компенсация удорожания стоимости материалов в смете

Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, как изменить контракт при повышении стоимости на материалы

Удорожание стройматериалов беспокоит подрядчиков по госконтрактам. Их массовые обращения в Минфин, ФАС и Минстрой дали результаты. Ведомства разъяснили, как увеличить цену госконтракта из-за повышение стоимости стройматериалов.

Скачать совместное письмо Минфина № 24-06-06/45785, Минстроя № 24044-АП/09 и ФАС № ПИ/47490/21 от 10.06.2021 о возможности изменения цены и срока госконтракта из-за повышения цен на сырье

Цены госконтрактов из-за повышения стоимости на стройматериалы можно менять?

10.06.2021 Минстрой, Минфин и ФАС в совместном письме № 24-06-06/45785, № 24044-АП/09 и № ПИ/47490/21 разъяснили, что цены контрактов имеют тенденцию меняться из-за сильного подорожания стройматериалов. Это происходит в рамках п. 8 ч. 1 ст. 95. В этой статье указано, что существенные условия строительных контрактов, в том числе цену и срок, можно изменить, при условии что сделка заключена на срок не меньше 1 года, а ее цена минимум 100 млн рублей. Главное, обосновать, что существенная смена стоимости строительных ресурсов привела к увеличению общей стоимости строительства и невозможности выполнения принятых на себя обязательств по контракту на выполнение строительных работ.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как закупают строительные работы в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

компенсация удорожания стоимости материалов в смете

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Дополнительно Минстрой подготовил законопроект, который призван ввести новые основания для изменения цены и обеспечить возможность менять ее из-за существенного увеличении стоимости стройматериалов.

Еще Минстрой сообщил, что они прорабатывают действия при существенном повышении цен на стройматериалы. Министерство взаимодействует с производителями стройматериалов, застройщиками, профильными ведомствами и отраслевыми объединениями. Еженедельно мониторят цены по 17 ценообразующим строительным ресурсам и перенаправляют данные в ФАС и Минпромторг для оперативного реагирования.

Предпосылки проблемы

Недавно Росстат опубликовал сведения, что цены на стройматериалы выросли на 4,99 % в мае 2021 г. по сравнению с апрелем и на 16,44 % — по сравнению с маем 2020 г.

Источник

Главгосэкспертиза разъяснила, как изменить цену контракта при существенном росте стоимости строительных ресурсов

Главгосэкспертиза России опубликовала разъяснения по порядку изменения цены контракта, корректировки сметы контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов (https://fgiscs.minstroyrf.ru/docs/algo.pdf).

Согласно опубликованным разъяснениям, положения постановления Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021 применяются в отношении контрактов:

— на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;

— заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ от 05.04.2013 для обеспечения федеральных нужд. В случае если новая цена контракта превысит лимиты бюджетных обязательств, изменение цены контракта осуществляется после принятия решения Правительства РФ и об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ;

— заключенных до 01.07.2021 и обязательства по которым на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;

— заключенных заказчиками, перечень которых приведен в Приложении к постановлению.

Последовательность действий сторон при изменении цены контракта:

1. Подрядчик оценивает возможность исполнения контракта по определенной в контракте цене.

2. В случае невозможности исполнения контракта, в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов, подрядчик выполняет расчет в порядке, утвержденном приказом Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, и направляет заказчику предложение изменить цену контракта (и сроки при необходимости) с приложением расчетных обоснований.

3. Заказчик рассматривает расчетные обоснования с учетом следующего:

3.1. В случае если в результате корректировки цена контракта превысит 100 млн руб., заказчик (либо уполномоченное им лицо) направляет пересчитанную сметную документации для проведения государственной экспертизы проектной документации (в части проверки достоверности определения сметной стоимости).

3.2. Если откорректированная цена контракта не превышает 100 млн руб., заказчик самостоятельно проверяет расчетные обоснования.

3.3. Если расчет учитывает изменение видов или объемов работ либо увеличение превышает 30% от первоначальной цены, то такие расчеты возвращаются подрядчику для корректировки.

4. Если в результате корректировки цена контракта не превысила лимитов бюджетных обязательств по объекту, заказчик подготавливает дополнительное соглашение к контракту об изменении его существенных условий (цена и сроки).

5. Если в результате корректировки цена контракта превысила лимиты бюджетных обязательств, то дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта заключается после принятия решения Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ (в случае использования таких ассигнований).

Приведен алгоритм расчета величины изменения цены контракта для объектов стоимостью менее 30 млн руб. Все расчеты выполняются в соответствии с алгоритмом и формулами, установленными приказом Минстроя России N 500/пр от 21.07.2021.

Этап 1. Определяется перечень ценообразующих материалов и оборудования. Выделяются позиции, цена которых по данным подрядчика претерпела значительное изменение.

Этап 2. Осуществляется подбор документов, обосновывающих ценовые показатели материалов и оборудования в уровнях цен на дату заключения контракта и дату выполнения расчетов.

Этап 3. Определяется разница между стоимостью строительных материалов и (или) оборудования на дату заключения контракта и стоимостью на дату выполнения расчета.

Этап 4. Осуществляется расчет коэффициента увеличения стоимости работ. Выполняется пересчет остатков работ по смете контракта.

Этап 5. Определяется новая цена контракта. Расчеты направляются заказчику.

Также опубликован алгоритм расчета величины изменения цены контракта для объектов стоимостью более 30 млн, содержащий 4 этапа.

Кроме того, представлены примеры расчета контракта с учетом предложенного алгоритма.

Напомним, что информацию о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов можно получить во ФГИС ЦС, о чем ранее рассказывал портал ЕРЗ.РФ.

Источник

Приложение N 1. Расчет компенсации на удорожание материалов

Расчет компенсации на удорожание материалов

Наименование
ресурсов
Ед. измКол-воЦена
базовая
ИндексЦена с
индексом
Текущая
цена
Разница
цен
Компенсация
123456789
Всего

Начальник контрольно-сметного отдела УЭР

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Возвратные суммы

В смете к договору строительного подряда, а следовательно, и в актах о приемке выполненных работ иногда выделяются так называемые возвратные суммы. Заказчик их не оплачивает. Они могут относиться к материалам либо к временным сооружениям. Как отразить их в учете?

Расшифровка понятия

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.

Возвратные суммы обособляют, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка сооружений или снос зданий. В результате образуются материалы и изделия, пригодные для повторного применения. По сути, речь идет об отходах строительного производства – либо остающихся в распоряжении подрядчика после исполнения договора, либо переданных подрядчику заказчиком для выполнения работ (в зависимости от договоренности между сторонами). Их стои­мость и представляет собой возвратные суммы. Расшифровываются они на основании номенклатуры и количества материалов и изделий, получаемых для последующего использования.

Пример 1. Сметой на строительство объекта предусмотрено устройство временной дороги из железобетонных плит. Подрядчик приобрел плиты в собственность. По окончании работ дорога демонтирована, плиты остаются у подрядчика. Дорога в собственность заказчика не передавалась, хотя была ему предъявлена в составе общего объема выполненных работ. Сметная стоимость строительства включает стоимость плит, но за итогом сметы (заказчиком стоимость этих плит за минусом стои­мости их использования не оплачивается). Поэтому стоимость плит, бывших в употреб­лении, учтена в возвратных суммах.

Стоимость подобных запасов определяют по цене возможной реализации за вычетом расходов на их приведение в пригодное для использования состояние и доставку до места складирования. Если использовать или реализовать материалы от разборки невозможно, возвратные суммы не выделяются.

Давальческие материалы

Возвратные суммы могут появиться в смете и при использовании давальческих материалов заказчика. Если их стоимость включена в смету (п. 4.22 МДС 81-35.2004), ее нужно исключить. Тогда стоимость давальческих материалов будет показана за итогом сметы в составе возвратных сумм.

Пример 3. Договор предусматривает асфальтирование площадки под автостоянку. Материалами обеспечивает заказчик (п. 1 ст. 745 Гражданского кодекса РФ). Сметная стоимость работ – 3 000 000 руб. без учета НДС, в том числе стоимость материалов (без НДС) – 1 200 000 руб. Возвратные суммы за итогом сметы, характеризующие стоимость давальческих материа­лов в сметных ценах, – 1 200 000 руб. Рыночная стоимость материалов роли не играет. Она определяет размер ответственности подрядчика за утрату давальческих материалов. В итоге цена договора составит 1 800 000 руб. (3 000 000 – 1 200 000).

Такой подход основан на разъяснениях Минстроя России, изложенных в письме от 30 мая 1995 г. № 12-155. В нем сообщается, что стоимость материальных ресурсов включается в сметную стоимость работ вне зависимости от того, кто их приобретал: заказчик или подрядчик. При этом стоимость материальных ресурсов поставки заказчика учитывается при взаи­морасчетах в составе возвратных сумм (иногда давальческие материалы отражаются в смете по нулевой стоимости, поэтому возвратных сумм не возникает).

Материалы приобретены подрядчиком

Рассмотрим порядок учета возвратных материалов, изначально приобретенных подрядчиком и остающихся в его собственности после завершения работ.

Временные сооружения

Временная дорога (см. пример 1) была непосредственно предусмотрена сметой.­ Выполнение работ, поименованных в смете, в том числе строительство временной дороги, фиксируется в актах по форме № КС-2. При этом на стройплощадке могут иметься и другие вспомогательные сооружения, не оговоренные в смете. Их стоимость учитывается в накладных расходах. В частности, это может быть забор, ограждающий стройплощадку. Предположим, забор был из досок. Его установка выполнением работ по договору не считается и в форме № КС-2 не указывается.

Напомним: временные здания и сооружения, возводимые на стройплощадке, подразделяются на титульные и нетитульные (п. 1.1 и 1.4 Сборника сметных норм. ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. № 45).

Титульные объекты непосредственно предусмотрены сметой, поэтому их включают в акты по форме № КС-2. Нетитульные объекты в смете специально не оговариваются и в актах по форме № КС-2 не отражаются.

Из упомянутых выше объектов (дорога и забор) временная дорога является титульным сооружением, а ограждение стройплощадки – нетитульным.

Минрегион России в письме от 18 декабря 2008 г. № 34146-ИМ/08 сообщил, что титульные объекты подлежат передаче на баланс заказчика, где учитываются в составе основных средств. Однако такой порядок нормативными документами не поддерживается. Правда, он установлен в подпункте «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Но, во-первых, письмо № 160 на регистрацию в Минюст России не представлялось. А во-вторых, такой порядок противоречит условиям признания основных средств.

По завершении строительства демонтируется как дорога, так и забор. К повторному использованию пригодны и дорожные плиты, и доски, из которых был сооружен забор. Казалось бы, в обоих случаях подрядчик приходует материалы. Однако плиты являются многооборотными. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства (п. 24 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).

Заказчик не получает от подрядчика ни плит, ни досок. Если смету не скорректировать, то подобные отходы, оплаченные заказчиком, оставаясь у подрядчика, порождают у последнего дополнительную экономическую выгоду. Поэтому стоимость данных материалов указывается в виде возвратных сумм.

В акты по форме № КС-2 возвратные суммы попадут неизбежно. Ведь эти документы отражают исполнение сметы и в них переносятся все ее показатели. В акт сдачи-приемки результата работ, оформляемый в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ, возвратные суммы включать не обязательно. Но даже если они в него попали, никаких операций в учете подрядчика в связи с этим не будет.

Обособление возвратных сумм обусловлено спецификой сметного ценооб­разования.

Пример 4. Сметная стоимость строительства – 10 000 000 руб. без учета НДС. В смете преду­смотрено сооружение временной дороги из железобетонных плит, а также приобретение досок для вспомогательных построек. За итогом сметы указано: «В том числе возвратные суммы – 200 000 руб. (с расшифровкой «плиты дорожные», «доски»)». Поэтому цена договора стройподряда – 9 800 000 руб. (10 000 000 – 200 000).

На основании акта о передаче заказчику результата выполненных работ подрядчик сделает в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 62

КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 11 564 000 руб. (9 800 000 руб. х 118%) – отражена выручка по договору;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1 764 000 руб. (9 800 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости реализации выполненных работ.

Отражение операций в учете

Затраты на временные объекты можно аккумулировать на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п. 16 ПБУ 2/2008, утвержденного приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н), хотя это необязательно.

Использование многооборотных комплектующих. Набор таких комплектующих стоимостью более 40 000 руб. следует рассматривать в качестве самостоятельного объекта основных средств, подлежащего амортизации.

Пример 5. Подрядчик, ведущий работы по капстроительству, приобрел комплект из 100 дорожных плит по цене 900 руб. за штуку (без учета НДС) для сооружения вспомогательного объекта – временной дороги. Согласно проекту, плиты имеют трехкратную оборачиваемость. Учетной политикой установлено, что амортизация по ним начисляется пропорционально объему работ (п. 18 ПБУ 6/01). Следовательно, амортизация начисляется при передаче плит в эксплуатацию в размере 1/3 их стоимости. Учетные записи будут иметь вид:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 90 000 руб. (900 руб/шт. х 100 шт.) – приобретен комплект дорожных плит;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»

КРЕДИТ 08

– 90 000 руб. – учтен в составе основных средств комплект плит;

ДЕБЕТ 97 субсчет «Временная дорога»

КРЕДИТ 10 (70, 69. )

– 50 000 руб. – отражены затраты на сооружение временной дороги;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»

– 90 000 руб. – уложен в дорожное покрытие комплект плит;

ДЕБЕТ 97 субсчет «Временная дорога»

КРЕДИТ 02

– 30 000 руб. (90 000 руб. х 1/3) – начислена амортизация по комплекту плит;

ДЕБЕТ 20 субсчет «Объект строительства»

КРЕДИТ 97 субсчет «Временная дорога»

– 80 000 руб. (50 000 + 30 000) – включены в себе­стоимость строительных работ затраты на устройство дороги;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )

– 20 000 руб. – отражены затраты на разборку временной дороги;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Склад»

КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– 90 000 руб. – оприходованы демонтированные плиты. › |

Использование расходных материалов. Если при создании временного сооружения использованы расходные материалы, то стоимость такого сооружения в учете не обособляют.

Пример 6. В соответствии со сметой подрядчик приобрел доски на сумму 10 000 руб. (без учета НДС), из которых был сооружен временный забор вокруг стройплощадки. Сметой он не предусмотрен, по окончании строительства основного объекта демонтируется. Доски, пригодные для дальнейшего использования, подрядчик оприходовал. В учете эти операции отражены записями:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Стройматериалы»

КРЕДИТ 60

– 10 000 руб. – приобретены доски;

ДЕБЕТ 20

КРЕДИТ 10 субсчет «Стройматериалы»

– 10 000 руб. – использованы доски для сооружения забора;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )

– 9000 руб. – учтены иные затраты на сооружение забора (оплата труда и пр.);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69. )

– 8000 руб. – отражены затраты на демонтаж;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Стройматериалы, бывшие в употреблении»

КРЕДИТ 20

– 2000 руб. – оприходованы доски по цене возможного использования. › |

В смете возвратные суммы, приходящиеся на доски для забора, соответствуют цене их возможного использования – 2000 руб.

Учет НДС в примере не рассматривается.

Документальное оформление

Для оформления операций можно воспользоваться унифицированными формами № КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений» и № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценнос­тей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» (утверждены постановлениями Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 и от 30 октября 1997 г. № 71а соответственно).

Форма № КС-9 – внутренний документ подрядчика. Она является основанием для оприходования материалов, полученных от разборки временных объектов (любых).

Форма № М-35 служит основанием для принятия на забалансовый учет материалов, полученных от разборки объектов, принадлежащих заказчику.

Вывод многооборотных конструкций из эксплуатации можно задокументировать формой № ОС-2 «Накладная на внут­реннее перемещение объектов основных средств» (утверждена постановлением Гос­комстата России от 21 января 2003 г. № 7).

Подрядчик может изменить приведенные унифицированные формы. Однако суть соответствующих фактов хозяйственной жизни они удостоверяют правильно.

Возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.

Источник

Компенсация удорожания стоимости материалов в смете

Мэрия Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

от 14 февраля 1996 года N РЦ-29/92

О едином порядке расчета компенсации
стоимости материалов и изделий в
исполнительной документации

В целях дальнейшего упорядочения расхода бюджетных средств, а также определения единого подхода к расчету компенсации стоимости материальных ресурсов между организациями-заказчиками мэрии и подрядными организациями, Региональный центр ценообразования в строительстве Комитета экономики и финансов устанавливает «Порядок расчета компенсации стоимости материалов в исполнительной документации» согласно приложению 1 и «Единую форму расчета компенсации» согласно приложению 2.

Указанный порядок расчета и представления компенсации является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Первый заместитель председателя
С.Ю.Вязалов

Приложение 1
к письму Комитета
экономики и финансов
от 14.02.96 года N РЦ-29/92

Порядок расчета компенсации стоимости материальных ресурсов
в исполнительной документации

1. Компенсация затрат подрядной организации на материалы и изделия сверх стоимости, учтенной текущим индексом, осуществляется заказчиком на основании расчетов, учитываемых по форме, указанной в приложении N 2, которая является неотъемлемой частью исполнительной документации.

2. Расчет компенсационных выплат по материалам и изделиям производится подрядной организацией по номенклатуре основных строительных материалов (согласно указаний к заполнению формы расчета компенсации), на основании документов, подтвержденных данными первичного бухгалтерского (складского, производственного) учета, исходя из сроков их фактического приобретения.

3. Суммы компенсационных выплат отражаются в Актах выполненных работ (по форме 2), отдельной строкой, до начисления налогов и обязательных платежей.

4. Объемы компенсационных затрат, при определении размера сметной прибыли, в базу для ее исчисления не включаются.

5. Расчет компенсации затрат по стоимости материалов и изделий, без учета их доли в общей стоимости материальных затрат, не допускается.

6. При значительном превышении стоимости материалов и изделий их средней стоимости по городу, заказчик вправе отказать подрядчику в компенсации указанных затрат или потребовать дополнительные обоснования.

7. Затраты подрядной организации по транспортировке материалов и изделий должны учитывать рациональное использование транспортных средств, а также оптимальные схемы доставки.

8. Компенсация затрат по статье «эксплуатация строительных машин и механизмов» решается заказчиком в исключительных случаях по тем видам строительства и работ, где применяется импортная техника и согласовывается с Региональным центром ценообразования в строительстве.

Состав машин и порядок их работы определяется техническими условиями в составе проекта производства работ.

9. Заказчик не вправе отказать подрядчику в компенсации, на основании настоящего Порядка, его обоснованных затрат на материальные ресурсы по необъективным причинам, если возможность такой компенсации определена договором подряда.

Если договором подряда возможность компенсационных выплат не предусмотрена, заказчик вправе отказать подрядчику в выплате компенсации.

10. Настоящий Порядок расчета компенсации стоимости материалов и изделий является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Начальник Регионального центра
ценообразования в строительстве
Е.Ф.Польский

Указания к заполнению формы расчета компенсации (приложения 2):

1. Заполнение формы производится по номенклатуре основных строительных материалов, изделий и конструкций, включенных в Акт выполненных работ, не только по компенсируемым.

Копии указанных в данной графе документов, заверенные руководителем подрядной организации, прикладываются к расчету компенсации.

4. Размер компенсации определяется:

ФОРМА РАСЧЕТА КОМПЕНСАЦИИ

Объект строительства: _______________________________________________

Компенсация в сумме _________________________________________________

к Акту выполненных работ N ___________ от ______________________ 199 __ г.

«___» ____________ 199 __ г. «___» ________________ 199 __ г.

РАСЧЕТ КОМПЕНСАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ N _____________

компенсация удорожания стоимости материалов в смете

О едином порядке расчета компенсации стоимости материалов и изделий в исполнительной документации

Информацию о значении атрибутов документа см. «Юридическая справка»

О порядке вступления в силу документа см. раздел «Вступление в силу»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *