящих Правил.
10. Для заключения соглашения юридическое лицо представляет в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики следующие документы:
а) заявление о предоставлении субсидии, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем юридического лица;
б) расчет размера субсидий, который должен соответствовать положениям пункта 4 настоящих Правил, с приложением заверенных юридическим лицом копий положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта инфраструктуры, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и договора технологического присоединения;
в) в случае предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящих Правил, общий план-график и детальный план-график с синхронизированными сроками создания объекта инфраструктуры или выполнения работ, формы которых утверждаются Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и размещаются им на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
г) справка, подписанная руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица, подтверждающая, что на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, юридическое лицо:
не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности перед федеральным бюджетом;
не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
не имеет в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере;
д) в случае предоставления субсидий на возмещение затрат, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящих Правил, на основании соглашения, заключаемого после ввода объекта инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенные юридическим лицом копии:
акта о завершении строительства объекта инфраструктуры;
разрешения на ввод объекта инфраструктуры в эксплуатацию (если применимо);
документов бухгалтерского учета и платежных документов, подтверждающих фактически понесенные юридическим лицом расходы на строительство (реконструкцию) объекта инфраструктуры;
документов, подтверждающих выполнение и оплату работ по договору технологического присоединения;
а) сумму гарантий в размере предоставляемых юридическому лицу субсидий;
б) срок действия гарантии, равный периоду строительства (реконструкции) объекта инфраструктуры до ввода его в эксплуатацию;
в) обязательство по осуществлению юридическим лицом возврата денежных средств в федеральный бюджет в случае нарушения им целей, условий и порядка предоставления субсидий;
г) условие о том, что к требованию Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики об уплате денежной суммы по гарантии прилагаются расчет суммы, включаемой в требование, и платежные документы, подтверждающие перечисление юридическому лицу субсидий, с отметкой территориального органа Федерального казначейства об исполнении;
д) условие о том, что исполнением обязательств гаранта по гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими в федеральный бюджет;
е) возможность бесспорного списания по требованию Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики денежных средств со счетов гаранта в случае, если в срок, составляющий не более чем 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования об уплате денежной суммы по гарантии, гарант не исполнил требования, не уведомил Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики об отказе в удовлетворении требования и при этом незамедлительно не уведомил Министерство и юридическое лицо о причинах и сроке приостановления платежа, а также если после истечения срока приостановления платежа гарант не произвел платеж по гарантии при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования;
ж) право передачи Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики права требования к гаранту об уплате денежной суммы по гарантии другому лицу без согласия гаранта;
з) условие о том, что гарант не вправе предъявлять Российской Федерации к зачету иное требование, уступленное гаранту юридическим лицом;
и) иные условия, которые должна содержать гарантия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Запрещается включение в условия гарантии требования о представлении Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики гаранту одновременно с требованием об уплате денежных средств по гарантии документов, не указанных в подпункте «г» пункта 11 настоящих Правил.
13. Со дня представления гарантии Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и до истечения срока действия гарантии необходимо соблюдать следующие требования:
б) гарант не является по отношению к юридическому лицу дочерним или зависимым обществом;
в) гарант не находится в процессе ликвидации, а также не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
г) деятельность гаранта не приостановлена в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) размер чистых активов гаранта согласно данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату равен или превышает размер предоставляемых субсидий;
е) гарант включен в предусмотренный статьей 74 1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
14. В случае если в течение срока действия гарантии гарант перестает соответствовать требованиям, указанным в пункте 13 настоящих Правил, юридическое лицо в течение 3 месяцев со дня, когда гарант перестал соответствовать указанным требованиям, обязано представить в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики другую гарантию, выданную гарантом, который соответствует этим требованиям.
15. Если юридическим лицом не представлена другая гарантия в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, юридическое лицо обязано возвратить по требованию Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в федеральный бюджет денежные средства в размере предоставленной субсидии.
16. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в целях заключения соглашения в течение 10 рабочих дней со дня получения от юридического лица документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, рассматривает их и принимает решение о заключении с юридическим лицом соглашения либо направляет юридическому лицу информацию об отказе в предоставлении субсидии (с указанием причин такого отказа) в одном из следующих случаев:
а) непредставление (представление не в полном объеме) юридическим лицом документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил;
б) установление факта недостоверности представленной юридическим лицом информации.
