компенсация стоимости материалов подрядчику

Компенсация стоимости материалов подрядчику

компенсация стоимости материалов подрядчику

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

компенсация стоимости материалов подрядчику

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

компенсация стоимости материалов подрядчику

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

10 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее об этом смотрите, например, в следующем материале, размещенном в системе ГАРАНТ:
— Вопрос: Обязан ли подрядчик при наличии постоянной схемы присоединения к электрическим сетям при выполнении работ по договору произвести подключение по временной схеме и кто из сторон на период выполнения работ по договору подряда обязан заключать договор энергоснабжения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.).

Источник

Возвратные суммы

В смете к договору строительного подряда, а следовательно, и в актах о приемке выполненных работ иногда выделяются так называемые возвратные суммы. Заказчик их не оплачивает. Они могут относиться к материалам либо к временным сооружениям. Как отразить их в учете?

Расшифровка понятия

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.

Возвратные суммы обособляют, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка сооружений или снос зданий. В результате образуются материалы и изделия, пригодные для повторного применения. По сути, речь идет об отходах строительного производства – либо остающихся в распоряжении подрядчика после исполнения договора, либо переданных подрядчику заказчиком для выполнения работ (в зависимости от договоренности между сторонами). Их стои­мость и представляет собой возвратные суммы. Расшифровываются они на основании номенклатуры и количества материалов и изделий, получаемых для последующего использования.

Пример 1. Сметой на строительство объекта предусмотрено устройство временной дороги из железобетонных плит. Подрядчик приобрел плиты в собственность. По окончании работ дорога демонтирована, плиты остаются у подрядчика. Дорога в собственность заказчика не передавалась, хотя была ему предъявлена в составе общего объема выполненных работ. Сметная стоимость строительства включает стоимость плит, но за итогом сметы (заказчиком стоимость этих плит за минусом стои­мости их использования не оплачивается). Поэтому стоимость плит, бывших в употреб­лении, учтена в возвратных суммах.

Стоимость подобных запасов определяют по цене возможной реализации за вычетом расходов на их приведение в пригодное для использования состояние и доставку до места складирования. Если использовать или реализовать материалы от разборки невозможно, возвратные суммы не выделяются.

Давальческие материалы

Возвратные суммы могут появиться в смете и при использовании давальческих материалов заказчика. Если их стоимость включена в смету (п. 4.22 МДС 81-35.2004), ее нужно исключить. Тогда стоимость давальческих материалов будет показана за итогом сметы в составе возвратных сумм.

Пример 3. Договор предусматривает асфальтирование площадки под автостоянку. Материалами обеспечивает заказчик (п. 1 ст. 745 Гражданского кодекса РФ). Сметная стоимость работ – 3 000 000 руб. без учета НДС, в том числе стоимость материалов (без НДС) – 1 200 000 руб. Возвратные суммы за итогом сметы, характеризующие стоимость давальческих материа­лов в сметных ценах, – 1 200 000 руб. Рыночная стоимость материалов роли не играет. Она определяет размер ответственности подрядчика за утрату давальческих материалов. В итоге цена договора составит 1 800 000 руб. (3 000 000 – 1 200 000).

Такой подход основан на разъяснениях Минстроя России, изложенных в письме от 30 мая 1995 г. № 12-155. В нем сообщается, что стоимость материальных ресурсов включается в сметную стоимость работ вне зависимости от того, кто их приобретал: заказчик или подрядчик. При этом стоимость материальных ресурсов поставки заказчика учитывается при взаи­морасчетах в составе возвратных сумм (иногда давальческие материалы отражаются в смете по нулевой стоимости, поэтому возвратных сумм не возникает).

Материалы приобретены подрядчиком

Рассмотрим порядок учета возвратных материалов, изначально приобретенных подрядчиком и остающихся в его собственности после завершения работ.

Временные сооружения

Временная дорога (см. пример 1) была непосредственно предусмотрена сметой.­ Выполнение работ, поименованных в смете, в том числе строительство временной дороги, фиксируется в актах по форме № КС-2. При этом на стройплощадке могут иметься и другие вспомогательные сооружения, не оговоренные в смете. Их стоимость учитывается в накладных расходах. В частности, это может быть забор, ограждающий стройплощадку. Предположим, забор был из досок. Его установка выполнением работ по договору не считается и в форме № КС-2 не указывается.

Напомним: временные здания и сооружения, возводимые на стройплощадке, подразделяются на титульные и нетитульные (п. 1.1 и 1.4 Сборника сметных норм. ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. № 45).

Титульные объекты непосредственно предусмотрены сметой, поэтому их включают в акты по форме № КС-2. Нетитульные объекты в смете специально не оговариваются и в актах по форме № КС-2 не отражаются.

Из упомянутых выше объектов (дорога и забор) временная дорога является титульным сооружением, а ограждение стройплощадки – нетитульным.

Минрегион России в письме от 18 декабря 2008 г. № 34146-ИМ/08 сообщил, что титульные объекты подлежат передаче на баланс заказчика, где учитываются в составе основных средств. Однако такой порядок нормативными документами не поддерживается. Правда, он установлен в подпункте «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Но, во-первых, письмо № 160 на регистрацию в Минюст России не представлялось. А во-вторых, такой порядок противоречит условиям признания основных средств.

По завершении строительства демонтируется как дорога, так и забор. К повторному использованию пригодны и дорожные плиты, и доски, из которых был сооружен забор. Казалось бы, в обоих случаях подрядчик приходует материалы. Однако плиты являются многооборотными. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства (п. 24 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).

Заказчик не получает от подрядчика ни плит, ни досок. Если смету не скорректировать, то подобные отходы, оплаченные заказчиком, оставаясь у подрядчика, порождают у последнего дополнительную экономическую выгоду. Поэтому стоимость данных материалов указывается в виде возвратных сумм.

В акты по форме № КС-2 возвратные суммы попадут неизбежно. Ведь эти документы отражают исполнение сметы и в них переносятся все ее показатели. В акт сдачи-приемки результата работ, оформляемый в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ, возвратные суммы включать не обязательно. Но даже если они в него попали, никаких операций в учете подрядчика в связи с этим не будет.

Обособление возвратных сумм обусловлено спецификой сметного ценооб­разования.

Пример 4. Сметная стоимость строительства – 10 000 000 руб. без учета НДС. В смете преду­смотрено сооружение временной дороги из железобетонных плит, а также приобретение досок для вспомогательных построек. За итогом сметы указано: «В том числе возвратные суммы – 200 000 руб. (с расшифровкой «плиты дорожные», «доски»)». Поэтому цена договора стройподряда – 9 800 000 руб. (10 000 000 – 200 000).

На основании акта о передаче заказчику результата выполненных работ подрядчик сделает в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 62

КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 11 564 000 руб. (9 800 000 руб. х 118%) – отражена выручка по договору;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1 764 000 руб. (9 800 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости реализации выполненных работ.

Отражение операций в учете

Затраты на временные объекты можно аккумулировать на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п. 16 ПБУ 2/2008, утвержденного приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н), хотя это необязательно.

Использование многооборотных комплектующих. Набор таких комплектующих стоимостью более 40 000 руб. следует рассматривать в качестве самостоятельного объекта основных средств, подлежащего амортизации.

Пример 5. Подрядчик, ведущий работы по капстроительству, приобрел комплект из 100 дорожных плит по цене 900 руб. за штуку (без учета НДС) для сооружения вспомогательного объекта – временной дороги. Согласно проекту, плиты имеют трехкратную оборачиваемость. Учетной политикой установлено, что амортизация по ним начисляется пропорционально объему работ (п. 18 ПБУ 6/01). Следовательно, амортизация начисляется при передаче плит в эксплуатацию в размере 1/3 их стоимости. Учетные записи будут иметь вид:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 90 000 руб. (900 руб/шт. х 100 шт.) – приобретен комплект дорожных плит;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»

КРЕДИТ 08

– 90 000 руб. – учтен в составе основных средств комплект плит;

ДЕБЕТ 97 субсчет «Временная дорога»

КРЕДИТ 10 (70, 69. )

– 50 000 руб. – отражены затраты на сооружение временной дороги;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»

– 90 000 руб. – уложен в дорожное покрытие комплект плит;

ДЕБЕТ 97 субсчет «Временная дорога»

КРЕДИТ 02

– 30 000 руб. (90 000 руб. х 1/3) – начислена амортизация по комплекту плит;

ДЕБЕТ 20 субсчет «Объект строительства»

КРЕДИТ 97 субсчет «Временная дорога»

– 80 000 руб. (50 000 + 30 000) – включены в себе­стоимость строительных работ затраты на устройство дороги;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )

– 20 000 руб. – отражены затраты на разборку временной дороги;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»

КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– 90 000 руб. – оприходованы демонтированные плиты. › |

Использование расходных материалов. Если при создании временного сооружения использованы расходные материалы, то стоимость такого сооружения в учете не обособляют.

Пример 6. В соответствии со сметой подрядчик приобрел доски на сумму 10 000 руб. (без учета НДС), из которых был сооружен временный забор вокруг стройплощадки. Сметой он не предусмотрен, по окончании строительства основного объекта демонтируется. Доски, пригодные для дальнейшего использования, подрядчик оприходовал. В учете эти операции отражены записями:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Стройматериалы»

КРЕДИТ 60

– 10 000 руб. – приобретены доски;

ДЕБЕТ 20

КРЕДИТ 10 субсчет «Стройматериалы»

– 10 000 руб. – использованы доски для сооружения забора;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )

– 9000 руб. – учтены иные затраты на сооружение забора (оплата труда и пр.);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )

– 8000 руб. – отражены затраты на демонтаж;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Стройматериалы, бывшие в употреблении»

КРЕДИТ 20

– 2000 руб. – оприходованы доски по цене возможного использования. › |

В смете возвратные суммы, приходящиеся на доски для забора, соответствуют цене их возможного использования – 2000 руб.

Учет НДС в примере не рассматривается.

Документальное оформление

Для оформления операций можно воспользоваться унифицированными формами № КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений» и № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценнос­тей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» (утверждены постановлениями Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 и от 30 октября 1997 г. № 71а соответственно).

Форма № КС-9 – внутренний документ подрядчика. Она является основанием для оприходования материалов, полученных от разборки временных объектов (любых).

Форма № М-35 служит основанием для принятия на забалансовый учет материалов, полученных от разборки объектов, принадлежащих заказчику.

Вывод многооборотных конструкций из эксплуатации можно задокументировать формой № ОС-2 «Накладная на внут­реннее перемещение объектов основных средств» (утверждена постановлением Гос­комстата России от 21 января 2003 г. № 7).

Подрядчик может изменить приведенные унифицированные формы. Однако суть соответствующих фактов хозяйственной жизни они удостоверяют правильно.

Возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.

Источник

Как изменить или расторгнуть контракт из-за повышения стоимости на стройматериалы

Изменение цены контракта в связи с увеличением стоимости материалов — это процедура перерасчета ЦК по строительству. Стороны вправе корректировать существенные условия соглашения, но для этого потребуется разрешение от региональных властей.

Скачать Письмо Минфина РФ № 24-06-06/45785 от 10.06.21 из КонсультантПлюс
Скачать постановление Правительства РФ № 1315 от 09.08.2021 c официального сайта правительства
Скачать проект постановления правительства об изменении цен контрактов

Минстрой предлагает пересмотреть контракты, заключенные до 01.07.2021

Минстрой подготовил проект постановления правительства об изменении цен на госконтракты «в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы».

Значительный рост цен на сырье, материалы и строительные ресурсы привел к новым изменениям. Минстрой опубликовал новый проект постановления — об изменении цен на государственные контракты по № 44-ФЗ на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капитального строительства и проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Для внесения изменений подрядчик направляет заказчику предложение в письменном виде — с обязательным обоснованием новой стоимости или срока. Допускается менять цену только по невыполненным объемам строительства.

Нововведения направлены на реализацию федеральных проектов, но новым регламентом вправе воспользоваться региональные власти и даже государственные компании, которые работают с национальными проектами в рамках № 223-ФЗ.

Кроме того, правительство утвердило механизм компенсации застройщикам дополнительных расходов, которые связаны с удорожанием стройматериалов.

В ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 закреплена еще одна мера поддержки строительной отрасли. С момента вступления постановления в силу стороны вправе увеличить цену строительного госконтракта (не больше чем на 30 %). Для увеличения стоимости заказчик и подрядчик подписывают дополнительное соглашение. Проверять инвестпроект на предмет эффективности использования бюджетных средств не потребуется.

Как изменить цену контракта из-за удорожания стройматериалов

Многим поставщикам знакома проблема: после заключения муниципального контракта цены на материалы выросли в два раза, но по условиям госконтракта вносить изменения нельзя. Минстрой предложил скорректировать действующий порядок — допустить возможность пересмотра цены госконтрактов по строительству. Специалисты ведомства подготовили проект изменений в ПП РФ № 1186 от 19.12.2013. После того как его примут, стороны смогут менять цены на строительные контракты из-за удорожания строительных материалов.

Региональные структуры получили нормативные рекомендации Минфина по увеличению контракта в связи с увеличением стоимости материалов: три ведомства — Минфин, Минстрой и ФАС подготовили совместное письмо № 24-06-06/45785 от 10.06.2021, № 24044-АП/09 от 10.06.2021 и № ПИ/47490/21 от 10.06.2021, в котором разъясняется порядок изменения цены строительных контрактов в соответствии с № 44-ФЗ.

компенсация стоимости материалов подрядчику

По логике ведомств изменения возможны из-за возникновения обстоятельств, которые не зависят ни от поставщика, ни от заказчика. Допускает антимонопольная служба и цены на стройматериалы (их увеличение), и изменение общей стоимости госконтракта, и его расторжение по соглашению сторон.

Изменит проектные разработки Минстроя на повышение стоимости материалов постановление Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013, в котором установлен допустимый критерий на корректировку существенных условий контракта в 100 миллионов рублей. Ведомство предлагает закрепить другой норматив — 15 миллионов рублей. Заказчики и поставщики в основном заключают контракты на сумму ниже 100 миллионов рублей: доля таких соглашений составляет 70 % на федеральном и региональном уровнях, 79 % на муниципальном уровне.

Как изменить расценки на стройматериалы в смете госконтракта

В процессе исполнения длительных госконтрактов на строительство меняются расценки на строительные материалы. Минстрой предложил, что делать с контрактами госзакупок при подорожании материалов — менять расценки. Возможность изменения существенных условий установлена в № 44-ФЗ (п. 8 ч. 1 ст. 95). Но все коррективы следует обосновать, то есть официально подтвердить, что удорожание материалов привело к росту стоимости исполнения соглашения. Кроме того, потребуется получить разрешение — решение правительства или региональных властей.

Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали требования к проектно-сметной документации в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

компенсация стоимости материалов подрядчику

Минстрой подписал приказ № 500/пр от 21.07.2021 об изменении сметы строительного контракта в связи с ростом цен. В настоящее время приказ проходит регистрацию в Минюсте. Ожидается, что изменения вступят в силу с 24.08.2021. В ведомстве предложили новые правила обоснования изменений сметы контрактов на строительство и реконструкцию объектов капстроительства для контрактов с ценой:

Для контрактов с ценой до 30 миллионов ввели компенсацию разницы между стоимостью основных материалов, оборудования и общей стоимостью этих материалов и оборудования с учетом изменений. Новую цену определяют как сумму цен работ по действующей смете и величины возрастания стоимости на строительные материалы, оборудование. Величину возрастания учитывают в коэффициенте увеличения стоимости работ и распределяют пропорционально остатку работ по каждой позиции сметы строительного контракта. Чтобы подтвердить изменение цены, необходимо предоставить минимум три обосновывающих документа по каждому материалу и оборудованию — коммерческие предложения, прайс-листы, открытые сведения с ЭТП.

Разница рассчитывается по формуле:

компенсация стоимости материалов подрядчику

Новая цена контракта до 30 миллионов определяется по такой формуле:

компенсация стоимости материалов подрядчику

Новая цена контракта от 30 до 100 миллионов рассчитывается так:

компенсация стоимости материалов подрядчику

Новая цена контракта от 100 миллионов и выше рассчитывается по формуле:

компенсация стоимости материалов подрядчику

При корректировке стоимости (максимум на 30 %) для контрактов до 30 и от 30 до 100 миллионов рублей повторная экспертиза сметной стоимости не требуется. Если меняется цена контракта от 100 миллионов и выше, то повторная экспертиза обязательна.

Еще Минстрой на сайте проектов нормативных опубликовал проект изменений в приказ № 841/пр от 23.12.2019. В этом нормативе приведены порядок определения НМЦК и методика расчетов ценовых показателей. Ведомство поясняет, как сообщить заказчику, что увеличились цены на стройматериал, — написать уведомление и привести официальные доказательства такого подорожания (договоры поставки материалов и оборудования, товарные накладные, иные бумаги).

Кроме того, при расчете НМЦК на строительные контракты, заказчику следует заложить возможное увеличение — применить к начальной (максимальной) ЦК индекс прогнозной инфляции.

компенсация стоимости материалов подрядчику

Общий порядок действия при изменении расценок на стройматериалы таков:

Как расторгнуть контракт из-за подорожания стоимости стройматериалов

Если заказчик не согласен с удорожанием или стороны не получили разрешение на изменение существенных условий, то проводится расторжение контракта из-за повышения цен на материалы при строительстве — по ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ. Основание для расторжения — соглашение сторон.

Почему возникла проблема

В совместном письме Минфина, Минстроя и ФАС указано, можно ли поменять расценки на стройматериалы — да, стороны вправе корректировать существенные условия соглашения в рамках Федеральной контрактной системы. Решение о возможности изменить ценовые условия госконтракта потребовалось в связи с резким ростом цен на строительные материалы. Удорожание зафиксировали из-за повышения активности внутреннего рынка после снятия ограничительных мер.

Кроме того, на стоимости сказалась и нехватка стройматериалов. Ограниченность ресурсов вызвана пандемией и особыми условиями работы в 2020 году. ФАС провел проверку поставщика строительных материалов и подтвердил правомерность ценового роста.

Источник

Позиции Минфина и ФНС по вопросам из практики строительных организаций

Автор: Кислов С.С., эксперт журнала

Некоторые ситуации характерны для большинства налогоплательщиков, занятых в строительном бизнесе. Это означает, что, столкнувшись с какой-либо проблемой впервые, целесообразно поискать рекомендации, которые регулирующие органы давали другим налогоплательщикам. Напомним отдельные разъяснения.

Заказчик работ выплачивает подрядчику премию.

Договор может предусматривать выплату заказчиком денежных средств сверх согласованной цены работ[1] (например, за их выполнение с надлежащим качеством и в установленный срок). Обязан ли подрядчик уплачивать НДС с такой премии?

Минфин в Письме от 05.04.2019 № 03-07-11/23881 ответил утвердительно, обосновав свое мнение ссылкой на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ (см. выше): денежные средства, выплачиваемые заказчиком подрядчику сверх цены, установленной договором подряда, при выполнении строительно-монтажных работ надлежащего качества в установленный договором подряда срок, связаны с оплатой работ, реализованных подрядчиком заказчику. В связи с этим указанные денежные средства подлежат включению подрядчиком в базу по НДС.

Дополнительно отмечено, что счет-фактура составляется подрядчиком в одном экземпляре и заказчику не выставляется (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

Добавим, что премия должна отражаться в составе доходов и в целях налогообложения прибыли, и в бухгалтерском учете. В частности, согласно п. 8 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» величина выручки по договору определяется исходя из стоимости работ по установленной в договоре цене, корректируемой в случаях и на условиях, предусмотренных договором, в том числе в связи с выплачиваемыми организации дополнительно сверх сметы по условиям договора суммами (поощрительными платежами), например, за сокращение сроков строительства и др. Поощрительные платежи отражаются как увеличение выручки по договору. Причем делать это необходимо не по факту получения денег, а раньше – при наличии уверенности, что соответствующая сумма может быть достоверно определена и будет признана заказчиком.

В налоговом учете признание доходов обусловлено не наличием уверенности налогоплательщика в возможности получения денег, а оформлением сторонами документа, подтверждающего выполнение подрядчиком условий премирования и согласие заказчика выплатить конкретную сумму. Указанный документ позволяет заказчику работ учесть в составе расходов сумму причитающейся подрядчику премии.

Заказчик работ компенсирует подрядчику стоимость утерянного или испорченного имущества.

Минфин неоднократно сообщал, что возмещение заказчиком стоимости утерянного (поврежденного, утраченного) имущества не связано с реализацией товаров (работ, услуг) и не является объектом обложения НДС. В связи с этим при возмещении заказчиком стоимости имущества подрядчик счета-фактуры не выставляет (письма от 13.10.2010 № 03-07-11/406, от 29.07.2013 № 03-07-11/30128, от 27.10.2017 № 03-07-11/70530, от 15.03.2019 № 03-07-08/17235 и др.). Поскольку писем аналогичного содержания много, позиция регулирующего органа является сформированной и неизменной.

В бухгалтерском и налоговом учете подрядчика стоимость указанного имущества отражается в составе внереализационных расходов, а причитающаяся сумма возмещения – в качестве внереализационных доходов.

Как подрядчику начислять НДС, если часть расходов этим налогом не облагается?

Этот вопрос может возникать довольно часто, в том числе в следующих случаях:

подрядчик является плательщиком НДС, а субподрядчик применяет УСНО;

в стоимости работ заложено страхование строительных рисков.

В отношении первой ситуации мнение Минфина выражено в Письме от 09.01.2017 № 03-07-03/46: генеральный подрядчик при разработке проектно-сметной документации привлекает подрядчика-«упрощенца». Финансисты пояснили, что в силу п. 1 ст. 154 НК РФ налоговой базой признается стоимость реализуемых работ, цена которых формируется с учетом всех фактических расходов на их выполнение, в том числе на приобретение работ (услуг), не облагаемых НДС. Иными словами, генподрядчик должен уплачивать налог с полной стоимости работ независимо от доли, приходящейся на подрядчика, не являющегося плательщиком НДС.

Аналогичный подход – в письмах Минфина России от 30.09.2016 № 03-07-11/56905 и ФНС России от 06.06.2013 № ЕД-4-3/10423@. Причем ФНС высказалась непосредственно о второй из названных ситуаций, когда договором на выполнение строительно-монтажных работ предусмотрена обязанность подрядчика застраховать строительные риски. При этом уплаченная подрядчиком страховая премия включена в стоимость работ, облагаемых НДС.

Свое мнение ФНС обосновала ссылкой на п. 1 ст. 154 НК РФ, а также:

на ст. 709 ГК РФ (цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение);

на п. 3.1 Методики № 15/1[3] (под сметной стоимостью понимается сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов на приобретение оборудования и доставку его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом).

На основании этого налоговое ведомство сделало вывод: база по НДС в отношении работ и услуг, реализуемых подрядчиком, цена которых формируется с учетом страховых выплат, определяется как договорная цена этих работ, услуг. Исчисление налога по отдельным составляющим договорной цены гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

Минфин и ФНС единодушны и в том, что заказчик работ, стоимость которых сформирована с учетом расходов на приобретение работ (услуг), не облагаемых НДС, использует право на вычет в общеустановленном порядке (на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями, после принятия выполненных работ на учет и при наличии соответствующих первичных документов).

ООО «Подрядчик» выполнило для заказчика работы, цена которых
согласно договору равна 1 200 000 руб. (в том числе НДС – 200 000 руб.).

Часть этих работ (на сумму 600 000 руб.) была выполнена субподрядчиком-«упрощенцем».

В акте сдачи-приема результатов работ и счете-фактуре ООО «Подрядчик» должен отразить НДС в размере 200 000 руб.

Эту же сумму заказчик работ вправе принять к вычету.

[1] Речь идет именно о премировании подрядчика, а не о выплате договорного удержания (гарантийного удержания), которое является частью цены работ.

[2] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[3] Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *