компенсация за нераскрытое преступление

Заплатят за обиды

компенсация за нераскрытое преступление компенсация за нераскрытое преступление

Соответствующие правила прописаны в постановлении пленума Верховного суда России, которое публикует «Российская газета». Документ детально разъясняет, на что имеют право претендовать жертвы преступлений, как суды должны рассматривать такие вопросы.

компенсация за нераскрытое преступление

компенсация за нераскрытое преступление

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за полгода в этом году удовлетворена 31 тысяча исков от потерпевших, в их пользу взыскано 113,2 миллиарда рублей. Механизм выглядит так: в рамках уголовного процесса потерпевшие подают гражданский иск к подсудимому. Если суд сочтет вину гражданина доказанной, будет посчитан ущерб, и сумму взыщут с осужденного в пользу потерпевших.

Иногда суды под разным предлогом откладывают рассмотрение подобного иска, то есть не принимают решения во время уголовного процесса. В таком случае жертве преступления потом приходится затевать отдельное разбирательство, что, понятно, гораздо сложнее. Но теперь судьям придется отвечать и объясняться за такие задержки.

Например, нельзя откладывать дело, если надо досконально пересчитать украденное имущество. Бывает, что расчеты достаточно сложны, надо многое перепроверить. Что ж, если есть какие-то сомнения в цене вопроса, суд должен со всем этим разобраться.

компенсация за нераскрытое преступление

компенсация за нераскрытое преступление

Если же вопрос о возмещении вреда потерпевшему будет все-таки отложен, это надо будет мотивировать. А вышестоящим инстанциям рекомендовано реагировать каждый раз, когда суды первой инстанции без уважительных причин уклонились от назначения жертве преступлений компенсации.

Постановление пленума расширяет перечень случаев, когда жертвы преступлений получат возможность претендовать на компенсации морального вреда. Например, особо подчеркивается, что такие компенсации надо взыскивать с осужденных за разбой или кражу, связанную с незаконным проникновением в жилище.

Как рассказывают эксперты, на практике компенсации морального вреда взыскиваются далеко не всегда.

Вот живой пример. Как-то в Хабаровске, в продуктовом магазине низких цен рецидивист С. познакомился с пожилой покупательницей. Поначалу он был вежлив и обходителен, предложил помочь донести покупки до дома.

В квартире женщина решила финансово отблагодарить помощника и достала тысячу рублей. В это время у нее выпал капроновый чулок со сбережениями: 50 тысяч рублей. Мужчина тут же преобразился из джентльмена в рецидивиста. Забрал деньги, избил бабушку и ушел. А вскоре был задержан. Он пытался смягчить суд историей, что «удар потерпевшей он нанес ненамеренно, с целью освобождения от удержания потерпевшей». То есть бить не хотел, сама ударилась о кулак.

Но суд все-таки посчитал действия рецидивиста типичным разбоем. Итог: гражданин осужден и приговорен к 3,6 года колонии особого режима. В пользу потерпевшей взысканы 50 тысяч рублей, то есть все, что было в капроновом чулке.

Кстати, во время разбирательства подсудимый написал старушке письмо с извинениями. Он искренне переживал, что попался, и хотел, чтобы ему дали как можно меньший срок. Для этого был готов даже извиниться. Суд зачел письмо как смягчающее обстоятельство. Поскольку так велит закон.

Извинения всегда выглядят убедительнее, если в конверт с письмом о глубоком и искреннем раскаянии еще и вложить деньги.

компенсация за нераскрытое преступление

компенсация за нераскрытое преступление

Но компенсации морального вреда в данном случае взыскано не было.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, за год по статье Уголовного кодекса «Разбой» были осуждены более 7,3 тысячи человек. Они все нанесли своим жертвам еще и психологические травмы.

Еще одно разъяснение: преступники должны не только возместить стоимость украденного, но и заплатить за сломанные замки и разбитые форточки.

Источник

Сейчас по закону человек может просить компенсации при нарушении сроков ареста имущества или исполнения судебного акта.

В каждом отдельном случае вопрос с компенсациями будет решаться индивидуально. И исключительно через суд, который оценит своевременность подачи заявления самим потерпевшим, действия следователей и оперативников, сложность нераскрытого уголовного дела, достаточность принятых мер, наличие в деле неоднократных решений, затем отмененных прокурором как незаконные, и прочих важных для понимания аспектов.

компенсация за нераскрытое преступление

компенсация за нераскрытое преступление

О том, что жертвы нераскрытых преступлений получат право на денежную компенсацию начали говорить давно. Еще в 2013 году «Российская газета» писала, что министерство юстиции начало разработку законопроекта, который позволит жертвам нераскрытых преступлений требовать денежных компенсаций за волокиту.

Из этих миллионов не перепало ни копейки жертвам нераскрытых преступлений. Но Конституционный суд страны счел такой подход неправильным. Идею о выплатах из казны за каждое нераскрытое преступление тут же стали обсуждать юристы.

компенсация за нераскрытое преступление

компенсация за нераскрытое преступление

После жарких споров стало понятно, что скорее всего речь пойдет о тех случаях, когда выяснится, что преступление оказалось нераскрытым по вине правоохранителей. Например, в каких-то инстанциях долго не принимали заявление о преступлении, а в итоге упустили время, горячие следы остыли. Или исчезли какие-то вещественные доказательства.

Источник

Возмещение ущерба потерпевшим от преступлений и правонарушений

14.01.2020 Интернет-интервью с Павлом Владимировичем Миковым, Уполномоченным по правам человека в Пермском крае

компенсация за нераскрытое преступление

1. Может ли виновное лицо добровольно возместить ущерб, причиненный имущественным преступлением, и тем самым избежать наказания?

Раскаяние не на словах, а на деле, или деятельное раскаяние, если говорить правовым языком, действительно может быть рассмотрено судом как основание для освобождения виновного от уголовной ответственности. Деятельное раскаяние подразумевает возмещение виновником причиненного ущерба или иным образом заглаживание вреда, причиненного преступлением. Эти возможности описаны в ст. 75 Уголовного кодекса, ст. 28 Уголовно-процессуального кодекса России, но касаются лишь случаев совершения впервые преступления небольшой или средней тяжести. Когда речь идет о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, а также иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступление, хоть и не могут быть аргументом для освобождения от уголовной ответственности, но являются обстоятельством, смягчающим наказание.

2. Как определить стоимость уничтоженного имущества?

Оценка ущерба, причиненного совершенным преступлением, — это в большей части юридическое, а не экономическое понятие, и сам ущерб подлежит определению следователем или судом.

Сегодня юридическая практика при определении стоимости имущества придерживается разъяснения, данного Пленумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2002 года: «при определении размера похищенного имущества следует исходить из его фактической стоимости на момент совершения преступления». При отсутствии сведений о цене оценка стоимости похищенного имущества может быть произведена на основании заключения экспертов.

3. Имеет ли право суд наложить арест на имущество ответчика до завершения судебного разбирательства?

Арест имущества в обеспечение иска в гражданском процессе в суде — это стандартная, предусмотренная статьей 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процедура. Арест означает, что имущество будет защищено от любых сделок с ним (продажа, залог и так далее) и в дальнейшем может стать дополнительной гарантией возмещения ущерба пострадавшему в судебном порядке. Любые обеспечительные меры, в том числе арест, накладываются судом по заявлению заинтересованного лица.

4. Если преступление осталось нераскрытым или преступник неплатежеспособен, имеет ли право жертва преступления получить компенсацию от государства?

Конечно, все эти случаи не умаляют вреда, причиненного жертве преступления. Если преступление осталось нераскрытым, у потерпевшего гражданина в Российской Федерации есть право подать в суд заявление и попросить компенсацию от государства за нарушение его права на судопроизводство в разумный срок. Причем это может быть сделано до окончания расследования по уголовному делу. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета. По закону для требования компенсации необходимо, чтобы продолжительность досудебного производства по уголовному делу составляла не менее четырех лет (Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ).

Так как эта проблема касается не только жителей Прикамья, но и всех россиян, в 2019 году мной, как Уполномоченным по правам человека, было предложено Правительству и Генеральной прокуратуре России изучить зарубежный опыт по защите жертв преступных деяний и создать государственный гарантированный фонд помощи жертвам преступлений, формирование которого было бы возможным обеспечить из средств, поступающих, к примеру, в виде штрафов по разным основаниям. В специальном докладе «Потерпевшие нуждаются в защите!», опубликованном на сайте www.ombudsman.perm.ru, сказано об этом подробно.

5. Как определить сумму компенсации морального вреда? Этот вопрос регулируется законодательно?

Компенсация морального вреда — еще один из способов защиты гражданином его нарушенных прав. Вопрос размера компенсации носит оценочный характер. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит четких критериев для его определения. Судьи, по общему правилу, выносят решение в рамках предоставленной им законом свободы усмотрения.

Моральный вред и процесс его компенсации регулируется положениями Гражданского, Трудового, Семейного кодексов Российской Федерации, федеральных законов «О персональных данных», «О рекламе», «Об основах туристической деятельности в РФ», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и так далее.

Значительный вклад в оценку и развитие института компенсации морального вреда вносит судебная практика. Например, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 года и от 20 декабря 1994 года предоставляют алгоритм фактического применения положений существующего законодательства в вопросах, касающихся возмещения морального вреда.

6. Я работаю в магазине на раскладке товара. У нас была ревизия, которая установила недостачу. На собрании работников директор объявил, что у каждого из сотрудников спишут определенную сумму. Это законно?

Законом действительно предусмотрен такой порядок, он называется коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Статья 245 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. Общая ответственность должна быть заранее прописана между работодателем и всеми членами бригады.

Для освобождения от материальной ответственности член бригады должен доказать отсутствие своей вины. Можно обратиться в данном случае с заявлением в полицию, сотрудники которой проведут проверку и выявят причину недостачи, установят наличие либо отсутствие признаков состава преступления в действиях ответственных за хранение товара в магазине лиц.

Если ущерб возмещается членами бригады добровольно, степень вины каждого определяется также по соглашению, если в судебном порядке — то степень вины каждого определяет суд.

Если иск о возмещении ущерба заявлен по основаниям, предусмотренным ст. 245 ТК РФ (коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба), то, как разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52, суду необходимо проверить, соблюдены ли работодателем предусмотренные законом правила установления коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также ко всем ли членам коллектива (бригады), работавшим в период возникновения ущерба, предъявлен иск.

7. Как законодательство регулирует отношения между потерпевшим и обвиняемым, а также между потерпевшим и государством?

Отношения потерпевшего и обвиняемого как участников уголовного судопроизводства заложены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. В частности, сказано, что «уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод».

Однако, я полагаю, должное равновесие в правовом механизме обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации до сих пор не выработано. Несмотря на многочисленные предложения ученых-юристов, до сих пор существует тенденция ущербности правового положения потерпевшего в российском уголовном судопроизводстве. Это требует внесения изменений в действующую статью 6 УПК РФ в соответствии с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (принята в 1985 Генеральной Ассамблеей ООН). Подробная аргументация этого предложения изложена в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «Потерпевшие нуждаются в защите!».

8. У обвиняемого есть право воспользоваться услугами бесплатного адвоката. А у потерпевшего есть такое право?

К сожалению, нет. Бесплатная помощь адвоката предоставляет только подозреваемому, обвиняемому и подсудимому.

Статья 52 Конституции РФ говорит о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Вместе с тем право потерпевшего бесплатно пользоваться помощью представителя (адвоката) отличается от такого же права подозреваемого (обвиняемого) тем, что потерпевшему обеспечивается лишь возмещение расходов на представителя (ч. 3 ст. 42 УПК РФ).

Как правило, потерпевший в ходе предварительного расследования не пользуется помощью квалифицированного защитника, полагаясь на компетенцию следователя и органы прокуратуры, осуществляющие надзор за следствием, представляющие гособвинение, но иногда потерпевший (по имеющейся практике) для получения квалифицированной юридической помощи самостоятельно оплачивает услуги адвоката, а возмещение его расходов впоследствии производится уже в суде.

Вместе с тем согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» потерпевшему подлежат возмещению необходимые и оправданные расходы, связанные с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, которые должны быть подтверждены соответствующими документами.

Таким образом, суды, посчитав расходы потерпевшего неоправданными и неразумными или неподтвержденными, могут уменьшить размер их возмещения в меньшую сторону.

В таких условиях риск невозмещения всех расходов на оплату услуг адвоката иногда для потерпевших превышает возможную пользу от привлечения профессионального представителя — адвоката.

Поскольку потерпевший понес физический, материальный и моральный вред от преступления, то он должен иметь возможность получить квалифицированную юридическую помощь независимо от имеющейся у него возможности оплачивать услуги адвоката-представителя, что требует внесения дополнений или изменений в действующий УПК РФ.

9. Какие конкретно есть права у потерпевшего? Может ли потерпевший получать информацию о ходе разбирательства по уголовному делу и участвовать в процессе принятия решений по делу?

Права потерпевшего в ходе уголовного судопроизводства определяются статьями 6 и 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, но они не в полной мере соответствуют требованиям международных стандартов, предусмотренных положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (принята в 1985 Генеральной Ассамблеей ООН).

Потерпевший может получать информацию о ходе разбирательства по уголовному делу, но в зависимости от стадии процесса и характера материалов это право может быть ограничено. До окончания следствия потерпевший может знакомиться только с протоколами следственных действий, которые проводились с его участием или по его ходатайству, с постановлениями о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта.

Если потерпевшего интересуют какие-то конкретные материалы, он вправе ознакомиться с ними, но только после удовлетворения его ходатайства к следователю об ознакомлении с этими материалами. По окончании расследования потерпевшему представляются для ознакомления все материалы. Однако если по делу проходят несколько потерпевших, то каждый вправе знакомиться только с теми материалами дела, которые касаются только его лично.

В рамках судебного разбирательства дела потерпевший вправе знакомиться только с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать замечания на них. После вынесения решения (приговора) он может запросить ознакомление с делом для подготовки жалобы.

Потерпевший может поддерживать обвинение по любому уголовному делу, но выдвигать обвинение можно только по делам частного обвинения: ч. 1 ст. 115, ст. 116.1 и ч. 1 ст. 128.1 УК РФ.

В этих случаях заявление о возбуждении уголовного дела (преследования) подается в суд (мировому судье) и потерпевший выступает в статусе частного обвинителя.

Потерпевший может в ходе предварительного расследования приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также впоследствии обжаловать приговор, определение, постановление, вынесенные судом по уголовному делу, но окончательное решение о признании обвиняемого виновным в совершении преступления принимает суд (часть 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации).

10. Почему потерпевший должен самостоятельно оплачивать услуги привлеченных экспертов, например, чтобы оценить сумму ущерба? Тем более что нет никакой гарантии, что впоследствии эти расходы будут возмещены.

В соответствии со сложившейся судебной практикой в Российской Федерации мнение потерпевшего о значительности или незначительности ущерба, причиненного ему в результате преступления, должно оцениваться судом в совокупности с материалами дела, подтверждающими стоимость похищенного имущества и имущественное положение потерпевшего (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»).

Следует отметить, что суд может не согласиться с мнением потерпевшего, а также представленным им экспертным заключением.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 16.05.2017) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», а также в нескольких других актах можно найти правила, по которым определяется размер ущерба:

1. Размер хищения рассчитывают из фактической стоимости имущества на момент совершения преступного деяния.

2. При отсутствии сведений о стоимости на момент совершения общественно опасного противоправного деяния стоимость похищенного имущества может быть установлена на основании заключения экспертов.

3. Ущерб, который подлежит компенсации, рассчитывают на основе стоимости имущества на момент принятия решения о возмещении вреда. Предусматривается дополнительная индексация стоимости имущества на момент исполнения.

4. Для предметов, которые предусматривают особую научную, художественную, историческую или же другую ценность, нужно экспертное заключение, в котором эксперты отразят: а) стоимость в денежном эквиваленте; б) значимость для культуры, науки и общества.

В случае возникновения споров и разногласий потерпевший может пригласить в суд эксперта из сторонней организации, но вопрос заключается только в том, что если суд не согласится с мнением потерпевшего или эксперта, то оплачивать его услуги будет лицо, его пригласившее, что повлечет за собой риск дополнительных неоправданных финансовых расходов.

11. Предусмотрена ли уголовная ответственность за уклонение от возмещения вреда, причиненного преступлением?

Существует статья 74 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонился от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, или совершил нарушение общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности, то суд может продлить испытательный срок, но не более чем на один год.

Если условно осужденный в течение продленного испытательного срока в связи с его уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, систематически уклоняется от возмещения указанного вреда, суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда (лишение свободы).

Статья 190 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.

Вместе с тем, например, в Японии существует статья 96 Уголовного кодекса «Недобросовестное уклонение от принудительного взыскания», согласно которой в качестве меры наказания данное лицо может быть лишено свободы с принудительным физическим трудом на срок до двух лет или денежным штрафом.

Безусловно, введение подобной нормы в уголовное законодательство Российской Федерации могло бы придать новый импульс развитию механизма возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлением.

Интернет-интервью с П.В. Миковым на тему: «Возмещение ущерба потерпевшим от преступлений и правонарушений» доступно также в СПС КонсультантПлюс: Пермский край.

Источник

Ответственность государства за вред, причиненный нераскрытыми преступлениями

компенсация за нераскрытое преступление

По данным МВД России, более половины (53,7%) всех зарегистрированных с января по июль 2020 г. преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи (423,3 тыс., или 2,7%), мошенничества (188,5 тыс., или 31,1%), грабежа (23,8 тыс., или 12,9%) или разбоя (3,2 тыс., или 19,2%).

Почти каждая 5-я кража (19,7%), каждый 25-й грабеж (4,1%) и каждое 8-е разбойное нападение (12,5%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое 55-е (1,8%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе – июле 2020 г. их количество уменьшилось на 21,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

Не раскрыто 476,1 тыс. преступлений, что на 3,8% больше аналогичного показателя за январь – июль 2019 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 30,9% (в январе – июле 2019 г. – 25,9%). Также остались нераскрытыми 91 убийство и покушение на убийство (51,1%), 351 факт умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (23,0%), 237,8 тыс. краж (2,8%), 5,1 тыс. грабежей (26,3%), 392 разбойных нападения (34,8%). Кроме того, 456,1 тыс. преступлений (2,2%) не раскрыты в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Приведенная статистика свидетельствует, что за указанный период сотни тысяч потерпевших, лишившихся в результате преступного посягательства неизвестных лиц принадлежащего им имущества, не получили надлежащей защиты со стороны государства в лице правоохранительных органов. Не получили ее и потерпевшие от иных преступлений, поскольку совершившие их лица не были найдены.

Безусловно, некоторая часть противоправных деяний может быть раскрыта в дальнейшем, однако оставшаяся, скорее всего, вообще не будет раскрыта, что приведет к тому, что лица, преступившие закон, так и не будут изобличены и наказаны, а пострадавшие не смогут получить от них справедливую компенсацию за причиненный вред.

Это позволяет прийти к выводу, что каждый, кто стал жертвой преступления, вправе требовать от государства надлежащего расследования, изобличения виновных лиц и предания их суду, а государство, в свою очередь, обязано все это обеспечить.

При неустановлении лица, совершившего преступление и причинившего вред, и отсутствии восстановления нарушенных прав неизбежно возникает вопрос об ответственности тех, на кого обязанность по его установлению была возложена, – т.е. о праве потерпевшего требовать возмещения причиненного вреда от государства, которое не выполнило принятые на себя обязательства. Это представляется справедливым уже потому, что, гарантируя каждому, кто находится на территории страны, права, предусмотренные действующими законами во главе с Конституцией РФ, государство тем самым публично принимает на себя обязательство обеспечить их соблюдение, а в случае нарушения – надлежащую защиту и восстановление. Несоблюдение данного обязательства дает пострадавшей стороне право требовать компенсации, аналогичной той, которую можно требовать непосредственно с причинителя вреда на основании ГК РФ.

Так, согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено их возмещение в меньшем размере (п. 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Кроме того, длительное бездействие уполномоченных органов может являться основанием для заявления других требований (например, о компенсации морального вреда, компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и т.д.).