17. Если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации, перечисление субсидий:
а) на финансовое обеспечение затрат, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящих Правил, осуществляется не позднее 2-го рабочего дня после представления юридическим лицом в территориальный орган Федерального казначейства распоряжений об оплате его денежных обязательств на лицевой счет юридического лица, открытый территориальным органам Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
б) на возмещение затрат, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящих Правил, осуществляется не позднее 10-го рабочего дня после принятия Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики по результатам рассмотрения им документов, указанных в подпункте «д» пункта 10 настоящих Правил, решения о перечислении субсидии и представления Министерством в Федеральное казначейство документов, необходимых для перечисления субсидии на расчетный счет, открытый юридическим лицом в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
18. Юридическое лицо при заключении договоров, заключаемых в рамках исполнения соглашения, связанных с выполнением работ по строительству (реконструкции) объекта инфраструктуры, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 90 процентов суммы таких договоров, но не более размера субсидий, подлежащих предоставлению в соответствующем финансовом году в соответствии с условиями соглашения.
19. Результатом предоставления субсидий является введение объекта инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Значением показателя, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является срок ввода в установленном порядке в эксплуатацию объекта инфраструктуры, технические характеристики которого определяются соглашением.
20. Оценка достижения результата предоставления субсидий осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на основании представленной юридическим лицом отчетности о достижении результата предоставления субсидий путем сравнения фактического срока достижения результата предоставления субсидий, указанного в пункте 19 настоящих Правил, и планового срока, предусмотренного соглашением.
21. Юридическое лицо обязано представлять в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий по типовой форме, установленной соглашением:
22. Юридическому лицу запрещено приобретать за счет средств субсидии иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
23. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения юридическим лицом целей, условий и порядка предоставления субсидий.
24. В случае установления по результатам проверок, проведенных Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения юридическим лицом целей, условий и порядка предоставления субсидий, а также недостижения значения результата предоставления субсидий, указанного в соглашении, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в полном размере:
25. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и органом государственного финансового контроля.
Обзор документа
В рамках реализации инвестпроектов на территории Арктической зоны организации будут получать субсидии. Будут возмещаться расходы на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электросетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Правительство РФ определило условия оказания господдержки.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Компенсация затрат и ее отражение в учете
Расходы, произведенные в интересах другого лица, обычно возмещаются. Рассмотрим, каким будет налоговый учет у обеих сторон
Гражданско-правовые договоры
Как правило, возмещение издержек предусматривается посредническими договорами, договорами аренды и возмездного оказания услуг.
Договор возмездного оказания услуг
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и отказаться от услуг, только если оплатит исполнителю затраты. К сожалению, учесть их в налоговой базе при УСН заказчик не сможет — в закрытом перечне пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет соответствующего вида расходов. А вот исполнителю полученные суммы придется включить во внереализационные доходы в день, когда деньги поступят в кассу или на расчетный счет (п. 1 ст. 346.15 и ст. 250 НК РФ). При УСН не учитываются доходы, облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ, а также указанные в статье 251 НК РФ. Но суммы, компенсированные исполнителю по досрочно расторгнутому договору, ни к тем, ни к другим не относятся. А кроме того, список внереализационных доходов не является исчерпывающим.
Пример 1
ООО «Алкиона» и ООО «Медцентр» заключили договор на оказание медицинских услуг, согласно которому ООО «Медцентр» с 17 по 21 мая 2010 года должно провести врачебное обследование сотрудников ООО «Алкиона». С этой целью 12 мая медицинская компания купила и оплатила необходимые для обследования расходные материалы на сумму 8850 руб. (в том числе НДС 1350 руб.), но 14 мая ООО «Алкиона» отказалось от обязательств по договору и в связи с этим 17 мая возместило ООО «Медцентр» понесенные расходы.
Как отразить указанные операции в налоговом учете контрагентов при условии, что обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы?
Сумму, возмещенную исполнителю за закупки, сделанные им до расторжения договора, учесть в расходах заказчику нельзя. Соответствующие затраты отсутствуют в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.
Стоимость материалов, используемых для оказания услуг, без НДС учитывается как материальный расход (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Налоговую базу можно уменьшить и на сумму НДС (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Значит, бухгалтер ООО «Медцентр» сразу после оплаты — 12 мая 2010 года вправе списать затраты на материалы без НДС в размере 7500 руб. (8850 руб. – 1350 руб.) и отдельно НДС в размере 1350 руб. 14 мая договор расторгнут, однако материалы будут использованы для оказания услуг другим клиентам, следовательно, расходы корректировать не нужно. С 2009 года стоимость сырья и материалов допускается списывать в расходы при УСН сразу после оплаты, не дожидаясь отпуска в производство. Изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Полученную от заказчика компенсацию (8850 руб.) нужно отразить во внереализационных доходах 17 мая.
Договор аренды
Как правило, по договору аренды возмещаются коммунальные платежи и издержки на улучшение арендованного имущества.
Компенсация за улучшения. Арендатор, осуществивший за свой счет и с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, после прекращения договора имеет право на компенсацию их стоимости, если стороны не предусмотрели иное (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Неотделимым называется улучшение, которое нельзя рассматривать вне объекта и разъединить с ним, не ухудшив свойств, отвечающих его назначению, или не нарушив целостности. Когда срок договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения остаются у арендодателя.
Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без одобрения арендодателя, не возмещается, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 623 ГК РФ)
Передавая капитальные вложения, арендатор по сути продает результаты работ. В статье 251 НК РФ не указан доход в виде компенсации за улучшения арендованного имущества. Следовательно, получив от арендодателя возмещение, арендатор должен увеличить налоговую базу (п. 1 ст. 346.15 и ст. 249 НК РФ).
Учет расходов несколько сложнее. Чаще всего неотделимые улучшения связаны с достройкой, реконструкцией, модернизацией или дополнительным оснащением арендованного объекта. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ затраты на преобразования можно списывать, если они были направлены на основные средства, к которым относится имущество, признаваемое амортизируемым в соответствии с главой 25 НК РФ. В пункте 1 статьи 256 НК РФ говорится, что неотделимые улучшения арендованного объекта, совершенные арендатором с ведома арендодателя, являются амортизируемым имуществом.
Неотделимые улучшения возможны и в виде ремонта
Отражается ли у арендаторов в расходах стоимость работ? Прежде чем ответить, вспомним, что арендаторы не становятся собственниками неотделимых улучшений и потому не вправе причислять их к основным средствам. Значит, затраты на них нельзя признать в расходах согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Другого же варианта, к сожалению, нет. А могут ли учесть подобные издержки арендодатели? Да, для них подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ подходит, но есть еще дополнительные требования. Во-первых, расходы при упрощенной системе признаются только после оплаты. Стоимость улучшений считается оплаченной на дату выплаты компенсации. Заметим, для арендодателя не важно, расплатился арендатор с подрядчиками или нет. Во-вторых, модернизированный (реконструированный, достроенный) объект необходимо ввести в эксплуатацию, а документы подать на государственную регистрацию, если она предусмотрена законодательством. Подобные расходы списываются равными долями в последние дни кварталов в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Эта тема подробно рассматривалась в статье «Учет неотделимых улучшений объекта аренды» // Упрощенка, 2008, № 8
Пример 2
Индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин 10 июля 2009 года арендовал склад у ООО «Посейдон» на 10 месяцев. В течение срока действия договора арендатор с согласия арендодателя надстроил склад вторым этажом. Расходы составили 1 290 000 руб. (в том числе НДС 196 779,66 руб.). 12 мая 2010 года организация ввела обновленный объект в эксплуатацию и подала документы на государственную регистрацию, а 17 мая перечислила предпринимателю компенсацию.
Отразим указанные операции в налоговом учете обеих сторон при условии, что и предприниматель, и организация применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.
Второй этаж является неотделимым улучшением арендованного склада, которое перешло в собственность ООО «Посейдон». Поэтому П.З. Орешкин не вправе отнести на расходы 1 290 000 руб. Несмотря на это, 17 мая 2010 года сумму полученной компенсации ему придется включить в облагаемые доходы.
12 мая ООО «Посейдон» ввело в эксплуатацию надстроенный склад и подало документы на регистрацию, а 17 мая компенсировало арендатору стоимость работ. С этого дня расходы считаются оплаченными. Таким образом, все условия для учета расходов на обновление основного средства выполнены в II квартале. Следовательно, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря бухгалтер ООО «Посейдон» может отразить в расходах по 430 000 руб. (1 290 000 руб. ÷ 3 квартала).
При упрощенной системе НДС является невозмещаемым налогом, поэтому входит в первоначальную стоимость основного средства
Компенсация коммунальных платежей. Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ за содержание арендованного имущества отвечают арендаторы, если другое не установлено законодательством или договором. Хотя именно они пользуются водой, электричеством, теплом и пр., покупателями коммунальных услуг в основном выступают арендодатели, поскольку традиционно договоры с поставщиками заключают владельцы. Арендаторы же возмещают им затраты.
При упрощенной системе доходы от реализации устанавливаются согласно статье 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а в ней указано, что выручка складывается из всех поступлений, связанных с продажей товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Стало быть, наряду с арендной платой арендодатель должен включить в доходы полученную компенсацию коммунальных платежей. Так полагают и контролирующие органы (письма Минфина России от 10.02.2009 № 03-11-09/42 и ФНС России от 05.12.2006 № 02-6-10/216@).
Подробнее об этом читайте в статье «Коммунальные платежи» // Упрощенка, 2009, № 11
Если объект налогообложения — доходы минус расходы, то на сумму, перечисленную коммунальным службам, арендодатель вправе снизить налоговую базу (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На том же основании арендатор может учесть выплаченную компенсацию (как материальный расход).
Пример 3
Дополним условия примера 2. Согласно договору аренды коммунальные услуги оплачивает ООО «Посейдон» (арендодатель), а индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин (арендатор) возмещает их стоимость. 6 мая 2010 года арендодатель перечислил коммунальным службам за апрель 2800 руб. (в том числе НДС 427,12 руб.), а 7 мая получил компенсацию от арендатора. Отразим операции в налоговом учете у обеих сторон.
Коммунальные платежи без НДС составляют 2372,88 руб. (2800 руб. – 427,12 руб.). 6 мая 2010 года учтем их в расходах арендодателя (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Отдельной строкой в Книге учета доходов и расходов будет отражен расход в виде НДС — 427,12 руб. (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Сумму компенсации, равную 2800 руб., 7 мая включим в доходы арендодателя и в расходы арендатора.
Посреднический договор
От заказчика (доверителя, комитента или принципала) требуется не только уплатить посреднику (поверенному, комиссионеру или агенту) вознаграждение, но и возместить издержки, понесенные по договору (п. 2 ст. 975, ст. 1001 и ст. 1011 ГК РФ).
Комиссионер не вправе требовать компенсацию расходов на хранение имущества комитента, если в законе или договоре не установлено иное
При упрощенной системе доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ указаны суммы, поступившие посреднику для выполнения договора и возмещения издержек. Следовательно, компенсация затрат, полученная от заказчика, в доходах посредника не отражается. Правда, уменьшить налоговую базу на затраты ему тоже не удастся: они произведены за заказчика и считаются его расходами, да и то не всегда. Ведь при упрощенной системе признаются расходы, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Поэтому заказчик вправе учесть в налоговой базе при УСН уплаченную компенсацию только тех затрат, которые упомянуты в закрытом перечне.
Пример 4
По договору комиссии ООО «Альфин» получило от ЗАО «Марлет» 1 т муки для продажи по минимальной цене 20 руб./кг. Комитент возмещает все затраты, связанные с продажей, в том числе на хранение. Комиссионер участвует в расчетах, а его вознаграждение составляет 15% стоимости реализованного товара. Обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.
ООО «Альфин» 11 июля 2010 года уплатило за аренду склада 2006 руб. (в том числе НДС 306 руб.) и за перевозку муки 3540 руб. (в том числе НДС 540 руб.). Вся партия была продана оптовому покупателю за 22 000 руб. 13 июля деньги поступили на расчетный счет комиссионера, который, удержав вознаграждение и компенсацию затрат, перечислил оставшуюся сумму комитенту. В тот же день комитент подписал отчет. Каким будет налоговый учет у организаций?
Вознаграждение комиссионера составляет 3300 руб. (22 000 руб. × 15%), а полученная компенсация — 5546 руб. (2006 руб. + 3540 руб.). Несмотря на то что ООО «Альфин» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, оно не вправе учесть в расходах стоимость хранения и перевозки. Эти расходы войдут в налоговую базу ЗАО «Марлет». 13 июля 2010 года в доходах комиссионера нужно отразить только 3300 руб. Сумма полученной компенсации доходом не является (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
13 июля бухгалтер ЗАО «Марлет» должен показать в доходах выручку от реализации муки (22 000 руб.), а в расходах — ее покупную стоимость (предположим, что к тому моменту ЗАО «Марлет» погасило задолженность перед поставщиком муки). Отчет подписан, компенсация затрат и вознаграждение удержаны тоже 13 июля. Считается, что в этот день комитент оплатил все издержки, и можно включить в расходы:
Согласно статье 164 ТК РФ компенсация — это сумма, возмещаемая сотруднику, который произвел материальные затраты, исполняя рабочие или иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Случаи, когда выплачиваются компенсации, указаны в статье 165 ТК РФ. Многие из них мы рассматривали в журнале раньше. Сейчас поговорим лишь о затратах, возмещаемых при переезде сотрудников к новому месту службы и разъездной работе.
…при переезде на работу в другой город (район, поселок)
При смене места жительства, продиктованной производственной необходимостью, по предварительной договоренности с руководством возмещаются расходы (ст. 169 ТК РФ):
Обратите внимание: работодатель обязан возместить сотруднику расходы, заранее условившись о приеме на работу и его переезде, когда:
Налоговый учет. Перечень пункта 1 статьи 346.16 НК РФ не содержит компенсацию затрат, понесенных сотрудником при переезде. Тем не менее есть способ, позволяющий отразить ее в налоговой базе. При упрощенной системе разрешено признавать расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), состав которых определяется в соответствии со статьей 255 НК РФ. К ним, в частности, относятся все суммы, выплаченные по трудовым или коллективным договорам (п. 25 ст. 255 НК РФ). Таким образом, компенсацию, указанную в данных документах, можно учесть в расходах на оплату труда. Минфин придерживается того же мнения (письмо от 23.07.2009 № 03-03-05/138).
Страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок начисления и уплаты взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Выплаты, с которых не взимаются взносы, указаны в пункте 1 статьи 9. К ним относятся и компенсации, связанные с переездом гражданина в рабочих целях (подп. 2и). Отметим, что не облагаются выплаты в пределах установленных норм. Но для работодателей, не финансируемых из федерального бюджета, законодательно установленных норм нет. Поэтому коммерческие предприятия полностью не начисляют взносы с сумм, выплаченных в размере, установленном трудовыми договорами.
Ситуация
Оплата жилья работникам
Бывает, работодатели снимают для приезжих сотрудников квартиры. Учитывается ли при налогообложении стоимость аренды этих квартир? На первый взгляд нет, ведь в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ такой вид затрат не указан. Но не будем спешить.
В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению сотрудника работу разрешается оплачивать не только деньгами (ст. 131 ТК РФ). Доля, выраженная в натуральной форме, не должна превышать 20% месячного заработка. Очевидно, что издержки на съем жилплощади для персонала, не выходящие за приведенный показатель, работодатель вправе включить в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Минфин подтверждает такую возможность (письма от 17.03.2009 № 03-03-06/1/155 и от 28.05.2008 № 03-04-06-01/142). Рекомендации даны организациям на общем режиме, но «упрощенцы» также могут ими воспользоваться. Напомним, что и при общем режиме, и при УСН состав расходов на оплату труда определяется согласно статье 255 НК РФ
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (далее — Перечень). Затраты на переезд, вызванный поступлением или переводом на работу в другую местность, возмещенные гражданам в размере, не превышающем лимит, указаны в пункте 10 Перечня. Значит, взносы в ФСС на эти компенсации начислять не нужно.
НДФЛ. Выплаты компенсаций в пределах сумм, зафиксированных в трудовом (коллективном) договоре, указаны в пункте 3 статьи 217 НК РФ, так что НДФЛ с них не удерживается. Данное положение прокомментировано в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-04-06-01/140.
…сотрудникам на разъездной работе
Практически в любой организации есть сотрудники, находящиеся в постоянных разъездах (корреспонденты, курьеры, торговые агенты и т. д.). Некоторых обеспечивают служебными автомобилями, но обычно, следуя статье 168.1 ТК РФ, возмещают затраты на проезд городским транспортом.
Налоговый учет. В пункте 1 статьи 346.16 НК РФ компенсация стоимости билетов для деловых поездок не указана. Однако если она предусмотрена в трудовых или коллективных договорах, то может быть включена в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и п. 25 ст. 255 НК РФ).
Минфин придерживается такой же точки зрения (письмо от 01.08.2006 № 03-05-02-04/121)
Как известно, при упрощенной системе признаются только документально подтвержденные издержки. Поэтому советуем, во-первых, приказом руководителя утвердить список должностей, связанных с разъездами, во-вторых, зафиксировать характер работы в должностных инструкциях и, в-третьих, хранить проездные билеты, за которые организация возвратила деньги.
Страховые взносы во внебюджетные фонды. Сотрудники, занятые в разъездах, вынуждены покупать проездные билеты. Суммы, возмещенные персоналу, исполнявшему свои трудовые обязанности, в базу по страховым взносам не включаются (подп. 2и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Следовательно, взносы с компенсаций начислять не нужно.
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Компенсация сотрудникам служебных расходов указана в пункте 10 Перечня. Значит, взносами в ФСС эти выплаты не облагаются.
НДФЛ. Рабочие поездки совершаются в интересах работодателя, а компенсацию подобных затрат НДФЛ не облагают (п. 3 ст. 217 НК РФ). Возмещенная плата за проезд не является экономической выгодой, то есть доходом сотрудника, значит, НДФЛ с нее взиматься не должен. Об этом говорится и в письмах Минфина России от 29.08.2006 № 03-05-01-04/252 и от 04.05.2006 № 03-05-01-04/112.