компенсация в коррекционной педагогике это
Компенсация в коррекционной педагогике это
Компенсация (лат. — возмещение, уравновешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).
Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.
Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.
Реабилитация социальная (лат. — восстановление) — это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Компенсация в коррекционной педагогике это
К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
В справочной и специальной дефектологической (коррекционно-педагогической) литературе (Т.А. Власова, В.А. Лапшин, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, С.Г. Шевченко и др.) довольно глубоко и обоснованно разработан понятийный аппарат учебного курса, дана характеристика ведущих категорий коррекционной педагогики, производных от них понятий.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия
Научные основы специальной педагогики.
Специальная педагогика-это отросль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонения от нормального психологического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Задачи специальной педагогики:
1. Выявление общих и спецефических закономерностей психологического развития ребенка с ОВЗ сравнение с нормально развивающимся.
2.изучение особенностей развития ридельных видов познавательной деятельности детей с ОВЗ;
3. Изучение закономерностей развития личности человека с ОВЗ;
4.разработка диагностических теории и способ коррекции различных типов гарушения;
5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения;6.психологоческое обоснование путей и методов педагогического воздействия на психологические развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
Отросли специальной педагогики:
а) олигрофренопсихология- узучает умственноотсталых детей.
Б)тифлопсихология- изучает круг лиц с нарушением зрения.
В) сурдопсихология- психология диц с нарушением слуха.
Г) логопсихология – психология лиц с нарушениями речи.
Д) патопсихолгия-психология распада психической деятельности.
Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия.
Корекция — система психолого педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабления недостатка психо- физического развития и поведения у детей.
Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки человека до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Адаптация — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Интеграция-(с лат. Соединение, востановление). Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательное учреждение. Где они получают возможнность совместного обучения нормально развивающимися сверстниками. Главным условием интеграции в России является проведение в соответствие потребностей детей с психологическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе не предспасобленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образвания.
Плюсы: созранение «детско-родительского» отношения и полноценное участие ребенка в повседневной жизни семьи; обретение опыта общения со взрослыми и сверстниками; Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми аврабатывается привычка к общению со слышищами, что в дольнейшем поможет продвигаться и лучше адаптироваться в обществе.
Минус: Плохо говорящий ребенок, не всегда понимае мысл слова, что может стать причиной насмешек; сложности усвоения социальных норм и их не знания; по мере осознания себя не похожести с другими детьми дети замыкаются в себе или если есть еще такие же дети с анологичными проблемами объединяются в группу; неслышащий ребенок привыкший к повышенному вниманию к себе дома, в массовой школе где он один из мнгих, чувствуют дискомфорт и стресс; дети с тяжелой потерей слух редко находят дружей среди слышаших, часто развивается чувство неполноценности;незнания особеннстей детей с ОВЗ вызывает у педагогов нежелание с ними работать.
Доклад на тему «Понятие компенсации. Ее виды и уровни»
Министерство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Факультет специальной психологии и педагогики
по «Специальная психология»
Тема: «Понятие компенсации. Ее виды и уровни»
Выполнила: студентка 2 курса ФСПП
Кожухова Наталья Викторовна
Начнем с того, что любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай каких-либо неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого существуют специфические компенсаторные механизмы. Чем сложнее организация любой системы, тем больше вероятности внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости. Но если к примеру у животного по каким-либо причинам потерян слух, то это приведет к гибели. Что нельзя сказать о человеке. У людей начинается процесс компенсации этого дефекта, при котором он может продолжать полноценную жизнедеятельность.
Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.
Так как каждый орган выполняет определенные функции, были разработаны функциональные системы, которые также лежат и в основе психической деятельности. Такие системы характеризуются сложным составом своего строения и включают набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.
Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек. Выделяют два типа перестроек нарушенных функций — внутрисистемную и межсистемную.
Все компенсаторные процессы контролируются высшей нервной деятельностью и проходят несколько этапов. Эти этапы могут быть различными по длительности. Это зависит от самого организма, степени и характера его нарушения.
Первый этап — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.
Второй этап — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).
Третий этап — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.
Пятый этап связан с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов. Остановка компенсации возможна при восстановлении нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня: биологический, психологический, социально-психологический и социальный. Подробно рассмотрим каждый из них.
Психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Психологическая компенсация связана со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях какого-либо нарушения и сохранением хорошего отношения к самому себе. Компенсаторную функцию в этом случае выполняют самосознание и личность человека, его волевые качества. Но тем не менее при одном и том же нарушении у разных людей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей. Это говорит о том, что у людей включаются «механизмы защиты» и вследствие вырабатываются «копинг-стратегии».
Механизмы защиты отличаются от копинг-стратегий тем, что проявляются на бессознательном уровне. Копинг-стратегии создаются сознательно как ответ на стрессовую ситуацию и зависят от личностных особенностей индивида, характера ценностных ориентаций, системы социальных установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению. Различают три основных типа: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необходимости самостоятельного решения.
Социально-психологический уровень компенсации – это более сложная форма организации, напрямую связанная с психологическим уровнем. Здесь речь идет о социальном благополучии человека имеющего какие-либо отклонения. Так как любая личность это продукт социальной среды, то эффективность компенсации во многом зависит от характера межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением. Участие, взаимопомощь, терпимость, моральная поддержка и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы. Ощущение духовного и социального благополучия основывается на осознании своей нужности, а так же на понимании своей независимости и автономности. Ощущение благополучия связано с тремя так называемыми жизненными «опорами»: семья, профессия и ближайшее окружение.
Компенсаторные процессы никогда не существуют изолировано от всех остальных процессов жизнедеятельности. Отдельное рассмотрение особенностей компенсации – процесс абстрагирования. На самом деле, они являются одной из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа оказывается совместимо с жизнью, то это означает, сто сработали компенсаторные процессы. В такой ситуации жизнедеятельность продолжается в неблагоприятных условиях совместно с процессом компенсации, так как они не могут существовать раздельно.
Компенсация, коррекция и реабилитация как категории коррекционной педагогики и психологии
«Минус дефекта превращается в плюс компенсации»(Выготский)
— компенсация возможна за счет «обходного пути»:
1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)
— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).
Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.
Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.
Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.
Копинг-стратегиипредставляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.
В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа
-поиск социальной поддержки и избегание,
— уход от необходимости самостоятельного решения.
Разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов.
Так медицинская реабилитацияобращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.);
психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия) и т.д.
Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся.
Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.
Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.