Стоит отметить, что вопрос о взыскании с государства вреда, причиненного нераскрытыми преступлениями, не является принципиально новым – предложения подобного рода звучали и ранее в среде российских ученых-правоведов. Например, есть мнение, согласно которому на правоохранительные органы не возлагается обязанность гарантировать результат – обеспечение отсутствия преступлений, – а если они все же совершены – поимку правонарушителя и привлечение его к ответственности. Законодательством устанавливается только примерный перечень мер, которые должны совершить уполномоченные лица, но если преступление все-таки совершено, а преступник не найден, это не будет свидетельствовать об ответственности государства в лице правоохранительных органов.

Несмотря на обоснованность данного тезиса, с ним, на мой взгляд, все же трудно согласиться полностью. Действительно, по общему правилу требовать от государства возмещения вреда допустимо лишь в случае, если он причинен в результате противоправного действия либо бездействия органов власти или должностных лиц. На это указано и в ст. 52 Конституции. Следовательно, при отсутствии вины и признаков противоправности ответственность государства формально наступать не должна.

Вместе с тем в данном случае отсутствие результата в виде пойманного, изобличенного и преданного суду преступника свидетельствует скорее не о противоправном бездействии, а о том, что было допущено нарушение конституционных прав (например, права на неприкосновенность собственности, защиту жизни и здоровья и т.д.), которые не были восстановлены. Следовательно, рассуждая о праве на компенсацию вреда, мы говорим в данном случае не об ответственности государства за вред, причиненный бездействием его органов и (или) должностных лиц в прямом смысле, а о необходимости компенсировать ущерб, который не может быть возмещен непосредственным причинителем по причине безуспешности его розыска. Государство в этой ситуации выступает не как лицо, ответственное за причинение вреда, а как сторона, не сумевшая должным образом обеспечить принятое на себя обязательство по защите прав, свобод и законных интересов пострадавших.

Таким образом, полностью разделяя точку зрения о необходимости возложения ответственности за ущерб, причиненный нераскрытыми преступлениями, на государство при подтверждении факта противоправного бездействия со стороны уполномоченных органов, все же нельзя согласиться с тем, что принятие всех возможных мер по розыску и изобличению преступников, не приведшее к положительному результату, должно быть основанием для полного освобождения государства от ответственности перед потерпевшими.

Нечто похожее предусмотрено п. 12 Декларации, призывающим государства в случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, самим принимать меры для предоставления финансовой компенсации жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали физическое или психическое здоровье, а также их семьям – в частности, иждивенцам лиц, умерших или ставших физически или психически недееспособными в результате виктимизации.

Здесь стоит уточнить, что, на мой взгляд, правильнее было бы компенсировать не только вред здоровью или жизни, но и имущественные потери потерпевших, не получивших надлежащей защиты со стороны органов власти, поскольку разумного обоснования для отказа в этом нет. При этом возможность выплаты такой компенсации не должна зависеть от наличия вины госорганов – ее наступление следует относить скорее к случаям ответственности при отсутствии вины причинителя вреда (например, именно такой порядок предусмотрен при решении вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ).

Одним из возможных способов решения данной проблемы представляется внесение в Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 дополнений, предусматривающих выплату компенсаций жертвам нераскрытых преступлений.

Если же преступление не было раскрыто именно по причине противоправных действий (бездействия) уполномоченных органов, можно говорить уже о полноценном взыскании с государства убытков, причиненных таким деянием, определяемом в соответствии со ст. 15 ГК, а также компенсации морального вреда и компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и т.д.

1 По мнению некоторых специалистов в области конституционного права, умаление прав и свобод может выражаться в том числе в форме сужения нормативного содержания права или свободы – т.е. изъятия из состава правомочий, образующих соответствующее право; сокращения предоставляемых таким правам и свободам конституционных гарантий и средств юридической защиты и т.д. См. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Зорькина В.Д., Лазарева Л.В. – М., 2010. С. 433–434.

2 Постановление КС РФ от 24 апреля 2003 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года “Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов” в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец».

3 Утверждена 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН.

4 Согласно п. 1 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.

В соответствии с Декларацией лицо может считаться жертвой независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию (п. 2).

5 Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1–16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / А.В. Асосков, В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко [и др.]; отв. ред. А.Г. Карапетов. – М., 2020. С. 1401.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *