компенсация за проезд молодым специалистам образовательных учреждений
Компенсация за проезд молодым специалистам образовательных учреждений
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 октября 2017 г. N 03-15-06/64946 О налогообложении страховыми взносами выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки, производимых в пользу работников государственных учреждений
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения страховыми взносами выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки, производимых в пользу работников государственных учреждений, и сообщает.
1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы ежемесячных денежных выплат социальным и медицинским работникам, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с разъездами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Согласно абзацу десятому подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, в целях освобождения от обложения страховыми взносами вышеуказанных сумм законодательство предусматривает необходимость предоставления работником соответствующих подтверждающих расходы документов.
Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
— расходы по проезду;
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размер и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, если работа социальных и медицинских работников носит разъездной характер, и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то ежемесячная денежная выплата указанным лицам, направленная на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежит обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.
2. По вопросу начисления страховых взносов на суммы ежегодной компенсационной выплаты в размере 0,4 базовой единицы отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения.
Пунктом 3 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы.
Поскольку целевое назначение упомянутой выплаты в Законе Санкт-Петербурга N 728-132 не указано, то она не может быть признана компенсационной, и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
3. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций затрат на проезд молодым специалистам, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений.
Статьей 44 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 определены категории граждан, в отношении которых устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений.
В частности, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений и работниками государственных учреждений, расположенных в сельской местности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге.
Учитывая, что вышеуказанная ежемесячная денежная компенсация затрат предоставляется в целях возмещения расходов на проезд в связи с выполнением молодым специалистом трудовых обязанностей и установлена законодательным актом субъекта Российской Федерации (Закон Санкт-Петербурга N 728-132), то она не облагается страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.
Однако следует учесть, что при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат (например, при отсутствии чеков на покупку проездных билетов) теряется их компенсационный характер, и они рассматриваются как выплаты в рамках трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
4. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций на организацию отдыха педагогическим работникам государственных образовательных учреждений.
Согласно пункту 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 педагогическим работникам государственных образовательных учреждений установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет.
В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.
Поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, то оно не несет затрат, связанных с их выполнением.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.
Специальной нормы о включении в указанный перечень сумм компенсационных выплат, производимых педагогическим работникам государственных образовательных учреждений для возмещения затрат для организации их отдыха и оздоровления, в статье 422 Кодекса не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, компенсационные выплаты, производимые в соответствии с положениями пункта 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга для возмещения затрат для организации их отдыха и оздоровления, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
5. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности.
Согласно абзацу третьему подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
На основании части 8 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случае предоставления ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 728-132, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные плательщикам страховых взносов и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют плательщикам страховых взносов, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Р.А. Саакян |
Обзор документа
В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга некоторым категориям граждан, работающим в госучреждениях, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки. В связи с этим разъяснено следующее.
Если работа социальных и медицинских работников носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то ежемесячная денежная компенсация не облагается страховыми взносами.
Отдельным категориям медицинских и социальных работников установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы. Поскольку ее целевое назначение в Законе Санкт-Петербурга не указано, то она не может быть признана компенсационной и облагается страховыми взносами.
В отношении компенсаций затрат на проезд молодым педагогам разъяснено следующее. Они не облагаются страховыми взносами. Но при отсутствии документального подтверждения целевого использования (например, если нет чеков на покупку проездных билетов) теряется их компенсационный характер. Тогда они облагаются страховыми взносами.
Компенсационные выплаты педагогам для организации их отдыха и оздоровления облагаются страховыми взносами.
Ежемесячные компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не облагаются страховыми взносами.
Ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд молодым специалистам, являющимся педагогическими работниками СПБ ГКУ ДПО «УМЦ ГО И ЧС»
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности
Общее описание
Если вы работаете в «Учебно‑методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО И ЧС») и являетесь молодым специалистом со стажем работы до трех лет, можете получить компенсацию расходов на проезд в общественном транспорте. Ее размер составляет 50% от стоимости единого месячного проездного билета.
В 2021 году стоимость единого проездного билета — 3 255 руб.
Обратите внимание: на портале есть похожие услуги, в рамках которых работники других госучреждений могут получить компенсацию за проезд в общественном транспорте.
Полное наименование:
Принцип предоставления
Результат предоставления
Срок предоставления
Общий срок предоставления государственной услуги составляет 27 рабочих дней:
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
Граждане Российской Федерации, имеющие место жительства или пребывания в Санкт-Петербурге, закончившие образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получившие документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступившие на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3-х лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования, в случае:
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Основание для приостановления предоставления государственной услуги — временный перевод заявителя в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством, на работу, не предусматривающую предоставление ежемесячной денежной компенсации.
Основание для прекращения предоставления государственной услуги — утрата заявителем права на получение ежемесячной денежной компенсации, в том числе в связи с достижением трехлетнего стажа педагогической работы более 3-х лет, либо в связи с тем, что место работы не является основным.
Основание для отказа в предоставлении услуги — отсутствие у заявителя права на получение ежемесячной денежной компенсации, в том числе в связи с тем, что педагогический стаж работы более 3-х лет, либо в связи с тем, что место работы не является основным.
Порядок действий уполномоченной организации
I. Прием, проверка полноты предоставленных сведений и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Специалист подразделения МФЦ:
Специалист организационного управления Комитета:
II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о представлении документов (информации), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю
Специалист отдела ФБУ, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:
III. Рассмотрение заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятие решения Комитета о предоставлении либо об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации
Специалист отдела ФБУ, ответственный за подготовку проекта решения Комитета о предоставлении (или об отказе в предоставлении) ежемесячной денежной компенсации:
IV. Перечисление государственным образовательным учреждением ежемесячной денежной компенсации на счет заявителя
Специалисты бухгалтерии государственного образовательного учреждения, ответственные за перечисление денежных средств заявителям:
V. Принятие решения Комитета о приостановлении или прекращении предоставления ежемесячной денежной компенсации
Специалист отдела ФБУ, ответственный за подготовку проекта распоряжения о приостановлении или прекращении предоставления ежемесячной денежной компенсации:
VI. Передача (направление) заявителю уведомления о результате предоставления государственной услуги
Специалист Организационного управления:
VII. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Специалист ФБУ при выявлении в выданных в результате предоставления государственной услуги документах опечаток и ошибок:
Председатель Комитета:
Специалист ФБУ:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:
III. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица заявителя/в случае обращения представителя заявителя):
Основания для отказа в приеме документов:
Документы, выдаваемые заявителю
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие документы
Организации, принимающие решение по предоставлению
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц).
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке. Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.
Жалоба также может быть подана в вышестоящий орган — Правительство Санкт-Петербурга.
Жалобы на решения, принятые руководителем Комитета, подаются вице-губернатору Санкт-Петербурга — руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 №14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга».
Способы подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба может быть подана:
Подача жалобы осуществляется:
При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета (доменное имя сайта в сети «Интернет» — zakon.gov.spb.ru), портала (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gu.spb.ru). Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на портале посредством ЕСИА.
Порядок рассмотрения жалобы
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц рассматривается Комитетом.
Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).
Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета рассматривается вышестоящим органом.
МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Сроки рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.
Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.
В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга — руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (адрес: Смольный проезд, д. 1, литера Б, Санкт-Петербург, 191060, телефон: (812) 576-62-62), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на портале.
Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на портале.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитет подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом 02.05.2006 №59-ФЗ.