компенсация за овербукинг в россии
Овербукинг
Овербукинг — это ситуация, когда проданных билетов больше, чем реальных мест в самолёте. Часто из-за овербукинга пассажиры не могут попасть на свой рейс и вынуждены лететь следующим или вовсе сдавать билеты. В некоторых странах, например, в США и на территории ЕС, овербукинг легализован — за то, что пассажир «не влез» в самолёт, ему полагается материальная компенсация. В России чёткого закона в этой сфере нет, а компенсацию можно получить только за дополнительные расходы или при обращении в суд.
Причины овербукинга
Есть несколько причин, почему количество билетов и реальных мест не совпадает.
Что будет с билетом
Если полететь своим рейсом не получается, есть несколько альтернатив:
Так как последствия овербукинга — основание для вынужденного возврата, сдать можно даже невозвратный билет.
Что делать, если в самолёте нет мест
Если из-за овербукинга вам не хватило места в самолёте, не паникуйте. Есть несколько шагов, которые нужно сделать перед тем, как улететь другим рейсом:
Сохраняйте все чеки и фиксируйте расходы во время ожидания следующего рейса — они помогут получить компенсацию.
Как защититься от последствий овербукинга
Чтобы овербукинг авиакомпании не испортил ваш полёт, всегда регистрируйтесь онлайн, лучше заранее.
Так вам не придётся стоять в очереди и получится зарегистрироваться одним из первых, а значит вы точно успеете занять место.
Если всё равно нужно подойди к стойке регистрации, например, чтобы зарегистрировать багаж, старайтесь приехать в аэропорт пораньше.
Обязательно сохраняйте посадочный талон при задержке или отмене рейса. Если не сможете улететь по вине авиакомпании, на него поставят специальную отметку, которая потом поможет получить компенсацию.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Овербукинг: за и против
Имеют ли авиакомпании право не исполнять договор перевозки из-за того, что самолет оказался переполненным по их же вине? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден – сама его постановка вызвала бурную реакцию читателей.
Публикация «В Воздушный Кодекс хотят внести запрет на овербукинг», опубликованная в среду, вызвала целый ряд читательских откликов. Значительная их часть, если обобщить, сводится к тому, что экспертные оценки, приведенные в статье, поддерживают позицию авиакомпаний и в целом оправдывают практику продажи одного места двум пассажирам, которую авторы откликов считают мошеннической.
Аргументы, выдвинутые защитниками овербукинга (никоим образом не аффилированными с какими-либо авиакомпаниями), основаны на рациональных экономических расчетах. По мнению этих экспертов, приведённому в упомянутой выше статье, овербукинг является необходимым элементом бизнеса воздушных перевозок, и его полный запрет приведет в лучшем случае к удорожанию авиабилетов, а в худшем — к уходу с рынка ряда авиакомпаний, поскольку маржинальность их бизнеса упадет ниже нуля. Достаточно вспомнить, к примеру, что по данным, которые приводил в 2015 году «Аэрофлот», на рейсы не являются до 15 процентов забронировавших места пассажиров.
Законопроект, который вызвал столь противоречивые отзывы и который Госдума планирует рассмотреть на будущей неделе, к сожалению, не содержит никаких экономических расчетов, демонстрирующих то, как его принятие отразится на индустрии пассажирских авиаперевозок. Более того, один из авторов законопроекта Олег Нилов («Справедливая Россия»), в беседе с «Экспертом» признал, что такие детальные расчеты при подготовке документа не проводились. Мотивацией депутатов, по словам Нилова, было, скорее, общее ощущение порочности практики, когда неисполнение гражданско-правового договора, каковым является договор перевозки, не влечет за собой никаких последствий для стороны-нарушителя.
Овербукинг о двух концах
Споры вокруг практики продажи «двойных» билетов на авиарейсы идут уже не первый год. В 2015 году Министерство транспорта представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга. В феврале 2021 года такую же попытку предпринял «Аэрофлот», объяснив свою инициативу тем, что её реализация позволит снизить стоимость авиабилетов. Ранее за легализацию овербукинга высказывались авиакомпании S7 и Utair.
Все без исключения эксперты авиационной отрасли, равно как и практикующие в области защиты прав потребителя юристы, соглашаются с тем, что проблема обоюдоострая и не имеет однозначного решения. Об этом свидетельствует сам факт того, что уже более пяти лет лоббисты гражданской авиации безуспешно пытаются окончательно легализовать овербукинг, но правительство и законодатели не решаются на такой шаг, понимая, что официальное разрешение дважды продавать одну услугу может вызвать серьезную социальную напряженность. Действительно, потенциально проблема овербукинга затрагивает едва ли не всё взрослое население России — за 2019 (последний до пандемии) год, авиатранспорт перевез 110 млн пассажиров.
В результате правительству приходится маневрировать между двух огней, по-прежнему оставляя овербукинг в «серой» правовой зоне: официально он не запрещен, но никаких законодательных норм, которые регулировали бы права пассажиров и обязанности перевозчиков в подобных конфликтных ситуациях, не существует. Понятно, что в отсутствие правового регулирования бизнес (и авиационный здесь не исключение) старается выжать максимальную прибыль за счет потребителей, при этом объясняя это заботой об их же, потребителей, интересах.
Единственное, чем сегодня регулируются взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров в России, это Монреальская конвенция 1999 года, к которой наша страна присоединилась в 2017 году (то есть, уже после того, как Минтранс предложил легализовать овербукинг). Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность авикомпании за ущерб из-за задержки рейса составлял 1875 рублей за каждый час (но не более половины от стоимости билета), то по новым правилам верхний предел компенсации поднялся до более чем 330 тысяч рублей.
Специалисты в области защиты прав потребителей, впрочем, сетуют на то, что формальные требования конвенции бывает крайне сложно исполнить на практике, если речь идет об обычном пассажире, не ориентирующемся в юридических тонкостях.
«Пассажир мало что может сделать, если авиакомпания откажет ему в перевозке, и он захочет самостоятельно решить возникшую проблему. Ему придется идти в суд, но это требует времени, дорого, а главное — не дает никаких гарантий, что суд встанет на сторону истца», — поясняет Андрей Лухин, юрист, специализирующийся на защите интересов авиапассажиров.
Неудобства, а часто и драматические ситуации, с которыми сталкиваются граждане из-за такой, ничем не регулируемой, практики, многократно перевешивают выгоду перевозчиков, полагает целый ряд экспертов. Да, овербукинг действительно является частью экономики коммерческих пассажирских авиаперевозок. Но в отличие от Европы и США, где он четко регулируется, в России оставшийся «за бортом» пассажир полностью зависит от наличия или отсутствия доброй воли авиакомпании, и не может полагаться на защиту закона.
Пассажир? А чем докажешь?
С тем, что пассажир беззащитен перед авиакомпанией, согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Максимум, на что может ссылаться в судебном иске оставшийся без места пассажир — на бездействие перевозчика, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а также на норму об ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения (статья 120 того же ВК).
Все эксперты признают, что в вопросе овербукинга есть «две правды», каждая из которых может быть обоснована теми или иными аргументами, поэтому единственный вариант его решения — вывод овербукинга из тени в область его четкого регулирования — в первую очередь в интересах пассажиров.
Пока же, согласно приказу Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года (в редакции от 5 октября 2017 года) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”», авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру, которого она не смогла отправить по расписанию:
Палку не перегибать, практику — отрегулировать
Кирилл Янков полагает, что запрещать овербукинг как таковой — значит перегибать палку. Разумнее было бы так отрегулировать эту практику, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы.
«Проблема усугубляется тем, что нехватка мест может быть вызвана не только преднамеренным овербукингом, — говорит Янков. — Бывает, что авиакомпания заменяет самолет на менее вместительный по техническим причинам, или приоритетную посадку на борт предоставляют пассажирам, не улетевшим предыдущим рейсом, из-за чего часть «плановых» пассажиров в самолет не попадает. Но для пострадавших причина, по которой они не смогли улететь, никакой роли не играет.»
Законопроект, предложенный группой депутатов, причины отказа пассажиру в перевозке, не связанные с овербукингом, тоже учитывает — в предлагаемом пункте 4 статьи 108 Воздушного Кодекса. Как полагает Янков, это пример правильного подхода — попытка регулировать проблему экономическими инструментами, а не запретами, чем грешит предлагаемая поправка к статье 103 ВК.
И всё же, полагает эксперт, необходимо повысить материальную ответственность авиакомпаний перед пассажирами. Если компенсации за невылет будут весомыми, некоторые пассажиры, по мнению Янкова, добровольно согласятся подождать до следующего рейса, пропустив на посадку тех, кто в самом деле спешит.
Компенсация за овербукинг составит до 22 тысяч рублей
Минтранс определил размер компенсации пассажирам за то, что им, несмотря на купленный билет, не хватило места в самолете: он составит от 8 до 22 тысяч рублей в зависимости от дальности маршрута.
Этот «штраф» не будет связан со стоимостью билета, так как выплата компенсации за овербукинг не исключает обязанности перевозчика выполнить свои обязательства по перевозке пассажира, но уже другим рейсом.
Три года назад Минтранс предлагал считать уровень компенсации в зависимости от длительности ожидания пассажиром следующего рейса, предлагая установить ее границы в пределах от 12 тысяч до 28 тысяч рублей. Но тогда вопрос овербукинга был закрыт из-за ряда разногласий.
Сейчас тоже остаются вопросы. Пока не уточняется, в каких именно случаях авиакомпания будет выплачивать компенсацию. По правилам она не может продать больше билетов, чем мест в салоне самолета, а вот заменить борт на больший или меньший буквально в день вылета, ориентируясь на пассажиропоток, имеет полное право. Более того, несколько перевозчиков по код-шерингу могут выполнять свои рейсы одним бортом. В таком случае могут как раз возникнуть и «лишние» пассажиры, а значит, они должны получить право на компенсацию. А если самолет заменен на борт меньшей вместимости по техническим причинам, из-за неисправности основного судна, то в этом случае выплаты, возможно, полагаться не будут. Использование этой лазейки перевозчиками зависит от того, насколько детально прописать правила компенсаций. Сейчас авиакомпания обязана при замене самолета по техническим причинам «пристроить» пассажиров на другие свои рейсы или на самолеты других авиакомпаний в рамках соглашений по перевозке между ними.
В законодательстве не прописано, что делать с пассажиром, который купил билет на рейс, но ему не хватило места в самолете, пояснил в беседе с «РГ» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Обычно 10 процентов билетов буквально за пару дней до вылета сдаются пассажирами. С учетом этого авиакомпании продают чуть больше билетов. Если мест в самолете не хватает, то продажу «лишних» билетов списывают на технический сбой в системе бронирования, отметил эксперт. Статистики таких инцидентов нет, овербукинг вне закона, однако из жалоб пассажиров следует, что им все чаще приходится подолгу ждать вылета другим рейсом от того, что их место оказалось проданным дважды.
Крупнейший европейский лоукостер Ryanair, зарегистрированный в Ирландии, объявил об изменении правил провоза ручной клади и багажа. С ноября этого года по самому низкому тарифу можно будет взять с собой в полет всего лишь одну маленькую сумочку. За более крупную ручную кладь придется заплатить 10 евро (до 10 килограммов) или 25 евро (до 20 килограммов.
В авиакомпании уверены, что 60 процентов клиентов это изменение не затронет, так как остальные уже либо покупают услугу Priority Boarding (в ее стоимость входит большее количество багажа), либо и сейчас берут на борт лишь небольшие сумки.
Эти правила не затронут основную часть россиян, в Россию Ryanair не летает. В Воздушном кодексе РФ прописаны другие нормы провоза ручной клади и багажа: у нас по самым «дешевым» невозвратным тарифам пассажир имеет право пронести на борт небольшой чемодан весом в пять килограммов и еще дамскую сумку или портфель.
Мой рейс переполнен
И я на этом зарабатываю
Мой муж живет в Вене, а я — в Москве.
Каждые две недели мы летаем друг к другу в гости и научились на этом немного зарабатывать. Наше любимое развлечение — это овербукинг.
На направлении Москва — Вена всегда много рейсов. Мы обычно берем вылет в пятницу вечером, а обратно летим утренним рейсом в понедельник. Это вообще самое популярное время перелетов по этому маршруту.
Часто мы попадаем в овербукинг. Обычно авиакомпании продают несколько лишних билетов в расчете, что кто-то опоздает или передумает. Если в аэропорт приходят все купившие билеты, то на борту оказывается больше пассажиров, чем мест. Кто-то из этих людей не улетит.
Расскажу, какие у нас есть хитрости и на что обратить внимание при овербукинге в Европе.
Права лишних пассажиров
В Европе овербукинг легализован, а правила компенсации прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты стран Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, вам гарантируют пересадку на другой рейс, выплатят компенсацию и оплатят гостиницу и такси, если перелет переносится на следующий день.
В России авиакомпании не выплачивают компенсацию при овербукинге. Закона в этой сфере еще нет, а присоединение к Монреальской конвенции никак на это не повлияло. Авиакомпания должна только предоставить альтернативный рейс. Обычная практика — предложить пассажиру лететь следующим рейсом в бизнес-классе. Для получения компенсации за овербукинг нужно обращаться в суд.
В Азии компенсации минимальны и предоставляются по желанию туроператора или авиакомпании. Часто компенсации, как и в России, просто нет.
Дальше в статье я буду рассказывать об овербукинге по правилам ЕС.
Размер и порядок компенсации
Время ожидания следующего рейса и цена билета значения не имеют. Вы получите бонусы, даже если вам предложат улететь через час. Компенсация рассчитывается на одного человека. Если вы путешествуете семьей из четырех человек, выплата увеличивается в 4 раза.
Сумма выплачивается в евро и зависит от дальности перелета. Чем дальше летишь, тем больше компенсация.
Примеры компенсации за овербукинг в ЕС:
Некоторые авиакомпании предлагают вместо денег ваучер — документ, который пассажир может обменять на другой перелет. Например, по такому ваучеру можно получить от авиакомпании бесплатно два билета в течение года. Брать ваучер не обязательно, можно требовать деньги.
Кроме денежной компенсации есть еще дополнительная еда, трансфер, хранение багажа, повышение класса обслуживания, доступ в бизнес-залы, начисление бонусов по программе лояльности.
Короче говоря, если попали в овербукинг и ваш рейс теперь только на следующий день, то вы можете провести прекрасный вечер в другом городе за счет авиакомпании.
Как авиакомпания выбирает лишних пассажиров
Лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы випкарт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже.
Отдельно в законе ЕС оговорены права пассажиров с ограниченными возможностями и детьми. Их первыми приглашают пройти на борт и предлагают дополнительные места для багажа, особые условия выбора мест, а некоторые авиакомпании даже разрешают взять на борт собаку-поводыря.
Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Это как стопка тарелок: мы берем первой ту тарелку, которую положили в стопку последней.
Как быть лишним и богатым
Мы с мужем были лишними пассажирами несколько раз и научились извлекать из этого выгоду. Если мы никуда не спешим, а авиакомпания предлагает нам лететь в Вену из Цюриха не сегодня, а завтра, платит за это наличными и размещает в гостинице в центре города, то мы говорим, что хотим быть добровольцами. Нам это удавалось уже три раза.
Чтобы договориться и получить компенсацию, сначала надо убедиться, что рейс попадает под законодательство ЕС. В этом помогут простые вопросы:
Если на каждый из этих вопросов ответ положительный, значит, можно рассчитывать на компенсацию по правилам ЕС.
Действовать надо быстро, ведь желающих может быть много. Если авиакомпания объявляет о поиске добровольцев, то нужно быстро взвесить все за и против. Мы еще любим поторговаться, потому что авиакомпания заинтересована решить вопрос мирно и сохранить репутацию.
На всякий случай у нас есть план Б: к медицинской туристической страховке, которая обязательна при поездке в ЕС, мы оформили опцию отмены поездки. Если компенсацию от авиакомпании можно получить только из-за проблем с вылетом по ее вине, то в случае терактов, забастовок, плохой погоды и любых других обстоятельств выплаты делает страховая компания.
Прежде чем принимать решение, оцените ситуацию
Вы летите с пересадкой. Успеваете ли вы на стыковочный рейс? Если нет, компенсируют ли его стоимость?
Предлагают лететь завтра. Авиакомпания оплачивает гостиницу, завтрак и трансфер?
Предлагают ваучер вместо денег. Какой срок действия ваучера? Есть ли закрытые даты, когда нельзя его использовать? Будут ли по нему начислены мили? Можно ли его обменять на деньги?
Что делать, если все пошло не так
Если с рейса сняли, деньги не заплатили и на месте договориться не удалось, то можно получить компенсацию самостоятельно. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, мы стараемся подготовиться заранее.
Собираем доказательства. Всегда сохраняем копии билетов, посадочных талонов, чеки и квитанции дополнительных расходов, фотографируем табло вылетов. Все эти документы понадобятся при обращении в авиакомпанию или в суд.
Записываем контакты других «лишних» пассажиров. Добиться компенсации легче, если работать в команде. Авиакомпании не любят привлекать внимание, поэтому коллективные иски рассматривают быстрее.
Пишем претензию в авиакомпанию. Напрямую или через сервисы «Эйрхелп», «Компенсэйр», «Рефанд-ми», «Купибилет-ру». Они берут комиссию 25% от компенсации. Если получить компенсацию не получится, то сервису ничего платить не нужно.
Овербукинг: риск оказаться за бортом
Купили билет, но мест в самолете не оказалось. Что делать пассажиру в ситуации овербукинга и как добиться компенсации от авиакомпании?
Овербукинг: что это такое и почему он возникает?
Овербукинг (дословно – «перебронирование», «сверхбронирование») – ситуация, когда пассажиров оказалось больше, чем мест на борту. Это явление существует в авиации уже несколько десятилетий.
Условно овербуркинг можно разделить на два вида: плановый и технический.
Плановость обычно обусловливается тем, что некоторые авиакомпании намеренно продают билеты в количестве, превышающем число мест на борту. Объясняется это различными статистическими исследованиями, согласно которым на рейс не являются до 5% пассажиров, купивших билеты. В 2015 г. «Аэрофлот» и ряд авиационных экспертов называли еще более существенные цифры: от 10 до 15% неявившихся пассажиров. Перевозчики стремятся заполнить пустующие места другими пассажирами, реализовав билеты на отдельные места дважды, и тем самым повысить рентабельность.
Технический овербукинг происходит из-за замены воздушного судна, изначально назначенного на рейс, на судно другого типа, меньшей вместимости. В такой ситуации некоторое количество пассажиров может остаться не у дел.
Абсурдности происходящему добавляет невозможность спрогнозировать, кто не попадет на рейс. Авиакомпании не афишируют принципы, в соответствии с которыми они не допускают к полету некоторых пассажиров. Тем более нельзя просчитать их действия в России, где овербукинг не легализован. Однако, судя по отзывам путешественников, чаще не улетают пассажиры, пришедшие к окончанию регистрации.
Примечательно, что даже успешное прохождение регистрации на рейс – онлайн или в аэропорту – не гарантирует своевременный вылет. Пассажир может получить отказ в перевозке на любом этапе: во время регистрации, при посадке в самолет и даже в самолете. В России официальная статистика таких случаев пока не ведется.
Предусмотрена ли ответственность для авиакомпаний, допускающих перебронирование?
На данный момент перевозчики, практикующие овербукинг в России, остаются безнаказанными. В то же время в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий административное наказание в виде штрафа за каждый случай овербукинга. Рассмотрение проекта закона планируется в весеннюю сессию 2019 г. Авторы законопроекта, обосновывая размер штрафов – 50–200 тыс. руб. для юридических лиц, ссылаются на размер компенсаций, которые предусмотрены в других государствах для выплаты в пользу пассажиров, не улетевших из-за овербукинга.
Параллельно в Госдуму поступил законопроект, дополняющий Воздушный кодекс РФ нормой о запрете овербукинга. Кроме того, пассажир получит право на возврат полной стоимости билета в случае овербукинга. Эта норма представляется более значимой для потребителей, поскольку абстрактные штрафы, которые будут взыскиваться в бюджет государства, не создадут дополнительных благ для пассажиров.
Будет ли овербукинг легализован в России?
Министерство транспорта РФ несколько лет назад предпринимало попытку узаконить продажу сверхнормативного количества билетов. Эту инициативу горячо поддерживал один из крупнейших игроков рынка – авиакомпания «Аэрофлот». В 2015 г. был подготовлен законопроект, предусматривающий гарантии для пассажиров, не попавших на свой рейс, однако дальше общественного обсуждения дело не продвинулось.
О легализации овербукинга в ближайшей перспективе говорить не приходится, поскольку законодатель явно дал понять, что намерен бороться с этим явлением.
На что может рассчитывать пассажир в случае овербукинга в России?
Понятие «овербукинг» в российском законодательстве отсутствует. Нет и формального запрета на продажу билетов в количестве, превышающем число мест в самолете. И до тех пор, пока овербукинг законодательно не урегулируют, выбор способов решения проблем неулетевших пассажиров будет оставаться на совести авиакомпаний.
Наиболее распространенный способ выхода из ситуации с овербукингом – апгрейд (повышение) класса обслуживания. Например, пассажир, не вместившийся в салон эконом-класса, летит бизнес-классом. Однако такое решение проблемы нельзя признать панацеей, поскольку салона бизнес-класса нет во многих самолетах крупнейших авиакомпаний России (Utair, S7, «Уральские авиалинии»). Флот авиакомпании «Победа», являющейся лоукостером, полностью укомплектован судами без салона бизнес-класса.
Еще один вариант – отправка пассажиров следующим рейсом, иногда даже рейсом другой авиакомпании. Часто в таких ситуациях клиенту для поддержания лояльности вручается купон на скидку при покупке следующего билета или иной бонус.
Если отправка пассажира невозможна в течение длительного времени, авиакомпании обычно организуют бесплатное питание и размещение в гостинице до момента вылета.
Полный перечень положенных гарантий при задержке вылета на территории России содержится в Федеральных авиационных правилах 1 :
Каковы права пассажиров, летающих в странах ЕС?
Этот регламент может быть полезен и для россиян, поскольку гражданство пассажира значения не имеет. За компенсацией при овербукинге, задержке или отмене рейса можно обращаться при условии полета внутри Евросоюза, в случае полета из России в страну ЕС авиакомпанией, зарегистрированной в Евросоюзе, или, наоборот, в Россию из страны ЕС – в этом случае страна регистрации авиакомпании уже не учитывается.
Получить положенное возмещение можно, направив претензию в авиакомпанию. Но в случае с иностранными перевозчиками зачастую удобнее это сделать через специальные онлайн-сервисы, которые занимаются получением средств с авиакомпаний, удерживая комиссию за посредничество.
Найти и выбрать подходящий для себя онлайн-сервис можно с помощью интернет-форумов путешественников. Такие форумы в достаточном количестве содержат отзывы людей, которые уже успели воспользоваться этими сервисами.
Для работы с онлайн-сервисом пассажиру потребуются маршрут-квитанция или иное подтверждение приобретения билета, а также посадочный талон (при наличии). Как правило, посредник взимает за свои услуги комиссию в размере 25–35% от той суммы, которую выплачивает авиакомпания. Если авиакомпания отказывает пассажиру, то обычно он ничего не платит. При этом от момента направления заявки до получения денег в среднем проходит от одного до трех месяцев.
Важно отметить, что при сотрудничестве с онлайн-сервисом пассажир обычно подписывает акт уступки прав, в соответствии с которым он отказывается от самостоятельного взаимодействия с авиакомпанией по спорному вопросу. Поэтому параллельно требовать компенсацию через сервис и своими силами не получится.
Что делать пассажиру, столкнувшемуся с овербукингом?
Прежде всего необходимо точно выяснить причину отказа в перевозке. Имейте в виду, сотрудники аэропорта/авиакомпании могут попытаться скрыть факт овербукинга, ссылаясь на то, что вас просто нет в списке пассажиров из-за ошибки.
Рекомендуем действовать следующим образом:
Возможно, авиакомпания предоставит вам отдельный документ, указывающий на то, что вы не улетели в связи с отсутствием мест (например, справку). Главное – настаивать на том, чтобы в документе с подписями ответственных лиц была отражена реальная причина вашего невылета или как минимум сам факт невылета. Вышеупомянутые документы необходимо требовать независимо от того, в какой стране осуществляется ваш полет. В случае отказа в их предоставлении на стойке регистрации обратитесь в справочную аэропорта вылета с требованием выдать справку о том, что вы не смогли вылететь конкретным рейсом.
Как уже было сказано выше, обычно авиакомпании предлагают пассажирам вылет другим рейсом, иногда с повышением класса обслуживания, и дополнительное вознаграждение – деньги или бонусные баллы. Хотя возможно и нелояльное поведение – в таких ситуациях многое зависит от авиакомпании и конкретного сотрудника.
Обратите внимание: согласие на отправку другим рейсом, предложенным пассажиру, сильно затруднит получение компенсации, поскольку в таком случае договор перевозки считается измененным. Проще говоря, пассажир добровольно соглашается улететь другим рейсом в иное время. Просить у авиакомпании бонусы лучше сразу в аэропорту в ходе обсуждения вариантов разрешения сложившейся ситуации.
В ходе дальнейшего разбирательства позиция авиапассажира будет куда более убедительной при условии покупки альтернативных билетов в том же классе обслуживания и по тому же маршруту. Если пассажир решил изменить маршрут, то ему придется обосновать невозможность полета в первоначальный пункт назначения.
Как получить компенсацию до обращения в суд?
Прежде чем обращаться в суд, рекомендуем потребовать у авиакомпании выплаты денежной компенсации в досудебном порядке. Речь может идти и о стоимости билета на рейс, которым пассажир не смог улететь, и о расходах на билет, приобретенный взамен неиспользованного. Иногда путешественникам требуются размещение в гостинице и питание из-за отсутствия возможности вылететь – такие затраты тоже могут быть возмещены. Но только при условии, что авиакомпания не предлагала пассажиру бесплатное размещение и питание, положенные в соответствии с Федеральными авиационными правилами или аналогичными нормативными актами, которые регулируют эти вопросы в стране вылета.
Претензию лучше направить заказным письмом с описью вложения на юридический адрес авиакомпании (адрес представительства в РФ иностранной авиакомпании). Этот адрес всегда можно найти на официальном сайте перевозчика. Такой способ направления претензии представляется более надежным с точки зрения дальнейшего судебного разбирательства в случае, если ответ перевозчика не устроит пассажира или ответа не будет вовсе.
Что делать, если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию или ее сумма не покрывает расходы?
Взыскание возникших из-за овербукинга убытков (дополнительные билеты, проживание, питание и пр.) тоже возможно, но потребует убедительных доказательств наличия вины перевозчика, а также прямой взаимосвязи между затратами пассажира и несостоявшимся перелетом.
Исход спора будет зависеть от различных обстоятельств, в том числе от представленных доказательств. При подготовке к суду рекомендуем обеспечить доказывание следующих обстоятельств 10 :
Помните: все документы, представленные в качестве доказательств, должны быть составлены на имя пассажира, а не третьих лиц, не имеющих отношения к ситуации.
1 Пункт 99 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (в ред. от 5 октября 2017 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».
2 Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 февраля 2004 г. № 261/2004.
3 Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-37248/2018.
4 Определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. по делу № 4г-10324/16.
5 Статья 126 Воздушного кодекса РФ.
6 Статья 127.1 Воздушного кодекса РФ.
7 Статья 108 Воздушного кодекса РФ.
8 Статья 120 Воздушного кодекса РФ.
9 «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (заключена в Монреале 28 мая 1999 г.). Российская Федерация формально присоединилась к конвенции 3 апреля 2017 г., однако фактически нормы конвенции судами массово не применяются.
10 Указанный перечень доказательств является примерным и напрямую зависит от обстоятельств конкретного инцидента.